социологический подход к культуре предполагает что организующим началом жизни общества является
Социологический подход к пониманию культуры
Социологический подход к пониманию культуры
как творческую деятельность, овеществленную в духовности человека; как способ реализации его сущностных сил;
как совокупность социальных институтов, связанных с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, с социальными отношениями, складывающимися в процессе духовного производства и коммуникации по поводу культуры.
Многими учеными признается понимание культуры как совокупности практикуемых данным сообществом основных способов производства и взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов, бытующих обычаев и других регуляторов повседневной жизни.
Понятие «культура» трактуется:
как освоение и гуманизация человеком природы, общества и самого себя;
как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражающийся в способах организации жизни людей и создании ими материальных и духовных благ;
как совокупность всех видов преобразовательной деятельности, и даже как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.
Социологическое исследование культуры предполагает ее системное рассмотрение в многообразии проявлений и во взаимосвязи с различными явлениями и процессами социальной действительности. Характерными особенностями культуры, в целом, могут считаться ее системность, целостность, историчность.
Американский исследователь Т. Парсонс рассматривал культуру как результат духовных и материальных достижений человечества, которые, в свою очередь, обусловлены действиями на уровне двух систем: социальной (в ее основе лежат действия людей в целях самосохранения человечества, как биологического сообщества, в условиях общественной среды) и культурной (системы, лишенной биологической обусловленности, являющейся ведущей по отношению к первой системе, обладающей свойствами нормативности, символичности и саморазвития, совершенствования).
Развитие различных культур и культуры происходило в тесной взаимосвязи с процессами взаимодействия внутренних элементов социальных систем и их взаимодействия с внешней средой. Историчность культурного развития нашла выражение в появлении целой палитры «культур», которые, в свою очередь, характеризуются многообразием форм проявления. Анализируя различные типы культур, их национальные особенности, можно выявить сходство и различие, в том числе в глобальных масштабах (в частности, то, что культура является непременным атрибутом общества), а также в конкретных формах и видах ее проявления.
Рождение и развитие культуры было обусловлено процессом развития того или иного общества, ею пронизана вся человеческая деятельность, она входила в процесс освоения человеком природы и установления отношений между членами общества, служила средством социализации человека. Необходимо отметить, что образование становится необходимым атрибутом культуры, последняя же рассматривается как социальный процесс и способ существования социума. Любой социум является целостной и устойчивой общностью благодаря взаимосвязанности социальных процессов и явлений, базирующихся на едином культурном основании, сущность которого составляют традиции, нормы, иерархия ценностей. Развитие последних в большей степени обусловлено преемственностью. Кроме того, культура включает в себя особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык и способы передачи (посредством обучения, подражания, воспитания) жизненного опыта через поколения. Культура относится ко всему, что усваивается людьми в обществе, составляет часть познанного поведения.
Таким образом, мы рассматриваем культуру как исторически сложившуюся совокупность социальных норм и ценностей общества, а также специфическую и генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров во взаимодействиях людей между собой и со средой существования, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности данной общности.
Культура играет, безусловно, важную роль в жизнедеятельности общества, которая заключается, прежде всего, в том, что она выступает как средство аккумуляции (накопления), сохранения и трансляции человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется посредством ряда функций.
В социологической литературе выделяют несколько функций культуры, главной их которых признается воспитательная (человекотворческая, гуманистическая). Именно культура делает человека человеком, членом общества, личностью в результате социализации. Этот процесс неразрывно связан с усвоением индивидом языка, социальных норм, традиций, обычаев, обычаев, символов, знаний. Уровень культуры личности связан с ее социализированностью и зависит от степени приобщения к культурному наследию и степени развития индивидуальных способностей. Сказанное достигается в процессе воспитания.
Принято говорить также об интегративной функции культуры. Приобщение человека к культуре своего народа сплачивает его с другими представителями, формирует чувство общности, принадлежности к одному народу, религии, группе, организации. Однако параллельно может формироваться и чувство обособления, разделения на «свои-чужие», что может стать причиной конфликтов. Поэтому наряду с интегративной функцией культуры выделим и дезинтегративную функцию.
Помимо вышеназванных функций различают:
ценностно-ориентационную (культура фиксирует определенную систему ценностей, в рамках которой как «в системе координат» протекает жизнедеятельность общества и личности);
информационную (трансляция социального опыта, знаний, наследование, стабильность);
коммуникативную (социального общения, культура обеспечивает адекватность взаимопонимания);
прогностическую (усвоение культурных образов, норм делает поведение человека в какой-то степени предсказуемым, соответственно в своей культуре он знает чего можно ожидать в той или иной ситуации от других людей);
нормативно-регулирующую функцию (культура выступает как средство социального контроля за поведением человека);
адаптационную функцию (по мнению антропологов, культура питания, жилища, ухода за телом, поддержания здоровья и др. позволяют индивиду адаптироваться к своей географической среде, другими словами, выжить, приспособившись к трудным, например, климатическим, условиям: жители севера шьют одежду из оленьей шкуры, потому что она идеально согревает и позволяет сохранять тепло, пастухи в горах на Кавказе мастерят папахи из овчины, потому что они «идеальны» для их условий, аборигены имеют такие адаптационные навыки, как умение ориентироваться по деревьям, солнцу, следам зверей). Медики пришли к выводу, что мигранты не могут быть долгожителями. Шанс дожить до 100 лет есть только у коренных жителей: когда в данной местности живет не одно поколение, с течением времени у каждого нового поколения в организме вырабатываются микроэлементы, позволяющие организму противостоять болезням, стрессам. Рацион питания, одежда, вид жилища максимально адаптированы к жизни в данной среде.
Познавательная функция культуры.
Кроме того, ученый стремится устранить единичное и неповторимое, выявить общее и существенное в объектах исследования. И порой он не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом ему помогает художник, поскольку для искусства важно не только типическое, но и уникальное, неповторимое, единичное. Поэтому искусство не дублер науки, не простой иллюстратор и популяризатор ее достижений, а самостоятельный исследователь жизни, ведущий свой поиск истины.
Особенности социологического подхода к анализу культуры
1)Особенности социологического подхода к анализу культуры.
Социологический подход рассматривает культуру как условие организации жизни и образования общества. Система ценностей любого общества является своеобразным организующим началом. Люди самостоятельно создают ценности, которые и определяют в дальнейшем ход развития общества, то, что создано человеком, начинает им управлять. Социология рассматривает 3 подхода в изучении культуры:
Предметный (данный подход изучает культуру как систему способную регулировать жизнь в обществе с помощью ценностей, норм и т.д.)
Функциональный (данный подход изучает и выявляет способы удовлетворения потребностей человека в процессе его умственной деятельности)
Институциональный (данный подход изучает единицы и формы организации и взаимодействия людей)
Социологический подход изучает внешние аспекты культуры, такие как структура и функции.
Воспитательная (главная функция культуры, с помощью этой функции человек формируется как личность, как член общества)
Интегративная (эта функция формирует у человека чувство общности, со своим народом, религией, группой и организаций)
Дезинтегративная (противоположная функция, помогает разделять на «своих «и «чужих»)
Ценностно-ориентационная (рассматривает жизнедеятельность общества и личности в рамках определенной системы ценностей)
Информационная (передача опыта, знаний и т.д.)
Прогностическая (соответствие той или иной культуре делает поведение человека отчасти предсказуемым)
Нормативно-регулирующая (культура является регулирующей силой поведения человека)
Адаптационная (адаптация к географической среде)
2)Социальные ценности как средство регулирования поведения людей в обществе.
Социальные нормы характеризуются индивидуальностью( относятся к тем, кого это касается), являются обязательными для исполнения, так же характеризуются наличием наказания за несоблюдение норм поведения. Действие социальных норм направленно на установление необходимого состояния социальных отношений, в том числе и с помощью принуждения.
Социальные нормы являются:
Индивидуальными правилами поведения людей, показывая, какими должны в идеале быть поступки
Правилами поведения человека в общем
Обязательными правилами поведения, которые обеспечены принудительными мерами воздействия
Виды социальных норм
Социальные нормы разделяют по 2м критериям:
По способу формирования (создания)
По способу действия (охрана, защита)
В соответствии с данными критериями выделяют такие виды социальных норм:
Нормы морали (нравственности, этики)-устанавливаются обществом в соответствии с представлениями о том «что такое хорошо, а что такое плохо», регулируются общественным мнением и внутренними убеждениями.
Религиозные нормы-устанавливаются вероучениями, регулируются канонами.
Нормы общественных организаций (корпоративные нормы)-устанавливаются различными организациями, регулируются мерами общественного воздействия, прописанными в уставе организации.
Нормы права-устанавливаются государством, выражены в нормативных и правовых актах, государство обеспечивает принуждение в случаях посягательств на нормы права.
3)Культурное многообразие. Субкультура и контркультура.
Контркультура-это субкультура, которая не только отличается от основной культуры, но и противостоит установленным ценностям.
Возникновение контркультуры нормальное явления и достаточно распространенное. Главенствующая культура, упорядочивает лишь часть явлений и процессов, происходящих в обществе, то, что остается делиться между субкультурой и контркультурой. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.
Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.
Тема: Культурология как наука и учебная дисциплина. К собственно культурологическим методам не относится индукция и дедукция
К собственно культурологическим методам не относится …
индукция и дедукция | |
структурно-функциональный подход | |
герменевтический подход | |
компаративный подход |
ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
Использование достижений исторического знания в культурологии обосновано тем, что культура …
имеет временную протяженность | |
создана прежними поколениями | |
включает памятники прошлого | |
равнозначна традиции |
ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии
исследует процесс функционирования культуры в обществе | |
выявляет динамику развития групповых культур | |
разрабатывает теоретические подходы к исследованию культуры | |
выявляет особенности культуры различных исторических эпох |
ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии
Социологический подход к культуре предполагает, что организующим началом жизни общества является …
система ценностей | |
правовая система | |
совокупность религиозных представлений | |
экономика |
ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания
В основе античного понимания культуры лежит …
идеал человека-гражданина | |
признание равенства всех людей перед богом | |
представление о ее знаковой природе | |
противопоставление аполлоновского и дионисийского начал |
Решение:
Античное понимание культуры гуманистично, в его основе лежит идеал человека, то есть человек-гражданин, подчиняющийся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обязанности, человек-воин, защищающий его от неприятеля, человек, способный наслаждаться прекрасным.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 26.
ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.
По мнению Н. Я. Данилевского, …
азиатские цивилизации нельзя рассматривать как застойные | |
прогресс культурно-исторического типа определяется развитием идеи, данной богом во всех сферах бытия | |
прогресс свойственен только европейской культуре | |
исторический процесс охватывает все страны и народы |
Решение:
Н. Я. Данилевский не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия и Китай или африканского Египта.
Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую он должен развивать во всех сферах своего бытия.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 52-53.
В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на …
оценке действительности с утилитарной точки зрения | |
скептицизме | |
поклонении Абсолюту | |
подчинении всех сторон жизни религии |
Решение:
В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 77.
Герменевтическое понимание культуры, по мнению В. Дильтея, не предполагает …
логического анализа | |
сопереживания | |
сочувствия | |
эмоциональной настроенности |
ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры
Под культурной нормой понимается …
правило, обязательное для исполнения социальных ролей | |
система запретов, установленная государством | |
неизменяемое и всеобщее правило | |
система, препятствующая свободе личности |
ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры
К основным типам знаков и знаковых систем не относятся …
топографические | |
естественные | |
функциональные | |
иконические |
ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры
Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …
трансформации уже существующих форм | |
возникновению новых феноменов | |
теоретическому моделированию | |
накоплению исторического опыта |
ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия
Характеристикой субъекта культуры, выделяющей его из природного мира, не является …
социальность | |
сознательность | |
воспитанность | |
креативность |
Решение:
Каждому аспекту жизни людей можно отыскать аналог в животно-природном мире. Наиболее существенное значение для определения человека вообще, человека культурного и субъекта культуры имеют сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях).
Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высшее образование; 2005. – С. 85, 88.
ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры
Часть общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе, называют …
субкультурой | |
экономической культурой | |
религиозной культурой | |
профессиональной культурой |
ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры
Для западного склада ума характерны …
логическое развитие мысли | |
практическая направленность | |
поэтические обороты и фантастические образы | |
сосредоточенное погружение в себя |
ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры
В средневековой культуре греховной считалась …
телесная красота | |
куртуазная литература | |
книжная миниатюра | |
любовь к Богу |
ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре
Фактором, способствовавшим централизации государства, но вместе с тем обособлявшим русский народ от других народов Европы и Азии являлось …
православие | |
географическое положение | |
экономическая отсталость | |
язычество |
ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности
Установите соответствие между достижениями в области материальной культуры и эпохами истории человеческого общества:
1) появление костяной иглы с ушком
2) появление лука и стрел;
3) возникновение земледелия.
палеолит |
мезолит |
неолит |
энеолит |
ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока
Характерной формой правления на Востоке является …
деспотия | |
тирания | |
олигархия | |
диктатура |
Решение:
Организация общества на Востоке всегда связана с централизованным государством, имеющим деспотическую монархию – такую форму правления, при которой монарх не только имеет абсолютную власть, но и обожествляется.
Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) : учеб. пособие / А. Н. Быстрова. – М. : Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск : ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – С. 248.
ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Декамерон»;
2) «Поцелуй Иуды» (капелла дель Арена в Падуе);
3) «Весна».
Джованни Боккаччо |
Джотто ди Бондоне |
Сандро Боттичелли |
Данте Алигьери |
ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России
Для политики советской власти в сфере культуры не характерен(—но)…
мировоззренческий плюрализм | |
диктат | |
монополизм | |
доминирование марксизма-ленинизма |
ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Автором «Опытов» и приведенных афоризмов является французский философ …
Мишель де Монтень | |
Жан Фуке | |
Франсуа Рабле | |
Пьер де Ронсар |
ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Главными темами философских рассуждений представителя французского свободомыслия XVI в. являются …
человек | |
природа и общество | |
политическое устройство | |
научное мировоззрение |
ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Направлением в европейской литературе, появившимся под влиянием «Опытов», является …
Решение:
«Опыты» дали название новому направлению в европейской литературе – эссеистике (от фр. еssai – опыт).
ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».
Описанная ситуация характерна для русской иконописи _________ века, когда и была создана представленная икона «Троица».
XVII | |
XVIII | |
XVI | |
XV |
Решение:
В XVII веке в русской иконописи столкнулись две тенденции: стремление сохранить древнюю традицию и приблизить икону к реальности.
ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».
Русская иконопись отразила такие противоречия рассматриваемого столетия, как противоборство …
традиции и требований современности | |
церковного и мирского начал | |
русской и западной культуры | |
византийской и русской традиции |
Решение:
Основными противоречиями XVII в. были противоборство традиции и требований современности, духа церковного и духа мирского.
ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
С. М. Соловьев писал: «Эпоха петровских преобразований подготавливалась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое».
В искусстве основные противоборствующие тенденции эпохи ярче всего проявились в иконописи. Ведь по назначению своему икона оставалась прежде всего моленным образом. И церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма.
Однако наиболее мыслящие художники, любители искусства… считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность».
На фото представлена «Троица», написанная …
симоном ушаковым | симон ушаков | ушаковым | ушаков | |
Решение:
Икона «Троица» была написана Симоном Ушаковым в 1671 г. и отразила соединение традиций и новаций в русской иконописи XVII в. (традиционная иконография и светотеневое моделирование формы, объемность изображаемых ликов).