социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

Социальная философия – учение об обществе. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы жизни общества.

Общество, с философской точки зрения, это особая надприродная реальность, включающая человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения. Общество – это развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности. Особенность общества в том, что в своей деятельности люди вступают в определенные отношения друг с другом, общественные отношения, совокупность которых образует социальную сторону их деятельности – устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность общества.

Общество – это живая динамическая система, находящаяся в состоянии непрерывного обмена с внешним миром веществом, энергией, информацией. Согласно системному подходу, общество состоит из четырех сфер жизни: материальной, духовной, социальной и политической. Обратимся к краткому анализу отмеченных сфер общественного устройства.

1. Материальная сфера жизни общества. Как правило, при выявлении сути материальной сферы жизни общества обозначаются различные явления экономического, материально-производственного характера. Однако существует комплексное видение материальной сферы, состоящее из ряда компонентов: труда, способа производства материальных благ и механизма функционирования материально-производственной сферы в целом. Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества.

2. Социальная сфера жизни общества. Центральными понятиями социальной сферы жизни общества являются социальные общности и их взаимосвязи. Под социальной общностью подразумевается совокупность людей, объединенная устойчивыми социальными связями и отношениями, имеющая ряд общих признаков. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения т. п. составляющих людей. Социальная общность воплощается в определенном сходстве, идентичности черт личности, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании определенных социальных типов». Совокупность социальных общностей представляет собой социальную структуру общества. Примером одной из масштабных социальных общностей является народ. Это большая группа людей, объединенная местом своего пребывания, языком, культурой и другими материально духовными ценностями, исторически сформированная в слои и категории общества, участвующие в решении задач социального развития, а также этнические типы общностей – племен, народностей, наций. Народ – это социальная реальность.

3. Политическая сфера жизни общества. Политическая сфера жизни общества включает в себя комплекс вопросов о политической системе, отношения по поводу власти, ее приобретения, удержания и использования. История понимания политической сферы начинается с философских идей древних греков. Аристотель в трактате «Политика» объяснил политику как сознательную форму объединения людей ради достижения общего блага. Политика существует для того, чтобы обеспечивать целостность, социальную гармонию в обществе, общественную интеграцию, согласование интересов всех субъектов отношений. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, характеризующийся способностью и возможностью субъекта подчинить своей воле поведение объекта. Под политической властью понимают способность и возможность субъекта проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике.

4. Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу духовных ценностей. Ее центральными категориями являются компоненты духовного производства, духовного потребления и духовного развития. Духовными ценностями являются предметы культуры и искусства, а

также знания людей, наука и принципы морального развития. Духовным производством назовем духовную деятельность человека, направленную на формирование духовных ценностей. В такой ситуации индивид выступает как объект и как субъект духовно-производственных процессов. При этом человек формируется как личность, проникая в систему образования и воспитания, саморазвития. Функциями духовного производства являются духовная деятельность по совершенствованию всех сфер жизни, производство духовных ценностей, создание прикладных и фундаментальных идей, распространение знания об этих идеях в социуме, формирование общественного мнения и духовных потребностей, побуждающих людей к творчеству, духовной активности. Видами духовного производства можно назвать науку, искусство и религию.

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

(УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ)

1. Понятие общества.

2. Основные сферы жизни общества.

3. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы:

— формационный (Маркс, Энгельс, Ленин);

2. К основным сферам жизни общества относятся: эко­номическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Это базовая, определяющая сфера в жизни общества, включающая в себя производство, распределение, обмен, потребление материальных благ.

Значение экономической сферы жизни общества состоит в том, что она создает материальную базу существования общест­ва; способствует решению проблем, стоящих перед обществом; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политику; непосредственно дейст­вует на духовную сферу.

Социальная сфера представляет собой систему внутренне­го устройства общества (социальные группы, народности, нации и т.п.), основанную на разделении труда, собственности на сред­ства производства и национальном факторе. Социальная сфера, таким образом, включает в себя деление населения по возрас­тным, половым, национальным, профессиональным, территори­альным и другим признакам (например, люди города и деревни, представители умственного и физического труда, мужчины и женщины, молодежь и старики). Между различными элемента­ми социальной сферы могут быть отношения сотрудничества, конфликта, классовой борьбы.

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

Высшим уровнем объединения и сотрудничества социаль­ных групп является гражданское общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие зада­чи, уважают законы, обычаи и традиции.

Характерными для развития современного общества тен­денциями являются, во-первых, превращение его в более одно­родное, когда стирается разница между стратами, и, во-вторых, усложнение структуры, т.е. дробление страт на малые группы.

Система взглядов, установок, принятых в обществе и от­ражающая интересы социальных слоев, составляет обществен­ную идеологию.

Общественное сознание имеет следующие формы: поли­тическое, правовое, моральное, научное, религиозное, эстетическое.

3. Философы в своих взглядах на историю развития обще­ства разделились на две группы. Первую группу составляют те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс. Вторая группа философов видит определенную логику в разви­тии общества, считая историю человечества целенаправленным, закономерным процессом. К данной группе относится большин­ство философов.

Среди особо популярных подходов к истории выделяются:

Каждая новая формация вызревает в недрах старой, отри­цает ее и затем уже отрицается сама более новой формацией. Каждая последующая формация является более высоким уров­нем развития общества.

Цивилизационный подход был предложен английским ис­ториком, социологом А.Тойнби (1889-1975). Он рассматривает цивилизацию как устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географиче­скими, историческими рамками.

История развития общества им рассматривается как про­цесс зарождения, жизни и гибели отдельных цивилизаций. Со­гласно этому подходу, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества и косвенно влияют на другие цивилиза­ции. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках. По мнению Тойнби, к основным цивилизациям относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), ки­тайская, индусская, исламская, христианская и др. Локальных цивилизаций Тойнби насчитывал около тридцати, в том числе русская, германская, американская и т.д.

Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой.

Культурологический подход был предложен немецким философом. Шпенглером (1880-1936). Культура, по его мне­нию, это совокупность материальной и духовной жизни, рели­гии, традиций данного общества. Культура зарождается, живет и умирает как автономная, самодовлеющая и замкнутая реаль­ность. Понятие «культура» в подходе Шпенглера близко поня­тию «цивилизация» Тойнби, но эти понятия не тождественны. Цивилизация в культурологическом подходе означает высший уровень развития культуры, завершающий период, предшест­вующий ее смерти.

Шпенглером было выделено восемь культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.

Кроме рассмотренных нами, существуют и иные философ­ские подходы, анализирующие историю развития общества как объективный и закономерный процесс.

Источник

записки сумасшедших редакторов

22. Социальная философия как учение об обществе:
Recent Entries | Archive | Friends | Profile | Previous Entry | Next Entry

Profile
записки сумасшедших редакторов
социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизниpalata_number_6

January 2010
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

January 12th, 2010

22. Социальная философия как учение об обществе @ 04:49 pm

22. Социальная философия как учение об обществе

Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии.

В философском плане общество выступает как одна из форм (причем высшая форма) движения материи, определяемая в своем генезисе развитием неорганической и органической природы на Земле; немалое значение, между прочим, имеет воздействие солнечной активности на социальные процессы, изучаемые в социальной философии. Общество есть одна из многих систем, причем она является открытой системой, подверженной воздействию более масштабных природных систем.

Социальная философия по своему содержанию (и по предмету) связана не только с разными философскими дисциплинами, но и с частными социальными, гуманитарными и естественными науками.

1) социальная философия, «основываясь на принципе антропоцентризма, исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом»;

2) «…прямой задачей социально-философской теории является понимание общества как особого самодостаточного коллектива взаимодействующих людей, обладающего универсальными законами организации и конкретными формами их проявления… Предметом изучения социальной философии является не только общество, но и социум, или социальность вообще, как особая неприродная, точнее, надприродная реальность (независимо от коллективных или индивидуальных форм ее проявления)»

(определение по философскому энциклопедическому словарю) Общество, в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедея­тельности людей. В узком смысле — определенный этап человеческой истории (обществ.-экономич. формаций, межформационные и внутриформацнонные историч. ступени, напр. докапиталистич. общество, раннефеодальное общество) или от­дельное, индивидуальное общество (социальный организм).

Источник

Тема 6.1 Учение об обществе (социальная философия)

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

1. Общество как объект философских исследований.

2. Общество: структура, признаки и особенности.

3. Основные сферы жизни общества.

4. Взаимосвязь человека, общества и природы

5. Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

6. Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.

7. Культура и цивилизация. Гражданское общество и правовое государство.

Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и

9. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.

1. Общество как объект философских исследований.

Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь об­щества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицет­воряли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом «идеальном» (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое(религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.

В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответ­ственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития об­щества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзмав понимании общества. Так, известный не­мецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия «абсолютной идеи» (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.

В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание обществаи его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ас­социация свободных тружеников.

В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели мес­то во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют рели­гиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократичес­кие концепции исторического процесса, космическое и экологическое тече­ния в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль ока­зал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) обще­ства и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и исто­рии дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей об­щественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская ме­тодология познания общественной жизни и исторического процесса.

социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

Что касается философии в России, то она всегда была историософи­ей, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Тра­диционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российс­кого общества и социального идеала (что воплотилось в понятии «русская идея»), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философс­кую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ле­нин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.

Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источ­ники и движущие силы, механизмы функционирования и развития об­щества, основные законы и формы общественной жизни.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социо­логия, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, куль­туры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научно­го знания (археология, история, политология, этнография и другие) они со­здают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. По­этому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и не­предсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими про­явлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле по­знанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизво­димы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идео­логических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истин­ность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важ­нейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.

Как область знания социальная философия выполняет, прежде все­го, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помо­гает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверх­сложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важ­нейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс обществокак специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.

2. Общество: структура, признаки и особенности. Его структура, признаки и

Источник

Социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *