социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни
Социальная философия – учение об обществе. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Общество, с философской точки зрения, это особая надприродная реальность, включающая человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения. Общество – это развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности. Особенность общества в том, что в своей деятельности люди вступают в определенные отношения друг с другом, общественные отношения, совокупность которых образует социальную сторону их деятельности – устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность общества.
Общество – это живая динамическая система, находящаяся в состоянии непрерывного обмена с внешним миром веществом, энергией, информацией. Согласно системному подходу, общество состоит из четырех сфер жизни: материальной, духовной, социальной и политической. Обратимся к краткому анализу отмеченных сфер общественного устройства.
1. Материальная сфера жизни общества. Как правило, при выявлении сути материальной сферы жизни общества обозначаются различные явления экономического, материально-производственного характера. Однако существует комплексное видение материальной сферы, состоящее из ряда компонентов: труда, способа производства материальных благ и механизма функционирования материально-производственной сферы в целом. Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества.
2. Социальная сфера жизни общества. Центральными понятиями социальной сферы жизни общества являются социальные общности и их взаимосвязи. Под социальной общностью подразумевается совокупность людей, объединенная устойчивыми социальными связями и отношениями, имеющая ряд общих признаков. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения т. п. составляющих людей. Социальная общность воплощается в определенном сходстве, идентичности черт личности, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании определенных социальных типов». Совокупность социальных общностей представляет собой социальную структуру общества. Примером одной из масштабных социальных общностей является народ. Это большая группа людей, объединенная местом своего пребывания, языком, культурой и другими материально духовными ценностями, исторически сформированная в слои и категории общества, участвующие в решении задач социального развития, а также этнические типы общностей – племен, народностей, наций. Народ – это социальная реальность.
3. Политическая сфера жизни общества. Политическая сфера жизни общества включает в себя комплекс вопросов о политической системе, отношения по поводу власти, ее приобретения, удержания и использования. История понимания политической сферы начинается с философских идей древних греков. Аристотель в трактате «Политика» объяснил политику как сознательную форму объединения людей ради достижения общего блага. Политика существует для того, чтобы обеспечивать целостность, социальную гармонию в обществе, общественную интеграцию, согласование интересов всех субъектов отношений. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, характеризующийся способностью и возможностью субъекта подчинить своей воле поведение объекта. Под политической властью понимают способность и возможность субъекта проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике.
4. Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу духовных ценностей. Ее центральными категориями являются компоненты духовного производства, духовного потребления и духовного развития. Духовными ценностями являются предметы культуры и искусства, а
также знания людей, наука и принципы морального развития. Духовным производством назовем духовную деятельность человека, направленную на формирование духовных ценностей. В такой ситуации индивид выступает как объект и как субъект духовно-производственных процессов. При этом человек формируется как личность, проникая в систему образования и воспитания, саморазвития. Функциями духовного производства являются духовная деятельность по совершенствованию всех сфер жизни, производство духовных ценностей, создание прикладных и фундаментальных идей, распространение знания об этих идеях в социуме, формирование общественного мнения и духовных потребностей, побуждающих людей к творчеству, духовной активности. Видами духовного производства можно назвать науку, искусство и религию.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ)
1. Понятие общества.
2. Основные сферы жизни общества.
3. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы:
— формационный (Маркс, Энгельс, Ленин);
2. К основным сферам жизни общества относятся: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Это базовая, определяющая сфера в жизни общества, включающая в себя производство, распределение, обмен, потребление материальных благ.
Значение экономической сферы жизни общества состоит в том, что она создает материальную базу существования общества; способствует решению проблем, стоящих перед обществом; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политику; непосредственно действует на духовную сферу.
Социальная сфера представляет собой систему внутреннего устройства общества (социальные группы, народности, нации и т.п.), основанную на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Социальная сфера, таким образом, включает в себя деление населения по возрастным, половым, национальным, профессиональным, территориальным и другим признакам (например, люди города и деревни, представители умственного и физического труда, мужчины и женщины, молодежь и старики). Между различными элементами социальной сферы могут быть отношения сотрудничества, конфликта, классовой борьбы.
Высшим уровнем объединения и сотрудничества социальных групп является гражданское общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, обычаи и традиции.
Характерными для развития современного общества тенденциями являются, во-первых, превращение его в более однородное, когда стирается разница между стратами, и, во-вторых, усложнение структуры, т.е. дробление страт на малые группы.
Система взглядов, установок, принятых в обществе и отражающая интересы социальных слоев, составляет общественную идеологию.
Общественное сознание имеет следующие формы: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное, эстетическое.
3. Философы в своих взглядах на историю развития общества разделились на две группы. Первую группу составляют те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс. Вторая группа философов видит определенную логику в развитии общества, считая историю человечества целенаправленным, закономерным процессом. К данной группе относится большинство философов.
Среди особо популярных подходов к истории выделяются:
Каждая новая формация вызревает в недрах старой, отрицает ее и затем уже отрицается сама более новой формацией. Каждая последующая формация является более высоким уровнем развития общества.
Цивилизационный подход был предложен английским историком, социологом А.Тойнби (1889-1975). Он рассматривает цивилизацию как устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История развития общества им рассматривается как процесс зарождения, жизни и гибели отдельных цивилизаций. Согласно этому подходу, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества и косвенно влияют на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках. По мнению Тойнби, к основным цивилизациям относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская и др. Локальных цивилизаций Тойнби насчитывал около тридцати, в том числе русская, германская, американская и т.д.
Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой.
Культурологический подход был предложен немецким философом. Шпенглером (1880-1936). Культура, по его мнению, это совокупность материальной и духовной жизни, религии, традиций данного общества. Культура зарождается, живет и умирает как автономная, самодовлеющая и замкнутая реальность. Понятие «культура» в подходе Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, но эти понятия не тождественны. Цивилизация в культурологическом подходе означает высший уровень развития культуры, завершающий период, предшествующий ее смерти.
Шпенглером было выделено восемь культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.
Кроме рассмотренных нами, существуют и иные философские подходы, анализирующие историю развития общества как объективный и закономерный процесс.
записки сумасшедших редакторов
22. Социальная философия как учение об обществе: |
Recent Entries | Archive | Friends | Profile | Previous Entry | Next Entry |
|