социализация в течение жизни институты и процессы
Понятие «социализация». Основные институты социализации. Стадии социализации.
В широком смысле социализация – это процесс и результат социального развития человека.
И. С. Кон полагал, что социализация – это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Институты социализации – это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида, считает Е. В. Андриенко.
Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным, экономическим состоянием.
Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как социальный институт имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организацию досуга.
В современном обществе все большее значение играют дошкольные детские учреждения, однако как объекты социально-психологического исследования они практически не изучались. В настоящее время нет лонгитюдных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.
Школа выполняет образовательные и социализирующие функции. Социализирующие функции проявляются в социальной дифференциации детей в свете их достижений, в эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей, в усвоении общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы. В школе ребенок имеет широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, что позволяет апробировать различные социальные роли на всех уровнях.
Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации, самоактуализации человека в интересующей его деятельности.
Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности.
Отечественная социальная психология полагает, что социализация личности происходит в процессе трудовой деятельности, что и служит основанием для классификации стадий: дотрудовая (охватывает период от рождения до начала трудовой деятельности), трудовая (период зрелости человека) и послетрудовая, считает Г. М. Андреева.
Трудовой период имеет очень условные границы. Особо значим вопрос о непрерывности образования, в том числе образования взрослых. Актуальным становится сотрудничество с акмеологией – наукой, изучающей закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Послетрудовая стадия вызывает много споров. Некоторые полагают, что бессмысленно говорить о социализации в период свертывания социальных функций (крайнее выражение идеи – десоциализация). Существует и прямо противоположная позиция, косвенным признанием которой является возрастная периодизация Э. Эриксона, выделившего период зрелости (после 65 лет).
А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Прохождение «микрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция).
Любой период начинается адаптации, представляющей усвоение и овладение общественными нормами, формами и средствами деятельности. Человек обучается быть личностью, что не происходит в случаях с фе-ральными людьми – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта (дети-маугли).
Индивидуализация вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Личность выступает как субъект общественных отношений, проявляет собственное «я».
Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которая в случае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.
Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми периодами складываются условия для кризиса развития личности. Согласно концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и возрастной аспект социального развития личности.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Контрольная работа: Социализация личности
Тема: Социализация личности
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.28K | Скачано: 91 | Добавлен 02.04.15 в 17:58 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Тула 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие социализации личности и её формы 4
2. Стадии социализации, её институты и механизмы 8
3. Тестовое задание 11
Список литературы 14
ВВЕДЕНИЕ.
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.
1. Понятие социализации личности и ее формы.
Социализация – это процесс становления и развития личности, состоящей в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе. Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. Социализация представляет собой двухсторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализацию можно назвать становлением социального Я.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Тем самым признаётся упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов.
Процесс социализации включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:
Можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
2. Стадии социализации, ее институты и механизмы.
Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Но велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.
На всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.
1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.
3. Механизм самопознания это темперамент, характер, способности, волевые качества, эмоции; мотивации. Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности, выражают индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.
3. Тестовое задание.
Структура направленности личности включает:
Выберите правильный вариант ответа.
Обоснуйте свой выбор.
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Направленность личности включают следующие структурные элементы:
1. Влечение – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность. Под действием эмоций нет четко поставленной цели.
2. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Данная форма направленности характеризуется осознаванием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
3. Стремление – возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент.
4. Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.
5. Склонность – характеризует направленность индивида на определенную деятельность, основой является интерес к тому или иному виду деятельности.
6. Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, на что ориентируется. Идеал может выступать как одна из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.
7. Мировоззрение – это система взглядов человека об окружающих людях, обществе в целом и внешнем мире.
8. Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами.
Направленность объединяет в себе всю систему отношений личности к самому себе, другим людям, внешнему миру, но это система отношений не остается замкнутой внутри самой личности, а постоянно взаимодействует с системой отношений других личностей в социальных группах и обществе в целом. Это взаимодействие формирует так называемую систему межличностных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения.
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003.
2. Социализация личности в обществе [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html
3. Этапы и механизмы социализации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/mehanizmy-socializacii.html
4.Структура направленности личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://studopedia.net/10_49037_struktura-napravlennosti-lichnosti.html
5.Социализация личности. Этапы социализации личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Социализация жизни
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социализация: что это?
Социализация – это процесс, который изучается в рамках социологии и социальной психологии для того, чтобы отразить проблему включенности личности в социальный опыт и в саму социальную структуру.
Социализация личности определяется как процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру. В результате могут происходить изменения как в самой структуре общества, так и в структуре каждой отдельной личности. Это может быть обусловлено социальной активностью каждого индивида и его личной мотивированностью к тому, чтобы прикоснуться к социальному опыту.
В результате данного процесса происходит усвоение социальных норм каждой группы, которая играет какую-либо роль в жизни индивида. Индивид усваивает образцы и нормы поведения, ценности, которые присутствуют в обществе. Все это попросту необходимо для того, чтобы в обществе осуществлялись все функции со стороны каждой группы, которая осознает свою ответственность и осведомлена о возможностях реализации.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всей ее жизни, но условно исследователи делят его на два основных этапа:
В жизни человека оба этапа играют важную роль. На первом этапе социализации он получает начальные навыки и знания о том, какие нормы и ценности необходимы для успешного функционирования в обществе. Касаясь второго этапа, индивид, то здесь индивид начинает более осмысленно относиться к явлениям и процессам, которые происходят в его жизни и за ее пределами. К тому же, он начинает придавать новые смыслы всему происходящему, поскольку у него уже есть навыки и некоторый накопленный опыт в жизни. Это важно, ведь его жизнь не начинается с чистого листа, но и предыдущие понятия еще не до конца закрепились. В процессе вторичной социализации индивид начинает в большей степени самосовершенствоваться, постигать самого себя, развиваться как в физическом, так и в душевном планах.
Таким образом, социализация оказывает серьезное влияние на жизнь человека. Именно благодаря ей он не ощущает себя отстраненным от всего остального мира, и у него нет ощущения, что он не знает даже элементарных правил и норм поведения. Другой вопрос заключается в том, что индивид сам должен желать проходить через все этапы социализации. Это значит, что он не может просто взять и бросить свое обучение или совершенствование на каком-то этапе жизни, поскольку социализация – это процесс непрерывный. Поэтому на человека необходимо оказать внимание извне, мотивировать его и помогать ему совершенствоваться, чтобы он чувствовал себя полноценной частью окружающей среды.
Готовые работы на аналогичную тему
Роль социализации в жизни человека
Человек может стать полноценной личностью лишь в процессе своего общения с другими членами общества. Он постепенно развивает те возможности, которые изначально были заложены в его биологической природе, но не могли до конца проявиться, поскольку он не владел достаточными навыками и механизмами развития своих способностей. Социализация начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Она осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Основой социализации являются следующие процессы:
Очень большую роль в социализации личности играют воспитание и обучение, а также способности к самосовершенствованию и самообразованию. Необходимо понимать, что никакие внешние условия не могут оказать решающего влияния на социализацию человека, и что для этого необходимо проявление его личного стремления. Человек должен быть замотивирован, обладать волей и внутренней раскованностью, а также духовной свободой.
Социализация играет очень важную роль в жизни человека. В рамках этого процесса индивид включается в мир человеческой культуры. Он начинает осваивать язык и иные способы передачи информации, обращения с предметами. Также индивид овладевает социальными нормами и правилами, программами поведения и постепенно становится и потребителем, и носителем, и творцом новых культурных явлений. Тем не менее, полностью все результаты культуры человек, увы, не способен. Поэтому он должен выбрать отдельные сферы, которые наиболее интересны ему, и в рамках которых он может полноценно удовлетворить свои потребности. В силу того, что каждая личность обладает индивидуальным выбором, то у нее есть особый диапазон культурных достижений человечества. Благодаря социализации у человека развивается кругозор, он интересуется происходящим вокруг него, при этом акцентируя внимание на отдельных сферах, которые наиболее значимы для него, и которые он само может изменить как в лучшую, так и в худшую стороны.
В целом, без социализации и ее механизмов невозможно воспитать полноценную личность, так как это практически невозможно без наличия представления о нормах и ценностях, а также о тех правилах и понятиях об общении с окружающими людьми и способностях налаживать коммуникационные сети.
Жизнь человека строится из его действий, а также из событий, которые окружают его, и из людей, с которыми он обменивается опытом и знаниями. Сюда относится, прежде всего:
Все они оказывают влияние на человека, но чтобы стать их полноценной частью, необходимо принять общие нормы и ценности, и это должен быть осознанный конформизм.
Если человек намеренно игнорирует ценности, проявляет к ним негативное отношение, то это поведение называется асоциальным. Зачастую это делается для того, чтобы показать свою позицию, попытки отстоять ее, но они не венчаются успехом, так как за нарушение общих правил поведения со стороны общественности и государства человек может получить серьезное наказание.