социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека
Социализация личности на протяжении всей жизни человека
Социализация – социально-психологический феномен; впервые на него обратил внимание Г. Тард. А. Ф. Гидденс употребляет эту категорию в качестве обозначения развития.
Многогранность понятия
В рамках отечественной психологии
Социализация личности – это включение индивида в систему отношений и воспроизводство этих отношений. В нее включаются адаптация к новым условиям, усвоение норм и ценностей, а затем их перевод во внутренние регуляторы поведения. В ходе воспитания ребенка происходит целенаправленное воздействие системы знаний и норм, с помощью этого планомерного процесса происходит управление социализацией. Несмотря на схожесть этих понятий, имеется ряд отличий воспитания от социализации.
Особенности социализации, ее отличие от других процессов
– стихийность и неорганизованность;
— непредсказуемость влияния внешней среды;
— возрастающая самостоятельность индивида в выборе социальных ценностей, сред обитания.
Стадии социализации, выделенные отечественными психологами
Человек на протяжении всего своего существования усваивает новый опыт; по мнению отечественных психологов, этот процесс происходит в ходе трудовой деятельности и включает в себя три стадии:
— дотрудовая (которая подразделяется на раннюю социализацию – до 7 лет, и стадию обучения – период маргинальности и концептуальной социализации);
Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека
Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социализация происходит на протяжении всей жизни человека.
2) Каждый возрастной этап социализации сопровождается полным отказом от полученных в предшествующий период знаний и навыков.
3) Единственным периодом социализации является детство.
4) Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.
5) Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества.
1) Социализация происходит на протяжении всей жизни человека. Да, верно, человек с рождения и до смерти усваивает новый социальный опыт.
2) Каждый возрастной этап социализации сопровождается полным отказом от полученных в предшествующий период знаний и навыков. Нет, неверно полного отказа не происходит, хотя периодически случается ресоциализация и десоциализация личности.
3) Единственным периодом социализации является детство. Нет, неверно, она длятся всю жизнь.
4) Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми. Да, верно, речевое и неречевое общение обеспечивает коммуникацию между индивидом и агентами социализации.
5) Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества. Да, верно, новые социальные процессы и явления требует адаптации к ним и интеграции в новую социальную реальность, что в свою очередь требует дифференциации институтов социализации. Например, в традиционном обществе часто единственным агентом, который обеспечивал обучение профессиональным навыкам выступали родители или мастер, а в современном обществе существует сложная система общего и профессионального образования.
Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ре-социализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).
5. Духовный мир человека
Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);
5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;
8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Основные этапы социализации личности: стадии, когда завершается процесс, таблица
Под социализацией понимается процесс становления индивида как члена общества. Чтобы стать частью социальной структуры, занять в ней свое положение (получить статус) с соответствующими функциями (социальной ролью), надо усвоить нормы и ценности, существующие в данном обществе.
Таким образом, успех социализации зависит от того, насколько прочно в человеке укоренились социальные навыки. Это означает, что должны проявиться следующие факторы:
Что важнее при становлении личности – генетическая предрасположенность или социальное влияние?
Когда человек только появляется на свет, он представляет собой беспомощное существо, способное выжить только в окружении людей.
С первого момента его жизни о нем начинают заботиться, тогда же начинается и процесс социализации. С ребенком разговаривают, ему дают имя, одевают – эти действия носят общественный характер. Как успешно малыш начнет развиваться, во многом зависит от воспитания.
Однако каждый человек рождается с определенной генетической предрасположенностью. Это касается не только внешности и здоровья, но и некоторых личностных качеств – темперамента, каких-то черт характера и способностей. В процессе социализации они начинают себя проявлять.
Ученые давно пытаются разобраться с вопросом, что играет более важную роль в проявлении личностных черт: генетика или воспитание? Найти ответ непросто, поскольку на поведение человека одновременно влияют оба фактора. Порой они так переплетены, что невозможно провести четкую границу между ними.
На этом фоне более важным становится не проблема того, что играет ведущую роль в формировании личности, а что второстепенную, а того, наследственность и социум взаимодействуют друг с другом в этом процессе.
Можно говорить о двух отправных точках нашего личностного развития – с одной стороны, это генетический код, доставшийся нам по наследству от предков, с другой – социокультурная среда, в которой мы находимся сейчас.
Этапы социализации
Становление и развитие личностных качеств происходит в течение всей человеческой жизни. Но в разные периоды этого пути существуют свои особенности социализации. Есть прямая связь между нею и жизненными циклами человека. Специалисты выделяют два основных периода данного процесса:
В этот период огромную роль в процессе социализации играет непосредственное окружение человека, в первую очередь – семья. Их называют агентами первичной социализации.
Становление личности происходит под большим влиянием эмоционально окрашенных связей. В человеке только формируются такие качества, как самостоятельность мышления, уверенность в себе, независимость, умение отстаивать свои взгляды, ответственность. Складывается мировоззрение, идет развитие ценностного мира.
Это дотрудовая стадия социализации, когда основное занятие человека – учеба, приобретение знаний и навыков. Важное место занимает воспитательный процесс.
Этапы вторичного периода:
Этот период делится на две стадии – трудовую и послетрудовую. В молодости, зрелости и первой половине пожилого возраста человек активно участвует во всех процессах, происходящих в обществе.
На этом этапе важную роль приобретают социальные институты, которые оказывают основное влияние на социализацию. Среди них основополагающими являются государство, СМИ, армия, церковь, трудовые коллективы, социальные службы. Их называют агентами вторичной социализации.
Во вторичный период индивид уже имеет свое четко определенное место в социальной структуре, обладает статусным набором, диктующим ему модели поведения. Это наиболее активное и плодотворное время в жизни человека.
Послетрудовой этап характеризуется снижением социально-активной деятельности. Уже сложившаяся целостная личность может уделить больше внимания себе и близким. Социализация этого периода вновь связана с важностью ближайшего окружения для человека.
Этапы социализации личности
Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Этапы социализации
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.
Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
Этапы социализации по Колбергу
Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:
Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.
Стадии социализации
Понятие о стадиях социализации в системе психологического знания имеет свою долгую историю. Наиболее подробно данное понятие рассматривалось в системе фрейдизма, поэтому в этой же системе знаний началось и определение стадий. Психоанализ утверждает, что особое значение в развитии личности возлагается на период раннего детства.
Исходя из этого, психоанализ рассматривает социализацию как процесс, который хронологически совпадает с периодом раннего детства.
Существует и другая точка зрения — в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки стадий расширены — в одних работах до периода отрочества, в других — до периода юности.
Таким образом, можно сказать, что социализация в периоды детства, отрочества и юности считается общепринятой.
Однако споры и дискуссии по поводу других последующих стадий все еще идут. Принципиальность вопроса состоит в том, продолжается ли в зрелом возрасте социализация, а соответственно и усвоение окружающего опыта. В последние годы все чаще и чаще на этот вопрос дается положительный ответ.
Например, отечественная психология сделала акцент на то, что данный процесс подразумевает прежде всего усвоение социального опыта в процессе трудовой деятельности. Если принять это утверждение, то соответственно можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Теперь давайте поговорим подробнее о каждом из этапов.
Дотрудовая стадия
Эта охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода – ранней социализации и обучения.
Стадия ранней социализация охватывает период от рождения ребенка и до поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства.
Стадия обучения включает весь период юности, который состоит в основном из времени, проведенного в школе. Входит ли в период юности обучение в ВУЗе или техникуме? — спорный вопрос. Если критерием выделения стадий считается трудовая деятельность, то ВУЗ, техникум и прочие формы образования никак не могут быть отнесены к трудовой части.
С другой стороны, в учебных заведениях подобного рода специфика обучения отличается от обучения в средней школе, тем более, что в последнее время обучение в ВУЗах и техникумах достаточно часто сопряжено с трудовой деятельностью, поэтому этот этап жизни человека не совсем корректно рассматривать в разрезе школьной социализации. На сегодняшний момент вопрос все еще открыт, так как является достаточно важным и актуальным, ведь студенчество – одна из самых весомых социальных групп общества.
Трудовая стадия
Трудовая стадия охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека.
Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения данного процесса в период трудовой деятельности.
Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.
Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.
Трудно согласится с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта.
Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Трудовая социализация приобретает особое значение в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых.
При такой постановке вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, во взаимодействии с педагогикой, а точнее с трудовым воспитанием.
В последние годы становятся актуальными исследования по акмеологии — науки о зрелом возрасте.
Послетрудовая стадия
Этот этап представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными.
Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место. Прежде всего увеличивается его удельный вес.
Пенсионеры в значительной степени сохраняют свой трудовой потенциал, поэтому не случайно сейчас стремительно развиваются такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии. Существуют две противоположные точки зрения — одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его функции сворачиваются.
Исходя из этого, указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства.
Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации» (сознательный отказ или утрата вследствие каких-либо внешних факторов индивидом усвоенных ранее ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни), наступающей, как следствие завершения процесса.
Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста.
В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является теория развития личности Эриксона. Данная теория насчитывает восемь возрастов человека — младенчество, ранее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость.
Лишь последний из возрастов – «зрелость», который начинается после 65 лет, может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение.
Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения их развития. При этом открытых, спорных, дискуссионных вопросов остается еще очень много.
Это связано с тем, что сфера социализации не имеет достаточного количества не только экспериментальных исследований, но и теоретической разработки, хотя это никак не умаляет ее значения.
25. Социализация личности, понятие и этапы
Социализация
личности –
это процесс вхождения каждого индивида
в социальную структуру, в результате
которого происходят изменения с самой
структуре общества и в структуре каждой
личности.
Это обусловлено социальной
активностью каждого индивида. В результате
данного процесса усваиваются все нормы
каждой группы, проявляется уникальность
каждой группы, индивид усваивает образцы
поведения, ценности и социальные нормы.
Все это крайне необходимо для успешного
функционирования в любом обществе.
Этапы
социализации личности.
Процесс
социализации личности проходит
в своем развитии три основные фазы.
Только
последовательное протекание всего
процесса может привести к благополучному
завершению всего процесса.
Сам процесс
социализации включает основные этапы
социализации личности.
Современная социология способна решать
данные вопросы неоднозначно. Среди
основных стадий можно выделить: дотрудовую
стадию, трудовую стадию, послетрудовую
стадию.
Основные этапы
социализации личности:
Рассмотрим
данный процесс в зависимости от возраста
более подробно на каждом этапе.
Именно
юные годы наиболее активно используются
для становления в собственной жизни и
выбора социального сообщества.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
Этапы социализации
На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.
В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности.
Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной — освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.
Этапы социализации:
1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.
2) стадия индивидуализации— появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения.
В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы.
Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;
К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации — семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный» в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные — ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.
Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями.
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет.
Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.
Этапы социализации — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Этапы социализации» 2017, 2018.
Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения… [читать подробнее].
Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать… [читать подробнее].
Большинство социологов предполагают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. Сторонники менее распространенной точки зрения считают, что социализация завершается периодом взросления, зрелости. В связи с этим, вопросы этапов и стадий… [читать подробнее].
Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нормах мышления и поведения. Однако не следует считать, что на этом этапе личность… [читать подробнее].
Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем… [читать подробнее].
Социализация личности, ее фазы и этапы (стр. 1 из 5)
Проверила: Изиляева Л.О.
Введение
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт.
Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира.
Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Тема моей контрольной работы: «Социализация личности, ее фазы и этапы». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее фазы и этапы.
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.
Понятие «Социализация личности»
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться.
Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения.
Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых.
Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью.
Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.
Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы.
В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры.
Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.[1]
В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека.
Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации.
Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом.
Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.[2]
Социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда.
Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей.
Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.
Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Фазы и этапы социализации личности
Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.
Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.
И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д.
Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу.
Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.
Есть и другие точки зрения.[3]
Детство
В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых.
Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в.
в западноевропейских языках слова, обозначающие молодых людей мужского пола – “boy” (в английском языке), “garson” (во французском) и “Knabe” (в немецком) (все три слова переводятся как “мальчик”), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни.
Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок” выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII в. началось формирование новой концепции детства.
Что такое социализация, её виды и стадии
Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители.
И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться.
Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах.
Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего.
Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному.
Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы.
Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы.
Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим.
Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу.
Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется.
В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира.
В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления.
Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние.
В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее.
Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать.
В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков.
Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах.
Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих.
Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое.
А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами.
Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой.
В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело.
Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы.
К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе.
Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.