солист группы сплин биография

Александр Васильев

Биография

Александр Васильев – бессменный лидер и вокалист одной из самых популярных российских рок-групп – «Сплин». Творческий по натуре, вечно экспериментирующий Васильев – художник в душе и в жизни, автор текстов, музыкант и композитор.

Детство и юность

Александр Георгиевич Васильев родился в Ленинграде 15 июля 1969 года. По знаку Зодиака – Рак. Вместе с новорожденным сыном родители Александра в том же году переехали в Западную Африку, в город Фритаун (Республика Сьерра-Леоне), где отец работал инженером на строительстве порта. Мать будущего музыканта устроилась учительницей в школу при посольстве СССР и преподавала там русский язык и литературу. В Африке Васильев провел первые пять лет жизни.

В 1974 году Васильевых вместе с другими советскими гражданами эвакуировали из Сьерра-Леоне обратно в Советский Союз. Семья Александра на 2 года осела в городе Зарасай на северо-востоке Литвы, а затем вернулась в Ленинград.

Александр с юных лет увлекался музыкой, а с рок-музыкой впервые столкнулся в 1980 году, когда получил от сестры в подарок бобину с записями. На одной ее стороне были песни группы «Воскресение», а на другой – «Машина времени», на концерт которой мальчик впервые в жизни попал спустя год. Атмосфера и звучащая вживую рок-музыка произвели на ребенка такое впечатление, что он решил посвятить року всю свою дальнейшую жизнь.

В 1986 году Васильев поступил в институт авиационного приборостроения в Ленинграде. В интервью певец признавался, что поступал только из-за здания Чесменского дворца, в котором это учебное заведение находилось. Музыканту нравились готические интерьеры дворца: коридоры, переходы, кабинеты-кельи. Впечатления о годах учебы в этом здании певец вложил в песню «Лабиринт».

Там Васильев познакомился со своим тезкой Александром «Моррисом» Морозовым и с будущей супругой, тоже Александрой. Втроем молодые люди организовали рок-группу, которую назвали «Митра». Васильев писал для группы песни, а у Морозова было музыкальное оборудование: бас-гитара, микрофон и магнитофон «Рекорд».

Музыка

В 1988 году молодой коллектив «Митра» попытался вступить в рок-клуб, но их туда не пустили. Эта организация объединяла группы города и проводила концерты и тематические фестивали. Во время отбора группу «срезал» один из основателей «Аквариума» Анатолий Гуницкий. Группа не достигла особых успехов и распалась в том же году в связи с уходом ее лидера Александра Васильева в армию. Попавший в стройбат музыкант продолжил писать песни, позже эти композиции вошли в первый альбом группы – «Пыльная быль».

После демобилизации взгляды Александра на высшее образование изменились, он поступил в ЛГИТМиК на экономический факультет, который так и не окончил. А через некоторое время продолжил погружаться в театральную среду, устроившись работать монтировщиком в театр «Буфф». На тот момент здесь уже работал его университетский друг и бывший член группы «Митра» Александр Морозов. Молодые люди снова собрали группу и втайне от руководства использовали студию театра для репетиций.

Через два года первый альбом под названием «Пыльная быль» был готов. Молодые музыканты устроили по этому поводу вечеринку, во время которой познакомились со Стасом Березовским, присоединившимся к группе в качестве гитариста. Первый клип на песню «Мне сказали слово» из альбома «Пыльная быль» снял Олег Куваев – создатель мультсериала «Масяня».

Картины Александра Васильева о том же, о чем тексты «Сплин»: https://www.nashe.ru/?p=34731

Успех пришел к Александру Васильеву и группе «Сплин» весной 1998 года после выпуска «Гранатового альбома». Тогда еще молодая петербургская группа, которая до этого выступала преимущественно в клубах, стала собирать стадионы. «Сплин» стал широко известен в рок-среде и за ее пределами, как группа «Мумий Тролль». Когда в Москву приехал с концертом знаменитый британский бэнд «Роллинг Стоунс», «Сплин» выбрали для выступления на разогреве.

В 2004 году, через десять лет после выхода первого альбома «Сплина», Васильев выпустил свой сольник с названием «Черновики», в который вошли и не исполненные ранее композиции, написанные для группы, например, «Двое не спят» и «Сумасшедший дом». Несмотря на растущую популярность группы, стали расползаться слухи о том, что «Сплин» распадается. Александр Васильев тем летом выступал на рок-фестивалях без группы, с одним только флейтистом, и этот факт подстегивал слухи еще больше. Сам певец утверждал, что домыслы о распаде коллектива ни на чем не основаны.

Васильев исполнил камео в мистической драме «Живой» в 2006 году. Группа «Сплин» сыграла три композиции для саундтрека к этому фильму и за одну из них – «Романс» – была номинирована на премию MTV Russia Movie Awards.

Источник

Александр Васильев: личная жизнь (жена, дети). Биография

Александр Георгиевич Васильев (род. 1969) – российский рок-музыкант, певец, гитарист, поэт, композитор, автор-исполнитель песен, основатель и фрон.

В биографии Александра Васильева есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Васильева.

солист группы сплин биография

Первая жена

Личная жизнь музыканта не особо скрывается им, как и вся его биография. В молодости Васильев не отличался особой влюбчивостью. Он был женат два раза, и оба счастливо.

солист группы сплин биография

Александр Васильевс бывшей женой Александрой

Со студенческих лет сопровождающая его подруга-тезка Александра, которая была его музой, единомышленницей, вскоре стала его женой. Как жена Александра Васильева, она была его прекрасным соратником и другом, настоящим тылом и любимой женщиной одновременно много лет подряд. В 2006 году Александра подарила ему сына. Мальчика назвали Леонид.

солист группы сплин биография

Однако несмотря на это они все же развелись, и пусть причины охлаждения их чувств и развода останутся приватной информацией. Тем более, что все, что имеется об этом в интернете — просто слухи и сплетни. Скорее всего, из огня этих чувств с течением времени остались только бессмертная дружба и уважение друг к другу.

солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография

Использование музыки



Вторая жена

Но будучи еще в браке, Саша уже увлекся романом с молодой девушкой, путешествуя вместе, с которой он впоследствии создал вторую семью.

солист группы сплин биография

Вторая жена Александра Васильева — Ольга Журба. В 2014 году у них родился первый их ребенок — Роман, а спустя четыре года, в 2018 году, появилась на свет прекрасная и долго ожидаемая младшая дочь Нина. Ольга намного младше Александра и обладает кулинарными талантами. Она в образе образцовой жены и хозяйки постоянно балует своего мужа и детей кулинарными шедеврами.

Александр, будучи Раком по гороскопу, гедонист, гурман и эстет. Банальному борщу и котлетам он всегда предпочитает экзотическую кухню. Китайские, тайские блюда с острыми яркими вкусами и пикантными соусами, приготовленные руками его второй жены.



Дети Александра Васильева — его гордость и предмет обожания. В 2006 году у четы Васильевых родился сын Леонид, который остался единственным ребенком в этом браке. Ему посвящена композиция «Сын» из альбома «Раздвоение личности».

солист группы сплин биография

Александр Васильев с сыном

Вторая жена Александра Васильева родила ему сына Романа и дочь Нину. Александр как опытный отец троих детей прекрасно разбирается в тонкостях кормления и ухода за малышами, как он сам признался в интервью, может даже давать советы молодым родителям с высоты своего опыта.

Примечания

Ссылки и источники

Биография и творчество

Будучи не только музыкантом, но и талантливым актером, однажды он даже снялся в кино в роли самого себя, а также выставлял свои картины на различных выставках в Санкт-Петербурге, а в 2008 году — на собственной выставке в Москве в галерее Елены Врубелевской.

солист группы сплин биография

Мало кто знает, что он также увлекается и занимается спортом, об этом даже написаны песни «Гандбол» и «Матч».

Новое тысячелетие

Начало этого века для группы тоже было положительным. В 2001 году «Сплин» выпускает следующий сборник «25 кадр», записывает с известной рок-группой «Би-2» совместную песню «Феллини», с которой пускается в российское турне. За последующие семь-восемь лет «Сплин» выпускает еще четыре альбома, среди которых «Сигнал из космоса», «Реверсивная хроника событий», «Новые люди» и «Раздвоение личности».

За время сотворения этих сборников о группе «Сплин» ходили различные слухи вплоть до того, что она распадается. Это было обусловлено тем, что состав коллектива «Сплин» тогда довольно часто менялся, но это не помешало музыкантам продолжать активные гастроли по родной стране, а также за ее пределами, в том числе в СНГ и США.

солист группы сплин биография

С 2009 по 2011 год группа «затихла». Не выходили новые сборники и новые песни. Однако в 2012 году «сплины» порадовали своих поклонников, выпустив в свет «Обман зрения». Это уже был одиннадцатый по счету альбом группы. Солист Александр Васильев годом позже снимает клип про маленькую девочку из Японии на песню «Дочь самурая».

Васильев — весьма разносторонняя личность. Он самостоятельно сочиняет тексты песен, а также музыкальное сопровождение к ним. Помимо этого, он еще и занимается живописью, пишет картины. За свою жизнь он написал более 20 картин, а в Москве однажды даже была организована его выставка.

Детство

Александр Георгиевич Васильев родился 15 июля 1969 года в городе Ленинграде. Этот город и далее тесно связан с его биографией. Еще в раннем детстве вся его семья переехала в Африку, а именно в город под названием Фрегат в Сьерра-Леоне, где отец будущего рок-музыканта работал по контракту на строительстве морского порта.

солист группы сплин биография

Александр Васильев в детстве (по середине)

А его мама там преподавала русский язык. Будучи филологом по профессии, вместе с материнской любовью она правила сыну любовь к поэзии, и маленький Саша начал писать стихи как только вообще научился писать. Проведенное в солнечной и пестрящей многообразием природы Африке раннее детство, безусловно, стало определяющим фактором всестороннего развития личности будущего музыканта и его многогранного творческого пути.

В 1974 году все граждане СССР были эвакуированы из Африки. Семья Александра переехала городок Зарасай, в Литву, а в 1976 году вернулась на родину. С ранних лет его увлекал чудесный мир музыки, поэтому подаренная старшей сестрой пластинка с записью группы «Воскресение» произвела неизгладимое впечатление и даже можно сказать, что определила его дальнейшую судьбу.

«Для меня главная цель — уравновесить материю с духом, чтобы они не конфликтовали. Мы в группе не миллионеры, но и в нищих неохота превращаться. Хочется золотой середины», — Александр Васильев.

И он сразу начал обучаться игре на гитаре. Однако в молодости Саша не сразу определился с будущей профессией.

солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография

Дмитрий Кунин

Дмитрий в детстве мечтал стать известным футболистом. При этом родители не хотели, чтобы он связывал свою жизнь со спортом. Его отдали на танцы, но Кунину это не нравилось. Когда молодой человек повзрослел, уже было поздно становиться профессиональным футболистом. Тогда мужчина решил стать рок-звездой. Он научился играть на гитаре и начал строить свою карьеру.

солист группы сплин биография
Фото: takt-magazine

Дмитрий участвует в группе Сплин с 2007 года. Он уже долгое время дружит с Алексеем Мещеряковым. Известно, что Дмитрий любит собак и спиннинг. Мужчина предпочитает отдыхать на природе, и там черпает вдохновение.

Дмитрий не распространяется о личной жизни. Поклонники не знают, есть ли у него жена и дети. Возможно, мужчина сейчас одинок и посвящает много времени творчеству.

Группа «Сплин» полюбилась многим людям и за годы существования обрела множество фанатов. Участники не один раз менялись, что расстраивало самых верных поклонников. В любом случае, творчество коллектива никого не оставляет равнодушным. Что касается личной жизни участников, о ней мало известно. Многие мужчины из группы молчат о семье или сообщают только основную информацию. В любом случае, им можно пожелать личного счастья и верных жён. Если кто-то из группы ещё не встретил вторую половинку, значит, всё ещё впереди.

Юность и начало творчества

В 1986 году Васильев поступил на первый курс института авиационного приборостроения в Ленинграде. В молодости Александр был невероятно впечатлительным юношей. Годами позже он рассказывал в одном из своих многочисленных интервью, что поступить туда его вдохновило грандиозное впечатление, произведенное историческим зданием Чесменского дворца, в котором этот вуз располагался.

солист группы сплин биография

Все эти утонченные готические интерьеры, меланхолично-прекрасные коридоры, своды, лестницы, кельи легли в основу песни «Лабиринт». Именно там молодой Васильев познакомился со своим тезкой Александром Морозовым и с будущей супругой.

солист группы сплин биография

Вместе они организовали первую группу под названием «Митра». Позже к ним присоединился Олег Куваев, ставший впоследствии создателем культового компьютерного мультика «Масяня». Однако в тогдашний ленинградский рок-клуб их не приняли как неформат с легкой руки Анатолия Гуняева из «Аквариума», после чего группа распалась.

Видеоклипы

ГодНазваниеКомментарий
1994«Мне сказали слово»Режиссёр: Олег Куваев.[18]
1995«Будь моей тенью»Режиссёр: Михаил Зельдин[18].
1997«Моя любовь»Режиссёр: Игорь Перин[18].
«Орбит без сахара»Режиссёр: Мечислав Юзовский. Оператор: Юрий Миронов[18].
1998«Выхода нет»Режиссёр: Мечислав Юзовский[18].
«Катись, колесо!»Режиссёр: Кирилл Злотник[18].
1999«Молоко и мёд»Режиссёр: Юрий Миронов[18]. В клипе использованы фрагменты «Максидрома-1999».
«Пил-курил»Режиссёр: Олег Гладилин[18].
2000«Мотоциклетная цепь»Режиссёр: Олег Куваев[18]. Компьютерная анимация.
«Абсент»Режиссёр: Олег Куваев[18]. Компьютерная анимация.
«Тебе это снится»Режиссёр: Юрий Миронов[18].
«Остаёмся зимовать»Режиссёр: Виктор Вилкс[18].
2001«Феллини»Режиссёр: Алексей Сеченов[18]. В клипе используется версия песни, записанная совместно с «Би-2».
«Моё сердце»Режиссёр: Алексей Сеченов[18]. В клипе использованы фрагменты «Максидрома-2001».
2002«Пластмассовая жизнь»Режиссёр: Михаил Сегал. Оператор: Марат Адельшин[19].
2003«Новые люди»Режиссёр: Михаил Сегал. Оператор: Марат Адельшин[19].
«Романс»Режиссёр: Михаил Сегал. Оператор: Марат Адельшин[19].
2004«Мы сидели и курили»Режиссёр: Олег Куваев[18]. Мультипликационный клип.
2005«Лабиринт»Режиссёр: Ян Кравцов[18]. Рисованный клип.
2006«Скажи»Режиссёр: Михаил Сегал. Оператор: Марат Адельшин[19].
2007«Мамма миа»Режиссёр: Антон Сиверс[18]. В клипе использованы фрагменты фильма «Качели», к которому песня является саундтреком.
2009«Вниз головой»Режиссёры: Иван Егоров, Ирина Матиенко.[20]
2012«Страшная тайна»Режиссёр: Вадим Шатров.
2013«Дочь самурая»Режиссёр: Станислав Довжик. Оператор: Михаил Милашин.
«Чудак»Режиссёр: А.Нету.
«Праздник»Режиссёр: О5.Нету. Графика: В. Кобрин.
«Мороз по коже»Режиссёр: Андрей Кеззин.
2014«Помолчим немного»Режиссёр: Андрей Кеззин.
«Черная Волга»Режиссёр: Ренат Мухитов. Оператор: Илария Канторова.
2016«Пирамиды»Режиссёр: Даниил Сальхов.
«Окраины»Режиссёр: Иван Егоров.
«Земля уходит из-под ног»
2017«Храм»
«Тревога»Режиссёр: Иван Егоров. Оператор: Вадим Фортунин.
«Она была так прекрасна»
2018«Булгаковский марш»Анимационный мини-клип.

Сплин

Александр бросил институт, пошел служить в армию, в стройбат, там и был написан практически весь материал для будущего альбома.

солист группы сплин биография

солист группы сплин биография

Спустя пару лет продуктивной работы был записан первый альбом «Пыльная быль». Огромную популярность группе принес «Гранатовый альбом», выпущенный в 1998 году.

солист группы сплин биография

В растущей популярности группы решающую роль сыграло авторитетное мнение культовой рок-группы «Rolling Stones», выбравших сплинов для «разогрева» перед выступлением в Москве.

солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография солист группы сплин биография

Александр Васильев сейчас

Сейчас Васильев продолжает активную деятельность в группе. В 2020 году «Сплин» выпустил новый альбом под названием «Вира и майна», в который вошло 11 композиций. Обложку диска украсил рисунок солиста. Гастрольный тур по случаю выхода альбома у группы проходит не вполне предсказуемо. В связи с пандемией коронавируса некоторые концерты отменяются или откладываются. Оповещения о переносах публикуют в аккаунте «Сплина» в «Инстаграме» и на странице группы «ВКонтакте».

В начале 2021 года группа выпустила трек и клип на него с актуальным названием «Вирус».

В августе коллектив планирует впервые выступить на крупнейшем в России ежегодном рок-фестивале под открытым небом «Улетай».

Источник

От «Сплина» до революции один шаг: 50 лет Александру Васильеву

Маг-перевертыш русского рока на «бесконечной прямой»

Александру Васильеву, лидеру группы «Сплин», исполнилось 50. Так же, как и другой культовый рок-гуру — Найк Борзов, заметивший как-то в интервью «МК»: «Ненавижу, когда меня ассоциируют с хитом «Три слова», — г н Васильев то же самое чувствует применительно к своим хитам «Орбит без сахара», «Выхода нет» или «Мое сердце». Дело даже не в количестве шлягеров и внушительной обойме альбомов, а в том, что личность этого музыканта как многогранник. Каждый раз его разглядываешь будто заново. Эдакий маг-перевертыш русского рока, сочетающий глубину с драйвом, умение пофилософствовать — с иронией, одновременно и открытая книга, в которой тем не менее всегда появляются новые страницы, и шкатулка с сюрпризами.

солист группы сплин биография

Как «Аквариум» не пустил Васильева в рок-клуб

Найти эти сюрпризы можно во многих песнях «Сплина» или описаниях к ним — на первый взгляд неожиданные, но на самом деле с глубинным смыслом: в «Джиме» одновременно всплывают образы и Джима Моррисона («а ты опять спешишь на Пер-Лашез» — кладбище, где похоронен легендарный музыкант), и Есенина («дай, Джим, на счастье лапу мне» — слова из стихотворения поэта «Собаке Качалова»). Одна из известнейших композиций — «Маяк», создана на стихи Маяковского «Лиличка!». На обложке альбома «Фонарь под глазом» написано, что партию флейты в треке «Моя любовь» исполняет некто Атари Брахмапутра. На самом деле она была записана на компьютере: Васильев просто использовал название фирмы — изготовителя инструмента, соединив с названием реки, протекающей в Индии, потому что в мелодии слышались индийские мотивы. В общем, тот еще затейник. И, кажется, бурный поток идей не иссякает, за что поклонники и идут за ним воодушевленно уже много лет, а ряды их становятся только плотнее.

Биография поэта и музыканта местами не менее любопытна, чем интересные факты о песнях Александра, хотя с годами они сплелись в одну большую общую историю. Имя артиста прочно ассоциируется у слушателей с Питером, но не все знают, что родился он во Фритауне — столице западноафриканской республики Сьерра-Леоне, где провел первые пять лет жизни. «Нищая страна, строительство порта, черный измученный пейзаж», — вспоминал рокер о раннем детстве, зато Санкт-Петербург, конечно, всегда нежно любил, называя его городом, совсем не похожим на другие в России, со своеобразным вольным духом.

Через два года молодой музыкант ушел в армию, в стройбат, но времени даром не терял — именно там стали рождаться песни, впоследствии вошедшие в дебютный альбом «Сплина» «Пыльная Быль». В период создания у пластинки было весьма романтичное рабочее название — «Репетиции на сердце», а в одной из композиций — «Под сурдинку» на слова Саши Черного — заложено объяснение собственно названия «Сплин»: «Как молью, изъеден я сплином… Посыпьте меня нафталином, сложите в сундук и поставьте меня на чердак, пока не наступит весна». Пылиться на чердаке, правда, группа не стала и с момента формирования в 1994 году начала активно вспахивать свою рок-н-ролльную целину. Не без трудностей: участники команды вспоминали, что средства на первую запись приходилось искать разными способами. Первый тираж, изданный только на кассетах, разошелся по Питеру достаточно большим по тем временам для дебюта тиражом — 10 000 экземпляров. Кстати, в то же время Саша работал редактором и ведущим на исторической и уже почившей в бозе радиостанции «Рекорд», уникальной тем, что там не было вообще никакого формата. В ведущие приглашали различных интересных личностей, которые ставили ту музыку, которая им нравилась. Стоит отметить, что внутренние принципы не позволяли будущей рок-звезде пользоваться служебным положением и ставить свои же песни в эфир.

В 1996 году вышел второй альбом — «Коллекционер Оружия», клип на песню с которого «Будь моей тенью» попал в ротацию, что расширило аудиторию команды. В 1997 м была выпущена третья пластинка — «Фонарь под Глазом». Коллектив стали приглашать на крупнейшие фестивали, начались большие концерты, однако по-настоящему массовый успех пришел к Васильеву и Ко с выпуском пластинки «Гранатовый Альбом» в 1998 году. В августе того же года группа выступила на разогреве у The Rolling Stones в огромной чаше московских «Лужников» перед десятками тысяч рок-фэнов. Движение энергии уже было не остановить.

Хотя публика привязывается к хитам и стилистике, лидер «Сплина», выкладываясь на сто процентов, никогда не был заложником ни мнения поклонников, ни ограниченного круга творческих идей, экспериментируя, если ему того хотелось. Оригинальной и не похожей на предыдущие, например, получилась пятая пластинка — «Альтависта» (1999), а в 2004 м к десятилетию своей команды Александр решил издать сольный альбом. Сборник песен для радио «Зн@менатель» (2000), альбом «25 й кадр» (2001), породивший сразу несколько хитов, двойной диск «Акустика» (запись концерта 2002 го), пластинки «Реверсивная Хроника Событий» (2004), «Раздвоение Личности» (2007), «Сигнал из Космоса» (2009), «Обман Зрения» (2012). С каждой из этих работ связана масса всего интересного.

Однако сегодня мы решили сконцентрироваться на тех альбомах, которые Васильев вместе со своими коллегами выпускал начиная с поворотного момента в истории наших дней — 2014 года, когда в результате многих общественных процессов, а также неожиданных войн и «воссоединений» радикально изменилось не только положение России в мире, но и драматически изменилось массовое сознание, восприятие каждым человеком мира, событий, страны и себя. Тектонические встряски породили разломы не только в общественных дискурсах, но часто и в творчестве.

Отрывки из нескольких интервью с артистом, музыкантом и поэтом, вышедшие за эти годы в «МК» по случаю очередных творческих высказываний, сочетают в себе ипостаси и философа, и революционера — пожалуй, самые органичные для настоящего рок-музыканта. Именно поэтому г н Васильев, который не склонен торжествовать по случаю юбилея, поскольку, с его точки зрения, это факт не творческий, а физический, решил воздержаться от «псевдопраздничных» словоизлияний и, «чтобы не повторяться», оставил нам право процитировать уже сказанное им по «более существенным поводам».

«Я ничего не боюсь: моего деда расстреляли большевики»

В 2014 году у «Сплина» выходит пластинка «Резонанс. Часть 1», где лирический герой сразу же врывается в головы слушателей первой манифестационной песней «Всадник». В ней на первый взгляд просто повествуется о Петербурге с его многолетней историей, испытаниями, особенностями архитектуры и атмосферы жизни, но не все так линейно и очевидно. Как заклинания, музыкант повторяет слова «мы остаемся, и не сдаемся мы», пока «рвется к победе всадник из меди», который «резко встал на дыбы». Образы, конечно, эзоповы, но весьма прозрачны… Не менее яркая и революционная по духу песня «Горизонт событий» и трек на злобу дня «Все наоборот» с единственной строчкой в тексте: «Все в мире — наоборот». И тогда действительно многих посетило ощущение, что мир перевернулся, и все встало с ног на голову…

— «Мы не сдаемся, и мы остаемся» — вот главная мысль этого альбома. Что бы здесь ни происходило, ехать куда-то в другую страну нам скучно, потому что мы не хотим вырываться из этого культурного контекста, вписываться в новый и быть там чужестранцами. В любом случае мы будем продолжать играть здесь и ездить по России с концертами.

солист группы сплин биография

Фото: Наталья Мущинкина

— На альбоме есть несколько воинственных, даже революционных по настроению песен. Тот же «Всадник», например…

— А есть «Ай лов ю!» — она очень веселая.

— И тем не менее в той непростой ситуации, которая сейчас сложилась в стране, не боитесь, что вас могут обвинить в «опасном» инакомыслии?

— Я ничего не боюсь. Моего деда расстреляли большевики. Большевики до сих пор у власти. Они могут прийти и за мной. Я к этому давным-давно готов морально. Еще раз повторю: мы здесь остаемся, несмотря ни на что.

— Вы считаете, музыкант должен занимать активную гражданскую позицию?

— Совершенно необязательно. Как ему хочется. Бывает, что люди вписываются в контекст времени и стремятся быть в эпицентре, а бывает — живут аскетично, но при этом рефлексируют и влияют на мир гораздо сильнее, чем те, которые стоят на трибуне или на баррикадах, призывая к чему-то.

— Как вы считаете, творец может своим словом повлиять на ситуацию в той стране, где он живет?

— Конечно. И я приведу в пример Высоцкого, который своими абсолютно свободными, раскованными песнями, стоящими поперек идеологии советской власти, эту власть в итоге расшатал. К 85 му году, к моменту перестройки и спустя пять лет после его смерти, композиции Владимира Семеновича уже знали все в стране. В какой-то степени он «накачал» народ. Мы когда-нибудь прорвемся через все барьеры, разрушим все стены, которые существуют сегодня, наступит свобода и покой.

— Высоцкий сказал: «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков». Вы видите потенциальных вожаков среди молодых ребят-музыкантов?

— К сожалению, пока нет. Сейчас — период внутреннего застоя. За последние 20 лет общество испытало шок. Полностью изменилась политическая система, система ценностей. Повернулась на 180 градусов. Нас сначала вели к социализму, а потом резко — к капитализму. Кроме того, произошел колоссальный научно-технический прогресс. Появились мобильная связь, Интернет, гаджеты. Люди элементарно перестали читать книги, потому что появился светящийся разноцветный экран, а он скорее понижает IQ, нежели повышает. Книги все-таки заставляют человека максимально сконцентрироваться на этом белом листе с черными буквами, на котором, хотя и нет никаких рисунков, есть «значки», в которых запрятан глубочайший смысл. Когда человек читает книгу, он отвлекается от действительности. Ему не должны мешать посторонние звуки и шумы. Это особый процесс, и он практически исчез из нашей жизни.

Это привело к понижению интеллектуального уровня и уменьшению количества новых групп, которые несут свое высказывание. Люди не могут связать двух слов из-за того, что потеряли литературную подготовку. Они не учили стихи наизусть, не читали толстые книги. Мне повезло вырасти в 70 е годы. У меня не было ненужных, отвлекающих меня вещей. Телевизор был черно-белым, стереопроигрывателей еще не выпускали. Зато у родителей была целая библиотека. И читать меня научили в четыре с половиной года. Мне сейчас это помогает в жизни неимоверно. Учите детей читать — и обязательно учите их любому иностранному языку! Когда ты понимаешь, что один и тот же предмет имеет два разных названия, сознание и кругозор тоже расширяются. Человек, знающий иностранный язык, не будет чувствовать себя провинциалом в Европе.

«Хочется петь о добре и мире»

Если первая часть «Резонанса» получилась политически «озабоченной», то вторая на контрасте — более философской, спокойной и созерцательной. Говоря об этом диптихе, автор вспоминал Борхеса. В одном диалоге из его произведений герой спрашивает другого: какого слова не должно быть в шараде с ключевым словом «шахматы»? Конечно же, самого слова «шахматы». Также музыкант проводил параллели содержания альбома с реальной жизнью: если хотите спеть об окружающей действительности — не пойте о ней.

— Я специально попросил поставить первой же песней на второй части альбома композицию «Красота», потому что мне совершенно не хочется подливать масла в огонь нынешней ситуации. Наоборот, мне хочется сейчас наполнить пространство и сознание людей песнями о добре, мире, любви, благополучии и обо всем хорошем.

— Тем не менее песня «Шахматы», пожалуй, единственная, которая выбивается из общего «тренда» философско-созидательных композиций. К чему она здесь?

— Мы знаем из истории и видим в сегодняшние дни, что в самых разных сферах жизни есть очень много людей, которые вдруг обнаруживают, что игра против них ведется не по правилам, и тогда они просто выходят из этой игры. Так что идея этой композиции только подтверждает мое желание петь сегодня о прекрасном. По речитативной манере подачи некоторые сравнивают ее с композициями «Кровостока», и у нас была сверхзадача сделать вещь в такой стилистике, но написанную без мата, без сленга, чистым литературным языком. Эту форму мы выбрали сознательно. В 50 е и 60 е годы в стране была волна увлечения поэзией, но потом она спала, все перешло в рок и бардовскую песню; мне же захотелось снова соединить поэзию в том виде, в котором она должна звучать, с музыкой. Такой современный модерн.

— В альбоме можно найти очень много параллелей: текст композиции «Танцуй!» — переделанные слова песни «Ковш» с пластинки 2012 года «Обман зрения», есть здесь и строчка из Высоцкого, и перекличка с «Остаемся зимовать». Почему так много аллюзий?

— Такие совпадения происходят совершенно случайно. Весь прикол в том, что, когда ты начинаешь писать песню, ты никогда не знаешь, чем все это закончится, куда выведет эта дорога. В какой-то момент в голове могут всплывать строчки других авторов или отрывки из твоих же старых песен. Они вплетаются в новые произведения, и часто ты сам удивляешься, когда работа над композицией завершена, находя неожиданные параллели. Все-таки любая случайность — итог неожиданного стечения обстоятельств. В этом и есть волшебство поэзии: иногда слова складываются таким образом, что удивляют и автора, и читателя, и слушателя.

«Буду сочинять, пока не рухну»

Пластинка «Ключ к Шифру», выпущенная в 2016 году, стала в отличие от предыдущей взглядом, обращенным внутрь себя. По оформлению она чем-то напомнила вышедший в том же году альбом-исповедь Ника Кейва «Skeleton Tree» (только там название выписано буквами на черном экране компьютера, а здесь — на табло вылета в аэропорту). Казалось, еще один шаг — и «Сплин» повторит сам себя, как это рано или поздно происходит с большинством музыкантов, но поклонников снова ждали удивления и открытия.

— Это совершенно другая история. Создавая ее, я совершенно не думал о тех работах, которые были раньше. Кто-то сказал мне, что услышал в ней отзвуки «Гранатового альбома». Я очень удивился, потому что для меня это ступень, которая уже находится гораздо выше. Знаете, когда мы отстроили студию, сделали в ней ремонт, там стало так невероятно красиво и атмосферно, что мне вообще не хотелось оттуда уходить.

— По настроению она похожа на маятник, который качается то в одну, то в другую сторону. Есть ли какой-то общий лейтмотив?

— Он именно в том, чтобы показать, насколько многогранной стала жизнь в XXI веке. Пластинку, как и нашу современную жизнь, можно сравнить с лоскутным одеялом или мозаикой. Здесь есть все: от фолка до тяжелого рока, от психоделики до григорианских хоралов. Хотелось целый мир вместить в один альбом.

— Существует ли такая точка, дойдя до которой вы сможете заявить, что сказали все?

— Я об этой точке даже не думаю. Для меня весь творческий процесс — бесконечная прямая, и я буду писать до конца, пока не рухну. Постоянно внутри что-то рождается, меняется, проявляется в каких-то формах. Сейчас — в виде очередной вышедшей пластинки.

— В одной из последних рецензий вас назвали мастером мантр. Как вам такое определение?

— Мантры — это самые древние песни, некая строчка или четверостишие, которое повторяется раз за разом. Я пришел к этой форме интуитивно, в тот момент, когда еще даже не знал, наверное, что такое мантры. Когда находишь какие-то красивые строки или мелодии, хочется повторять их снова и снова, как в композиции «Пирамиды»: когда ко мне «пришел» припев, я не смог от него оторваться. Он повторяется в песне семь раз, потому что мне просто доставляет огромное удовольствие бесконечно перепевать его.

Хотя Александр Васильев и говорит о бесконечной прямой, по аналогии с героем одной из своих известных песен «Добрых дел мастер», сам он мастер метаморфоз. С одной стороны, все время движется по этой самой «бесконечной прямой», узнаваемой и четко прослеживаемой, с другой — всегда выходит за рамки, демонстрирует разные грани и формы творчества. Наблюдать за этим в динамике — от песни к песне, от альбома к альбому — особенно любопытно.

В последнем на данный момент альбоме «Встречная Полоса» (2018) происходит синтез медитативного и актуального, психоделического и реального. Центральной, «смыслообразующей» сам артист назвал композицию «Тепло родного дома», вышедшую синглом еще в 2017 году. На альбоме 11 треков, не вошедших, по его словам, в «Ключ к шифру». Несмотря на разные оттенки эмоций, настроений и даже музыкальных стилей, их объединяет общий лейтмотив. Хлесткие рифмы переплетаются с запоминающимися мелодическими рисунками — иногда ясными и повторяющимися, иногда более витиеватыми; четкие, прозрачные смысловые конструкции — с метафорами. Автор приглашает слушателя вступить с ним в диалог, стать одновременно участником действия и наблюдателем, предлагая ему самому выбрать роль, задать свои вопросы и найти на них ответы. «МК» желает артисту, чтобы этот диалог как можно дольше не прекращался, а публика ждет новых музыкальных ребусов, ходов и хитов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *