солист группы супермакс биография
Умер основатель группы Supermax
© Stephan Boroviczeny ⁄ Kurier
В ночь на понедельник, 21 марта, в возрасте 62 лет в своем доме на окраине Вены скоропостижно скончался австрийский музыкант Курт Хауэнштайн (Kurt Hauenstein), основатель легендарной диско-группы Supermax. Как сообщает газета Kurier, причиной смерти, по всей вероятности, стал сердечный приступ.
Курт Хауэнштайн родился в Вене. Еще в юности он переехал в Германию, где участвовал в различных танцевальных и фанк-проектах, некоторое время работал с Франком Фарианом, продюсером Boney M.
Читать!
В 1976 году Хауэнштайн основал группу Supermax, и в том же году у него вышла первая пластинка, «Don’t Stop The Music».
Резкие басовые риффы сочетались с жестким фоновым битом, а цепляющая перкуссия с тяжелыми гитарными аккордами. Полифонические синтезаторные мотивы очень подходили к женскому бэк-вокалу в стиле госпел.
В 1977 году появился второй диск группы, «World of Today». Композиция «Love Machine» с этого альбома стала международным хитом.
В своих песнях Курт Хауэнштайн выступал против расизма и шовинизма. Его женой была негритянка, и во время турне по ЮАР в 1981 году они получали много угроз со стороны как белого, так и черного населения. В 1983 году Хауэнштайн стал первым белым, приглашенным на фестиваль «Reggae Sunsplash», проходивший на Ямайке.
В 2008 году за свои достижения Хауэнштайн был награжден премией «Амадеус».
Осенью 2009 года Хауэнштайн и лидер ВИА «Земляне» Сергей Скачков представили в Москве совместный альбом, последний в дискографии австрийского музыканта.
Timenote
Его имя в боьшинстве случаев знает очень ограниченный круг меломанов, но созданный им проект группы «Supermax» уже прочно вошел в историю современной музыки — музыкальный проект австрийского композитора Иоганна Курта Хауэнштайна (Kurt Johann Hauenstein, 1949—2011), созданный в сотрудничестве с продюсером Петером Хауке на студии «Europasounds Studio» (Франкфурт-на-Майне, ФРГ) в 1976 году.
Тут следует обратить внимание на роль Германии в создании ряда проектов, групп, которые заняли ведущие места популярной и коммерческой музыки мира. Мало кто допускал или был готов свяхать такие мега проекты как «Boney M», «Eruption», «Chilly», «Joy«, «Opus«, «Arabesque«, «Bad Boys Blue«, » BeFour«, «Blue System«, «Captain Jack«, «Cinema Bizarre«, «Culture Beat», «Goombay Dance Band«, «Sqeezer» и ряд других, с немцами, про которых в шутку всегда утверждал, что они способны любой вальс исполнить в темпе военного марша. А вот проекты, как алтернатива доминирующим англичанам со своей рок-музыкой, были, есть и будут.
И так, короткая история группы «Supermax», бессменным лидером которой во все времена ее существования был Курт Хауэнштайн.
В 1975 году «Europasounds Studio» участвовала в реализации совместного англо-немецко-австрийского проекта — рок-оперы «Victor», созданной музыкантами Мануэлем Ригони и Рихардом Шёнхерцем. Общее производство «Victor» компания «Bellafone» поручила австрийскому продюсеру Петеру Хауке, который подыскивал вокалиста для завершения заключительной четвёртой части проекта. По совету Шёнхерца, Хауке решил привлечь для этого их земляка и одного из музыкантов «Europasounds Studio», К. Хауэнштайна.
В тот же период к работе на студии привлекались австрийский пианист Кристиан Колоновиц, а также певец и поэт Бред Хауэлл, которым предстояло сыграть важную роль в становлении и популярности «Supermax«.
Идея создания проекта, по утверждениям Хауэнштейна, возникла в 1975 году, во время его участия в подготовке проекта Boney M, из которого он вывел иную, новаторскую концепцию реализации стиля диско. В силу того, что продюсеры, работавшие на EuropaSounds Studio на то время были заняты другими проектами, с этой идеей к Фарриану и прочим он не обращался, но участвуя в записи вокальной партии для «Victor» в Лондоне, поделился соображениями с Петером Хауке, который оценив перспективность замысла, оказал необходимую поддержку в создании «Supermax».
Название «Supermax»
В соответствии с модным рекламным ходом тех времен, свое название проект получил от одноименной композиции «S.U.P.E.R.M.A.X» из дебютного альбома «Don’t Stop The Music».
В течение всего периода деятельности единственным неизменным участником проекта оставался только сам Курт Хауэнштайн, выступив в качестве вокалиста, музыканта, аранжировщика и автора текстов к большинству композиций. Прочий инструментальный состав в проекте действовал на непостоянной основе. Изначально был представлен публике, как вокальное трио Курта Хауэнштайна с бэк-вокалистками (Теплес Рейнолдс и Синтия Аррих).
В 1977 году расширен постоянной группой инструменталистов, реализовавших студийные записи изданные до 1981 года включительно. Некоторые музыканты этого состава также участвовали в записях альбомов изданных в период 1990-93 гг. Постоянной участницей бэк-вокальной группы, после 1979 года оставалась только Виктория Майлз. В бэк-вокальной группе, исполнившей композиции альбома «World of Tomorrow» приняла участие дочь музыканта Джессика Хауэнштайн (Тейлор). На протяжении 1990-х годов и в заключительный период деятельности состав музыкантов был переменным и обновлялся чаще. Примерный порядок привлекавшихся к студийным записям в активный период существования можно показать как:
Прочие музыканты и исполнители участвовали только в концертных выступлениях, незначительная их часть также привлекалась к студийным записям некоторых альбомов, поэтому в целом общая численность сделавших вклад в развитие и продвижение проекта на протяжении всей его деятельности, составила около ста человек.
Стиль исполнения
К концу 1980-х годов MiniMoog постепенно исключался из композиций, что приблизило звучание к традиционным стилям, в которых основное преимущество отдавалось танцевальным. Большинство бэк-вокальных партий проекта исполнены в стиле госпел.
Абсолютное большинство текстов принадлежит перу К. Хауэнштайна; тексты в целом представлены широкой смысловой тематикой и не содержат глубокой философии или символизма. В пик популярности проекта преобладали темы политического протеста, социальной несправедливости, мирного сосуществования народов, охраны природы. В результате бойкота творчества «Supermax» со стороны СМИ на рубеже 1970—1980-х годов работы Хауэнштайна умышленно подвергались преувеличенным нападкам за популяризацию употребления наркотиков, праздного образа жизни, сексуальной распущенности и т. п. В дальнейшем творчестве Хауэнштайн постепенно отошел от радикального акцентирования текстов в подобных плоскостях, отдавая предпочтение лирическим, развлекательным и изредка социальным контекстам. Авторами текстов некоторых популярных композиций также стали Бред Хауэлл, Рихард Шёнхерц и Дорин Хауэнштайн.
Проект открылся в январе 1977 года, дебютным альбомом «Don’t Stop the Music» записанным в июне-октябре 1976 года. Ярких композиций альбом не содержал, преследуя цель предварительной оценки аудитории, что тем не менее не помешало в частности хиту «I am What I am», долгие годы оставаться востребованным на концертных выступлениях.
Однако, хит альбома «Watch Out South Africa» отразивший отношение музыканта к апартеиду и шовинизму, положил начало конфликта Хаунштайна с ведущими СМИ ФРГ, которые, обслуживая власть, о таких вещах пытались не говорить.
Несмотря на возникшую проблему, в целом «Don’t Stop the Music» получил достаточно положительных рецензий, тем самым дав старт реализации основных идей. Следующий альбом проекта, «World of Today», изданный в 1978 году, стремительно поднимается до второй позиции в немецких чартах и занимает ведущие места в европейских. Основную популярность этой работе принес суперхит «Lovemashine».
В 1979 году издается альбом «Fly With Me» с самым популярным суперхитом проекта, «İt Ain’t Easy» (автор Р. Шёнхерц). В этот-же период начинается и наиболее активная фаза конфликта Хауэнштайна с немецкими СМИ, в который замешивается также и его семейная жизнь. Последствия мобинга выливаются в более чем десятилетнюю череду финансовых неудач, проявившихся после выхода, по оценкам, наилучшего за всю деятельность проекта, альбома «Types of Skin», посвященного полицейской расправе с чернокожим населением резервации Соуэто. Официально вышел в свет 3 октября 1980 года, при этом все композиции альбома через непродолжительное время стали фактическими хитами. Дорогостоящая реализация «Types of Skin» закончилась провалом продаж, что стало своеобразной отместкой СМИ, бойкотировавших его раскрутку.
Под давлением недовольного результатами руководства компании WEA продюсер Петер Хауке попытался направить дальнейшую работу в коммерчески востребованное русло, однако Хауэнштайн идти на поводу конъюнктуры отказался. Как следствие, следующий альбом «Meets the Almighty» изданный в 1981 году, на фоне великолепно реализованного «Types of Skin», ожиданий аудитории не оправдал. Немалую роль в холодном приеме сыграло ощутимо заниженное в сравнении с прошлым альбомом техническое качество релиза. В результате, «Meets the Almighty» существенной компенсации финансовым потерям не принес и по итогу «WEA» отказалось от участия в дальнейшем продвижении «Supermax», а Хауке на почве возникших разногласий передал права управления проектом Хауэнштайну.
Опасаясь проблем с расисткими организациями, Хауэнштайн перевел большинство выступлений «Supermax» на уровень клубных и провел длительный гастрольный тур в странах социалистического лагеря. Поскольку с 1981 года сотрудничество с WEA было прекращено, для записи очередного альбома «Electrisity» Хауэнштайн заключил в 1983 году новый контракт с компанией «Ariola Music», пригласив в проект бек-вокалистов Ларри Лондона, а также сестер Марион и Ингрид Вельзер.
Кроме того, на последовавший десятилетний период основными участниками проекта стали клавишник Лотар Крелль (концертные выступления), барабанщик Курт Кресс, гитаристы Кен Тейлор и Бернхард Локкер, бэк-вокалисты Синтия Саррага и Надин Хелоуэй.
Несмотря на блестящие отзывы, Хауэнштайн терпит неудачу c продажами «Electricity» и в поисках средств для поддержания «Supermax» в следующий, 1984 год прибегает к созданию стороннего проекта «London Aircraaft» с вокалистом Ларри Лондоном. Удачный дебют «London Aircraaft» с альбомом «Rockets» снова не приносит удовлетворительного коммерческого результата, после чего Хауэнштайн переключается на продюсирование работ близкого друга и земляка Фалько и при его финансовой поддержке получает возможность записать на австрийской студии GiG Records очередной альбом. В качестве дружеской помощи продюсирование данной работы взял на себя бывший коллега Хауэнштайна по EuropaSound Studio клавишник Кристиан Колоновиц.
Таким образом в 1986 году издается альбом «Something In My Heart», cуперхитом которого стала композиция «Scream of Butterfly», посвященная идеям пацифизма. Получив сравнительное финансовое облегчение, Хауэнштайн приступает к созданию следующего сборника, однако при его реализации пытается избавиться от чрезмерных затрат организацией собственной звукозаписывающей студии HAGA, что становится серьезным просчетом. Помимо того, что материал, собранный в новом альбоме «Just Before Nightmare», оказался недостаточно выразительным, Хауэнштайну не хватило средств на его продвижение и большой тираж. В результате работа осталась практически не замеченной европейской публикой, и даже широкой аудитории за железным занавесом долгое время было неизвестно о её существовании. Финансовые проблемы того периода также не позволили вернуться к продвижению «London Aircraaft», из-за чего, «простояв» около трех лет, проект получил всего один бонус-трек «Bulevard» и в 1987 году окончательно закрылся.
В затруднительном положении на помощь Хауэнштайну вновь пришел Петер Хауке, который привлек для очередных записей некоторых инструменталистов «первого созыва» и таким образом в период 1990-1992 годов были изданы альбомы «World of Tomorrow» и «Tha Max Gonna to Kiсk Ya». Высокие оценки и отзывы на обе работы не разубедили Хауке в том, что былых рейтингов достичь уже не удастся, в следствие чего продюсер окончательно прекратил сотрудничество с «Supermax» и до ухода из жизни в 2010 году к работе над ним больше не возвращался.
В 1993 году Хауэнштайн с компанией друзей молодости (в их числе Карл Ратцер (Gipsy Love), Рихард Шёнхерц и др.) записывает альбом «One and All», полностью собранный из композиций в стиле реггей. Эта работа также не получила значимого успеха, однако, по утверждениям Хауэнштайна, цель популяризации не ставилась, поскольку сборник замышлялся в качестве личного подарка от его друзей и бывших коллег. После выхода «One and All» проект практически перестал развиваться в студийной плоскости, продвигаясь далее за счет интенсивной концертной деятельности, переизданий кавер-сборников и юбилейной компиляции посвященной двадцатилетию создания проекта, в составе которых появилось несколько новых композиций («Wonderchild», «Miss You» и др.).
Летом 1997 года Хауэнштайн открыл в г. Баку мировое гастрольное турне посвященное юбилею проекта. Закончив турне через год, выступлениями в Австрии, по предложению Явора Русинова музыкант переехал в Болгарию, где принимал участие в совместном проекте YAKU и несколько лет сотрудничал с ведущими болгарскими поп-музыкантами. По этой причине к записи нового альбома Хауэнштайн вернулся после длительного перерыва, в 2001 году. Материал представленного сборника «Terminal 2002» в целом отразил итог пройденного проектом творческого пути, и несмотря на отсутствие заявлений о намерениях закрыть «Supermax», альбом по стечению дальнейших обстоятельств стал заключительной работой дискографии.
После отмены в 2004 году, властями Австрии запрета на жительство, музыкант окончательно обосновался в Вене, где в течение следующих лет занимался переизданиями своего творческого наследия и популяризацией «Supermax» на родине. По утверждениям в СМИ последнего менеджера проекта Г.Грубера, Хауэнштайн замышлял возобновить студийное развитие, работой над новым альбомом только в 2011 году, однако эти планы были сорваны внезапным уходом музыканта из жизни 21 марта 2011 года от сердечного приступа, в результате чего деятельность проекта «Supermax» окончательно завершилась.
Влияние
Ключевые лица европейского шоу-бизнеса не усмотрели в «Supermax» далёкую перспективу на заре его появления, отдавая предпочтение коммерчески востребованным мега-проектам типа «Boney M», «Eruption», «Chilly» и пр., однако в то время, как все они просуществовали не далее середины 1980-х годов, «Supermax» продолжал оставаться на сцене около 35 лет, не утеряв при этом своей актуальности и аудитории. Идеи предложенные К. Хауэнштайном в далёких 1970-х годах, по его же словам, музыкальными бизнесом всерьёз не воспринимались, расцениваясь как кратковременное модное новшество, но именно они спустя десятилетия стали своеобразной затравкой для формирования современных дискотечных стилей. Материал, представленный проектом более чем за 30 лет деятельности, внёс неоценимый вклад в развитие современной музыкальной культуры, продемонстрировав количеством оставленных хитов высочайший уровень профессионализма и исполнительского мастерства, позволивших занять «Supermax» достойное место в списке грандов мировой сцены.
Солист группы супермакс биография
Для поколения 70-х это была эпохальная фигура, чей взлёт пришёлся на период расцвета стиля disco. Но история восхождения началась примерно за 10 лет до этого. Молодой музыкант из Вены, одержимый идеей исполнения чёрной музыки, устремляется в Германию, поскольку на его родине в конце 60-х мало кто по-настоящему интересовался soul или reggae.
Именно Курт сыграет целый ряд басовых партий для будущих хитов различных проектов Фариана, и, в частности, Boney M. Невероятный успех новорожденного квартета укрепляет его в мысли развивать именно то направление, в котором работал Фариан. Его идея соединения чёрной и европейской музыки оказалась весьма жизнеспособной.
Получив неоценимый опыт на студии Europa Sound (Оффенбах, пригород Франкфурта), Хауэнштайн основывает свой собственный проект под названием SUPERMAX и с помощью продюсера Петера Хауке (Peter Hauke) выпускает первый альбом “Don’t Stop the Music”. После выпуска второго LP, который Курт Хауэнштайн продюсировал почти без посторонней помощи, его новая команда приобретает культовый статус среди поклонников так называемого «утяжелённого диско» (некоторые критики классифицировали это направление как диско-рок или даже как «психоделик-диско», где широко использовался аресенал приёмов чёрной музыки ska, reggae, funk, soul, «приправленных» современным электронным саундом).
В наши дни SUPERMAX считается одним из столпов прогрессивной музыки второй половины 70-х-начала 80-х, чьи альбомы заняли почётное место даже в коллекциях высоколобых интеллектуалов. Музыка этой группы изначально не была рассчитана на максимальный охват аудитории, но при этом Хауэнштайну удалось найти разумный баланс, где танцевальная «попсовость» вполне органично сочеталась с обращением к серьёзным темам (таким как экология и проблемы расизма).
В ночь на 21 марта 2011 Курт Хауэнштайн скончался в своём доме на окраине Вены от сердечного приступа в возрасте 62 лет. Очень печально что такие великие люди уходят от нас непростительно рано.
Предлагаем вашему вниманию несколько видеоклипов и песен разных лет в исполнении группы Supermax и Курта Хауэнштайна.
SUPERMAX
Курт Хауэнштайн родился в Вене 14 января 1949 года. В конце 60-х он перебрался во Франкфурт-на-Майне, где несколько лет трудился в качестве сессионщика, пока не познакомился с Питером Хауке. При поддержке этого продюсера Курт основал собственный проект «Supermax» и осенью 1976-го записал с ним первую пластинку. На «Don’t Stop The Music» Хауэнштайн смешал по оригинальному рецепту поп, соул, фанк, рэгги и африканские ритмы, и группа сразу же обрела фирменный экзотическо-монотонный саунд. Свое первое турне команда провела на крупнейших немецких площадках, но после него Курт пересмотрел гастрольную политику и перевел коллектив на клубную сцену. Тем не менее уже вторая пластинка вывела «Максов» на золотые рубежи и благодаря эмбиентному диско-шлягеру «Lovemachine» сделала их самым распродаваемым актом «WEA Records». Кстати, если на «Don’t Stop The Music» помимо Курта в официальном составе были заявлены только две чернокожие вокалистки, Тиблс Рейнолдс и Синтия Аррич, то на «World Of Today» персонал расписывался более подробно, и в штате появились синтезаторщик Рихард Шонхерц, гитарист Райнер Марц и несколько перкуссионистов-ударников.
Выход второго альбома сопровождался 160 концертами в Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии, Голландии и Испании, а в конце 1978 года Хауэнштайн покинул Европу и отправился искать вдохновение на Карибские острова. Оттуда он заехал в Лос-Анжелес, где нашел себе пару новеньких бэк-вокалисток и вернулся во Франкфурт для записи альбома «Fly With Me». И хотя подавляющее число номеров принадлежало перу самого Курта, главным хитом программы стала композиция Шонхерца «It Ain’t Easy». Сопутствующее «Fly With Me» турне проходило не только в Западной Европе, но и в странах Восточного блока, а финальный концерт состоялся в Тунисе.
В то время как многие ожидали, что «Supermax» будут штамповать коммерчески ориентированные альбомы, Курт обратился к карибским ритмам, в результате чего на свет появился диск «Types Of Skin». Выпускающая компания сочла тираж в 230000 копий провальным, однако для многих меломанов этот альбом стал культовым. Сам Хауэнштайн проигнорировал мнение индустрии и прессы и, обратив взор туда, где он действительно был популярен, отправился со своей командой за железный занавес. После концертов в Венгрии, Югославии, Румынии, Чехословакии и Болгарии, Курт с коллегами навестил любимую Ямайку, а в 1981 году «Supermax» стали первой межрасовой группой, выступавшей в ЮАР. В этой стране на музыкантов со всех сторон сыпались угрозы, однако «Максы» довели свой тур до конца, заработав напоследок статус «невозвращенцев» и попав в черные списки ряда политических организаций. По прибытии в Европу Хауэнштайн записал пластинку «Meets The Almighty», провел с радикально обновленным составом гастроли в ГДР и ЧССР, после чего погрузился в уединение.
Впрочем, даже в период самоизоляции Курт не сидел без дела – сначала он организовал собственную студию «Nowhere Land», затем взялся продюсировать певицу Глен из Суринама, а после сочинил музыку к фильму «A Planet Called Earth». В 1983 году Хауэнштайн стал первым белым, приглашенным на легендарный ямайский фестиваль «Reggae Sun Splash», причем выступление «Supermax» закрывало этот пятидневный рэгги-марафон. И хотя для музыканта данный визит стал значительным событием, последующий альбом «Electricity» содержал всего лишь одну чисто «карибскую» вещицу «Coconut Reggae».
В 1984 году Курт вместе со своим бэк-вокалистом и перкуссионистом Ларри Лондоном создал недолговечный проект «London Aircraaft», а на следующий год занимался продюсированием соотечественника Фалько. В 1986-м после 18-летнего отсутствия Хауэнштайн вернулся в Вену, где собрал новую версию «Supermax». Записанный в том же году диск «Something In My Heart» отличался балладным настроем и внедрением элементов электронного джаза. Сделав на родине еще один схожий по стилю альбом, Курт вновь уехал во Франкфурт, где вернул в команду ряд старых партнеров. «Супермаксовский» опус 1990 года «World Of Tomorrow» взбудоражил все европейские масс-медиа, и хотя ансамбль с успехом отыграл концерты в Германии, Люксембурге, Швейцарии, визит в разваливающийся СССР обернулся кошмаром, и группа застряла где-то между Украиной и Грузией. Несмотря на советские злоключения, после выхода альбома «Tha Max Is Gonna Kick Ya» «Supermax» объявились на питерском фестивале «Белые ночи», а также проехались по странам Балтии.
Под занавес 1992-го «Максы» записали диск «One And All», полностью составленный из номеров в стиле рэгги, после чего Курт со своей семьей пару лет отдыхал на Канарах. Видимо тропический климат благотворно повлиял на австрийского музыканта, поэтому в 1996 году его группа выпустила целых три «клубных» компакт-диска: «Spirits Of Love», «Living In A World», «Magnetic Rhythm». Свое 20-летие «Supermax» отметили выпуском двойного сборника и юбилейным европейским туром. В том же 1997-м Хауэнштайн начал активно сотрудничать с болгарскими музыкантами, а спустя пять лет при их участии записал «супермаксовский» альбом «Terminal 2002», отразивший его увлечение эмбиентом и техно. В последующие годы Курт занимался переработкой и переизданием творческого наследия своей команды, а также отвлекался на другие проекты. Лидер «Supermax» умер от сердечной недостаточности в ночь с 20 на 21 марта 2011 года.