Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы приветствуем Вас на нашей персональной странице.
На нашем сайте Вы познакомитесь с нашими разработками и книгами, узнаете, чем мы занимаемся и чем живем. Основная область наших интересов – помощь самым различным категориям детей в их развитии, образовании, адаптации в окружающей среде, в первую очередь, – в образовательных учреждениях.
Самое главное для нас – чтобы каждый ребенок, каким бы он ни был, смог найти свое место в жизни, в образовании, чтобы его родители знали, что им помогут, не оставят одних наедине со своими проблемами.
Мы – это Наталья и Михаил Семаго – по образованию клинические психологи – долгое время проработавшие в самых различных образовательных учреждениях, с самыми разными детьми и, поэтому, мы считаем, что наши разработки, наш Диагностический Комплект,наши книги и статьи смогут помочь психологам и другим специалистам в их работе.
НОВИНКА
Мы представляем обновлённый комплект психолога!
Теперь в его состав входит новое методическое руководство по обследованию детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Раннее мы выпустили новый Диагностический Альбом, в котором были представлены методики для диагностики особенностей развития детей раннего возраста. В новом руководстве есть полное описание их использования, а также описание более чем 20 методик по обследованию детей раннего возраста и другие методические материалы на эту тему. Точно также обновлён и диск с методическими материалами. В его состав включены новые бланки и протоколы по обследованию детей раннего возраста. На нашем диске появился новый раздел — Методическая библиотечка педагога-психолог образования.
В эту библиотечку мы включили наиболее актуальные наши книги и пособия по деятельности психолога в сфере образования. В том числе наша книга, выпущенная очень маленьким тиражом и ставшая фактически раритетом: «Экспертная деятельность психолога образования». Несмотря на то, что она вышла более 10 лет назад, как оказалось она не потеряла актуальность и сейчас. Также в методическую библиотечку мы включили авторскую программу Семаго Н.Я. по формированию пространственных представлений (программа ФПП) и другие наши пособия, по работе с детьми с отклоняющимся развитием, в том числе по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
НОВОСТИ
с середины октября. Приносим извинения за доставленные неудобства.
Уважаемые коллеги.
В Издательстве ГЕНЕЗИС, в рамках серии «Типология отклоняющегося развития» вышла наша новая книга — (правда в руках мы ее еще не держали) «ВАРИАНТЫ АУТИСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ»
Авторы — Л.Г. Бородина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
Эта большая и серьезная монография посвящена одной из важнейших проблем современного детства — комплексной и всесторонней помощи детям с различными вариантами аутистических расстройств. В книге рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к анализу причин возникновения РАС, приводится авторская методология психолого-педагогического анализа. Впервые в отечественной литературе дается развернутая психолого-педагогическая типология, описывающая искаженное развитие от эволютивных его форм до вариантов искажений регрессивного характера. Представлена и клиническая картина каждого из выделяемых вариантов и форм аутистических расстройств в разных возрастах — от раннего до подросткового возраста. Отдельный раздел посвящен обзору и анализу практически всех коррекционных подходов, программ и технологий, используемых в нашей стране для помощи детям с РАС, включая условия применения, ограничения и противопоказания. Для каждого варианта и формы расстройства приводится оригинальная логистика комплексного сопровождения и образовательный маршрут с учетом возрастных особенностей детей. Книга ориентирована на самых разных специалистов психолого-педагогического и медицинского профиля, включенных в образование и сопровождение детей с аутистическими расстройствами. Она может быть использована в качестве учебного пособия для подготовки специалистов и магистров медицинских, психологических и педагогических вузов.
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Доцент. Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии,– клинический психолог (ок. 1983 г.)
С 1978 года работала под руководством С.Я. Рубинштейн в детском санатории № 44 г. Москвы.
Начиная с 1983 года работала в должности:
В настоящее время является ведущим научным сотрудником Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации), а также доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Автор более 90 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.
Участие в грантах: Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год); Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
Научный руководитель городской экспериментальной площадки по внедрению инклюзивного образования на территории Центрального округа г. Москвы.
Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали.
Авторские курсы по повышению квалификации психологов образования, специальных психологов: по современной психологической диагностике, в том числе дифференциальной диагностике отклоняющегося развития и коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями начиная с раннего возраста, психолого-медико-педагогическому консультированию в различных образовательных учреждениях
Любимые занятия и увлечения: Дети (внуков пока нет), кулинария, дизайн дома и дачи, вождение авто, бардовская песня.
Семаго Михаил Михайлович — кандидат психологических наук, профессором кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии.
Ведущий научный сотрудник Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации).
Автор более 80 научных работ, в том числе 25 монографий и методических пособий.
Научные интересы: Методология отклоняющегося развития; распространение постнеклассической научной картины мира на психологию развития, в том числе на психологию отклоняющегося развития; использование синергетической концепции и категорий синергетики в психологии развития и специальной психологии; разработка теоретических основ классификации отклоняющегося развития, современная периодизация психического развития; теоретико-методологические основы психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы.
Семаго Наталья Яковлевна — кандидат психологических наук, доцент.
Является ведущим научным сотрудником Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации), а также доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Автор более 90 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.
Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали.
Книги (6)
Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.
«Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» является результатом двадцатилетней практической работы. Методики представленные в альбоме были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза).
Альбом включает в себя как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность является оптимальной и в целом отражает последовательность психологического обследования ребенка.
Дошкольный и младший школьный возраст. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной психологической диагностики детей.
Предложенная в технологии последовательность материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка.
Альбом предназначен для специалистов — психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.
Основной целью использования методики «Предметная классификация»является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.
Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:
1-я серия: для детей 3 — 5 лет;
2-я серия: для детей 5 — 8 лет;
3-я серия (классический вариант классификации) для детей начиная с 8,5—9-летнего возраста.
1, и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго.
Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).
Методика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго.
Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми.
В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)
Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста.
Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования.
Дошкольный и младший школьный возраст.
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования.
В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Первое высшее образование: Московский авиационный институт, специальность –инженер-электромеханик систем летательных аппаратов (ок. 1975г.);
Второе высшее образование: московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии,– клинический психолог (ок. 1981г.)
Начиная с 1977 года работал в должности:
научного сотрудника Института дефектологии: лаборатория сурдотехники (1977-1983), клинико-генетическая лаборатории (1988-1994);
психолога-консультанта медико-генетической консультации детской клинической больницы им. Филатова (1980-1983); Центра патологии речи и нейрореабилитации (1989-1994).
педагога-психолога ППМС-центра «Юго-Запад», женской гимназии «Строгино»; муниципальной ПМПК и ППМС-центра Одинцовского района Московской обл. (1987 – 2004 гг.);
заместителя директора Комплекса социальной помощи детям и подросткам МКО (1994-1997); ППМС-центра «Строгино» (1994-1997); ППМС-центра «Гармония» (2004);
зам. декана факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Московского психолого-социального института (1996-1997гг.).
С 1998 по 2009 год. — сотрудник Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, с 1999 по 2020 год сотрудник московского психолого-педагогического университета.
С 2010 года научный консультант московского научно-практического центра реабилитационных технологий.
Автор более 120 научных работ, в том числе 25 монографий и методических пособий.
Гранты: Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год) (научный руководитель программы); Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
С 2001 по 2012 гг. являлся научным руководителем экспериментальных площадок по организации единого информационного коррекционно-развивающего пространства региона (Ярославль, Красноярск)
Научные интересы: Методология отклоняющегося развития; распространение постнеклассической научной картины мира на психологию развития, в том числе на психологию отклоняющегося развития; использование синергетической концепции и категорий синергетики в психологии развития и специальной психологии; разработка теоретических основ классификации отклоняющегося развития, современная периодизация психического развития; теоретико-методологические основы психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы.
Любимые занятия и увлечения: Игра на гитаре, бардовская песня, моделирование парусных кораблей XVII века.
Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, клинический детский психолог (ок. 1983 г.)
С 1978 года работала под руководством С.Я. Рубинштейн в детском санатории № 44 г. Москвы.
Начиная с 1983 года работала в должности:
психолога-консультанта, ведущего психолога Центра патологии речи и нейрореабилитации (1983-1994).
педагога-психолога Комплекса социальной помощи детям и подросткам МКО (1996-1999); ППМС-центров: «Строгино» (СЗАО г. Москвы), «Росток» (САО г. Москвы) (1994-2002); с 2002 года педагог-психолог, руководитель структурного подразделения, председатель окружной ПМПК ЦППРиК «Тверской» (ЦАО г. Москвы).
С 2004 по 2012 являлась научным руководителем Городской экспериментальной площадки «Развитие инклюзивного образования в ЦАО».
С 1998 по 2018 год являлась сотрудником Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
С 1999 года – ведущий научный сотрудник московского психолого-педагогического университета (ректор В.В. Рубцов) — лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации.
В 2009-2010 гг. руководитель городского ресурсного Центра по развитию инклюзивного образования МГППУ, а с 2010 по 2020 — ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ (директор Алехина С.В.).
В настоящий момент является психологом-консультантом Центра детской психологии «Август», член Экспертного Совета по вопросам обучения детей с РАС при Министерстве просвещения РФ.
На протяжении всей профессиональной деятельности сотрудничает с различными образовательными организациями, столицы, взаимодействует с НКО по проблемам развития адаптации и обучения детей с ОВЗ, в частности детей с расстройствами аутистического спектра
Автор более 150 научных трудов, из них 27 монографий и методических пособий.
Участие в грантах: Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год); Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали.
Авторские курсы по повышению квалификации психологов образования, специальных психологов:
Современная психологическая диагностика, в том числе дифференциальная диагностика вариантов отклоняющегося развития
Коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями – Формирование пространственных представлений, Формирование произвольного компонента деятельности у детей с ОВЗ;
Ранняя диагностика и коррекция детей с РАС, логистика помощи детям с различным вариантами аутистических расстройств
Основы деятельности ППК образовательного учреждения;
Особенности деятельности ППК в условиях развития инклюзивной практики.
Любимые занятия и увлечения: Дети и внуки, бардовская песня, кулинария, дизайн дома и дачи, автовождение.
Доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Дата последнего обновления: 20.04.2020
Публикации в журналах портала PsyJournals.ru 5
Аутизм и нарушения развития (2006. Том 4, № 2. С. 1–9)
Аутизм и нарушения развития (2017. Том 15, № 1. С. 4–14)
Психологическая наука и образование (2011. Том 16, № 3. С. 50–58)
Психологическая наука и образование (2011. Том 16, № 1. С. 51–59)
Аутизм и нарушения развития (2010. Том 8, № 4. С. 1–9)
Публикации в сборниках портала PsyJournals.ru 1
Биография
Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии,– клинический психолог (ок. 1983 г.)
С 1978 года работала под руководством С.Я. Рубинштейн в детском санатории № 44 г. Москвы.
Начиная с 1983 года работала в должности:
На протяжении всей профессиональной деятельности сотрудничает с различными образовательными учреждениями, в том числе коммерческими детскими садами и школами в качестве психолога-консультанта.
В настоящее время является ведущим научным сотрудником Московского психолого-педагогического университета (лаборатория психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации), а также доцентом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Автор более 90 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.
Участие в грантах: Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год); Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
Научная деятельность
Научный руководитель городской экспериментальной площадки по внедрению инклюзивного образования на территории Центрального округа г. Москвы.
Научные интересы: Дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов инклюзивной образовательной вертикали.
Медиа-материалы
Доклад «Изменение функции ПМПК в современных условиях образования», 15 ноября 2012 года, МГППУ
Читаемые курсы
Авторские курсы по повышению квалификации психологов образования, специальных психологов: по современной психологической диагностике, в том числе дифференциальной диагностике отклоняющегося развития и коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями начиная с раннего возраста, психолого-медико-педагогическому консультированию в различных образовательных учреждениях.