смысл жизни за пределами жизни
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Ссылки
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов
Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток.
Может быть, он хотел пить.
Может быть, хотел попробовать воду на вкус.
Может быть, хотел заснуть и не проснуться, но ушибся.
Мы ничего не можем знать об этом, если не знаем, что было до этого глотка, и что было после. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы. Внутри нее мы можем понять только смысл ее отдельных частей.
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов.
И смысл жизни — вне ее пределов. Внутри самой жизни мы ее смысл никак не обнаружим. Мы сможем понять смысл только наших отдельных дел и житейских событий.
Выходите за пределы жизни
Жили три брата.
Первый никогда не унывал. Если что-то и не получалось, убеждал себя, что это только к лучшему. Любой свой промах мог оправдать. Искренне верил в свое объяснение. И прожил жизнь не так уж плохо.
Второй ничего не делал зря. Если надо, он кое в чем себя и ограничивал: всегда думал о завтрашнем дне. Всегда верил, что завтра будет лучше, чем сегодня. И прожил жизнь не так уж плохо.
Третий всегда делал то, что требовалось. Любил соблюдать всякие правила и законы. Никогда ничего не нарушал. И прожил жизнь не так уж плохо.
Нам не очень понравились три брата, хотя все они получили неплохой результат. Нам не очень хочется заниматься самообманом, или жить постоянно убегающим завтрашним днем, или идти на поводу у других. Нам хочется чего-то такого, чтобы наша жизнь имела смысл сейчас, и в каждый момент.
Тогда надо выходить за пределы жизни.
Большую цель можно достигнуть
Мальчик заблудился в лесу.
Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать.
Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая цель, но она должна быть действительно большой, как это дерево.
А значит, лежать за пределами жизни.
Большая цель — это цель, которую можно достичь. Но только после смерти. Маленькие цели можно достичь и при жизни.
Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его можем узнать сразу. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!
Мы его узнаем сразу, если есть большая цель. Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.
Человек, не имеющий большой цели, не знает свой путь. Это непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.
Сначала мы выбираем путь, потом он выбирает нас
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов
Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток.
Может быть он хотел пить.
Может быть, хотел попробовать воду на вкус.
Может быть, хотел заснуть и не проснуться, но ошибся.
Мы ничего не можем знать об этом, если не знаем,что было до этого глотка, и что было после. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы. Внутри нее мы можем понять только смысл ее отдельных частей.
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов.
Выходите за пределы жизни
Первый никогда не унывал. Если что-то и не получалось, убеждал себя, что это только к лучшему. Любой свой промах мог оправдать. Искренне верил в свое объяснение. И прожил жизнь не так уж плохо.
Второй ничего не делал зря. Если надо, он кое в чем себя и ограничивал: всегда думал о завтрашнем дне. Всегда верил, что завтра будет лучше, чем сегодня. И прожил жизнь не так уж плохо.
Третий всегда делал то, что требовалось. Любил соблюдать всякие правила и законы. Никогда ничего не нарушал. И прожил жизнь не так уж плохо.
Тогда надо выходить за пределы жизни.
Человек, который кормил обезьян
Человек, который кормил обезьян орехами, однажды сказал:
Обезьяны пришли в ярость.
Хотите знать, какая у него была любимая песня или как звали его жену? Я тоже хочу. Почему же мы не знаем о нем больше? Потому, что смысл его жизни свелся этому поступку. Нам жаль этого человека.
Мы чувствуем собственное величие, и нам жаль себя.
Большую цель можно достигнуть.
Мальчик заблудился в лесу.
Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать.
Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая цель, но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни.
Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его можем узнать сразу. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!
Мы его узнаем сразу, если есть большая цель. Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.
Человек, не имеющий большой цели, не знает свой путь. Это непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.
Наметьте дату своей смерти
Это трагедия, когда большая цель достигается при жизни. Когда большая цель оказывается мелкой, а жизнь теряет смысл.
Хотим ли мы того, чего мы хотим?
Мы все время вдвоем. Я и дата смерти.
Человек, увидевший путь, не хозяин своей судьбы.
Теперь путь выбирает его.
Теперь путь диктует ему, что делать и чего не делать. Путь управляет им. Путь- великий менеджер.
Привести пример большой цели?
Тогда я должен взять за руку, повести с собой в лес и показать то большое дерево, на которое забрался мальчик.
Вы действительно хотите того, чего вы хотите?
Мы не знаем, кто стар и кто молод.
Князь решил дать коню отдых и напоить его. И спустился к берегу реки, где старый рыбак ловил рыбу. Старику было восемьдесят лет.
Князь разговорился с ним и проговорил четыре часа. Потому что после каждого ответа рыбака хотелось спросить еще что-нибудь. Князь сделал его первым министром. Тот управлял страной сорок лет, а потом умер.
Один юноша, который жил в другой стране и в другое время, был талантливым полководцем. Он стал полководцем, когда ему было семнадцать лет. Но он был слаб здоровьем и в девятнадцать лет умер.
Мы не знаем, кто стар и кто молод.
Старый рыбак был еще юношей во время той встречи на берегу еще сорок лет ему предстояло управлять страной.
Юноша уже был глубоким стариком, когда он стал полководцем : ему оставалось жить всего два года.
Мы не знаем, кто стар и кто молод, пока человек жив. Мы можем наметить дату смерти очень нескоро и умереть молодым. А можем наметить ее пораньше и всю жизнь жить стариками.
из книги © Владимира Тарасова «ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ» / книга для героев /
Смысл жизни. Психология. Законы мироздания. Бог.
Смыслом жизни не может быть накопление материальных благ, карьера, социальный рост и т. д., так как после смерти они не играют роли. Таким же образом не может быть смыслом жизни и получение различного рода удовольствий (от физиологических, до психологических). Также смыслом жизни не может быть и приобретение знаний либо усовершенствование себя в какой либо области навыков. Все эти цели лежат в пределах жизни, и ее смыслом быть поэтому не могут.
Так как здравый человек желает для себя блага, то и целью его жизни будет благо. В таком случае смыслом жизни является некое благо, которое человек может достичь после смерти. Так цель жизни это наивысшая из целей, то и благо это должно быть наивысшим. Следовательно, смыслом жизни не могут быть некие возможные материальные блага после смерти, также не могут быть внутреннего удовлетворения. Так как более высоким уровнем блага есть благо одушевленное – личность. Причем это идеальная личность, представляющая из себя наивысшее благо. Поэтому цель жизни – это встреча после смерти с идеальной личностью, воплощающей в себе наивысшие возможные блага. Идеальную личность, ожидающую человека после смерти и воплощающую в себе наивысшие блага, называют Богом Взгляд на жизнь, как на путь движения к Богу называется духовным. Путь к Богу может быть только внутренним (внутренне духовное развитие). Духовными вопросами являются только такие вопросы, которые касаются целей человека после смерти.
Духовность занимается вопросами жизни человека в контексте того, куда человека придет после смерти. Гипотетический мир за пределами жизни (жизнь после смерти) называется духовным.
Личность, воплощающая в себе наивысшие блага, может быть только доброй. Поэтому путь к Богу (путь уподобления Богу) заключается в том, чтобы становиться добрее. Поэтому любой жизненный путь, декларирующий путь к Богу, но при этом не делающий человека добрее, является ложным.
Путь к Богу заключается также в развитие других качеств, называемых духовными (или добротелями). Разные религии по разному видят Бога в качестве воплощаемым им благ, и поэтому по разному видят духовные качества. Однако современные исследования показали, что есть универсальные духовные качества, присутствующие во всех религиях. Так выявили шесть универсальных добродетелей: любовь и доброта, мудрость (здравомыслие), мужество, справедливость, смирение, трансцендентальность (нацеленность на рассмотрение вопросов, выходящих за пределы жизни, о том, что будет после смерти). Развитие этих добродетелей (с целью встречи с Богом) и может является духовным путем. Другой подход к пониманию, какие внутренние качества в себе развивать, есть представление о том, каким человек уйдет в «другой мир». Например, понимая, что в этом мире оставляются все материальные, социальные и т. д. блага, а «забирается» с собой только внутреннее, следует представить себе, в каком состоянии души хотели бы умереть. Такое состояние души, в котором хотели бы умереть (в котором не страшно будет уйти в другой мир и встретиться с Богом) и может быть промежуточной целью жизни.
Если человек не ставит себе за цель жизни встречу с Богом (к примеру, является по взглядам материалистом), однако внутренне развивается в сторону доброты и остальных духовных качеств, он все равно приближается к Богу. Наоборот, если человек декларирует за цель жизни встречу с Богом, однако при этом не развивается а наоборот, уменьшает в себе духовные качества (становится злее, глупее, трусливее и т. д.), то он все равно отдаляется от Бога. Есть течения, которые декларируют непосредственное присутствие Бога (либо других высших сил) уже в этой жизни. В таком случае, жизнь человека лишается смысла (ведь если Бог есть уже тут, то человеку не к чему стремиться). Обычными результатами рассмотрения Бога или других высших сил как того, что уже присутствует в этой жизни, являются: а.) Фанатизм и слепое подчинение неким «духовным принципам» (духовные принципы рассматриваются не как идеальные ориентиры, к которым человек стремится, а как непреложные законы, которые человек должен соблюдать «здесь и сейчас». Современными представителями являются различные тоталитарные секты с жесткими устоями. б.) Магизм – непосредственное общение с «духовным миром» с целью получения неких благ в этой жизни. Современными представителями являются различные течения Нью Эйдж – эзотерика и т. д.
В чем смысл жизни
иеромонах Иов (Гумеров)
Вопрос:
Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни?», «Для чего человек живёт?». Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо».
Людмила, 19 лет.
Ответ:
О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни.
В 20‑м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А. Камю. Миф о Сизифе).
Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А. Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно.
Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности.
Великий математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии).
В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906–1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83–85).
Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П. Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положением. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.
Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С. Пушкин, уже входивший во славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) – символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С. Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т. 7, с. 322).
Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи ( Мф. 6:25 ), сохранение ее важнее субботы ( Мк. 3:4 ). Сын Божий обладает Жизнью от вечности ( Ин. 1:4 ). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни ( Деян. 3:15 ). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин. 11:25 ). Вхождение это начинается еще на земле. Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.
Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.
Смысл жизни. За пределами круга
Смысл жизни. За пределами круга.
Источник: авторский текст.
Смысл жизни. За пределами круга.
Наконец-то я всё поняла. Всю суть мироздания. Смысл жизни.
Дело в том, что смысла жизни вообще как такового нет. И его не может быть.
Жизнь – это поток. Это красивая, полноводная река. Возможно, временами она горная река с водопадами, возможно – тихая речушка или даже ручей. А может, и вовсе – подземная река.
И все воды впадают в океан.
Это всего лишь аналогия, пример, но он ясно показывает нам саму суть. Это не значит, что мы, люди, обладающие разумом и сознанием, можем просто довольствоваться пассивным движением между какими-либо берегами.
Нет, в том-то и дело. Природа существует в нас, это так. Мы – есть природа. Но мы также и Человек.
Пусть природа течет в нас, как ей положено течь, и мы движемся в ней, ничего не нарушая и не препятствуя потоку Жизни.
Но всего лишь, наблюдая за собой, мы сможем тем самым получать удовольствие от самого процесса движения.
Это и есть жизнь. Та самая, осознанная, про которую говорят мудрецы и просветленные.
Это то самое Царствие Божие, про которое говорил Иисус.
Главное — не препятствовать движению внутри себя.
Как только происходит доверие и ты позволяешь потоку идти сквозь тебя, ты сразу же становишься обновленным. И это всегда так есть.
Всегда свежие мысли, всегда ясный, чистый взгляд. Всегда свежая, новая реакция на постоянно меняющиеся ситуации.
Внутреннее постепенно родит внешнее. Это касается и обновления клеток твоего тела.
Ты как бы вышел из круга, из замкнутого кольца. И теперь видишь всё это со стороны, и других тоже видишь. И дело в том, что теперь ты можешь смотреть на всё это объективно. Теперь ты видишь целое. Больше нет кадров и недостающих пазлов. И затемненных участков тоже нет. Куда бы ты ни пошёл — везде свет.
Если уж совсем честно, то это тот самый момент, когда тебе и не нужно никуда идти. Ты пришел. Или вышел. Или дошел. Ты достиг.
Как будто перерос своё окружение. И даже своих самых близких друзей и родственников.
И это не открытие третьего глаза, с помощью которого можно увидеть некоторые не видимые до сих пор вещи. Нет, это вообще не глаза. Даже сам на себя ты смотришь откуда-то сверху.
Теперь четко понимаешь, что твое тело это не ты сам. Это великолепный биологический механизм. Он тебе дан в помощь. В начало твоего пути. Чтобы ты мог исследовать, чувствовать, плакать или смеяться, а также наслаждаться и творить себе подобных.
Однажды этот биологический механизм может усовершенствоваться в плотную энергию света. Теперь это уже зависит от тебя. Насколько ты будешь готов к этому. Насколько будет готово твоё сознание.
И ты, общаясь с теми же людьми, с которыми и общался до этого состояния сознания, приходишь к пониманию того, что лучше тебе иногда помолчать.
Ты знаешь, как всё есть, и видишь других, и как у них всё есть…
И понимаешь, что некоторые останутся в колесе ещё не одну свою жизнь.
Не то чтобы ты хотел им помочь, нет. Если и в самом деле кому-то нужны твои указатели, он их отыщет сам, как когда-то искал ты.
Он найдёт среди слов пустоту и его глаза наполнятся слезами благодарности.
Главное – не препятствовать движению потока.
Твое тело изначально являлось носителем Божественного, семенем Его. Это семя проросло и дало всходы.
«Вовремя полей, обогрей, вырви сорняки» — слова, сказанные однажды, были великим напутствием на пути к Бесконечному. Маленький, едва видимый росток света и добра, не всегда был заметен даже тебе, что говорить о других.
Сколько раз он был сломан, затоптан? Наверное, не сосчитать. Скорее всего, так бы и остался он слабеньким, бледным росточком в окружении сильных и крепких сорняков. Если бы однажды, честно взглянув в сердце своего Сада и увидев эту картину, ты не поленился и не вырвал бы сорняки, и не убрал весь хлам, и не навел порядок.
Конечно, пройдет некоторое время, чтобы росток стал крепким, и другие семена, уже тобою самим посаженные, взошли и стали цветами невиданной красоты.
Всё это время ты берег Сад своей Души. Берег так, что никому не позволял топтать черную землю, на которой еще не взошли семена.
Ты стал замечать, как некоторые останавливаются, вдыхая аромат твоих чудесных цветов.
Сад твоей души стал намного больше твоего тела. Когда-то тело твое содержало Божественное, теперь же тело твоё находится в Божественном. Твоё главное дело сделано.
Хочешь – наслаждайся. А хочешь – делай что-нибудь и наслаждайся. В любом случае – все препятствия позади. Теперь сад сам бросает семена.