смысл жизни в иудаизме кратко

Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Что такое иудаизм? [↑]

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

смысл жизни в иудаизме краткоСтена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения [↑]

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

смысл жизни в иудаизме краткоОбрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия? [↑]

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

смысл жизни в иудаизме краткоНа фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма [↑]

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев [↑]

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

смысл жизни в иудаизме краткоПо еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы [↑]

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии [↑]

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру [↑]

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Источник

Кратко об иудаизме

Одной из основ­ных кано­ни­че­ских книг в иуда­изме при­зна­ется Танах (Ветхий Завет Библии), важ­ней­шей частью кото­рого явля­ется Тора или Пяти­кни­жие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудей­скими бого­сло­вами были напи­саны ком­мен­та­рии к Торе, полу­чив­шие назва­ние Мишна (повто­ре­ние закона). Затем была состав­лена еще одна книга – Гемара, назна­че­ние кото­рой – углуб­лен­ное ком­мен­ти­ро­ва­ние Мишны. Мишна и Гемара вместе состав­ляют Талмуд. Тора и Талмуд регла­мен­ти­руют все сто­роны жизни рели­ги­оз­ного еврея, в том числе и те, кото­рые в других рели­гиях обычно счи­тают отно­ся­щи­мися к сфере этики, морали, граж­дан­ского и уго­лов­ного права. В Тал­муде раз­ли­чают галаху и агаду, кото­рые пере­пле­та­ются друг с другом. Галаха – это закон, каса­ю­щийся рели­ги­оз­ной, семей­ной, граж­дан­ской жизни. Агада опре­де­ляет духов­ные основы иуда­изма.

Чтение Тал­муда почи­та­ется как весьма ответ­ствен­ное заня­тие, раз­ре­ша­е­мое только самим евреям. В трак­тате «Синед­рион» гово­рится: «Не еврей, изу­ча­ю­щий Талмуд, заслу­жи­вает смерти».

«Евреи при­ят­нее Богу, нежели ангелы», «как чело­век в мире высоко стоит над живот­ными, так евреи высоко стоят над всеми наро­дами на свете» – учит Талмуд. Избран­ни­че­ство мыс­лится в иуда­изме как право на гос­под­ство.

Отвер­же­ние Христа и ожи­да­ние вместо Него дру­гого, стало духов­ной при­чи­ной госу­дар­ственно-наци­о­наль­ной ката­строфы иудеев – в начале II века Иеру­са­лим был раз­ру­шен, а иудеи рас­се­яны по свету. После рас­се­я­ния евреев, во II–VI веках про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние тал­му­дизма, харак­те­ри­зу­ю­ще­гося обсто­я­тель­ной систе­ма­ти­за­цией и нор­ма­тив­ной риту­а­ли­за­цией иудей­ского культа, кото­рый из хра­мо­вого свя­щен­но­дей­ствия пре­вра­тился во все про­ни­ка­ю­щую систему пред­пи­са­ний, иногда скру­пу­лезно подроб­ных, вплоть до тре­бо­ва­ний под­чер­ки­ва­ния своей при­над­леж­но­сти к «избран­ному Богом народу» с помо­щью особых дета­лей внеш­него облика. Так, веру­ю­щему еврею пред­пи­сы­ва­ется иметь бороду, отпус­кать длин­ные волосы на висках (пейсы), носить малень­кую круг­лую шапочку (кипу), пройти обряд обре­за­ния. Тогда же фор­ми­ру­ется и такое учение в иуда­изме, как Каб­бала, глав­ная роль в кото­ром отво­дится магии и оккуль­тизму. Многие прин­ци­пи­аль­ные вопросы Библии пере­тол­ко­ваны в Тал­муде и в Каб­бале совер­шенно в оккульт­ном осве­ще­нии.

Если для Библии харак­те­рен ярко выра­жен­ный пер­со­на­лизм, то есть пред­став­ле­ние о Боге и сотво­рен­ном им чело­веке как о лич­но­стях, то в Тал­муде гово­рится о том, что чело­век изна­чально был сотво­рен гер­ма­фро­ди­том и лишь позд­нее воз­ни­кает раз­де­ле­ние полов, воз­ни­кают Адам и Ева (это чисто язы­че­ское воз­зре­ние, пол­но­стью исклю­ча­ю­щее пони­ма­ние чело­века как лич­но­сти).

Воз­рож­да­ются в Тал­муде пан­те­и­сти­че­ские воз­зре­ния, так, напри­мер, гово­рится о сотво­ре­нии Богом душ евреев из самой боже­ствен­ной сущ­но­сти. Те евреи, кто не достиг совер­шен­ства в своей жизни, для очи­ще­ния пере­во­пло­ща­ются в новых телах – в рас­те­ниях, в живот­ных, в телах не евреев, и, нако­нец, в теле еврея, после чего могут заслу­жить вечное бла­жен­ство.

В VI–XIII веках воз­рас­тает роль рав­ви­нов (от древ­не­ев­рей­ского «рабби» – мой учи­тель) – тол­ко­ва­те­лей закона, воз­глав­ляв­ших иудей­ские общины. Рас­се­я­ние евреев по стра­нам Ста­рого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Аме­рика) при­вело к обра­зо­ва­нию боль­шого коли­че­ства еврей­ских наци­о­нально-рели­ги­оз­ных общин. В древ­но­сти цен­тром иудей­ского культа был Иеру­са­лим­ский Храм, где совер­ша­лось еже­днев­ное жерт­во­при­но­ше­ние. Когда Храм был раз­ру­шен, место жерт­во­при­но­ше­ний заняла молитва, для совер­ше­ния кото­рой евреи стали соби­раться вокруг отдель­ных учи­те­лей – рав­ви­нов. Из этих собра­ний воз­никли иудей­ские молит­вен­ные объ­еди­не­ния, име­ну­е­мые сина­гоги («собра­ния»). В иуда­изме сина­гога пред­став­ляет собой собра­ние евреев для совер­ше­ния молитвы и изу­че­ния Торы и Тал­муда. Такое собра­ние не преду­смат­ри­вает нали­чия спе­ци­аль­ного здания и может про­хо­дить в любом поме­ще­нии.

Для совер­ше­ния пуб­лич­ного бого­слу­же­ния необ­хо­димо при­сут­ствие не менее десяти евреев муж­ского пола, достиг­ших рели­ги­оз­ного совер­шен­но­ле­тия (с 13-лет­него воз­раста). Они состав­ляют пер­вич­ную иуда­ист­скую общину – миньян (бук­вально «число,» то есть кворум, необ­хо­ди­мый для бого­слу­же­ния). Исто­ри­че­ски право совер­шать пуб­лич­ные бого­слу­же­ния закре­пи­лось за рав­ви­нами – учи­те­лями и тол­ко­ва­те­лями Торы. Кроме рав­вина, в пер­со­нал сина­гоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет обще­ствен­ную молитву и пред­став­ляет всю общину в обра­ще­нии к Богу. Шамаш – сина­го­галь­ный служка, обя­зан­но­сти кото­рого – наблю­дать за поряд­ком и чисто­той в сина­гоге и забо­титься о сохран­но­сти сина­го­галь­ного иму­ще­ства. Габай решает адми­ни­стра­тив­ные и финан­со­вые вопросы сина­гоги.

Особое место в иудей­ской общине зани­мает кога­ним (един­ствен­ное число – коген). По еврей­ской тра­ди­ции, лица, нося­щие фами­лию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), явля­ются потом­ками (по отцов­ской линии) пер­во­свя­щен­ника Аарона, т.е. своего рода жре­че­ской кастой.

Во вре­мена Иеру­са­лим­ского Храма кога­ним кроме испол­не­ния своей глав­ной функ­ции – веде­ния службы в храме – были также духов­ными настав­ни­ками народа, его судьями и учи­те­лями. Однако с тече­нием вре­мени духов­ное руко­вод­ство еврей­ского народа пере­шло к про­ро­кам, а затем к муд­ре­цам и рав­ви­нам. Дея­тель­ность кога­ним была огра­ни­чена, в основ­ном, служ­бой в храме. После раз­ру­ше­ния храма в 70 г. н.э. они лиши­лись воз­мож­но­сти испол­нять и эту обя­зан­ность. В насто­я­щее время кога­ним обя­заны про­во­дить обряд выкупа пер­вен­цев и бла­го­слов­лять народ в сина­гоге.

Новый период исто­рии еврей­ства и иуда­изма насту­пил в конце XVIII в. Он харак­те­ри­зу­ется поли­ти­че­ской эман­си­па­цией евро­пей­ских евреев в резуль­тате Фран­цуз­ской рево­лю­ции и после­до­вав­шим за этим раз­ру­ше­нием сред­не­ве­ко­вой изо­ля­ции иудей­ских общин, на кото­рые были рас­про­стра­нены юри­ди­че­ские акты о сво­боде веро­ис­по­ве­да­ния.

Парал­лельно с этим в самих общи­нах воз­никло дви­же­ние за ослаб­ле­ние системы риту­аль­ных пред­пи­са­ний и запре­тов и внеш­нее сбли­же­ние иудей­ского бого­слу­же­ния с про­те­стант­ским (т. наз. «рефор­ми­ро­ван­ный иуда­изм»).

Тогда же, в XVIII веке, среди евреев Польши и Запад­ной Укра­ины воз­никло новое рели­ги­оз­ное тече­ние – хаси­дизм (от древ­не­ев­рей­ского слова «хасид» – бла­го­че­сти­вый). Хаси­дизм возник как оппо­зи­ци­он­ное дви­же­ние против орто­док­саль­ного иуда­изма, в част­но­сти, против рав­ви­ната. Вместо рав­ви­нов в хасид­ских общи­нах высшим авто­ри­те­том стали поль­зо­ваться цадики («цадик» озна­чает по-древ­не­ев­рей­ски «пра­вед­ник»), якобы обла­да­ю­щие сверхъ­есте­ствен­ными спо­соб­но­стями. Для хаси­дизма харак­терны край­ний мисти­цизм и рели­ги­оз­ная экзаль­та­ция.

С XIX века еврей­ство Запад­ной Европы, а затем и США, захва­тили про­цессы секу­ля­ри­за­ции и эман­си­па­ции. Стала фактом наци­о­наль­ная само­иден­ти­фи­ка­ция евреев вне рели­ги­оз­ных рамок. Запад­ные народы все дальше отхо­дили от хри­сти­ан­ства, и иуда­изм, до этого вре­мени оттес­ня­е­мый из духов­ной жизни евро­пей­ской циви­ли­за­ции, начи­нает влиять на духов­ность и куль­туру.

Оценка совре­мен­ной иудей­ской веры

Вера, кото­рую испо­ве­дуют совре­мен­ные евреи, явля­ется не той, кото­рая была дана Изра­иль­тя­нам через Моисея и Про­ро­ков, и кото­рую испо­ве­до­вали они до при­ше­ствия Мессии, но той, какую они сами измыс­лили, укло­нив­шись от истин­ного духа Моисея и Про­ро­ков, и кото­рой дер­жатся ныне уже по при­ше­ствии обе­то­ван­ного Мессии, ими непри­знан­ного. Первая вера есть истинно бого­от­кро­вен­ная и явля­ется под­го­то­ви­тель­ной сту­пе­нью к хри­сти­ан­ству, а ново-иудей­ская явля­ется плодом чело­ве­че­ских измыш­ле­ний.

Эта новая вера изло­жена в двух книгах, почи­та­е­мых Иуде­ями за боже­ствен­ные книги, в Каб­бале и Тал­муде (Каб­бала, по поня­тию Иудеев, есть кодекс фило­соф­ско-мисти­че­ских пре­да­ний, слу­жа­щих допол­не­нием и объ­яс­не­нием Закону, а Талмуд – кодекс пре­да­ний по пре­иму­ще­ству исто­ри­че­ских, обря­до­вых и граж­дан­ских, слу­жа­щих таким же допол­не­нием и объ­яс­не­нием. Све­де­ния о Каб­бале можно найти у рав­вина Франка, а о Тал­муде у Драха). В обеих этих книгах наряду с исти­нами, заим­ство­ван­ными в Библии, столько стран­но­стей, неле­по­стей, про­ти­во­ре­чий, что ста­но­вится неве­ро­ят­ным, как могли люди выду­мать подоб­ные вещи, и как могут другие при­зна­вать столь урод­ли­вые поня­тия за истины свя­щен­ные и неопро­вер­жи­мые, не отка­зав­шись от здра­вого смысла. Таковы –

В тео­ре­ти­че­ском отно­ше­нии ска­за­ния:

а) о еже­днев­ных заня­тиях Бога (Хр. Чтение 1834, 3, 283–309);
б) о цели, для кото­рой создан мир («Бог создал свет един­ственно для того, чтобы при­ло­жить к делу закон обре­за­ния». Евр. Секты в России, Гри­го­рьева стр. 95);
в) о Мессии и обсто­я­тель­ствах Его при­ше­ствия (Бук­сторф);
г) о вос­кре­се­нии мерт­вых («Вос­кре­се­ние мерт­вых может иметь место только в Пале­стине: поэтому Гос­подь откры­вает подле могил Евреев, умер­ших в пле­не­нии, длин­ные пещеры, через кото­рые трупы их и катятся, как бочки, в святую землю, чтобы вос­при­нять здесь душу» Талмуд. Иеру­сал. Тракт. Килоим.), и проч.

В нрав­ствен­ном – таковы:

а) основ­ной закон об отно­ше­нии чело­века к ближ­ним: «всякое добро, кото­рое закон Мои­сеев пред­пи­сы­вает, и всякое зло, кото­рое он вос­пре­щает делать ближ­нему, брату, това­рищу, должно, объ­яс­няет Талмуд, пони­мать только в отно­ше­нии к Иудеям» (Талмуд. Тракт. Бава-Меция);
б) взгляд на прочие народы: назы­вая их наро­дами нечи­стыми и бого­про­тив­ными, с кото­рыми Евреи не только не должны всту­пать ни в какие род­ствен­ные связи, талмуд учит, что Еврей может без греха нару­шать клятвы, дава­е­мые ино­верцу, может обма­ны­вать его, при­тес­нять, пре­сле­до­вать и даже умерщ­влять за его раз­но­ве­рие, и что вообще все эти ино­вер­ные народы, по при­ше­ствии Мессии, или истре­бятся совер­шенно, или будут пора­бо­щены Иудеям, так что самые цари ино­вер­ные сде­ла­ются слу­гами для послед­него из чад Изра­иля (Мозез Мен­дель­сон);
в) учение о сред­ствах к оправ­да­нию: в Тал­муде про­по­ве­ду­ется, что как грех пер­во­род­ный, так и вообще все грехи могут быть изгла­жены и уни­что­жены через стро­гое испол­не­ние всех пред­пи­са­ний закона обря­до­вого и проч.

Вслед­ствие этого Иудеи исклю­чи­тельно пре­даны своим обря­дам. Но надобно еще при­ба­вить, как мело­чен, ничто­жен в своих неис­чис­ли­мых пред­пи­са­ниях и уста­нов­ле­ниях этот закон! Напри­мер, на осно­ва­нии одной запо­веди Божией: да не сотво­ришь вся­кого дела в день суб­бот­ний ( Исх.20:40 ), теперь суще­ствует 949 рав­вин­ских пред­пи­са­ний, из кото­рых одно «запре­щает Еврею даже пле­вать по воз­духу в суб­боту, потому что дей­ствие похоже на веяние неочи­щен­ной ржи. (Хаие Адам – Авра­ама Данижга, о поста­нов­ле­ниях суб­бот­них)». На осно­ва­нии запре­ще­ния Божия не есть квас­ного в Пасху ( Исх.12:20 ) измыш­лено 265 поста­нов­ле­ний, из кото­рых одно гласит, что если бы 10000 Евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерп­ну­той из одного колодца, в кото­ром вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обя­заны при­го­тов­лен­ную пищу, вместе с посу­дой, сжечь или бро­сить в реку. Об этих запре­щен­ных яствах суще­ствует с лишком 3000 раз­лич­ных поста­нов­ле­ний; об одном обряде умо­ве­ния рук – до ста, а о соле­нии мяса – до двух сот; есть даже опре­де­ле­ние каса­тельно спо­соба обре­зы­ва­ния ногтей… На осно­ва­нии запо­веди Моисея, запре­ща­ю­щей варить коз­ленка в молоке его матери ( Исх.23:19 ; Втор.14:21 ), тал­му­ди­сты запре­тили: а) варить в молоке какое бы-то ни было мясо; б) упо­треб­лять даже сосуд, в кото­ром изго­тов­ля­ется мясная пища, на изго­тов­ле­ние в нем пищи молоч­ной; и в) опре­де­лили при­ни­мать молоч­ную пищу не ранее, как по исте­че­нии шести часов после при­ня­тия пищи мясной, а мясную после молоч­ной не ранее, как через час. И пусть бы еще испол­не­ние всех таких мело­чей отдано было на про­из­вол каж­дого; напро­тив, Талмуд все обряды воз­во­дит в дог­маты, и тре­бует самого стро­гого испол­не­ния отно­ся­щихся к ним поста­нов­ле­ний и правил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *