смысл жизни в исламе кратко
Смысл жизни человека
Каждый обладающий разумом, пытаясь понять смысл жизни, ставит перед собой вопросы: зачем и для чего он пришёл в этот мир; куда он идёт, оставив всё, что так дорого ему?
Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное» (Имам аль-Газали, «Сущность сочинений о суфизме»).
Также Пророк (мир ему и благословление) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним (Имам ан-Навави, «Сады праведных»).
Если бы смысл жизни заключался в накоплении богатства или в обретении славы, тогда человек всё это забирал бы с собой. Мы видим, что всё накопленное человеком в этом мире (богатство, слава и т.д.) к конечной цели его жизни отношения не имеет.
В чём же причина любви человека к этому миру? Виной тому многочисленные болезни, постигшие общество. Болезнь, посеянная безверием, делает неспособным многих людей увидеть во всём, что нас окружает, могущество Творца. Невежество людей дошло до того, что считается нормой допустить случайное возникновение жизни. Современная же наука прямо указывает на существование Всевышнего. Математические расчёты показывают, что вероятность возникновения даже одной молекулы белка равна нулю, не говоря уже о клетке и более сложных организмах.
Всё, что нас окружает, включая нас самих, прямо свидетельствует об Аллахе.
Всевышний в Священном Коране говорит о том, что Он создал джиннов и людей только для поклонения Ему. Всевышний также сказал: «Я был, и ничего не было, как сокрытое сокровище, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали». Аллах создал человека, чтоб он познал своего Творца, а всю эту Вселенную и всё, что в ней существует, создал для человека, чтобы, изучая себя и этот мир, он продвигался в познании Аллаха и посвятил себя Ему.
Из сказанного следует, что познание Аллаха невозможно без поклонения Ему, а само поклонение становится более совершенным, когда человек продвигается в познании Аллаха. Что же такое поклонение? Это совершение добра и воздержание от зла.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает к ним Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным. Всевышний любит нас и хочет нам счастья, поэтому указывает верную дорогу к нему. Но если человек сам выбрал зло, то он и получает в итоге то, что выбрал.
Так, Ангелы поклоняются только духовно, поскольку не обладают плотью, у них нет возможности поклоняться телом. Более того, Ангелов не одолевают плотские страсти и соблазны. Животные же, хотя и обладают телом, лишены духовности. Поэтому они обуреваемы страстями и неспособны к поклонению. Поскольку в человеке объединяются два начала – животное и ангельское, – он способен подняться в своём совершенстве выше Ангелов, а может и опуститься ниже животного.
До сотворения Адама (мир ему!) иблис пребывал святым повелителем правоверных сотни тысяч лет, и ангелы совершали намаз под его предводительством. Во всём мире не было места, где бы иблис ни совершил поклонение. А когда был создан Адам (мир ему!), Аллах сделал его Своим халифом (наместником) и повелел всем ангелам поклониться человеку. Ангелы, видя только внешнюю, телесную форму Адама (мир ему!), удивились этому приказу. Они говорили: «Его потомки будут склонны к грехам. Почему же мы должны такому поклониться?». На это Всевышний сказал: «Я знаю то, чего вы не знаете». Истинная сущность человека, его сокровенная тайна, которую ангелы не могли усмотреть за внешней формой, известна Аллаху.
Из этой истории следует вывод, подтверждающий, что Адам (мир ему!) занимает высокое положение в духовной иерархии, а грех иблиса проистекает прежде всего из его духовной слепоты и неспособности видеть смысл за формой. И в его словах предвосхищены многие кардинальные грехи человечества: гордыня, зависть, неповиновение.
Адам оступился, движимый страстью, а иблис – из-за заносчивости и гордыни.
Вот почему Адам тут же попросил прощения, а раскаянью второго помешала гордость.
Адам свой проступок взял взаймы – вот почему он сразу раскаялся;
Иблис согрешил по природной склонности и к драгоценному раскаянью дорогу найти не мог.
С каждым дыханием избранные Адамовы сыны шепчут: «Сами себе мы причинили зло».
Каждый миг ты нуждаешься в Боге – об этом открыто скажи, не противься, подобно упрямому иблису.
Джалал ад-дин Руми
Смысл жизни в Исламе
Смысл жизни в Исламе
Драгоценный дар жизни, данный Аллахом, имеет свой смысл. Рождение и уход человека из жизни нередко становятся причиной задуматься об этом. Мусульмане верят в то, что смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху.
Заслуживает понимания и уважительного отношения стремление человека к хорошей жизни, созданию счастливой семьи. Однако это не должно стать единственной целью и смыслом существования, тогда как главное предназначение людей – служить довольству Всевышнего. «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (Коран, 34:37).
Жизненные испытания
Такие страшные трагедии, как крушение теплохода «Булгария», произошедшая в аэропорту Казани авиакатастрофа «Boeing-737» – серьезные испытания для близких людей. Потеря преждевременно ушедших из жизни любимого сына, мужа, отца, дочери, жены, матери доставляет большие душевные и физические страдания.
Горюющий искренне верующий человек, поступит наилучшим образом, совершив доброе дело, посвятив награду за него у Аллаха, своему ушедшему в иной мир близкому. Люди, способные к состраданию, воспринимают близко к сердцу чужое горе и стараются помочь вылечить больного, оказать поддержку нуждающемуся.
Во время тяжелых испытаний, мы должны попытаться понять, что именно Аллах предначертал для нас, как мы должны поступить в той или иной ситуации. Свой смысл есть и в страданиях. Верующий не остается один. Аллах никогда не оставляет его, даже в самые трудные минуты. Любовь к Аллаху помогает людям исцелиться от болезни, найти в себе силы жить, несмотря на болезнь, и, в конце концов, умереть с верой надеждой на награду после смерти.
Ислам, не гарантирует человеку жизнь без страданий, но помогает их достойно пережить. Люди не могут прожить жизнь без горя, проблем и трудностей. Аллах обращается к верующим: «Истинно, Мы испытываем и долей страха, и голодом и убытками в имуществе, потерей людей и плодов. Ты возвести благую Весть тем, кто терпеливо стоек в вере». (Коран, 2:155) Аллах ближе к нам, чем наша яремная вена, чем шея собственного верблюда, как сказал Пророк (с.а.в). Любовь Всевышнего никогда не покинет нас.
Все люди на земле смертны. Любимец Аллаха, Хабибулла, Пророк Мухаммад (с.а.в.) умер, как и все люди. Его сподвижник Абу Бакр (р.а.) напомнил Умару ибн аль-Хаттабу (р.а.), переживавшему горе от потери, аят: «И Мухаммед – только Посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» (Коран, 3: 144).
Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей.
«Аллаху известно все, что на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его знания, и ни одно зерно не упадет в лоно земли, и нет былинки ни свежей, ни сухой, о которой Он, Всеведущий, не знает». (Коран, 6:59)
Терпение
Терпение ради Аллаха является одна из форм поклонения Ему. «Ищите подмогу в терпении стойком и молитве». (Коран, 2:45)
Размышление о смерти
Судьба
Попытаться самостоятельно изменить свою судьбу к лучшему кроме как через искреннее поклонение Аллаху, покаяния или совершения ради Него добрых дел является бессмысленным времяпровождением. Имам Абу Ханифа посоветовал одному мусульманину: «Разве ты не знаешь, что тот, кто пытается постичь предопределение, подобен смотрящему на солнечные пятна. И чем больше он смотрит, тем больше приходит в смятение» («Калаид Укуд аль-Акйан», каф –77–ба).
Мусульманин верит в то, что из любой ситуации – как хорошей, так и плохой – можно извлечь урок и двигаться дальше, по направлению к своей главной цели – вечной жизни в Ахирате. Пророк Мухаммед (с.а.в.) сказал: «Удивительно положение верующего! Поистине, всякое его положение для него во благо, и это не дано никому, кроме верующего: если его постигнет радостная весть, он благодарит Всевышнего и это ему во благо. А если его постигнет несчастье, он терпит во имя Аллаха и это тоже ему во благо!».
В поисках смысла жизни
Современная наука и цифры
«Согласно статистическим данным, среди основных причин смертности у американских студентов второе место — после дорожно-транспортных происшествий — занимает самоубийство, причем число покушений на самоубийство без летального исхода в пятнадцать раз превышает количество совершенных самоубийств.
…Итоги тщательного опроса о мотивах самоубийства шестидесяти студентов Университета штата Айдахо, пытавшихся покончить с собой, таковы: 85% опрошенных не видели в своей жизни никакого смысла. Примечательно, что 93% из них составляли психически и физически здоровые молодые люди, которые жили в хороших бытовых условиях, прекрасно ладили со своими родителями, занимались общественной деятельностью и отличались высокой успеваемостью. Такие покушения на самоубийство можно объяснить лишь тем, что человек по природе своей — если и не всегда, то по крайней мере изначально, — стремится определить и выполнить свое предназначение в жизни.
Разочарование в жизни одолевает не только молодежь, но и людей старшего поколения. Взять, к примеру, результаты опроса, проведенного среди выпускников Гарвардского университета. Спустя двадцать лет после защиты диплома многие из них жаловались на то, что жизнь кажется им совершенно бессмысленной, а ведь они сделали успешную карьеру, жили в достатке и производили впечатление вполне благополучных людей.
Кстати, был проведен ряд исследований, согласно которым 90% людей, страдающих алкоголизмом в хронической форме, явно испытывали ощущение бессмысленности жизни. Так же обстоит дело и с наркоманами.
Отчет Американского совета по образованию, составленный по результатам опроса 189 733 учащихся трехсот шестидесяти университетов в США, не оставляет никаких сомнений в том, что людьми движет стремление к смыслу, ведь 73,7% опрошенных студентов заявили, что стремятся «обрести такую идею, которая наполнит их жизнь смыслом». А по данным Национального института здравоохранения, в ходе опроса 7948 учащихся сорока восьми высших учебных заведений большинство из них, точнее, 78% опрошенных заявили, что стремятся «найти смысл жизни».
Спору нет больной больше всего хочет выздороветь, а бедняк мечтает разбогатеть. Но бесспорно и то, что здоровье и деньги нужны им лишь для того, чтобы вести такую жизнь, которая представляется им осмысленной, и выполнить свое предназначение!
Эйнштейн как-то сказал, что человек, который не видит в своей жизни смысла, не только несчастлив, но и, наверняка, нежизнеспособен»[2]. Виктор Франкль в свою очередь сделал заключение: «В нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение»[3].
Священный Коран о смысле жизни
Человеку Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, воли; высоты физического и материального становления; перспективы развития коммуникативных и деловых отношений. В контексте этого личностного роста (самосовершенствование, карьера, семья) человек совершает пусть незначительные, но качественные благие дела и поступки как результат его становления и формирования, который явится главной определяющей его земной и вечной перспектив, главной определяющей полноты его счастья в обоих мирах.
Сенека говорил, что жизнь делится на две части: (1) активность, призванная обеспечить наши нужды и (2) время, посвященное духовному росту, чтению и занятию искусствами[4].
В Коране Господь миров говорит:
«Спешите (бегите наперегонки; опережайте других) в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний, поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь», в ней каждому из вас предоставлено бессчетное количество возможностей! В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Аллах (Бог, Господь) соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Он все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Богу подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).
«Если бы пожелал Аллах (Бог, Господь), то сделал бы вас единой нацией [вы могли бы быть совершенно идентичными друг другу. Не было бы исторических этапов развития, не было бы разных пророков и посланников, а как следствие — разных Писаний и практических рекомендаций. Не было бы разделения на народности и религии]. Однако [Он, Всевышний Творец, сделал вас разными], дабы испытать в том, что дано вам. Спешите (бегите наперегонки; опережайте других) в совершении благих дел! Все вы [вне зависимости от должностей, национальностей, гражданства, вероисповедания, убеждений] вернетесь к Аллаху (Богу) [Господу миров, Властелину Судного Дня], и Он объяснит вам то, в чем вы расходились во мнениях [разрешит все ваши споры и разногласия, воздаст вам сполна за ваши дела]» (см. Св. Коран, 5:48).
«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).
Поэтому глобальный смысл бытия джинна или человека, суть миров, в которых мы живем — раскрытие величия и мощи Творца через все то совершенство, что окружает нас. Индивидуальный смысл существования джинна или человека — набожность пред Создателем, Который в нас абсолютно не нуждается, мы же испытываем в Нем, Его милости, щедрости, прощении бесконечную потребность.
Наверное, глубину практического созерцания[6] приведенных коранических строк джинны и люди смогут понять, лишь прожив отведенный им на Земле срок (стараясь быть лучшими в делах, мастерами своего дела и соревнуясь в благом), а также пройдя через загробный мир, воскреснув после Конца Света и представ пред Богом в Судный День. Именно тогда в полной мере откроются глаза и сердца на ожидающую нас вечность, будет постигнут смысл мирского бытия со всей его глубиною и во всем его великолепии.
Смысл — у каждого свой, но есть общие, Богом данные ориентиры. Важно, на мой взгляд, найти свой индивидуальный смысл, нарисовать свою прекрасную картину бытия, неповторимый шедевр — через образование (среднее, высшее); осознание себя и всего, что вокруг; настойчивость, стремление и определение своей трудовой, интеллектуальной, физической, духовной и семейной деятельности, своих глобальных и конкретных задач по всем этим направлениям. Определившись, начать восхождение и не потерять цели и приоритет (самое главное на каждом этапе жизни) во всем том хаосе, где актуально спокойствие, здравость ума и усердный труд.
В заключение осмелюсь дать одну из возможных кратких формулировок смысла жизни: найти себя, свою стезю (свое место в жизни, призвание — через труд и строгую дисциплину в реализации того, что имеешь) и неустанно совершенствоваться в навыках и делах (67:2 и 11:7), не оставляя на потом (5:48), познавая тем самым Бога, Господа миров (51:56).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хорошо сказал писатель Бернард Шоу: «Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя».
[2] Подробнее об этом, а также все приведенные цитаты и данные см.: Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. С. 7–22.
[3] Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск, 2009. С. 22.
[4] Искусство — тонкое знание дела, умение, сноровка; система приемов и методов в какой-либо отрасли, практической деятельности, мастерство.
[5] См. также: Св. Коран, 4:123. Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.
[6] Созерцать осознанно — значит достичь состояния максимальной восприимчивости.
Цель жизни человека
У каждого здравомыслящего человека рано или поздно непременно возникает вопрос: какова цель моей жизни?
В действительности, это — не философский вопрос, как это может показаться. И ответ на него может дать только Тот, Кто создал человека, а не наука или разум.
Аллах говорит в Кур’ане:
وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)
Поклонение в широком смысле этого слова является единственной целью жизни человека на Земле.
Правильное поклонение — это любое убеждение, слово или дело, угодное Аллаху.
Получается, что конечная цель жизни человека — заслужить довольство Аллаха. Тот, кому это удалось — преуспел и прожил свою жизнь не зря. Тот, который не добился этой цели — потерпел урон.
Некоторые ошибочно полагают, что целью жизни является благосостояние, дети или счастливая семейная жизнь.
Однако это — лишь домыслы, ведущие человека к разочарованию и несчастью, ведь любовь приходит и уходит, здоровье и молодость заканчиваются, дети могут умереть или не оправдать надежд своих родителей, а деньги зачастую только портят людей, развращая их нравы.
Только Господь Миров: Живой, Самодостаточный, Близкий, Страдательный, Милующий, — всегда рядом с каждым из нас, будь мы молоды или стары, богаты или бедны, здоровы или больны, в кругу семьи или одиноки.
Для каждого из нас Аллах одинаково открыт и близок, а поэтому люди в равной степени способны добиться Его довольства вне зависимости от своих жизненных обстоятельств.
Подобное положение вещей является в высшей мере справедливым!
Многие из людей, не знающих должным образом религию Ислам, ошибочно полагают, что поклонение Аллаху как цель жизни является тяжким бременем, которое несовместимо с традиционными ценностями, к которым стремится душа человека: житейский комфорт, красота, семейная жизнь. Однако это не так.
Господь говорит в Кур’ане:
هُوَ ٱلَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى ٱلْأَرْضِ جَمِيعًا
«Он (Аллах) сотворил для вас всё, что есть на земле» (2:29)
وَٱبْتَغِ فِيمَآ ءَاتَىٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلۡأٓخِرَةَ ۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنْيَا
«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к последней обители, и не забывай о своей доле в этом мире» (28:77)
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِىٓ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِۦ وَٱلطَّيِّبَٰتِ مِنَ ٱلرِّزْقِ ۚ قُلْ هِىَ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ فِى ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ ٱلْقِيَٰمَةِ ۗ كَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для Своих рабов, и благой удел?» Скажи: «В ближней жизни они для тех, кто уверовал, а в день воскресения они будут только для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (7:32)
Призыв к поклонению Аллаху вовсе не означает, что человек должен ограничиться лишь совершением намаза и других обрядов, оставив остальные аспекты мирской жизни. Нет!
Господь, как Творец всего сущего и человека в частности, желает, чтобы мы брали свою долю из мирской жизни, однако Он хочет, чтобы мы делали это правильно.
Так, ища средства к существованию, нельзя из зарабатывать путём притеснения или обмана других людей. Зарабатывайте деньги и имущество любым дозволенным способом — и это станет поклонением.
Аллах не одобряет аморальное поведение, употребление алкоголя и наркотиков, внебрачные связи, которые ведут к распаду семей, абортам и увеличению количества сирот, которые воспитываются в детских домах или неполных семьях.
Но стоит вам отказаться от того, что несет вам явный вред и устраивать свои личные отношения как полагается, в рамках семьи, как это тут же становится угодным Аллаху деянием, то есть поклонением.
Работа, сон, прием пищи, общение с родственниками, воспитание детей, супружеские отношения, учеба, отдых и все остальные повседневные дела, которые совершаются с правильным намерением и не нарушают чужие права — становятся поклонением, угодным Аллаху.
Обряды поклонения, такие как намаз, молитва, зикр, пост и другие — являются обязательными или дополнительными средствами достижения довольства Всевышнего, которые никак не мешают мирской жизни человека.
Напротив, они приносят большую пользу. Совершая обряды поклонения на протяжении суток, человек не тратит на них много времени, но при этом регулярно напоминает себе о своей цели жизни и об Аллахе, что служит наилучшим стимулом для совершения полезных деяний и оставления всего вредного и бесполезного.
Резюмируя можно сказать, что современный сугубо материалистический подход, который пытается привить нам общество потребления и при котором люди думают лишь о своём обогащении, стремясь достичь его любой ценой и любыми средствами, противоречит сути Ислама.
Про таких людей Аллах говорит:
مَن كَانَ يُرِيدُ ٱلْحَيَوٰةَ ٱلدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَٰلَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لَا يُبْخَسُونَ
أُوْلَٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ إِلَّا ٱلنَّارُ ۖ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَٰطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Тем, кто жаждет (только) ближней жизни и её прелестей, Мы сполна воздадим за их деяния в ней, и они не будут обделены. В последней жизни для них не будет ничего, кроме Огня. Тщетно будет то, что они совершили (в этом мире), и бесполезны будут их деяния» (11:15-16)
مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلۡأٓخِرَةِ نَزِدْ لَهُۥ فِى حَرْثِهِۦ ۖ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلدُّنْيَا نُؤْتِهِۦ مِنْهَا وَمَا لَهُۥ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ
«Тому, кто взыскует нивы последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто желает нивы мирской жизни, Мы дадим из неё, но в последней жизни ему не будет доли» (42:20)
Ислам же призывает отказаться от чрезмерностей и расставить всё по своим местам так, чтобы человек имел возвышенные цели и его мирская жизнь шла рука об руку с жизнью духовной.
Так, многие из сподвижников пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, имели хорошее финансовое положение и высокий статус в обществе, занимали видные посты в государстве или занимались торговлей, однако это ни в коей мере не мешало им выполнять права Аллаха, совершая предписанные обряды поклонения и усердствуя на Его пути своим имуществом и своими душами, а также выполнять права людей, будучи хорошими семьянинами, соседями и братьями друг другу.
Ислам о смысле жизни
Ислам о смысле жизни
Наверное, о смысле жизни задумывался каждый из нас. Кто мы? Откуда мы взялись? Зачем живем? В чем смысл нашей жизни? Люди находят разные ответы на эти вопросы, но истинные ответы есть только в Священном Коране. Наш Творец дал ответы на все эти вопросы в Священном Коране в нескольких аятах.
Люди придают слишком много значения этой жизни, забывая о том, что главная жизнь ждет нас в следующем мире. Поэтому очень часто люди обольщаются этой жизнью. А ведь в Священной Книге сказано: «Жизнь в этом мире, которую неверующие считают единственной и в которой они не ищут благоволения Аллаха, – всего лишь бесполезная игра и забава. В будущем приюте – настоящая жизнь.»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное».
Также Пророк (мир ему) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным.
В священном Коране также сообщается, что для оценивания наших поступков в этом мире будет Судный день. Человек, который делает добрые дела будет введен в рай, и наоборот. Каждого будут судить по поступкам в этом мире. В этой статье я попытался кратко объяснить цель жизни с исламской точки зрения. Дай Аллах поможет нам в выполнении истинной цели нашей жизни.