смысл жизни у мусульман
Смысл жизни человека
Каждый обладающий разумом, пытаясь понять смысл жизни, ставит перед собой вопросы: зачем и для чего он пришёл в этот мир; куда он идёт, оставив всё, что так дорого ему?
Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное» (Имам аль-Газали, «Сущность сочинений о суфизме»).
Также Пророк (мир ему и благословление) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним (Имам ан-Навави, «Сады праведных»).
Если бы смысл жизни заключался в накоплении богатства или в обретении славы, тогда человек всё это забирал бы с собой. Мы видим, что всё накопленное человеком в этом мире (богатство, слава и т.д.) к конечной цели его жизни отношения не имеет.
В чём же причина любви человека к этому миру? Виной тому многочисленные болезни, постигшие общество. Болезнь, посеянная безверием, делает неспособным многих людей увидеть во всём, что нас окружает, могущество Творца. Невежество людей дошло до того, что считается нормой допустить случайное возникновение жизни. Современная же наука прямо указывает на существование Всевышнего. Математические расчёты показывают, что вероятность возникновения даже одной молекулы белка равна нулю, не говоря уже о клетке и более сложных организмах.
Всё, что нас окружает, включая нас самих, прямо свидетельствует об Аллахе.
Всевышний в Священном Коране говорит о том, что Он создал джиннов и людей только для поклонения Ему. Всевышний также сказал: «Я был, и ничего не было, как сокрытое сокровище, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали». Аллах создал человека, чтоб он познал своего Творца, а всю эту Вселенную и всё, что в ней существует, создал для человека, чтобы, изучая себя и этот мир, он продвигался в познании Аллаха и посвятил себя Ему.
Из сказанного следует, что познание Аллаха невозможно без поклонения Ему, а само поклонение становится более совершенным, когда человек продвигается в познании Аллаха. Что же такое поклонение? Это совершение добра и воздержание от зла.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает к ним Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным. Всевышний любит нас и хочет нам счастья, поэтому указывает верную дорогу к нему. Но если человек сам выбрал зло, то он и получает в итоге то, что выбрал.
Так, Ангелы поклоняются только духовно, поскольку не обладают плотью, у них нет возможности поклоняться телом. Более того, Ангелов не одолевают плотские страсти и соблазны. Животные же, хотя и обладают телом, лишены духовности. Поэтому они обуреваемы страстями и неспособны к поклонению. Поскольку в человеке объединяются два начала – животное и ангельское, – он способен подняться в своём совершенстве выше Ангелов, а может и опуститься ниже животного.
До сотворения Адама (мир ему!) иблис пребывал святым повелителем правоверных сотни тысяч лет, и ангелы совершали намаз под его предводительством. Во всём мире не было места, где бы иблис ни совершил поклонение. А когда был создан Адам (мир ему!), Аллах сделал его Своим халифом (наместником) и повелел всем ангелам поклониться человеку. Ангелы, видя только внешнюю, телесную форму Адама (мир ему!), удивились этому приказу. Они говорили: «Его потомки будут склонны к грехам. Почему же мы должны такому поклониться?». На это Всевышний сказал: «Я знаю то, чего вы не знаете». Истинная сущность человека, его сокровенная тайна, которую ангелы не могли усмотреть за внешней формой, известна Аллаху.
Из этой истории следует вывод, подтверждающий, что Адам (мир ему!) занимает высокое положение в духовной иерархии, а грех иблиса проистекает прежде всего из его духовной слепоты и неспособности видеть смысл за формой. И в его словах предвосхищены многие кардинальные грехи человечества: гордыня, зависть, неповиновение.
Адам оступился, движимый страстью, а иблис – из-за заносчивости и гордыни.
Вот почему Адам тут же попросил прощения, а раскаянью второго помешала гордость.
Адам свой проступок взял взаймы – вот почему он сразу раскаялся;
Иблис согрешил по природной склонности и к драгоценному раскаянью дорогу найти не мог.
С каждым дыханием избранные Адамовы сыны шепчут: «Сами себе мы причинили зло».
Каждый миг ты нуждаешься в Боге – об этом открыто скажи, не противься, подобно упрямому иблису.
Джалал ад-дин Руми
Смысл жизни
Каждый разумный человек задумывается над смыслом жизни. И на каждом этапе развития один и тот же человек может найти новый смысл жизни. Это связано с тем, что с возрастом и познанием этого тленного мира у человека меняется мировоззрение.
Смысл жизни же для мусульманина, которому Всевышний, проявив милость к нему, дал полноценное понимание религии – это взыскание довольства Аллаха во всем. Жизнь человека, ищущего во всем довольства Творца, посвящена борьбе со своим нафсом. Как говорил наш любимый Пророк (мир ему и благословение) после возвращения с газавата Табук:
«Мы с малого джихада вернулись к большому джихаду».
Живя среди людей, таких же грешных, как и мы сами, мы понимаем, что Всевышний Аллах нас испытывает. Выходя из дому, мы видим простых людей, которые заняты своими делами. Это мужчины и женщины, кто-то одет по шариату, а кто-то нет; кто-то курит сигарету, кто-то идет в обнимку; садимся в маршрутку – водитель включил музыку; приходим на работу – кто-то может плохо отзываться о другом человеке. Но это всего лишь черная точка на белом листе. Один мудрец раздал своим ученикам белые листы бумаги и сказал, чтобы они поставили по одной точке каждый на своем листе. А затем спросил их: «Что вы видите?». Все ученики ответили, что видят черную точку. И тогда мудрец сказал: «Вы видите только маленькую черную точку на большом белом листе». Этим мудрец хотел показать, что человеку свойственно замечать маленькое отрицательное, нежели большое положительное. Так как же быть? Мусульманину, истинно и глубоко верующему и убежденному в своей религии, не сложно найти ответ на этот вопрос. Ведь он понял основной смысл жизни. Дополнительных смыслов очень много. Это касаемо наших родителей, семьи, детей и т.п. Но мы остановились на основном смысле жизни – взыскание довольства Аллаха во всем.
Что мы делаем для этого? В первую очередь помним, что перед выходом из дома надо одеться так, чтобы укрыть свой аврат, как того требуют нормы шариата. Женщине при этом нельзя краситься, ибо это приводит к греху за то, что наряжаешься для чужих мужчин; также нельзя пользоваться парфюмом, ибо этот грех за это приравнивается к прелюбодеянию, нельзя корректировать брови или вкалывать ботокс и т.п., ибо это является нашим несогласием с тем, какими нас создал Всевышний, и такая женщина будет проклята. И страшно даже подумать, что женщина, будучи проклятой самим Творцом, готовит еду для своего мужа и детей. К каким последствиям это может привести? К плохому нраву супруга и детей, в итоге, к отсутствию бараката в семье, к многочисленным ссорам; вытекающие отсюда последствия – психологически травмированные дети, уставшая от всего супруга, муж, которому всё это надоело. В итоге мужчина ищет понимание и покой, ласку и заботу на стороне. Ни одна женщина не желает себе такого итога супружеской жизни. Значит, продолжает искать довольство Творца, вопреки всему и вся.
Садимся в маршрутку – стараемся не разглядывать окружающих и даже женщин, не говорим уже о представителях мужского пола. А делаем мы это, дабы отдалиться от греха, чтобы не подумать о разглядываемом объекте что-то неприятное. Ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не войдет в Рай тот, кто думает плохо о других».
Не станем замечать черные точки в характере у знакомых и не очень людей. Постараемся замечать их только у себя и у своих детей, дабы дать им правильное воспитание и указать на верный путь. Если в транспорте включена музыка, не поддаемся наущениям иблиса, что музыка красивая и у исполнителя хороший голос, а достаем наушники и включаем в своем телефоне то, что соответствует шариату. А если забыли наушники или же плотный хиджаб мешает ими воспользоваться, то стараемся не расслабляться под музыку, сосредоточить мысли на другом и читать про себя Астагфируллах (мне лично это помогает). И если даже мы на долю секунды, сами того не замечая расслабились, то иншаАллагь, с произнесением «Астагфируллах» Всевышний примет наше покаяние. А если едем в такси, то смело можно попросить выключить музыку.
Приезжаем на работу. Стараемся сосредоточить все свое внимание на выполняемой нами работе. Стараемся поминать мысленно и в сердце Аллаха во избежание совершения хулы. Также стараемся избегать общения с теми людьми, которые любят это делать.
Каждый искренне верующий мусульманин старается выполнить хотя бы фарз – то, что обязательно для выполнения. Но есть нормы шариата, которые мы, живя повседневной жизнью, окунувшись в суету мирских дел, забываем соблюдать, считаем, что можно и без этого прожить. Моя цель – напомнить себе и другим об этих нормах, чтобы мы вместе не допустили, чтобы представители уммы пророка Мухаммада (мир ему и благословение) шли на поводу проклятого иблиса.
Воистину, Аллах милостив к своим рабам. Если мы ради Всевышнего отказываемся от греховного, Он нам дает большее благо. Да поможет нам Аллах не терять смысл жизни! Амин!
Смысл жизни у мусульман
Ислам о смысле жизни
Наверное, о смысле жизни задумывался каждый из нас. Кто мы? Откуда мы взялись? Зачем живем? В чем смысл нашей жизни? Люди находят разные ответы на эти вопросы, но истинные ответы есть только в Священном Коране. Наш Творец дал ответы на все эти вопросы в Священном Коране в нескольких аятах.
Люди придают слишком много значения этой жизни, забывая о том, что главная жизнь ждет нас в следующем мире. Поэтому очень часто люди обольщаются этой жизнью. А ведь в Священной Книге сказано: «Жизнь в этом мире, которую неверующие считают единственной и в которой они не ищут благоволения Аллаха, – всего лишь бесполезная игра и забава. В будущем приюте – настоящая жизнь.»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное».
Также Пророк (мир ему) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным.
В священном Коране также сообщается, что для оценивания наших поступков в этом мире будет Судный день. Человек, который делает добрые дела будет введен в рай, и наоборот. Каждого будут судить по поступкам в этом мире. В этой статье я попытался кратко объяснить цель жизни с исламской точки зрения. Дай Аллах поможет нам в выполнении истинной цели нашей жизни.
Мусульмане разгадали секрет смысла жизни на земле
«О мой Владыка, цель моя – познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь – это Твоё довольство».
Этим вопросом человечество задавалось всегда. Это главный вопрос, над ним думали философы и мыслители, они написали множество трудов. Ответы давались самые разные.
Ведомые идеей найти смысл жизни, люди совершали кругосветные путешествия, великие подвиги, некоторые, не найдя его, кончали жизнь самоубийством. А сегодня, глядя на общество, кажется, что смысл жизни никому не нужен, лишь бы были деньги.
Смысл жизни низвергнут на ту ничтожную плоскость, где высшими идеалами являются материальные ценности, которые нужны для претворения в жизнь идей гедонизма (который признаёт целью жизни и высшим благом только наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечёт за собой страдание).
Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии, где он рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Только одна категория людей на земле нашла правильный ответ на этот вечный вопрос – мусульмане. Они разгадали секрет смысла жизни на земле. Они знают, что Господь есть и только Он достоин поклонения, и нет силы и могущества, кроме как у Него.
Если всё остальное человечество ещё задумывается над ответом на вечный вопрос, то мусульмане с лёгкостью отвечают, приводя слова Аллаха из Корана:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ
(смысл): «Я создал джиннов и людей не для того, чтобы они приносили мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу». (сура Аз-Зария: 56)
Исходя из этих слов Всевышнего Создателя, мусульмане говорят: «О мой Владыка, цель моя – познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь – это Твоё довольство».
Они стараются укрепить свою веру и воспитать в себе искренность (ихсан), чтобы поклоняться Аллаху в совершенном, предписанном Им виде, соблюдая при этом все обязанности перед Ним, чувствуя Его постоянный взор на себе, зная Его величие и могущество.
Можно теперь представить, насколько высока будет нравственность человека, осознающего, что Аллах видит его, где бы он ни находился, и знает всё, что занимает его сердце.
Всевышний создал человека и дал ему жизнь на Земле, ниспослал пророков (мир им), чтобы довести до него Свои веления и запреты. Однако вместе с тем Он направил и четырёх врагов для него: мирские блага, шайтана, страсти и низменные желания.
Для отвергающих этих врагов и придерживающихся пути Аллаха Он создал Рай, переполненный роскошью. А для тех, кто позволил себе поддаться низменным соблазнам, Он уготовил Ад, переполненный мучениями.
Но проблемы тех, кто не нашёл правильный ответ на главный вопрос философии, теологии и литературы, начинаются уже на этом свете. Без истинного смысла жизни человек чувствует себя всегда одиноким и несчастным.
Чтобы избавиться от этого состояния, он бросается в омут страстей и желаний, и ему кажется, что он испытывает наслаждение. Но проблема в том, что наслаждений никогда не бывает много: чем больше их получаешь, тем больше их хочется, и нет этому конца, и попавший в этот водоворот чувствует себя всегда несчастным, внутренняя тревога не покидает его. Но он это всегда скрывает и старается позиционировать себя как самого счастливого на земле человека.
Начиная со времён Адама и до наших дней от всех проблем были избавлены те, кто был покорным Создателю и следовал за своими пророками (мир им) – то есть мусульмане.
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Цель жизни человека
У каждого здравомыслящего человека рано или поздно непременно возникает вопрос: какова цель моей жизни?
В действительности, это — не философский вопрос, как это может показаться. И ответ на него может дать только Тот, Кто создал человека, а не наука или разум.
Аллах говорит в Кур’ане:
وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)
Поклонение в широком смысле этого слова является единственной целью жизни человека на Земле.
Правильное поклонение — это любое убеждение, слово или дело, угодное Аллаху.
Получается, что конечная цель жизни человека — заслужить довольство Аллаха. Тот, кому это удалось — преуспел и прожил свою жизнь не зря. Тот, который не добился этой цели — потерпел урон.
Некоторые ошибочно полагают, что целью жизни является благосостояние, дети или счастливая семейная жизнь.
Однако это — лишь домыслы, ведущие человека к разочарованию и несчастью, ведь любовь приходит и уходит, здоровье и молодость заканчиваются, дети могут умереть или не оправдать надежд своих родителей, а деньги зачастую только портят людей, развращая их нравы.
Только Господь Миров: Живой, Самодостаточный, Близкий, Страдательный, Милующий, — всегда рядом с каждым из нас, будь мы молоды или стары, богаты или бедны, здоровы или больны, в кругу семьи или одиноки.
Для каждого из нас Аллах одинаково открыт и близок, а поэтому люди в равной степени способны добиться Его довольства вне зависимости от своих жизненных обстоятельств.
Подобное положение вещей является в высшей мере справедливым!
Многие из людей, не знающих должным образом религию Ислам, ошибочно полагают, что поклонение Аллаху как цель жизни является тяжким бременем, которое несовместимо с традиционными ценностями, к которым стремится душа человека: житейский комфорт, красота, семейная жизнь. Однако это не так.
Господь говорит в Кур’ане:
هُوَ ٱلَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى ٱلْأَرْضِ جَمِيعًا
«Он (Аллах) сотворил для вас всё, что есть на земле» (2:29)
وَٱبْتَغِ فِيمَآ ءَاتَىٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلۡأٓخِرَةَ ۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنْيَا
«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к последней обители, и не забывай о своей доле в этом мире» (28:77)
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِىٓ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِۦ وَٱلطَّيِّبَٰتِ مِنَ ٱلرِّزْقِ ۚ قُلْ هِىَ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ فِى ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ ٱلْقِيَٰمَةِ ۗ كَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для Своих рабов, и благой удел?» Скажи: «В ближней жизни они для тех, кто уверовал, а в день воскресения они будут только для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (7:32)
Призыв к поклонению Аллаху вовсе не означает, что человек должен ограничиться лишь совершением намаза и других обрядов, оставив остальные аспекты мирской жизни. Нет!
Господь, как Творец всего сущего и человека в частности, желает, чтобы мы брали свою долю из мирской жизни, однако Он хочет, чтобы мы делали это правильно.
Так, ища средства к существованию, нельзя из зарабатывать путём притеснения или обмана других людей. Зарабатывайте деньги и имущество любым дозволенным способом — и это станет поклонением.
Аллах не одобряет аморальное поведение, употребление алкоголя и наркотиков, внебрачные связи, которые ведут к распаду семей, абортам и увеличению количества сирот, которые воспитываются в детских домах или неполных семьях.
Но стоит вам отказаться от того, что несет вам явный вред и устраивать свои личные отношения как полагается, в рамках семьи, как это тут же становится угодным Аллаху деянием, то есть поклонением.
Работа, сон, прием пищи, общение с родственниками, воспитание детей, супружеские отношения, учеба, отдых и все остальные повседневные дела, которые совершаются с правильным намерением и не нарушают чужие права — становятся поклонением, угодным Аллаху.
Обряды поклонения, такие как намаз, молитва, зикр, пост и другие — являются обязательными или дополнительными средствами достижения довольства Всевышнего, которые никак не мешают мирской жизни человека.
Напротив, они приносят большую пользу. Совершая обряды поклонения на протяжении суток, человек не тратит на них много времени, но при этом регулярно напоминает себе о своей цели жизни и об Аллахе, что служит наилучшим стимулом для совершения полезных деяний и оставления всего вредного и бесполезного.
Резюмируя можно сказать, что современный сугубо материалистический подход, который пытается привить нам общество потребления и при котором люди думают лишь о своём обогащении, стремясь достичь его любой ценой и любыми средствами, противоречит сути Ислама.
Про таких людей Аллах говорит:
مَن كَانَ يُرِيدُ ٱلْحَيَوٰةَ ٱلدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَٰلَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لَا يُبْخَسُونَ
أُوْلَٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ إِلَّا ٱلنَّارُ ۖ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَٰطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Тем, кто жаждет (только) ближней жизни и её прелестей, Мы сполна воздадим за их деяния в ней, и они не будут обделены. В последней жизни для них не будет ничего, кроме Огня. Тщетно будет то, что они совершили (в этом мире), и бесполезны будут их деяния» (11:15-16)
مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلۡأٓخِرَةِ نَزِدْ لَهُۥ فِى حَرْثِهِۦ ۖ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلدُّنْيَا نُؤْتِهِۦ مِنْهَا وَمَا لَهُۥ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ
«Тому, кто взыскует нивы последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто желает нивы мирской жизни, Мы дадим из неё, но в последней жизни ему не будет доли» (42:20)
Ислам же призывает отказаться от чрезмерностей и расставить всё по своим местам так, чтобы человек имел возвышенные цели и его мирская жизнь шла рука об руку с жизнью духовной.
Так, многие из сподвижников пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, имели хорошее финансовое положение и высокий статус в обществе, занимали видные посты в государстве или занимались торговлей, однако это ни в коей мере не мешало им выполнять права Аллаха, совершая предписанные обряды поклонения и усердствуя на Его пути своим имуществом и своими душами, а также выполнять права людей, будучи хорошими семьянинами, соседями и братьями друг другу.