смысл жизни по канту
Философия о смысле жизни
«Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его.»
Лосский Н.О.
Для чего живет человек? В чем смысл его жизни?
Об этом задумываются все, и взрослые, которые прожили больше половины жизни, и молодые, для которых вся жизнь еще впереди. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни.
Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.
К пониманию вопроса о смысле жизни и её решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельного взятого человека и с точки зрения всего человечества.
В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях, и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью. Мера осознанности – один из показателей развития духовного мира личности. Осознание смысла – это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек.
Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его писки представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл жизни. Каждое поколение и в нём каждая индивид существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит, каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, то есть другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна; но если бессмысленна жизнь каждого, то значит – бессмысленна жизнь всех. Это бессмысленное существование называется «жизнью рода».
Но есть ли это, в самом деле жизнь?
Эта связь проявляется в подчинении человеческой души («атмана») закону необходимости («карме»). Привязанность «атмана» к телу вынуждает душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких перевоплощений длится, пока человек полностью не освободится от земных страстей и жизненных проблем. Тогда наступает освобождение и «атман» сливается с «брахманом», т.е. наша душа сливается с мировым духом.
До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи и, думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя кармой. Для того чтобы освободиться от уз кармы, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.
Индуисты видят много путей к освобождению. Люди, стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие индуизм, могут использовать для слияния с Божественным разные понятия, ритуалы и духовные дисциплины. Индуистов не беспокоит то обстоятельство, что эти понятия и практики иногда противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит вне всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и восприимчивость индуизма к различным влияниям.
Если рассматривать индуизм в целом, то он видит смысл жизни в чувственном наслаждении, благодаря которому человек идет к своему просветлению, через погружение в переживания чувственной любви. В индуизме философия утилитарности сочетается с философией возвышенного.
Кто-то сказал, что дальше Платона не пошел никто, и всё последующее философствование есть только переигрывание его взглядов и учений.
В воззрениях Платона душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба.
В этике Платон требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача, человека, смысл его жизни, в том: чтобы возвыситься над мировым беспорядком и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным, с вечным.
Христианство полностью восприняло концепцию смысла жизни Платона. В соответствии с канонами Нового завета, смысл жизни человека выражен десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни: «Не убий», «Не укради», «Возлюби», «Прости», «Не прелюбодействуй»… в финале такой жизни душа отходит в Царство Божие, а если плохо себя вела, то в Ад и обрекается на муки вечные.
Христос хороший Учитель, умевший сформулировать свое понимание простыми убедительными словами. Но скорее он даже учил не словами, а энергетикой, собственным примером. Развитие идей Иисуса получило в трудах отцов церкви от Апостолов до современных христианских патриархов. В соответствии с их учением всё сущее есть благо, поскольку оно существует и именно потому достойны познания лишь Бог и душа. Они есть истины, в них спасение и бессмертие.
Человеку для своего духовного спасения необходимо знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Духовное блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в познании истины ради самой истины, т.е. в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» не в познании и превращении природы, а в единении с Богом в «царстве Божьем». Но только путем умеренности и правильной веры. Отличительной особенностью христианской концепции смысла жизни является то, что его идея формируется не через разум, а исключительно через веру: нет веры – нет смысла жизни.
Пройдя трансформацию очищения от христианской средневековой схоластики в период Ренессанса, концепция смысла жизни по иному зазвучала в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения в умах философов бродят противоположные мысли о судьбе и воле. Так, Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жестокого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Дидро также придерживался мысли, что между человеком и природой нет никакой разницы, и воля не менее механична, чем разум. Это тоже не пошло на пользу человечеству, хотя Гольбах в своей «Системе природы» и считал, что понимание фатальности может не только успокоить большую часть тревог человека, но и навеять ему полезное смирение, разумное подчинение своей участи, которой он часто не удовлетворён из-за своей чувствительности.
Итак, эпоха Просвещения устанавливает примат РАЗУМА. И не нужно полагать человеческому уму, как говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Но нашлись люди, которые отнеслись к разуму не так фанатично. Не менее заслуженный ученый Блез Паскаль разочаровался в естествознании и возможностях разума, который вечно колеблется между сомнением и уверенностью. Религиозное чувство берет верх, сердце обладает доводами, не доступными разуму. «Состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство». Мыслитель тем самым предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии.
Французские материалисты-просветители развили дальше механистический взгляд на человека как на «машину, состоящую из костей и мяса». Ламетри утверждает, что человек – не более чем животное. Душа – материальная часть мозга, главный элемент машины. Все душевные качества сводятся к деятельности тела. В результате сомнения божественной предопределенности человека эпоха Просвещения констатировала примат материального над духовным и смысл жизни свелся к материальному совершенству.
Представители немецкой классической философии, продолжили дело просветителей по выведению человека из гармоничного равновесия. Если рационалисты на место всесильного Бога поставили безграничный Разум, а на место веры – образование и воспитание, то «классики» сказали, что Разум сам по себе не совершенен, постоянно разрешает свои собственные противоречия и до Истины ему еще далеко. И вообще, лучший способ наслаждаться жизнью – трудиться, т.к. внешний мир замкнут в себе и рациональных ходов к нему нет, лучше искренне верить в Бога, быть добрым и истинно нравственным. Разум же нам дан, чтобы обуздывать эгоизм и контролировать душевные проявления, хотя чувство удовольствия в общем и целом способствуют жизни. Добра же надо желать ради него самого, и человека ставить только как цель, а не средство. В противном случае, конец всего сущего может быть противоестественным, и будет вызван нами же вследствие неправильного понимания конечной цели.
Таким образом, смысл жизни, по Канту, находится не снаружи, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, который создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга, добра. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще, он – в понимании индивидом своего бытия именно как человеческого, в осознании собственного места в мире. Таким образом, формой выражения смысла жизни является мировоззрение.
Фихте еще больше замкнулся на внутреннем «Я». Создал некую виртуальную действительность, которая получается путем самозабвения, т.е. забытия себя как «Я». Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни. Смысл человеческого существования он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой в разуме, в свободе, в деятельности, словом в том, что выделяется человека из природы как разумное существо.
Дальнейшее развитие философско-культурологической мысли разделилось на множество направлений, одним из которых стал экзистенциализм.
К середине XIX века в научных кругах сформировалось убеждение, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации человеческих надежд. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление высшего Разума. Начала утверждать мысль о безосновательности и тщетности упований на то, что познание закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Так появляется иррациональное в человеческом бытии. Ведущей признается роль инстинкта, интуиции, веры, чувства. Человек становится центром бытия – зарождаются идеи экзистенциализма.
И первым крупным экзистенциалистом был Шопенгауэр. По его мнению, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренней, духовной жизни они считали мышление. В действительности же истина проявляется только при подходе к ней со стороны бессознательного.
В основе такого подхода лежит воля, а ее универсальный объект – «воля к жизни». Первое правило воли к жизни – инстинкт самосохранения, который ведет к эгоцентризму. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Реальна только одна космическая громадная воля, которая руководит всеми поступками человека.
Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктуации волевых искр. Истинно совершенным познанием и блаженным существованием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли. Смысл жизни формулируется Шопенгауэром как умерщвление плоти и угасание рациональных исканий человека: «жизнь представляет собой нечто такое, от чего мы должны отрешиться. ».
Владимир Соловьев видит нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу.
Поиски смысла жизни – это укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.
Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.: Гардарика, 1990. – 288 с.
Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. – 326 с.
Карпов М.М. Смысл жизни человека. Р-н-Д: Феникс, 1994. – 356 с.
Коган Л.А. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. /ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Питер, 1995. – 548 с.
Новое в блогах
В чём состоит смысл жизни по мнению известных философов
Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «А в чем же смысл жизни? Для чего я живу и какова моя роль в этой вселенной?». Действительно, вопрос о смысле жизни волнует человечество на протяжении многих веков и порождает ряд споров и противоречий среди простых смертных, древнегреческих философов и мыслителей современности. Высказываются различные мнения, идеи, предположения, но на данный вопрос невозможно дать однозначный ответ, ведь каждый индивид имеет свои ценности, старается правильно расставлять приоритеты, выбирая что-то более важное для самого себя.
Сократ
Афинский философ Сократ свое предназначение видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины. Смысл жизни он видел именно в очищении, лечении и развитии своей души, ведь накопленные богатства не заменят добродетельных поступков. Даже перед лицом смерти древнегреческий мыслитель не отрекся от своих взглядов и придерживался их до самого конца.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Аристотель
Ученый-энциклопедист и философ Аристотель смысл жизни видел в достижении счастья, то есть осуществлении сущности человека. А само счастье состоит из душевных благ, таких как тяготение к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым и иметь рядом родных и близких людей. Однако, в стремлении к своему счастью, нельзя не учитывать интересы окружающих, именно поэтому для достойной жизни, по Аристотелю, необходима еще и справедливость.
Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп
Платон также раскрыл суть интересующего нас вопроса. Философ считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании. Необходимо развивать себя физически, психически, духовно и умственно. Умение контролировать свои чувства и эмоции, укреплять тело, постигать науку – вот главные аспекты совершенствования. Мысли великого древнегреческого философа оказались важнейшим достижением античности.
Рене Декарт
Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.
Рене Декарт. Автор Франц Халс
Артур Шопенгауэр
Немецкий философ XIX века, мизантроп – Артур Шопенгауэр писал о том, что людьми движет чужая воля, и человек не может самостоятельно управлять своей судьбой, его воля детерминирована. Жизнь для него – это ад, в котором глупец следует за всеобщими удовольствиями, совершая грехи, и приходит, в итоге, к разочарованию, а мудрый человек ограничивает свои наслаждения и ставит предел своим желаниям, тем самым избегая бед. Жизнь человека, по Шопенгауэру, состоит из постоянной борьбы со смертью, страданиями, от которых невозможно избавиться.
Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.
Людвиг Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик XX века, пожалуй, один из самых непонятных и загадочных мыслителей. Основной задачей философии он считал прояснение языка. Писал он и том, что все происходящее в персональной жизни может иметь важность, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Действительно, личная жизнь имеет смысл в форме событий, действий и результатов, случающихся на протяжении всего пути человека. Все, что происходит с нами, важно нашим близким, любящим нас людям, именно благодаря ним мы чувствуем себя нужными.
Людвиг Витгенштейн. Автор Moritz Nähr. Австрийская национальная библиотека
Вопрос о смысле жизни волновал не только древнегреческих философов, французских и немецких мыслителей, но и мудрецов Китая и Индии.
Конфуций
Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций пытался уяснить скрытую природу человека. Он был убежден в том, что материальное благополучие должно отходить на второй план, а смысл жизни человека заключается в достижении Дао, и этически полноценное общество возникнет лишь в случае самопожертвования. Конфуций считал, что необходимо заботиться о родных, старших людях, уважать и любить всех окружающих. Тогда общество, атрибут которого знание, будет сплоченным и способным к быстрому и эффективному развитию. Нравственные ценности и воспитание – это неотъемлемая часть формирования внутреннего мира и взглядов каждого человека.
Будда
Основатель религиозно-философского учения, Будда, большое количество времени уделял размышлениям по поводу цели и смысла жизни. Для систем Индии характерна вера в карму, сансару и мокшу. Плохие и хорошие поступки, совершаемые людьми в течение всей жизни, имеющие либо положительные, либо отрицательные последствия и влияющие на перерождение и есть карма. Сансара же – это бесконечная последовательность рождения и смерти. Желания человека всегда неисчерпаемы, к данной неудовлетворенности следует прибавить страдания и боль, переживаемые на всем жизненном пути. Мокша – освобождение от сансары, возможность вырваться из ее круга. Отсюда цель и смысл жизни, а именно осознание состояния неудовлетворенности и начало избавления от всех желаний.
В чем смысл жизни человека как философская проблема?
Кто из людей в определенный период своей жизни не задумывался над вопросами «Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни?» Сколько трагических коллизий связано с попытками их решения, ибо быть для человека – прежде всего жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сущности окружающего мира, ответы на вопросы о положении и назначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения (см.: Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 82).
Впервые наиболее широкое понимание данной связи встречается в этике И. Канта. Сам Кант видел сверхзадачу своей философии в человеке, ибо человек есть для себя своя последняя цель, и существенное отличие человека заключается во всем том, что образует его субъективный мир. «То обстоятельство, что человек может обладать представлениями о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому, он – личность, а в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпеть, он – одна и та же личность, т.е. существо по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковые неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно». По Канту, смысл жизни не вне, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное.
В философии Канта для суждений о смысле жизни представляют интерес следующие моменты. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще, он – в осознании индивидом своего бытия как собственно человеческого, и есть проявление личности человека. Собственно человеческий смысл поведению индивида в жизненных предприятиях придает его добровольное самоподчинение нравственному закону, возвышающее человека над его собственной природой. Условием и духовной формой такого возвеличения человека над самим собой служит осознание им своего собственного человеческого места в мире. Следовательно, формой выражения смысла жизни является то или иное мировоззрение, у Канта – это религия, правомерность существования которой, как истинного объяснения мироздания, он отрицает, но признает необходимым принять как основу нравственности и смысла бытия. Идеи, содержащиеся в философии Канта, были продолжены и развиты в дальнейшей истории немецкой классической философии. Так, Фихте Г. со всей ясностью и категоричностью указывает на проблему смысла жизни как на основную для философских раздумий и воскрешает философию – учителя жизни. Истинно человеческий смысл жизни он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой, в разуме, в свободе, в деятельности, в том, чтобы человек из простого продукта сделался свободным разумным существом. Смысл жизни состоит в развитии человека, адекватном по соответственной природе, в становлении личности. Но этот процесс, предполагающий деятельность, не замкнут в индивиде; совершенствуясь, личность совершенствует мир.
В истории философии и религии зафиксированы попытки определить некий вечный смысл жизни, однозначно верный для всех людей и во все времена их существования. «Готовить себя к потусторонней жизни» – такова ориентация традиционно-религиозных представлений. С позиций абстрактной добродетели выдвигалось понимание смысла в виде положения «служить истине, добру», а также максимального удовлетворения биологических потребностей человека как побуждение «стремиться к наслаждению». Известны и экзистенциально-пессимистические утверждения о смысле жизни в форме рассуждений «человек рождается для страдания и смерти». Таким образом, анализируя философские учения о смысле жизни, можно сказать, что говорить об этом понятии безотносительно к личности, её историческому развитию и связи с обществом – бессмысленно, ибо всегда существует чей-то и кем-то осознаваемый, выявляемый по-новому смысл жизни. Но, будучи личностным феноменом, смысл жизни, по своему существу, содержанию есть нечто надиндивидуальное, надличностное, связывая жизнь индивида с надличностной системой, подчиняя индивида этой системе, но таким способом, что это подчинение есть собственный атрибут личности человека и выявление его свободы. Собственно отношения человека к миру и форме социальной деятельности и поведения, когда на практике происходит реализация сущностных сил человека как родового существа, является объективным основанием смысла жизни.
Личностный смысл жизни может быть представлен как структурный элемент индивидуальной деятельности, выполняющий регулятивную функцию. Смысл и значение личной жизни выступают как формы проявления, стороны, элементы индивидуального сознания, реализующиеся в жизнедеятельности человека. Сама структура личности и складывается из структуры её сознания и практической деятельности. В процессе расширения общения и практических действий, смысл жизни человека воплощается в материальной и духовной культуре, а затем уже в виде значения становится достоянием личности и регулятором её деятельности.
Человеческая жизнь – это не только борьба за выживание и стремление уйти от неприятностей, избавиться от страха и страданий. Люди наделены еще способностью к самосовершенствованию. Жизненное, творческое, прогрессивное самоопределение, самоутверждение, самореализация человека выступает высшей ценностью в содержании личностного смысла жизни бытия отдельного человека. Очевидно, что смысл жизни не только регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает моральные нормы и ценности, присущие развитой мировоззренческой системе, показывая, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Понятием «смысл жизни» раскрывается фундаментальная, сущностная характеристика человеческого бытия. Объяснение и понимание сущности человеческого бытия обусловливает тот или иной тип мировоззрения, стержневым моментом содержания которого являются переживания и представления о личностном смысле жизни. Так, например, вопрос о личном спасении человека в мире, как бы он разнообразно ни истолковывался, присутствует в любой религии. Да и ни одно из философских направлений также не может обойтись без ответа на вопрос о личностном смысле бытия человека. Гуманистическая, оптимистическая или пессимистическая направленность мировоззрения в определяющей степени зависит от понимания личностного и родового смысла жизни. Мудрость свободного человека состоит в том, что он размышляет не о смерти, а о жизни. (Спиноза Б. Соч.
T. 1. M., 1957. С. 576). В этом проявляется сущностная особенность материалистического мировоззрения, ориентирующего человека при осмыслении бытия, на разум, но не на слепую веру, а также отрицающего онтологический смысл личности в качестве моста между сверхприродным и природным мирами. Поведение, поступки человека нельзя объяснить на базе раскрытия лишь одних биологических механизмов, извечно присущих людям. Также неправильным будет подобное объяснение, если будут учитываться только социокультурные факторы. Главные влечения, хотения (желания) у человека возникают из условий его всеобщего существования, в которых органически взаимосвязано биологическое и социальное.
Сознание личности есть своеобразное отношение человека к обстоятельствам жизни в процессе чувственно-предметной деятельности. Вместе с тем, сознание является и отношением человека к самому себе. Самосознание – это момент целостного развития личности в качестве субъекта труда, общения, познания и социальной деятельности. По мнению Марка Аврелия, «кто не исследует движение собственных мыслей, не может быть счастлив». Самосознание – первое условие мудрости конкретного человека. Специфика формирования личности тесно связана с возникновением и развитием такой внутренней собственно человеческой потребности, как потребность индивида в прояснении своего «Я» и уяснения смысла собственной, личной жизни. Кто из нас не ставил себе вопрос: «для чего живешь?»
Потребность познания смысла жизни выступает той базисной потребностью, иногда весьма остро проявляющейся, с которой связаны доминирующие формы общения и виды жизнедеятельности на этапах возрастного развития человека. Характеристика базовой потребности, как особого вида психологической напряженности, вытекающей из столкновения двух противоположных тенденций, а именно: тенденции слияния индивида с социумом и тенденции к выделению «Я» в качестве автономной единицы – суть возникновения и развития потребности в смысле жизни. На пути поиска смысла жизни неясное осмысление индивидом единства личной и общественной сторон своего бытия нередко приводит к отчуждению человека как от социальных отношений, так и от самого себя.
Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел лично свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства. По мнению Камю, философия способна помочь человеку не в проповедях благодушно-оптимистических идей, что жизнь прекрасна, к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего по наказанию богов камень в гору, с которой он снова должен покатиться вниз. И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека нет. Но эта жизнь всегда «пограничная» со смертью.
Человек и только он сам определяет свое познание и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысли о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Л. Толстой в «исповеди» прекрасно показал, что утрата смысла жизни равносильна для человека смерти. Разумно мыслящий и тонко чувствующий человек находится в поиске связи между своей жизнью и конкретно-историческим и мировым опытом, а следовательно, между конкретно-историческим и мировым смыслом. Вне такой связи смысл жизни становится источником горьких разочарований, личных трагедий. Как заметил поэт, «надо думать, а не улыбаться, надо книжки трудные читать, надо проверять и ушибаться, мнения не слишком почитать. Мелкие пожизненные хлопоты по добыче славы и деньжат к жизненному опыту не принадлежат». (Б. Слуцкий).
Необходимость в познании смысла жизни отдельного человека ясно осознается личностью при соотношении реальных общественных ценностей с индивидуальными потребностями, мотивами действий и поступков. Самоответственность, самоотношение, самодисциплина – важные содержательные моменты процесса формирования личностного смысла жизни у индивида. Одним из критериев, по которому можно судить об уровне развития и понимания смысла жизни, является характер личностной дисциплины в ходе общения с людьми и в практике, в предметной деятельности. Жизнь ставит человека перед выбором: принять существующую реальность или стремиться к переменам, к свободной деятельности.
Личностный смысл жизни можно определить в форме субъективного, основанного на опыте видения места и предназначения человека в мире, результата усвоения общечеловеческих ценностей и выбора реализации этого приоритетного смысла на практике, в материальной и духовной культурной деятельности. Данный поиск и реализация приоритетного смысла жизни для индивида есть компромисс между необходимостью действовать по обычаям, нормам, законам, предписанным этнической общностью, обществом, государством и т.д. или руководствоваться одним лишь личным хотением. Поиск жизненного пути – это стремление поступать по велению души и сердца. Он сопряжен для индивида с антиномией, коренным противоречием социального действия, заключающимся по М. Веберу в соотношении морали ответственности и морали убеждений.
Потребности в ином, в отличном от привычных впечатлений, глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы её удовлетворения. Это удовлетворение потребности в ином процессе перехода человека от мироощущения к миросозерцанию и миропониманию лежит в основе формирования личностного смысла жизни. Оно связано с таким процессом, состоянием и результатом развития сознания, как его ясность. Ясность сознания, будучи результатом развития разума человека, характеризуется как та «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи, как того требует сущность самой вещи». Разумное отношение к сущности познаваемых и преобразуемых явлений, предметов – «пробный камень» глубины и богатства содержания личностного смысла жизни отдельного человека.
Отдельные представители субъективистского течения в западной философии заявляют о своем стремлении освободить человека от внешних и принудительных для него принципов жизни, утвердить его самоценность. Но в действительности, отгораживая человека от социальных форм бытия, как якобы изначально и абсолютно чуждых ему, они углубляются в иррациональные сферы индивидуального бытия и теряют реальную ценность подлинного человеческого существования.
Личностный смысл жизни формируется и проявляется у человека в ходе его овладения культурой и усвоения общечеловеческих ценностей на уровне приобщения к семье, к народу, к человечеству, к земной природе и к космосу, исходя из познания и понимания человека в качестве разумного планетарного, космического существа, строили свои философские концепции смысла жизни В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Пьер Тейяр де Шарден. Компенсаторно-регулятивная функция религии связана также с рассмотрением и обсуждением вопросов человеческой природы и смысла существования отдельного человека в системе космических, природных и социальных связей. Научное мировоззрение, в отличие от религиозного, отрицает их сверхъестественный, трансцендентальный характер. Материалистические направления в философии анализирует проблему личностного и родового смысла жизни в тесном единстве с теоретическим обсуждением и практическим решением жизненных проблем отдельного человека и всего человечества. Современная обновленная философия поистине превращает человека, включая и природу, как базис, человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии.
Предметом и задачей философского исследования выступает некое обобщенное понятие человека, как определенный образ, сформированный в условиях конкретной цивилизации, образ, включающий не только эту данность, но и соответствующий исторический идеал человека, то каким надлежит ему быть, чтобы справиться с жизненными проблемами времени. В формировании общественного принципа личностного смысла жизни отдельного человека философия участвует не только как система историко-культурных значений, но и в качестве общетеоретического вида мировоззрения, учения о мудрости, законодательницы разума. Само прояснение и понимание смысла жизни каждой личности на основе усвоения ею общечеловеческих ценностей в ходе деятельности и приобщения к материальной и духовной культуре носит конкретно-исторический характер. Философский (мудрый) анализ человеком своих жизненных проблем – есть предпосылка, возможность сопротивляться экзистенциальному вакууму, тоталитаризму и конформизму, агрессивному эгоизму и даже классовому эгоизму.
В современных условиях обновления общества представления о смысле жизни личной, как свидетельствуют данные социологических исследований, получают довольно высокое место в системе ценностей людей, особенно среди молодежи. Так, в общем реестре приоритетов значение этого общественного качества человека подчеркивает 72,8 % молодежной аудитории. И это не случайно, ибо только с наличием у индивида личностного смысла жизни, содержание которого весьма уникально и определенно, связана возможность изменений и перестройки самого человека. Личностный смысл жизни выступает как хотение (желание), творческая потенция личности наиболее полно реализовать себя в актах жизнедеятельности. Человек во всех проявлениях жизни (переживание, творение, исповедание, страдание, раскаяние и т.д.) занимает активную позицию, вырабатывая стратегию и тактику поступков и действий. Последнее обусловлено наличием у человека личностного смысла жизни. Но человек может сколько угодно рассуждать о смысле своей жизни, а судить о подлинном его содержании позволяют только реальные результаты деятельности, характер поступков. Человек, удовлетворяя свою потребность в познании смысла, выходит за пределы своей индивидуальности и приобщается ко всеобщему и универсальному бытию. Реальные противоречия, взаимосвязи и взаимозависимости между индивидуальным бытием и бытием общественным, природой и обществом, человеком и космосом являются объектами мировоззренческого рассмотрения. В любом типе мировоззрения соотношение человеческого и божественного, социального и биологического, природного и космического, индивидуального и общественного, смерти и бессмертия есть объективное основание того, что содержание понятия «личностного смысла» придает ценность самой жизни. Индивид, как носитель всеобщих универсальных характеристик, присущих разумно-социальной жизни, продолжает жить в роде, в продуктах своих творческих деяний и поступков. Вне мыслящего мировоззрения не могут пробудиться духовные способности человека.
Гуманистическое по своему содержанию и форме общественное воспитание должно более полно способствовать удовлетворению потребности человека в познании смысла жизни. Всесторонне развитый, богатый человек, по К. Марксу, – это человек, «нуждающийся» во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда». (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 42. С. 125). Личностный смысл жизни приобретает новое звучание для каждого человека, когда его ориентируют на всестороннее гармоничное развитие его индивидуальности и создают объективные условия для раскрытия его интеллектуального потенциала и физического совершенства. Причем, активность и результативность человеческих действий в определенной мере зависит от зрелости индивидуального сознания, от степени ясного понимания индивидом того, во имя какой разумной цели ему предстоит действовать. Целеидентификация занимает огромное место в смысле жизни человека. «Отсутствие цели – величайшее несчастье человека», – писал Л. Фейербах. В силе стремления к целям раскрывается смысл жизни людей. Каждый момент бытия человека должен иметь свою конкретную цель.
Определение предельных оснований бытия является прерогативой любого типа мировоззрения, особенно философского. Формирование личностного смысла жизни связано не только с выяснением возможностей человека и нахождением им своего места в мире, но и с изменением самого индивида в неразрывном единстве с развитием общества и природного мира. Эту специфику философского видения мира хорошо уловил и выразил И. Кант, когда он сформулировал круг вопросов, волнующих человека и человечество, на которые должна ответить философия. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» (Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 661). В этой связи нельзя не отметить и то положение, как и нравственный императив поведения человека у Канта отражает в своем содержании общечеловеческие ценности, которые присутствуют и в других мировоззренческих системах. Так в Евангелии сказано? «…Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними» (Мф. VII. 12). (И. Кант почти дословно перефразировал этот общечеловеческий принцип в принцип общественной философии). И добавим для этого случая свое: «Для чего и кого я живу, в чем смысл моей жизни?» Для себя? Для мира вне себя? Для Бога? Если для чего-то только исключительного одного, даже для самого себя (эгоцентризм), то не стоит и жить.
В постижении и выявлении смысла жизни для человека необходимо исходить из основного правила, по которому должно идти развитие будущей философии: «Сначала – быть, потом – действовать, а лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного, и даже мучительного делания – философствовать» (Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 368).