смысл жизни ларисы огудаловой
Лариса Огудалова
Героиня пьесы Н. Островского «Бесприданница» Огудалова Лариса – яркий, уникальный образ в русской литературе. Женщина, загнанная в безвыходную ситуацию, вынужденная мириться с реальностью, которая отвратительна её тонкой ранимой душе. Высокое чувство, которое зародилось в её душе, излилось на человека, который оказался подлым и недостойным.
Характеристика Ларисы Огудаловой
Лариса Огудалова – новый тип персонажа, такой женский образ появился в произведении Н.Островского в связи со стремительной сменой эпох, техническим прогрессом, изменением общества, его ценностей и мировоззрения. Имя героини означает «чайка», она действительно парит гораздо выше, чем ограниченные, хищные торговцы и предприниматели, которые привыкли, что за деньги можно купить всё. Для таких, как Паратов, душа и тело, красота и наивность – тоже товар, его можно продать, проиграть, отдать даром.
Лариса не только красива, но и умна: понимание собственного бессилия перед ситуацией, высокие моральные принципы, тщеславие и амбициозность, которые не чужды главной героине – всё это делает её существование невыносимым. Душа девушки ищет родственной натуры, тепла, понимания, любви, но она не находит желаемого. Реальность проста, груба и пошла – товарно-денежные отношения сместили главные человеческие ценности: любовь проиграла деньгам.
Душа и характер главной героини
Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру. Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки. Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.
Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся. Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг. Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.
Судьба Ларисы Огудаловой
Лариса Дмитриевна Огудалова — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»
Русская литература дала много образов женщин высокой нравственности, способных на сильные чувства, душевно богатых. Это героини произведений Пушкина, Тургенева, Некрасова. Суть их образов — в верности себе, в духовной целостности. В них воплощен русский национальный характер. А. Н. Островский поддержал эту тенденцию. Его трагические героини могут жить лишь в полную силу, не разменивая душу. Лишённые этой возможности любимые героини Островского — Катерина, Лариса Огудалова — вообще отказываются от жизни.
Характеристика образа Ларисы Огудаловой, главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Бесприданница», дана автором в процессе развития действия, хотя само действие начинается с критического момента её судьбы: здесь уже больная душа. Вся её предыстория неизвестна зрителям (читателям), но пережитое прошлое присутствует в её нынешней жизни.
Происхождение, семья и воспитание
Женское имя Лари́са в переводе с греческого означает «чайка». Чайка — свободная птица, парящая над морем. Она то взмывает вверх, то камнем падает вниз. Так и Лариса: её поэтическая душа парит над миром, а события жизни бросают её вниз.
Её полное имя — Лариса Дмитриевна Огудалова. Она ещё молода и недостаточно знает людей. Живёт с матерью в городе Бряхимове на Волге очень небогато, оттого считается бесприданницей. Её отец умер, а две старшие сестры уже замужем.
Мать прилагает все усилия, чтобы выдать её удачно замуж, для этого держит свой дом постоянно открытым, но это страшно угнетает девушку. Мать постоянно навязывает ей женихов, заставляет улыбаться и любезничать с каждым из них, а ей это кажется невыносимым: её искренний и честный характер не выдерживает постоянного лицемерия. Она мечтает поскорее покинуть свой дом и даже уехать из города. Поэтому соглашается выйти замуж за Карандышева. Она надеется поселиться с ним где-нибудь в глуши и спокойно жить тихой семейной жизнью, чтобы примириться со своей судьбой и найти для себя внутреннее успокоение.
Лариса красива и умна, играет на музыкальных инструментах и хорошо поёт. Её всегда окружает множество поклонников. Её артистичная, чувствительная натура является и благом, и горем для неё, так как такой девушке нужна моральная поддержка, крепкая опора рядом, чтобы все её лучшие качества развивались и засверкали новыми гранями. Она верит в чистые отношения и любовь. Но её окружают люди нового времени, у которых иные приоритеты: нажива. Красота, любовь, девичья честь у них продаются и покупаются.
Вокруг неё много мужчин, но никто по-настоящему её не любит, каждый из них видит в ней лишь вещь, которой хочется обладать некоторое время, а потом бросить или отдать другому. Она это понимает: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».
Её торгуют все: и жених Карандышев, и близкий друг Вожеватов, и бывший возлюбленный Паратов, и даже родная мать. Никого не интересует её душа, её чувства.
Любовь к Паратову
Лариса год назад влюбилась в Паратова, блестящего барина, судовладельца. Но их отношения продлились всего два месяца — Паратов внезапно покинул город. Лариса по-прежнему любит его и страдает. Он кажется ей образцом мужчины, хотя это далеко не так. Это человек без стыда, чести и совести. Он — делец, для него эти понятия не нужны, в его мире всё можно купить, были бы деньги. Лариса для него, как и для других, кто её окружает, — тоже живой товар. Она живёт среди этих людей, но не до конца осознаёт всю глубину их безнравственности, поэтому ещё надеется на любовь Паратова.
Отношения с Карандышевым
Карандышев, как и Лариса, беден. Он человек в некоторой степени не глупый и довольно грамотный, даже хочет баллотироваться в мировые судьи где-то в глухом месте. Но его в городе «сильные мира сего» не принимают, издеваются над ним, поэтому он охвачен жаждой отомстить им всем, доказать свою значимость. И для этого использует шанс женитьбы на Ларисе. Да, она бедна, но пользуется популярностью у них, а это повод поставить себя выше других — всё-таки она выбрала в мужья именно его. По-своему он любит Ларису, а она надеется, что семейная жизнь с ним возродит её к новой жизни, в которой она надеется найти покой и участие. И даже при появлении Паратова она продолжает уговаривать Карандышева уехать в деревню, не устраивать «званого» обеда, который в результате ещё больше унизил его в глазах окружающих. Но Карандышев глух к её уговорам, он охвачен желанием доказать своим обидчикам, что он такой же, как они. И даже хочет восторжествовать над ними. Самолюбие, уязвленная гордость подавили в нем даже любовь. Но Лариса поняла это гораздо позже, когда Карандышев выпил слишком много, и уже не он забавляется над своими обидчиками, а они над ним. У жениха появляется высокомерие даже по отношению к своей невесте — он запрещает ей петь. И только теперь Лариса понимает, что она и для него только средство достижения своей цели.
Она поёт романс на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды». Слова этого романса как будто адресованы и ему:
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Но в большей степени они адресованы Паратову, который возвращает Ларисе надежду на счастье. Хотя слова романса говорят: «Не искушай меня без нужды / Возвратом нежности твоей», она тайно надеется, что её пение возродит в Паратове прежние чувства, прежнюю страстную любовь. В этой надежде она покидает жениха и уезжает с Паратовым.
Гибель
Известие о том, что Паратов не собирается на ней жениться, что он обручён с другой, Лариса воспринимает как трагедию. Она не может осознать того, что человек, которому она отдала свою красоту, молодость и честь, так просто воспользовался этим и так легко от неё отказался. Она хочет умереть. Но на самоубийство она не способна: у неё нет той внутренней силы и бескомпромиссности, что были у Катерины Кабановой.
Вывод
В финальной сцене Лариса прощает всех.
В её гибели виновен не только Карандышев, но и все, кто её окружал. И в том числе она сама.
Название пьесы подталкивает к пониманию беды Ларисы: она бесприданница. Но это только часть правды о ней. Девушка настолько одинока в этом мире, что не одна только бедность её тяготит. Она стыдится не только бедности, но и мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Её страдания усиливают гордость, самолюбие, болезненная ранимость.
Но ведь и она сама не щадит Карандышева. Мало того, что Лариса не любит его, но она еще и презирает его, третирует, смеется над ним, не испытывая к нему никакого сострадания и терпимости. Каждым своим словом Карандышев раздражает её.
Чем привлекает Ларису Паратов? Своей самоуверенностью, богатством, которое позволяет ему ставить себя выше других, бравадой, барскими замашками. Всем хочется богатства, роскоши, особенно если к этому подстрекают окружающие.
Образ Ларисы Огудаловой, как и другие образы пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», очень актуален для нашего времени. Сейчас в обществе происходят те же тенденции: расслоение людей на очень богатых и на тех, кто живёт скромно, причём богатство некоторых вызывает недоумение — нет для этого ни предпосылок, ни личных качеств, ни заслуг. Главное сейчас — не опустошить собственную душу, как это случилось с Ларисой Огудаловой.
Характеристика образа Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение
Ключевым персонажем произведения является Лариса Дмитриевна Огудалова, младшая дочь Хариты Игнатьевны.
Писатель представляет героиню в образе красивой, молодой, умной и порядочной девушки, не имеющей приданного, из-за отсутствия которого у нее не складывается личная жизнь.
Лариса характеризуется прекрасными человеческими качествами, отличаясь скромностью, честностью, открытостью, искренностью и добротой души. Девушка великолепно образована, начитана, музыкальна. Ее отличительной чертой является уникальная способность глубоко чувствовать и любить.
Лариса искренне верит в настоящую взаимную любовь и не понимает позицию матери о выгодном замужестве, однако в силу воспитания и привитого ей уважения к старшим не может ослушаться указаний Хариты Игнатьевны, вынужденная улыбаться и развлекать гостей, собранных в качестве потенциальных женихов.
В юности девушка влюбляется в красивого дельца Паратова, который бросив ее, уезжает из уездного города. Маменька находит на роль жениха мелкого чиновника Карандышева, использующего Ларису в качестве предмета для удовлетворения собственных эгоистичных амбиций с целью укрепления своего положения в местном обществе богатых и расчетливых дельцов. Ради прекращения сплетен и слухов, Лариса Дмитриевна соглашается на брак с нелюбимым человеком.
Девушка осознает, что окружающие, в том числе друзья их семейства, воспринимают ее как забавную игрушку, пытаясь лишь тешить свое собственное самолюбие и тщеславие. Многие мужчины готовы использовать ее двусмысленное положение ради низменных удовольствий.
Переживая внутренние терзания, стыдясь высокомерия жалкого Карандышева, Лариса всей душой бросается к Паратову, появившемуся в городе, отдавая ему всю свою любовь, себя без остатка, веря в иллюзорный образ любимого человека. Ожидая предложения от Паратова о вступлении в брак, Лариса оказывается жестоко предана возлюбленным, который объявляет ей о своем обручении с богатой женщиной, просто воспользовавшись нежными и истинными чувствами влюбленной девушки.
Понимая, что не сможет существовать в примитивном мире лживых и пошлых дельцов, Лариса ощущает жестокие душевные и сердечные переживания, в результате которых получает избавление от них в виде смертельного выстрела, сделанного в ее сердце Карандышевым.
Повествуя о судьбе Ларисы Дмитриевны, писатель раскрывает проблемы, связанные с существованием человеческих чувств и холодного расчета, влекущие за собой трагические последствия для чувственных и душевных людей, сталкивающихся с жестоким существованием в обществе унижений и бесчеловечности.
Вариант 2
Лариса Дмитриевна Огудалова — героиня пьесы «Бесприданица» А.Н. Островского. Это юная, красивая девушка с богатым внутренним миром. Она воспитана, добра, романтична и конечно ищет свою любовь. У Ларисы нет приданого, она из семьи с небольшим состоянием. Ее мать, Харита Игнатьевна, очень хочет выдать дочь замуж за состоятельного мужчину.
Харита Игнатьевна — шустрая, беспринципная женщина, готовая унижаться ради будущего счастья дочери. В ее доме проходят постоянные приемы для потенциальных женихов, которых она находит. Лариса вынуждена развлекать общество, собравшееся у них. Ей приходится любезничать с кавалерами, улыбаться, шутить, танцевать и петь романсы. Ларисе Дмитриевне очень тяжело находиться среди этих людей. Она старается уйти в свой внутренний мир, остаться наедине со своими мечтами, мыслями и не замечает происходящего. Посторонние люди восхищаются ей, решают ее судьбу, она же остается в стороне и не желает принимать в этом участия.
Лариса влюблена. Это главная драма ее жизни. Сергей Сергеевич Паратов, два месяца ездивший к ним в дом, вскружил голову бедной девушке. Спустя время он внезапно исчез, а Лариса продолжает любить и ждать.
Уставшая от душевных переживаний, постоянных унижений в собственном доме Лариса соглашается на брак с Карандышевым. Она не любит его, но хватается как за спасительную соломинку, в надежде на тихую спокойную жизнь в деревне с мужем. Но и тут ей отказано в тишине и покое. Юлий Капитоныч хочет свадьбу с размахом. Он, будучи человеком глупым и тщеславным, хочет самоутвердиться за счет этого брака.
Лариса пытается смириться с той жизнью, которая ожидает ее с будущем супругом. Она не любит Карандышева и не скрывает своих чувств. Своими попытками сравниться с Паратовым жених еще больше опускается в глазах Ларисы.
И как только она снова видит Сергея Сергеевича, ее сердце бьется сильнее, она теряет голову и соглашается на прогулку по Волге, вопреки приличиям того времени. Она надеется на свое спасение. рассчитывает, что Паратов сделает ей предложение. Но она жестоко ошибается. Паратов обручен. Его признание разбивает сердце Ларисы Дмитриевны.
Сочинение про Ларису
Пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница» написана в 1879 году за семь лет до смерти писателя. Имея большой жизненный опыт, автор открывает читателю конфликт душевности главной героини Ларисы с безжалостным устройством буржуазного общества.
Лариса Дмитриевна Огудалова – очаровательная, тонкая, искренняя и умная девушка, ставшая жертвой общества. Из-за отсутствия состояния у семьи даже друзья относятся к ней как к игрушке, которую можно поставить на кон в игре. Родители хорошо воспитали дочь, однако позиция матери, которая пыталась выдать её за богатого жениха, ей не понятна. Девушка верит в настоящую любовь и впоследствии страдает от этого. Добродушная Лариса не смогла рассмотреть истинную суть Сергея Паратова, считая его идеалом. Однако для него она проста забава. Вскружив ей голову мужчина женится на другой с большим приданым. А Лариса, отчаявшись, соглашается пойти по венец за первого встречного лишь бы покинуть ненавистный город.
Человеком, который принял это предложение, стал Карандышев, маленький человек без чести и благородства. К сожалению и он видел в Ларисе лишь вещь, повышающую его статус. Паратова глубоко задевает выбор девушки, и он решает вернуть её. Хоть и понимает, что жениться на богатой женщине. Мужчину не волнует её судьба, он хочет лишь развлечься напоследок.
Раскрыв Ларисе правду о том что обручён с другой, он не испытывает ни малейшего чувства вины. Девушка же становится обесчещенной в глазах общества. Состоятельный друг семьи Вожеватов мог бы помочь ей, но предпочёл не вмешиваться, разыгрывая её в орлянку с Кнуровым. Купец же тоже видел в Ларисе лишь любовницу-содержанку.
Выстрел Карандышева убивает девушку. Но это не волнует Ларису, она рада, что ужасы мерзкого общества останутся позади. Она понимает, что в её жизни не будет настоящей любви и все так и будут видеть в ней игрушку. И она больше не хочет существовать в мире, где богатство и власть ставят выше любви.
Поражает жизненный путь этой доброй девушки, которая даже перед смертью не потеряла свою чистоту. И слова, сказанные ей, лишь подчёркивают её трагедию: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на игрушку».
«Уж если и быть вещью – то очень дорогой!»: трагедия и безысходность Ларисы Огудаловой из «Жестокого романса»
В субботу, 16 октября, телеканал «МИР» покажет знаменитую экранизацию «Бесприданницы» Александра Островского – фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
Картина вышла на экраны в 1984 году и вызвала противоречивую реакцию. Зрители восприняли ее с восторгом, но большинство критиков разнесли в пух и прах, назвав попытку Рязанова выйти за пределы комедийного жанра пошлой и оскорбительной для русской классики. Но невзирая на все негативные оценки, фильм пользовался необычайной популярностью, сыгравшая главную героиню Лариса Гузеева прославилась благодаря этой роли, а журнал «Советский экран» назвал «Жестокий романс» лучшим фильмом года.
Сюжет картины практически не отклоняется от пьесы. Действие происходит в вымышленном городке Бряхимове в Поволжье. Вдова Харита Игнатьевна Огудалова после смерти мужа осталась с тремя взрослыми дочерьми. Семья принадлежит к знатному дворянскому роду, но бедствует, поэтому богатым приданым ни одна из девушек похвастаться не может. Больше всего Хариту Игнатьевну заботит судьба младшей дочери Ларисы – она единственная из сестер осталась «непристроенной». Ларисе оказывают знаки внимания сразу несколько мужчин: богатый купец Кнуров, молодой коммерсант Вожеватов и мелкий чиновник Карандышев. Но сердце девушки отдано другому: она влюблена в легкомысленного красавца Сергея Паратова. Тот отвечает ей взаимностью, но однажды бесследно исчезает, не попрощавшись. Отчаявшись, Лариса клянется выйти за первого, кто к ней посватается.
Смотрите фильм «Жестокий романс» в субботу, 16 октября, в 18:45 на телеканале «МИР».
Когда картина только вышла на экраны, известный литературовед Дмитрий Урнов сетовал, что «вместо разоблачения паратовской пустоты» в фильме дана «ее апология», что в созданной режиссером картине мира нет ничего, что можно было бы противопоставить искушению «сладкой жизни». Но спустя годы, уже в эпоху «лихих девяностых», критики иначе взглянули на творение Рязанова. Так, кинокритик Андрей Плахов писал, что «Жестокий романс», хотя в свое время не нравился интеллектуалам, содержал «почти пророческое предчувствие новорусской эпохи».
Однако сегодня, анализируя трагедию главной героини (а именно Лариса, несомненно, представляется в этом произведении единственным персонажем, вызывающим хоть какое-то сочувствие), мы невольно смотрим на нее сквозь призму уже нашего времени. И поневоле задаемся вопросом: в чем, собственно, эта трагедия заключалась? В том ли, что любимый человек воспользовался ее чувствами, а в конце обманул и унизил? Или в том, что все окружающие видели в ней, скорее, товар, а не живого человека со своей волей и чувствами? Ведь в кульминационной сцене, соглашаясь на порочное и порочащее предложение Кнурова, она бросает Карандышеву именно эти слова:
«Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! Каждой вещи своя цена есть… Я слишком, слишком дорога для вас. Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».
После этих слов, как известно, взбешенный и ополоумевший Карандышев стреляет в героиню, и та падает замертво, напоследок все же забывая о своем отречении от любви и признавая, что в ее сердце это чувство все-таки живо: «Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Конечно, в сегодняшних реалиях сложно представить такую ситуацию. Девушка, подобная Ларисе, оказавшись отвергнутой возлюбленным, скорее всего, пережила бы эту трагедию и попросту нашла себе работу. Да и понятие «содержанки» в наше время, хоть и сохранилось, изрядно трансформировалось и перестало быть чем-то настолько постыдным. По сути, так можно назвать любую женщину, которая живет за счет мужчины. При этом, как правило, всех все устраивает, да и к тому же, состоять в официальном браке сегодня далеко не обязательно.
Во времена, когда жила Лариса Огудалова, нравы были совсем другими. Остаться с женатым Кнуровым для нее значило быть навсегда опозоренной, Паратов отверг ее ради богатой невесты, Карандышев был ей противен. Была ли у Ларисы альтернатива? Попробуем разобраться.
Первое решение, которое покажется логичным современному человеку – найти работу и обеспечивать себя самой. Но могла ли девушка в XIX веке просто так взять и пойти работать? Ответ однозначный: нет, не могла. Многие приведут в качестве альтернативы историю другой юной героини, «жившей» за океаном примерно в то же время, что и Лариса – Джейн Эйр. В конце концов, перед ней тоже с самого детства стояла проблема безденежья, и, выпустившись из Ловудской школы, она первым делом дает объявление в газету, чтобы найти себе место, и в итоге становится гувернанткой. После расставания с Рочестером она покидает поместье, но опять-таки не отчаивается и устраивается работать учительницей в сельской школе. В общем, в течение всего романа девушка показывает своим поведением: «Я не намерена жить ни за чей счет». Что мешало Ларисе поступить так же?
Причин было несколько. Во-первых, Огудаловой мешал недостаток образования. Как и большинство ее сверстниц из дворянских семей, Лариса, бесспорно, получила приличное домашнее образование, но и только. Упор в ее занятиях делался на музыку, рукоделие, возможно, французский; словом, ее с детства готовили не выживать в большом жестоком мире, а, скорее, быть хорошей женой и матерью – не более того.
Тем временем в Англии, где жила Джейн Эйр, в середине-конце XIX века уже вовсю процветали закрытые школы для девочек, где те могли получить всестороннее образование. Пусть оно было не самым блестящим, но по окончании такой школы девушки уже могли сами преподавать. Чем и занялась Джейн: покинув школьную скамью, она еще два года оставалась в Ловуде в качестве учительницы.
Могла ли Лариса преподавать в гимназии, лицее или хотя бы стать частным педагогом? Вряд ли – для этого у нее не было специального образования. А поскольку, невзирая на свою бедность, она все-таки происходила из знатного рода, других вариантов у нее не было – работать прислугой, продавщицей или, скажем, модисткой, для нее было бы неприлично. Как видите, список профессий для молодой девицы в России в то время был весьма ограничен.
Ну а даже если бы Лариса смогла стать гувернанткой, это означало бы для нее неминуемый позор. Посудите сами: молодая привлекательная девушка из приличной семьи приходит в чужой дом, где наверняка есть мужчины, от посягательств которых ее никто не защитит – такие случаи с гувернантками происходили сплошь и рядом.
Кроме того, в тихом провинциальном городке Огудалову все прекрасно знали, и столь унизительное положение бросило бы тень не только на саму Ларису, но и на всю ее семью. Возможным выходом был переезд в другой город, но тогда Лариса лишилась бы единственной своей опоры – матери, и растеряла бы последних друзей.
Конечно, был и еще один вариант – не жить в чужой семье, а стать приходящей учительницей для разовых уроков. Но вряд ли в крошечном Бряхимове был такой уж спрос на подобные услуги. Да и хватило бы у Ларисы умений, навыков и терпения, чтобы стать хорошей наставницей и не потерять место?