Почему упали китайские акции сегодня
Инвестбанки снижают цель по акциям Alibaba рекордные 18 недель
Курс о больших делах
Сначала регуляторы
Аналитики начали снижать цель по акциям Alibaba еще летом. Тогда власти Китая усилили контроль за крупными компаниями, такими как Tencent, DiDi и TAL Education. Ранее Alibaba также пострадала от действий регуляторов. В конце прошлого года стало известно, что власти проводят антимонопольное расследование в отношении компании. По итогам расследования площадку обвинили в злоупотреблении положением на рынке и выписали штраф на 3 млрд долларов.
Кроме прочего, выяснилось, что многие китайские эмитенты — не китайские, а зарегистрированные в офшорах компании. За такими правительство страны также усилило контроль.
Потом плохой отчет
После квартального отчета, который компания опубликовала 18 ноября, эксперты продолжили пересматривать свои прогнозы. Основной доход ретейлера, которые генерируют цифровые торговые площадки Taobao и Tmall, по сравнению с 2020 годом вырос всего на 3%. Для сравнения: год назад рост составил 20%.
Несвоевременные прогнозы
Прогнозы аналитиков можно учитывать, но вряд ли на их основе следует принимать решения. Часто, как и в случае с Alibaba, эксперты обновляют ожидания постфактум, когда основные риски уже заложены в цену акций.
Несмотря на пересмотр прогнозов, большинство инвестбанков рекомендует акции Alibaba. Так, из 52 аналитиков покупать советуют 47, продавать — один.
Уже 16 декабря Alibaba проведет день инвестора. Вероятно, на мероприятии компания расскажет о будущих точках роста, а также о том, когда окупятся ее стратегические инвестиции в бизнес.
Акции Alibaba упали на 11% после отчета. Что случилось?
Во втором квартале, который завершился 30 сентября, прибыль ретейлера упала на 81%, рост доходов с электронных площадок замедлился, а еще компания понизила прогноз продаж по итогам года.
Курс о больших делах
Основной доход не растет
Выручка Alibaba выросла на 29%, до 201 млрд юаней, или 31 млрд долларов. Это меньше тех 205 млрд, которые ожидали аналитики. Во многом выручка увеличилась за счет консолидации продаж Sun Art. Эту сеть гипермаркетов Alibaba выкупила у «Ашана» в октябре прошлого года. Без учета Sun Art выручка выросла бы значительно меньше — на 16%, до 180 млрд.
В ключевом, коммерческом сегменте выручка выросла на 31%, до 171 млрд. В сегмент входят розничные и оптовые продажи в Китае и за рубежом, доходы гипермаркетов, логистических сервисов и прочее.
Основа сегмента — розничные площадки Taobao и Tmall, которые делают около 40% выручки. Здесь Alibaba зарабатывает на рекламе и комиссиях, взимаемых с продавцов и покупателей. И вот этот доход вырос всего на 3%. Для сравнения: в прошлом квартале рост составил 14%, год назад — 20%.
Все из-за «новых игроков на китайском рынке электронной коммерции и замедления рыночной конъюнктуры», говорит в отчете Alibaba. Вероятно, компания имеет в виду замедление темпов роста китайской экономики. В третьем квартале рост ВВП страны был ниже ожиданий: 4,9 против 5,2%. Это могло сказаться и на потреблении. Еще некоторые аналитики отмечают замедление роста розничных онлайн-продаж в Китае.
Хороший пример. Продажи Alibaba в День холостяка 11 ноября выросли на 8% по сравнению с прошлым годом. Это самые медленные темпы роста с 2009 года. Например, в 2020 году эти продажи увеличились на 26%.
А вот в облачном сегменте ситуация чуть лучше. Здесь продажи выросли на 33%, до 20 млрд. Операционный убыток уменьшился с 5 до 2 млрд.
Инвестиции уменьшают прибыль
Прибыль Alibaba упала на 81%, с 28,8 до 5,4 млрд юаней. Скорректированная прибыль на АДР упала на 38% и оказалась меньше ожиданий: 11,2 против 12,36 юаня.
Прибыль уменьшилась по самым разным причинам. Например, компания заплатила больше налогов, а еще потеряла часть денег на инвестициях в акции других компаний.
Для более точной оценки своих результатов Alibaba рассчитывает показатель adjusted EBITA — скорректированную прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. Такой показатель исключает неоперационные и неденежные статьи.
Даже с учетом разных поправок, adjusted EBITA упала на 32%, до 28 млрд. Это из-за «стратегических инвестиций», заявляет Alibaba. Компания вложила 12,5 млрд в свои сервисы, что сказалось на ее прибыли и рентабельности.
Одна из инвестиций — развитие торговли и логистики в маленьких городах с низким уровнем доходов. Вероятно, Alibaba планирует увеличить свою долю рынка. А возможно, это «инвестиции во благо всеобщего процветания».
В конце августа председатель КНР призвал крупные компании поделиться с обществом: вложиться в рабочие места, экономическое развитие, а также поддержать уязвимые группы населения. Alibaba пообещала вложить 100 млрд юаней, или 15,5 млрд долларов, до 2025 года.
И если дело именно в этом, то в ближайшие кварталы китайские гиганты еще «порадуют» инвесторов снижением прибыли и маржи.
Акции падают
Акции Alibaba в медвежьем тренде c конца прошлого года. Тогда китайские власти назвали компанию монополией, а позже выписали штраф на 2,8 млрд долларов. В течение года регуляторы Китая вмешивались в работу остальных компаний вроде DiDi, TAL Education и Tencent, что также сказалось на акциях Alibaba.
Акции Alibaba резко подешевели после публикации отчетности компании
Доходы Alibaba выросли на 29% год к году и составили 200,69 млрд юаней ($31,4 млрд), однако не дотянули до прогноза экспертов, опрошенных Refinitiv, в 204,93 млрд юаней. Выручка компании уже второй квартал подряд оказывается ниже прогноза аналитиков. Скорректированная прибыль на американскую депозитарную акцию (ADS), торгующуюся на Нью-Йоркской фондовой бирже, сократилась на 38% год к году и также оказалась ниже ожиданий экспертов — 11,2 юаня против 12,36 юаня.
Компания также сократила прогноз выручки на текущий финансовый год. Ранее предполагалось, что доходы составят 930 млрд юаней, увеличившись примерно на 29,5% по сравнению с предыдущим годом. Теперь же компания ожидает, что рост составит от 20% до 23% год к году.
Выручка от основного бизнеса — маркетплейса — составила 171,17 млрд юаней, увеличившись на 31%. Рост облачного бизнеса составил 33% — выручка от этого направления выросла до 20 млрд юаней. Несмотря на рекордные продажи в сезон распродаж, приуроченных к Дню холостяка, компания не смогла превзойти ожидания аналитиков по выручке. Общий объем продаж на платформе компании составил 540,3 млрд юаней ($84,5 млрд) против 498,2 млрд юаней ($77,8 млрд).
День холостяка отмечается в Китае 11 ноября. Дата 11.11, состоящая из четырех единиц, символизирует тотальное одиночество китайских холостяков. В Китае, где серьезно относятся к магии цифр, считают этот день одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений.
В этот праздник в последние годы многие китайские торговые центры стали проводить распродажи. В результате дата 11 ноября для китайцев стала аналогом «Черной пятницы» и «Киберпонедельника» для американцев. Однако обычно период распродаж длится около двух недель, а не только в этот день.
Alibaba отметила, что за 12 месяцев, закончившихся в сентябре, у нее было 1,24 млрд активных клиентов в год. Это примерно на 62 млн больше, чем компания зафиксировала в июне. Общее число активных клиентов Alibaba в Китае составляет 953 млн, за рубежом — 285 млн.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Стоит ли инвестировать в Alibaba? Чарльз Мангер свой выбор сделал
В феврале-марте 2020 года фондовый рынок США обвалился под влиянием пандемии коронавируса, после чего вернулся на путь роста и сейчас формирует серию растущих максимумов и минимумов. За последние месяцы новых пиков достигли все ведущие индексы американского рынка.
Одним из мощных драйверов этого ралли было мнение инвесторов об отсутствии альтернативы. Рекордно низкие процентные ставки в сочетании с растущей прибылью и стоимостью Корпоративной Америки побуждали инвесторов продолжать покупать акции. Счета с отложенным налогообложением также способствовали поддержанию спроса.
Рекордные максимумы фондового рынка усложняют задачу подбора активов «стоимостным инвесторам», поскольку этот подход требует от дорогих бумаг значительного роста прибыли их эмитентов.
Между тем, китайский рынок демонстрировал совсем иную динамику. В то время как SPDR® ETF (NYSE: SPY ) с начала года прибавил 25%, фонд iShares China Large-Cap ETF (NYSE: FXI ), отражающий успехи (и неудачи) 50 ведущих китайских акций, торгуемых на биржах США, за этот период просел примерно на 14,7%.
Alibaba Group Holdings (NYSE: BABA ) — китайский гигант онлайн-ритейла и один из ведущих компонентов портфеля FXI. С января акции BABA упали более чем на 30%, и некоторые инвесторы считают их хорошим стоимостным активом на текущих уровнях.
Неожиданное решение Чарли Мангера
В свои девяносто семь лет Чарли Мангер (вице-президент Berkshire Hathaway (NYSE: BRKa ) и помощник ее генерального директора Уоррена Баффета) не сдает позиции. В начале октября известный стоимостный инвестор сделал интересный выбор, нарастив позицию по Alibaba.
В официальном отчете издательская компания Мангера Daily Journal сообщила, что в третьем квартале 2021 года она нарастила длинную позицию по BABA до более чем 302 000 акций (т.е. на 80%). Особенно интересно это выглядит на фоне ужасной динамики текущего года.
Графики предоставлены: Barchart
Тем не менее Чарли Мангер считает BABA и другие акции китайского рынка недооцененными.
Политический курс Китая играет на руку стоимостным инвесторам
Мангер никогда не стеснялся делиться своим мнением, даже если оно не пользовалось всеобщей поддержкой. За последний год китайское правительство усилило давление на финансовую суперзвезду и соучредителя Alibaba Group Джека Ма с целью минимизировать индивидуальное благосостояние в угоду «коллективному богатству», к которому стремится президент Си Цзиньпин.
В Китае есть место только для одной суперзвезды — самого президента, который консолидировал власть и контроль над 1,4 миллиардами граждан страны.
Чарли Мангер сказал: «Коммунисты поступили правильно». Хотя он не выступал за принятие «китайской системы» в США, он «определенно хотел бы, чтобы ее финансовая часть находилась в моей стране». Наращивание позиции по BABA запустило восстановление бумаг многих ведущих китайских компаний.
Инвесторы сторонятся китайских бумаг
Портфель FXI включает акции ведущих китайских компаний, торгующихся на фондовом рынке США. После падения к минимумам 2020 года вместе с остальными активами китайские бумаги восстановили позиции.
19 марта 2020 года одна акция FXI стоила 33,10 доллара, а уже 17 февраля 2021 года за нее давали 54,52 доллара. В то время как фондовый рынок США продолжил укрепляться, FXI исчерпал потенциал роста и 8 ноября вновь оказался ниже 40 долларов. Сейчас FXI ближе к минимумам марта 2020 года, чем максимумам февраля 2021 года.
Давление на китайские акции оказали стремление президента Си к «коллективному богатству», напряженность в отношениях с США и Европой, а также замедление роста экономики Китая.
Дороговизна американских активов делает китайские акции более привлекательными
Рекордные максимумы американского рынка затрудняют поиск стоимостных активов.
S&P 500 вырос с минимума марта 2020 года в 2191,86 23 до 4700 8 ноября. В 2021 году индекс многократно переписал максимумы.
Между тем, исторический пик китайского рынка пока оставался недостижимым.
Агрессивная политика Китая остается серьезным риском
Не бывает прибыли без риска. И пока Мангер наращивает инвестиции в BABA, китайское правительство усиливает давление на США и Европу.
Напряженность вокруг Тайваня и экспансия в Южно-Китайском море — серьезные геополитические проблемы. Акцент на «коллективных успехах» в ущерб индивидуальным достижениям отделяет китайскую систему от «свободного» мира.
Тем не менее, Чарли Мангер и многие инвесторы обратили взор на восток, поскольку акции ведущих китайских компаний предлагают большую «стоимость», чем бумаги американского рынка.
Инвесторы распродают акции китайских компаний. Что происходит?
Массовые распродажи акций китайских компаний — главная тема на фондовых рынках в последние дни. В понедельник индекс гонконгской биржи Hang Seng опустился на 3,9%, индекс Hang Seng China потерял 4,92%. В Китае Shanghai Composite упал на 2,34%, а Shenzhen Compozite — на 2,28%
Наибольшее падение отмечается в секторе образовательных услуг КНР. За последние два дня бумаги китайской образовательной платформы New Oriental Education & Technology Group на бирже Гонконга потеряли 87,6%, котировки образовательного сервиса Koolearn Technology снизились на 61,5%, China Beststudy Education Group — на 63,9%, Scholar Education Group — на 74%.
В Нью-Йорке холдинговая компания TAL Education, предоставляющая услуги внеклассного образования, только за один день — 23 июля — обвалилась на 70,76%, а образовательный стартап Gaotu Techedu потерял 63,3%.
Что стало причиной обвального падения акций
Падение акций началось в конце прошедшей недели. В пятницу агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что власти Китая готовят новые ограничения, касающиеся индустрии дополнительного дошкольного и школьного образования в стране. Образовательным платформам могут запретить привлекать частный, в том числе иностранный, капитал или проводить IPO. Источники агентства также рассказали, что регулирующие органы могут прекратить регистрацию новых компаний, которые предлагают репетиторство по обязательной программе, и ввести запрет на инвестиции в компании, которые уже торгуются на биржах. Эти меры могут уничтожить индустрию образовательных сервисов, отмечал Bloomberg.
В выходные власти Китая подтвердили слухи. Новые правила требуют, чтобы компании были зарегистрированы как некоммерческие структуры. У них не будет права привлекать иностранный и иной капитал и выходить на IPO.
Индустрия репетиторства в Китае быстро росла в последние годы, так как средний класс искал возможность отправить детей в лучшие университеты страны. Согласно статистике Chinese Society of Education, более 75% китайских школьников в возрасте от 6 до 18 лет пользовались услугами сервисов, предоставляющих дополнительное образование.
Что думают инвесторы
Новые правила для отрасли вызвали большие вопросы у инвесторов: рынок опасается, что ни один сектор китайской экономики не избежит более строго контроля со стороны регуляторов, пишет Financial Times.
Вместе с сектором образования падали и другие китайские компании. В пятницу производитель электромобилей NIO подешевел на 4,5%, акции сельскохозяйственной платформы Pinduoduo снизились на 7,3%, китайской интернет-компании Net Ease — на 8%.
«Мы не можем сказать, над каким следующим сектором китайское правительство захочет получить больше контроля. Это вызовет страх и давление со стороны продавцов [акций] в ближайшем будущем», — заявил FT руководитель отдела исследований гонконгской брокерской компании Kingston Securities Дики Вонг.
Давление на технологический сектор
В прошлом году Пекин начал ужесточать регулирование технологических компаний. В ноябре 2020 года власти остановили IPO дочки Alibaba — финтеха Ant Group — всего за несколько дней до размещения, а затем объявили о реструктуризации Ant, который из финтеха должен превратиться в финансовую компанию, подотчетную банковским регуляторам.
Одним из последних поводов для беспокойства инвесторов стало расследование, которое начали власти Китая в отношении сервиса такси Didi всего через день после успешного IPO на Нью-Йоркской бирже.
Очередной шаг власти КНР предприняли в минувшую субботу: антимонопольный орган Китая приказал «дочке» холдинга Tencent отказаться от своих исключительных прав на лицензирование музыки и наложил на нее штраф за антиконкурентное поведение. На этом фоне акции самой Tencent, котирующиеся в Гонконге, упали более чем на 7%.
Что будет с акциями
«Столь существенное снижение котировок лидеров отрасли указывает на невозможность быстрого восстановления», — говорит главный аналитик брокерской компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Запрет выдавать новые лицензии на создание центров внешкольного образования и рекламироваться наиболее эффективными способами парализует бизнес компаний. Поэтому возможно лишь частичное восстановление котировок и только при трех условиях:
«Мы полагаем, что если отрасль репетиторских услуг онлайн превратится в некоммерческую, это приведет фактическому ее разрушению и дальнейшему обвалу котировок», — считает директор аналитического департамента «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале