смысл жизни и личность москаленко

Книга: А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов «Смысл жизни и личность»

Серия: «Человек и общество»

Проблему смысла жизни авторы рассматривают на основе общефилософской теории личности, диалектико-материалистической теории ценностей и современных достижений теории нравственности. Смысл жизни характеризуется ими как личностный феномен, существенно влияющий на волю индивида, его идеалы, долг, на определение активной жизненной позиции. Особое внимание в книге уделено условиям и факторам формирования смысла жизни, связи этой категории с образом жизни, жизненной позицией и здоровьемчеловека.

Издательство: «Наука» (1989)

Формат: 84×108/32, 205 стр.

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

ЛИЧНОСТЬ — общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия

Личность — динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально культурных и морально волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Л. это действительность (проявление)… … Русская Философия. Энциклопедия

Личность преступника — Рассматривается как научная абстракция, обобщенно отражающая такие личностно психологические характеристики человека, которые определяющим образом сказываются в детерминации противоправного поведения. Речь идет не о личности конкретного индивида … Энциклопедия современной юридической психологии

ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов

Смысл любви (Соловьёв) — Смысл любви цикл из пяти статей Владимира Соловьева, опубликованный в журналах 1892 1893 годах. Н. А. Бердяев считал, что « Смысл любви Вл. Соловьева самое замечательное, что было написано о любви»[1]. Как пишет А.Ф.Лосев в своей… … Википедия

личность: формирование — объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного… … Большая психологическая энциклопедия

Личность преступника — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

личность — Проблема Л.и имеет ключевое значение для понимания истории Европы. То, что на определенном этапе средневековья Запад начал выходить за пределы, в которых развивались традиционалистские общества, несомненно, связано с существованием… … Словарь средневековой культуры

Личность — I Личность Понятие «личность» отражает представление прежде всего о живом конкретном индивиде, реальном человеке, обладающем сознанием, мировоззрением и имеющем определенный социальный статус. Оно может быть отнесено только к сознательному,… … Медицинская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

Стиль жизни — [греч. stylos стержень для письма] индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие С. ж. было разработано М. Вебером и затем введено в психологию А.… … Психологический лексикон

Источник

Роль смысла жизни в развитии личности Максютова Зульфия Гильмановна

смысл жизни и личность москаленко

смысл жизни и личность москаленко

смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко смысл жизни и личность москаленко

Содержание к диссертации

1. Смысл жизни личности как социально-философская проблема 10

2. Многообразие смысложизненных поисков личности в философии (восточная, западная, отечественная традиции) 44

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ 76

1 Особенности развития личности в современном обществе 76

2. Роль смысложизненных ценностей в формировании современной личности 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 143

Актуальность темы исследования. Проблема смысла жизни личности, привлекавшая внимание мыслителей во все эпохи, в наше время стала особенно актуальной в связи с целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в условиях глобализации личность, с одной стороны, ощущает себя гражданином мира, для которого нет никаких границ, с другой стороны, приобретает чувство «бездомности», когда начинает понимать, что прежний, устоявшийся мир рушится, и сам он причастен к этому разрушению. Так, впервые в истории человеческой цивилизации личность начинает осознавать возможность того, что глобальная катастрофа может стать делом ее собственных рук, а не божественного провидения. Подобное трагическое осознание гибели ставит перед личностью проблему смысла жизни.

Во-вторых, актуальность темы связана с радикальным пересмотром системы традиционных ценностей, еще недавно представлявшихся практически незыблемыми и новой системой ценностей, культивируемых современным обществом. У личности возникает конфликт между тем, кем она себя ощущает, и тем, какие новые требования выдвигает перед ней общество. Возникает кризис идентичности, который не преодолевается и обостряется попыткой личности обрести свой смысл жизни не в реальном, а виртуальном мире.

В-третьих, актуальность темы связана с тем, что опыт настоящего свидетельствует, что невнимательное отношение к традициям своего народа, к его прошлому и настоящему, означает разрушение связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности. Возвращение к духовным истокам, возрождение народных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения вопросов формирования современной личности, ее смысложизненных ориентации заключают в себе огромный духоформирующий потенциал, способный помочь обществу в преодолении нынешней бездуховности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме смысла жизни личности, осмыслению диалектики жизни и смерти посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений.

Принципиально новый поворот в осмыслении человеческой личности содержится в христианстве. Личность обретает в христианстве некую самоценность, независимую от космологических сюжетов, поскольку она несет на себе отпечаток абсолютной личности творца. Происходит своеобразное соединение теоцентризма и антропоцентризма. Однако в средневековой религиозной мысли смысл жизни личности сводится к стремлению божественному идеалу. Тайна личности в этой системе размышлений оказывается принципиально непостижимой, поскольку здесь возникают другие неразрешимые вопросы, главный из которых «Что есть Бог?». Тем не менее, именно христианство явилось почвой европейской персоналистической традиции, где личность понимается как святыня, как абсолют. Личность не есть

Работы современных отечественных исследователей Г.Н. Гумницкого, И.Л. Зеленковой, М.К. Мамардашвили, А.Т. Москаленко, Л.А. Мясниковой, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сержантова 4 и др. посвящены различным аспектам смысла жизни и личности. Общественная сущность человеческой личности разрабатывалась в философской литературе советского периода К.А. Абульхановой-Славской, М.М. Бахтиным, В.П. Гуревичем, Э.В. Ильенковым,

Капрановым В.А., М.М. Карповым, Л.Н. Коганом, Ю.В. Согомоновым, В.П. Тугариновым, В.В. Фроловым и др.

Разработкой различных аспектов проблемы смысла жизни в последние годы активно занимаются представители философской школы Башкортостана: Б.С. Галимов, У.С. Вильданов, Т.В. Георгиади, А.В. Лукьянов, СМ. Поздяева, Т.Ю. Порошина, З.Я. Рахматуллина, П.А. Сухоплюев, Ф.С. Файзуллин, В.Н. Финогентов, Р.В. Ханова и др.

Объект исследования — смысл жизни личности.

Цель диссертационного исследования — смысл жизни как личностный феномен. В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

— проанализировать смысл жизни личности как социально-философскую
проблему;

— выявить многообразие смысложизненных поисков личности в
философии;

— раскрыть влияние смысла жизни на развитие современной личности;

— проанализировать роль смысложизненных ценностей в формировании
современной личности;

Методологической базой исследования является диалектический подход, позволяющий осуществить исследование смысложизненной проблематики; в работе использованы элементы аксиологического и деятельностного подходов, способствующих раскрытию данной проблемы, а также принципы объективности, историзма, единства исторического и логического.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

— доказано, что поиск и осуществление смысла жизни является одной из
главных потребностей личности, включая самопознание, самореализацию,
нравственный выбор, свободу и ответственность;

— выявлены следующие традиции в смысложизненной проблематике:
восточная (через развертывание образа идеального человека, способного к
самодисциплине, самопознанию, самосовершенствованию; а также
предполагавшая нравственную ответственность человека за свои поступки,
жизнь и судьбу); западноевропейская (через построение развернутый системы
категорий рационализма и иррационализма) и отечественная (через анализ
неисчерпаемого духовного опыта личности, ее нравственного потенциала);

доказано, что смысл жизни личности реализуется на двух взаимосвязанных уровнях: макроуровне (социокультурные смыслы) и микроуровне (индивидуально-личностные смыслы); при этом содержание смысла жизни выступает как система сдержек и противовесов внешних и внутренних влияний, являясь показателем уровня и качества развития личности;

— выявлено, что изменение фундаментальных потребностей является
условием преодоления ценностного кризиса современного общества и
личности; при этом выход личности из «экзистенциального вакуума»
предполагает поиск и выбор новых смысложизненных ориентиров.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы определяется возможностями использования разработанных теоретических и методологических положений в дальнейшей разработке проблемы смысла жизни в философии, а также при решении смысложизненных задач, стоящих как перед обществом в целом, так и перед отдельной личностью. Практическое значение работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в исследованиях в области философской антропологии, в лекциях и на семинарских занятиях по курсу «философия», в соответствующих спецкурсах по проблемам социальной философии.

По теме исследования автором опубликовано 11 работ общим объемом 2,5 п. л.

Смысл жизни личности как социально-философская проблема

Категория «смысл жизни» — это одно из основных методолого-мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле своей жизни в определённый период посещает каждую личность, желающую понять своё предназначение и место в этом мире. Выработка личностью определённого отношения к окружающему миру, в том числе и смысла жизни тесно связана с понятием «жизнь». Рассмотрим методологическое значение понятия «жизнь» для раскрытия сущности и содержания понятия «смысл жизни».

С метафизической точки зрения жизнь является объектом размышлений субъекта, способного ставить вопросы о смысле своей жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих методологических и мировоззренческих предпосылок. В данной работе рассматриваются подходы к проблеме смысла жизни восточных, западных и отечественных мыслителей, которые, на наш взгляд, дают богатейший материал для размышления. В рамках нашего исследования мы по мере необходимости обращаемся к положениям философской антропологии, особенно персоналистической философии и экзистенциализму как наиболее полно раскрывающим проблему смысла жизни в её личностном аспекте.

С историко-культурной точки зрения, жизнь понимается как «духовная жизнь», а с биографической — жизнь личности есть все её телесно-душевно-духовное становление от рождения до смерти. Таким образом, к трактовке понятия «жизнь» можно подойти с различных точек зрения. Но, здесь главное то, что человеческая жизнь отличается от всей остальной действительности одухотворенностью.

В духовной культуре человечества все многообразие пониманий смысла жизни сводится к трем основным позициям — научной, философской и религиозной1. Рассмотрим перечисленные позиции подробнее.

Многообразие смысложизненных поисков личности в философии (восточная, западная, отечественная традиции)

Философская максима «познай самого себя» является вечным двигателем философствования. Создано множество философских, научных, религиозных концепций личности. Отсутствие единой, и окончательной концепции вовсе не умаляет их значение. Нельзя сказать, что проблема личности решена, но накопленные знания подводят людей к возможности понять и осознать себя.

Для раскрытия личности и смысла ее жизни обратимся к истории философской мысли. Чтобы выявить специфику подхода к данной проблеме выделим три основные группы: 1) смысл жизни в восточной культуре; 2) смысл жизни в западной философии; 3) смысл жизни в отечественной философии.

В контексте первой группы, в частности, в древнекитайской религиозно-философской системе проблема ценности и смысла человеческой жизни, преломлённая через понятие Дао, занимает центральное место. Лао-цзы вводит категорию «Дао» для определения пути как мерила должного человеческого поведения. Дао — это не поддающееся определению, конкретное «протекание» мира, Путь жизни. Само слово означает «путь», «дорога»1. Накопление «дэ» каждым человеком достигается познанием «Дао» и следованием ему.

Особенности развития личности в современном обществе

Как нам кажется, можно рассматривать проблему утраты смысла жизни современной личностью на следующих уровнях: 1) макроуровень (социально-культурные смыслы) и 3) микроуровень (индивидуально-личностный смысл). Однако следует заметить, что личность и общество (микроуровень и макроуровнь) выделяется только на теоретическом уровне, в действительности они взаимосвязаны.

Как следствие, начало XXI века характеризуется, с одной стороны, стремительным усложнением экономических, социальных и технологических процессов, а с другой — все более явной фрагментированностью человеческого существования. Именно в этом кроется основная причина того, что «современное общество пропитывается антигуманизмом, а современный человек становится все более дезориентированным, ограниченным и беспомощным».

Вышесказанное позволяет сказать, что для личности в условиях глобализации существуют следующие направления смысложизненных поисков: во-первых, отказ принять наличие глобального кризиса. Соответственно, «для этого направления проблемы выбора смысла жизни в связи с глобальным кризисом не существует, значение имеют лишь частные проявления кризиса, влияющие на частные решения. И едва ли не большинство людей находится в состоянии полной поглощенности непосредственным процессом жизни»1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

смысл жизни и личность москаленко