роль народных художественных промыслов в современной жизни 5 класс изо
Урок изобразительного искусства в 5 классе «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
Выбранный для просмотра документ Роль народных художественных промыслов в современной жизни.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Изобразительное искусство. 5 класс.
О каком народном промысле идет речь: Ветка плавно изогнулась, И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
О каком народном промысле идет речь: Сине-белая посуда, Расскажи-ка, ты откуда? Видно, издали пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
О каком народном промысле идет речь: Роспись волшебную эту Будем как книгу читать, В стройных ее силуэтах Матушку-Русь познавать. В строчках её можно встретить Птиц и Коней, мчащих вдаль. Лебедя если приметить, Будет большой урожай. МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
На каком изображении показан вид росписи «ТРАВКА»? А В Б
Назовите «лишнее» изображение одежды и роспись, украшающую её. А Б В ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
На каком изображении представлена сюжетная роспись. А Б В
3 ТУР. БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА?
В чем разница между изображениями? Что объединяет эти изображения?
В чем разница между изображениями? Назовите материалы, по которым выполнена роспись.
В чем разница между изображениями? С чем связана история появления этого промысла?
Творческое задание: придумай и нарисуй, где и как можно применить народные промыслы в современной жизни.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : я узнал… меня удивило… мне понравилось… я научился… Я бы поставил(а) себе оценку …
Изобразительное искусство. 5 класс
Конспект урока
«Изобразительное искусство» для «5» класса
Тема урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
В рамках урока раскрыта история возникновения, развитие и особенности таких современных народных промыслов как Павлово-Посадские платки, тульский пряники, финифть, филигрань(скань).
Цель: сформировать умение ориентироваться в современных художественных промыслах России
Узнаем о роли и месте народных промыслов в современной жизни.
Научимся различать и называть произведения центров народных промыслов.
Сможем выполнить эскиз Павлово-Посадского платка.
Глоссарий по теме урока:
Традиция– элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.
Финифть– это художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали.
Филигрань — символ изящества и мастерства. Затейливо переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера.
На Руси этот декоративный способ обработки металла приобрёл не только неповторимый русский колорит, но и другое название — скань (от древнерусского «съкати» — свивать, скручивать).
Открытые электронные ресурсы:
Промысел и промыслы – это особая деятельность, которая на Руси соединяла изготовление предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В изделиях народного промысла нашло отражение исторических, духовных и культурных традиций русского народа.
Сегодня вековые традиции народных промыслов совершенствуются, используя уникальные технологии и новые материалы.
В 1795 году в селе Павлово (сегодня это Павловский Посад) Иван Лабзин основал текстильную фабрику по производству тканых платков.
Позже, правнук Ивана Лабзина Яков Лабзин вместе с компаньоном Василием Грязновым наладили производство шерстяных платков с набивным узором, так был создан торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». Именно торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов» прославили платочный промысел и Павлово – Посадские платки на весь мир.
Восхитительная роза – долгое время была главным символом Павлово-Посадского платка. По краям платок расписывался крупными цветами, а к центру более мелкими. В цветовой палитре платка от 10 до 18 оттенков, а иногда количество их доходило до 30. В рисунке присутствовали овалы, звезды, «медальоны», цветочные гирлянды или орнаментальные полосы.
Позже платки стали расписывать пионами, тюльпанами, лилиями, георгинами, а потом появились и скоромные полевые цветы ромашки, колокольчики, васильки, незабудки.
Изделия Павлово-Посадской мануфактуры отличались художественным стилем и непревзойдённым качеством и были отмечены наградами на международных выставках.
У каждого платка есть свой художник, который придумывает рисунок и даёт платку имя. Так в 1953 году появился платок «Белые розы», а в 1985 году Ирина Дадонова придумала платок под названием «Русская красавица». Это одни из самых популярных мотивов.
Современные художники создают новые уникальные узоры и работают над сохранением и воссозданием старых рисунков. Быстро меняется мода, но Павлово – Посадские платки остаются в центре внимания прекрасного пола вот уже две сотни лет. Известные модельеры используют изысканные цветочные мотивы в создании современных костюмов и платьев.
Благодаря российским мастерам, Павлово-Посадский платок известен и любим во всем мире, и является визитной карточкой России.
Тульский печатный пряник
Тульскому прянику уже около трех сотен лет, первые сведения о нём упоминается в документах 1685 года.
«Государь» как уважительно называли тульский пряник. Его упоминали в старинных былинах и преданиях, о нём складывали легенды. Например, рассказывают о прянике гиганте, который тульские пекари братья Гречихины в 1778 году преподнесли в дар Екатерине II. Пряник был действительно огромным 3 метра в диаметре и весом 2 пуда. Екатерина II оценила старания пекарей и осталась довольна угощением. Пряник был особым угощением на праздничных столах и застольях, его любили все от мала до велика. Тульские пряники известны не только затейливым оформлением, но и замечательным вкусом: сливочные, заварные, ореховые, медовые, мятные, фруктовые пряники.
По форме пряники бывают печатные, вырезные, лепные или архангельские козули. Лепные пряники в виде звездочек, фигурок зверей и птиц лепили из теста вручную. Для изготовления печатных пряников использовали специальные деревянные формовочные доски. Так получались пряники, с разнообразными рисунками, сюжетными сценками, витиеватыми надписями. Формовочные или пряничные доски вырезались из ствола березы или груши, их толщина составляла примерно около 5 см, их очень долго сушили (до 20-ти лет), края заделывали смолой или воском, и только потом наносилась резьба.
Пряничные доски делили на пять видов: фигурная, штучная, наборная, почётная, городская. Фигурная доска имела прямоугольную форму разного размера, на лицевой стороне было изображение животных, рыб или птиц. При помощи штучной пряничной доски в основном изготавливали пряники для простых людей, имеющие различные орнаменты. Наборная доска применялась для выпекания сразу нескольких небольших пряников. Тематика была разнообразной. Чтобы испечь пряник большого размера, весом около 10 килограмм использовали почётную пряничную доску. На городской пряничной доске была резная надпись о названии города.
В экспозиции Тульского краеведческого музея выставлены резные деревянные доски для печатных пряников, на которых нанесены инициалы известных в свое время тульских мастеров-прянишников: СК – Семен Кузьмич, Щ – Щукин, РГ – Роман Гречихин, ТГ – Тула, Гусев.
Тульский пряник дарили родным и любимым людям, он считался не только удивительным лакомством, но и ценным и дорогим подарком. Прянику приписывали лечебные свойства. Существовало поверье, что он обладает особым даром и способен вылечить от некоторых болезней. На таких пряниках наносили инициалы архангелов, чтобы они помогли человеку справиться с его хворями.
Сегодня кондитерская фабрика «Ясная Поляна», входящая в холдинг «Объединенные кондитеры», является хранителем тульского бренда национального масштаба. А Тула была и остается центром российского пряничного искусства.
Финифть в современном понимании – это художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали.
Зародившееся много лет назад на Востоке, искусство финифти пришло на Русь в X веке из Византии. В Византии финифть называлась «огненное письмо». Процесс изготовления финифти состоял из нескольких этапов. Сначала мастер небольшой кисточкой и специальными красками делал эскиз на выпуклой стеклянной поверхности. Затем изделие отправлялось в печь и обжигалось при температуре 700–800 градусов. Затем изделие охлаждалось. Далее мастер, добавляя новые цвета и новые элементы, искусно прорисовывал детали узора. Изделие отправлялось в печь три раза, но отдельные сложные сюжеты требовали до пяти обжигов. При высокой температуре специальные краски плавились, и получалась глянцевая поверхность, которая уже не нуждалась в дополнительном закреплении. Огнеупорные краски стоили дорого, потому что в состав красок входили соли металлов. Для того, чтобы получить малахитовый оттенок добавляли соли меди, синий цвет получали при добавлении кобальта, чтобы получить переливающиеся пурпурные или рубиновые цвета использовали золото. Изготовление финифти требовало большого мастерства и искусства от художника. Одно не точное движение, изменение времени или температуры обжига и нанесенный на эмаль рисунок исправить уже нельзя, работа испорчена.
Вначале искусство финифти знали только мастера Киева и Москвы. В XVII веке промысел освоили мастера из Вологодской области города Усолье (сегодня — Сольвычегодск). Усольские (вологодские) художники создали свой собственный уникальный стиль. Они на белом фоне изображали райских птиц, зверей, растительные узоры, мифологические сюжеты. Одним из самых популярных было изображение птицы Сирин.
Мастерство эмальеров города Ростова во многом определили популярность промысла. Ростов Великий в те годы слыл духовным центром страны. Небольшие финифтевые иконки стоили недорого и массово продавались в церковных лавках. Паломники из разных уголков России стремились приехать в ростовские старинные церкви и монастыри, чтобы увезти с собой памятную иконку.
После революции 1917 года на ростовских эмалях появились изображения героических побед Гражданской войны и трудовые подвиги. Цветочные орнаменты уступили место пятиконечной звезде, колосьям с серпом и молотом, лозунгам нового советского государства.
После войны мастера ростовской финифти объединились в артели и расписывали в основном ювелирные изделия. В 1960-е годы появились финифти с изображением известных современников, например космонавта Юрия Гагарина.
Ростов и сегодня является центром промысла финифти. Творческие объединения эмальеров и фабрики выпускают иконы, ювелирные изделия, предметы быта и декора с видами Ростова. Многие мастера, как и прежде, вручную расписывают изделия, сохраняя традиции известных династий. Сегодня финифть это не только дорогое украшение, но и предмет декоративного выставочного искусства.
Часто возникает вопрос: чем же скань отличается от филиграни?
Термин «филигрань» происходит от двух слов filum — нить и granum — зерно. На Руси этот декоративный способ обработки металла приобрёл не только неповторимый русский колорит, но и другое название — скань (от древнерусского «съкати» — свивать, скручивать). В ювелирном деле оба понятия означают особую технику изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в кружевной узор.
Эту технику ювелирного искусства была изобретена в древнем Египте. В VI–IV веках до нашей эры филигрань была главным ювелирным искусством. Торговыми путями с Востока филигрань в IX веке попала на Русскую землю и прижилась в Киевской Руси.
«Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» известны как самые старинные филигранные изделия, сегодня они выставлены в Оружейной палате.
Тонкая проволока из меди или серебра, свитая или скрученная служат основой для создания филигранных изделий.
Процесс этот очень сложный. Мельчайшие отрезки витой проволоки собирают в рисунок будущего изделия на металлической основе специальными инструментами. Далее его посыпают измельченным в порошок сплавом и нагревают до определённой температуры для скрепления элементов.
Скань может быть ажурной напайной или объёмной.
Ажурная филигрань – очень нежная и хрупкая, металлическое кружево спаивается без металлической основы. Такой способ позволяет выполнять не только плоские изделия, но и создавать объёмные фигуры и называют эту технику «Русской филигранью».
Напайная скань имеет в основе тонкий лист металла, на который наносят и напаивают рисунок из витой проволоки. Металлический лист образует собой фон за ажурным узором, так получается «фоновая филигрань». Ювелиры используют и другую технику, когда аккуратно высекают или выпиливают основу, она называется «просечной филигранью».
Объемная филигрань – это целые скульптурные композиции. Талантливые ювелиры создают из металлического кружева уникальные шкатулки и вазы, фигурные подсвечники, разнообразные предметы интерьера и декора.
Завод «Красносельский Ювелирпром» сегодня является крупнейшим в России ювелирным заводом. Он имеет 90-летнюю историю, хранит традиции русского ювелирного искусства, где работают потомственные мастера – хранители вековых традиций российского ювелирного искусства. Современные художники не только сохраняют исторические традиции, но развивают ювелирное искусство, разрабатывая и развивая новые направления в дизайне, внедряя в ювелирный промысел новые технологии.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1.Название задания. Цветы на Павлово-Посадском платке.
Текст задания. Какие цветы чаще всего изображены на Павлово – Посадских платках?
Выберите правильные ответы:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
2.Название задания. Пряничные доски.
Текст задания. Установите соответствие между изображением пряничных досок и их названием.
Названия пряничных досок
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Презентация «Роль народных промыслов в современной жизни» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
() МАОУ Шеманихинская СОШ Роль народных промыслов в современной жизни Урок по ИЗО 5 класс Учитель: Буянова Л.А.
Посмотрите! Эти вещи нынче В гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России Мир преданий и добра Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди – мастера!
Роспись по дереву, промыслы Нижегородского края Тест по ИЗО «Народные промыслы Нижегородской области 1.Что общего в промыслах?
А. Круг 2.Основа Городецкого цветка
3.Родина Хохломы А. Нижегородская область
4.Традиционные цвета городецкой росписи. Б. желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый Б. желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый
5.Из какого материала делают эту красоту мастера? Б.дерева Б.дерева
6.В каком виде промысла используются 4 цвета А. Хохлома А.Хохлома
7.Соотнеси виды росписи при помощи стрелок Хохлома Городец
Карта народных художественных промыслов Нижегородской области
Применение Хохломской росписи в современной жизни
Применение Городецкой росписи в современной жизни
«Кистью писать – мастерство казать» «На то и руки даны, чтобы даром не болтались»
Положение руки при письме кистью
Вопросы для самооценки урока 1.Сегодня на уроке я узнал(а) 2. Сегодня на уроке я научился (лась) 3. Что было самым интересным и важным для тебя в этой коллективной работе? 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало 5. Самым сложным было 6. Работа в группе мне нравится, потому что 7.Работа в группе мне не нравится, потому что 8.Как ты думаешь, активно ли ты работал/работала/ в группе? 9.Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: 10.Оцени в цвете свой вклад в общий результат работы на уроке и в группе
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДВ-523212
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения порекомендовало снизить бюрократическую нагрузку на учителей
Время чтения: 1 минута
Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока в 5 классе по теме «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа г. Зернограда
по изобразительному искусству
«Роль народных художественных промыслов
в современной жизни»
Учитель изобразительного искусства
Пустоветова Галина Николаевна
2019-2020 учебный год
Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Цель урока: создать условия для определения роли и места народных промыслов в современной жизни.
Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах, полученные в курсе изучения изобразительного искусства.
Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для выполнения творческих заданий.
Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формировать коммуникативные действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Материалы и оборудование:
ТСО: компьютеры, мультимедиа – проектор, экран;
3) гуашь, кисти, трафареты изделий.
Дети садятся за столы по 5 человек.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину
Посмотрите на эти предметы. — просмотр Предметы быта
Вопросы: Чем отличаются предметы друг от друга?
(в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые).
Какие вам больше нравятся?
Наш урок проходит накануне нового года. У нас есть ёлка, а на ней игрушки. Вам нравится эта ёлка с игрушками? Как можно сделать игрушки красивее ? (Украсить шары росписью.)
Какими узорами будем украшать шары, узнаем решив тест.
Решают тесты, полученные слова: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец.
Что означают? (Народные промыслы)
Искусство, которое никому не нужно или Искусство на все времена
Можете ли вы ответить на вопрос:
Живёт или «доживает» народное искусство?
Для чего мы изучаем народные промыслы? Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.
В современной жизни, люди стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
Так давайте теперь сформулируем тему нашего урока (Роль народных промыслов в современной жизни)
Повторение и обобщение ранее изученного.
Сегодня у нас работают художественные мастерские, которые будут расписывать елочные шары по мотивам народных промыслов. Перед тем как приступить к практической работе отправьте менеджера по закупкам, чтобы он принёс шары нужного цвета. Денег я с вас не возьму, но чтобы выкупить шары вы должны объяснить, почему именно эти шары вам нужны.
Пусть в работе вашим девизом станут пословицы о труде.
Найди окончание пословицы по выбору.
— Всё скоро сказывается, …да не скоро делается.
— Всякое ремесло честно, …кроме воровства.
— Глаза бояться, …а руки делают.
— На то и руки даны,… чтобы даром не болтались.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы звучит народная музыка.
Рабочий день наших мастерских подходит к концу. Мастера представьте свои работы у елки, сделайте рекламу вашим изделиям, чтобы покупатели захотели купить именно ваши новогодние игрушки.
А сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент о нетрадиционных применениях мотивов народных художественных промыслов.
Вы увидели, как нетрадиционно можно применить мотивы народных росписей для выполнения современных изделий.
Вернитесь к табличке 2 и заполните столбик «после». У кого из вас изменился значок – на + и почему?
Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.