служить отечеству цель жизни настоящего офицера знаки препинания
Учебник «Грамоты»: пунктуация
Обособление приложений
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Обособление приложений
1. Приложение как вид определения
Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.), не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).
Эта повесть принадлежит известному писателю- фантасту (д. п.).
Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:
Бабочки- капустницы порхали над клумбами.
Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:
Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).
Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.
2. Обособление приложений
Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:
1) Из комнаты раздавался голос, знакомый с детства и Из комнаты раздавался знакомый с детства голос;
2) Они, промокшие под дождем, решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем, они решили отправиться в гостиницу.
Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).
1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке.
2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:
Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.
3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.
У этого правила есть несколько примечаний:
1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета.
2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко. Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.
Как проверить пунктуацию
Проверка правописания онлайн
Ошибки
Пунктуационная ошибка — это нарушение правил постановки знаков препинания. Знаки препинания необходимы в тексте, чтобы читающий понял смысл, который вкладывал автор, — однозначно, без искажений. Антон Павлович Чехов сравнивал знаки препинания с нотной записью, без которой также невозможно записать, а затем «прочитать» музыку.
Для качественной проверки пунктуации Орфограммке приходится проводить глубокий синтаксический анализ каждого предложения: определять в нём части речи, выделять члены предложения, замечать существующие и возможные связи между ними и даже анализировать соседние предложения. Это сложнейшая задача, которую для русского языка до конца пока ещё никто не решил. Сейчас Орфограммка использует около 1200 отдельных алгоритмов для проверки примерно 100 правил пунктуации, и число алгоритмов с каждым днём растёт.
Проверка текста
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте Орфограммки. Это легко сделать через социальные сети, например ВКонтакте. Вставьте свой текст в редактор и нажмите кнопку «Проверить». Через несколько секунд Орфограммка выделит все найденные в тексте ошибки и покажет справа перечень примечаний для каждой из них.
Работа над ошибками
Справа вверху, в области с перечнем ошибок, расположена панелька «Типы примечаний». В ней можно выбрать, какие ошибки показывать: например, поставить галочку у «пунктуации», а остальные галочки отключить.
Перемещаться по найденным ошибкам можно внутри текста, кликая на каждую указателем мышки, а можно выбирать ошибки в списке примечаний справа. Активное примечание выделяется цветом и подчёркивается в тексте.
Удобно использовать для навигации «горячие клавиши» редактора Орфограммки. Нажмите F1, чтобы их увидеть.
Итак, выберите ошибку, прочитайте её объяснение и совет по исправлению. Если потребуется, изучите официальное правило по ссылке в библиотеке Орфограммки, а затем внесите правку в текст — это можно сделать с помощью ссылки для автоматического исправления из совета Орфограммки или вручную, с клавиатуры. После исправления удалите ненужное примечание: крестиком в правом верхнем углу примечания или с помощью Alt-Delete.
Полезные инструменты
Красота
Помимо проверки правописания, Орфограммка поможет повысить красоту вашего текста: обратит внимание на смысловую избыточность (тавтологии и плеоназмы), укажет на неблагозвучные и трудночитаемые сочетания слов, подберёт синонимы и эпитеты, предложит заменить иностранные слова русскими аналогами, подскажет правильные ударения. Просто переключитесь на вкладку «Красота» и нажмите кнопку «Проверить красоту» или клавишу F7.
Качество
На вкладке «Качество» Орфограммка поможет вам улучшить SEO-параметры текста: подскажет, как уменьшить количество «воды», проанализирует частотные сочетания (ключевики) и оценит их избыточность (переспам), обратит внимание на неестественные с точки зрения лингвистики словосочетания (неестественные ключевики) и подскажет, как оптимизировать текст для лучшей индексации поисковыми системами, сохранив при этом его ценность и привлекательность для читателя.
Статистика
Для каждого проверенного документа Орфограммка создаёт статистический отчёт, в котором, помимо числа знаков, слов, предложений и прочих статистических данных, приводит много другой полезной информации: индексы удобочитаемости и туманности, SEO-параметры текста, наиболее часто встречающиеся слова, длинные слова, среднее время набора текста, чтения его вслух и про себя и многое другое.
Чтобы посмотреть статистический отчёт по проверенному документу, нажмите кнопку «Статистика» в правом углу меню редактора.
Не забывайте
Орфограммка не человек, а набор сложных математических и лингвистических алгоритмов, которые анализируют ваш текст и с помощью методов искусственного интеллекта пытаются понять его смысл. При этом от них требуется качественно разрешать омонимию: печь (глагол) пирожки и ставить в печь (существительное) пирог; мой (местоимение) брат и мой (глагол) руки! Кроме того, проверка пунктуации осложняется из-за допущенных в тексте орфографических ошибок или, например, неупотребления буквы ё. Зачастую смысл написанного непросто понять не только читателям, но даже самому автору текста!
Поэтому когда Орфограммка выделяет в тексте места, где, по её мнению, могут быть ошибки пунктуации, она основывается на своём понимании его смысла и подробно объясняет свою точку зрения. Соглашаться с ней или нет, а также исправлять найденные ошибки — ваша задача.
Мы ежедневно работаем над совершенствованием Орфограммки: улучшаем старые и добавляем новые лингвистические алгоритмы, обучаем искусственные нейронные сети, пополняем словари — сервис умнеет на глазах, но впереди ещё долгий путь. Помните, Орфограммка пока неидеальна: она может неверно понять смысл предложения, дать неправильный совет и даже пропустить какую-нибудь ошибку.
С другой стороны, качество проверки текста у Орфограммки уступает лишь профессиональным корректорам и постоянно повышается. Кроме того, она не устаёт и не болеет, не подвержена «замыливанию глаз» и способна проверить и сто, и тысячу документов за час. Это значит, что Орфограммка окажет значительную помощь в вычитке текста любому, даже самому грамотному пользователю, убережёт его от ошибок и опечаток, сэкономит время для более важных дел.
Служить отечеству цель жизни настоящего офицера знаки препинания
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, сценариста и педагога К. Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»..
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взорвёшься ведь вместе с мостом. А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. Ведь это значит тебя заживо похоронить.
— Точно так. Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать героем?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример — аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
— (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
— (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?
— (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней — ведь всего сто шагов от моста — концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
— (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу. (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…
(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
— (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда. (31)Провели четыре толстых газовых трубы — в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил. (34)Ну, просто как покойника хоронили. (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить — все понимали.
(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»
— (64)Ну а как же вы спаслись? — спросил кто-то.
— (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать. (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал…
— (69)А как же всё-таки вы спаслись?
— (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли. (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло. (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого.
(По В.А. Гиляровскому*)
* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855—1935) — русский и советский писатель, журналист, краевед.
Проверка орфографии и пунктуации
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Библиотека
Знаки препинания между частями бессоюзного предложения
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Знаки препинания между частями бессоюзного предложения
Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.
Сравните три примера:
Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег;
Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;
Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег.
Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.
Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.
Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой.
1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:
Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).
2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).
3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:
На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).
Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире. Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.
Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие:
1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения. В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;
2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;
3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.
Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:
1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);
2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);
3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);
4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).
Основное содержание этого правила можно представить в виде таблицы, которую следует запомнить.