скотт пилигрим и его прекрасная маленькая жизнь
Скотт Пилигрим – икона миллениалов. Объясняем, почему история об инфантильном бездельнике стала культовой
Статья Стаса Погорского.
В 2004-м Брайан Ли О’Мэлли выпустил графический роман «Скотт Пилигрим и его прекрасная маленькая жизнь», первый том одной из величайших историй взросления XXI века. За 16 лет Скотт Пилигрим стал поп-иконой миллениалов, персонажем, в котором многие увидели себя или, наоборот, парня, которым они никогда не хотят стать.
Sports.ru рассказывает о трех итерациях феномена: оригинальном комиксе, гениальной экранизации и ностальгической видеоигре.
«Скотт Пилигрим» – история о молодом парне, который берется за ум
Как обычно подаются истории взросления: если обобщить, это сюжеты о подростке, который борется со стеснительностью и ожиданиями общества, чтобы проявить свою индивидуальность и обрести гармонию. Таким героям по умолчанию сопереживаешь: они хорошие, им нужны силы, чтобы преодолеть какую-то преграду и стать лучше.
У Скотта совершенно иной типаж. Это аж 23-летний канадец-бездельник, у которого нет типичных проблем протагонистов жанра вроде стеснительности – Пилигрим даже не девственник. Первые же страницы комикса: друзья Скотта негодующе осуждают его за новые отношения с 17-летней старшеклассницей Найвз Чау. Непонятно, чего Скотт добивается: видно, что он не влюблен, а просто хвастает знакомством с «хорошей девочкой». И не в фетишах дело: герой рассказывает, что они с Найвз только один раз за руки держались, да и в дальнейшем никаких контактов он не форсирует.
Зато уже в конце первой главы выяснится, что Скотту одиноко, о чем он сокрушается во сне, посреди пустыни. Мимо на роликах проносится сиреневолосая девушка – Скотт тут же предложит ей «замутить» и проснется со внезапной обсессией отыскать загадочную фигуру в реальности.
Да, он займется этим, формально находясь в отношениях с Чау.
О’Мэлли сразу показывает Скотта как минимум антигероем, а то и бытовым злодеем. Он подводит друзей, фантазируя о девушке из снов во время репетиций, и ни во что не ставит искренние и чистые чувства Найвз к нему. Даже когда Скотт встретится с той самой девушкой – ее зовут Рамона Флауэрс, она недавно переехала в Канаду и работает курьершей, – то продолжит «встречаться» с несовершеннолетней китаянкой. Вопиющая инфантильность – определяющая черта характера Скотта Пилигрима вплоть до финала последнего, 6 тома.
На внутреннем конфликте героя строится вся история. Скотт постепенно разбирается с внутренними проблемами и токсичностью, накопившимися подобно его вещам, разбросанным по комнате в доме соседа-гея Уоллеса. Все негативные черты Пилигрима проросли из понятных и крайне обычных вещей: неудачный опыт предыдущих отношений, неуверенность в себе (которую Скотт пытается оверкомпенсировать, например, флиртуя с 17-летней), отсутствие своего места в жизни и, да, одиночество.
Именно из-за очень обыденной сюжетной основы «Скотт Пилигрим» нашел такой глубокий отклик у фанатов. Причем в отличие от своей дебютной работы «Потерянная» — о путешествующей с друзьями девушке, у которой «нет души» — О’Мэлли завернул тот же мотив о поиске себя не в подростковую притчу, а в романтический экшен. Ведь на поверхности центральный конфликт в том, что Скотту нужно одолеть 7 злых бывших Рамоны, чтобы с ней встречаться. Одолеть не фигурально: каждая встреча превращается в настоящую битву по правилам видеоигр.
Комикс изобретательный и смешной
Брайан Ли О’Мэлли хороший комиксист еще и потому, что умеет использовать формат оригинальнее, чем просто как «картинки с пузырями текста». Например, одна из лучших повторяющихся шуток оригинала – привычка Рамоны регулярно перекрашивать волосы в новые цвета. Это происходит внезапно для героев, а читателя еще и вводит в замешательство – комикс изначально был черно-белым.
Разворот, на котором рок-группа Скотта впервые репетирует при Найвз, тоже непрост. Тут аж три параллельных сюжета (сверху, снизу и центральный фрейм), растянутые по всей ширине слова песни с подписанными аккордами и даже призыв автора разучить мелодию с расшифровкой упомянутых аккордов. Да, О’Мэлли не поленился сочинить песню, которую нельзя было услышать.
Чувство темпа у автора тоже прекрасное. Например, в бытовых разговорах кадры мельчают и будто идут пулеметной очередью, а в особо эмоциональных сценах слова уступают напряженным крупным планам героев. Страницы с флэшбеками и снами обрамлены черными рамками – чтобы считывались проще и ощущались драматичнее.
Юмор «Скотта Пилигрима» – еще одно качество, за которое фанаты обожают комикс. Пересказывать все шутки было бы кощунством, так что поверьте на слово (или прочтите пару глав на пробу): О’Мэлли очень остроумен.
Это заметно и по тому, как он высмеивает стереотип, что Канада и канадцы – очень странные. После приезда Рамона поражается снегу в апреле. Она же с предельной серьезностью удивляется, что канадец Скотт не знает о существовании «подпространственных туннелей» – способа быстрого перемещения по путям, пролегающим, в том числе, через голову спящего Скотта.
Экранизацию ждали 6 лет – она повлияла на финал комикса
Почти сразу после выхода первого тома голливудские продюсеры принялись искать режиссера экранизации. Выбор пал на Эдгара Райта – если бы он не собирался сперва снять «Типа крутых легавых», фильм «Скотт Пилигрим» вышел бы раньше.
Но благодаря упрямству Райта съемки начались только весной 2009-го. На тот момент О’Мэлли успел выпустить только 5 томов истории из 6 – существовал только ранний черновик финала. Поэтому Эдгар Райт и Майкл Бакалл написали последнюю главу «Скотта Пилигрима» сами, а Брайан позже даже попросил у них разрешения использовать части сценария (включая отдельные конкретные реплики) для 6 книги.
Между фильмом и комиксом все же есть большое различие – в том, с кем Скотт остался в финале. Изначально для экранизации сняли каноничную концовку по задумке О’Мэлли, но затем решили, что зрителям больше понравится другой хэппи-энд, и поменяли ее.
В остальном экранизация получилась поразительно верной оригиналу. Понятно, что историю частично сократили – все-таки в оригинале суммарно около 2 тысяч страниц, – но в остальном Эдгар Райт передал все, что мог, причем в лучшем виде. Что не так удивительно для тех, кто знаком с фильмографией режиссера: Райт прославился как гений визуальной комедии.
«Скотт Пилигрим против всех» подчиняется не столько правилам художественных фильмов, сколько законам комикс-формата. Чего только стоит вступительная сцена и титры – не только практически покадрово воспроизводящие комикс, но еще и демонстрирующие безумный визуальный стиль.
Это не просто вступительный эпатаж, который испарится через пару минут. Нет, весь фильм на экране то и дело появляются комиксовые элементы вроде кричащих надписей-звуков, а камера энергично меняет ракурсы, будто торопясь от одного фрейма страницы к другому. Таким образом экранизацию «Скотта» можно считать лучшим кинокомиксом вообще – ни один фильм не передал суть и дух формата «книжек с картинками» настолько хорошо.
В целом мало какие фильмы (подростово-молодежные уж точно) могут похвастаться таким вниманием к деталям. Съемочная команда воссоздала декорации максимально близко к первоисточнику, а все исполнители ролей друзей Скотта из его рок-группы либо изначально умели играть на своих инструментах, либо научились ради фильма.
Ансамбль здесь один на миллион. Скотта сыграл крайне похожий на него Майкл Сера, Рамону – блестящая Мэри Элизабет Уинстэд. Также на экране засветились: Бри Ларсон («Капитан Марвел»), Обри Плаза (сериал «Легион»), Крис Эванс (всего через год он станет Капитаном Америкой), Анна Кендрик («Идеальный голос»), Брэндон Рут («Возвращение Супермена») и не только. Забавно, что многие актеры «Скотта» затем попали и в супергероику, но важнее, что все они были лишь немногим старше своих персонажей. Наконец-то молодежный фильм, где подростков играют не 40-летние!
В кинокартине есть пара особенно приятных оммажей оригиналу. Во-первых, флэшбеки, рассказанные Рамоной, показаны в виде комикс-вставок. Это не страницы из оригинала, а уникальные рисунки, нарисованные в его стиле братом Эдгара Райта. Во-вторых, в фильме есть камео О’Мэлли и его (теперь уже бывшей) жены Хоуп Ларсон – без реплик, но все же.
Еще «Скотт Пилигрим» – идеальный видеоигровой фильм, хоть на видеоигре он не основан. Каждое сражение со злыми бывшими поставлено как кинематографичный босс-файт, у Скотта есть счетчик жизней, а из поверженных врагов сыпятся монетки.
Фильм провалился, но стал культовым
Непонятно, мог ли «Скотт Пилигрим против всех» стать хитом, выйди он на несколько лет раньше, но судьба у картины не сложилась. При бюджете в 60 млн долларов (без учета маркетинга) она собрала всего 47 млн в мировом прокате. Студия не смогла продать идею зрителям: по трейлерам это была и комедия, и мелодрама, и странная супергероика. Чем «Скотт» в какой-то степени и является – как ни крути, проект довольно нишевый.
Зато рецензии от критиков были преимущественно положительными, да и фанаты остались в восторге. Кажется, лучше так, чем если бы Эдгара Райта заставили переделать фильм под нечто с более высоким коммерческим потенциалом.
Сейчас «Скотт Пилигрим» продолжает быть популярным и модным среди молодежи (и не только) – это уже такая же вечная классика, как «Гарри Поттер», пусть и в меньшем масштабе. Например, в России практически невозможно найти в свободной продаже тома комикса – издательство «Комильфо» не успевает его допечатывать.
А ведь с выхода черно-белой версии на русском языке серию несколько раз переиздавали. Сначала в цвете, затем со злыми бывшими вместо центральных героев на обложках. Летом 2021-го должно выйти делюкс-переиздание в большом формате – вероятно, и его сметут с полок очень быстро.
Видеоигру сняли с продажи, но вернули спустя много лет
Одновременно с выходом фильма в 2010-м Ubisoft выпустила Scott Pilgrim vs. the World: The Game – двухмерную игру, основанную и на комиксе, и на экранизации. Это пусть и типичный, но оттого не менее симпатичный beat ‘em up с рисованной графикой в стиле комикса О’Мэлли.
Он прямо как в старых «Черепашках-ниндзя» для Sega Mega Drive или других классических представителях жанра. Можно играть в кооперативе до четырех человек: помимо Скотта можно играть за барабанщицу Ким, гитариста Стивена и Рамону. Найвз изначально доступна только как призываемая помощница, но ее сделали полноценным персонажем в DLC, как и Уоллеса Уэллса.
Разговаривать об игре, пожалуй, не так интересно – это скорее дополнительная (групповая) активность для фанатов «Скотта», чем самостоятельное произведение. Тем не менее в 2014-м, когда Scott Pilgrim vs. the World: The Game неожиданно сняли с продажи из-за проблем с авторскими правами, геймеры расстроились. Как правило, если игру по лицензии настигает такая судьба, издатель не пытается что-то исправить – это невыгодно и затратно.
Но в январе 2021-го случилось чудо, удивившее даже самого Брайана Ли О’Мэлли: Ubisoft вернула игру в продажу, выпустив на все актуальные платформы в комплекте с DLC. Непонятно, какую прибыль принес повторный релиз издателю, но жест, бесспорно красивый – в честь 10-летия фильма.
«Скотт Пилигрим» — полностью законченное произведение, которое вряд ли обретет новую волну популярности в будущем или получит хотя бы условное продолжение или переосмысление. Тем не менее этот комикс, фильм и, в меньшей степени, игра, наверняка останется не последним символом начала 2000-х даже спустя десятилетия.
Скотт Пилигрим и его прекрасная маленькая жизнь
Скотт Пилигрим встречается со школьницей!
Многотомник (а точнее 6-ти томник) истории про Скотта Пилигрима уже довольно давно стал настоящим феноменом, и не только в мире комиксов. Именно после этой работы Брайан Ли о’Мэлли, автор серии, стал по-настоящему популярен. Кроме Пилигрима из его работ можно выделить пожалуй «Потерянную в море», которая не так сильно полюбилась читателям и недавние «Шансы», которые многим понравились.
Так что же такого в этом Скотте Пилигриме? Не вдаваясь в подробности, «Скотт Пилигрим» — это история молодого парня, который влюбляется в загадочную девушку по имени Рамона Флауэрс. По ходу сюжета ему предстоит сразиться с семью бывшими (а среди них есть и одна бывшая) той самой Рамоны. Конечно, есть еще и масса второстепенных сюжетов: взаимоотношения Скотта с участниками группы, в которой он играет на басу, внезапное появление его прошлых девушек, взаимоотношения с соседом-геем… Этот список можно продолжать еще долго.
С первого взгляда кажется, что история довольно банальная, но О’Мэлли удалось её так хорошо преподнести и обыграть, что все 6 томов можно прочитать чуть ли не на одном дыхании. Во-первых, нельзя не отметить, что Брайн выступает и в качестве автора и в качестве художника. Да, изначально эта серия вышла в черно-белом варианте, и лишь спустя 2 года после появления последнего тома, в 2012 году, на место колориста пригласили Натана Фэйрберна. И нужно сказать, серия заиграла новыми красками в прямом и переносном смысле. Все эти шуточки по поводу цвета волос Рамоны Флауэрс ничуть не потерялись, даже наоборот, стали еще забавнее.
Полагаю, что Скотт Пилигрим нравится многим, его можно перечитывать по несколько раз и он при этом не надоест. О’Мэлли удалось создать персонажей близких читателям и при этом добавить в историю щепотку некой фантастики. Посудите сами, наверняка каждый проходил через пору студенческого безделья, первой любви, но когда к этому еще примешивают элементы загадочности… Ведь именно нюансы вроде того, что Рамона может попадать в потусторонний мир, что работает она курьером и доставляет посылки с помощью специальных тоннелей, куда доступ имеет не каждый и делают эту историю уникальной. Да даже то, как обыгрывается процесс завоевания Рамоны Скоттом: ему нужно победить её семерых бывших. На мой взгляд, именно такие нюансы и сделали эту историю настолько запоминающейся.
Еще немного о нюансах. Что мне нравится в этой серии, так это то, что сами персонажи не отрицают, в какой то мере, своей «выдуманности». Ни раз на страницах комикса можно найти слова вроде: «Я уже играл эту песню в 3 томе». То есть сами персонажи понимают, что они лишь герои со страниц книги. И такой подход очень импонирует, по крайней мере мне. Какими еще способами О’Мэлли воздействует на читателя? Конечно же бесконечным потоком отсылок: на видеоигры и поп культуру в целом. И знаете, это работает. Крайне приятно читая комикс, наткнуться на фразу Скота вроде: «Вот бы я мог как Самус в шарик превратиться и прикатиться прямо в туалет». И, кстати отсылок именно к играм или консолям от компании Nintendo довольно много. Например момент, где Скотт сидит и играет в раскладную портативную приставку — явный намек на консоль от вышеупомянутой компании, а ответ Скотта на вопрос Рамоны: «А приз то отхватил?». В голову герою сразу же приходят бонусы из серии игр про Марио. Все это может казаться довольно глупым и наивным, но не зря же серия полюбилась сотням тысяч, если не миллионам людей. Отсылки в Пилигриме касаются также и многих кинотеатров, баров и просто некоторых мест, которые на самом деле существуют. И, пожалуй, такая смесь реального с вымышленным делает эту серию уникальной.
Не стоит забывать, что в 2010 году по мотивам комикса вышел фильм “Скотт Пилигрим против всех”. К сожалению, сборы оказались небольшими, но сказать, что фильм с треском провалился нельзя, так как у него было достаточно много поклонников, хоть и не всем эта картина пришлась по вкусу. В том же году Монреальское подразделение компании Ubisoft выпустило игру Scott Pilgrim vs The World: The Game для PS3 и Xbox 360. Проект был выполнен в жанре beat’em up и, нужно сказать, что разработчики хорошо постарались и выпустили неплохую игру.
По поводу автора, Брайана Ли О’Мэлли хочу добавить, что судя по его соцсетям (инстаграмму и твиттеру) в ближайшее пару лет нас ждет что-то довольно многообещающее. Так что, если вам интересен автор, то советуем подписаться.
Брайан Ли О’Мэлли «Скотт Пилигрим»
Скотт Пилигрим
Язык написания: английский
Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
Номинации на премии:
номинант | «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Комикс года |
Комиксы и графические произведения:
«Скотт Пилгрим — лучшая книга на свете. Это как летопись наших дней. С кунг-фу, так что это совсем замечательно.» — Джосс Уидон.
Серия повествует о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилгрима: беззаботного неряхи и любителя видеоигр, играющего в музыкальной группе на бас-гитаре и живущего на квартире у своего друга-гея в Торонто. Ему нравится недавно переехавшая в его город американка Рамона Флауэрс, но для того, чтобы завоевать её сердце, ему нужно победить семерых «злых бывших» Рамоны.
Такую вот завязку сюжета в различных вариациях вы можете лицезреть везде, где захотите прочитать про Скотта Пилгрима. Она как и сам комикс удачно сочетает в себе обыденность этого мира и бьющую фонтаном фантазию автора, которая чем дальше, тем больше сумасбродных моментов будет привносить в историю. И эти моменты очень часто заставят вас вспомнить многие пройденные в детстве приставочные игры и просто некоторые культурные феномены, но самое главное они гарантированно поднимут вам настроение и временами заставят хохотать до упада.
Уж чего-чего, а ЮМОРА в комиксе хватает. Да-да, абсолютно все с большой буквы. Во-первых, его там просто огромное количество, практически каждая страница вызывает как минимум улыбку. Во-вторых, он весьма оригинален, причем никогда не скатывается к своему набившему оскомину генитальному собрату. Иногда попадаются конечно и плоские шутки, в частности тема геев раскрыта полностью, но даже они не вызывают ощущения шутки ради шутки. В-третьих, многообразие его подачи вызывает просто детский восторг, от шуток в диалогах, до их потрясающего графического исполнения.
Графический стиль исполнения комикса — это отдельный разговор. Он достаточно самобытен, и является одной из главных составляющих его обаяния. Брайан Ли О’Мэлли из-за своей любви к манге избрал весьма интересное графическое решения для Скотта, он соединил визуальную концепцию манги с привычным стилем подачи комиксов, взяв от них все самое лучшее (как, например, большие выразительные глаза и монохромную палитру из манги) и при этом волю поиздевавшись над обоими. А для остроты вкуса в это визуальное решение была добавлена капелька привычной многим 16-битной приставочной картинки. Но самое главное, что за этим гипертрофированным-манга-стилем не потерялись персонажи. Не даром автор является карикатуристом, а они, как известно, должны уловить самую суть, чтоб нарисовать действительно удачную карикатуру. Так и тут, при всем мультяшном стиле все девушки обладают притягательной женственностью и правильностью форм, что весьма редко встречается в японских аналогах, а мужские персонажи — какой-то своей изюминкой.
Помимо графического оформления автор дал этим персонажам индивидуальность, свою собственную историю, возможность расти и развиваться. Собственно говоря, комикс именно об этом — о взрослении. О том как двадцатитрехлетний большой ребенок находит свой собственный смысл в жизни, учится бороться за свое счастье и просто быть взрослым. И параллельно этому происходит изменение других персонажей, ведь этот мир не статичен и автор очень удачно смог это показать, выделив главное и поиздевавшись над обыденным.
Возможно на это повлияло количество времени потраченное на создание. О’Мэлли потратил на него целых 6 лет, и за это время, я думаю, много чего поменялось в его жизни. Так и комикс от дурашливого схематичного произведения в первом томе, он к последним вырастает уже в весьма взрослое произведение с безукоризненным стилем, которое при этом абсолютно не теряет в своей юмористической составляющей, что очень ценно.
Подводя итоги. Замечательный, веселый и очень не глупый комикс со своим особым визуальным стилем, который можно настоятельно рекомендовать молодым людям до 25. Весьма вероятно, что помимо хорошего настроения они найдут там и кое-какие ценные мысли. Остальные же смогут отлично провести время и вволю посмеяться. Только советую не читать больше одного тома в день, ведь даже смеяться очень быстро устаешь! А так вам гарантированно хорошее настроение в течение всей недели.
P.S. Полный вариант статьи годичной давности находится в АК http://fantlab.ru/blogarticle12857
«Скотт Пилигрим» прекрасен. И вот почему:
Во-первых, он рассказывает о тех людях, про которых современный масскульт практически забыл. Не о детях, не о подростках, не о взрослых состоявшихся (или не очень) людях. А о тех, кому двадцать с небольшим, которые уже закончили учёбу, но всё равно ещё только ищут своё место в жизни.
Во-вторых, если хочется понять, почему комикс самобытен как вид искусства, почему это не просто литература со множественными иллюстрациями, то эта работа Брайана Ли О’Мэлли является именно тем, с чем стоит ознакомиться. Это, если угодно, квинтэссенция комикса, и все его основные фишки тут отчётливо видны.
В-третьих, это тот редкий случай, когда сумма составляющих меньше целого. Цикл не идеально гармоничен, не все тома выдержаны в одном тоне и темпоритме, а в заключительном из них, к сожалению, сюжет вообще начинает сдавать, к счастью, вовремя заканчиваясь. Но общие впечатления от истории, изложенной в этих шести тонких книжках, исключительно приятные.
Наконец, это просто очень душевно, жизненно (да-да, даже несмотря на весь видеоигровой сюр) и местами гомерически смешно.
Не разделю всеобщего восторга. Лично меня больше всего покоробило то, что главный герой — круглый идиот. Ну, это характерно для комедий, ничего нового, но всё же здесь местами его глупость переходила границу, когда становится уже не смешно, а, напротив, грустно, и ты начинаешь воспринимать главного героя как смертельно больного. Хотя местами это забавно, но во всём нужно знать меру, как по мне. Кроме того, я прочитал все тома поочерёдно и достаточно быстро заметил, что большинство оригинальных шуток приходится на первые пару томов, а в дальнейшем они, в основном, лишь неоднократно повторяются. Местами становится откровенно скучно и ты ждёшь, когда же уже покажут что-то новое и интересное. Ну и, в конце концов, это комикс, но рисунок довольно простой, я бы даже сказал, примитивный. Не всегда понятно, что нарисовано, а и иногда бывает сложно различить персонажей, особенно в чёрно-белой версии.
Тем не менее. в целом, это далеко не худший представитель западных комиксов, что я читал. 6 томов — довольно немного, он не успевает сильно надоесть. Есть достаточно забавные ситуации и смешные шутки. Комикс, в комедийной манере, достаточно неплохо отображает суть множества подростковых проблем на почве любовных отношений. Кроме того, идея приукрашенных битв с плохими воспоминаниями, которые принимают образы «бывших бойфрендов» — в некотором роде оригинальна. А в концовке даже присутствует какая-никакая мораль, как в сказке. Неплохо подойдёт, чтобы скоротать пару вечеров. Тем не менее, лично я не поставлю это произведение в ряд лучших даже в категории «комиксы — комедийные мелодрамы». И вряд ли буду его в будущем перечитывать.