После школы болит голова что делать

Болит голова от уроков

После школы болит голова что делать

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте.

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.

Причины головной боли у детей

Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода

При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Вегетососудистая дистония

Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».

Последствия травм и ранений черепа и головного мозга

Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.

Опухоль головного мозга

Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

Источник

Головные боли у подростка

После школы болит голова что делать

Головные боли – частая жалоба у подростков. Они могут возникать на фоне стрессов, физического напряжения, изменений погодных условий и других факторов. Однако, также боли в голове могут быть сигналом о различных хронических заболеваниях, которые требуют своевременного лечения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют пройти обследование, чтоб определить точную причину, почему болит голова. В большинстве случаев для лечения достаточно выполнять общие правила профилактики и принимать назначенные препараты в домашних условиях.

Содержание:

Причины головной боли у подростка

В подростковом возрасте могут появляться головные боли, связанные с недостаточным мозговым кровообращением, гормональными изменениями, а также с режимом дня. В этот период могут возникать приступы мигрени, особенно после физических и умственных нагрузок. Их важно не оставлять без внимания, поскольку во время головных болей нервные клетки не получают кислород в нужном количестве. Это может приводить к отдаленным последствиям и проявляться приступами мигреней во взрослом возрасте.

Головные боли напряжения

Головные боли напряжения – самая распространенная разновидность. Они могут начинать проявляться в подростковом возрасте и возникать приступами. Пациенты отмечают, что ощущения напоминают сдавливание головы обручем со всех сторон. Это связано с напряжением мышц, спазмами сосудов и нарастающей ишемией мозговых тканей. После снятия спазма боль проходит, а приступы обычно непродолжительны. Головные боли напряжения часто вызваны следующими факторами:

Головные боли напряжения обычно не отличаются особой интенсивностью и продолжительностью. Они могут быть эпизодическими и хроническими. В первом случае они возникают не чаще, чем 15 дней из 30, а длительность приступа составляет от 30 минут до 7 дней. Если они проявляются чаще – носят хронический характер. Лечение заключается в коррекции режима и питания, а также – приеме обезболивающих препаратов.

Мигрень

Мигрень – еще одно заболевание, которое может проявляться в подростковом возрасте. Она представляет собой первичную головную боль, то есть не связана с какими-либо патологиями внутренних органов. Ее причины до конца не изучены, но есть теории ее взаимосвязи с сосудистыми и нервными нарушениями. Болезнь чаще возникает у женщин, но может проявляться у любого человека.

Мигрень протекает в хронической форме. Продолжительность приступа может составлять от 4 часов до 3 суток, а их частота отличается у каждого пациента. Головные боли могут возникнуть несколько раз за всю жизнь либо повторяться практически ежедневно. Считается, что характерные признаки мигрени – это боль только в одной половине головы, повышенная чувствительность к свету и громким звукам, появление «ауры». Она проявляется за несколько часов до появления болезненности и может включать следующие симптомы:

Аура не является обязательным предшественником головной боли при мигрени. Этот комплекс симптомов возникает всего у 20−25% пациентов и не перед каждым приступом. Мигрень обычно отличается от других видов головной боли высокой интенсивностью – она не купируется обычными обезболивающими препаратами. При ее подтверждении врач подберет специфические средства, которые влияют на чувствительность нервных окончаний и снимают острую боль. Также важно избегать триггеров – факторов, провоцирующих развитие мигрени. К ним относятся резкие перепады погодных условий и климата, дефицит сна, нарушение режима дня и стрессовые ситуации.

Болезни сердца и сосудов

У подростков могут проявляться заболевания сердечно-сосудистой системы, которые провоцируют хронические головные боли. Их можно заподозрить по следующим симптомам: повышенное либо пониженное давление, одышка при минимальных физических нагрузках, кашель и хрипы, частые приступы головокружения, боли за грудиной, онемение рук и ног. При появлении этих симптомов следует срочно пройти кардиологическое обследование и определить точную причину ухудшения самочувствия. При диагностике могут обнаруживаться различные нарушения:

Кроме приобретенных заболеваний, на обследовании могут обнаруживаться врожденные дефекты. К ним относятся пороки сердца, аномалии развития крупных сосудов. Эти патологии приводят к нарушению кровообращения и питания головного мозга, вызывая частые головные боли. Они требуют своевременного лечения по схеме, подобранной врачом.

Заболевания ЛОР-органов

Одна из причин хронической головной боли у подростков – это синуситы. Болезнь представляет собой воспаление околоносовых пазух:

В норме околоносовые синусы полые, наполнены воздухом. Их стенки высланы однослойным эпителием. Попадание вирусной инфекции либо бактерий может приводить к воспалению стенок пазух, усиленной экссудации и наполнению различными видами содержимого. В синусах может обнаруживаться серозный или гнойный экссудат, который необходимо удалять. Болезнь приводит к нарушению дыхания и головным болям. Ее опасность в том, что синуситы (чаще гайморит) протекают в хронической форме и могут обостряться ежегодно.

Еще одна причина, по которой может болеть голова у подростка – воспаление среднего уха. Этот орган находится в барабанной полости и включает несколько мелких косточек. Воспаление требует срочного лечения, поскольку может распространяться на внутренне ухо, а далее – на оболочки головного мозга. Отит среднего уха сопровождается характерными симптомами, в том числе интенсивными головными болями, ухудшением слуха. Также могут появляться истечения из слухового прохода и нарушения координации движений.

Другие причины

Головные боли у подростка – это не отдельное заболевание, а симптом различных нарушений. Они могут возникать на фоне нарушения работы сердца и сосудов, нервной системы, эндокринных желез. Часто ее причинами становятся перепады гормонального фона. Головные боли возникают в следующих случаях:

Важно понимать, что головные боли периодически проявляются даже у здорового человека. Их причинами становятся несбалансированное питание, нарушение режима дня, стрессы и чрезмерные нагрузки. У большинства пациентов они проходят после отдыха и нормализации психоэмоционального состояния. К врачу следует обращаться, если голова болит часто, от 15 дней в месяц и более, приступы слишком интенсивные или продолжительные, а также сопровождаются дополнительными симптомами.

Методы диагностики

Своевременная диагностика – это залог успешного лечения головных болей у подростков. На приеме у врача важно точно обозначить расположение болевого очага, условия возникновения и другие нюансы. Для уточнения диагноза могут потребоваться следующие анализы:

В Клиническом Институте Мозга можно пройти полное обследование при головных болях разного происхождения. Обследования проводятся на точном и качественном оборудовании, с использованием современных технологий. Кроме того, в нашем центре возможно провести лабораторные исследования и сложные диагностические процедуры. Они позволяют быстро и точно поставить диагноз, чтобы приступить к этапам лечения.

Лечение головных болей у подростка

Лечение головных болей комплексное. Схема будет включать методики для снятия симптомов, а также для устранения основной причины. Прием обезболивающих средств в домашних условиях может ненадолго избавить от боли, но при отсутствии полноценного лечения приступы могут повторяться. Врач подберет препараты индивидуально, в зависимости от точного диагноза и индивидуальных особенностей:

Большинству пациентов достаточно консервативного лечения – операция может потребоваться только при наличии опухолей, грыж, пороков сердца. Однако, для выздоровления важно соблюдать предписания врачей в домашних условиях. Препараты необходимо принимать полным курсом, а также регулярно выполнять упражнения. Кроме того, врач порекомендует полноценно отдыхать, привести в норму режим дня и отказаться от активности в ночное время суток.

Методы профилактики

Своевременная профилактика – это залог здоровья опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем во взрослом возрасте. Для подростков важно выполнять следующие рекомендации врачей:

Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении головных болей у взрослых, детей и подростков. В нашем центре можно пройти полное обследование и подобрать эффективную схему лечения. Наши главные особенности – это высокоточное современное оборудование, а также грамотные специалисты узкого профиля, с многолетним опытом лечения головных болей разного происхождения.

Источник

Головные боли у школьников. Советы невролога

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

После школы болит голова что делать

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

Источник

Головная боль напряжения у детей

Поделиться:

Как думаете, с какими жалобами приходят дети? Не гадайте, их много.

Большинство родителей реагируют на это состояние крайне эмоционально.

Бывает, что придя к врачу, сразу просят немедленно начать глубокую и тщательную диагностику: МРТ, КТ, РЭГ, рентгенографию черепа и обязательно УЗИ сосудов головы и шеи.

Но это требуется не всегда, так как не каждая головная боль представляет опасность.

Боль возникает почти всегда во второй половине дня, она не приносит страдания ребенку, но создает ощущение дискомфорта.

Для этой головной боли не характерна тошнота и рвота, хотя может раздражать громкий звук или яркий свет.

Она имеет двустороннее распространение и часто возникает в висках и затылке, а по характеру напоминает давление или сжимание.

Конкретную причину, вызывающую головную боль напряжения, назвать трудно. Чаще всего это целый комплекс факторов. Именно поэтому она обостряется во время учебного года.

Резкое изменение режима дня с ранними подъемами и поздними засыпаниями, нерегулярное и несбалансированное питание, непривычные физические нагрузки, обострение эмоциональных переживаний, большие объемы домашних заданий, дополнительные внешкольные занятия – все это вносит существенный вклад в развитие болезни.

После школы болит голова что делатьЧитайте также:
Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается

Современные дети постоянно взаимодействуют с телефонами, планшетами, компьютером и т.п., внимание часто переключается с одного процесса на другой. Такая многозадачность оказывает негативное влияние на нервную систему, истощая ее, это проявляется нарушением внимания, ухудшением памяти и снижением мотивации.

С чего начинать лечение?

Самое оптимальное решение – вести дневник головной боли. В нем необходимо отражать время возникновения, вероятную причину, характер, интенсивность, продолжительность головной боли.

Обязательно нужно отмечать принятые препараты, их дозировки, достигнутый эффект и время, через которое наступило улучшение. В большинстве случаев, при правильном ведении, дневник позволяет поставить точный диагноз и отслеживать динамику болезни.

Часто родители в качестве основного средства лечения рассматривают обезболивающие препараты. Это не самая лучшая тактика. Дело в том, что истинная головная боль напряжения имеет низкую интенсивность и не создает выраженных ограничений для деятельности ребенка, а препараты часто имеют побочные эффекты, которые могут резко ухудшить состояние.

Некоторые лекарства при частом применении перестают облегчать боль, наоборот, усиливают ее. Такое явление называют абузусной головной болью. Поэтому любое использование препарата должно быть согласовано с лечащим врачом.

В большинстве случаев головная боль напряжения значительно облегчается во время короткого отдыха. Прекрасно помогает легкий массаж головы и задней поверхности шеи.

Остальные мероприятия направлены на снижение интенсивности боли и ее профилактику:

Вредные привычки должны быть исключены, без этого положительная динамика невозможна (я понимаю, что у всех дети не курят и не пьют, но этот пункт здесь необходим.

Помните, грамотная организация учебного процесса в школе и дома значительно снижает частоту головных болей.

В некоторых случаях болезнь возникает на фоне высокой эмоциональной нагрузки: сложные внутрисемейные взаимоотношения, конфликты среди сверстников и прочие причины могут потребовать вмешательства психолога. В некоторых случаях можно обсудить с доктором вариант лечения, основанный на эффекте плацебо, но учтите, что самовольно (без консультации врача) использовать «пустышку» категорически нельзя.

Даже учитывая простоту рекомендаций вылечить ребенка довольно трудно, так как лечение подразумевает изменения образа жизни (иногда всей семьи). К счастью у большинства детей болезнь самостоятельно проходит по мере адаптации к новым условиям, но этот факт не отменяет визита к врачу.

Красные флажки, указывающие на «ненормальность» головной боли:

1. Высокая частота (чаще 15 раз в месяц) и длительность (более 1 месяца).

2. Стойкая боль в одном и том же месте на протяжении продолжительного времени.

3. Усиление головной боли при умственных, эмоциональных, физических нагрузках, которые раньше переносились хорошо.

4. Отсутствие эффекта от препаратов, которые раньше были эффективны.

5. Ухудшение состояния после препаратов, которые раньше были эффективны.

6. Тошнота и рвота, возникающая по утрам. Усиление боли при кашле, чихании.

7. Глазные проявления – косоглазие, разный размер зрачков при равном освещении, двоение, снижение остроты зрения.

8. Головокружение, шум в ушах, ухудшение слуха.

9. Снижения массы тела, лихорадка.

10. Значительные изменения в поведении ребенка (агрессивность, депрессия, эйфория, резкие перепады настроения)

При обнаружении даже одного пункта обязательно покажите ребенка врачу.

Сил Вам и терпения.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Трудности школьного обучения и головные боли у детей и подростков

Опубликовано в журнале:
РМЖ, 2016 №15

Профессор Н.Н. Заваденко, к.м.н. Ю.Е. Нестеровский, Е.М. Шипилова, к.м.н. Н.Ю. Суворинова
ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, Москва, Россия

Резюме

В статье рассматриваются вопросы коморбидности трудностей школьного обучения (дислексия), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и первичных головных болей у детей и подростков, которые приводят к дополнительным сложностям внутрисемейной, школьной и социальной адаптации. Поскольку у многих пациентов с СДВГ и дислексией имеются предрасполагающие факторы к развитию головной боли напряжения (ГБН) (влияние стрессов, сопутствующие тревожные расстройства, трудности в учебе), обсуждаются патогенез и особенности лечения ГБН. При выборе лекарственной терапии ГБН при СДВГ преимуществом обладают препараты с комплексным действием, а именно метаболические, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций. В работе представлены данные собственного исследования эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия, первичные головные боли, головные боли напряжения, диагноз, лечение.
Для цитирования: Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е., Шипилова Е.М., Суворинова Н.Ю. Трудности школьного обучения и головные боли у детей и подростков // РМЖ. 2016. № 15. С. 1–1.

The difficulties of schooling and headaches in children and adolescents

Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu.
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow

Abstract

The paper addresses the comorbidity of schooling difficulties (dyslexia), attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and primary headaches in children and adolescents, leading to additional complications of intrafamily, school and social adaptation. As many patients with ADHD and dyslexia have predisposing factors to the development of tension headache (TH) (the impact of stress, accompanying anxiety disorders, learning difficulties), pathogenesis and treatment of TH are discussed. Drugs with complex action have benefits in TH treatment in patients with ADHD, namely metabolic, improving metabolic processes in the brain, increase the stability of nervous system to stress, vivacity level, have antiasthenic action and improve cognitive functions. The paper presents results of original research on the effectiveness of Nooclerin® (INN Deanol aceglumate) ) in preventive treatment of TH.
Key words: attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), dyslexia, primary headaches, tension headaches, diagnosis, treatment.
For citation: Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu. The difficulties of schooling and headaches in children and adolescents // RMJ. 2016. № 15. P. 1–1.

По данным эпидемиологических исследований, специфические трудности обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия) встречаются у 5–15% школьников, а частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 3 до 7% [1–4].

Н.Ю. Будчанова и соавт. [5] оценили распространенность и структуру первичных головных болей среди учеников 1–11 классов городских общеобразовательных учреждений в возрасте 7–17 лет, диагноз устанавливался в соответствии с критериями МКГБ II [6]. Обследовано 959 детей (432 мальчика и 527 девочек). Жалобы на головные боли предъявляли 26,2% школьников. Частота первичных головных болей среди обследованных школьников составила 23,1%, среди девочек – 28,5%, среди мальчиков – 16,7%. Среди всех первичных головных болей у детей и подростков преобладала головная боль напряжения (ГБН), которая диагностирована в 74,2% случаев. На долю мигрени приходилось 19,4% случаев, сочетания ГБН и мигрени – 2,3%, редких форм первичных головных болей – 4,1%.

Таким образом, как специфические трудности школьного обучения и СДВГ, так и первичные головные боли (мигрень и ГБН) широко распространены среди детей и подростков. Представляется актуальным изучение сочетания трудностей обучения и СДВГ с первичными головными болями, поскольку среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [7]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [8], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.

J. Genizi и соавт. [9] обследовали группу из 243 детей в возрасте 6–18 лет с первичными головными болями, из них 108 мальчиков и 135 девочек. У 44% (n=107) диагностирована мигрень и у 47,7% (n=116) – ГБН. Одновременно авторы проанализировали, какие психоневрологические нарушения имелись у детей данной группы до проведения обследования по поводу головных болей. Оказалось, что в связи с СДВГ наблюдались 28% детей с первичными головными болями. СДВГ у пациентов с ГБН наблюдался чаще, чем с мигренью (36,5% vs. 19,8%, p=0,006). При этом трудности школьного обучения отмечались у 24,7% пациентов с первичными головными болями. Таким образом, как СДВГ, так и трудности школьного обучения обнаруживались среди пациентов с первичными головными болями чаще, чем в общей детской популяции.

Особенности клинических проявлений первичных головных болей у детей и подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1. Клинические характеристики приступов головной боли напряжения и мигрени у детей и подростков

Клинические характеристикиГоловная боль напряженияМигрень
Интенсивность, характер болиЛегкая или средняя, меняется в течение дня; тупая, сжимающая, давящаяСредняя или сильная, пульсирующая
ЛокализацияДвусторонняя или односторонняяГемикрания, чередование сторон, может быть двусторонней у детей дошкольного возраста и начальных классов
ЧастотаОт 1–3-х раз в неделю до ежедневной1–2, реже 3–4 раза в месяц
Продол-
жительность
Варьирует от 30 мин до нескольких часов или дней (до недели)От 30 мин до 72 ч, без применения лекарственных средств – в среднем 5 ч
Время возникновения приступаОбычно во второй половине дня; головная боль после 3–6 школьных уроков. Утренняя гемикрания обычно связана с повышенной чувствительностью перикрани-альной мускулатурыВнезапно, в любое время суток
АураНе отмечаетсяНепосредственно перед или во время приступа может отмечаться зрительная аура (мерцание световых пятен, зигзагообразных линий, частичное выпадение полей зрения), парестезии, онемение, нарушения речи
Влияние физической нагрузкиГоловная боль не усиливаетсяГоловная боль усиливается
Сопутствующие симптомыГоловокружение, утомляемость, тревожность, подав-ленное настроение, при усилении боли – свето- или звукобоязнь, анорексия. Не характерны рвота, бледность кожных покрововРвота, как правило, на пике приступа. Свето- и звукобоязнь

Между тем результаты изучения коморбидности СДВГ и первичных головных болей фрагментарны и довольно противоречивы. По данным специального эпидемиологического исследования, в котором оценивалась возможная ассоциация между СДВГ и первичными головными болями, сделан вывод, что мигрень и ГБН коморбидны не с СДВГ как таковым, а с гиперактивно-импульсивным поведением [10].

С другой стороны, в исследованиях D. Riva и соавт. [11] продемонстрирована взаимосвязь между расстройствами внимания у детей и обоими основными типами первичных головных болей – мигренью и ГБН. Высказывается предположение о том, что мигрень и ГБН формируют континуум, который может иметь некоторые общие патофизиологические механизмы, а комплексы мозговых структур, которые обеспечивают механизмы внимания, особенности профиля личности и механизмы головной боли, могут перекрываться [9].

Достаточно убедительными представляются результаты исследований, в которых обнаружена более высокая частота встречаемости СДВГ у пациентов с ГБН, чем у пациентов с мигренью [9, 12]. Среди обследованных нами 204 детей с СДВГ в возрасте от 5 до 13 лет (170 мальчиков и 34 девочки) головные боли наблюдались у 51% мальчиков и 53% девочек и имели характер ГБН [13]. Вполне возможно, что связанные с СДВГ трудности школьного обучения и проблемы поведения, которые сопровождаются длительными и многочисленными стрессами в семье, школе, взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, через влияние повторяющихся стрессов способствуют формированию ГБН.

ГБН характерны и для детей с дислексией. При обследовании 103 пациентов с дислексией в возрасте от 7 до 12 лет показано, что среди основных жалоб 11,6% из них сообщали о головных болях, которые имели характер ГБН [14]. Известно, что ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической зашиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия).

Тревожные расстройства часто сопутствуют как СДВГ, так и дислексии. Среди 103 детей с дислексией у 31(30,1%) ребенка отмечалась тревожность, которая у 25 (24,3%) проявлялась в виде школьной тревожности [14]: неуверенности в себе, повышенной потребности в одобрении, боязни ответов у доски, контрольных работ и новых ситуаций, нежеланием посещать школу, частыми соматическими жалобы в учебные дни.

Кроме того, у 23 (22,3%) детей с дислексией имелись жалобы на повышенную нервно-психическую утомляемость и снижение умственной работоспособности [14], которые сопровождались увеличением количества ошибок и снижением темпа работы во время школьных занятий при переходе от первого к последующим урокам и при выполнении длительных заданий. Данные жалобы правомерно рассматривать в качестве проявлений церебрастенического синдрома, который, как известно, способствует утяжелению течения головных болей у детей и подростков.

Патогенез ГБН включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития головной боли напряжения является семейная предрасположенность к головной боли, особенно с материнской стороны.

ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, стрессовых факторов. Под влиянием стрессовых ситуаций возникают эмоциональные расстройства (тревога и депрессия). Эти ситуации приводят к неконтролируемым мышечным «зажимам», тоническому напряжению перикраниальных мышц (лобных, височных, затылочных, мышц шеи) как универсальной реакции защиты на действие хронического стресса.

Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дисфункцией антиноцицептивных систем. Недостаточность центральных противоболевых тормозных механизмов способствует интерпретации даже слабых потоков импульсов с периферии как болевых. Периферические (сегментарно-рефлекторные) факторы – болевая импульсация, связанная с местными причинами − включают нарушения рефракции, нефизиологические позы (например, долгая работа в статических, неудобных позах за столом, с компьютером с избыточным напряжением мышц шеи, спины, глаз), а также неудобное положение головы во время сна. Длительные локальные перегрузки перикраниальных мышц могут способствовать микротравмам с выделением биологически активных метаболитов и сенситизацией периферических ноцицепторов.

Таким образом, основными факторами формирования ГБН у детей, в т. ч. пациентов с дислексией и СДВГ, являются тревожность и наличие клинически значимой стрессовой ситуации, что приводит к нарушению функционального состояния лимбико-ретикулярного комплекса. Это сопровождается дизрегуляцией ноцицептивной и антиноцицептивной систем и нарушением функционального состояния в системе тройничного нерва. В результате возникают спазм и болевая ишемия перикраниальных мышц. Для выявления напряжения перикраниальной мускулатуры и определения «триггерных» точек у больных с ГБН проводится пальпация височной, лобной, затылочных областей, мышц задней поверхности шеи, трапецевидной и грудино-ключично-сосцевидных мышц.

В межприступном периоде, в отличие от мигрени, ГБН вызывает боль и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания и глотания, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологические изменения не определяются. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна, и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие бодрости после ночного сна и дневная сонливость.

Проявления церебрастенического синдрома типичны для многих детей и подростков с ГБН. Под терминами «астеническое состояние», «снижение психической активации» понимается патологическое состояние, характеризующееся общей − психической и физической − слабостью, повышенной истощаемостью, утомляемостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, гиперестезией, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна и другими вегетативно-соматическими нарушениями. Астения является полиморфным синдромом. В отличие от усталости, которая как физиологическое состояние исчезает после отдыха, астения рассматривается как патологический, трудно обратимый процесс, имеющий тенденцию к хронизации. Присущие ей симптомы не проходят после отдыха и требуют специфической терапии. С другой стороны, астенический синдром необходимо отличать от нерезко выраженных депрессивных состояний, проявляющихся не столько пониженным настроением с чувством тоски, сколько субъективным ощущением слабости, вялости, безразличия к окружающему, недомоганием.

ГБН имеет тесную связь с астеническими расстройствами. Астенические расстройства, ослабляя психологическую устойчивость ребенка к повседневным нагрузкам и стрессовым факторам, ведут к развитию хронического стресса, который лежит в основе развития ГБН.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии. Часто возникают нарушения сна в связи с наличием повышенной тревожности у этих пациентов. Нарушение ритма сна приводит к появлению дневной сонливости, снижению социальной активности и тем самым ухудшает качество жизни пациента.

Лечение ГБН. Согласно современным Европейским рекомендациям [15, 16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2-х раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза не более 30 мг/кг массы тела, интервал между приемами 6–8 часов). При эпизодической ГБН с частотой более 2-х дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно индуцированной головной боли.

Оптимальный подход к профилактическому лечению ГБН заключается в применении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций.

Нооклерин (деанола ацеглумат) – нейрометаболический препарат комплексного действия, оказывает церебропротективное, ноотропное, психостимулирующее действие, облегчает процессы фиксации, консолидации и воспроизведения информации, улучшает способность к обучению. Активное вещество аналогично естественным метаболитам ЦНС (ГАМК и глутаминовая кислота). Нооклерин − непрямой активатор метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа) и предшественник холина и ацетилхолина − влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует дезинтоксицирующую функцию печени [17, 18].

Нами проведено исследование с целью оценки эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН в группе из 40 пациентов (15 мальчиков и 25 девочек) в возрасте 9–16 лет, рандомизированных на 2 группы по 20 человек (с назначением Нооклерина и препарата плацебо в 1-й и 2-й группе соответственно) [19]. Нооклерин (в форме раствора для приема внутрь во флаконах по 100 мл) назначался как монотерапия: пациентам 9–12 лет − по 2,5 мл (500 мг) 2 раза в день, пациентам старше 12 лет – по 5 мл (1000 мг) 2 раза в день (утром и днем) независимо от приема пищи в течение 2-х месяцев.

На фоне лечения Нооклерином у пациентов 1-й группы за 1 мес наряду с существенным уменьшением частоты (более чем на 35%) и продолжительности ГБН (более чем на 25%) отмечалось снижение интенсивности ГБН при оценке по ВАШ (более чем на 20%). Эти позитивные изменения в течении ГБН сопровождались отчетливой положительной динамикой показателей качества жизни и повседневной активности пациентов при оценке по методике HIT-6, о чем свидетельствовало снижение общей балльной оценки с 55,8±6,1 до 50,4±4,9 (p

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *