сколько картин нарисовал айвазовский за свою жизнь
Малоизвестные факты о самом плодовитом художнике-маринисте Айвазовском, который писал море с рекордной скоростью
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Но секрет был не в красках, а в технике их нанесения на холст. Айвазовский использовал технику лессировки (глизаль), которая подразумевала это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. От этого, картины казались такими реалистичными и, к тому же, устойчивыми к растрескиванию.
Айвазовскому повезло быть признанным при жизни художником. Его картины побывали на 120 выставках, половина из которых – персональные. Творчество художника было востребовано и за рубежом. Как-то Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела на него сильное впечатление. Понтифик захотел приобрести полотно, но Айвазовский просто подарил его ему.
Айвазовский – один из самых наиболее часто подделываемых художников. Подлинность его картин проверить можно, но это дорогая и сложная процедура. Поэтому тем, кто приобретает «Айвазовского», приходится верить продавцам на слово. За всю свою жизнь маринист написал чуть более 6000 картин, но на сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч полотен.
Пейзажист Аркадий Александрович Рылов вспоминал, как он, будучи студентом у Архипа Куинджи, стал свидетелем потрясающего эпизода.
Иван Константинович Айвазовский был выдающимся маринистом, но кроме моря он писал еще и «сухопутные» сюжеты. Зимние пейзажи Айвазовского буквально завораживают.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Полотна Ивана Константиновича Айвазовского удивительно хорошо сохраняются, они практически не растрескиваются и почти не нуждаются в реставрации. Некоторые считали, что художник добавлял какой-то секретный ингредиент в краски. Так, Иван Крамской как-то писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок».
Но секрет был не в красках, а в технике их нанесения на холст.
Кстати, в этом году побывал в Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского. Это один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. В Феодосии же посетил и могилу этого уникального художника.
Многие кстати, посещая этот музей ожидают тут увидеть знаменитый «Девятый Вал» Айвазовского, но она хранится в Русском Музее Санкт-Петербурга. Имейте ввиду.
Айвазовский использовал технику лессировки (глизаль), которая подразумевала это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. От этого, картины казались такими реалистичными и, к тому же, устойчивыми к растрескиванию.
Айвазовскому повезло быть признанным при жизни художником. Его картины побывали на 120 выставках, половина из которых – персональные. Творчество художника было востребовано и за рубежом. Как-то Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела на него сильное впечатление. Понтифик захотел приобрести полотно, но Айвазовский просто подарил его ему.
Айвазовский – один из самых наиболее часто подделываемых художников. Подлинность его картин проверить можно, но это дорогая и сложная процедура. Поэтому тем, кто приобретает «Айвазовского», приходится верить продавцам на слово. За всю свою жизнь маринист написал чуть более 6000 картин, но на сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч полотен. Наверняка там есть полотна его учеников, но все же представьте, сколько подделок!
Пейзажист Аркадий Александрович Рылов вспоминал, как он, будучи студентом у Архипа Куинджи, стал свидетелем потрясающего эпизода.
Как-то раз Архип Иванович пригласил Айвазовского в свою академическую мастерскую, чтобы тот показал ученикам, как нужно писать море. 80-летний Иван Константинович «назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете»..
Среди волн. И. К. Айвазовский, 1898 год. |
—————————
Приглашаю 26 октября посмотреть прямую трансляцию по интересной теме с Владиславом Исаевым. Вы сможете задать гостю в студии свои вопросы:
Айвазовский в цифрах: самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода
120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.
4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.
4 внука Айвазовского стали художниками.
282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского « Среди волн».
10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.
2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.
6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.
Иван
Константинович Айвазовский
Биография и информация
Иван Константинович Айвазовский (арм. Ованнес Айвазян; 17 (29) июля 1817, Феодосия — 19 апреля (2 мая) 1900 год, Феодосия)– самый известный русский художник-маринист. Главные герои его картин – морские пейзажи. Айвазовский прошел путь от феодосийского мальчишки, рисующего на стенах домов, потому что ни карандашей, ни альбомов в доме не водилось, до одного из самых знаменитых и успешных мастеров своего времени. Признан он был как на территории Российской империи, так и за границей. В расцвете славы художник вернулся в Феодосию и приложил грандиозные усилия для того, чтобы изменить любимый город к лучшему.
Особенности творчества художника Ивана Айвазовского: главная тема и герой картин Айвазовского – море, основной жанр – марина. Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах). Почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная. Айвазовский писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие – около шести тысяч живописных полотен.
Известные картины Ивана Айвазовского: «Девятый вал», «Чесменский бой», «Черное море», «Среди волн», «Лунная ночь на Босфоре». Также у художника есть большое количество и неизвестных для широкого круга работ, к которым относятся различные эскизы и зарисовки морских пейзажей.
Художник Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 – мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Он любил общество и женщин, но больше всего любил море. Его жизнь – пример удачного попадания в свою судьбу. Такое впечатление, что на каждом жизненном перекрестке он делал верный выбор. А мог бы и другой…
О происхождении художника Айвазовского и его первых картинах
В Академии художеств
Айвазовский попал в класс к известному на тот момент пейзажисту, замечательному педагогу Максиму Воробьеву. У него Иван учился академическим премудростям, и от него же перенял любовь к романтическому направлению, тогда еще новаторскому. Айвазовский был частым гостем в доме учителя, да и сам делал успехи, его картины замечали и хвалили, и перед ним открывались удивительные перспективы. Более того, в 18 лет Иван Константинович получил серебряную медаль Академии. Эта медаль чуть не поставила крест на его будущем.
В России в то время был принят при дворе и чрезвычайно любим французский живописец-маринист Филипп Таннер. Его пригласили для написания важнейших российских портов. Айвазовского направили французу в помощники. Тот быстро оценил талант студента и поручал ему не только натягивать холсты, растирать краски, мыть кисти, но и зарисовывать виды. Работы было много, и Айвазовский совсем измучился в процессе подготовки Таннера к выставке. Однажды его встретил президент Академии Оленин. Встревоженный изможденным видом юноши, Оленин пригласил его к себе в имение. Там Айвазовский восстановил силы и… написал пару марин. Президент по собственной инициативе представил их на академической выставке 1836 года.
Рецензии положительные! Более того, была рецензия, в которой картину Айвазовского противопоставляли манерным полотнам Таннера. Такое сравнение чрезвычайно оскорбило Таннера, и он, пользуясь положением приближенного к императору мастера живописи, нажаловался, что Айвазовский «похитил его секреты» и через его голову выставил свои картины на выставке. Нарушений субординации Николай I не любил, потому повелел работы строптивого ученика убрать. Но возникла путаница, картины Айвазовского провисели до конца выставки и были отмечены серебряной медалью. Когда выяснилось, что это те самые работы, император слышать не желал более о наглеце.
И здесь проявилось удивительное везение Ивана Константиновича Айвазовского на людей, принимающих участие в его судьбе. Жуковский, Глинка, Оленин, Кукольник – кто только не ходатайствовал о нём. Всё тщетно! В качестве «тяжелой артиллерии» на защиту молодого дарования встал учитель рисования царских дочерей, профессор академии Александр Зауервейд. Ему удалось смягчить гнев Николая I. Айвазовского перевели в класс батальной живописи, в которой преподавал Зауервейд. Вскоре юноша, получив золотую медаль Академии, был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу.
Картины Айвазовского покоряют Европу
На становление кисти Айвазовского повлияли, в первую очередь, Клод Лоррен (Тёрнер тоже считал его своим учителем), Сильвестр Щедрин (талант Ивана Константиновича рос, пожалуй, в противостоянии принципам Щедрина, большого поклонника пленэрной живописи) и Карл Брюллов – умением сочетать академическую строгость с романтической взволнованностью.
Куда бы он ни приезжал, вскоре во всех художественных лавках появлялись сотни картин «под Айвазовского», а к нему самому выстраивалась очередь из желающих приобрести оригиналы. Ему больше не нужно было сопоставлять свои путешествия со скромным пансионом, выделяемым Академией. Швейцария, Голландия, Англия, Франция, Португалия и Испания – успех везде.
Череда правильных выборов
В 1844 году Ивану Айвазовскому исполнилось 27 лет. Некоторые в таком возрасте только находят свой путь, а некоторые – еще не находят. Он же успел покорить Европу, а по возвращении стал академиком и официальным художником морского флота. Ему поручено написать виды русских портов и приморских городов на Балтийском море, чем Иван Константинович Айвазовский с огромным удовольствием и занимается. Любовь к флоту и кораблям он пронес через всю жизнь, и пользовался заслуженной ответной любовью.
В самых модных гостиных Петербурга долго обсуждали новость о странном художнике Айвазовском, баловне удачи и любимце императора, который в расцвете славы взял да и уехал в провинциальную Феодосию. И ни разу об этом не пожалел: найти своё место не менее важно, чем отыскать своё дело. Иван Константинович очень любил свой город. Кажется, он поставил целью отблагодарить его за старт в жизни, который был ему дан. Не занимая никакой чин, он стал настоящим отцом города. Его двор всегда был открыт для горожан, он устроил в Феодосии театр, художественную школу, галерею. Кажется, половина феодосийской ребятни была крещена лично им. Он приложил множество усилий, чтобы в Феодосии был построен порт и проложена железная дорога, подарил городу водопровод.
Художник Айвазовский и его женщины
Первая любовь Айвазовского, о которой до нас дошли то ли сведения, то ли легенды, – ведущая солистка Парижской оперы, балерина Мария Тальони. Она была старше художника на 13 лет. Он мечтал всегда быть рядом, но Мария решила, что в ее жизни главная роль отведена балету и отказалась стать его женой.
Уже построив дом в Феодосии, Айвазовский часто проводил зиму в Петербурге, где считался очень завидным женихом. И дело не только в известности и богатстве – он был очень красив, обходителен, обаятелен и жизнелюбив. Сколько красавиц мечтали вскружить ему голову! В одном из обеспеченных петербургских семейств старшие девочки перессорились, пытаясь определить, в кого влюблен зачастивший к ним Айвазовский. А он сам предложил давать уроки рисования и старшим, и младшим, которых на занятия приводила гувернантка. Мать семейства грешным делом подумывала, а вдруг это она сама в душу юноше запала? Две недели спустя Петербург получил новый повод для сплетен. Известный художник, молодой красавец, обаятельный богач женится на… гувернантке! Вот ради кого он приходил!
В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счастлив и говорил, что лучшие его картины написаны по вдохновению, связанному с женитьбой. Увы, такое счастье не было бесконечным. Юлия мечтала блистать в Петербурге, а жизнь в Феодосии ее совершенно не устраивала. Семейный рай сменился скандалами, и через 11 лет она уехала в Одессу, откуда отправляла царю жалобы на мужа и препятствовала его общению с детьми. В 1877 году их брак был официально расторгнут.
Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии хорошо знали и любили. Когда сваха передала предложение 65-летнего мастера 26-летней вдове Анне Саркизовой, та недолго сомневалась. Свадьбу праздновала вся Феодосия. В этом браке художник обрел поддержку и понимание.
Сегодня картины Айвазовского выставляются по всему миру, они присутствуют и в каталогах различных авторитетных аукционов, например, таких, как «Сотбис» и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры живописи желают купить работы Ивана Константиновича за огромные деньги. Но самые большие картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно «Среди волн» (282 х 425 см) выставляется в Галерее Айвазовского в Феодосии, «Девятый вал» (221 х 332 см) в Русском музее, «Черное море» (149 х 208 см) в Третьяковской галерее.
Айвазовский: от мальчика, рисующего углём на стенах, до самого известного русского мариниста
Родился самый известный маринист России в Феодосии, 17 июля 1817 года. При рождении его звали Ованес Айвазян. Еще в детстве у него нашли талант к музыке: Айвазовский чудесно играл на скрипке. Будучи взрослым, он тоже часто радовал гостей своей игрой. Говорят, что на одном из таких вечеров был Михаил Глинка. Ему настолько понравились татарские мотивы, которые наигрывал художник, что позже он включил эту мелодию в оперу «Руслан и Людмила».
Художник очень любил родной город и большую часть жизни прожил именно там. Кстати, первая жена Айвазовского ушла от него из-за того, что тот не хотел переезжать из провинции.
В 80-х годах 19 века на Феодосию обрушилась засуха. Айвазовский проложил в город трубы от источника, которым владел. Люди могли бесплатно набирать воду, около 50 тысяч вёдер в день.
Художественный талант Айвазовского тоже раскрылся в детстве. Семья мальчика была небогата, поэтому он чаще рисовал не красками на холсте, а углём на стенах. Один из таких рисунков заметил градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Айвазовский всю жизнь вспоминал его подарок – набор водяных красок и стопку рисовальной бумаги – с огромной благодарностью.
Именно Казначеев помог юному маринисту попасть в Академию художеств. Окончив её с отличием, Иван Константинович отправился в Европу за казённый счет. Художник имел успех и там. Чего стоит тот факт, что он был почётным членом в шести городах из шести разных стран: Санкт-Петербурге, Париже, Риме, Амстердаме, Штутгарте и Флоренции.
Художник творил очень быстро. Айвазовский написал около 6000 картин за всю свою жизнь, и на каждую он не тратил больше 10 дней. Почему же его полотна узнают по всему миру и без сомнения восхищаются ими?
«Море. Коктебель»
Эту картину Айвазовского по праву считают одной из самых тёплых и ярких работ мастера. На полотне показан опускающийся на Коктебель вечер, и волнующееся, такое красивое, но грозное Чёрное море. Закатное небо загораживает скала Кара-Даг, скрывающая за собой уходящее солнце. Наибольшего романтизма картине придаёт контраст: маленький корабль уже качается на волнах, а лодка спокойно стоит на берегу, еще не почувствовав силу стихии.
«Радуга»
Буря на этой картине Айвазовского отличается от других его бурь. Тут нет тёмных оттенков, все цвета, используемые художником, светлые. Почему же? И где та радуга, о которой говорит Айвазовский в названии картины?
«Девятый вал»
«Девятый вал» — самое узнаваемое полотно художника. Её считают жемчужиной в творчестве Айвазовского. Она отлично предаёт весь романтический талант мариниста.
На полотне показана стихия. Несмотря на это, мы не испытываем ужаса, глядя на картину, а приходим в восторг. Надежду дарит солнце, так ярко написанное Айвазовским. Кажется, что моряки всю ночь боролись со штормом, пытались выжить. И вот рассвет. Впереди девятый вал – самый опасный и разрушительный, как считают все моряки. Но лучи солнца пригревают героев картины, словно говоря им, что скоро всё кончится. И кончится хорошо.
«Чёрное море» и «Среди волн»
Крамской говорил об этой картине: «На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
В отличие от большинства картин Айвазовского, «Черное море» можно назвать не романтичным, а реалистичным. Богатство палитры поражает: и изумрудные, и серебристые, и прозрачно-серые, и зеленые тона, и синева, почти переходящая в черноту. Но даже здесь виден лучик света, играющий на воде. Картины Айвазовского никогда не оставались без солнца – без надежды.
Продолжением «Черного моря» можно считать другую картину художника – «Среди волн». Здесь показано, как буря, зарождавшаяся на первом произведении, уже разыгралась. На этом холсте прекрасно виден приём, который так любил и виртуозно использовал Айвазовский – лессировка.
Изначально на картине должна была быть еще и лодка с людьми, но после разговора с сыном, Иван Константинович поменял своё решение. Внук Айвазовского вспоминал: «Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: «Не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?». Художник ужасно рассердился и, ни слова не говоря, повернулся и вышел вон. А на следующий день домочадцы обнаружили, что лодки на картине больше нет.
На самом деле, художник писал не только в привычной нам манере. Среди его картин есть и зимние пейзажи и марины, и графика.
Рассмотреть картины Айвазовского и других выдающихся художников вы можете на мультимедийной выставке «Айвазовский. Кандинский. Ван Гог и Климт. Ожившие полотна». Она проходит в «Люмьер-холле» и продлится до 8 ноября.