сколько картин нарисовал леонардо да винчи за свою жизнь
Леонардо да Винчи нам известен в большей степени, как художник. Его картины вызывают интерес у зрителей на протяжении более чем пяти веков. Не многие из художников могут похвастаться такой популярностью. Чего стоит только «Мона Лиза». Это и произведение искусства и загадка, интрига всех времен и народов.
В той или иной степени мы знакомы со всеми работами Леонардо да Винчи. И это не потому, что мы знатоки его творчества, а просто картин у художника было не так много. Если взять со всеми рисунками, повторюсь с рисунками, а не с чертежами, то их будет больше тридцати. Картин написано четырнадцать.
«Тайная вечеря» (1498 г.) Leonardo da Vinci
И каждая картина произведение искусства. Не плохо да? Насколько нужно быть умным и талантливым человеком, что бы при таком количестве произведений быть первым на «Олимпе» искусства.
Писал он не очень быстро, и скорее всего отдавал предпочтение качеству, чем количеству. А так же не будем забывать о его научной стороне жизни, которая забирала много времени. Если добавить его философские труды, скульптурные работы, архитектурные проекты, инженерные изобретения, работы как естествоиспытателя, то на отдых у Леонардо да Винчи не так много и оставалось времени.
Для сравнения приведу несколько примеров количества написанных картин известных художников. Это ни в коем случае не говорит о том, что мастера работали не качественно и их талант не заслуживает признания. Просто сухая статистика.
Рубенс Питер Пауль — более двух тысяч картин.
Винцент Ван Гог — более восьмисот картин, а если вместе с набросками и этюдами то около 1700.
Леонардо да Винчи
Великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI).
Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.
Биография
Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.
Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.
Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).
Миланский период (1482 — 1499 гг.)
В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.
Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.
К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).
Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.
Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.
Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).
Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)
Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).
Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.
Поздние годы (1506 — 1519 гг.)
Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.
Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.
Картины
Изобретения и труды
Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».
Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.
Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.
Тайна гения
Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.
Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.
Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.
Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.
Интересные факты
Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме
Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен
В другом месте, в другое время не было бы Леонардо,…
Согласен, он родился в нужное время в нужном месте, а главное – в правильной стране
История подлинников и подделок Леонардо да Винчи
Кто написал «Спасителя мира»
Леонардо да Винчи – самый великий, признанный и дорогостоящий художник в мире. Впрочем, о гениальности живописца потомки могут судить лишь по 14 полотнам – ровно столько считается неоспоримыми работами итальянца (не считая набросков и фресок). Но регулярно всплывают «новые» шедевры — например, пресловутый «Спаситель мира». Сколько из вновь открытых картин написаны рукой самого Леонардо?
Спаситель мира Фото: AP
Рекордный «Спаситель»
Самая дорогая картина в мире, конечно, «Мона Лиза» – говорят, страховая стоимость главного шедевра Леонардо исчисляется несколькими миллиардами евро. Но Джоконду нельзя купить.
Россиянин специально выставил на торги картины, купленные при посредничестве Бувье, чтобы уличить арт-дилера в мошенничестве. Параллельно подал иски в несколько судов разных стран, включая Монако, США и Сингапур. Многие работы действительно ушли дешевле сумм, за которые Рыболовлев покупал их у Бувье. Однако выставленная на торги Christie’s картина «Спаситель мира» спутала все карты: федеральный суд Нью-Йорка закрыл дело по иску Рыболовлева к Бувье, зато продажа принесла предпринимателю миллионы.
Говорят, купил полотно наследный принц Мухаммед ибн Салман. Однако официальное заявление посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне гласит: «Произведение искусства было приобретено Департаментом культуры и туризма Абу-Даби для показа в Лувре Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах».
Строительство музея на острове Саадият началось в 2007 году и обошлось в 600 млн. евро. По соседству с восточным Лувром построили филиалы музея Соломона Гуггенхайма, Национального музей шейха Зайеда, фешенебельные отели и курорты. Открытие Лувра – Абу-Даби откладывалось несколько раз, но все же случилось 11 ноября 2017-го.
«Спаситель», очевидно, должен был стать жемчужиной экспозиции и привлечь состоятельных туристов на остров счастья (так переводится его название). Однако картину так и не выставили в музее. Сначала заявили, что вот-вот покажут, потом премьеру перенесли на неопределенный срок… Сейчас Абу-Даби хранит молчание. Почему?
Не потому ли, что картина – подделка? Или, что вероятнее, более поздняя копия настоящего «Спасителя» Леонардо?
Долго и неудачно реставрировали
В подлинности полотна, датированного примерно 1500-м годом, эксперты усомнились сразу после небывалого рекорда. Всплыл и тот факт, что в 1958 году на том же Christie’s картину продали за смешные 45 фунтов, а в начале двухтысячных нью-йоркский арт-дилер Александр Париш купил ее всего-то за 10 тысяч долларов.
«Спасителя» долгие годы считали работой ученика Леонардо, что картину много раз дорисовывали и неудачно реставрировали. Провенанс, ведущий начало от королевской семьи Франции, назвали мутным.
Кстати: «Среди владельцев «Спасителя» упоминается Маркиз де Гане. Современник Александр Дюма его описал так: «Маркиз де Гане, человек с переменчивым нравом, капризный книголюб, влюблялся в книгу, сходил по ней с ума, носил ее с собой, останавливал друзей, чтобы показать ее им, вечером клал ее себе под голову, просыпаясь ночью, зажигал свечу, чтобы еще разок поглядеть на нее, но так никогда ее и не читал».
Возникли еще вопросы. Почему Христос держит шар, хотя во времена Леонардо Земля считалась плоской (исследования Коперника были опубликованы спустя 24 года после смерти да Винчи), и стекло не искажает руку Иисуса?
Впрочем, защитники парировали: все просвещенные люди Возрождения знали о сферичности планеты еще из трактатов древних греков, а оптическая иллюзия – намеренная: исследование природы преломления света или знак божественной силы Христа.
Один из главных аргументов защитников подлинности картины – гравюра художника XVII века Вацлава Холлара с подписью внизу: «Леонардо да Винчи нарисовал. Вацлав Холлар сделал офорт согласно оригиналу. Год 1650».
Там изображен тот же сюжет, только Иисус с усами и бородой. Якобы к оригиналу тогда пририсовали эти атрибуты в соответствии со вкусами эпохи, таким его и отобразил чешский гравер.
В то же время существует около двадцати подобных сюжетов, авторами которых считают учеников Леонардо. Некоторые из них то и дело причисляют руке гения. Например, известный специалист по Леонардо Карло Педретти в 1980-х годах, готовя выставку на родине художника в Винчи, выбрал для экспозиции другого «Спасителя», а работу, позже ставшую самой дорогой в мире, отверг. Педретти и потом выступал против ее подлинности и назвал находку полотна «изощренной маркетинговой операцией».
В своей статье, опубликованной в официальной газете Ватикана, знаменитый искусствовед предлагает «просто взглянуть на картину, чтобы понять, что она не принадлежит кисти великого живописца». Что бы он сказал, увидев новость о рекорде? Педретти не дожил до события несколько дней.
Однако Национальная галерея в Лондоне подлинность картины признала и даже выставляла ее наряду с признанными шедеврами живописца. Группа уважаемых экспертов согласилась с аутентичностью работы, подтвердили ее и технико-технологические исследования Института изящных искусств Университета Нью-Йорка. Но если все так, почему же молчит Абу-Даби?
«Мадонна с кошкой»: подделка как протест
История уже знает случаи, когда вновь открытую картину Леонардо искусствоведы хором подтверждали, а на поверку та оказывалась фальшивкой. Так было с картиной «Мадонна с кошкой».
Та самая «Мадонна с кошкой» Фото: Соцсети
Тут и искусствоведы пригляделись к работе. Оказалось, Мадонна держит животное неестественно, вне всяких законов физики. Вряд ли на такую вольность пошел бы ученый гений Ренессанса.
Рисунок только на первый взгляд напоминает «Мадонну Бенуа» (она же «Мадонна с цветком»), хранящуюся в Эрмитаже. Да, сюжет, позы, образы схожи, но грубоватость линий и отсутствие глубины совсем не вяжутся со стилем изобретателя сфумато – техники, которая смягчает контуры фигур, наполняя картину воздухом. На живописных работах Леонардо герой будто освящен тусклым пламенем свечи – такого эффекта художник добивался множественным нанесением тончайших слоев. Но в «Мадонне с кошкой» нет тонкости и призрачности, присущей Джоконде.
Быть может, потому что это юношеская, незрелая работа, предполагали исследователи. Таковой называют «Мадонну Бенуа» – ее датируют 1478 годом, тогда Леонардо было 26 лет. Осенью 1478-го художник записывает в одной из своих тетрадей: «Я начал две Девы Марии…».
Считается, что первая из них – с цветком, вторая – с кошкой. Обе отличает человечность: в них нет показной святости и превосходства над земным. Они напоминают любую любящую мать, играющую со своим ребенком. В том и смысл – выйти за границы традиционного церковного сюжета.
Мадонна Бенуа Фото: en.wikipedia.org
«Мадонна Бенуа»
Кстати, «Мадонна Бенуа» тоже нашлась относительно недавно: в начале XIX века астраханский купец Сапожников обнаружил ее в бараке для артистов передвижного итальянского цирка. Его внучка Мария, жена профессора Императорской академии художеств Леонтия Бенуа, представила ее на выставке 1908 году, а искусствовед и хранитель Эрмитажа Эмиль Липгарт в обзорной статье о вернисаже доказал, что «Мадонна» является незрелой работой да Винчи.
Аналогичный сюжет есть и у Рафаэля – считается, что прообразом его «Мадонны с гвоздикой» стала Дева Мария Леонардо, теперь прописанная в петербургском музее.
Сюжет «Мадонны с кошкой» встречается у художников, испытавших влияние великого Леонардо. И это позволяет предполагать, что такая картина действительно существовала. Тем более, что сохранились наброски на бумаге, где изображена «Мадонна с кошкой», многочисленные зарисовки играющего с животным малыша и отдельные изображения усатых-хвостатых. Они хранятся в Британском музее.
Так что подделка Тубино, как говорится, легла в масть. В каком-то смысле это и правда шедевр. Кракелюры, слои копоти, следы прошлых плохих реставраций выглядят убедительно. Даже Министерство культуры Италии объявило ее подлинной.
Всем так хотелось найти «Мадонну с кошкой», что Тубино поверили. У самого генуэзского художника не было цели продать фальшивку. Он показал ее, а затем повесил у себя в спальне, где она находилась до последних дней ее создателя. В завещании Тубино признался, что написал картину и отдал на выставку «как протест против суровой цензуры, которую практиковал фашистский режим того времени». Это уже не преступление, а художественная акция, затянувшаяся на 61 год!
Говорят, после смерти Тубино выходку оценил некий арабский коллекционер и купил поддельного Леонардо за огромную сумму. Как бы то ни было, где сейчас находится полотно, неизвестно.
«Прекрасная принцесса». Фото: eurodigest.ru
Принцесса из супермаркета
Этот портрет девушки в профиль (33х24 см), выполненный на пергаменте цветным мелом, до сих пор волнует искусствоведов. Портрет впервые всплыл на аукционе Christie’s в 1998 году и был продан как рисунок неизвестного немецкого мастера ХIХ века за 19 тысяч долларов.
Первой, кто предположил, что эта вещь принадлежит кисти Леонардо, была искусствовед Мина Грегори. Она была в гостях у Сильвермана в его парижской квартире, и тот показал ей работу.
Грегори определила, что автор – левша, и посоветовала сделать углеродный анализ. Он так и сделал: исследование показало, что возраст пергамента – около пятисот лет.
Эксперты парижской лаборатории нашли отпечаток пальца в левом верхнем углу картины и сочли его идентичным отпечатку на картине да Винчи «Святой Иероним», хранящейся в Ватикане. Впрочем, криминалисты Лозанны посчитали отпечаток непригодным для анализа.
Еще одним аргументом «за» стало сходство с портретом кисти Да Винчи, который висит в Виндзорском замке. А профессор Оксфордского университета Мартин Кемп даже написал книгу, доказывающую, что работа принадлежит кисти Леонардо (кстати, именно он атрибутировал «Спасителя» как работу да Винчи).
По его мнению, на портрете изображена Бьянка Сфорца, дочь герцога миланского Галлеацо Мариа Сфорца и Боны Савойской. После смерти отца ее дядя герцог Лодовико Моро выдал Бьянку за короля Германии Максимилиана I.
Нашлась и книга, откуда, по мнению Кемпа, был вырван портрет «Принцессы» – альбом «Сфорциада» из Национальной библиотеки в Польше, созданный по случаю свадьбы Бьянки.
И вот, когда весь мир уверовал в то, что «Прекрасная принцесса», как окрестили героиню искусствоведы, создана Леонардо, случилась сенсация. Фальсификатор Шон Гринхол заявил, что это он автор «Принцессы».
Британский художник-самоучка, более тридцати лет успешно подделывавший произведения самых разных эпох и стилей, попался на фальсификации ассирийских барельефов (из-за банальной орфографической ошибки в клинописи) и был приговорен к четырем с лишним годам тюрьмы.
Из-под его руки вышло около 120 фальшивок, которые успешно продавались на аукционах за хорошие деньги и до сих пор выставляются в ведущих мировых музеях. Освободившись, Гринхол издал мемуары, где рассказал: «Прекрасная принцесса» написана им в 1978 году с кассирши Салли супермаркета в его родном Болтоне (Северная Англия).
Старинный пергамент он украл в местной библиотеке, а красители изготовил из органических материалов, соответствующих эпохе. Рисовал, повернув пергамент на 90 градусов, отсюда и ощущение, что автор – левша.
Очевидно, семейка Гринхолов – а в преступном бизнесе участвовали отец-инвалид и мать Шона, которые выдавали подделки за семейные реликвии – продали ее как произведение неизвестного автора эпохи Возрождения. Заявлять, что это Леонардо, было бы слишком смело и опасно. Когда вдова итальянского коллекционера Жанна Маршиг в 1998 году принесла ее на Christie’s, то эксперты аукционного дома настояли на том, что это поздняя стилизация под Ренессанс.
Впрочем, многие искусствоведы, включая Мартина Кемпа, до сих отстаивают свою правду – это Леонардо. А Гринхол просто хвастается. Так что, несмотря на заявление фальсификатора и мнения скептиков, владелец «Принцессы» застраховал ее на 100 миллионов евро перед путешествием в Италию, где она экспонировалась сначала на выставке ЭКСПО в Милане, а затем в Урбино.
Справка «МК»: «По разным оценкам, количество подделок на рынке искусства составляет от 50 до 90 процентов. Доказать фальсификацию и наказать преступников удается крайне редко. В деле Шона Гринхола фигурировало 44 подделки, хотя он создал как минимум в три раза больше».
Туринская плащаница Фото: AP
Подделал Туринскую плащаницу?
Вопрос об авторстве «Спасителя» и «Прекрасной принцессы» остается открытым, и не факт, что когда-нибудь удастся установить истину. Все таки искусство, как и его исследование, очень субъективны, несмотря на научный прогресс в обрасти анализа произведений. Все зависит от смотрящего.
Если покопаться в истории, оказывается, что авторство Леонардо ставится под сомнение в отношении очень многих работ, которые ему приписываются. Даже всемирно известная «Мона Лиза» – не исключение. Дело в том, что после ее похищения в 1911 году Джоконду никто не видел два года. Пока вора Винченцо Перуджиа, который некогда работал в Лувре, не задержали при попытки продать картину в галерею Уффици. Он считал, что работа знаменитого итальянца должна находиться на его родине. До сих пор то и дело слышится шепот: а точно ли подлинная Джоконда вернулась в Лувр после похищения, или это ее «двойник»?
К тому же и самого да Винчи порой обвиняют в фальсификации. Речь о Туринской плащанице – христианской реликвии, на которой, по легенде, сохранился отпечаток лица и тела Спасителя. Однако радиоуглегодный анализ, проведенный десять лет назад, показал, что возраст ткани совпадает с годами жизни Леонардо. Специалисты предполагают, что изображенный на ней человек – никто иной как да Винчи, сделавший собственный портрет с помощью камеры обскура.
Ореол таинственности, который окутывает фигуру Леонардо, очевидно, будет привлекать и манить во все времена. Даже если в Лувре хранится искусная копия Джоконды, это не мешает миллиардам людей восхищаться ее загадочной улыбкой. В искусстве должна быть тайна, и самая восхитительная связана с гением Возрождения.