сказочник роу краткая биография
Александр Роу
Биография
Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.
Детство и юность
Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.
Режиссер Александр Роу
В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.
Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.
Александр Роу в детстве
После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.
Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.
Александр Роу в молодости
По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Фильмы
Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.
Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»
Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.
Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»
Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.
Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».
Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»
Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.
«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.
Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.
Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»
Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.
Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»
В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.
Александр Роу на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»
В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.
Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.
Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»
Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.
Личная жизнь
Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.
Елена Савицкая, первая жена Александра Роу
Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.
Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.
Ирина Зарубина, вторая жена Александра Роу
Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.
Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.
Смерть
На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.
Могила Александр Роу
Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.
Cказки Александра Роу — как великий сказочник снимал свои фильмы
Приветствую вас, мои дорогие читатели! Давайте сегодня вспомним великого советского режиссера и великого сказочника Александра Артуровича Роу. Те, у кого детство прошло в советское время, помнят и, наверное, смотрели все его фильмы. Сказки Александра Роу отличаются от современных киносказок тем, что они очень добрые, наполнены оптимизмом, верой в добро и торжеством справедливости. В них нет жестокости и насилия. Все его фильмы вызывают лишь только положительные эмоции.
Мне захотелось написать об этом великом сказочнике после очередной литературной гостиной, которая была посвящена Александру Роу. Может быть, вспомнив его веселые и добрые фильмы, читатели вместе со своими детьми снова посмотрят эти фильмы. А еще я вам расскажу интересные истории, которые случились, когда снимались фильмы, о них вы узнаете, если дочитаете до конца эту статью.
Немного фактов из биографии Александра Роу
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 в г. Юрьевец (ныне это Ивановская область) в семье ирландского инженера, который приехал в Россию налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. В России он женился на гречанке и через год у них родился сын Александр — будущий известный кинорежиссер.
Но детство Александра быстро закончилось, когда в 1914 году, как только началась Первая мировая война, отец сбежал обратно в Ирландию, бросив свою больную жену с ребенком без средств к существованию. Чтобы хоть как-то прожить, мальчик уже с 5 лет начал торговать спичками и галантерей с лотка. Но учебу в школе он не бросил и после окончания семилетней школы поступил в промышленно-экономический техникум.
Первой самостоятельной режиссерской работой стал фильм – сказка « По щучьему велению». Этот фильм был особенным. В те далекие времена не было и в помине компьютеров, и все чудеса в фильмах осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. В этом же фильме чудеса происходили с реальными людьми и животными. Так, в фильме печка, ведра передвигались сами по себе, пятились задом гуси, говорила щука. Именно это и подкупило зрителей всех возрастов.
Успех этого фильма стал определяющим жанром его кинокартин. Александр Роу снял 16 фильмов по сюжетам сказок. В некоторых фильмах он был не только режиссером, но и сценаристом. Последний фильм, 17-й по счету, по его сценарию уже был снят после его смерти, это фильм «Финист — ясный сокол».
А это список всех его фильмов. Скорее всего, все эти фильмы вы смотрели.
Георгий Милляр и Баба- Яга
У Александра Роу создалась прекрасная команда артистов. В его команде среди начинающих актеров можно было увидеть настоящих звезд советского кино: Михаила Пуговкина, Сергея Столярова, Людмилу Хитяеву, Сергея Мартинсона, Татьяну Пельтцер. Некоторые из них снимались не в одном фильме. А Георгию Милляру «повезло» больше всех, порой ему Александр Роу давал сразу несколько ролей в одном фильме, например:
Но особенно Милляру удавались роли Бабы — Яги. В общей сложности ему пришлось сыграть этот образ около десяти раз. И каждый раз Баба-Яга была разная. Сначала – это была злобная и вредная старуха, но со временем она превратилась в старушку, измученную радикулитом и не лишенной человеческих слабостей.
К своей роли Георгий Милляр всегда тщательно готовился. И не только тщательно подбирал и накладывал грим, сколько репетировал перед зеркалом ужимки и повадки своей героини.
На роль Бабы- Яги пробовались многие знаменитые артистки, даже Фаине Раневской хотели дать эту роль. Но Роу долго сомневался в выборе артистки на роль Бабы- Яги, ему не нравилась ни одна актриса, так как понимал, что такой персонаж должен быть каким-то другим. Тогда Георгий Милляр сам предложил свою кандидатуру.
«А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина. »
Роу согласился и как видите, не прогадал. Персонажи Милляра всегда получались живыми и вызывали восторг у зрителей. «Самая обаятельная нечистая сила» — такой титул Милляр получил от детей на одном из кинофестивалей.
Интересные факты и истории, случившиеся на киносъемках
Награды для фильмов Александра Роу
Фильм «Морозко» получил несколько наград на международных кинофестивалях, из них только четыре за фильм «Морозко», это
В 1961 году на МКФ в Ванкувере фильм «Хрустальный башмачок» был награжден Почетным дипломом; в 1981 году (уже посмертно) фильм «Конек-Горбунок» получил золотую медаль на МКФ детских фильмов в Кито.
Умер Александр Роу в 1973 году в возрасте 67 лет и похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.
Дорогие читатели! А вы смотрели сказки Александра Роу? Если еще нет, то я вам рекомендую найти эти фильмы в интернете и посмотреть их вместе со своими маленькими детьми или внуками. Некоторые фильмы в полной версии у меня выложены в этой статье, посмотрите обязательно! Уверена на 100%, что эти фильмы детям очень понравятся. А если вам понравилась моя статья, то поделитесь ею со своими друзьями и подписывайтесь на обновления блога.
А я с вами прощаюсь до новых встреч на страницах моего блога. С вами была Таисия Филиппова.
Александр Артурович Роу
Фото Все
Видео Все
Александр Роу. Легенды мирового кино
«Страна волшебника Роу». Документальный фильм @Телеканал Культура
110 лет со дня рождения Александра Роу
Александр Роу — биография
Александр Артурович Роу – советский кинорежиссёр, автор 16 художественных фильмов (из них 14 фильмов-сказок) и 3 документальных. 17-ый фильм «Финист Ясный Сокол» по его сценарию снимался после его смерти.
Создатель киносказок «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и других, Александр Роу, оставил шикарное творческое наследие многим поколениям детей России и других стан. Его добрые весёлые фильмы учат любить славянский фольклор и неизбежно поднимают настроение.
Детство
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (теперь это Ивановская область), в семье эмигрантов. Его отец, ирландец Артур Уильям Роу, в 1905 году приехал в Россию по контракту налаживать мукомольное производство в небольших городах. Мать будущего режиссёра, гречанка из Одессы Эйли Кэраджордж, растила Александра одна, потому что с началом Первой Мировой войны Артур Роу уехал на родину и больше в её жизни не появлялся.
Александр Роу в детстве
Эйли или Юлия Кэраджордж много болела, и Александру с десяти лет приходилось зарабатывать на их общее содержание. Он работал помощником в галантерейной лавке, что делал по случаю в церковном приходе и одновременно с этим учился в семилетней школе Сергиева Посада, куда они с матерью перебрались в 1915 году.
Образование
Окончив школу, Роу поступил в промышленно-экономический техникум. Учёба не помешала ему увлечься театром и в 15 лет стать артистом агиттеатра «Синяя блуза». Вскоре он отказался от экономической специальности и из техникума перевёлся в киношколу для актёров, основанную режиссёром Б.В. Чайковским. В 1930 году Роу её окончил и решил усовершенствовать своё образование в драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой.
Александр Роу в молодости
Во время обучения в драматическом техникуме, он делал свои первые шаги в кинематографе. Роу устроился на киностудию «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом знаменитого Якова Протазанова. Двадцатипятилетний ассистент оказывался не лишним на съёмочной площадке великого мэтра – проявлял чудеса дипломатии, умея обо всём договориться с самыми несговорчивыми членами съёмочного коллектива.
Фильмы
В 1937 году на киностудии «Союздетфильм» (так прежде называлась Киностудия имени М. Горького) Александр Роу самостоятельно снял свой первый фильм «По щучьему велению», который появился на экранах в 1938 году. С первой же работы талантливый ученик Протазанова при участии московских инженеров проявил недюжинную изобретательность, заставив ходить дымящуюся печь, убегать вёдра, складываться брёвна, пятиться гусей и разговаривать щуку. Его находки для фильма впечатлили не только детскую аудиторию, но и взрослую. Цензоры написали одобрительные отзывы, но посоветовали режиссёру снимать более патриотичное кино.
Кадр из фильма Александра Роу «Василиса прекрасная»
Следующим фильмом выдумщика, основанном на русской народной сказке «Царевна-лягушка», была картина «Василиса Прекрасная», вышедшая в 1940 году. В роли русского богатыря снялся Сергей Столяров, для которого фильм был дебютным, в роли Бабы Яги – непревзойдённый Георгий Милляр. И в этой картине Александр Роу дал разгуляться своей фантазии. Его Змеем Горынычем пятиметровой высоты, длиной 11 метров, управляли двадцать человек. Чтобы создать образы страшных обитателей сказочного леса Роу собрал команду лучших гримёров и мастеров комбинированных съёмок, которые в последующих его фильмах продолжали творить чудеса на съёмочной площадке.
С началом войны вместе с киностудией Роу уехал в эвакуацию в Душанбе. Там он снял патриотичную сказку «Кащей Бессмертный», на создание которой его вдохновил немецкий киноэпос «Нибелунги», выходивший в 1924 году. Это была своего рода пародия на произведение немецких кинематографистов. В сказке Роу Кащееву армию, олицетворявшую зло, громило русское войско. Фильм был удостоен массы положительных оценок, но после войны режиссёр на какое-то время оказался не у дел, поскольку снизилось общее финансирование кинопроцессов и Сталин спустил директиву снимать позитивные фильмы о современной жизни. От сказок надо было отказаться.
Режиссер Александр Роу во время работы на съемках
Тогда Роу переключился на документальное кино и выпустил три картины на Ереванской киностудии. К жанру сказки он вернулся в 1952 году, поставив цветной стереофильм «Майская ночь, или Утопленница» по одноимённой повести Н.В. Гоголя.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая составляющая его работы, росло количество спецэффектов, усложнялся грим и декорации. Имея постоянную команду мастеров, режиссёр предпочитал работать с одними и теми же актёрами. К новичкам относился с недоверием. Его любимчиком стал Милляр, который в некоторых фильмах исполнял по три персонажа («Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы»). Ещё одной героиней его фильмов стала до поры неизвестная Инна Чурикова, сыгравшая вредину Марфу в сказке «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко»
Роу в основном занимался экранизацией русского фольклора и старался донести до зрителей не только назидательное мудрое содержание сказок, но и передать сам дух русской сказки, подать её как нравственную традицию родной литературы. В его фильмах, наполненных оптимизмом, юмором и озорством, находилось место и поэзии. В них часто сочетались известные поговорки с современными словечками и каламбурами.
Самым успешным периодом творчества Александра Роу считается конец 1950-х – конец 1960-х годов, когда вышли фильмы «Марья-искусница» (1959 год), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962 год), «Королевство кривых зеркал» (1963 год), «Морозко» (1964 год), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 год), «Варвара-краса, длинная коса» (1969 год), «Золотые рога» (1972 год).
Выдающийся фильм «Морозко» получил признание на кинофестивале в Венеции, завоевав его главный приз в 1965 году. Через год он стал обладателем главного приза Всесоюзного кинофестиваля в Киеве. В 1968 году Роу было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР.
В 1972 году режиссёр начал готовиться к съёмкам сказки «Финист — Ясный Сокол». Он успел написать киносценарий, отобрать актёров, но больше сделать ничего не успел. По материалам, бережно переданным вдовой режиссёра, замысел был завершён его учеником Геннадием Васильевым.
Личная жизнь
Известный режиссёр дважды пытался ужиться с актрисами, но оба брака были непродолжительными. И только на третий раз он нашёл себе верную помощницу и подругу.
Первой пассией Роу была яркая комедийная актриса Елена Савицкая, для которой брак с режиссёром был третьим по счёту. Талантливая пара разошлась без скандалов и обид.
Александр Роу и Ирина Зарубина
Второй раз Роу всерьёз влюбился в исполнительницу роли Маланьи в его фильме «Василиса Прекрасная», ленинградскую актрису Ирину Зарубину. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. Они жили семьёй до начала войны, затем Роу отправился в эвакуацию, а Зарубина с ним не поехала. На том и расстались. Известно, что внук режиссёра Алексей Рыбников живёт в Санкт-Петербурге.
Роу мог озорничать не только на съёмках, но и в обычной жизни. В начале 1960-х годов режиссёру досталась некая часть наследства от его отца. Глава мукомольной компании, которая после смерти Артура Роу продолжала существовать, решил продать её и справедливо разделить выручку между наследниками. Поскольку дело было во времена железного занавеса, ирландские родственники, не зная, как разыскать советского наследника, подали объявление в газете «Известия», что, мол, разыскивается Александр Роу. Он откликнулся и получил свою долю наследства размером в 300 фунтов. Этих денег хватило на приличное пальто и фотоаппарат. Но когда знакомые расспрашивали его о наследстве, он хмурил брови и убедительно отвечал, что получил в наследство пароходную компанию и публичный дом, и теперь не знает, что с этим со всем делать. Со своей роднёй в Ирландии он связаться никак не мог, по тем временам это бы плохо отразилось на его репутации.
Роу много путешествовал по роду своей профессиональной деятельности и очень любил получать свежие впечатления от посещения разных мест. Со своими фильмами он побывал в 22 африканских странах, что било все советские рекорды по количеству посещений. Ходили разговоры, что в него была влюблена одна африканская принцесса, пожелавшая стать его женой. Немолодой уже Роу был несколько смущён и отказал чернокожей красавице.
Смерть
За пять дней до смерти неунывающий оптимист Роу, лёжа на больничной койке, распорядился, чтобы прощание с ним устроили на родной киностудии, а в момент выноса гроба симфонический оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Близкий друг режиссёра Лев Потёмкин именно так всё и организовал.
Могила Александра Роу
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года. Его похоронили на Бабушкинском кладбище Москвы.
В 2004 году по телеканалу «Культура» был показан документальный фильм «Киносказочник Александр Роу, посвящённый творчеству режиссёра» и приуроченный к 100-летию мастера.