Потому что ты врешь
«Вот что ты врешь?»
я таких лупила. больше ко мне не подходили и меня не трогали)
а просто забить на нее не вариант?не разговаривать, не обсуждать ее и вообще просто сделать вид, что ее нет, тогда она ничего не сможет сделать
1 сентября во славу Сатане
Вот уже год я работаю в школе.
-Мог ли я предположить, когда устраивался на работу год назад, что родители будут слать мне картинки сатаны в WhatsApp?
-Едва ли.
-Делают ли они это?
-Hell yeah..
Бла-бла-бла, здесь пропущен кусок скучного текста с википедии.
Крысиная шуба
Жил-был мужик. Простой, работящий. Днём землю пашет, ночью в кабаке пляшет, как по утру явится, так жена скалится.
Побивала, хулила она мужа, а он от того ещё дольше в кабаках просиживал, позднее возвращался, весь в долгах, как в шелках. Терпит ругань, терпит, а потом как скажет раз, будто топором срубит:
-Пёс с тобой, изловлю шубейку!
Швырнул мужик шапку об пол, всунул ноги в валенки, вышел за порог и дверью хлопнул, что снег с крыши посыпался. До того злость мужика взяла. Три дня и три ночи шарил он по амарам, местам отхожим непригожим, под дома залезал и в поля бегал. Наловил крыс целую свору. Шкурки поснимал, да портному понёс.
— Отдавай свои валенки ношенные, да два медяка, что в кармане звенят, и иди с миром, к утру будет тебе шуба.
— Ты чего это, мужик, обокрал кого?
— Да вот, купчина, жене шубу справил, несу обновкой порадовать.
— А чего это за мех у шубы такой чудной, никогда такого не видывал!
Стыдно мужику стало сознаваться, что шуба с крысы поддомной шита, он и говорит:
— А откуда это ты, простой мужик, шкурой такого редкого зверя обзавёлся?
— Места знать надо, вынюхивать, высматривать. Я, вот, последнюю пару валенок отдал, лишь бы суметь такую шубу справить, а ты сидишь, небось, у своих бочонков, ничего дальше прилавка не видишь.
Обозлился купец, да не столько на хамство мужицкое, к коему, по роду профессии, привык давно, а на то, что какой-то босяк свою жену в редчайшие шубы одевает, а он своей только вон, какую-то песцовую шубейку приволок.
— Отдай ты мне свою шубейку, мужик, век помнить буду.
— А за червонец золотой?
— Сам последнее отдал, не проси, не продам.
— Десять червонцев золотых и снимай шубу с плеч, а откажешься, мигом тумаками осыплю.
На то мужик согласился. Битым быть и без шубы остаться – дело не хорошее, не благое.
Повёз мужик телегу шуб на Новгородский базар.
— Дядя, отдай жилетку.
— Иди, малец, ищи счастья в канавах.
— Эй, дядя, отдай жилетку, а то я говорливый, всем поведаю, с чего твои шубы сшиты.
Плюнул мужик наземь, топнул сапогом, кинул на сиротку взгляд прескверный и свернул прилавок.
Разглядели люди обман хитрый, били мужика, рвали, бранили, всего обобрали, ничего не оставили, да вот так бы и до смерти самой битым быть мужику, кабы не вступились за него все матери, жёны, сёстры, дочери да невесты. Уж больно всем крысиные шубы в пору пришлись. И во вкус, и в цвет попали.
Торговцы ушлые как моду разглядели, так всех крыс изловили, и мышей- полёвок, и прочих всех городских меховых, что ни одной не осталось.
Ходил мужик полями, искал под домами, в хлева забирался, а так гол и остался. Вернулся домой к жене дорогой. На пути купца встретил. Нёс купец на руках целый баул мехов да шуб, песцовых да норковых.
— Ты куда это тащишь сокровище такое?
— Да пропади оно пропадом, сколько лет собирал, сколько шил, торговал, в лес ходил, охотился, а не нужен стал ни писец, ни норка, всем крысиную шубу подавай. Донесу баул до самого высокого хребта самой глубокой ямы и скину к чёрту в самое пекло!
Отдал купец меха и шубы и, клеймя судьбу почём зря, пошёл восвояси.
Мужик в избу входит радостный.
— На тебе, жена, меха песцовые, норковые, шубы красоты невиданной. Сам без сапог, без рубахи, зато ты у меня краше всех будешь.
А жена как посмотрит на него самым суровым взглядом:
— Ты за чем ходил? Что мне принёс? Просила же тебя, дурака, крысиную шубу достать, а ты что приволок?
Не ругался мужик, по столу не стучал, дверьми не хлопал, лёг на печь, вытянул ноги, улыбнулся, да и захрапел на пол избы.
Ночничок ручной работы
Всем здоровья и счастья. Решил рассказать про своё хобби.
Это многослойная картина, сделанная из бумаги с диодной подсветкой. За рубежом это «обзывается» холодным словом lightbox. Очень популярно в азиатских странах. Сам боксик сделан из натурального дерева, покрыт слоем лака. При желании можно покрасить под свой интерьер. Предусмотрена конструкция для подвеса на стену. Питание от трёх батареек АА, спрятанных внутри корпуса. По желанию можно сделать от usb устройства (зарядка, ПК). Каждая работа сделана с добротой и любовью. В каждой частичка души. Покрыт лаком, пыль грязь не страшны. Батарейки легко меняются.
Я их называю светлячки
Как и обещал, постараюсь этот пост сделать более подробным. Немного истории. Год назад задался целью сотворить бумажный лайтбокс, или papercut lightbox, как его называют наши друзья «за речкой». И вот на 14 февраля подарил дочке это » чудо».
Конечно тогда он выглядел получше, и радости дочке не было предела. Увлёкся, и уже на 8 марта был подарок маме
Ну а там, как говориться завертелось-понеслось. Подарки сестре и мальчишкам-сынишкам
После этого, к сожалению, делаю работы по готовым шаблонам. На данный момент сделал более тридцати боксиков. Я называю их светлячеами, работют только в темноте. Это видео снято про мои первые работы.
По правилам группы сообщаю, что все мои светлячки сделаны из нескольких слоев бумаги, обрамлены в деревянную рамку и подсвечены изнутри светодиодной лентой на батарейках. В следующих постах обязательно опишу подробный процесс рождения светлячка.Всем счастье, здоровья, добра и света!
Сказка
Как мое сезонное обострение помогло дочке
— Что случилась, котя? Развлекайся, отдыхай, пя-я-ятница же!
Обычно стараюсь дать просто наводящие на общую идею мысли, несколько ключевых слов, чтобы подтолкнуть к самостоятельному творчеству, но тут меня чот понесло..
— Сейчас доча, минуточку.
Иду на кухню, еще 50 мл для раскрытия чакр, по пути беру дрыхнущего кота, возвращаюсь:
Да, я, как и учительница, потом заметили отсутствие нескольких запятых, но сочли это авторской редакцией 😉
Инженер
«Ты врешь!», «Ты изменяешь!», «У тебя ничего не получится!». Как к вам относятся люди, которые такое говорят, и что скрывается за этими словами на самом деле
Информация, предоставленная в статье, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием психотерапевта. Обратитесь к специалисту.
Человеческие отношения — штука сложная. Увы, в них всегда находится место ссорам, конфликтам, агрессии. Вы сталкивались с ситуацией, когда вас незаслуженно обвиняли? Вы и повода никакого не давали, вели себя, как приличные люди. И стоите вы, не понимая, зачем человек на вас кричит, почему он такой агрессивный, откуда растут ноги у этих обвинений и что с ними делать. Как люди к вам относятся? Что на самом деле они имеют в виду, когда пытаются вас на чем-то поймать и загнать в угол?
Люди говорят одно, но подразумевается под этим совсем другое. Психологи astro7.ru рассказали о нередких причинах такого поведения.
Лжец, лжец, лжец
«Ты лжешь», «ты что, обманываешь меня?», «ты мне врешь и не краснеешь!» — все мы слышали эти слова. Если вы действительно лгали, то такие фразы говорят либо о том, что ваша ложь очевидна, либо показывает, что человек хорошо вас знает.
А вот если человек вас обвиняет, хотя ваша совесть чиста, как первый снег, это может оказаться весьма недвусмысленным сигналом — у обвинителя у самого рыльце в пуху. В этот момент он действует по принципу «лучшая защита — это нападение», и переключает внимание на вас, грубо говоря, «перевешивая» на вас собственные грехи.
Таким образом он также пытается снизить градус «ужасности» собственных лживых слов и действий, следуя логике, что если вы солгали, то и ему тоже можно. А значит, он не сделал ничего плохого.
Ты мне изменяешь?!
Нападая на вас, человек убивает сразу нескольких зайцев. Во-первых, как и в случае с ложью, он отводит внимание от себя. Во-вторых, он ищет себе оправдания. Его совесть запятнана, его может преследовать подспудное чувство вины. Стараясь уличить вас в неверности, он пытается от него избавиться. Еще одна причина такого поведения изменника — зная, что в его глазу бревно, он пытается разглядеть хотя бы соринку в вашем. Даже если согласно вашему мировоззрению измене нет места в отношениях, он-то живет в мире, где любовные приключения на стороне — объективная реальность. И потому становиться подозрительным и агрессивными.
Если партнер был вам верен, но все равно проявляет неадекватную ревность и обвиняет вас бог знает в чем, таким способом он может скрывать свою неуверенность в себе и хочет услышать, что на самом деле вам нужен только он. И мы подошли к следующему пункту — неуверенным людям.
У тебя ничего не выйдет!
Есть в вашем окружении люди, которые заставляют вас сомневаться в себе, в своих силах, в своих убеждениях? Наверняка есть, и, скорее всего, найдется не один такой человек. Они любыми способами стараются занизить вашу значимость и опустить самооценку.
«Тебе не идет это платье», «зачем ты печешь этот пирог, смирись уже, что готовка — это не твое», «этот красавчик слишком хорош для тебя», «не надо бросать работу, где ты другую найдешь?», «я бы на твоем месте этого не делал, знаешь ведь, что опять ничего не получится» — и прочие песнопения. Увы, каждый из нас от кого-то да слышал такие слова, а кому-то достались менее очевидные, но такие же болезненные уколы.
Что с этими со всеми людьми не так? У них самих полно комплексов, они страдают от неуверенности в себе и низкой самооценки, хотя и изо всех сил могут показывать свою самодостаточность, уверенность и «крутизну». За ваш счет они самоутверждаются. Таким намного проще жить, когда они знают, что кому-то так же сложно, как им самим, или еще сложнее.
И она к тебе не раз еще вернется
Как мы видим, то, как к нам относятся люди, часто является отражением их собственных чувств, поступков, мироощущения. Каждый отдает миру то, что имеет сам. Крошка Енот научился улыбаться, и ему стали возвращаться улыбки. Но не каждый человек способен постичь мудрость Крошки Енота.
Если кто-то пытается вменить вам что-то в вину, подорвать уверенность в себе или нечто еще в том же духе — проблемы тут, в первую очередь, вовсе не у вас. Есть немаленький шанс, что вам пытаются в чем-то признаться. А кто-то, быть может, даже попросить помощи. Не напрямую, но косвенно — потому что они действительно в ней нуждаются. И только вам решать, стоят ли эти люди того, чтобы вы позволили им остаться в вашей жизни, или они только тянут вас на дно и не дают свободно дышать.
В том случае, если вы не уверены, как в такой ситуации правильно поступить, или понимаете, что ваш случай не относится в разряду среднестатистических, обратитесь к экспертам Astro7, где к вашему вопросу подойдут в индивидуальном порядке и подскажут, как поступить правильно. Первая консультация для новых клиентов бесплатна.
Зачем мы врем, почему врут нам. Разговор с психотерапевтом о природе лжи
Для чего начинать разговор о таких, на первый взгляд, понятных вещах? Ведь все кажется очевидным: ложь — это плохо, правда — хорошо. Если бы все было так просто, скорее всего, ложь в нашей жизни встречалась бы намного реже. Мы предлагаем обсудить тему именно потому, что мир далеко не черно-белый. Что вы скажете о лжи во благо? Насколько опасно обманывать самого себя? Может ли ложь или утаивание правды стать оправданным защитным механизмом? Обо всем этом сегодня мы поговорим с психотерапевтом Еленой Карачун.
Кто это?
Елена Карачун — врач-психотерапевт «Центра здорового сна». Окончила Гродненский государственный медицинский университет, после чего два года работала в РПБ «Гайтюнишки». Являлась главным внештатным психотерапевтом Минской области, работая в МОКЦ «Психиатрия-наркология». Обучается психоанализу по стандартам Международной психоаналитической ассоциации. Стаж работы в психиатрии — более 10 лет.
Феномен правды
— Что такое ложь? Почему люди так часто врут?
— Ложь — это искажение истины. Это слово происходит от греческого «кривой», а «правда» — от греческого «прямой». Думаю, можно сказать: смысл лжи заключается в том, чтобы избегать столкновений и конфликтов, условно — уйти в сторону.
С точки зрения психологии ложь бывает разной, у каждой лжи свои цели. Я буду опираться на психоаналитическую теорию, потому что ложь здесь рассматривается как феномен отношения личности к ее представлениям об окружающих людях. По одной из классификаций есть три основные причины лжи, все они имеют корни в нашем детстве и проходят через всю нашу жизнь.
Первая причина — мы лжем, когда мы боимся быть неприятными, считаем, что недостойны любви, внимания или уважения, и стараемся выглядеть более привлекательно, со своей точки зрения, искажая правду. Такой вид лжи выражается в том, что люди в повседневной жизни преувеличивают или приукрашивают что-то, пряча правду о себе. Думаю, подобное происходило с каждым из нас.
В худшем варианте, например, когда ребенок был не принят в семье, не мог быть открытым и правдивым, ему приходится создавать оболочку «ложное я». Термин ввел психоаналитик-педиатр Дональд Винникотт, который заметил, что некоторые дети, стараясь сохранить отношения с недружелюбным или безразличным окружением, начинают приспосабливаться, формируя о себе удобное для окружающих представление, в которое и сами верят. Это может отразиться на всей их дальнейшей жизни: как правило, такие люди потом приходят в терапию с ощущением пустоты, говорят, что не чувствуют себя настоящими. Человек неожиданно для себя открывает, что внешность или качества, которыми он обладает, нравятся окружающим, но ему самому не доставляют никакого удовольствия.
Вторая причина лжи — попытка скрыть что-то способное нести для нас опасность. В патологическом варианте, если возвращаться к детско-родительским отношениям, такая ложь появляется, когда родители начинают атаковать ребенка, не принимать его, забирать то, что ему нравится. Как правило, такой тип лжи формируется в отношениях с преследующим, тоталитарным, контролирующим человеком. В природе мы бы назвали это мимикрией, попыткой слиться с общим фоном. Держать информацию в тайне — это все равно лгать, потому что такие обстоятельства искажают представление о нас в глазах окружающих.
Третий тип лжи очень опасный. Он возникает тогда, когда ребенок сталкивается с нелицеприятными вещами, реальностью, например, он узнает, что его родители не так богаты или что у него нет способностей к спорту или учебе. Если эти откровения травмируют, а еще и подогреваются окружением, используются как повод для унижения, ребенок испытывает стыд. В результате ключевого фактора — унижения возникает садистическая ложь.
Когда человек накапливает ощущение стыда и униженности, он начинает мстить окружающим. Ложь становится инструментом войны, втягивания других в свой спектакль. Манипулируя окружающими, искажая их реальность, такие люди испытывают бессознательное удовольствие. Садистическая ложь по праву приравнивается к насилию.
— Чем с точки зрения психоанализа отличается ложь от правды?
— На самом деле, все очень просто: правда никому не принадлежит. Попробую расшифровать. Ученые пытаются понять, как устроен мир, они ищут правду. Это требует массы усилий, умения видеть мир глазами других, проверки теорий на состоятельность. Или искать правду о себе — это значит подвергать себя сомнению, размышлять о том, какой ты, тестировать себя в отношениях с окружающими, получать обратную связь. Все это — поиск с результатом, который очень трудно предугадать заранее. Это встреча с незнакомым, которое всегда вызывает тревогу, а еще и требует немалых внутренних ресурсов для поиска. Помогает этому процессу любопытство, характерное для всех людей в большей или меньшей степени.
Коротко: феномен правды заключается в том, что она существует сама по себе, ее невозможно контролировать, она вызывает тревогу, ее требуется постичь.
Ложь — это всегда творение. Она возвращает человеку комфортную для него иллюзию контроля. При этом возникает парадокс: ложь никогда не дает опоры — ни тому, кто лжет, ни тому, кого обманывают, потому что они точно не знают, что происходит на самом деле.
Иногда врать полезно?
— Можно ли сказать, что социальная норма «важно говорить правду» чем-то подкреплена? Может быть, это просто договоренность, которая совершенно необязательна? Или есть что-то более важное, чем социальная норма?
— Здесь я бы говорила о бессознательных контрактах — правилах, которые мы воспринимаем как сами собой разумеющиеся, принимаемые на бессознательном уровне. Все-таки, когда это возможно, лучше говорить правду хотя бы потому, что это позволяет не искажать реальность, оставлять прозрачными, опирающимися на твердую основу отношения между супругами, друзьями, коллегами. Конечно же, идеальное государство — то, где люди очень четко понимают, что происходит в стране, доверяют ее руководству. Определенно правда позволяет строить более здоровые и плодотворные отношения.
Еще ложь очень тесно связана с чувством справедливости, ведь даже у двух людей могут быть совершенно разные представления о том, что справедливо, а что — нет. Балансируя в рамках своей шкалы ценностей, кто-то с низким доходом может посчитать, что не совершает ничего дурного, обманывая другого, очень богатого человека или, например, государство. Для кого-то это даже может стать актом восстановления справедливости.
Но на самом деле мир не черно-белый, наши возможности не равны. Кто-то может больше заработать, кто-то талантливее или удачливее. Многим очень сложно жить с осознанием этого факта, который, наверное, стоит назвать правдой. Еще раз: правда не в том, что, если у тебя нет денег или определенного таланта, ты хуже. Правда в том, что мы разные. Это сложно, поэтому некоторые принимают решение идти по кривой, уйти в сторону или держаться за собственную версию, отстаивая субъективную справедливость.
Ложь убивает доверие, это глобальная проблема. Я бы очень хотела точно знать, что таксист, везущий меня, не хочет сейчас спать, врач, к которому я иду на прием, позаботился о своей квалификации, государство, которому я плачу налоги, потратит их на поддержание благосостояния — моего и людей, действительно в этом нуждающихся.
Работа психотерапевта заключается, по сути, в том, что каждый день он лечит людей правдой. Наша задача — показать то самое, чего обратившийся за помощью не хочет замечать. Но в моем деле очень важно понимать, когда сказать правду.
Некоторые готовы ее принять в какой-то определенный момент: ни раньше и не позже. Формируя представление о мире, мы часто врем себе и другим, потому что некоторую правду узнать больно, стыдно, страшно, порой — невыносимо.
При садистической лжи один человек считает, что он кукловод, а остальные в его мире — куклы, которыми можно играть. Получается, кукловод унижает своей ложью окружающих. И когда мы обнаруживаем правду, у нас есть два способа реагировать: можно протестовать, заявляя лжецу, что ты не готов мириться с унижением, и отстаивать свою точку зрения посредством дискуссии, с помощью фактов, поступков. Второй способ — согласиться с ложью, но тогда ты остаешься униженным, промолчавшим — и это унижение никуда не денется. Как будто не замечая, во что тебя втянули, ты продолжаешь жить с этим искажающим твою реальность ощущением. Часто говорят, что правда связана со страхом, но это скорее не страх узнать правду, а страх почувствовать унижение из-за того, что ты обманут или использован.
Почему не любят правдорубов
— Какими качествами должен обладать человек, постоянно говорящий правду? Удобен ли он для общества? Правдорубов часто сравнивают чуть ли не с блаженными…
— Давайте вспомним: ложь защищает от страха и стыда. Представьте, что кто-то в резкой форме начинает обнажать перед вами нелицеприятные моменты. Вы к этому не готовы, вы, по сути, не хотите знать правду. Всегда же есть бессознательный контракт в паре: каждый из супругов что-то «не замечает» в партнере, такие же контракты есть в отношениях с руководством или во взаимодействии гражданина и государства. Здесь важно понимать, что все эти больные вопросы не похоронены — рано или поздно они всплывут, с ними придется столкнуться, ведь, как мы уже говорили ранее, правда, в отличие от лжи, существует сама по себе, вне зависимости от нашего желания.
Коллега рассказывал мне о случае из практики. Он показал зависимому человеку анализы, свидетельствующие, что у того начался цирроз печени. Знаете, какова была реакция? Пациент задумался и изрек: «Мда… жену я могу обмануть, а вот печень — нет». И если бы такое пациент мне сказал на сеансе психотерапии, я показала бы ему, что существует две части его личности. Первая, как и жена, не хочет знать правду, готова быть слепой и обманутой, не думать о последствиях. Вторая понимает правду и пугается ее. И после мы бы говорили об этом конфликте.
Правдорубы не стремятся восстановить объективную, всем необходимую справедливость, а больше хотят раскрыть тайны и тем самым унизить оппонента.
Но ведь есть люди, которые, методично отстаивая истину, ставят перед собой цель не эффектно унизить, а именно восстановить равновесие. Их поведение отличается желанием услышать оппонентов, проверить свою правду на крепость. Влияние таких людей, возможно, сначала не так бросается в глаза, но очевидно, что выражение такой честной позиции благотворно влияет на всех.
— Часто вранье оправдывается как «ложь во благо». Возможно ли такое вообще?
— Очень тонкий вопрос. В любом случае здесь важно спросить себя, почему человек, который лжет во благо, оставил себе право решать, говорить правду оппоненту или нет.
— В советской медицине повсеместно существовала практика не сообщать смертельно больным людям о трагических последствиях, к которым приведет болезнь: предполагали, что пациент может не справиться с правдой, она ему только навредит…
— Врачи до сих пор не любят подробно говорить о тяжелых диагнозах, обсуждать их. Какое-то время в белорусской медицине пытались вводить информированное согласие, но прижилось это далеко не во всех сферах. Как правило, у врача просто нет времени проникнуться проблемами пациента, переварить их и искренне, с сочувствием ответить. Это плохой пример лжи во благо.
Я, вообще, думаю так: многие говорят, что врут, чтобы не ранить близкого или не накалять обстановку. Мы не имеем права на такую ложь, так как она касается другого человека, лишает его самого ценного — возможности контролировать собственную жизнь. Обманывая, ничего не говоря, мы оставляем за собой контроль над его жизнью. Такой контроль, по сути, садистическая ложь.
В советской системе воспитания детдомовцам не говорили, кто их родители, считая, что таким образом оберегают их от стресса. Эта практика была распространена и во многих других странах. Французский психоаналитик Француаза Дольто переломила ситуацию, очень сильно повлияв на институт приемных родителей и детских домов во Франции. Она считала, что ребенок способен пережить любую правду и травмирует его не правда, а как раз таки тайна — ложь. Травма заключается в том, что в какой-то момент у ребенка, не знающего правду, ломается картина мира. Поэтому детские дома во Франции являлись хранителями информации о природных родителях приемных детей. Ребенок в любой момент времени, когда он чувствовал, что готов, имел право приехать и узнать, кто его настоящие отец и мать.
Опасность самообмана
— Человек, часто повторяя ложь, в какой-то момент начинает в нее верить сам. Как это можно объяснить?
— Это вполне понятная ситуация: в большинстве случаев человек банально не хочет знать правду. Я неоднократно наблюдала, как люди, приходящие ко мне за помощью, с готовностью верят в очевидную ложь от партнеров, запрещая себе увидеть реальное, но очень неудобное положение вещей. Говоря просто — предпочитали любить не человека, а свое идеалистичное представление о нем. Они чувствовали, что, узнав правду, не смогут ее контролировать, она заставит взглянуть иначе на себя и того, кто рядом. Самообман же создавал иллюзию контроля.
Еще один вариант самообмана заключается в том, что человек не может увидеть в себе причину своих несчастий. В этом случае обманывающий себя считает, что кругом враги, мешающие его процветанию. Эта ложь защищает от правды о том, что в нас есть сторона, которая нам очень не нравится, за которую может быть стыдно. Эта ложь основана на проекции — я вижу в окружающих то, чего не хочу о себе знать.
— Кризисные периоды в жизни многих государств, как правило, делят общество на несколько противоборствующих сторон, каждая из которых свято верит, что является носителем истины, в то время как оппоненты — или глупцы, или лжецы. Как можно объяснить этот феномен такой «многоликой правды»?
— В случае больших потрясений общество попадает в ситуацию расщепления и регресса. Грубо говоря, оно откатывается на ранние ступени мышления, по сути к периоду, когда мир в представлении человечества выглядел как сказка, где было четко разделено добро и зло. Попробую объяснить: говоря о своей повседневной жизни, многие из нас наверняка скажут «здесь все сложно». Мы замечаем полутона, понимаем, что вещи могут иметь двойные, порой противоречивые смыслы.
Когда напряжение нарастает, сознание, стремясь спастись от чрезмерной нагрузки, впадает в регресс, дающий облегчение через иллюзию понимания простоты мироустройства. Есть лишь ложь и правда, хорошее и плохое, черное и белое. В таких условиях измотанной нервной системе проще принимать решения.
Примечательно при этом, что враги (это происходило всегда, во всех конфликтах, во всем мире) будут обвинять друг друга в том, что делают сами. И мы все чаще будем слышать «сам дурак, сам дурак, сам дурак…». Расщепляясь и примитивизируя оппонентов, мы наделяем их всеми негативными сторонами абсолютного зла (в том числе и своими собственными, которые уже не имеем силы замечать), а себя видим сугубо положительными героями — абсолютным добром.
В отличие от животных, люди наделены самопознанием. Представляя себе самих себя, мы склонны впадать в крайности, которые были навязаны нам обстоятельствами и внутренними механизмами защиты. Если человек говорит, что в его детстве абсолютно все было ужасно или, наоборот, прекрасно — это верный признак того, что у него есть серьезные проблемы с искаженным представлением о мире. Пройдя терапию, осмыслив и приняв происходившее, он, скорее всего, скажет, что детство было разным: и хорошим, и плохим. Это будет примирение с правдой.
То же самое можно перенести и на уровень общества — ему важно перестать делить все на черное и белое.
Мы должны все время вспоминать о критическом мышлении, тестировать себя и окружение. Нужны факты, а не их интерпретация, требуется находить в себе любопытство, позволяющее проявлять интерес к противоположной точке зрения.
Важно задавать себе вопросы, дающие правдивые, но неудобные ответы. Мне говорят, что хотят меня защитить, почему я не чувствую себя в безопасности? Мне говорят: на противоположной стороне — враги, почему же эти люди были товарищами еще недавно? Меня уверяют: все просто, почему до этого все было сложно? Это тяжелая психическая работа, но лишь в результате нее мы сможем отличать правду от лжи и принимать собственное, осмысленное решение о том, что с ними делать дальше.