сказание о доблестном рыцаре айвенго актеры и роли
Баллада о доблестном рыцаре Айвенго
Из Википедии — свободной энциклопедии
Постер фильма
ролях
Тамара Акулова
Леонид Кулагин
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» — советский художественный фильм по мотивам романа шотландского писателя Вальтера Скотта «Айвенго», снятый режиссёром Сергеем Тарасовым в 1982 году. Лидер проката 1983 года: 9 место, 28,4 млн зрителей.
Фильм продолжает цикл лент кинорежиссёра Сергея Тарасова о средневековой Англии, начатый «Стрелами Робин Гуда». Робин Гуд в исполнении Бориса Хмельницкого и его шайка благородных разбойников перешли в данный фильм без изменений в качестве второстепенных персонажей.
Почему кумир советских женщин Петерис Гаудиньш обрек себя на одиночество: Тайны латышского Айвенго
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Петерис Гаудиньш родился в 1956 г. в Риге, в семье врачей. Он собирался продолжить династию и после школы поступил в медицинский институт, но уже после первого курса понял, что выбрал не тот путь. Он бросил учебу и поступил на театральный факультет Латвийской консерватории. Уже в первый год учебы Петерис начал сниматься в кино и выступать на сцене Рижского театра «Дайлес», которому отдал всю свою жизнь.
В конце 1970-х гг. актеры из Прибалтики пользовались в СССР невероятной популярностью – они были главными «иностранцами» советского кино. Фильм «Театр» стал настоящим кинохитом тех лет, в главной роли в нем снялась звезда латвийского кино Вия Артмане, для которой эта работа стала своеобразным подведением итогов, ведь ее выпустили специально к ее 50-летию. А вот для молодых актеров Ивара Калныньша и Петериса Гаудиньша «Театр» стал удачным стартом кинокарьеры. Оба актера были настоящими красавцами и сводили с ума тысячи советских зрительниц.
После такого успешного старта латвийский актер составил серьезную конкуренцию многим российским коллегам. Однажды ему удалось обойти даже Александра Абдулова. Тот очень хотел сыграть капитана королевской гвардии, офицера охраны Артура Мешема в экранизации пьесы французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды». По сюжету, в его героя влюблялись сразу несколько героинь, среди которых были королева Англии Анна и герцогиня Мальборо. Казалось бы, кто же еще мог бы смотреться в этой роли убедительней, но режиссер все же остановил свой выбор на латвийском актере Петерисе Гаудиньше.
Роль герцогини Мальборо в этом фильме сыграла знаменитая актриса Алла Демидова. Впервые увидев Петериса на съемочной площадке, она не смогла сдержать иронии. Актер вспоминал: « Она меня серьезно не восприняла. Подумала, что меня взяли из-за смазливой рожицы и я вообще ничего не умею. Помню, она сказала: «Срочно дайте ему шпагу, парню хоть за что-то надо держаться!» А я ответил, что у меня есть за что подержаться, например, шляпа. Алла улыбнулась, и мы подружились ».
Спустя 3 года, в 1982 г. на экраны вышла «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», после чего Петерис стал воплощением образа идеального мужчины. Этот фильм стал одним из лидеров проката 1983 г. – его посмотрело больше 28 млн зрителей. Он запомнился и тем, что в нем прозвучали прекрасные песни Владимира Высоцкого. Правда, сам Гаудиньш эту свою работу оценивал невысоко и рассказывал о ней неохотно: « На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего ».
Он продолжал сниматься до начала 1990-х гг., а потом в связи с кризисом в кинематографе в его кинокарьере наступила 10-летняя пауза. В 2003 г. он вернулся на экраны, но с тех пор сыграл всего 9 ролей. Петерис Гаудиньш продолжает выступать на театральной сцене, а в свободное время работает экскурсоводом в Праге. Он редко дает интервью и, несмотря на выбранную профессию, не любит публичности. Говорит, что от славы устал еще в молодости, а внимание поклонников его всегда не радовало, а раздражало.
Он и в свои 65 лет прекрасно выглядит, но очень не любит, когда ему делают комплименты по поводу его внешности. Дело в том, что Петерис считает свою внешность главной причиной не очень удачной кинокарьеры. У него было достаточно много ролей, но все режиссеры, в основном, эксплуатировали его привлекательную внешность и давали однотипные роли схематичных красавчиков. К тому же он всегда выглядел моложе своих лет, и «вечного юнца» не утверждали на серьезные драматические роли.
Красавец-мужчина, о котором мечтали тысячи поклонниц по всей стране, ни разу не был женат и до недавнего времени жил вместе с родителями. После того, как ушел из жизни его отец, мать переехала к сестре актера – ей нужен был уход, а у него из-за работы не хватало на это времени. С тех пор актер живет один. Свой выбор он объясняет так: « Просто я чересчур боялся ответственности. Мне казалось, что семья и особенно дети несовместимы с актерством. Дети должны быть всегда на первом плане, а у нас с постоянными гастролями и съемками так никогда не получится. Может, если бы выбрал другую профессию, были бы и дети, и внуки. Я ведь поначалу хотел пойти по родительским стопам, стать врачом. Но, проучившись полгода в мединституте, ушел в театральный. Но ни о чем не сожалею: ни о выборе профессии, ни о том, что сейчас один. Если завтра встречу человека, без которого жить не смогу, то все еще может быть! ».
У его добровольного одиночества есть и еще одна причина: женщины всю жизнь его преследовали, добивались встреч, проявляли внимание, а Петерис убежден, что женщина не должна делать первых шагов, и что мужчине нужно оставаться охотником. Актер говорит: « Я старомоден. И всегда придерживался мнения, что мужчина должен завоевывать женщину, а не наоборот. Я же, к сожалению, всегда чувствовал себя добычей. Сейчас я уже не такой влюбчивый, как в молодости. Мне мой ум подсказывает, что не надо влюбляться ». Его рыцарь Айвенго на экранах воплощал мечту о вечной любви, а сам актер говорил: « Вряд ли я готов поверить в такие чувства ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Блат в Госкино, спасенные песни Высоцкого и отсутствие «химии»: как снимали «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго»
В 1983 году одним из лидеров советского кинопроката стала картина «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – экранизация романа Вальтера Скотта, который знали, наверное, все подростки СССР. За восемь лет до этого с не меньшим успехом в кинотеатрах был показан другой фильм режиссера Сергея Тарасова по мотивам английских средневековых легенд – «Стрелы Робин Гуда». Две картины оказались связаны не только тематически – из одной в другую перекочевал благородный красавец Робин Гуд в исполнении Бориса Хмельницкого, а музыкальным сопровождением «Баллады» стали песни, написанные Владимиром Высоцким для «Стрел Робин Гуда», но запрещенные на тот момент цензурой. Казалось бы, где Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд и Айвенго, а где Высоцкий – как-то его песни больше ассоциируются с послевоенной Москвой, наводненной различным криминальным элементом. Однако именно этот саундтрек добавил фильму глубины и сделал его бессмертным.
Англия XII века, король Ричард Львиное Сердце в плену. Страной правит его брат, принц Джон. Народ не знает спасения от мук тирана, который занял престол. На родину в тайне ото всех возвращается оклеветанный Айвенго, оруженосец Ричарда. В результате козней подлого рыцаря-командора Ордена Тамплиеров Бриана де Буагильбера все считают Айвенго предателем. Легенда рыцарских турниров, непобедимый боец сделает все, чтобы доказать свою непричастность к преступлению против короля.
На главную роль – Айвенго – Тарасов решил пригласить 28-летнего латвийского актера Петериса Гаудиньша, леди Ровеной стала 25-летняя красавица Тамара Акулова, антагониста Айвенго Бриана де Буагильбера сыграл Борис Химичев, лорда Седрика Ротервудского – Леонид Кулагин. Робин Гудом стал, как мы уже писали, покоритель женских сердец Борис Хмельницкий. Актер театра на Таганке, Хмельницкий посоветовал режиссеру взять в картину его коллег по театру Александра Филиппенко и Юрия Смирнова, которые украсили ленту образами шута по имени Вамба и «не просыхающего» монаха Тука. Помимо Гаудиньша, еще несколько ролей достались прибалтийским актерам, так, Ричарда Львиное Сердце сыграл Ромуальд Анцанс, его брата принца Джонса – Альгимантас Масюлис, а Реджинальда Фрон д’Бефа – Витаутас Томкус. Незабываема Майя Булгакова в роли Ульрики.
Многие актеры перекочевали в «Балладу» из «Стрел Робин Гуда», если бы не несчастье, в фильме могло не быть Александра Филиппенко. Но актер Юрий Каморный, сыгравший в первом фильме шута вместо Высоцкого, которому сниматься не позволили, в 1981 году был убит при странных обстоятельствах.
Съемки проходили в живописном прикарпатском городе Черновцы и в не менее живописном Каменец-Подольском, а замок, который штурмуют в фильме, на самом деле – Хотинская крепость, расположенная в городе Хотин Черновицкой области Украины. Кстати, осада Ла-Рошели в трилогии «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и «Тарас Бульба» Владимира Бортко снималась там же. Порой фильм упрекают в неправдоподобности военных сцен, однако дело было вовсе не в том, что Тарасов хотел снимать наивное кино для детей. Когда работа над картиной шла полным ходом, выяснилось, что бюджет «Баллады» урезали на сто тысяч рублей.
«Сын начальника Госкино тогдашнего закончил ВГИК и запустился с фильмом «Лунная радуга», – рассказывал Тарасов в одном из своих интервью. – И оказалось, что с нескольких картин сняли деньги, по сто тысяч, чтобы дать мальчику начальника снять кино, которое никто в принципе не видел. И поэтому у меня «Айвенго» – это была картина, которую вытащил я сам по себе, мой второй режиссер и оператор. Я просто сжал зубы – уже куда же отступать-то».
Первым делом сократили количество съемочных дней, группе пришлось работать быстро и на полную катушку. Денег на профессиональную массовку не было, и в рыцарей в сценах осады превратился взвод солдат. Одного из них сыграл сам режиссер, а его дочь стала дамой, лицезреющей рыцарский турнир. К счастью, летом 1982-го Брестский областной драматический театр в течение месяца гастролировал в Черновцах, и почти все актеры и их дети тоже снялись в эпизодах.
Исполнителям основных ролей пришлось несладко: актеры, которым предстояло сниматься в седле, остались даже без тренировок в манеже.
«На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего», – говорил много лет спустя Гаудиньш, которому, помимо прочего, пришлось бегать в магазин за выпивкой для «Тука» и «Ричарда Львиное Сердце», которые возлагали эту обязанность на него, как на младшего товарища. Гаудиньш, которого прославила роль Айвенго, вообще был не в восторге от этой своей работы, а Акулова призналась, что не чувствовала партнерства со стороны сдержанного латыша и ей было сложно играть любовь.
На катастрофическом сокращении бюджета бедствия фильма не закончились. Когда «Баллада» была практически готова, в СССР развернулась борьба с пьянством. Сцен с Юрием Смирновым должно было быть гораздо больше, но пьянице Туку не повезло – он столкнулся с первой волной сухого закона в СССР. Из только отснятых лент срочно вырезали все, связанное с алкоголем. И словно на выручку фильму пришел с того света всенародно любимый в СССР Владимир Высоцкий.
При жизни поэта цензура запретила использовать в «Стрелах Робин Гуда» шесть баллад, специально написанных Высоцким, и вместо них в картине звучали музыка Раймонда Паулса и стихи другого автора. Однако после смерти Высоцкого в 1980 году отношение власти к нему изменилось, и Тарасову дали добро на то, чтобы использовать те самые песни в новом фильме. В нем звучат четыре баллады из шести: «Баллада о времени», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о любви» и «Баллада о борьбе». Не вошли «Баллада о ненависти» и «Баллада о коротком счастье», а из пронзительной «Баллады о любви» вырезали две последние строфы.
Для создания нужного настроения на съемочной площадке выставляли динамики, и раскатистый голос Высоцкого раздавался над лесом и холмами.
По мнению некоторых критиков, песни Высоцкого даже затмили действие на экране. Как писал Андрей Михайлович Шемякин в рецензии, вышедшей в журнале «Искусство кино», «патетика экранного действия трогает нас в гораздо меньшей степени, чем суровая образность песен Высоцкого», и по сравнению с балладами «эмоциональная полнота оскудевает, характеры бледнеют, интрига кажется не простой, а наивной».
Так или иначе, по итогам кинопроката в 1983 году фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» занял девятое место, его посмотрели 28,4 млн человек.