сказ про то как царь арапа женил актеры и роли
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Летят журавли»?
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма-сказки Александра Роу кадр!
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
Кем на самом деле был Ибрагим Ганнибал, почему режиссёр отказал иностранному актёру и как дважды не повезло Семёну Морозову.
Режиссёр Александр Митта снял фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» по мотивам неоконченного исторического романа «Арап Петра Великого». Главным героем произведения был прадед поэта — российский военный инженер эфиопского происхождения Ибрагим Ганнибал. При написании романа Пушкин опирался на многотомный сборник исторических преданий и анекдотов Ивана Голикова под названием «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Биографии Ганнибала было уделено не очень много внимания — в ней вообще остаётся много белых пятен, поэтому Пушкину пришлось дописать и романтизировать события, которые происходили с его прадедом.
www.сyclowiki.org
Пётр I действительно ради забавы взял на воспитание двух мальчиков-арапов, которых привез ему из поездки в Константинополь один из дипломатов. Братьев назвали Ибрагим и Алексей, научили русскому языку и крестили по русскому обычаю. Сообразительный и авантюрный Ибрагим стал не только любимцем царя, но и его секретарём и ординарцем. Его отправили учиться в инженерную школу в Париже, он принимал участие в военных действиях в Европе, дослужился до капитана, а по возвращении в Россию поступил командующим бомбардирской роты в Преображенский полк.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
После смерти Петра фаворит был сослан в Тобольск, но при воцарении Елизаветы его дела снова пошли в гору — Ганнибалу пожаловали несколько имений, назначили комендантом Ревеля, управляющим Инженерным корпусом и руководящим военным и городским строительством в Кронштадте. Был отправлен в отставку в высоком чине генерал-аншефа. Ганнибал был дважды женат — на гречанке Евдокии Диопер и немке Христине-Регине фон Шеберг, причём, одно время был двоежёнцем… Так что никакой романтичной истории на балу, показанной фильме, на самом деле не было.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Александр Митта решил снимать фильм сразу «под Высоцкого», но во время подготовки на него вышел французский продюсер и сказал, что в этой роли очень хочет сняться американский темнокожий певец и актёр Гарри Белафонте. Он был настолько уверен, что советский режиссёр согласиться на это предложение, что уже потратил деньги на перевод сценария и назначил Белафонте гонорар. К его удивлению Митта сказал, что Ибрагим — русский интеллигент, и никакой иностранец не сможет этого передать… Идея с участием Владимира Высоцкого не нравилась никому, кроме Митты и самого Высоцкого, который очень хотел сыграть такого необычного человека. Актёр потом вспоминал, что сложнее всего в этой роли было снимать грим — чёрная вакса въедалась в кожу, и он оттирал её чуть ли не до крови…
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Владимиру Высоцкому предоставили решающее слово в выборе актрисы на роль возлюбленной Ганнибала. Он выбрал студентку Горьковского театрального училища Ирину Мазуркевич, у которой была всего одна полудетская работа в кино. Юная актриса покорила сердце не только Высоцкого, но и Семёна Морозова, который играл гардемарина Говорова. Он всеми силами старался произвести впечатление на девушку — отказывался от каскадеров, сам делал все трюки, рисковал собой, но понял, что она очарована Высоцким и это взаимно… Тогда он переключился на прекрасную незнакомку, которую встретил в гостинице. Пару дней с ней кокетничал, а потом выяснил, и тут ему не повезло — незнакомкой оказалась Марина Влади.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Два актёра получили роли по блату. Юного дворянина Ваню Ртищева сыграл Евгений Митта — тринадцатилетний сын режиссёра. Когда встал вопрос, кого арап будет сечь розгами — Митта-старший ни секунды не сомневался… Потом Евгений смеялся, что на этой сцене «отец оттянулся за всё своё демократическое воспитание» — пару ударов были самые настоящие. Становиться актёром мальчик перехотел и в будущем стал художником. Вторым «блатным» стал сын Марины Влади — Владимир Бруйе, который сыграл в крошечном эпизоде.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Долго не могли подобрать актёра на роль Петра Великого. В конце концов Александр Митта утвердил Алексея Петренко, который уже несколько лет снимался в многострадальной неоднократно запрещенной «Агонии». Изначально роль Петра была эпизодической, но специально под актёра её дописали, а чтобы вписаться в хронометраж — сократили сцены Ганнибала… Из-за этого у Митты и Высоцкого, которые работали в полном согласии и взаимопонимании, случился первый конфликт.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Второй раз они бурно выясняли отношения после того, как режиссёр не поставил в фильм песни в исполнении Высоцкого. Специально для съёмок бард написал песни «Разбойничья» и «Купола». В фильме они так и не прозвучали, хотя сначала была договорённость, что «Купола» прозвучат на титрах, а «Разбойничью» споёт Валерий Золотухин. Но Митту аккуратно предупредили, что песни осложнят прокатную судьбу фильму, поэтому он был вынужден отказать Высоцкому.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Александр Митта снял материала на две серии, но уговорить худсовет пропустить фильм в таком виде ему не удалось. По настоянию Госкино режиссёр сильно перемонтировал работу, был вынужден выкинуть несколько значимых драматичных сцен, а кроме того его попросили поменять название, чтобы у получившейся комедии не было ассоциаций с произведением Пушкина. Так «Арап Петра Великого» стал «Сказом про то, как царь Пётр арапа женил». Потом Высоцкий говорил, что был в фильме на первом месте, а стал на третьем после запятой… Признавая все заслуги яркого комедийного фильма, он не считал роль Ганнибала своей интересной работой. Митта тоже не был доволен результатом — он снимал трагикомедию по произведению Пушкина, а получилась динамичная комедия «по мотивам».
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта
Фильм вызвал неоднозначную реакцию критики. Писатель Михаил Шолохов даже написал гневное письмо Леониду Брежневу, в котором называл «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» высмеиванием русской истории и принижением заслуг Петра I. Зато зрители приняли фильм хорошо — его посмотрели около 36 миллионов зрителей, десятки стран закупили к прокату, а вот американцы отказались — в Штатах реакция на белого актёра, который играл чернокожего героя могла быть непредсказуемой.
Сказ про то, как Митта фильм снимал. Факты о фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (24 фото + 2 видео)
Александр Митта (у микрофона), Алексей Петренко, Михаил Кокшенов, Юлий Дунский, Женя Митта, Семен Морозов, Владимир Высоцкий, Альфред Шнитке и другие участники съемочной группы на премьерном показе фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» в Доме кино, 6 декабря 1976 года.
Фильм снят по неоконченном у роману А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Главный герой романа Ибрагим Петрович Ганнибал был прадедом самого Пушкина. Дочь Карамзина Софья Николаевна писала сыну: «На днях Жуковский читал нам роман Пушкина, восхитительный: „Ибрагим, царский Арап“». Этот негр так обворожителен, что ничуть не удивляешься страсти, внушенной им к себе даже даме двора регента; многие черты характера и даже его наружности скалькированы с самого Пушкина».
Единственным источником для автора послужил многотомный труд Ивана Голикова под названием «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». Но этот источник фольклора и анекдотов был весьма раздробленным. В биографии инженера Ибрагима Ганнибала оставалось много белых пятен. Поэтому Пушкин многое досочиняет и романтизирует образ своего прадеда.
Петру I действительно из Константинополя члены дипломатической миссии привезли в подарок двух мальчиков-арапов, вывезенных из Эфиопии. Царю они очень понравились, он дал им имена Ибрагим и Алексей и взял на воспитание. Братьев Пётр крестил сам по-православному обычаю.
Их учили русскому языку и разным наукам. Но большие успехи в учёбе делал остропонятливый Ибрагим. Пётр привязался к нему, сделав его своим секретарём и ординарцем. Желая дать способному арапу инженерное образование, царь отправил юношу учиться в Париж.
Вместе с французскими войсками он воевал против испанцев и дослужился до чина капитана. И за храбрость был награждён самим герцогом Орлеанским. Вернувшись в Россию, был назначен командовать бомбардирской ротой Преображенского полка.
После кончины Петра фаворита сослали в Тобольск. И только восшествие на престол его царственной дочери Елизаветы Петровны изменило его положение к лучшему. Елизавета пожаловала Арапу несколько имений.
Он получил назначение в Ревель комендантом, а оттуда переведён в Кронштадт, где руководил военным и городским строительством, применив все свои инженерные таланты. И даже стал управляющим Инженерным корпусом.
Дослужившись до чина генерал-аншефа вышел в отставку. Ибрагим Ганнибал дважды женился: сначала в 1731 году на гречанке Евдокии Диопер, а в 1736 — на немке Христине-Регине фон Шеберк. Более того, некоторое время преспокойно был двоеженцем.
Конечно, никакой страстной любви к русской боярышне Наташе Ртищевой, не было, это всего лишь выдумка сценаристов Юлия Дунского, Валерия Фрида и самого Александра Митты.
Митта сразу готовился снимать в главной роли Владимира Высоцкого. Эта идея нравилась только самому Митте и, конечно, Высоцкому, кандидатуру которого пришлось отстаивать и буквально пробивать во всех кабинетах, от чиновников Госкино до директора «Мосфильма». Высоцкому очень хотелось сыграть этого удивительного, по виду иностранного, но русского душою человека.
Пока шёл подготовительный период, о съёмках пронюхали в Европе и Митте позвонил французский продюсер с предложением о совместных съёмках. На роль арапа у него есть прекрасный американский чернокожий актёр и певец Гарри Белафонте.
Он был настолько уверен в успехе, что уже подготовил контракт с Белафонте и назначил ему гонорар. И на собственные деньги готовил перевод сценария. Но Митта отказался от совместных съёмок и заявил, что арап — сугубо русский интеллигентный человек, и никакой американец не сможет это сыграть.
Изначально фильм планировали назвать также, как роман А.С. Пушкина — «Арап Петра Великого». Но худсовет отклонил это название, что очень обидело Высоцкого. На что он с горькой усмешкой сказал, что брали его на заглавную роль, а в итоге, его место оказалось «после Петра и запятой. ».
Огорчило Высоцкого и то, что две его песни написанные для картины, тоже в фильм не попали. По воспоминаниям сценариста Валерия Фрида, Владимир Семёнович довольно быстро написал две песни для кинофильма: «Разбойничья» и «Купола». Но на стадии монтажа Митта вынужден был от них отказаться. И хотя уже было даже решено в каких сценах фильма они будут звучать, посчитали всё-таки что песни «задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться».
«Разбойничью» песню должен был исполнять друг Высоцкого и по совместительству исполнитель роли разбойника Фильки Валерий Золотухин. А песня «Купола» в исполнении автора должна была идти в титрах.
Музыку к песням написал Альфред Шнитке, который прекрасно знал Высоцкого, неоднократно бывал в театре на Таганке, где играл Владимир Семёнович.
Митта не зря отказался от песен Высоцкого, на самом деле руководство «Мосфильма» предупредило режиссёра, что прокатная судьба фильма может сильно пострадать. И достаточно того, что Высоцкого уже разрешили снимать в этой картине.
Ради роли арапа Высоцкому пришлось ежедневно наносить едкий грим. Чёрная вакса, которую обильно наносили на лицо и кисти рук, не только раздражала кожу, но и въедалась так, что Высоцкому приходилось отдирать её с кровью и чуть ли не вместе с кожей.
Зато последнее слово в выборе партнёрши предоставили самому Владимиру Семёновичу. И из всех претенденток он выбрал на роль Наташи Ртищевой молоденькую студентку Горьковского театрального училища Ирину Мазуркевич. Скромная и обаятельная Ира Мазуркевич расположила к себе не только Высоцкого, но и актёра Семёна Морозова, сыгравшего ленивого и нерадивого гардемарина Михайлу Говорова.
Поэтому последний не играл, а изображал подлинные чувства: Морозов прыгал вокруг неё, сам выполнял трюки, отказывался от дублёров, всеми силами стараясь произвести впечатление на избранницу. Но Мазуркевич, как и её героине, нравился Высоцкий, и это было взаимно.
Отставленный Семён Морозов случайно увидел в гостинице «Юрмала», где жил Высоцкий, красивую девушку. Он пытался с ней заигрывать и кокетничать, но и тут ему не повезло. А через пару дней он узнал, что прекрасную незнакомку зовут Марина Влади.
Женя Митта, тринадцатилетний сын Александра Митты попал в кино «по блату». Он уговорил отца и тот доверил ему роль Ванечки Ртищева. За этот «блат» Евгений Митта расплатился сполна: в сцене, где секут розгами непослушного ученика, этим учеником отец-режиссёр назначил сына. Позже Евгений Митта рассказывал, смеясь, что розги были настоящие и «отец оттянулся за всё своё демократическое воспитание». Окунувшись в настоящего кино, Женя навсегда распрощался с ним. И стал художником.
Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
Сказ про то, как царь Пётр арапа женил | |
Жанр | |
---|---|
«Сказ про то, как царь Пётр ара́па жени́л» — советский художественный фильм-мелодрама, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1976 году режиссёром Александром Митта по мотивам произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого».
Премьера фильма состоялась 6 декабря 1976 года.
В 1976 году занял 6-е место в кинопрокате (33 млн 100 тыс. зрителей)
Содержание
Сюжет
Однажды Петру I был подарен маленький арап — «сын чернокожего царя». Однако при дворе он жил не рабом, а воспитанником: царь стал его крёстным, дав имя — Ибрагим Петрович Ганнибал.
Смышленый мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой учёный, да ещё из «варварской России», но и как воин, раненный в бою с испанцами и награждённый герцогом Орлеанским за героизм, он стал известным при дворе человеком и вызвал интерес у дам. В итоге любовница Ганнибала, замужняя дама, родила чёрного ребёнка, имели место скандал, дуэль с мужем-рогоносцем, убийство последнего, высылка в Россию.
Вернувшись из Парижа, на одном из балов арап влюбился в дочь боярина Гаврилы Ртищева — Наташу, которая побаивалась этого чёрного человека. Пётр решил женить своего крестника на Наташе, желая при этом «укоренить» Ибрагима на русской земле. Арап, зная об отвращении Наташи к себе, отказывался взять её в жены. Непокорность воле царя изменила отношение Петра к арапу, и царь запретил Ибрагиму показываться ему на глаза.
Со временем Наташа поняла, что любит этого странного, но замечательного человека, и сама пришла к нему после того, как Ибрагим из благородства пытался устроить её свадьбу со своим соперником Мишкой Говоровым (пользовавшимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Наташи).
Они попросили прощения у царя, однако даже в этот момент Ибрагим пытался доказать Петру правильность своих убеждений, но тот заткнул ему рот со словами: «Прощаю, только молчи, а то опять поссоримся».
В ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
Высоцкий в фильме
По воспоминаниям В. Фрида, Высоцкий был очень рад возможности сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире». Он страстно включился в работу, и не только как актёр. Прошло всего несколько дней, и Владимир Семёнович принёс две песни для фильма: «Разбойничья» и «Купола».
Содержание фильма «Сказ про то как царь Пётр арапа женил». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Историческая мелодрама от режиссера Александра Митты.
Смышлёный мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой учёный, да ещё из «варварской России», но и как воин, раненный в бою с испанцами и награждённый герцогом Орлеанским за героизм, он стал известным при дворе человеком и вызывал интерес у дам. В итоге любовница Ганнибала, замужняя дама, родила чёрного ребёнка, имели место скандал, дуэль с обманутым мужем и его убийство, высылка в Россию.
Со временем Наталья поняла, что любит этого странного, но замечательного человека, и сама пришла к нему после того, как Ибрагим из благородства пытался устроить её свадьбу со своим соперником Михаилом Говоровым (пользовавшимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Натальи).
Они попросили прощения у царя, однако даже в этот момент Ибрагим пытался доказать Петру правильность своих убеждений, но тот прервал его словами: «Молчи, молчи, а то опять поссоримся».
По воспоминаниям В. Фрида, Высоцкий был очень рад возможности сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире». Он страстно включился в работу и не только как актёр. Прошло всего несколько дней, и Владимир Семёнович принёс две песни для фильма: «Разбойничья» и «Купола».
Во время съемок Высоцкий жил в гостинице «Юрмала» на центральной улице Йомас, где кипела курортная жизнь. Номера для съемочной группы из фонда Юрмальского горкома Компартии Латвии предоставил его первый секретарь Карлис Лицис. Добился этого администратор картины Юлий Круминьш, он же отвечал за производственный процесс и, чтобы артист не мучился от похмелья, выдавал ему кефир, в который предварительно добавляли немного водки.
кадры из фильма «Сказ про то как царь Пётр арапа женил»
Режиссер: Александр Митта;
Сценаристы: Юлий Дунский, Александр Митта, Валерий Фрид;
Оператор: Валерий Шувалов;
Композитор: Альфред Шнитке;
Художники: Георгий Кошелев, Игорь Лемешев;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1976;
Премьера: 6 декабря 1976
Тайны нашего кино
Сюжет фильма, о котором идёт речь в очередном выпуске программы «Тайны нашего кино», знаком многим: арап Ганнибал, вернувшийся из Франции в Россию, влюбляется в Наташу, дочь богатого дворянина. Царь готов поскорее отпраздновать свадьбу крестника и его избранницы, но есть маленькое препятствие: на руку невесты претендует гардемарин Михайло Говоров…
Владимир Высоцкий, сыгравший чернокожего героя, признавался после съёмок: «Всё можно перетерпеть – но вот в этой чёрной ваксе сниматься – это мука. Потому что она смывается очень трудно, её и губкой трёшь, и лицо до крови почти…» А ведь Ганнибала мог сыграть настоящий чернокожий актёр – Гарри Белафонте. Продюсер зарубежной звезды даже приезжал в Москву на переговоры с Миттой. Почему Белафонте так и не попал в картину? Об этом зрители узнают в программе.
– Возлюбленную Ганнибала искали по всему Союзу, – говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. – Ирину Мазуркевич Митта нашёл в Горьковском театральном училище. Но нельзя сказать, что в картину юная актриса попала случайно: из всех претенденток на главную роль её лично выбрал Владимир Высоцкий. Коллеги по съёмочной площадке поговаривали: «Высоцкий влюблён в красавицу-партнёршу…»
Что на самом деле связывало Мазуркевич и Владимира Семёновича? Об этом, а также о том, какие мучения пришлось пережить во время манипуляций с волосами и как она решилась на съёмки откровенной сцены, Ирина Мазуркевич рассказывает в программе.
Красота Мазуркевич покорила и Семёна Морозова, сыгравшего в фильме гардемарина Говорова. Желая произвести впечатление на девушку, он отказался от помощи профессионального каскадёра и выполнял все трюки самостоятельно. Поняв, что ему сложно соревноваться с Высоцким, Морозов переключился на прекрасную незнакомку, которую каждое утро встречал в лифте гостиницы. Но и на этот раз актёру не повезло. Девушкой, за которой приударил Морозов, оказалась. Марина Влади!
Однако конфликтов из-за женщин во время съёмок не было. Зато жаркие споры между режиссёром и Высоцким вызвало решение Митты сократить роль арапа в пользу Петра Первого, которого играл Алексей Петренко.
Во время работы над фильмом «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» случались казусы. Например, актрисе Ирине Печерниковой предстояло изображать с Высоцким безумную страсть в постели. Но перед съёмками актриса… сломала ногу. И Владимиру Семёновичу пришлось носить партнёршу на руках.
В картине «по блату» получил роль сын режиссёра, Евгений Митта – он сыграл юного дворянина Ванечку Ртищева. Однако режиссёр сына не щадил: когда встал вопрос о том, кого арап будет сечь розгами, Александр Наумович не раздумывал ни секунды. «Мне кажется, отец оттянулся за всё своё демократическое воспитание! – смеётся Евгений. – Ведь несколько ударов я получил по-настоящему». Съёмки в картине у отца отбили у Евгения всю охоту становиться артистом: Митта-младший выбрал профессию художника.
Фильм вышел в 1976 году и вызвал неоднозначную реакцию. Так, писатель Михаил Шолохов разгромил картину. «Это открытое унижение русской нации, высмеивание истории», – написал он в своём обращении Леониду Брежневу. И, тем не менее, фильм полюбили. Только в нашей стране его посмотрели почти 36 миллионов зрителей! Ещё десятки стран взяли фильм Митты в свой прокат. Отказались только американцы: по законам штатов белый человек не может играть чернокожего – это приравнивается к преступлению.
Где снимали картину? За что актёр Александр Пятков получил 20 рублей премии? Сколько весило платье императрицы Екатерины? Обо всём этом в программе рассказывают ведущий Иван Усачёв, актёры Ирина Мазуркевич, Алексей Петренко, Людмила Чурсина, режиссёр Александр Митта и другие.