системные связи среда обитания природа цивилизация социальные отношения духовная жизнь
Природа как среда обитания
Человек как биологическое существо в полной мере зависит от природы, поскольку он вышел из животного царства в ходе длительной эволюции. Вследствие этого человек и общество связаны с природой множеством разнообразных связей, характер которых определяется климатическими условиями, составом почвенного покрова, атмосферного воздуха, гидрологических условий, наличием полезных ископаемых и множества других факторов. Иными словами, для обеспечения нормальной жизнеспособности человека ему необходима определенная среда обитания, которая включает в себя совокупность условий, элементов и факторов. Среда обитания – это не только естественная, природная среда (климат, свет, воздух, вода, почва, пища, флора и фауна и др.), но и все то, что создано и создается в процессе человеческой деятельности.
В широком смысле среда обитания включает все природное окружение на планете, космическое пространство, оказывающее влияние на живые организмы, в том числе и на человека. На всех этапах человеческой истории зависимость человека от природы постоянно изменялась и была обусловлена наличием средств и орудий труда для обеспечения его жизнедеятельности.
В более узком смысле среда обитания включает совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, оказывающих влияние на человека. Иными словами, среда обитания складывается из совокупности абиотических факторов (атмосфера, гидросфера, литосфера), биологических условий (все сложные взаимоотношения между живыми организмами, изменение среды в результате их жизнедеятельности) и социальных явлений, определяющую роль в которых играет производство материальных и духовных благ.
Необходимым условием существования общества является природная среда обитания, которая представляет собой сложное образование, включающее естественную природу, которая не подвержена влиянию человеческой деятельности, и искусственную среду, созданную в результате этой деятельности.
Естественная среда выступает как внешние природные условия, с которыми так или иначе взаимодействуют люди, и как внутренние качества индивидов, обусловленные их биологической природой.
В процессе трудовой деятельности люди вовлекают в орбиту своего существования все новые и новые элементы внешней природы, организуя среду обитания, в том числе и естественную, и по мере развития общества в сферу человеческого существования вовлекается все большее количество природных элементов. В итоге возникает весьма парадоксальная ситуация: стремление человека освободиться от внешней зависимости от природы оборачивается все большей зависимостью от нее. Будучи вовлеченной в сферу человеческой деятельности природа претерпевает существенные изменения, которые оказывают обратное воздействие на человека и общество.
В ходе преобразования естественной среды обитания человек создает «вторую» или искусственную природу, обнажая свою экологическую незавершенность, суть которой состоит в том, что многие из предметов созданных человеком, не включаются в круговорот естественных процессов. К примеру, различного рода синтетические материалы не разлагаются на составные части, образуя горы мусора и отходов.
Помимо природной среды, в обеспечении жизнедеятельности людей важную роль играет социальная среда, включающая существующие естественные факторы, относительно независимые от человека, и искусственные, представляющие продукт человеческой деятельности. Социальная среда включает также все сложные взаимоотношения, которые складываются между людьми в сфере материального и духовного производства.
В структуру общественных отношений входят производственные отношения, в которых человек проявляет и утверждает себя как родовое существо, вступая в определенные отношения с другими людьми. Согласно К. Марксу, в процессе производства люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Общественные отношения не сводятся только к производственным отношениям, а включают многочисленные отношения по национальным, религиозным, политическим, культурным и многим другим признакам. Все эти отношения образуют общество, в котором существует человек, живет в нем и создает его. Социальная среда, определяемая характером естественных отношений как взаимодействие между людьми, включает трудовые (производственные) и межличностные отношения, место проживания людей (село, город, регион), культурные и духовные составляющие, образующие общую совокупность человеческой среды.
Среда обитания, таким образом, включает совокупность естественных и общественных условий, необходимых для жизнедеятельности и развития человека.. Разумеется, человек зависит и от природного окружения, физически и духовно связан с ним, и потому его существование определяется наличием необходимых жизненных условий.
Понимаемая таким образом среда обитания является процессом и результатом взаимодействия общества и природы, завершающегося созданием необходимых условий для жизни человека и общества. Она представляет особую гиперсистему, структурными уровнями которой выступают природа и общество. Интегральными элементами этого суперсложного образования являются эволюционное развитие природы и вектор человеческой деятельности, направленный на ее преобразование.
Начало такому пониманию взаимодействия общества и природы было положено В.И. Вернадским в 1926г. в книге «Биосфера». Понятие биосфера имеет многозначную трактовку, однако его наиболее общее определение означает особую оболочку Земли, в состав которой входят живые организмы и среда их обитания. Границы распространения жизни простираются в пределах литосферы до 10 км, атмосферы до 30 км и гидросферы до нижних слоев океана до 13 км.
Основополагающей идеей учения о биосфере Вернадского явилось обоснование теснейшей взаимосвязи неорганической и органической природы.
В своем учении о биосфере Вернадский раскрыл исключительную значимость постоянно идущего процесса синтеза и разрушения органического вещества на земной поверхности, обосновал, что все остальные явления биосферы связаны с этими процессами и определяются ими. В результате синтеза образуются сложные органические соединения, богатые энергией, которые в процессе разложения распадаются на исходные минеральные вещества, и этот процесс сопровождается высвобождением большого количества энергии.
При этом обменные реакции, протекающие между живой и неживой природой, характеризуются исключительной интенсивностью и масштабностью. Живые организмы оказали и оказывают существенное влияние на состав атмосферы, гидросферы и литосферы, на перераспределение химических элементов, создание почв, образование минеральных соединений и другие процессы земной поверхности. В результате аккумуляции солнечной энергии зелеными растениями на протяжении длительной геологической истории происходило образование полезных ископаемых – каменного угля, нефти, торфа, горячих сланцев, сапропелей, почвенного гумуса.
В формировании и развитии биосферы велика роль бактерий и низших водорослей, способствующих разрушению горных пород, накоплению в тех или иных регионах химических соединений. Живое вещество оказывает существенное влияние на все основные характеристики биосферы и, по словам В.И. Вернадского, охватывает и перестраивает все химические процессы биосферы, представляя собой мощную геологическую силу, растущую с ходом времени.
Все основные биогеохимические функции обеспечивают поддержание динамического равновесия в биосфере за счет сохранения постоянства химического состава атмосферы и гидросферы, направленности геологических процессов, относительного постоянства климатических условий, образования биохимических продуктов в ходе эволюционного процесса.
В свете этих представлений живое вещество, преобразующее все процессы на земной поверхности, носит поистине глобальный характер и вполне сопоставимо с геологическими факторами, а нередко и превосходит их. Оно предстает как важная часть целостной системы, отражающая качественно новое состояние земной поверхности.
Современные представления о влиянии живого вещества на формирование биосферы, об условиях и неравномерности распространения жизни, о вещественно-энергетическом составе биосферы легли в основу понимания биосферы как многокомпонентной целостной системы, обладающей высоким потенциалом самоорганизации и способностью к эволюционным изменениям. Биосфера, таким образом, является результатом исторического взаимодействия неживого и живого вещества, которое появилось на определенном уровне развития природы. Ее возникновение означало появление нового, более высокого уровня самоорганизации природы. Активная, преобразующая роль живого вещества привела к возникновению нового типа динамической устойчивости, обеспечившего ускорение эволюционного развития природы.
Следующей ступенью эволюции природы стало появление человека, наделенного разумом, и формирование на этой основе ноосферы – сферы разума. Понятие «ноосфера» используется в целом ряде эволюционных концепций для обозначения разума как особого природного явления. В 1927 г. его впервые использовал французский философ Э. Леруа. Новыми смыслами оно наполнилось в учениях П. Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского. Данное понятие является базовым для построения ноосферных концепций, основополагающая идея которых состоит в признании того, что разум возникает в результате непрерывного развития материального мира и постепенно становится ведущим фактором этого развития. Разум человека рефлексивен, благодаря чему человек не просто преобразует природу в соответствии со своими потребностями, он осознает результаты своей деятельности, результаты материального воплощения своих проектов. Именно поэтому Тейяр де Шарден, например, считал личность наименьшей структурной единицей ноосферы, формирование которой происходит значительно позже по сравнению с появлением человека. Тейяр де Шарден начальной точкой ее формирования признавал «неолитическую революцию», а В. И. Вернадский – начало ХХ в., когда уже не осталось территорий, не освоенных человеком.
В понятии ноосферы содержится идея материального единства мира. Человеческий разум рассматривается здесь не просто как результат природной эволюции, но как сама эволюция, представленная в другой форме. Это означает, что современное состояние природы определяется состоянием разума.
В ходе эволюции живой природы биосфера превращается в ноосферу как общая закономерность мегацикла развития жизни. Ноосфера представляет собой высший этап развития природы, результат совместной эволюции общества и природы, направляемой человеческим разумом. В условиях превращения человеческой деятельности в глобальную геологическую силу именно разум должен обеспечить стабилизацию условий жизни на планете. Достижение этой цели возможно при условии совместной, взаимосвязанной эволюции общества и биосферы, представляющей суть коэволюционной стратегии. Термин коэволюция в широком смысле означает со-развитие, согласование, взаимозависимое или сбалансированное, сопряженное развитие. Его широкое распространение связано с представлением, что эволюционирующие системы неживой, живой, социальной и искусственной природы образуют новую сложную и противоречивую целостность, в которой они взаимозаменяются, трансформируются, сосуществуют, взаимозависимо развиваются и благодаря этому способны сохранить свою автономию и возможность воспроизводства. Иными словами, коэволюция выступает как механизм, обеспечивающий возникновение нового качества в становлении самоорганизации систем, их кооперирования в более общую целостность.
Системные связи среда обитания природа цивилизация социальные отношения духовная жизнь
Историческое познание: традиции и новации:
Материалы Международной теоретической конференции.
Ижевск, 26-28 окт. 1993 г. Часть 1.
Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1996.
<95>– конец страницы.
OCR OlIva.
В нынешнем веке отчуждение человека и цивилизации от природы достигло апогея. Антропогенное преобразование окружающей среды фактически разрушило равновесие как внутри природы, так <95>и в системе «общество — природа». Биосферные механизмы адаптации к антропогенным изменениям фактически перестают срабатывать, вследствие чего происходит деградация природных систем, вызывающая экологические катаклизмы, которые могут привести к исчезновению цивилизации на нашей планете. Встает вопрос о том, какова цель существования человеческой цивилизации? Если в увеличении человечества, то для простого размножения особый разум не нужен. В осмысленном труде? Но плоды и результативность труда заключаются не том, что производят люди в совместной деятельности, а главное все таки в том влиянии, которое оказывает труд на каждого работающего. То есть в том, как изменяется человек в процессе социальной деятельности. Именно отдельный, каждый человек, а не человечество в целом. Ведь человеческая цивилизация — это не простой набор биологических особей, а совокупность разумных существ, отличающихся способностью к творческой рефлексии и сохранению природной среды, элементами которой они являются. Поэтому человек способен получить у природы все нужное не отнимая, но по соглашению с ней, т.е. относиться к естественному окружению как к равноправному партнеру, выполняя свои обязанности, понимая и не применяя к природе насилия.
Человек и его общество являются частью природы и их существование неразрывно связано с природными процессами, поскольку они постоянно ощущают на себе влияние двух сред: природноестественной и социальной. Взаимоотношения между ними всегда были непростыми, а в последние десятилетия существенно усложнились. Это связано с тем, что машинная цивилизация, созданная <96>человеком, приводит к необратимому истощению как природных, так и людских ресурсов и фактически к уничтожению естественных условий существования человека и общества. Поэтому угроза глобального экологического кризиса, стоящая перед цивилизацией на современном этапе ее развития и оказывающая все возрастающее влияние на все стороны жизнедеятельности общества, требует модернизации и оптимизации производственной деятельности и сознания людей в направлении их экологизации. Этим определяется введение социально-экологического подхода к изучению антропогенной деятельности, что позволяет рассматривать человека или социальную систему, интересы которой он представляет, не изолированно от окружающей природной среды, а во взаимосвязи с ней. Решение проблем оптимизации социоприродных отношений не сводится только к производственной стороне человеческого бытия, а охватывает и его «духовную сферу», включающую специфические культурно-духовные связи человека, общества и природы, т.е. все аспекты развития цивилизации.
Разработка социально-экологических аспектов взаимодействия цивилизации и природы требует выделения стратегических и тактически-ситуационных направлений, обладающих определенной спецификой, которые могут быть применены для решения задач восстановления и воспроизводства природы как на глобальном, так и на локальном уровнях.
Из этого вытекает тактически-ситуационный аспект экологической альтернативы. А именно: как посредством формирования экологической культуры перейти к осознанию необходимости модернизации человеческой деятельности в направлении ее экологизации? Одним из важнейших условий этого процесса является существенная реорганизация сознания и деятельности людей в отношении к естественно-природным условиям существования цивилизации. Естественно, что проблема экологизации деятельности и сознания как раз и решается в процессе формирования экологической культуры человека и общества.
Экологическая культура описывает процессы и формы адаптации общества и человека к окружающей их среде. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, могут, способны ли данные адаптационные процессы инициировать внутренние социальные преобразования или эволюционные изменения человеческой деятельности наряду с другими движущими силами социального развития. Формирование экологической культуры позволяет проводить различие между отдельными видами социокультурных систем и институтов, определяя направления взаимного сотрудничества в системе «общество — природа». При этом не подлежит сомнению, что экологическая адаптация социальных систем различного уровня зависит от степени технологического развития, от социальной структуры общества, от состояния природного окружения, потребностей, интересов и мотивов человеческой деятельности.
Свобода человека по отношению к природе относительна. Люди не могут наладить разумное хозяйствование, не подчиняясь требованиям законов природы. Человек может оптимально войти в природную систему (образовывая при этом социально-экологическую систему), если он, воздействуя на естественную среду, устанавливает с ней оптимальные связи, основанные на необходимых <99>зависимостях, не противоречащих объективным законам. В своей деятельности человек стремился до сих пор приобрести власть над природой, не всегда осознавая, что в своем целеполагании он подчинялся ей. Именно в целесообразной регуляции экологических отношений закрепляются те формы взаимосвязей в ноосфере, которые отвечают требованиям развития цивилизации. Посредством разумной подотчетности и происходит то «диалектическое снятие» необходимости, которое определяет меру свободы воли человека в его материальной и духовной деятельности. При оптимальном взаимоотношении общества и природы как раз и устанавливаются такие формы взаимодействия, которые максимально учитывают законы, присущие природной деятельности. Таким образом, «снять» нобходимость — это прежде всего закрепить существенные связи цивилизации и природы в наиболее адекватной системе экономических, политических, правовых предписаний.
Возможности развития цивилизации детерминированы рядом обстоятельств, которые можно условно обозначить как внутренние и внешние. Обстоятельства внутреннего порядка связаны прежде всего с социально-экономическими и духовными аспектами развития общества. Внешние — это и есть факторы окружающей среды, то есть социально-экологические факторы, которые налагают известные пределы функционирования общества и человеческой деятельности. Заменить силы природы человеческим трудом невозможно, можно лишь пользоваться действием этих сил, познав законы функционирования природных систем и не нарушая сложившуюся систему взаимосвязей в биосфере. Современное воздействие человека на природу с помощью различных технико-технологических систем вызывает, как правило, нежелательные побочные результаты. В своем стремлении избавиться от них человек не всегда выбирает лучшие из имеющихся форм природопользования. Например, широко использующаяся в сельскохозяйственной отрасли борьба с вредителями растений осуществляется путем не всегда разумного внесения в окружающую среду таких химических соединений, которые не только уничтожают вредителей, но и наносят необратимый вред культурным растениям из-за очень медленного распада и способности накапливаться в окружающей среде и биоорганизмах. Поэтому главным способом оптимизации человеческой деятельности в системе «общество — природа» может стать биотехническая революция, представляющая собой комплекс мер по разрешению противоречий между природой и цивилизацией, который регулирует взаимодействия биологических и биогеохимических средств труда с климатическими и иными факторами. Сюда входит создание систем машин и современных технологий, которые соответствовали <100>бы естественно-природным процессам. Биотехническая революция подразумевает переход на ресурсосберегающие технологии и системы, совершенствование наследственной природы окультуренных растений и животных, использование нетрадиционных источников энергии, таких как солнце, ветер, биомасса и т.п.
Все феномены сознания формируются и проявляются главным образом в преобразовательной деятельности, которая направлена на изменение и преобразование общества в соответствии с заданной целью. Здесь можно выделить две стороны: предметную, то есть «обработка природы людьми», и духовно-практическую, то есть «обработка людей людьми». Цель первой — создание путем преобразования таких предметов, которые способны служить удовлетворению человеческих потребностей. Цель же практически-духовной деятельности состоит в регуляции отношений между людьми внутри социальной системы. Однако можно выделить и третий аспект: «обработка людей природой», причем это не только деятельность природы по воспроизводству человека и поддержанию его жизнедеятельности, но главным образом воспроизводство природы через предметно трудовую и социально-преобразующую деятельность. Именно поэтому формирование экологической культуры и переход к экологической деятельности должен начинаться с формирования экологического сознания, сущность которого заключается в понимании того, что сохранение биосферы — это не только сохранение естественных основ человеческой жизни, без чего человек не сможет существовать ни как биологический вид, ни как социальный субъект, но и возможность перехода на более высокую ступень социоприродного существования.
Итак, следует подчеркнуть: чтобы человечество могло обеспечить свое будущее в рамках цивилизации, ему необходима смена <101>принципов поведения, принятие нового нравственного императива. Это подразумевает согласование глобальной цивилизационной деятельности с потребностями и функционированием природы, то есть усиление роли Разума в развитии человека как биосоциального существа в целях продолжения его истории.
Примечания
1) Гиренок Ф.И. Философские вариации на тему экологии // Человек и природа. 1989. № 6, С. 26.
2) Киселев Н.И. Мировоззрение и экология. Киев, 1990. С. 113.
3) См.: Современные тенденции в развитии инвайронментальной социологии: Материалы симпозиума, 1992, 17-21 июня, Нидерланды // Социологические исследования. 1992. № 12.
4) Вернадский В. И. Биогеохимичеекие очерки. М., 1940. С. 47.
5) Гиренок Ф.И. Методологический аспект учения В.И. Вернадского о ноосфере // Человек и природа. 1988. № 4. С. 4.
6) Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М., 1991. С. 64.
7) Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978. С. 9.
Природа как естественная среда обитания человека и естественная предпосылка развития общества. Взаимодействие человека, общества и природы.
Человек и общество
Природа как естественная среда обитания человека и естественная предпосылка развития общества. Взаимодействие человека, общества и природы.
Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком). Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом. Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как:
— оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека),
— оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников сырья),
Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как:
— оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества),
— в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития), следствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными).
Глобальные проблемы современности и их состояние в начале XXI столетия.
во-первых, они затрагивают все человечество, касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев;
во-вторых, глобальные проблемы не признают границ;
в-третьих, приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации;
в-четвертых, требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем, так как не одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии решить их самостоятельно.
Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию. В. отличается от религ. или мировоззренческого релятивизма, она не тождественна признанию относительного значения, маловажности расхождений между религиями. В. вполне совместима с исповеданием абсолютной истины своей религии и квалификацией иных религ. систем и взглядов как частично или совершенно ошибочных.
Диалог Культур
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов. Охрананационального культурного наследия России осуществляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.
В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976 г.). Результатом принятия Конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов. В нашей стране функции охраны историко-культурного наследия выполняют:
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь, «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры, финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». Постановлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Основная деятельность института состоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популяризации национального и природного наследия.
Функции денег. Виды денег.
Деньги— это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Бумажные деньги — это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющий полноценные золотые деньги в функции средства обращения.
Монета — это слиток металла особой формы и пробы.
Кредитные деньги— это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений»
Чек — письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет.
Вексель — письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте в качестве денег.
Банкноты — банковские билеты — денежные знаки, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками.
Электронные деньги — это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т. д. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.
Человек и общество
Природа как естественная среда обитания человека и естественная предпосылка развития общества. Взаимодействие человека, общества и природы.
Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком). Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом. Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как:
— оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека),
— оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников сырья),
Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как:
— оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества),
— в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития), следствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными).