синди шерман фотограф биография
Синди Шерман (Cindy Sherman), мастер постановочной фотографии: биография, личная жизнь, особенности творчества
Скандальная Синди Шерман является одновременно фотографом и моделью, визажистом и костюмером. Знаменитость, получившая известность в 70-х годах прошлого века, интуитивно определяет, когда ей нажать на кнопку фотоаппарата. Она стала идеальной натурщицей, а ее автопортреты признаны настоящими шедеврами. Известную американку часто обвиняют в провокациях и неоправданной жесткости, и многие работы вызывают неприятие у зрителей, испытывающих противоречивые чувства.
От живописи к фотографии
Одна из самых неординарных фотохудожниц мира родилась в январе 1954 года в окрестностях Нью-Йорка, в штате Джерси.
Девушка, увлекавшаяся с раннего детства живописью, заявляет своим родителям о намерении посвятить себя искусству. Однако практичная мать советует ей сначала получить профессию, а уж только затем заниматься любимым делом. Несмотря на все уговоры, в 18 лет Cindy Sherman поступает в университет Нью-Йорка и осваивает технику живописи. Однако вскоре ей наскучивает копировать чужие работы, и студентка берет в руки фотоаппарат, делая первые шаги в карьере. Она быстро понимает, что с помощью камеры сможет сказать миру намного больше.
Самый успешный проект в карьере
Сразу после получения диплома юная Синди приступает к работе над проектом «Кадры из фильмов без названия». Она концентрируется на преображении лица при помощи грима, использует многочисленные парики и костюмы из дешевых магазинов, играя перед зеркалом разные роли. Любительница переодеваться и кардинально менять свой внешний вид хочет, чтобы ее творчество смогли оценить обычные люди с улицы без профессиональной подготовки, и она прежде всего думает о зрителе, которому мечтает угодить, нежели о критиках.
Три года она не показывает никому свои снимки, походящие на стоп-кадры из несуществующих кинолент. Американская художница, прекрасно знающая о клише в популярных фильмах, выступает в роли модели и играет каждый раз новых персонажей, передавая их настроение. На 69 фотографиях небольшого формата Шерман предстает отвязной танцовщицей, добропорядочной женой, деловой бизнесвумен и снимает себя дома, на улице и в офисе. Она экспериментирует с одеждой, макияжем, прической, искусно меняя женские образы и запечатлевая их на пленку. «Я снимала друзей и родственников, использовала помощников, но для всех это было развлечением и игрой. А я не знала точно, что хочу получить, и не могла ничего объяснить другому человеку», – признается фотохудожница, у которой отсутствовали деньги на профессиональных моделей.
Примеряющая жизнь своих героинь
Когда снимки были представлены на суд зрителю, он увидел в них героинь из знаменитых кинофильмов Годара и Хичкока. Несмотря на то что Синди Шерман отталкивалась от растиражированных женских образов, фото не дают четкого намека на актрис тех времен или ленты известных режиссеров. Именно в этом и проявляется ценность проекта – уникального и ни к чему не привязанного. Создатель работ извлекла из просмотренных картин весь спектр женских образов и ситуаций поведения.
Она примерила на себя жизнь своих персонажей и их отношение к окружающему миру. Это были постановочные кадры, придуманные самим автором. Не зря критики считают эту работу лучшей в творчестве фотохудожницы.
Феминистический манифест фотографа
Серия автопортретов была истолкована как феминистический манифест Синди Шерман, которая ставила под вопрос искусственность женских ролей в обществе. Она показывала, как неуютно чувствуют себя представительницы прекрасного пола под оценивающими взглядами мужчин, и насколько они уязвимы в современном мире, всегда находясь на втором плане. Исследовавшая место и предназначение женщины в обществе, она сразу привлекает внимание представительниц слабого пола, узнавших любимых героинь из разных кинолент на фото и отождествляющих себя с ними.
Это был мир без мужчин – искренний и волнующий.
Растущая популярность американки
Проект приносит большую известность американке, и она вскоре получает стипендию национального фонда искусств. Необычные произведения участвуют в международных выставках, что только способствует росту ее популярности. Оказалось, что в таком жанре никто не работает, и она стала первой художницей, которая создает странные образы. Синди много трудится, перевоплощаясь в разных персонажей, и зритель даже не может подумать о том, что на всех фото запечатлено одно и то же лицо.
Однако ожидаемого финансового благополучия ей это не приносит, и в одном из интервью талантливый мастер сожалеет о том, что ее гонораров не хватает на жизнь.
Особенности творчества мастера
Первые работы Шерман, ставшей легендой в мире искусства, были монохромными, но в 80-х годах прошлого века она удачно экспериментирует с цветом и увеличивает формат своих снимков. Женщина концентрируется на хорошем освещении и обращает внимание на выражение лица. Чаще всего она снимает себя в горизонтальном положении, позируя на полу или в постели.
Синди, у которой стали покупать ее произведения частные коллекционеры за хорошие деньги, создает фотографии, вызывающие отрицательные эмоции. Жесткие и провокационные работы, выбивающие зрителя из зоны комфорта, все равно востребованы рынком и появляются на международных выставках.
Талантливая художница в полной мере использует иллюзию фотографий, привлекая внимание к постановочным снимкам и их искусственности. Как говорит автор необычных работ, они все появлялись благодаря интуиции. Создательница уникальных автопортретов проповедует свой творческий взгляд на мир, а не просто его отображает. Мастер работает не с конкретной женщиной, а собирательным образом.
Фотография как вид искусства: скандальные и коммерчески успешные проекты
Более двадцати пяти лет назад выходит проект, в котором Шерман предстает в образах героев полотен Рафаэля, Караваджо, Боттичелли и других гениальных мастеров. Чтобы проникнуться духом эпохи Ренессанса, задающая стиль в фотоискусстве американка долгое время жила в Риме и придумывала своих персонажей на основе репродукций художественных произведений известных авторов. Все декорации строго выдержаны и соответствуют той эпохе, однако героини выглядят гротескно. Эту серию автопортретов ждет оглушительный успех, и наконец-то Синди Шерман обретает материальную независимость.
В это же время появляются работы, созданные для модных домов, однако они кардинально отличаются от глянцевых гламурных фотографий. Жутко выглядящие таинственные образы были навеяны не только мистическими сказками братьев Грим, но и криминальной хроникой.
Проект «Голливуд»
Работая под девизом «фотография как вид искусства», Шерман в начале XXI века неслучайно обращается к образам стареющих актрис. Она вновь выступает в качестве модели, а новые работы перекликаются с первым проектом, ставшим лучшим в ее творчестве. Перед началом съемки Синди долго думает над тем, как ей лучше показать другого человека и на несколько часов замирает перед зеркалом. Серия «Голливуд» – это работы, изображающие женщин, лучшие годы которых давно позади, однако они сохранили свой шарм и обаяние.
Выставка в Цюрихе
Три года назад прошла первая выставка фотографий добившейся огромных высот американки в Цюрихе под названием «Необозначенные ужасы». Мало кто проходит равнодушным мимо безымянных персонажей, изображенных мастером. Правда, чаще всего негативные эмоции преобладают, а провокации художницы заставляют стыдливого зрителя опустить глаза. Самая неординарная женщина в фотоискусстве всегда серьезно относится к своей работе и считает, что ее произведения отвечают настроению времени.
Куратор интересной выставки заявила, что организаторы хотели создать настоящий калейдоскоп работ Шерман, который поможет взглянуть на ее творчество по-новому. Художественная инсталляция, вызвавшая бурную реакцию общества, создавалась как из знаменитых, так и мало кому известных работ. Синди лично отбирала произведения и участвовала в подготовке выставки, на которой показала современных людей, прячущих за фальшивыми гримасами настоящие чувства.
Личная жизнь фотохудожницы
В 1984 году Шерман выходит замуж за французского режиссера Мишеля Одера. Их брак, в котором Синди воспитывала дочку супруга, продлился до 1999 года. А в 2007 она знакомится с художником и музыкантом Дэвидом Бирном, с которым рассталась шесть лет назад. Основатель группы Talking Heads, начавший в 90-х годах прошлого века профессионально заниматься фотографией, регулярно выставляет свои работы в галереях современного искусства в разных городах мира.
Дэвид Бирн и Шерман казались идеальной парой, которую объединила любовь к искусству. И после болезненного разрыва страдающая женщина полностью отдается творчеству.
Самая влиятельная и успешная художница
Количество персональных выставок фотографий у Шерман не поддается исчислению, а книги о ней переиздаются огромными тиражами. В 2012 году был установлен своеобразный рекорд: ретроспективу работ американки в Нью-Йорке посетило более 600 тысяч человек.
Ломающая стереотипы
Сейчас знаменитая на весь мир Синди Шерман, полная сил, создает новые произведения и работает с программой Photoshop, дорисовывая задний фон.
Компьютерная обработка открывает перед фотохудожницей новые перспективы, чтобы подчеркнуть фальшь современного мира и его новых героев. Однако она не только насмехается над действующими лицами, но и сочувствует им. Влиятельная персона в мире фотоискусства вот уже которое десятилетие ломает все стереотипы, высмеивая нравы нашего общества.
Сидни Шерман: художница, воюющая со стереотипами
Синди Шерман (Cindy Sherman) — американская художница и фотограф. Она наиболее известна своей серией фотографий, в которой она концептуально занимается вопросами идентичности, ролевых моделей, физичности и сексуальности. Она с детства занималась живописью. Этому увлечению отдано несколько лет. Когда после окончания школы пришло время определяться с выбором профессии, девочка не сомневалась в решении, заявила близким о желании стать художницей. В 18 лет, несмотря на то, что мать мечтала о том, чтобы Синди приобрела какую-то востребованную профессию, девушка настояла на своем, поступила в университет, стала всерьез осваивать разные техники живописи. Чем серьезнее она занимается, тем больше приходит к выводу, что вряд ли что-то новое сможет внести в искусство. Чувствует себя подражателем, хорошим копиистом, но не более того. А девушке хочется совсем другого — разрушать стереотипы, идти своим путем, стать известной.
Однажды в руки студентки попадает фотокамера. С этого момента жизнь начинает стремительно меняться, обретает смысл. Синди осознает, что с помощью фотоаппарата сможет о многом рассказать людям. С головой окунается в новый мир, со всей страстностью занимается изучением фотографии. Много снимает, экспериментирует, осваивает техники.
Серия «Кадры из фильмов без названия»
После окончания учебы Синди начинает увлеченно работать над собственным проектом. Главная героиня — она сама. Художница учится кардинально менять внешность. Осваивает мастерство визажиста, гримера, стилиста.
Эксперимент длится долгих три года. Все это время делает работы, вызывающие ассоциации со стоп-кадрами из кинолент. Вот только те фильмы никогда не были сняты, показаны публике. Художница прекрасно разбирается в популярных фильмах. В серию входит 69 фотографий. С каждой из них на зрителей смотрит Синди. Она преображается в придуманных персонажей, передает историю их жизни. Мы видим таких разных героинь — и каждая из них ее ипостась. На фотографиях Синди в разных ролях: успешная бизнесвумен, романтичная барышня, отвязная стриптизерша, добропорядочная мать семейства. Хотя все персонажи вымышленные, сложно избавиться от ощущения, что видел этот фильм, пытаешься вспомнить название. Такого восприятия художница добилась благодаря отличной проработке стереотипов массовой культуры.
Потом родились другие серии, известность художницы стремительно растет, ее работоспособностью восторгаются поклонники современного искусства.
В работах Шерман пытается привлечь внимание к роли образов в современном искусстве, рекламном бизнесе, кинематографе. Задает зрителям неудобные вопросы: «Легко ли в мужском мире оставаться женщиной? Соответствовать придуманным эталонам, справляться с задачами, навязываемыми обществом. Как разглядеть собственную индивидуальность?»
Еще об одном известном скандальном американском художнике можно прочитать в этой статье.
Фотограф Синди Шерман (Cindy Sherman)
Синди Шерман (Cindy Sherman) родилась в США, в пригороде Нью-Йорка 19 января 1954 года. Отец и мать Синди от искуства были достаточно далеки, и когда дочь сказала родителям, что планирует заняться живописью, они порекомендовали ей сначала получить более простую профессию для того, чтобы реально зарабатывать себе на жизнь.
Тем не менее, девушка в 1972 году поступает в Университет штата Нью-Йорк в Буффало. Живописью она занималась недолго. Быстро пришло разочарование в этом деле. Позже Шерман скажет в своих записках, что ей надоело копировать чужие произведения, она поняла, что фотоаппарат сможет эту копию сделать точнее и лучше. А освободившееся время намного разумнее потратить на генерацию новых идей. Что интересно, её первые опыты в фотографии прошли совершенно незамеченными. Интерес к снимкам Синди того времени появился лишь тогда, когда её имя стало известным.
После окончания учёбы в университете Шерман начала работу над серией снимков, которая впоследствии получила название «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Эта работа длилась около трёх лет, и закончилась в 1980 году представлением свету 69-ти работ форматом 20х25 см., который трудно назвать выставочным. Да и по своему содержанию они больше напоминали стоп-кадры из фильма, чем фотографии. Во всех этих работах Синди Шерман показала себя и как модель, и как фотограф. В каждом снимке она представляла зрителям определенный типаж. Не конкретно какого то человека, а именно типаж, её заинтересовавший. Героини работ, вошедших в эту серию, напоминали киноактрис шестидесятых годов, играющих самые различные роли: танцовщицу, домохозяйку, деловую женщину, проститутку, женщину-вамп, простушку, женщину близкую к истерике или подчеркнуто спокойную. Своих героинь, то есть саму себя, Синди помещала в самые различные условия и ситуации. Её женщина находилась то в магазине, то у себя дома, то в офисе, а то и просто на улице.
Между тем, серия снимков «Кадры из фильмов без названия», высоко оцененная не только публикой, но и критиками и другими специалистами, это не первая попытка Синди использовать себя как модель. Еще в период обучения в университете она создавала много живописных автопортретов. Да и потом, работая уже не с красками, а с фотокмерой, она не озадачивалась выбором натурщиков. Как-то Шерман спросили, почему она так поступает, и она ответила, что пробовала приглашать для позирования друзей и родственников, нанимала натурщиков. Но, даже заплатив им за позирование, хотела выгнать их из мастерской. Синди чувствовала, что она давит на них. Ведь для этих людей позирование было просто развлечением, чем-то типа игры с переодеванием. Художница же подходила к работе очень серьезно.
В середине восьмидесятых Синди Шерман стала работать в фотографии с цветом. Увеличился формат её снимков. Но тематика осталась прежней. Новые цветные фотоработы были как бы продолжением серии, сделавшей её известной. Всё так же она сама себе служила моделью. Разве что характеры этих работ стали более жесткими, отчасти порой даже скандальными. Синди говорила, что тогда она была совершенно свободна и могла делать всё, что хотела. В интервью разных лет Шерман этот период своего творчества оценивала по разному. То возмущалась тем, что ей уделяли недостаточно внимания, то была недовольна, что всевозможные бестолковые коллекционеры пачками покупали её работы. Именно это заставило фотографа создавать работы, вызывающие откровенно отрицательные эмоции. На этих снимках, например, она изображала рвотные массы или еще что-нибудь подобное этому. Она как бы говорила коллекционерам: «А ну-ка, повесьте это у себя над кроватью!». Синди в своих мыслях была чуть не точна. работы продолжали покупать, но вешали их не в спальне, а в музеях.
Вселенная Синди Шерман. Когда селфи становится искусством
Автор фото, Cindy Sherman
«Без названия. Номер 21». Из серии «Кинокадры без названия»
Шерман открывает перед зрителем уникальный и, несмотря на кажущуюся ограниченность, необъятный художественный метод.
Художница создала множество самых разнообразных миров: комических и трагических, сказочных и реальных.
Контекст
Автор фото, Gustavo Caballero
Долгое время Синди Шерман и музыканта Дэвида Бирна связывали тесные отношения
Искусство Синди Шерман не имеет отношения ни к автопортрету (ее персонажи меньше всего она сама), ни к формированию своего облика в соответствии с избранным культурным кодом, стилем, эстетикой (у нее нет избранного стиля и избранной эстетики), ни уж тем более к самолюбованию селфи.
Скорее это пародия на архетипы, постмодернистский косплей художника, свободно воспроизводящего себя в любой эпохе.
Созданная Синди Шерман из самой себя вселенная делает ее одним из самых острых, самых интересных, самых провокативных и самых загадочных художников нашего времени.
Становление
Синди Шерман родом из обычной, никак не связанной с искусством американской семьи с суровым и жестким по отношению к пяти детям отцом.
На студенческих показах она стала появляться в гриме и в купленной на барахолке старой одежде. Никому ничего не объясняя, она просто стояла в углу среди картин.
Автор фото, Cindy Sherman
«Без названия №466». Из серии «Портреты светских дам»
Окончив университет, Синди переехала в Нью-Йорк и начала работать в галерее Artists Space, продолжая экспериментировать у себя дома.
Истоки очарования кинообразами тоже идут из детства художницы.
На кино Шерман не остановилась. Метод был найден, перед ней открылась вселенная.
Вселенная Синди Шерман
Короткая статья не в состоянии обрисовать весь огромный мир Синди Шерман. Перечислим лишь кратко некоторые серии ее работ. Даже их названия дают представление о разнообразии образов и идей.
В «Загадочном убийстве» выстроила из фотографий целый триллер, в котором сыграла все роли.
Автор фото, Cindy Sherman
«Без названия. Номер 92». Из серии «Девушки с разворота»
В «Девушках с разворота» (1981), по ее собственным словам, привычную для такого формата пикантную эротичность она заменила «ощущением вторжения в чужую боль и печаль».
Очень интересна серия «Мода» (1983-84). Получив заказ на рекламные снимки для коллекций Жан-Поля Готье и японского дома моды Comme des Garçons, Шерман формально выполнила задание, облачившись в модную одежду известных брендов.
Однако вместо ожидавшейся заказчиком элегантности ее образы проецировали тревогу, нервозность, панику и страх.
Автор фото, Cindy Sherman
«Без названия. Номер 122» Из серии «Мода»
Самое поразительно, что эти снимки не отвергнуты. Синди Шерман уже была достаточно известна, и даже такой отталкивающий облик работал на рекламные цели.
В серии «Сказки» персонажи вышли как будто из кошмаров. Здесь она впервые использовала лицевые протезы, герои детских сказок превратились в злобных монстров из фильмов ужасов.
«Исторические портреты» (1988-90) воссоздают портретную живопись старых мастеров.
В «Портретах светских дам» (2008) мы видим стареющих женщин, которые скрывают неизбежное за дорогой одеждой и нагромождением макияжа.
Автор фото, Bertrand Rindoff Petroff
«Без названия». Из серии «Секс-картинки»
«Секс-картинки» издеваются над романтикой порнообразов прошлого, такая женщина способна возбудить в зрителе только святой ужас.
Названиями снабжены исключительно серии. Под каждой отдельной работой стоит подпись «Без названия», она сопровождается лишь номером и датой. Анонимность, возведенная в абсолют.
Интерпретации, толкования и влияния
Иногда, как в «Кинокадрах без названия», художница откровенно указывает на источник своих трансформаций, цитируя узнаваемые кинематографические стили.
Иногда, как в серии «Маски», она просто обнажает свой метод, демонстрируя образ в процессе создания, лишний раз подчеркивая отдельность модели и создаваемого изображения.
Автор фото, Cindy Sherman
«Без названия. №136». Из серии «Исторические портреты»
В ее образах ее самой нет, а в интервью нет однозначной трактовки: «Мои работы всегда многозначны, они открыты самым различным толкованиям, я не пытаюсь транслировать через них какие-либо идеи».
Как настоящий постмодернист, она укоренена в предшествовавшем искусстве, но отношение к нему ироничное: «Я хочу сделать что-то из культуры, но в то же время, делая это, я смеюсь над культурой».
Как Синди Шерман стала иконой современного искусства, просто фотографируя себя
Даже если бы Синди Шерман никогда не создавала никаких других произведений искусства, она бы все равно стала звездой.
Если Энди Уорхола принято называть отцом современного селфи, то его матерью можно считать Синди Шерман, которая сегодня носит гордый статус звезды современного искусства. За полвека творческой деятельности 66-летняя американская художница создала несколько сотен фоторабот, где единственной героиней выступает она сама. В эпоху цифровых технологий они также займут логичное место в инстаграм-аккаунте художницы @cindysherman.
Справедливо будет заметить, что работы Шерман практически начисто лишены самолюбования, чего нельзя сказать про обычные селфи. Вдобавок узнать саму художницу на этих фотографиях подчас бывает практически невозможно. Каждый раз перед нами предстают совершенно новые персонажи, созданные при помощи нарядов, париков, слоев грима, цифровых фильтров и, конечно, выразительной актерской игры Шерман.
Ознакомиться с обширным творчеством одной из самых значимых художниц XX века предлагает выставка в парижском Fondation Louis Vuitton, которая обещает стать самой крупной европейской ретроспективой Шерман. Экспозиция открывается уже 23 сентября 2020 года и продлится до 3 января 2021 года. Дело за малым – дождаться открытия границ и изучить наш путеводитель по творчеству художницы.
Истоки
Примерять на себя различные образы будущая художница начала еще в детстве, наряжаясь в старую одежду из гардероба своей бабушки. В то время как сверстницы воображали себя принцессами, юная Шерман выбирала непопулярные роли старушек, ведьм и чудищ.
А еще Синди запоем смотрела фильмы, пока родителей не было дома. Некоторые пересматривала десятки раз. Один из телеканалов планировал сетку вещания таким образом, чтобы один и тот же фильм крутили по несколько раз за неделю. Особенное влияние на творчество художницы окажет хичкоковский нуар «Окно во двор».
Untitled Film Stills
Впоследствии эта и другие любимые киноленты из детства станут отправной точкой для знаменитой серии Untitled Film Stills («Кадры из фильмов без названия») из 70 черных снимков, где Шерман изображает героинь из вымышленных фильмов. В начале 1980-х ей удалось продать всего несколько фото по 50 долларов за штуку. Спустя 40 лет рекордная цена за работы художницы достигнет отметки почти в 3 миллиона долларов.
Фотография
Начало этому увлечению положило знакомство с художником Робертом Лонго, который учился вместе с Шерман в университете Буффало. Ее отношения с живописью совсем не клеились, поэтому университетский товарищ посоветовал ей взять в руки фотоаппарат. Важно подчеркнуть, что Шерман – именно художник, а фотография служит всего лишь инструментом для выражения ее идей.
Синди Шерман и Роберт Лонго
С самых первых работ главной и единственной моделью Шерман станет она сама. Первоначально такое решение было продиктовано соображениями экономии, равно как и привлечение любых подручных средств для создания образов. Кроме того, художница не раз подчеркивала, что ее работы требуют максимальной отдачи, чего не стоит ожидать от натурщиц. Как говорится, хочешь, чтобы все было идеально, – сделай это сам.
Авторское «я»
Автопортрет существует не одно столетие, однако с творчеством Синди Шерман имеет не так уже много общего. Если в первом случае главным героем выступает сам творец, то во втором – всегда некий вымышленный персонаж. За последние полвека художница успела сменить сотни разных амплуа: домохозяек и стареющих кинозвезд, невинных жертв и роковых красоток, провинциалок и дам высшего света.
Важными элементами перевоплощения для Шерман служат костюмы, парики и грим, а в современных работах она все чаще прибегает к цифровым эффектам. Однако результат был бы неполным без актерского таланта художницы. Чтобы добиться необходимых эмоций, она сначала тщательно репетирует их перед зеркалом, чтобы затем повторить перед камерой.
Порой за всем этим маскарадом невозможно узнать саму художницу, которая неизменно старается дистанцироваться от собственного «я». Эта идея достигает своего апогея в серии Clowns («Клоуны»), где лицо Шерман становится и вовсе неузнаваемым. «Я полностью растворяюсь в своих образах, в этот момент я совершенно другой человек», – делится она.
Феминизм
На протяжении многих лет творчества главными персонажами Шерман выступают женщины. Зачастую эти образы лишены общепринятой привлекательности и вызывают довольно смешанные чувства. Вспомните хотя бы псевдовуайеристскую серию Centerfolds/Horizontals («Гризонтальные/Вертикальные»), пугающие изображения сказочных героинь из Fairy Tales («Сказки») или портреты стареющих кинозвезд из Hollywood/Hampton Types («Типажи Голливуда/Хэмптонса»).
Старательно избегая любых ярлыков, художница видит свое предназначение шире – в поиске красоты как таковой. Согласно ее теории, существуют два способа ее распознать – обнаружить изъян в совершенстве или разглядеть прекрасное в уродстве. Таким образом Синди раз за разом напоминает нам о том, что подлинная красота существует за рамками возраста и канонов, принятых в обществе.
Источники вдохновения
Как настоящий постмодернист, Шерман выстраивает свое творчество, ловко жонглируя уже существующими культурными кодами. И хотя образы кажутся знакомыми, зачастую их первоисточники так и остаются загадкой для зрителя. А порой и вовсе отсутствуют.
Художница создает то пародии на работы великих мастеров, то изображает героинь кинофильмов, то предстает в виде персонажей глянцевых съемок и ТВ-шоу. Все это мы как будто бы уже видели, однако вспомнить, где и когда, едва ли получится. Этот неловкий и причудливый эффект дежавю наделяет работы Шерман особой магией.
Названия
«Мои работы всегда многозначны, они открыты самым различным толкованиям», – подчеркивает Шерман. Эту идею наглядно иллюстрируют названия картин – вернее их отсутствие. Типичное для художницы Untitled («Без название») сопровождает лаконичный порядковый номер. Поначалу она использовала буквы латинского алфавита, которые довольно быстро закончились, в последствие уступив место цифрам.
«Какие только ухищрения не используют люди ради того, чтобы выглядеть красиво. Я же стараюсь создавать пародию на моду», – сказала как-то художница. И в доказательство тому представила в 1975 году серию работ Cover Girl («Девушка с обложки»), где пробует себя в качестве модели для вымышленных обложек Vogue.
Спустя почти двадцать лет художница повторит это вновь – на этот раз для настоящей съемки в Harper’s Bazaar. А результатом следующего сотрудничества уже в 2016 году станет серия снимков, где Шерман изображает звезд стритстайла. Ирония в том, что кадры вроде бы сделаны случайно, однако их постановочный стиль сомнений не вызывает.
При всей своей саркастичности Шерман всегда была близка с миром моды: создавала рекламные кампании Comme Des Garсons, Balenciaga и косметического гиганта M.A.C., появлялась на футболках Marc Jacobs, дважды становилась героиней коллекций Undercover и даже придумала чемодан-гримерку для Louis Vuitton. Не остался в стороне и Supreme, украсив скейтборды работами художницы с изображением плесени, рвотных масс и фрагментов человеческих тел. Пожалуй, это тот самый случай, когда уже так плохо, что даже хорошо.
Вероятно, вам также будет интересно:
Как найти современных художников, чье искусство вам по карману
Не надо стесняться: почему публиковать свои обнаженные фото – это нормально
17 зарубежных фотографов, на которых стоит подписаться