сильвия берова актриса национальность
Сильвия Берова
Сильвия Леонидовна Берова. Родилась 17 апреля 1945 года в Измаиле Одесской области Украинской ССР. Советская и молдавская актриса театра и кино, педагог. Заслуженный деятель искусств Республики Молдова (2011). Исполнительница роли Бэлы в фильме «Герой нашего времени».
Сильвия Берова родилась 17 апреля 1945 года в городе Измаиле Одесской области.
Окончила Кишиневскую консерваторию по специальности «теоретик-музыковед».
В 1968 году окончила Театральное училище им. Б. Шукина.
В 1969-1992 годах работала в Кишиневском театре им. Чехова.
Преподает актерское мастерство и художественную речь в Кишиневской академии музыки, театра и изобразительных искусств. Доцент кафедры актерского мастерства.
Сильвия Берова в кино
Широкую известность получила в 1966 году после роли Бэлы в экранизации романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» режиссером Станиславом Ростоцким.
Сильвия Берова в фильме «Герой нашего времени»
Сильвия Берова в фильме «Парень и девушка»
Заметными стали работы в картинах «Иду на вулкан» (Гюлистан), «Родила меня мать счастливым. » (мадам Стокица), «Дикий ветер» (Злата).
Сильвия Берова в фильме «Дикий ветер»
Сильвия Берова вместе со своим супругом, музыкантом Григорием Бутучелом, снялась в клипе Жеты Бурлаку на песню «А century of love», которая представляла Молдову на «Евровидении-2008».
В 2010 году Сильвия Берова вернулась на экран, сыграв в фильме «Свадьба в Бессарабии».
27 декабря 2011 года актриса была удостоена звания Заслуженный деятель искусств Республики Молдова.
Личная жизнь Сильвии Беровой:
В 1968 году, когда Сильвия Берова закончила Щукинское училище, она получила предложение работать в нем преподавателем. Также и многие театры Москвы хотели видеть талантливую молодую актрису на своих подмостках. Однако Сильвия уехала в Кишинев вместе с мужем. Основной проблемой для продолжения карьеры в столице было отсутствие московской прописки, но совет развестись ради этого с любимым мужем Беровой, выбравшей любовь, ею вообще не рассматривался.
В свободное время Сильвия Берова на загородной даче занимается выращиванием орехов, любит вязать.
Фильмография Сильвии Беровой:
последнее обновление информации: 12.01.2021
Какой национальности была Бэла? / «Герой нашего времени» (1966)
В экранизации «Героя нашего времени» (1966) Станислава Ростоцкого красавицу Бэлу («высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу») сыграла молдованка Сильвия Берова.
Художником по костюмам фильма была легендарная Эльза Рапопорт (она же работала над Княжной «Мери» 1955 г. Исидора Анненского), ее ассистентом — Эмма Малая, сейчас старший научный сотрудник Музея кино.
Сначала им нужно было определиться с реальной национальностью героини, ведь во времена Лермонтова «черкесами» называли всех горцев Северного Кавказа. От этого зависел не только костюм, но и музыка, декорации, танцы, обряды.
Эскиз Эльзы Рапопорт
Эскиз Эльзы Рапопорт
В одном из интервью Эмма Рафаиловна рассказывает о подготовительной работе над фильмом, которая заняла год: «Я обратилась в Институт этнографии в Москве, а также в Этнографический музей в Ленинграде и в Музей в Нальчике (Кабардино-Балкарской АССР). Была проделана колоссальная предварительная работа. По каким-то указаниям в тексте, вроде слияния рек, окрестного пейзажа, описания дома или свадьбы, специалисты-этнографы определили, что Бэла была кабардинка и действие на самом деле происходило в Кабарде. И затем нужно было скрупулезно изучить все, что относится к этой части. Мы привлекли и специалиста по Лермонтову, и специалиста-этнографа. Я объезжала всю Кабардино-Балкарию, покупала подлинники, по которым потом можно было воспроизвести головные уборы, платья, крой, орнамент вышивок».
Кабардинский национальный костюм состоял из нескольких слоев: нательной прямой длинной рубахи, шаровар, короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застежками на груди, верхнее платья, богато декорированное галунами и золотым шитьем. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей. Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребенка — «золотая шапочка» — покрывался платком и большой шалью. На торжества и свадьбы также надевали обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями. Все эти элементы костюма можно увидеть в фильме.
Один из сохранивщихся костюмов фильма был представлен на выставке «Исторический костюм в кино. К 100-летию киностудии им. Горького». Он был сшит из жаккардового полотна, туали, репса и декорирован аппликацией из парчи, машинной вышивкой люрексом, «кавказским» серебряным позументом, оригинальными нагрудными застежками начала 20 века. В похожих ходят и другие героини фильма. Основная цветовая гамма костюмов Бэлы и других женщин в Кабарде — темно-красная, бордовая, черная и белая.
Фото с выставки «Исторический костюм в кино. К 100-летию киностудии им. Горького», Фото CineModa, ноябрь 2015.
Это белое платье Бэлы хранится в Музее кино. Фото «Большой город»
Сами платья отшивались в мастерских Ленинградского театра оперы и балета по разрешению Фурцевой. Позже несколько костюмов из фильма даже забрал Институт этнографии.
Сильвию Берову отпустили на съемки с первого курса театрального училища им. Щукина. «Ростоцкому нужна была молодая актриса, умеющая петь, танцевать, с национальным колоритом восточной девушки, — рассказывает она в интервью. — Мои фотографии к нему попали, когда он уже работал в Тбилиси с десятиклассницей из Грузии. Но после того как он получил мои фото, отказался от предыдущей Бэлы и утвердил меня по фотопробам. Хотя окончательно на роль я была утверждена уже после кинопроб с Володей Ивашовым. В «Бэле» я говорила на русском, а вот пела на кабардинском. Очень сложный язык с гортанными звуками. Я до сих пор помню слова этих песен».
ЛЕРМОНТОВ НАМ НЕ ЧУЖОЙ. Как княжну Бэлу нашли в… Кишинёве
200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова молдавская столица отпраздновала и тем, что в Российском центре науки и культуры состоялась встреча с актрисой, мастером искусств РМ Сильвией Беровой, сыгравшей княжну Бэлу в культовом фильме «Герой нашего времени» (1966 год, киностудия им. М. Горького, режиссер и автор сценария С.Ростоцкий, главная награда кинофестиваля в Сан-Себастьяне в 1967 году).
Судьба ждёт за поворотом
В этом замечательном фильме снимались настоящие звезды советского экрана – Владимир Ивашов, Светлана Светличная и другие, но молдавскому зрителю фильм дорог особенно. Всё-таки не каждый актер всесоюзного масштаба проживает где-то совсем рядом – на улице Пушкина в Кишиневе.
Как и другая уроженка Молдовы – Светлана Тома, сыгравшая в фильмах Эмиля Лотяну, Сильвия Берова после первого появления на экране стала знаменитой на весь СССР. И не случайно до сих пор, несмотря на недавний ремейк, тот фильм 60-х считается лучшей экранизацией прозы Лермонтова. Актеров тогда подбирали тщательнейшим образом. А вот с княжной Бэлой вышла заминка. Никак не могли подобрать типаж, чуть ли не в горах на Кавказе уже искали подходящую героиню – вдруг случайно повезет с Бэлой там, где происходили события повести. Но и Кавказ не помог. Между тем ассистенты режиссера неустанно рыскали, что называется, по всему СССР.
Нет, не черкешенка она…
Верно в народе говорят: судьба ждет иногда за первым поворотом и даже за углом твоего дома, причем в прямом смысле слова. В Кишиневе как-то почти случайно оказалась помощник режиссера Станислава Ростоцкого – Людмила Ослейковская. Однажды, гуляя по улицам города, она буквально наткнулась на настоящее живое воплощение Бэлы. Всё совпадало: лет 17 на вид, тоненькая, стройная, как статуэтка, и волосы – настоящая восточная сказка, чёрные, как вороново крыло, густые, блестящие, и глаза в длиннющих ресницах, как угли жгут… А кожа – настоящая «восточная», матовая, бархатистая как персик… В общем, находка! А поскольку, по мнению режиссера, Бэла должна была соответствовать пяти критериям – быть молодой, красивой (ещё лучше – поющей и танцующей) и быть не русской национальности, конечно, Ослейковская буквально накинулась на девушку: будешь сниматься – и всё тут!
Энтузиазма помощнику режиссёра и одновременно драматизма ситуации прибавляло то обстоятельство, что уже были отсняты два сюжета будущего фильма – «Максим Максимыч» и «Тамань», а Бэлы всё не было! Случай неслыханный.
Киношные страсти
Ожидалось, что девушка на кишиневской улице ответит с восторгом: «Да, да!» Ещё бы! Звездная роль! Москва! Но у Лиды Беровой, сестры нашей героини Сильвии, были насчет будущего свои планы. Девушка серьезная, она училась на художницу. Она заупрямилась как настоящая горянка: нет, мол, и всё тут, снимайте сестру. Она и так на актрису учится в Щукинском училище.
Кстати, никакой кавказской крови в Беровых не было – они настоящие дочери Молдовы, в них смешалась кровь нескольких народов – сербская, болгарская, румынская, гагаузская и еще какая-то, о которой Беровы не могут даже вспомнить, потому что надо искать в третьем-четвертом коленах.
Ослейковская тогда порядком расстроилась, но делать нечего. Вернулась в Москву искать «Бэлу» в актерской кузнице кадров – так называемой «Щуке».
И вот ведь совпадение, как вспоминает сама Сильвия Берова, которая тогда была всего на пару лет старше 17-летней сестры: в Щукинском училище как раз преспокойно висело объявление о кинопробах на роль Бэлы, но то ли никто не смел претендовать, то ли понимали, что не подходят, и проходили мимо объявления, включая и саму Сильвию.
А в таком вялом отношении упрекать начинающих актрис не стоило, как говорит Сильвия Берова: в «Щуке» студентам строго-настрого запрещали сниматься в кино – чтобы учёбу не забывали.
Ростоцкий сказал «да»
Как только Станислав Ростоцкий увидел Сильвию, сразу сказал «да». Впрочем, это не помешало сделать тридцать шесть (!) фотопроб – их полагалось делать «по регламенту». Зато только один кинодубль понадобился для утверждения на роль. Режиссер буквально стоял над гримером и вообще не отходил от начинающей актрисы – так ему понравилась она в роли будущей Бэлы.
Ну а остальное в жизни актрисы складывалось совсем не плохо: актерская стезя дала еще несколько ролей в кино, а театральная оказалась и для Сильвии и того длиннее и плодотворнее. Она переиграла в кишиневском Театре им. А.П. Чехова немало женских ролей, включая классические, «знаковые», и до сих пор работает по специальности – учит молодых. Сегодня Сильвия Берова окружена любящими людьми, живет в очень дружной семье и даже снялась с мужем Григорием Бутучелом в клипе, где они как раз олицетворяют красивую одухотворенную пожилую счастливую пару. Как в жизни.
«Лермонтовские знаки»
И всё-таки без роковых знамений, совпадений и даже трагедий, так свойственных творчеству и жизни самого Михаила Лермонтова, в фильме «Герой нашего времени», как вспоминает Сильвия Берова, не обошлось. Во время съёмок машина с декорациями и тремя рабочими свалилась в пропасть Чегемского ущелья. Не выдержал мост. Ведь съёмки шли не в павильоне, как они часто идут сейчас, а на натуре, в горах Северного Кавказа, близ Нальчика… Берова до сих пор помнит, как построили для съёмок специальную крепость – прямо в горах, на скалах, и какие были там меж камней тоненькие деревянные мосточки – ходить было страшно! А уж вниз глянуть – это требовало настоящего мужества.
Берова, Сильвия
Сильвия Берова — советская и молдавская актриса театра и кино.
Биография
Родилась 17 апреля 1945 года в Измаиле, окончила Кишиневскую консерваторию по специальности «теоретик-музыковед» и Театральное училище им. Щукина. Роль, сделавшая Сильвию Берову знаменитой на всю страну — Бэла в фильме известного советского режиссёра Станислава Ростоцкого, снятого по одноименному произведению М. Ю. Лермонтова. Будучи первокурсницей театрального вуза, Сильвия Берова стала исключением из правила — ей разрешили сниматься в фильме Станислава Ростоцкого, утвердившего молодую актрису уже после нескольких фотопроб и лично просившего ректора театрального училища отпустить Берову на съемки.
Строгие критерии, предъявленные к актрисе на роль Бэлы, включали не только молодость, красоту, умение петь и танцевать, но и нерусскую национальную принадлежность, что, кстати, отразилось и на дальнейшей карьере, когда после выхода фильма за Сильвией Беровой прочно закрепился типаж таинственной и романтичной восточной красавицы.
Здесь следует отметить и другую особенность: сама Сильвия Берова не горела желанием завоёвывать столичную сцену, хотя блестяще закончила в 1968 году Щукинское училище и получила даже предложение работать преподавателем в нём.
Несмотря на то что многие театры Москвы хотели бы видеть талантливую молодую актрису на своих подмостках, Сильвия Берова возвращается в Кишинёв вместе с мужем Григорием, с которым они поженились во время учёбы Беровой на третьем курсе училища. Примечательно, что основной проблемой для продолжения карьеры в столице было отсутствие московской прописки, но совет развестись ради этого с любимым мужем Беровой, выбравшей любовь, вообще не рассматривался.
В настоящее время Сильвия Берова живёт со своей семьёй в Кишинёве, преподает актерское мастерство и художественную речь в Кишиневской академии музыки, театра и изобразительных искусств (доцент кафедры актерского мастерства). Часы досуга проводит с мужем на загородной даче, занимается выращиванием орехов, любит вязать.
Сравнительно недавно Сильвия Берова снялась вместе со своим супругом, музыкантом Григорием Бутучелом, в клипе Жеты Бурлаку на песню «А century of love», которая представляла Молдову на «Евровидении-2008».
Дочь Сильвии Беровой и Григория Бутучела — Кристина Бутучел — киновед, окончила ВГИК. Внучке Ане-Стасии десять лет, она школьница, но уже успела приобрести свой первый актерский опыт, снявшись в фильме Валериу Жереги «Сотворение любви», где сыграла роль девочки Молки.
Царевна Будур в кадре и за кадром: Как сложилась судьба главной героини «Волшебной лампы Аладдина»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мать Додо Чоговадзе была русской, а отец – грузином. Она появилась на свет в Тбилиси в 1951 г. С детства она была очень хрупкой и грациозной, занималась в хореографическом училище, где однажды на нее обратил внимание ассистент режиссера Тбилисской киностудии и предложил ей пройти пробы на главную роль в фильме «Маленькие рыцари». Так началась ее кинокарьера.
Ее следующей ролью могла бы стать Бэла в экранизации «Героя нашего времени» Лермонтова. Режиссер фильма Станислав Ростоцкий увидел фотографии юной грузинской красавицы в картотеке и пригласил ее в Москву. Партнером Чоговадзе по съемочной площадке должен был стать Владимир Ивашов. Вместе с мамой Додо приехала на пробы, и ее чуть было не утвердили, но тут режиссер узнал о том, что девочке всего 13 лет, а ведь ей предстояло играть в любовных сценах! Ростоцкий схватился за голову: « Да меня в тюрьму посадят за совращение малолетней, если я положу ее в постель с Ивашовым! ». И ему пришлось отказаться от решения снимать Додо в этой роли и заменить ее 20-летней актрисой Сильвией Беровой.
Конечно, Чоговадзе очень переживала из-за этого отказа, и когда ей через год предложили следующую роль – царевны Будур в «Волшебной лампе Аладдина», она скрыла свой настоящий возраст, прибавив себе еще один год. Правда, в этом фильме любовных сцен не предвиделось – только один невинный поцелуй. Однако режиссеру Борису Рыцареву пришлось потратить немало времени, чтобы объяснить юной актрисе, как это сделать. Позже Чоговадзе с улыбкой вспоминала: « Рыцарев пытался меня обучать: закрой глаза, подними голову и тянись. Все на таком уровне – смех да и только! В результате решили остановиться на том, что мы просто потянемся друг к другу, закроемся вуалью и. убежим ».
Роль Аладдина сыграл 20-летний Борис Быстров. О том, как они играли совместные сцены с Додо Чоговадзе, он рассказывал: « Какая там любовь? Одни крупные планы, она смотрит на тебя, ты – на нее. Ни объятий, ни постельных сцен, весь спектр чувств мы передавали глазами ».
Долгое время хранить свою тайну девочка не смогла: во время съемок ей исполнилось 15 лет, а вся группа дружно поздравляла ее с 16-летием. В разгар празднования она вдруг разрыдалась и убежала. А когда ее разыскали и вернули, призналась в том, что добавила себе лишний год, чем вызвала приступ смеха у всей съемочной группы. Это был не единственный раз, когда юной актрисе приходилось рыдать – переживаний на съемках было более чем достаточно. Чоговадзе вспоминала: « Плакала я на съемках много. Например, когда случайно упала с ворот, режиссер переполошился и, дабы больше не рисковать моим здоровьем, нанял дублершу. Но я-то тогда не понимала истинную причину, мне казалось, что меня хотят заменить другой актрисой. Смеха тоже достаточно. Во время перерыва нельзя было снимать грим, так как его накладывали по несколько часов. И мы прямо в костюмах шли по улицам Ялты на перекус в сосисочную ».
Во время съемок у Додо Чоговадзе случилась первая любовь. Но влюбилась она не в красавца-Аладдина в исполнении Бориса Быстрова, а в оператора Константина Загорского. Тайком от всех она пыталась бегать к нему на свидания, но мать строго за ней следила – поскольку девочка была несовершеннолетней, ее мать приехала вместе с ней в качестве члена съемочной группы.
После выхода фильма на экраны на Додо Чоговадзе обрушилась невероятная популярность. В 1967 г. ее портрет попал на обложку журнала «Советский экран». Позже она рассказывала: « Письма мне в хореографическое училище приходили мешками! И все такие теплые. Писали отовсюду. Много из тюрьмы. Мол, увидели вас – и появилась в жизни надежда. Значит, какую-то очень важную функцию фильм выполнил. ». Борис Рыцарев планировал и дальше работать с молодой актрисой – специально для нее были написаны сценарии фильмов «Русалочка» и «Аэлита». Но автора сценариев Александра Червинского посадили в тюрьму по политическим мотивам, и съемки этих фильмов отменили.
Додо вернулась в Грузию и после окончания Тбилисского театрального института в 23 года вышла замуж за музыканта и певца Давида Шушанина, у них родилась дочь. Однако из-за того, что муж видел свою супругу исключительно в роли домохозяйки, их брак распался. Ее кинокарьера тоже не сложилась – после «Волшебной лампы Аладдина» она сыграла всего в одном фильме – «В небе «Ночные ведьмы». На тот момент ей было 30 лет, и после этого Чоговадзе больше не появлялась на экранах – только иногда снималась в рекламе в Тбилиси.
В наши дни 68-летняя Додо Чоговадзе по-прежнему живет в Тбилиси, преподает ритмику на кафедре сценического движения Тбилисского театрального университета, дает частные уроки. Но мечты о большом кино до сих пор ее не оставляют – она признается, что с удовольствием снялась бы у Андрея Кончаловского. Правда, в России Чоговадзе бывает редко, и предложений от режиссеров ей уже давно не поступало…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: