сильвия берова актриса фото в молодости
Сильвия Берова
Сильвия Леонидовна Берова. Родилась 17 апреля 1945 года в Измаиле Одесской области Украинской ССР. Советская и молдавская актриса театра и кино, педагог. Заслуженный деятель искусств Республики Молдова (2011). Исполнительница роли Бэлы в фильме «Герой нашего времени».
Сильвия Берова родилась 17 апреля 1945 года в городе Измаиле Одесской области.
Окончила Кишиневскую консерваторию по специальности «теоретик-музыковед».
В 1968 году окончила Театральное училище им. Б. Шукина.
В 1969-1992 годах работала в Кишиневском театре им. Чехова.
Преподает актерское мастерство и художественную речь в Кишиневской академии музыки, театра и изобразительных искусств. Доцент кафедры актерского мастерства.
Сильвия Берова в кино
Широкую известность получила в 1966 году после роли Бэлы в экранизации романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» режиссером Станиславом Ростоцким.
Сильвия Берова в фильме «Герой нашего времени»
Сильвия Берова в фильме «Парень и девушка»
Заметными стали работы в картинах «Иду на вулкан» (Гюлистан), «Родила меня мать счастливым. » (мадам Стокица), «Дикий ветер» (Злата).
Сильвия Берова в фильме «Дикий ветер»
Сильвия Берова вместе со своим супругом, музыкантом Григорием Бутучелом, снялась в клипе Жеты Бурлаку на песню «А century of love», которая представляла Молдову на «Евровидении-2008».
В 2010 году Сильвия Берова вернулась на экран, сыграв в фильме «Свадьба в Бессарабии».
27 декабря 2011 года актриса была удостоена звания Заслуженный деятель искусств Республики Молдова.
Личная жизнь Сильвии Беровой:
В 1968 году, когда Сильвия Берова закончила Щукинское училище, она получила предложение работать в нем преподавателем. Также и многие театры Москвы хотели видеть талантливую молодую актрису на своих подмостках. Однако Сильвия уехала в Кишинев вместе с мужем. Основной проблемой для продолжения карьеры в столице было отсутствие московской прописки, но совет развестись ради этого с любимым мужем Беровой, выбравшей любовь, ею вообще не рассматривался.
В свободное время Сильвия Берова на загородной даче занимается выращиванием орехов, любит вязать.
Фильмография Сильвии Беровой:
последнее обновление информации: 12.01.2021
Княжна Бэла, спустя 55 лет. Какая сейчас звезда картины «Герой нашего времени», актриса Сильвия Берова
Сотворённая поэтом из грез, утреннего инея и горной бури княжна Бэла стала одной из самых трогательных и выразительных лирических героинь отечественной литературы. И визуально, ставшая неотъемлемой частью нашей культуры Бэла, плотно ассоциируется с обликом обворожительной молдавской актрисы Сильвии Беровой.
Бэла
Взявшись экранизировать культовое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», видный советский режиссёр Станислав Ростоцкий, не стал, замахиваться как это сейчас модно на переосмысление классического произведения. Ростоцкий создал красочную иллюстрацию, дающую возможность нам визуально полюбоваться знакомым со школьной скамьи произведением. Съемки проходили на натуре в горах Северного Кавказа, где были отстроены аутентичные эпохе декорации, включая крепость.
Представшие на экране образы являются здесь отображением литературных героев, трепетно перенесенных на кинопленку. Соответственно актеры на эти роли подбирались тщательнейшим образом. Особенно долго длились поиски актрисы на роль Бэлы. Ассистенты режиссёра рыскали в поисках по всему Союза, режиссёр сам поехал на Кавказ и искал подходящую девушку, в местах, где бывал сам Лермонтов.
И вот когда киношники уже почти отчаялись, одна из ассистенток режиссёра увидела ту самую Бэлу, прогуливаясь по улицам Кишинева. Но девушка по имени Лида Берова наотрез отказалась сниматься в кино, и порекомендовала обратиться к ее сестре Сильвии, которая на тот момент училась в Москве в театральном училище имени Щукина, и преспокойно проходила мимо висевшего в училище объявления с приглашением на кинопробы на роль Бэлы.
Едва Ростоцкий увидел Сильвию, он понял это она. Миниатюрная, темноокая красавица как будто была соткана из матового бархата, и не иначе как сошла с нетленных страниц романа. Радости съемочной группы не было предела. Ведь съемки простаивали, и уже даже начали снимать отдельные эпизоды без актрисы на роль Бэлы.
Молодая актриса справилась с поставленной режиссером задачей на отлично, и прекрасно смотрелась в дуэте с исполнителем роли Печорина актером Владимиром Ивашовым. После выхода картины Сильвия приобрела известность и вошла в историю большого искусства, как эталонное отображение княжны Бэлы.
Сильвия
Родилась актриса после войны в Одесской области в городе Измаил 17 апреля 1945 года, в семье композитора, педагога и историка искусства Леонида Саввича Берова. Девочке еще не было пяти лет, когда семья переехала в Кишинёв. В столице Молдавии Леонид Саввичь работал преподавателем Кишиневской консерватории и редактором в издательстве «Молдавская книга».
Девочка с детства была музыкальна. После завершения работы над картиной «Герой нашего времени», она восстановилась в театральном училище и завершила образование. Затем вернулась в Кишинёв и поступила в консерваторию. В дальнейшей ее творческой жизни музыка была плотно переплетена с актерским ремеслом.
В дальнейшем Берова весьма убедительно исполнила еще несколько ролей, среди которых, лирическая девушка Зульфия «Парень и девушка», Гюлистан «Иду на вулкан», мадам Стокица «Родила меня мать счастливым. » и жена Светозара «Дикий ветер».
Так же Сильвия долгое время играла на сцене Кишинёвского драматического театра. Однако основным видом ее деятельности была и остается педагогика. Сильвия Леонидовна преподает художественную речь и актерское мастерство в Кишиневской академии музыки.
Личная жизнь у Сильвии сложилась также хорошо, как и профессиональная. Со своим мужем музыкантом Григорием Бутучелом она познакомилась в театральном училище, где они были сокурсниками. Поженились еще студентами и по сей день счастливы в супружестве. Григорий известный в Молдавии эстрадный исполнитель.
В наши дни Сильвия Леонидовна доцент кафедры актёрского мастерства. Дочь Кристина училась в Москве во ВГИКе, работает киноведом. Есть внучка Ане-Стасии. Свободное от работы время предпочитает проводить с мужем уединенно на загородной даче.
Царевна Будур в кадре и за кадром: Как сложилась судьба главной героини «Волшебной лампы Аладдина»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мать Додо Чоговадзе была русской, а отец – грузином. Она появилась на свет в Тбилиси в 1951 г. С детства она была очень хрупкой и грациозной, занималась в хореографическом училище, где однажды на нее обратил внимание ассистент режиссера Тбилисской киностудии и предложил ей пройти пробы на главную роль в фильме «Маленькие рыцари». Так началась ее кинокарьера.
Ее следующей ролью могла бы стать Бэла в экранизации «Героя нашего времени» Лермонтова. Режиссер фильма Станислав Ростоцкий увидел фотографии юной грузинской красавицы в картотеке и пригласил ее в Москву. Партнером Чоговадзе по съемочной площадке должен был стать Владимир Ивашов. Вместе с мамой Додо приехала на пробы, и ее чуть было не утвердили, но тут режиссер узнал о том, что девочке всего 13 лет, а ведь ей предстояло играть в любовных сценах! Ростоцкий схватился за голову: « Да меня в тюрьму посадят за совращение малолетней, если я положу ее в постель с Ивашовым! ». И ему пришлось отказаться от решения снимать Додо в этой роли и заменить ее 20-летней актрисой Сильвией Беровой.
Конечно, Чоговадзе очень переживала из-за этого отказа, и когда ей через год предложили следующую роль – царевны Будур в «Волшебной лампе Аладдина», она скрыла свой настоящий возраст, прибавив себе еще один год. Правда, в этом фильме любовных сцен не предвиделось – только один невинный поцелуй. Однако режиссеру Борису Рыцареву пришлось потратить немало времени, чтобы объяснить юной актрисе, как это сделать. Позже Чоговадзе с улыбкой вспоминала: « Рыцарев пытался меня обучать: закрой глаза, подними голову и тянись. Все на таком уровне – смех да и только! В результате решили остановиться на том, что мы просто потянемся друг к другу, закроемся вуалью и. убежим ».
Роль Аладдина сыграл 20-летний Борис Быстров. О том, как они играли совместные сцены с Додо Чоговадзе, он рассказывал: « Какая там любовь? Одни крупные планы, она смотрит на тебя, ты – на нее. Ни объятий, ни постельных сцен, весь спектр чувств мы передавали глазами ».
Долгое время хранить свою тайну девочка не смогла: во время съемок ей исполнилось 15 лет, а вся группа дружно поздравляла ее с 16-летием. В разгар празднования она вдруг разрыдалась и убежала. А когда ее разыскали и вернули, призналась в том, что добавила себе лишний год, чем вызвала приступ смеха у всей съемочной группы. Это был не единственный раз, когда юной актрисе приходилось рыдать – переживаний на съемках было более чем достаточно. Чоговадзе вспоминала: « Плакала я на съемках много. Например, когда случайно упала с ворот, режиссер переполошился и, дабы больше не рисковать моим здоровьем, нанял дублершу. Но я-то тогда не понимала истинную причину, мне казалось, что меня хотят заменить другой актрисой. Смеха тоже достаточно. Во время перерыва нельзя было снимать грим, так как его накладывали по несколько часов. И мы прямо в костюмах шли по улицам Ялты на перекус в сосисочную ».
Во время съемок у Додо Чоговадзе случилась первая любовь. Но влюбилась она не в красавца-Аладдина в исполнении Бориса Быстрова, а в оператора Константина Загорского. Тайком от всех она пыталась бегать к нему на свидания, но мать строго за ней следила – поскольку девочка была несовершеннолетней, ее мать приехала вместе с ней в качестве члена съемочной группы.
После выхода фильма на экраны на Додо Чоговадзе обрушилась невероятная популярность. В 1967 г. ее портрет попал на обложку журнала «Советский экран». Позже она рассказывала: « Письма мне в хореографическое училище приходили мешками! И все такие теплые. Писали отовсюду. Много из тюрьмы. Мол, увидели вас – и появилась в жизни надежда. Значит, какую-то очень важную функцию фильм выполнил. ». Борис Рыцарев планировал и дальше работать с молодой актрисой – специально для нее были написаны сценарии фильмов «Русалочка» и «Аэлита». Но автора сценариев Александра Червинского посадили в тюрьму по политическим мотивам, и съемки этих фильмов отменили.
Додо вернулась в Грузию и после окончания Тбилисского театрального института в 23 года вышла замуж за музыканта и певца Давида Шушанина, у них родилась дочь. Однако из-за того, что муж видел свою супругу исключительно в роли домохозяйки, их брак распался. Ее кинокарьера тоже не сложилась – после «Волшебной лампы Аладдина» она сыграла всего в одном фильме – «В небе «Ночные ведьмы». На тот момент ей было 30 лет, и после этого Чоговадзе больше не появлялась на экранах – только иногда снималась в рекламе в Тбилиси.
В наши дни 68-летняя Додо Чоговадзе по-прежнему живет в Тбилиси, преподает ритмику на кафедре сценического движения Тбилисского театрального университета, дает частные уроки. Но мечты о большом кино до сих пор ее не оставляют – она признается, что с удовольствием снялась бы у Андрея Кончаловского. Правда, в России Чоговадзе бывает редко, и предложений от режиссеров ей уже давно не поступало…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какой национальности была Бэла? / «Герой нашего времени» (1966)
В экранизации «Героя нашего времени» (1966) Станислава Ростоцкого красавицу Бэлу («высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу») сыграла молдованка Сильвия Берова.
Художником по костюмам фильма была легендарная Эльза Рапопорт (она же работала над Княжной «Мери» 1955 г. Исидора Анненского), ее ассистентом — Эмма Малая, сейчас старший научный сотрудник Музея кино.
Сначала им нужно было определиться с реальной национальностью героини, ведь во времена Лермонтова «черкесами» называли всех горцев Северного Кавказа. От этого зависел не только костюм, но и музыка, декорации, танцы, обряды.
Эскиз Эльзы Рапопорт
Эскиз Эльзы Рапопорт
В одном из интервью Эмма Рафаиловна рассказывает о подготовительной работе над фильмом, которая заняла год: «Я обратилась в Институт этнографии в Москве, а также в Этнографический музей в Ленинграде и в Музей в Нальчике (Кабардино-Балкарской АССР). Была проделана колоссальная предварительная работа. По каким-то указаниям в тексте, вроде слияния рек, окрестного пейзажа, описания дома или свадьбы, специалисты-этнографы определили, что Бэла была кабардинка и действие на самом деле происходило в Кабарде. И затем нужно было скрупулезно изучить все, что относится к этой части. Мы привлекли и специалиста по Лермонтову, и специалиста-этнографа. Я объезжала всю Кабардино-Балкарию, покупала подлинники, по которым потом можно было воспроизвести головные уборы, платья, крой, орнамент вышивок».
Кабардинский национальный костюм состоял из нескольких слоев: нательной прямой длинной рубахи, шаровар, короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застежками на груди, верхнее платья, богато декорированное галунами и золотым шитьем. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей. Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребенка — «золотая шапочка» — покрывался платком и большой шалью. На торжества и свадьбы также надевали обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями. Все эти элементы костюма можно увидеть в фильме.
Один из сохранивщихся костюмов фильма был представлен на выставке «Исторический костюм в кино. К 100-летию киностудии им. Горького». Он был сшит из жаккардового полотна, туали, репса и декорирован аппликацией из парчи, машинной вышивкой люрексом, «кавказским» серебряным позументом, оригинальными нагрудными застежками начала 20 века. В похожих ходят и другие героини фильма. Основная цветовая гамма костюмов Бэлы и других женщин в Кабарде — темно-красная, бордовая, черная и белая.
Фото с выставки «Исторический костюм в кино. К 100-летию киностудии им. Горького», Фото CineModa, ноябрь 2015.
Это белое платье Бэлы хранится в Музее кино. Фото «Большой город»
Сами платья отшивались в мастерских Ленинградского театра оперы и балета по разрешению Фурцевой. Позже несколько костюмов из фильма даже забрал Институт этнографии.
Сильвию Берову отпустили на съемки с первого курса театрального училища им. Щукина. «Ростоцкому нужна была молодая актриса, умеющая петь, танцевать, с национальным колоритом восточной девушки, — рассказывает она в интервью. — Мои фотографии к нему попали, когда он уже работал в Тбилиси с десятиклассницей из Грузии. Но после того как он получил мои фото, отказался от предыдущей Бэлы и утвердил меня по фотопробам. Хотя окончательно на роль я была утверждена уже после кинопроб с Володей Ивашовым. В «Бэле» я говорила на русском, а вот пела на кабардинском. Очень сложный язык с гортанными звуками. Я до сих пор помню слова этих песен».
ЛЕРМОНТОВ НАМ НЕ ЧУЖОЙ. Как княжну Бэлу нашли в… Кишинёве
200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова молдавская столица отпраздновала и тем, что в Российском центре науки и культуры состоялась встреча с актрисой, мастером искусств РМ Сильвией Беровой, сыгравшей княжну Бэлу в культовом фильме «Герой нашего времени» (1966 год, киностудия им. М. Горького, режиссер и автор сценария С.Ростоцкий, главная награда кинофестиваля в Сан-Себастьяне в 1967 году).
Судьба ждёт за поворотом
В этом замечательном фильме снимались настоящие звезды советского экрана – Владимир Ивашов, Светлана Светличная и другие, но молдавскому зрителю фильм дорог особенно. Всё-таки не каждый актер всесоюзного масштаба проживает где-то совсем рядом – на улице Пушкина в Кишиневе.
Как и другая уроженка Молдовы – Светлана Тома, сыгравшая в фильмах Эмиля Лотяну, Сильвия Берова после первого появления на экране стала знаменитой на весь СССР. И не случайно до сих пор, несмотря на недавний ремейк, тот фильм 60-х считается лучшей экранизацией прозы Лермонтова. Актеров тогда подбирали тщательнейшим образом. А вот с княжной Бэлой вышла заминка. Никак не могли подобрать типаж, чуть ли не в горах на Кавказе уже искали подходящую героиню – вдруг случайно повезет с Бэлой там, где происходили события повести. Но и Кавказ не помог. Между тем ассистенты режиссера неустанно рыскали, что называется, по всему СССР.
Нет, не черкешенка она…
Верно в народе говорят: судьба ждет иногда за первым поворотом и даже за углом твоего дома, причем в прямом смысле слова. В Кишиневе как-то почти случайно оказалась помощник режиссера Станислава Ростоцкого – Людмила Ослейковская. Однажды, гуляя по улицам города, она буквально наткнулась на настоящее живое воплощение Бэлы. Всё совпадало: лет 17 на вид, тоненькая, стройная, как статуэтка, и волосы – настоящая восточная сказка, чёрные, как вороново крыло, густые, блестящие, и глаза в длиннющих ресницах, как угли жгут… А кожа – настоящая «восточная», матовая, бархатистая как персик… В общем, находка! А поскольку, по мнению режиссера, Бэла должна была соответствовать пяти критериям – быть молодой, красивой (ещё лучше – поющей и танцующей) и быть не русской национальности, конечно, Ослейковская буквально накинулась на девушку: будешь сниматься – и всё тут!
Энтузиазма помощнику режиссёра и одновременно драматизма ситуации прибавляло то обстоятельство, что уже были отсняты два сюжета будущего фильма – «Максим Максимыч» и «Тамань», а Бэлы всё не было! Случай неслыханный.
Киношные страсти
Ожидалось, что девушка на кишиневской улице ответит с восторгом: «Да, да!» Ещё бы! Звездная роль! Москва! Но у Лиды Беровой, сестры нашей героини Сильвии, были насчет будущего свои планы. Девушка серьезная, она училась на художницу. Она заупрямилась как настоящая горянка: нет, мол, и всё тут, снимайте сестру. Она и так на актрису учится в Щукинском училище.
Кстати, никакой кавказской крови в Беровых не было – они настоящие дочери Молдовы, в них смешалась кровь нескольких народов – сербская, болгарская, румынская, гагаузская и еще какая-то, о которой Беровы не могут даже вспомнить, потому что надо искать в третьем-четвертом коленах.
Ослейковская тогда порядком расстроилась, но делать нечего. Вернулась в Москву искать «Бэлу» в актерской кузнице кадров – так называемой «Щуке».
И вот ведь совпадение, как вспоминает сама Сильвия Берова, которая тогда была всего на пару лет старше 17-летней сестры: в Щукинском училище как раз преспокойно висело объявление о кинопробах на роль Бэлы, но то ли никто не смел претендовать, то ли понимали, что не подходят, и проходили мимо объявления, включая и саму Сильвию.
А в таком вялом отношении упрекать начинающих актрис не стоило, как говорит Сильвия Берова: в «Щуке» студентам строго-настрого запрещали сниматься в кино – чтобы учёбу не забывали.
Ростоцкий сказал «да»
Как только Станислав Ростоцкий увидел Сильвию, сразу сказал «да». Впрочем, это не помешало сделать тридцать шесть (!) фотопроб – их полагалось делать «по регламенту». Зато только один кинодубль понадобился для утверждения на роль. Режиссер буквально стоял над гримером и вообще не отходил от начинающей актрисы – так ему понравилась она в роли будущей Бэлы.
Ну а остальное в жизни актрисы складывалось совсем не плохо: актерская стезя дала еще несколько ролей в кино, а театральная оказалась и для Сильвии и того длиннее и плодотворнее. Она переиграла в кишиневском Театре им. А.П. Чехова немало женских ролей, включая классические, «знаковые», и до сих пор работает по специальности – учит молодых. Сегодня Сильвия Берова окружена любящими людьми, живет в очень дружной семье и даже снялась с мужем Григорием Бутучелом в клипе, где они как раз олицетворяют красивую одухотворенную пожилую счастливую пару. Как в жизни.
«Лермонтовские знаки»
И всё-таки без роковых знамений, совпадений и даже трагедий, так свойственных творчеству и жизни самого Михаила Лермонтова, в фильме «Герой нашего времени», как вспоминает Сильвия Берова, не обошлось. Во время съёмок машина с декорациями и тремя рабочими свалилась в пропасть Чегемского ущелья. Не выдержал мост. Ведь съёмки шли не в павильоне, как они часто идут сейчас, а на натуре, в горах Северного Кавказа, близ Нальчика… Берова до сих пор помнит, как построили для съёмок специальную крепость – прямо в горах, на скалах, и какие были там меж камней тоненькие деревянные мосточки – ходить было страшно! А уж вниз глянуть – это требовало настоящего мужества.