схватка больше чем жизнь
Чего не мог простить себе польский Штирлиц из фильма «Ставка больше, чем жизнь»: Трагедия Станислава Микульского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
К слову сказать, сериал «Ставка больше, чем жизнь» до сих пор достаточно популярен в Польше, время от времени его показывают разные телеканалы страны, а в начале 2009 года в Катовице был открыт даже частный Музей Ганса Клосса, главного героя киноленты.
К слову сказать, с премьерой этой картины весной 2013 года в Москву приезжал на фестиваль польского кино и 84-летний Станислав Микульский.
О творческой карьере
Станислав Микульский (Stanislaw Mikulski) родился 1 мая 1929 года в городе Лодзь (Польша), где на то время почти треть местных жителей составляли евреи. А во время войны в городе было создано Лодзинское Гетто, куда немцы отовсюду сгоняли евреев и пленных польских коммунистов. И, будучи уже в сознательном возрасте, Станислав воочию видел фашизм во всех его проявлениях, и в будущем он всю свою жизнь будет убежденным антифашистом.
В кинематограф Микульский попал еще совсем юным парнем. Его дебютом была эпизодическая роль летчика в ленте «Первый старт»(1951). Юноша увлекся творческим процессом и свое будущее вне актерской профессии уже не видел. Вначале его взяли в театральную труппу в Люблине. Благо его внешность позволяла играть значительные роли. А когда встал вопрос о подтверждении квалификации, он экстерном сдал экзамены в высшей театральной школе в Кракове. Первой картиной, где актер исполнил главную роль, стала драма «Часы надежды». Также стоит отметить игру Микульского в сюрреалистическом военном фильме «Белый Медведь» и киноленте «Канал».
Тем не менее, в 1968 году состоялась премьера сериала, в котором Микульский сыграл главную роль — Ганса Клосса, вернее, поляка Станислава Колицкого, добывавшего во время войны под видом немецкого офицера ценную информацию и передававшего ее советской разведке. Всего было снято 18 серий, каждая из которых представляла собой самостоятельный сюжет. Этот сериал стал очень популярен в соцстранах, в том числе и в СССР.
Что любопытно, у этого многосерийного фильма была предыстория, которая началась задолго до его выхода на экраны. По воспоминаниям самого артиста он первоначально получил предложение сыграть в шести сценических постановках «Ставка больше, чем жизнь» еще в 1964 году. «Я согласился на эту роль, потому что это гарантировало занятость в шести спектаклях Театра Телевидения. Первые шесть серий транслировались в прямом эфире. Никто не предполагал, что сериал станет таким популярным, зрители требовали продолжения. Всего было 14 телеспектаклей; только после этого началась съемка версии, которая транслировалась в формате телевизионного сериала», — вспоминал актер, годы спустя. Именно на волне успеха телеспектакля в 1967—1968 годах вышел одноименный 18-серийный телефильм, покоривший не только польскую публику.
А когда в 1972 году «Ставку…» впервые показали по телевидению, она тут же приобрела колоссальную всеобщую популярность. Роль Клосса обеспечила артисту большое признание не только в Польше, он стал самым известным и любимым актером во всех странах соцлагеря. Популярность Микульского в те годы была ошеломляющей, он не мог выйти на улицу без того, чтобы не быть тут же узнанным. И, разумеется, что в красавца актера были влюблены миллионы девушек.
После киноленты «Ставка больше, чем жизнь» актер Микульский сыграл еще во многих фильмах: в телесериале «Пан Самоходик и тамплиеры» (1971) в «Одержимости» (1972), в сериале «Польские дороги» (1976), «Крещённые огнём». Снимался актер не только в Польше, снимался и у зарубежных режиссёров, в частности у Юрия Озерова в киноэпопеях «Освобождение» и «Солдаты свободы», а также в политическом детективе Игоря Гостева «Европейская история».
Однако стоит отметить, что невероятный успех «Ставки. » стал для актёра, как его триумфом и визитной карточкой, так и наказанием одновременно. Став заложником этой роли, публика видела в нем лишь разведчика, мужественного и непотопляемого. И как только Станислав не пытался «выкарабкаться» из этого героического образа, у него ничего не получилось. Образ героя-воина навсегда закрепился за ним. Поэтому настоящей отдушиной для актера Микульского стал театр, где он с упоением играл самые разнообразные роли, в том числе и комедийные. К слову сказать, актер в 70-х дважды приезжал на гастролями в Союз с театральными постановками, которые проходили переполненных залах.
Со временем Станислав постепенно отошел от кино, посвящая себя театру, телевидению и общественной работе. Он много лет был организатором фестиваля солдатской песни в Колобжеге, сам также выступал с песнями на нем. Микульский был членом ЦК Коммунистической партии, а затем в 80-х был избран в Национальный Совет Ассоциации польско-советской дружбы.
За заслуги перед отечеством актер неоднократно удостаивался высоких наград, а в 2006 году ладонь Станислава Микульского пополнила ряды Аллеи польских звезд в Мендзыздрое. Но самой главной наградой для актера, с его слов, является огромная зрительская любовь и признательность, как на родине, так и в странах ближнего зарубежья.
Личная жизнь.
Первая любовь
Скандалы и распри в молодой семье начались после того, как каждый из иаетеров занялся своей творческой карьерой. Взаимные упреки довели некогда счастливую пару до развода. Сынишка остался жить с Вандой, но актер принимал активное участие в его жизни и воспитании.
Короткое счастье, отмеренное судьбой
Когда у Ядвиги начались роды, Микульский находился на съемках в Югославии. Ему позвонили с клиники и сообщили радостную весть, но спустя несколько часов опять раздался телефонный звонок. На этот раз актеру сказали, что малыш умер, а у супруги резко ухудшилось состояние здоровья.
Поздняя любовь
Невзирая на то, что молодая женщина была почти на 30 лет моложе своего избранника, они смогли построить свои отношения на взаимопонимании и искренней любви. Общих детей у них не было, а к приемной дочери Катерине (от первого брака Маргариты), Станислав относился, как к родной.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Любимое кино. Схватка
Выдающиеся голливудские актеры Аль Пачино и Роберт де Ниро впервые снялись вместе в «Крестном отце 2». Однако в том замечательном фильме у них не было ни одной совместной сцены. Прошло два десятилетия, прежде чем они появились в одном кадре, но ожидание того стоило
Выдающиеся голливудские актеры Аль Пачино и Роберт де Ниро впервые снялись вместе в «Крестном отце 2». Однако в том замечательном фильме у них не было ни одной совместной сцены. Прошло два десятилетия, прежде чем Пачино и де Ниро появились в одном кадре, но ожидание того стоило. Их захватывающая и глубокая криминальная драма 1995 года была признана жанровым шедевром. Придумал и поставил ее режиссер Майкл Манн, а называлась она «Схватка».
Как распознать кино, вдохновленное реальными событиями, если это не оговорено на постере? Порой достаточно вдуматься в сюжет. Если лента описывает нечто возможное, но не правдоподобное, то вполне вероятно, что сценарий основан на фактах. Кинематографисты обожают удивительные подлинные истории, которые ни за что бы не решились сочинить.
Применим этот тест к «Схватке». Можно ли поверить, что бывалый коп и матерый уголовник в разгар своего противостояния вдруг уселись рядком и поговорили ладком как давно не видевшиеся лучшие друзья? Разумеется, нет. Такие люди должны общаться только как злейшие враги! Однако в фильме это ключевая сцена, и наш тест не врет – она взята из реальной жизни.
Майклу Манну рассказал эту историю его близкий друг – чикагский полицейский Чарльз Адамсон. Он знал, о чем говорил, поскольку был участником той посиделки. В 1963 году Адамсон входил в элитный отряд полиции Чикаго и выслеживал выдающихся преступников вроде грабителя Нила МакКоли – хитрого, организованного, высокопрофессионального главаря шайки. МакКоли был столь хорош, что Адамсон восхищался им, как охотник восхищается могучим оленем. Он пристально изучал своего визави, и он знал, что МакКоли тоже хочет понять, с кем имеет дело.
Кадр из фильма «Схватка»
Однажды они пересеклись у торгового центра. Оба были не «на службе» – Адамсон привез одежду в химчистку, а МакКоли шел в кафе, чтобы перекусить. К тому времени они хорошо знали друг друга, и их случайная встреча могла обернуться потасовкой или перестрелкой. Однако Адамсон не хотел рисковать жизнями прохожих. Поэтому он подошел к МакКоли, хлопнул его по плечу и пригласил на чашку кофе. Опешивший преступник не стал возражать.
Конечно, Адамсон сделал это не просто так. Он не мог допрашивать МакКоли без официального повода, и он надеялся, что в «обычной» беседе вытянет из уголовника что-то такое, что ему поможет. МакКоли, вероятно, думал точно так же. В работе обоих психология имела огромное значение, и оба были готовы к спаррингу, закамуфлированному под дружескую беседу.
Но разговор тоже вышел куда более задушевный, чем Адамсон и МакКоли предполагали. Они жили по разные стороны закона, но оба были крепкими мужчинами, приверженными своему делу, и у них нашлось немало общего. Они раскрыли друг другу души – хотя и констатировали напоследок, что застрелят друг друга, если пересекутся во время разбойного налета.
Кадр из фильма «Схватка»
Как начинающий режиссер подружился с опытным копом? Майкл Манн родился в Чикаго, учился в Лондоне, снимал рекламные ролики и документальные зарисовки, а затем в начале 1970-х вернулся на родину и стал телевизионным режиссером. Интерес к документалистике и захватывающим подлинным событиям привел Манна в мир полицейских шоу, где постоянно пересекались вымысел и реальность. Вскоре постановщик оброс связями в полицейском мире, так как старался до мельчайших деталей разобраться в охоте на преступников. В свою очередь, Адамсон вышел в отставку и перебрался в Голливуд, чтобы стать сценаристом и заработать на своем полицейском опыте. Манн и Адамсон нашли друг друга, и они многое друг другу дали. Оба с готовностью делились познаниями в обмен на познания друга.
Манн был поражен историей Адамсона о посиделках с МакКоли, и он тут же сочинил сценарий, который мог бы стать его первой полнометражной кинокартиной. Но тогда Манн был еще недостаточно опытен, чтобы достойно реализовать придуманную им сложную историю с множеством персонажей. Он сам увидел, что сценарий не получился, и он отложил эту затею, хотя продолжал думать над сюжетом.
Многие на его месте свели бы «Схватку» к противостоянию и неожиданной встрече двух главных героев, но Манн мыслил масштабнее. Он стремился сочинить сценарий, очеловечивающий всех фигурантов, основных и второстепенных. В то время как обычно криминальные фильмы и сериалы очеловечивают одних и демонизируют других, Манн хотел подчеркнуть, что каждый преступник и каждый полицейский чей-то отец, муж, брат, сын или возлюбленный. Он сочинял не столько криминальную драму, сколько криминальную трагедию. Он надеялся, что зрители, когда выйдут из зала, будут не радоваться, что злодей получил пулю, а сетовать, что людские судьбы складываются так, что мужчины, которые могли бы дружить, сражаются и убивают. Конечно, это их судьба. Но почему она так жестока?
Со своей обычной въедливостью Манн стремился как можно глубже всмотреться в сердца главных героев и детально раскрыть характеры их коллег, подельников и близких. Это была эпическая задача – в сущности, роман Толстого или Достоевского на большом экране, – и с наскока ее было не решить. Тем более что постановщик стремился, чтобы сценарий был не только умным, но и захватывающим. Поэтому понадобились годы, чтобы довести «Схватку» до ума.
Кадр из фильма «Схватка»
В 1981 году Манн выпустил свою первую полнометражную кинокартину «Вор» – неонуарную криминальную драму с Джеймсом Кааном в главной роли. Фильм удостоился высоких оценок и окупился в прокате, но большего не достиг, и Манн продолжил снимать телесериалы.
В частности, он стал продюсером знаменитого полицейского шоу «Полиция Майами», которое превратило прежде церемонный жанр в яркое и модное зрелище, гламурно показавшее преступников и полицейских. Как тогда заметил один высокопоставленный коп, «настоящие детективы не носятся на Ferrari и не носят шикарные костюмы за сотни долларов». Действительно, не носятся и не носят. Но смотреть на такое куда приятнее, чем на реальную полицейскую работу!
Параллельно с работой над «Полицией Майами» Манн в 1986 году выпустил криминальный кинохоррор «Охотник на людей» – экранизацию романа Томаса Харриса «Красный дракон». В отличие от «Вора», эта лента провалилась. То ли экранное время маньяка Ганнибала Лектера еще не пришло, то ли игра Брайана Кокса в этой роли была куда менее впечатляющей, чем позднейшая игра Энтони Хопкинса в «Молчании ягнят», то ли Лектер в паре с мужчиной из ФБР смотрелся хуже, чем в паре с женщиной. Как бы то ни было, Манн остался на телевидении.
К концу 1980-х сценарий «Схватки» более-менее сложился. Он получился столь продолжительным, что Манн решил превратить его в полицейский сериал. Так появилась телевизионная картина 1989 года «Сделано в Лос-Анджелесе», которая задумывалась как пилотная серия, но по ходу съемок была переработана и выпущена как полнометражный телефильм с телевизионными актерами Скоттом Планком и Алексом МакАртуром в главных ролях. Это была неплохая работа для своего формата, но, конечно, материал заслуживал киновоплощения с выдающимися звездами, и Манн продолжил шлифовать проект в ожидании лучших времен.
Кадр из фильма «Схватка»
Лучшие времена наступили, когда в 1992 году Манн отошел от своих фирменной криминальной темы и снял экранизацию классического романа Фенимора Купера «Последний из могикан» с Дэниелом Дэй-Льюисом в роли Ястребиного Глаза. Картина получила «Оскар» за лучший звук, достойно прошла в прокате и собрала много хвалебных отзывов. Это была одна из самых успешных лент года, и она здорово подняла голливудские акции Манна.
Тем временем режиссер придумал эмоциональную финальную сцену «Схватки» (мы не будем ее описывать, чтобы не спойлерить фильм для тех, кто его не видел), и она стала для Манна камертоном, по которому была и настроена вся картина. Впервые за более чем десять лет работы над сценарием постановщик почувствовал, что «Схватка» готова для большого экрана. И хотя после путешествия в ковбойское прошлое Манн не хотел возвращаться к полицейскому кино, он не мог не снять картину, над которой думал и корпел с самого начала кинокарьеры. Правда, какое-то время он подумывал ограничиться сочинением сценария и продюсированием. Но когда коллега-продюсер Арт Линсон («Неприкасаемые») прочел «Схватку» и сказал Манну, что только дурак откажется от постановки такого кино, режиссер пришел в себя и больше об этом не задумывался.
Как уже говорилось, «Схватку» не стоило снимать без блестящих актеров в двух главных ролях, и до начала переговоров со студией Манн и взявшийся ему помочь Линсон провели переговоры с Аль Пачино и Робертом де Ниро. Никакие другие кандидатуры даже не рассматривались. Сценарий не писался в расчете на звезд «Крестного отца 2» и многих других блестящих лент, но хладнокровный и расчетливый Нил МакКоли был идеальным персонажем для де Ниро (конечно, если не считать того, что итальянец не был похож на ирландца), а более импульсивный и эмоциональный, но столь же мужественный лейтенант полиции Винсент Ханна (Манн не стал использовать реальное имя своего друга Адамсона) превосходно подходил для Пачино.
Когда звезды с готовностью согласились изобразить равно важных для сюжета и очень интересных героев, переговоры со студией Warner стали делом техники. Благо, что оплатить картину согласился израильский миллиардер и знаменитый голливудский продюсер Арнон Мильчен. Warner нужно было лишь выпустить ленту в прокат.
Приглашение де Ниро и Пачино было ключевым, но далеко не единственным значимым кастинговым решением. Труппа должна была стать ансамблем без явно слабых артистов, и Манн потратил немало сил и времени на ее сбор и сколачивание.
Кадр из фильма «Схватка»
Роль молодого гангстера Криса Шихерлиса и его жены Шарлин получили Вэл Килмер и Эшли Джадд. Килмер параллельно работал над ролью Бэтмена в «Бэтмене навсегда», и, по его словам, сниматься в «Схватке» оказалось интереснее. Неудивительно – там было меньше спецэффектов и больше психологической игры. Килмер был так очарован проектом, что приходил на съемки в свои выходные, чтобы полюбоваться игрой старших коллег. Роль Криса изначально была предложена Киану Ривзу, но тот предпочел сыграть Гамлета в канадской театральной постановке. Джонни Депп также был на примете у Манна, но он запросил слишком большой гонорар.
Двух других участников банды МакКоли сыграли колоритные характерные актеры Том Сайзмор и Дэнни Трехо. Последний, напомним, стал звездой после череды отсидок. Трехо сумел переквалифицироваться из бандита в боксеры, и его пригласили тренировать Эрика Робертса для съемок в «Поезде-беглеце» Андрея Кончаловского. А дальше – пошло-поехало…
Кадр из фильма «Схватка»
Джон Войт сыграл скупщика краденого, Уильям Фихтнер – криминального финансиста, а Микелти Уильямсон, Тед Левин и Уэс Стади изобразили сыщиков из команды Ханны. Кевин Гэйдж сыграл импульсивного преступника, с которым МакКоли по ходу действия враждует. Телевизионная звезда Эми Бреннеман получила роль женщины, в которую МакКоли влюбляется и из-за которой он едва не забывает свои жесткие «монашеские» принципы («Нельзя привязываться ни к чему, что придется бросить при побеге»). Дайан Венора из музыкального байопика «Птица» и звезда «Леона» Натали Портман сыграли жену и падчерицу Ханны. Также в фильме снялись Том Нунан, Хэнк Азария и Генри Роллинз.
Кадр из фильма «Схватка»
Чтобы актеры так же глубоко прониклись материалом, как сам режиссер, Манн устраивал для своих звезд встречи с полицейскими и преступниками (заключенными или перевоспитавшимися). Среди консультантов картины был Эдвард Банкер – писатель и актер с криминальным прошлым, сыгравший Мистера Синего в «Бешеных псах». Кстати, именно Банкер помог Трехо стать голливудцем. Персонаж Джона Войта в «Схватке» отчасти основан на Банкере. У актрис были аналогичные режиссерские задания. Джадд, например, брала интервью у женщин, которые стали домохозяйками после работы проститутками. Да, такое бывает. «Красотка» не даст соврать!
Кадр из фильма «Схватка»
С постановочной точки зрения самой сложной была сцена перестрелки между гангстерами и полицией, которую называют одной из лучших перестрелок в современном кино. Главная проблема была в том, что перекрыть улицу можно было только в субботу и воскресенье. Съемки же должны были продолжаться шесть дней. Так что декораторам пришлось три раза утром в субботу в точности создавать один и тот же «боевой пейзаж», а затем разбирать его и убирать вечером в воскресенье. Точность декораторов и актеров, возвращающихся на свои прежние позиции, должна была быть идеальной. Иначе сцена развалилась бы во время монтажа, когда режиссер начал бы собирать ее из фрагментов, снятых в разные дни. Предварительно группа долго тренировалась, построив копию улицы в «чистом поле», где киношники никому не мешали.
Кадр из фильма «Схватка»
Напротив, знаменитая сцена де Ниро и Пачино в кафе снималась без утомительных репетиций. Конечно, она была проработана до мелочей – режиссер обсудил с актерами каждую фразу и каждый жест внешне расслабленных, но внутри напряженных персонажей. Но Манн полагал, что если актеры повторят эту сцену много раз, как на съемках у Стэнли Кубрика, то она станет автоматичной и из нее уйдет жизнь. Режиссер же хотел запечатлеть энергичную, как будто спонтанную игру. К счастью, де Ниро и Пачино были достаточно профессиональны, чтобы справиться с эпизодом в таких условиях. Ресторан, где сцена снималась, после выхода фильма стал достопримечательностью Лос-Анджелеса. Он закрылся лишь в 2014 году.
«Схватка» вышла в прокат в «оскарный» сезон, 15 декабря 1995 года. Фильм продолжительностью почти 3 часа обошелся в 60 миллионов долларов. В Америке он собрал 67 миллионов долларов, в других странах – еще 120 миллионов. Общие сборы в 187 миллионов долларов в два с половиной раза превзошли личный рекорд Манна, который он поставил с «Последним из могикан».
Прокатный успех ленты не был поддержан статуэтками и даже престижными номинациями – то был год «Храброго сердца», «Подозрительных лиц», «Покидая Лас-Вегас», «Аполлона-13» и «Разума и чувств». Критики, однако, очень высоко оценили ленту, и она вскоре была признана жанровым шедевром – мощной смесью криминального триллера и психологической драмы. Журналисты хвалили как постановочное и сценарное мастерство Манна, так и превосходную работу его актеров и постановщиков экшена.
Как это ни странно, выше всего «Схватку» оценили преступники. За выходом картины по всему миру прокатился вал вооруженных ограблений, копирующих «подвиги» команды МакКоли. Самым громким из таких преступлений стало ограбление банка в Северном Голливуде в 1997 году. Оба преступника погибли в перестрелке с полицией, одиннадцать полицейских и семеро прохожих были ранены.
Печально, конечно, но как такого избежать? Искусство на то и искусство, что оно вдохновляет людей – к сожалению, не только хороших и не только на благие поступки. Однако смысл «Схватки» не в том, чтобы помочь преступникам грабить и убивать, а в том, чтобы показать реальность криминально-полицейской борьбы и заставить задуматься, почему люди, которые могли бы быть друзьями, становятся заклятыми врагами. Неужели нельзя жить иначе, с меньшей кровью и большей добротой?
Его «Ставка больше, чем жизнь»
Станислав Микульский: «Моя формула успеха — счастье, счастье, счастье, а потом талант и работа»
В Москве проходит 6-й фестиваль польских фильмов «Висла». Новую картину «Ганс Клосс: Ставка больше, чем смерть» Патрика Вега, ставшую своеобразным продолжением легендарного польского сериала «Ставка больше, чем жизнь», представлял актер Станислав Микульский. 1 мая ему исполнится 84 года.
Актриса Малгожата Богданьска, летевшая с ним в одном самолете в Москву, рассказала, как оживились пассажиры, завидев на борту пана Станислава. Кто-то из них произнес: «С нами летит Клосс — значит, все будет в порядке».
Станислав Микульский снимался в фильмах «Тень» Ежи Кавалеровича, «Канал» Анджея Вайды, «Цвета борьбы» и «Крещенные огнем» Ежи Пассендорфа, «Эва хочет спать» Тадеуша Хмелевского — эта картина, снятая в 1957 году, тоже была показана в Москве в дни фестиваля. Но самый знаменитый герой Микульского — разведчик Ганс Клосс, кстати, вполне реальный персонаж. В титрах новой «Ставки» указано, что он ушел из жизни в 1986 году, когда ему было за 90. С 1988 по 1990 годы Микульский возглавлял Польский культурный центр в Москве. Сейчас он на пенсии, иногда снимается в кино. Вот что рассказал нам актер во время своего визита в Москву.
— Легко ли вам все в жизни давалось? Или постоянно приходилось что-то преодолевать?
— Я прежде всего театральный актер, сыграл в более чем ста пьесах. Провел на сцене всю жизнь. Именно там состоялись самые дорогие мне роли, например шекспировский Макбет. Но вот Гамлета сыграть не довелось. Но я всегда с благодарностью принимал то, что мне давала судьба. И все, чему я научился в театре, потом помогало в кино и на телевидении. Что нужно, чтобы достичь успеха? Первое — счастье, второе — счастье, третье — счастье, а потом талант и работа. Вот моя формула.
— Главной вашей ролью стал все-таки Ганс Клосс в сериале «Ставка больше, чем жизнь»?
— Больше сорока лет он меня сопровождает по жизни. В Польше постоянно повторяют этот фильм. Иногда он идет одновременно на двух-трех каналах. Сегодня мне смотреть его грустно. Многих моих коллег уже нет на свете. А снимались там лучшие наши актеры. Где мы только ни побывали! Снимали по всей стране. И всегда приглашали актеров из тех городов, где находились. Кстати, знаменитые турецкие сцены снимались в Польше. Денег тогда на заграничную экспедицию не было. Вначале ведь планировалось всего шесть серий. Но зрители стали писать письма в разные инстанции и требовать продолжения. Клосс должен был умереть в последней серии. Но последовали угрозы. Люди писали, что зданию, где располагалось руководство телеканала, может не поздоровиться, если фильм закончится. Сценаристы написали еще 8 серий, а потом еще и еще… Картину показывали в Югославии, Болгарии, Румынии, Монголии, Китае, Японии, Северной Европе и, конечно, в России.
Кадр из фильма «Ганс Клосс: Ставка больше, чем смерть».
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Я уже не работаю. У меня есть квартира в центре Варшавы, но живу в доме над озером, в 230 километрах от города. Вернусь из Москвы и поеду туда, останусь до сентября. Там я чувствую себя хорошо. Я на пенсии, но продолжаю сниматься. Вот в прошлом году участвовал в картине «Ганс Клосс: Ставка больше, чем смерть», которую вы видели. В Польше снимается много картин. Но в них задействованы в основном 28—35-летние актеры. Сейчас ведь эра молодежи. А старшее поколение не особенно востребовано. Если и снимается кто-то из «стариков», то два-три человека. А вот моя внучка мечтает стать актрисой.
— Вы наверняка хорошо знаете нашу страну: столько раз здесь бывали и даже жили. И по-русски говорите великолепно.
— С удовольствием вспоминаю то время, когда был директором Польского культурного центра в Москве. За два года жизни в России я побывал в разных местах, самых дальних уголках. Повидал большие и малые города, добрался до Иркутска. Теперь Москва — совсем другой город, чем был когда-то. Но и в Польше многое меняется. Раньше мы сильно зависели от СССР. А сейчас — сами себе господа в своем крае. Я не политик. Могу сказать только одно — что в области культуры наши отношения с Россией всегда были очень теплыми и незабываемыми. У меня никогда не было негативного отношения к вашей стране. А русский язык, к сожалению, я забываю. Иногда не хватает слов, когда приходится где-то выступать.