сетон томпсон годы жизни
Эрнест Сетон-Томпсон
Биография
Анималист и писатель Эрнест Сетон-Томпсон — одна из интереснейших и авантюрных личностей XIX века. Он не только интересовался животными, но и стоял у истоков скаутского движения в США, возглавлял Woodcraft Indians — старейшую молодежную организацию, деятельность которой направлена на «воспитание» навыков выживания в лесу. Свои знания в зоологии, ботанике и скаутинге уроженец Великобритании увековечил в десятках книг, многие из них адаптированы для детей.
Детство и юность
Урожденный Эрнест Эван Томпсон появился на свет 14 августа 1860 года в Саут-Шилдсе, в Великобритании. Но большая часть его детства прошла в Торонто, крупном городе Канады. Став подростком, будущий писатель убегал в соседние леса, чтобы изучать и зарисовывать животных. Казалось бы, полезный для молодого парня интерес, но в случае Эрнеста скорее вынужденный: не ладилось с отцом, и дома бывало беспокойно.
Биографы уверяют, что писатель рассчитался с отцом, но больше никогда с ним не разговаривал. Сам он в мемуарах «Моя жизнь» (1940) признается, что в 21 год у него не было ни копейки, поэтому после того случая он устроился на работу и больше не возвращался домой.
Прибежище анималист нашел у брата в усадьбе недалеко от Карберри — города в провинции Манитоба, Канада. Здесь он и начал писать о животных.
Образование у Эрнеста Сетон-Томпсона художественное. Композицию, теорию пропорций, колористику он изучал с 1879 года в Художественном колледже Онтарио, с 1880-го — в Королевской академии Лондона по стипендии. Уже став немного успешным, совершенствовал данный природой талант в Академии Жюлиана в Париже.
Личная жизнь
В личной жизни Эрнеста Сетон-Томпсона были две жены. Брак с первой из них Грейс Галлатин был заключен в 1896 году, а расторгнут в 1935-м. В 1904-м в союзе появился первенец — дочь Энн. Она известна как Аня Сетон — автор исторических и биографических романов, многие из которых стали бестселлерами.
Вскоре после расставания с Грейс Галлатин анималист женился на Джулии Мосс Баттри. Эта женщина тоже имела творческую жилку. Она писала собственные произведения и помогала супругу с рассказами о животных.
Ernest Thompson Seton and his wife Julia M. Seton, photographed with “Pawnee Bill” Gordon Lillie, circa 1936. Pawnee.
Биологических детей в браке не было, но пара пыталась усыновить племянницу Баттри Лейлу Мосс, которая долгие годы жила в их семье. Эта «сделка» не состоялась, зато в 1938 году супруги усыновили малышку Беулу, или Ди в кругу домашних. Она прославилась под именем Ди Сетон Барбер как вышивальщица при синагогах.
Книги
Первое литературное произведение, автором которого является Эрнест Сетон-Томпсон, — сборник «Птицы Манитобы» (1891). Интересен факт, что в правительстве этой провинции существовала должность натуралиста. После публикации «Птиц Манитобы» место предложили Сетон-Томпсону. В последующие 10 лет он продолжал посвящать книги флоре и фауне этих мест.
В библиографии анималиста около 80 книг, посвященных животным. Это и научные труды, и сказки для детей, и околофантастические романы. Одно из самых популярных произведений — цикл «Дикие животных, которых я знаю» (1898). Центральным персонажем заглавного рассказа является волк по кличке Лобо.
Лобо — это реальный волк, который обитал в Нью-Мексико в XIX веке. Он наводил страх на людей и повально уничтожал скот, но никак не мог попасть под пулю охотников. Поведение Лобо и его стаи отличало то, что они охотились на самых крепких и упитанных животных, в то время как другие волки предпочитают больных и немощных особей.
Эти события и последующая триумфальная победа анималиста над волком описываются в рассказе «Лобо, король Куррампо» из цикла «Дикие животные, которых я знаю».
ERNEST THOMPSON SETON WOODCRAFT Y TOTEMISMO
В числе наиболее значимых произведений Сетон-Томпсона также «Маленькие дикари» (1903), «Рольф в лесах» (1911), «Легенда о белом олене» (1915), «Животные, которых стоит знать» (1928). Чаще всего главными героями книг выступали братья наши меньшие.
Ни на минуту писательской деятельности Эрнест не забывал, кем является по образованию. Поэтому все иллюстрации в его книгах тоже авторские. Изначально они были выполнены в черно-белом варианте, но в современных изданиях встречаются и цветные рисунки.
Однажды сбежав из родительского дома, Сетон-Томпсон больше не мог усидеть на месте. В 1930-х годах он переехал из Манитобы в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, затем в Нью-Йорк. «Страна янков» пришлась анималисту по вкусу, и он даже построил поместье в предместье Гринуича, штат Коннектикут, а в 1931-м стал гражданином этого государства.
Эрнест Сетон-Томпсон интересовался не только животными, но и природой в целом. В его библиографии есть книги, которые рассказывают, как выжить в лесу, как правильно строить шалаш и пр. Одной их них заинтересовался Роберт Баден-Пауэлл — основатель всемирного скаутского движения. Мужчины познакомились.
По стопам товарища Сетон-Томпсон возглавил скаутское движение в Америке (в общем) и тематическую молодежную организацию Woodcraft Indians (в частности). Анималист устраивал экспедиции по лесам США, рассказывал юным скаутам не только о правилах жизни в природе, но и о индейцах. История коренных американцев влекла Эрнеста не меньше, чем животные. В архивах даже сохранились фотографии анималиста с их национальными атрибутами.
Литература сохранила многие книги Сетон-Томпсона о скаутинге: «Бойскауты Америки: официальный справочник, составленный с генералом Баденом-Пауэллом» (1910), «Руководство Woodcraft Indians» (1915) и т. д. При этом писатель составлял учебники отдельно для девочек и мальчиков, прекрасно осознавая различия в их физических способностях.
Смерть
Эрнест Сетон-Томпсон прожил долгую и насыщенную жизнь. Он умер 23 октября 1946 года в собственном поместье Seton Village, штат Нью-Мехико. Анималисту было 86 лет, поэтому причины смерти естественны. Тело кремировали, но пепел так и не похоронили.
Ernest Thompson Seton, one of BSA’s three Founders.
В 1960 году в честь 100-летия Сетон-Томпсона его дочь Ди и внук Сетон Коттье (сын Ани Сетон) развеяли прах над Seton Village из самолета.
Эрнест Сетон-Томпсон
Фото Все
Эрнест Сетон-Томпсон — биография
Эрнест Сетон-Томпсон – американский и канадский писатель, естествоиспытатель, художник-анималист, общественный деятель. Стоял у истоков движения скаутов в Соединенных Штатах Америки. Известность в Канаде и Америке приобрел после выхода серии его рассказов о жизни диких животных и леса, иллюстрированных собственноручно.
Есть писатели, в творческой биографии которых отсутствуют крупные произведения, но это не помешало им оказать большое влияние на развитие литературы. Один из них – Эрнест Сетон-Томпсон. Он заслуживает внимания хотя бы тем, что первым сделал описание мира и повадок представителей дикой фауны. Именно он стал основателем анималистического жанра в литературе.
Детство и юность
Родился Эрнест Эван Томпсон (настоящее имя писателя) в британском городке Саут-Шилдсе 14 августа 1860 года. Дед и отец мальчика были успешными судовладельцами, но когда Эрнесту исполнилось 5 лет, дела пошли намного хуже, и семейство приняло решение перебираться за океан. Несколько лет семья прожила на ферме близ городка Линдсея. Эти годы стали самыми счастливыми воспоминаниями будущего натуралиста. Он впервые узнал, что такое дикая природа, с самого утра мальчишка убегал в лес или поле. Но это увлечение не помешало Эрнесту овладеть грамотой, он хорошо писал и читал, пошел в школу.
В 1870-м в биографии Томпсона случился еще один переезд, родители увезли его в Канаду. Новым местом жительства стал город Торонто. Отец пошел на работу в городское управление, дети ходили в школу. После переезда Эрнест не охладел к природе. Когда выпадала свободная минута, он проводил ее в ближайшем парке или отправлялся за город. В укромном уголке парка мальчик соорудил себе хижину, в которой чувствовал себя, как дома. Он дружил с животными, к нему сходились бродячие кошки и собаки, и Эрнест старался всех накормить. Томпсон изучал их повадки и образ жизни, и эти первые впечатления потом перенес в повесть «Королевская аналостанка», главной героиней которой стала обычная кошка.
Эрнест Сетон-Томпсон в молодости
Но не только любовь к природе и животным гнала мальчишку из дома. Он не ладил с отцом, и зачастую в доме вспыхивали скандалы. Отношения отца и сына были сложными, лучше всего их характеризует один случай. Когда Эрнесту исполнился 21 год, отец выставил ему счет на сумму 537,50 долларов. Мужчина включил в него все расходы, которые он понес на содержание сына за эти годы. Входила сюда и стоимость родов. Однако это только одна версия, характеризующая отношения в семье.
Биографы писателя утверждают, что сын отдал отцу все, до последнего цента, но разорвал с ним всяческие отношения. Сам Эрнест в книге «Моя жизнь», которую он издал в 1940 году, писал, что к 21-му году не имел «за душой» ни гроша. После того, что случилось, он нашел себе работу, и ни разу после этого не переступил порог родительского дома.
Будущий известный анималист переселился в усадьбу к брату. Он жил в городе Карберри, провинция Манитоба. Именно там он и начал свою литературную деятельность.
Эрнест Сетон-Томпсон в Скаутском лагере
В 1879 году Эрнест поступил в Художественный колледж Онтарио, где занимался изучением теории пропорций, композиции и колористики. В 1880 году он стал студентом Королевской академии в Лондоне, где даже получал стипендию. После того, как к нему пришла первая слава, продолжил совершенствовать свой природный дар в парижской Академии Жюлиана.
Книги
В 1891 году Эрнест Сетон-Томпсон выпустил свой первый сборник под названием «Птицы Манитобы». В штате провинции Манитоба имелась должность натуралиста, и естественно, она досталась Эрнесту после выхода его книги. На протяжении следующих десяти лет он изучал природу этого края, и писал об этом книги.
Библиография Сетона-Томпсона состоит из восьми десятков книг о животных. Это не только научные работы, но и детские сказки, и фантастика. Самым популярным произведением натуралиста считается цикл под названием «Дикие животные, которых я знаю» 1898 года. Ключевой персонаж первого рассказа – волк Лобо.
Эрнест Сетон-Томпсон в творческом процессе
Лобо не вымышленный персонаж, это настоящий волк, который жил в 19-м веке в Нью-Мексико. Он пугал жителей, валил скот, его ни разу не подкосила пуля охотника. Лобо и его стая сильно отличалась от своих соплеменников. Они охотились в основном за крепкими и жирными животными, тогда как другие волки довольствовались немощными и больными жертвами.
Долгая погоня за умным волком и победа Сетон-Томпсона над ним нашли свое отражение в рассказе под названием «Лобо, король Куррампо», который вошел в цикл «Дикие животные, которых я знаю».
Самыми значимыми работами в творческой копилке Эрнеста стали «Маленькие дикари» 1903 года, «Рольф в лесах» 1911 года, «Легенда о белом олене» 1915 года, «Животные, которых стоит знать» 1928 года. Практически все главные герои повествований – дикие животные.
В процессе написания книг Томпсон проявлял и другой свой талант – художественный. Все его книги украшены авторскими иллюстрациями. Вначале это был черно-белый вариант, но со временем появились и цветные картинки.
Эрнест достаточно рано начал самостоятельную жизнь, и привык распоряжаться своей судьбой сам. Ему надоело сидеть на одном месте, поэтому после десяти лет проживания у брата, молодой человек оставляет Манитобу и поселяется в Санта-Фе штата Нью-Мексико. Позже перебирается в Нью-Йорк. Эрнесту в Америке понравилось, он даже обзавелся собственным жильем в штате Коннектикут, построил собственное поместье близ Гринуича. В 1931 году получил американское гражданство.
Сетон-Томпсона интересовали не только животные, но и в целом вся природа. Он писал книги о выживании в диком лесу, об основных правилах строительства шалаша и многом другом. Одна из книг Эрнеста сильно заинтересовала Роберта Баден-Пауэлла, ставшего впоследствии основателем движения скаутов во всем мире. Вскоре состоялась их встреча.
Эрнест Сетон-Томпсон в лагере с детьми-скаутами
Сетон-Томпсон стал разработчиком воспитательной системы «Пионеринг», которая предполагала организацию игр и быта на природе. Она получила свое название в честь романа Фенимора Купера «Пионеры», главными героями которого были первые переселенцы Северной Америки. Само слово пионеринг или первопроходчество, подразумевает маскировку, выживание в условиях дикой природы, походы, тактические игры, строительство навесов и переправ.
Сетон-Томпсон основал и руководил движением следопытов Северной Америки, опираясь на традиции и обычаи индейцев. В 1900 году поместье писателя не раз подвергалось варварским набегам мальчишек, и чтобы защитить свою собственность, Эрнест разработал программу по игровому воспитанию на природе. В 1902-1906-м годах в прессе появились публикации об этом движении, и вскоре из него сформировалась общенациональная американская организация, которую возглавил Сетон-Томпсон. Опубликовал он и игровое руководство, получившее название «Берестяной свиток». Организация стала называться «Лигой лесных умельцев». В 1906-м Эрнест отправился в Англию, где встретился с генералом Баден-Пауэлом и передал ему материалы, которые помогли организовать аналогичную организацию в Англии.
Многие работы Эрнеста вошли в сокровищницу произведений о скаутинге – «Бойскауты Америки: официальный справочник, составленный с генералом Баденом-Пауэллом» 1910 года, «Руководство Woodcraft Indians» 1915 года. Анималист понимал различия физических возможностей девочек и мальчиков, поэтому выпускал для них разные учебники и научные пособия.
Личная жизнь
Эрнест Сетон-Томпсон никогда не был обделен женским вниманием. Первый раз писатель серьезно влюбился в девушку по имени Грейс Галлатин, на которой женился в 1896 году. В 1904 году супруга родила анималисту дочку Энн. Ее больше знают под именем Аня Ситон, она писала исторические и биографические романы, мгновенно превращавшиеся в бестселлеры. Супруги развелись в 1935 году, причины расставания неизвестны.
Прошло немного времени, и Эрнест устроил свою личную жизнь с другой женщиной. Ее звали Джулия Мосс Баттри, она, как и супруг, занималась литературным творчеством. Женщина писала свои произведения, а также помогала мужу в создании рассказов о животном мире.
Эрнест Сетон-Томпсон с женой
Этот брак был бездетным, но супруги воспитывали племянницу Джулии – Лейлу Моос. Девочка долго жила с ними, они хотели ее усыновить, но из этой затеи ничего не вышло. А вот в 1938-м новая попытка усыновления оказалась удачной. В семье появилась малышка Бьюла, которую дома все называли Ди. Спустя годы девушка приобрела популярность, она стала вышивальщицей при синагогах. Ее имя – Ди Сетон-Барбер. В 1972-м у нее состоялась встреча с советскими журналистами Борисом Стрельниковым и Василием Песковым. Их общение нашло отражение в книге под названием «Земля за океаном». Родной дочери писателя не стало в 1990 году, Ди Сетон-Барбер умерла в 2006-м.
Смерть
Известный писатель и анималист прожил 86 лет. Его сердце остановилось 23 октября 1946 года в штате Нью-Мексико. Эрнест Сетон-Томпсон умер по естественным причинам, в силу возраста и болезней. Согласно завещанию писателя, тело было кремировано, и на протяжении четырнадцати лет его прах хранили в доме собственного поместья Seton Village.
В 1960-м, через сто лет после его рождения, прах развеяли с самолета над поместьем Эрнеста. Это сделали его приемная дочь и родной внук Сетон Коттье, сын Ани.
Интересные факты
Ссылки
Эрнест Сетон-Томпсон
Об авторе
Эрнест Сетон-Томпсон – американо-канадский писатель, художник-анималист и общественный деятель.
Краткая биография
Эрнест Эван Томпсон родился 14 августа 1860 года в Саут-Шилдс, городе на северо-востоке Великобритании. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в Канаду, где Эрнест, пытаясь избежать контакта со склонным к насилию отцом, часто уходил в лес. Там Томпсон часами рисовал диких животных.
После развода родителей будущий писатель изменил имя и стал Эрнестом Сетоном-Томпсоном. С 1879 года Эрнест изучал изобразительное искусство в Торонто, а затем в Париже.
В 1883 году увидело свет его первое литературное произведение под названием «Жизнь лугового тетерева». Но известным Сетон-Томпсон стал чуть позже, после издания сборников «Дикие животные, как я их знаю» и «Жизнь тех, на кого охотятся». С 1925 по 1927 были опубликованы восемь томов «Жизни диких зверей». Удивительно точные и выразительные иллюстрации к этим книгам Эрнест Сетон-Томпсон рисовал сам.
Полюбив природу еще в юношестве, Эрнест на протяжении всей жизни не стремился к городской жизни. Около сорока книг, которые он написал, в основном посвящены жизни диких зверей. Сетон-Томпсон стал одним из основателей литературного жанра произведений о животных.
Эрнест Сетон-Томпсон увлекался и антропологией. Он издал несколько книг, посвященных жизни индейцев и эскимосов: «Маленькие дикари», «Биография гризли», «Береста», «Книга о лесе».
Общественное влияние
Также писатель разработал воспитательную систему «Пионеринг», направленную на организацию быта и игр на природе. В ее основу Эрнест положил личный опыт общения с фермерскими детьми и знания о индейских традициях. Позже движение преобразовалось в организацию под названием «Лига лесных умельцев».
Новым витком развития взаимоотношений Эрнеста с природой стало знакомство с основателем движения бой-скаутов лордом Баден-Пауэллом.
Будучи автором книг о животных, ученым-натуралистом, художником-анималистом и основоположником экологического мышления, Эрнест Сетон-Томпсон создал движение следопытов Северной Америки. Он также основал собственный заповедник.
Личная жизнь писателя тоже была связана с литературой. От брака с первой супругой, Грейс Галлатин, родилась дочь, которая позже стала известна как автор бестселлеров на исторические и биографические темы. Вторая супруга, Джулия М. Батри, стала соавтором нескольких книг Сетона-Томпсона.
Эрнест Сетон-Томпсон ушел из жизни 23 октября 1946 года в городе Санта-Фе, США. Урна с его прахом находилась в доме в течение четырнадцати лет. В столетний день рождения писателя дочь и внук развеяли его прах над холмами Ситон-Виладж.
Сетон томпсон годы жизни
Э́рнест Се́тон-То́мпсон (англ. Ernest Thompson Seton, урождённый Ernest Evan Thompson — Э́рнест Э́ван То́мпсон; в литературе часто встречается вариант Эрнест Томпсон Сетон) — канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США. Поскольку Соединённые Штаты играли в жизни Сетона почти столь же значительную роль, что и Канада, его по праву можно назвать также американским писателем.
Эрнест Эван Томпсон родился в британском городе Саут-Шилдс. Его отец, Сетон, происходил из старинного английского дворянского рода. Когда Эрнесту было шесть лет, семья переехала в Канаду. Юный Эрнест часто уходил в лес чтобы изучать и рисовать животных, главным образом чтобы избегать своего склонного к насилию отца. Позже, в результате отчуждения между ними он изменил свое имя на Эрнест Томпсон-Сетон (или вернее Томпсон Ситон) В 1879 г. Эрнест окончил Торонтский колледж искусств.
Первое литературное произведение Сетона-Томпсона, «Жизнь лугового тетерева», было опубликовано в 1883 г. Известность в США и Канаде писателю принесли сборники «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925—1927). Иллюстрации к своим рассказам и повестям Сетон весьма искусно рисовал сам — его рисунки отличаются точностью и выразительностью. С 1890 по 1896 г. Сетон изучал изобразительное искусство в Париже.
Не будучи поклонником городской жизни, Сетон подолгу жил в лесах и прериях. Написал около 40 книг, главным образом о животных. Несколько книг посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных, соединились в увлекательной и познавательной автобиографической книге «Маленькие дикари». Сетон также опубликовал книги «Биография гризли» (1900), «Береста» (1902), «Книга о лесе» (1912) и др.
В 1906 г. писатель познакомился с лордом Баден-Пауэллом, основателем движения бой-скаутов. Вместе они активно пропагандировали идеологию жизни в гармонии с природой.
Сетон стал одним из зачинателей литературного жанра произведений о животных; он оказал мощное влияние на многих писателей-анималистов.
В 1896 году Сетон-Томпсон женился на Грейс Галлатин. 23 января 1904 года родилась их единственная дочь Энн. Позже она прославилась под именем Ани Ситон (Anya Seton), как автор бестселлеров на историческую и биографическую темы. В 1935 году Грейс и Эрнест развелись, и вскоре он женился на Джулии М. Батри, которая также занималась литературной деятельностью (сама и в соавторстве с мужем). У них не было своих детей, но в 1938 году они удочерили семилетнюю девочку — Бьюлу(Ди)Сетон, (в замужестве Ди Сетон-Барбер). В 1972 году её посетили советские журналисты Василий Песков и Борис Стрельников и эту встречу они описали в своей книге «Земля за океаном». Аня Ситон скончалась в 1990 году, а Ди Сетон-Барбер — в 2006.
Эрнест Сетон-Томпсон скончался 23 октября 1946 г. в американском городе Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Его тело было кремировано и урна с прахом четырнадцать лет хранилась в доме. В 1960 году, в столетнюю годовщину рождения писателя его дочь Ди и внук Ситон Коттьер (сын Ани) поднялись в небо на самолете и развеяли прах над холмами Ситон-Вилледж (Seton Village).
На фото: Э. Томпсон в индейской одежде.
(переименованный ТОЛЬКО в России в Сетона-Томпсона)
/ Ernest Thompson Seton, 14 августа 1860,Саут-Шилдс, Великобритания — 23 октября 1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США /
Как человек разносторонне одаренный, он рассказал о своей жизни в написанной им на склоне лет книге «Моя жизнь» (1941).
Правдиво описывает писатель эпизод кровавой расправы, в которой он и сам участвовал, над соседскими курами, которые заблудились на их участок. Позже появился и страх и стыд за то, что совершил. Пожалуй, именно после этого события писатель начал задумываться о тяжелых и нередко драматические взаимоотношения между человеком и природой, о необходимости защищать ее от человеческих желаний, которые вредят природе.
В первые годы детства Сетона дела отца ухудшились, и, когда мальчику исполнилось шесть лет, вся семья переехала в поисках счастья в Канаду. Сначала они обосновались в городе Линдсей, в провинции Онтарио, а четыре года назад переехали в Торонто, тогда небольшой городок, окруженный лесами.
Этот переезд в Канаду определил дальнейшую судьбу писателя. Мальчик оказался в совершенно непривычных для него условиях. Ему открылся новый мир лесов, где было много разнообразных животных и птиц.
Юному Эрнесту больше всего запомнилось, как руками родителей и братьев был возведен первый дом, в строительстве которого и он, малыш, тоже принимал участие. Также он запомнил дальнюю дорогу до школы, когда он как-то почти не замерз. Запомнил, как на его глазах брата подстрелили первого оленя, и свои чувства: желание попасть в него, а затем чувство боли при виде животного, которая погибла на глазах.
Все свое свободное время парень всегда проводил в полях, лесах, наблюдая за жизнью животных и птиц. Уже к окончанию школы он знал, что станет натуралистом. Но отец был против, потому что эта профессия не давала возможности заработать много денег. Он считал, что лучше учиться на художника, рисуя своих любимых животных. Поэтому он начал рисовать. Учил его местный мастер. Юноша учится в местной художественной школы, где получает золотую медаль.
Навсегда запомнил он свою первую картину, написанную маслом, – портрет ястреба. На его исполнение мальчик затратил две недели, старательно выписывая все детали. Школьные рисунки Томпсона выгодно отличались от работ сверстников. Уже в юные годы он изображает животных, как правило, с натуры. Его рисунки были интересны, но еще ничем особенно не выделялись.
Проработав после школы два года учеником у молодого преуспевающего художника в Торонто, Эрнест начинает посещать вечерние классы Торонтского колледжа искусств и заканчивает его первым учеником. Продолжать свое художественное образование Сетон едет в Лондон, где в 1880 году поступает в Школу живописи и скульптуры при Королевской академии, попав по конкурсу в число шести стипендиатов из ста претендующих.
Студенческий билет, выгравированный, кстати сказать, на слоновой кости, давал ряд привилегий, в том числе бесплатное посещение зоосада. Там будущий художник, писатель и натуралист проведет немало дней, знакомясь с его обитателями, много рисуя с натуры. К сожалению, через год по состоянию здоровья он будет вынужден покинуть Лондон и вернуться домой.
В середине восьмидесятых годов Томпсон начинает писать рассказы о животных, но только писать. Их еще никто не печатает. Осенью 1890 года он поступает в художественную школу в Париже, посещая вечерние занятия. А днем. Днем, как и в Лондоне, пропадает в зоопарке, рисуя любимых животных. Скольких же из них он изобразил? На этот вопрос пока никто не ответил. Но известно, что в его доме и сегодня хранится папка с тремя тысячами рисунков! Написано и немало картин. Все свои рассказы Сетон иллюстрирует собственными рисунками, во множестве помещая их на полях страниц.
«Волки всегда были любимой темой моих рисунков», – признает писатель. Действительно, к волкам он питал особое пристрастие. Им посвятил четыре самостоятельных больших рассказа: «Лобо» (любимый волк автора), «Виннипегский волк», «Бэдлендский Билли, или Волк-победитель» и «Тито. История луговой волчицы». Каждый из рассказов богато иллюстрирован рисунками и репродукциями картин.
Во время посещения Томпсоном Парижского зоопарка в 1890 году его внимание привлек один из волков – крупный, красивый зверь, с которого он написал картину «Спящий волк». Она была представлена в Большой художественный салон Парижа. Картину приняли.
Однажды, стоя около своей работы в Салоне, автор услышал от случайного посетителя рассказ о том, как в Пиренейских горах у южной границы Франции волки растерзали охотника, жившего в уединенной хижине и занимавшегося охотой именно на волков. Сетон-Томпсон задумывает написать на эту тему картину.
Выполнив ее на полотне размером 1,4×2,1 метра, он называет новую работу «Месть волков», но один из его друзей-французов предложил другое название: «Напрасное ожидание», объяснив, что оно больше соответствует смыслу происшедшей трагедии. Фрагмент полотна вы видите на иллюстрации. Правда, здесь отсутствует вид домика на заднем плане, из трубы которого идет дым, вероятно, в доме кто-то действительно ожидает возвращения неудачливого охотника. На сей раз жюри Салона отклонило картину, отметив, что она «оскорбляет человеческое достоинство», а «автор, видимо, симпатизирует волку».
Позднее Томпсон решил показать картину на Международной выставке в Чикаго. И снова она была отклонена. Но в прессе появилось письмо председателя канадской секции выставки, в котором говорилось: «У нас, к сожалению, достаточно набрано слащавой, маловыразительной мазни, и мне лично хотелось бы видеть смелую, мужественную манеру письма – вот такую, как в картине «Напрасное ожидание». Разразился скандал. В результате полотно заняло одно из центральных мест в экспозиции канадской секции.
В 1895 году Сетон задумал для очередной выставки в Париже еще одну крупную картину о волках. О новом замысле художник писал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков». Началась работа: тщательно обдумывалась композиция, был выполнен этюд каждого волка. Художник трудился с вдохновением, и картину свою назвал «Погоня».
Но. снова неудача. Правда, на этот раз жюри Парижского салона, отклонив само полотно, приняло шесть этюдов. Когда позднее картину увидел президент США Теодор Рузвельт, который сам увлекался охотой и знал толк в волках, он воскликнул: «Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!» Вскоре по его просьбе Сетон делает копию центральной части картины, позже помещенную в галерею имени Теодора Рузвельта.
А вот портрет знаменитого любимца Сетона, волка Лобо. Написанная маслом голова зверя крайне выразительна и динамична. Посмотрите: вот он умный, сильный герой диких набегов на гурты скота, наводивший ужас на местных фермеров. Потеряв бдительность после смерти своей подруги белой волчицы Бланки и попав в капкан, он смело встречает своих врагов.
Сетоном написано немало и других полотен, отображающих жизнь волков, причем все они иллюстрируют то или иное его литературное произведение. Многие картины репродуцированы в книгах писателя, изданных в разные годы.
В течение долгой жизни Сетон-Томпсон вел дневник. Он составил 50 толстых томов в кожаных переплетах. И во всех – бесчисленное количество рисунков. Карандаши, кисти, краски, чернила сопровождали писателя-художника всюду. Первый сборник его рассказов «Животные, которых я знал» вышел в свет в 1898 году. О животных писали и до Томпсона. Звери и птицы часто являлись героями сказок и басен, но обычно это были персонажи, мыслящие и действующие как люди. Сетон-Томпсон первый, кто писал именно о самих животных, об их действиях, характерах, настроениях. Повествование ведется им не от первого лица. Вы читаете рассказ о животном, а не подсказанные фантазией мысли животного о самом себе.
Рисунки на полях книг. Это герои описываемых событий. Они рассказывают нам о тех или иных происшедших с ними случаях, иногда забавных, иногда печальных. Вот медвежонок Уэб, попавший в капкан, вот отчаянно кричащий другой медвежонок. Он забрался на тонкое дерево, пора слезать, а страшно! Вот быстро бегущий заяц. И по выразительности изображения вы видите, что заяц не просто бежит, а мчится как только может. Вот лежит с перевязанной мордой больной пес. В его прищуренных глазах печаль и тоска, и вы не сомневаетесь: да, пес действительно болен, ему несладко. И таких рисунков сотни.
. В 1879 году Эрнест едет в Лондон поступать в Королевскую Академию Искусств. Но только в следующем году он был зачислен и получил возможность пройти семилетний курс обучения. Самой большой радостью для него тогда было посещение зоопарка, где он просиживал целыми днями, делая эскизы животных. Но проучился он в академии недолго. Постоянная потребность в деньгах, голодание надорвали его силы, и он вынужден был вернуться домой в 1882 году.
В 1898 году он издал книгу «Мои дикие друзья», которая заставила заговорить о нем как о писателе, который вновь открыл для человека мир животных …
Сетон описывает их жизнь на свободе, где они появляются во всей своей красе, ни в чем не уступая человеку, а преимущественно превосходя ее, со своим особым характером, привычками, со своим неповторимым характером, с единственной в своем роде судьбой, капризные повороты которой захватывают не менее чем интриги приключенческого романа.
Сетон тщательно изучил привычки самых разнообразных животных и птиц. Когда он писал о животных, читатели были поражены наблюдательностью автора. Обо всем Томпсон писал так, будто сам был когда-вороном, лисой, медведем. В деталях знал быт животных, знал, как они выводят свое потомство, как находят пищу, и к каким хитростям прибегают, чтобы обмануть своих врагов. И это неслучайно, ведь он был ученым и десятки лет провел, наблюдая за многими животными канадских лесов. Все увиденное он заносил в свой дневник натуралиста, которым пользовался, когда начинал писать свои произведения, где «олюднював» своих животных. К тому же писатель прекрасно рисовал. Как правило, он сам иллюстрировал свои книги и оставил тысячи картинок с натуры.
Но животные были не единственным увлечением Сетона. Другой его страстью были индейцы, их быт, их «лесная наука»: Писатель глубоко восхищался тем, как индейцы, чья жизнь проходила в лесах, среди дикой природы, умели читать ее, как открытую книгу, проникая во все ее тайны. Изучению их жизни он посвятил много лет.
Это все нашло отражение в книгах Томпсона Сетона, которые были не менее известны, чем его рассказы о животных.
Из книги «Сказы лесной страны».
Глобальные проблемы современности в конце концов оборачиваются экологическими. Отношение к ним все больше выявляет неспособность человека — именно человека цивилизованного — к выживанию. Отзываясь на это, современная литература резко усиливает внимание к экологической тематике — возникает «экологическая проза», продолжается натурфилософская, расцветает массовидно-мистическая и т. д.
В свете современности интересно и поучительно обернуться назад, к опыту начала XX века. Особое звучание при этом обретают имена писателей, индейских и белых, связавших жизнь с природой, животными и, как это часто бывает, с родственной им темой аборигенной. Этот подход вывел их тогда к конфликтности природы и традиционной культуры, с одной стороны, и цивилизации — с другой. Джек Лондон, Серая Сова, Чарльз Роберте, Охиджеза и ряд других, каждый по-своему отразили эту тенденцию времени. На русской почве можно поставить с ними в ряд Богораз-Тана, Пришвина, Арсеньева, Федорова. Однако на их фоне особняком все же стоит наследие Эрнеста Томпсона Сетона, которое обращается к нам сегодня новой стороной.
Писатель-ученый, естествоиспытатель, художник, жаждавший откровений дикого края, пришел к натурфилософии, а затем — к мистико-философскому учению о роли природы в жизни человека. Написав ряд научных трудов, посвященных описанию птиц Канады, затем сделав себе имя на рассказах о «животных-героях», Томпсон-Сетон на исходе дней пришел к выводу об исчерпанности западной (и всякой другой) цивилизации и к необходимости учиться у природы и аборигенной Северной Америки. К тому времени он провел среди индейцев немало времени, получив уважительное прозвище «вождя».
Концепция мира и природы, к которой пришел со временем писатель, заставила его создать на территории собственного поместья в Нью-Мексико особую школу под названием «Лига Лесовиков»’ (Woodcraft League) для обучения взрослых и детей жизни на природе и основам ее мудрости. Это должен был быть своего рода национальный и международный «институт» природоведения и жизни на природе. На заповедной территории расположились индейское святилище-кива, освящённое индейскими старейшинами, а сам писатель и его жена Джулия Сетон оказались единственными из белых людей, кому было разрешено спуститься в индейское святилище. Там же было задумано и поставлено помещение для «светских» собраний. Стены в этом «Доме совета» расписал яркими фресками Джек Хокеа, известный в ту пору художник-кайова. Все это, в том числе и основной дом, где и посейчас хранится библиотека писателя, рисунки и архивы, в том числе и почетный диплом, пожалованный Томпсону Александром III, ждут своих исследователей. Обидно однако, что поместье ныне приходит в негодность: крыша основного дома протекает, перекрытия дома советов обрушились, и фрески Хокеа, вероятно, не спасти от действия стихий.
Будущих членов Лиги нужно было на чем-то воспитывать. И тогда писатель скомпоновал свои произведения в виде пособий для новообращенных. В их число вошли «Рольф в лесах» («Rolf in the Woods», 1911), «Дикие звери у себя дома» («Wild Animals at Home», 1913), «Истории лесного края» («Woodland Tales», 1921) и «Книга лесного и индейского знания» («The Book of Woodcraft and Indian Lore», 1922). Нам важнее выделить сейчас том 3-й, «Историй лесного края», поскольку эта книга объединила 107 небольших притч, «посвящающих» читателя в природные кущи. Из нее и взяты приводимые истории, впервые переведённые на русский язык.
Главный смысл этих маленьких откровений в том, что наследие Томпсона Сетона, его планы, замыслы, концепции и дух идейно-творческих исканий напрямую обращены к тем, кто любит жизнь на природе, к индейской культуре, на этом основанной. Тем, кто связывает свои надежды с откровениями, почерпнутыми от Великого Духа и видит духовное в материальном окружении. Другими словами, к молодежи и взрослым, в которых живет детскость и естество всего сущего.
( Из предисловия к книге «Прерии Арктики» )
Эрнест Сетон-Томпсон известен всему миру как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к окружающим нас повсюду животным и растениям. Меньше знают Сетон-Томпсона как путешественника и учёного – ведь он не заканчивал университетов и не защищал диссертаций. И всё же именно его следует признать одним из основоположников натуралистической экологии. Именно он (и ещё Ж.-А. Фабр) привлек внимание к детальному изучению поведения животных. Позже эта зоологическая наука получила название этологии. Основным научным трудом Сетон-Томпсона является многотомная «Жизнь диких зверей». Сетон-Томпсон оставил после себя не только книги, но и последователей, учеников – это, например, известный учёный А. Формозов (1899-1973). Будучи 23-х-летним студентом, он послал Сетон-Томпсону свою первую книгу с авторскими рисунками и получил ответ: «Большое будущее принадлежит тому, кто умеет видеть и выражать увиденное в рисунках ли, на страницах книг… Надеюсь, что Вы продолжите Вашу работу». Сетон-Томпсон, родившись в Англии (14 августа 1860 года), прожил долгую жизнь, и почти вся его жизнь прошла в лесах и прериях Северной Америки, подобно жизни Зверобоя из бессмертных произведений Фенимора Купера. С детства влюблённому в неё натуралисту Природа раскрывала свои секреты и дарила темы для творчества. Эрнест особенно любил и знал птиц. Однако родители мальчика равнодушно относились к его увлечению. В многодетной и почти бедной семье воспитание было достаточно суровым. Например, деньги на книги и многое другое, считавшееся излишним, родителями не выделялись. Жизнь юноши начиналась непросто, но упорный труд всегда приносит результат – и часто приносит успех. Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании – рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием их поведения и образа жизни. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них – «Домино», «Рассказы о животных», «Рольф в лесах», «Животные-герои», «Моя жизнь». «Я знал мучения жажды и решил вырыть колодец, чтобы из него могли пить другие», – эти мудрые слова известный писатель и натуралист предпослал своей книге «Маленькие дикари», где рассказывается о приключениях двух мальчиков в канадских лесах, о самом важном из жизни дикой природы и коренных обитателей лесной глуши – индейцев. Современники были удивлены, открывая для себя целый мир, который дарил им мистер Томпсон. Оказалось, что в одном человеке удивительным образом могут сочетаться таланты художника и писателя! И ещё – учёного. Это на самом деле редкий дар. Сетон-Томпсон всегда жил природой. И томился, если подолгу вынужден был жить в городах. Большие города Америки его попросту угнетали. Поэтому он много путешествовал. В детстве он мечтал увидеть стада бизонов, бродивших в прериях… Увы, мечты оставались мечтами – дикая природа в Северной Америке почти повсеместно отступала под натиском так называемой цивилизации, бизоны и многие другие животные становились редкими или истреблялись вовсе. Но всё же, когда писателю и художнику исполнилось 47 лет, ему удалось осуществить давнюю мечту – увидеть стада (пусть и малочисленные) лесных бизонов, северных оленей карибу, многочисленные стаи птиц… Рассказы об индейцах, с которыми приходилось общаться во время путешествия, пронизанные своеобразным юмором и тревогой за будущее коренных американцев, полны уважения к индейцам, живущим в тяжёлых условиях канадского Севера. Сетон пишет об исключительной честности этих людей, о щедрости – по отношению друг к другу. К белым отношение иное. Индейцы видят в пришельцах из Европы – пришельцах с Востока – должников. Ведь белые отобрали у них почти всё. И главное – землю, которая кормила их охотой. Писатель видел, что так называемая цивилизация означает для коренных жителей Америки болезни, падение нравов, нищету. Исчезают мудрые обычаи, молодёжь забывает свою историю. Сетон-Томпсон правильно оценивал опасность повальной американизации всех сторон жизни, разрушающей снаружи и, что ещё хуже, изнутри. Предсказывая, подобно О. Стэплдону, агрессивную американизацию Европы и остального мира, Сетон-Томпсон предупреждал: «Берегитесь, европейцы! Через сотню лет вы будете американизированы. » Похоже, писатель оказался прав – и в отношении социума, и в отношении «окружающей его среды», многострадальной Природы… Книги, которые подарил человечеству великий Эрнест Сетон-Томпсон, привили искреннюю любовь к природе миллионам, десяткам миллионов людей, помогли (и по сей день помогают) формированию экологического мышления, столь необходимого для решения одной из важнейших (если не самой главной!) проблем современности – охраны окружающей среды.
У мальчишки, продававшего на окраине Санта-Фе дыни, мы спросили, как проехать в Ситон-Виладж.
Мальчишка слышал об этой деревне, но, пожалуй, только то, что она где-то есть.
— О, это рядом… Оставьте машину, я провожу.
Воспоминания детства у многих связаны с книгами Сетон-Томпсона.
Узнав, откуда приехали гости, соседка дома сказала: хозяева далеко не уехали, скорее всего, отправились в магазины.
В сопровождении добродушной черной собаки и под неистовый лай другого пса во дворе обходим дом… Всякий дом расскажет кое-что о хозяине. Тут же случай особый. Человек не просто въехал в кем-то построенное жилище. На этом месте горел костер возглавляемой Сетон-Томпсоном экспедиции. И чем-то пленили много видавшего путешественника эти холмы.
На пороге хозяйка делает знак:
— Давайте сразу же на минутку присядем… Удивительный день! Гости… Мой день рождения… И первый день Шерри… Дочка, иди ко мне.
Выясняется: семья ездила в детский приют города Фармингтона. Семилетнюю индианку Шерри удочерили. И она, так же как двое гостей, первый раз видит дом, в котором ей предстоит теперь жить.
Знал ли Дейл своего знаменитого тестя?
— Работал отец до последнего дня. В этом кресле и умер.
Чувство приближения к Человеку мы испытали и в доме Сетон-Томпсона. Добавилось что-то важное к тому, что хранилось в памяти с детства. Эти холмы. Кострище, не заросшее с той поры, когда старик в одиночестве или с индейцами сиживал вечером у огня. Реденький сад за двором. Трофей на стене, добытый юным охотником в двухнедельном состязании с лосем. Листки бумаги с до ужаса неразборчивым почерком, над которыми он уронил карандаш.
— Он сидел всегда тут…
Опустим подробности застольного разговора. Скажем только: хорошо было и гостям, и хозяевам. Ребятишки, забыв про еду, листая дареную книжку, крутили пластинку с голосами московских птиц.
Отец и мать засмеялись:
— Нет пророков в своем отечестве. Один еще маловат, другой с ума сходит по баскетболу…
Все вместе вышли к порогу дома. В сухих будяках за домом гремели кузнечики. Солнце медленно остывало и готово было проститься с деревней. На холмах появились глубокие тени.
— Там пролетал самолет?
— Да, как раз над вершиной…
В сумерках мы попрощались.
Из книги «Моя жизнь»
Мы живем в стремительный век все ускоряющегося развития науки и техники. К сожалению, во многих странах из-за плохого контроля за состоянием окружающей среды все больше скудеет природа, меняются (и не в лучшую сторону) места обитания животных. «Пусть же эти места будут для нас священными, – писал Томпсон, – чтобы там в безопасности, хотя от нас, могли наслаждаться живые существа, вид которых способен доставлять только одно удовольствие каждому, кто внимательно и с чистым сердцем наблюдает их».
Читатели всегда будут благодарны великому гуманисту Сетон-Томпсону за те теплые чувства, которые он пробудил в них своими рассказами о наших меньших братьях.
Наиболее примечательные издания на русском языке.
• Юные дикари: Жизнь и приключения подростков в канадских лесах / Пер. с англ. Л. А. Мурахиной—Аксёновой // Полное собрание сочинений в 10 книгах. — М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1910. — Книга 8. — (Бесплатное приложение к журналу «Вокруг Света» за 1910 г.). Нет одной главы («The Sanger Witch») первой части. Не все иллюстрации.
• Рольф в лесах. Рассказы / Пер. с англ. под ред. Н. Чуковского // Собр. соч. в 3 томах. — М. — Л.: Государственное издательство, 1930. — Т. I. — 462 с. Отсутствует значительная часть.
• Животные герои: Рассказы / Пер. с англ. под рред. Н. Чуковского // Собр. соч. в 3 томах. — М. — Л.: Государственное издательство, 1929. — Т. II. — 442 с.
• Маленькие дикари или повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему научились / Под ред. Н. Чуковского; пер. с англ. Л. Б. Хавкиной; 2-е изд. // Собр. соч. в 3 томах. — М. — Петроград: Государственное издательство (Госиздат), 1923. — Т. III. — 547 с. — (Библиотека для детей и юношества. Иностранные писатели)[2]. Отсутствует вся первая часть («Glenyan & Yan»), то есть 14 глав. В остальном, текст почти полный, за исключением некоторых сокращений, а также замены специфических терминов, по сравнению с изданием 1910 г. и английским оригиналом. Имеются тоновые иллюстрации автора. Карандашные рисунки — без нескольких, почти все. Не ко всем иллюстрациям даны подписи.
• Моя жизнь / Пер. с англ. А. Макаровой. — Ростов-на-Дону, 1957. Книга сильно урезана; длина составляет 186 страниц (в других изданиях от 100 до 150) в то время как оригинал занимает от 300 до 400. Вырезана почти полностью первая глава, описывающая жизнь в Великобритании, урезаны описания домашней рутины, технические детали, неподходящие для детей подробности, описания торговых сделок.
• Маленькие дикари / Пер. с англ. Н. Темчиной. — М.: Государственное издательство «Детская литература» (Детгиз), 1960. — 239 с. — (Школьная библиотека). Отсутствуют некоторые главы и сильно сокращён весь текст. Имеются отбрасывание специфичной терминологии и неточности перевода. Тоновые иллюстрации отсутствуют, карандашные — сильно сокращены и не имеют подписей. Текст этого издания копировался всеми последующими, но к иллюстрациям автора проявлялось ещё большее пренебрежение.
• Жизнь и повадки диких животных. — М.: Знание, 1984.
• Прерии Арктики: 2000 миль на лодке в поисках карибу. Описание путешествия в район севернее озера Эйлмер / Пер. с англ. Л. М. Биндеман. — М.: Прогресс, 1987. — 304 с.
• Рольф в лесах: Повесть / Пер. с англ. И. Гуровой. — М.: Детская литература, 1992. — 287 с. — ISBN 5-08-001066-5. Полное издание.
• Рассказы о животных. — М.: Азбука, 2009, 2010. — 640 с. — (Серия: «Всё о…»). — ISBN 978-5-9985-0084-8. Содержит почти на 200 оригинальных авторских рисунков больше, чем предыдущие издания на русском языке.
• Маленькие дикари / Пер. с англ. Л. А. Мурахиной—Аксёновой; лит. обработка Г. Хондкариан. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. — 256 с. (Серия: «Мировая книжка»). — ISBN 978-5-91921-135-8 Текст по изданию 1910 года, но подвергнут «литературной обработке». Имеются сокращения, в том числе некоторых технических деталей, по сравнению с английским оригиналом. Авторских иллюстраций нет.
ЭРНЕСТ ТОМПСОН СИТОН
После публикации в 1891 году брошюры «Birds of Manitoba» (Птицы Манитобы) Сетон был назначен официальным натуралистом в правительстве провинции Манитоба — должность, которую он удерживал до своей смерти в 1946 году, в качестве компенсации за проектирование и строительство выставки естествознания Манитобы. Десятилетиями он продолжал публиковать статьи и книги о Манитобе, в том числе двухтомный труд «Life-Histories of Northern Animals» (Истории жизни северных животных, 1909).
В начале 1890-х он продолжил своё художественное образование в Париже, обучаясь в Академии Джулиана, где он подружился с людьми, которым суждено было стать известными американскими художниками. Именно здесь он провёл исследование для одной из своих первых опубликованных книг «Studies in the Art Anatomy of Animals» (Исследования в области художественной анатомии животных, 1896).
Во Франции у Сетона начались проблемы с глазами, вызванные слишком долгой работой на близком расстоянии при разработке книги по анатомии. Врач посоветовал ему не напрягать глаза как минимум шесть месяцев, иначе он ослепнет. Поэтому он покинул Францию и устроился охотником на волков в Нью-Мексико к мистеру Фитц-Рэндольфу, знакомому, которого он завёл при переходе через Атлантику. История «Лобо» (1894), возникшая в результате такой охоты, сначала была опубликована в журнале «Scribner’s Magazine», а затем вместе с другими историями в сборнике «Мои дикие знакомые» (1898). Книга сразу же сделала его известным — писателем, художником, лектором и защитником окружающей среды как в Северной Америке, так и в Европе. Сетон за свою жизнь написал около десяти тысяч научных и популярных статей. Он получил почётную степень магистра гуманитарных наук в Спрингфилдском колледже, Массачусетс, стал членом Королевской канадской академии искусств.
Он женился на своей первой жене, Грейс Галлатин, в 1896 году. Грейс выросла в Калифорнии, богатая светская львица, пионер-путешественница, основательница женского писательского клуба, суфражистка первого ранга и ведущий сборщик средств для военных облигаций в Первой мировой войне. Грейс сыграла важную роль в создании первых книг Сетона. Их единственный ребёнок, Энн, родилась в 1904 году. Она выросла и стала известным историческим романистом под псевдонимом Ани Сетон.
Обосновавшись в Виндигуле, поместье, которое он построил в Кос-Кобе, районе Гринвича, штат Коннектикут, Сетон пережил акты вандализма в своих угодьях со стороны местной молодёжи. Тогда Эрнест пригласил их в своё поместье на выходные, где начал рассказывать им истории об американских индейцах, пропагандируя идеологию жизни в гармонии с природой и сформировав из ребят группу лесных рейнджеров.
В 1902 году в «Ladies Home Journal» была опубликована первая из серии статей о выработанной им программе игрового воспитания на природе, положивших начало движению Woodcraft. В 1906 году, находясь в Англии, Сетон встретился с лордом Баден-Пауэллом, который прочёл книгу Сетона «The Birch Bark Roll of the Woodcraft Indians» (Берестяной свиток Индейских знатоков леса, 1906) и был очень заинтригован ею. Пара познакомилась и поделилась идеями. С тех пор они вели переписку, пока Баден-Пауэлл не основал движение бойскаутов, заимствуя у Сетона многие идеи и концепции, не упоминая вклада последнего.
В 1907 году Сетон совершил путешествие на каноэ на 2000 миль в северной Канаде с Эдвардом Преблом из Биологической службы США в качестве своего попутчика. Поездка была профинансирована Сетоном. Хотя он не был геодезистом и составлял карты только с помощью хорошего компаса, карты, которые он сделал в этой поездке, использовались до 1950-х годов и до сих пор считаются чрезвычайно точными. Другим итогом этого путешествия стала документальная книга «Прерии Арктики» (1911).
В 1910 году Сетон стал председателем учредительного комитета Бойскаутов США. Он написал первое руководство и был главным скаутом с 1910 по 1915 год. Однако с самого начала между Эрнестом и другими учредителями возникли противоречия — Сетон не любил военные аспекты скаутинга, а скаутингу не нравился акцент Сетона на американских индейцах. Помимо споров о содержании материалов, которые Сетон внёс в Справочник бойскаута, возникли также конфликты из-за суфражистской деятельности его жены и его британского гражданства.
Сетон ушёл из скаутинга и в 1915 году возродил движение Woodcraft. Сегодня на основе модели Сетона действует основанная в 1922 году некоммерческая организация Woodcraft Rangers, объединившая более 15000 молодых людей в округе Лос-Анджелес, помогая им найти путь к осмысленной жизни. Она предлагает расширенные возможности обучения молодёжи от детского сада до двенадцатого класса.
Сетон продолжал руководить лагерем лидеров Woodcraft в Гринвиче до 1930 года, когда он переехал в Санта-Фе.
Примечание к биографии:
Фамилия и прозвища:
В возрасте 21 года при разрыве с отцом Эрнест взял фамилию Сетон, полагая, что эта старинная фамилия является родовым именем его семьи. В 1887 году по просьбе матери он вернул фамилию Томпсон и начал использовать псевдоним Томпсон Сетон в своих опубликованных работах. В 1901 году он официально сменил своё имя на Эрнеста Томпсона Сетона.
На протяжении всей своей жизни он был известен под несколькими именами и прозвищами, в том числе тремя, данными лидерами отдельных коренных народов Северной Америки: Ах-па-то (Ah-pas-to — говорящий по знакам), данное народом Черноногих в 1916 году; Махто Ска (Mahto Ska), данное вождём янктонаев Белым Медведем в 1927 году; и Шунка Сапа (Shunka Sapa — Чёрный Волк), данное народом лакота. Чёрный Волк также был его именем в движении Woodcraft. Другие прозвища — Шеф, ETS, Вольф Томпсон и Вольф Сетон.
Сайты и ссылки:
ernestthompsonseton.com (официальный сайт)
Эрнест Сетон-Томпсон. Циклы произведений
Blazes on the Trail
—
• Life Craft or Woodcraft (1928)
—
• Rise of the Woodcraft Indians (1928)
—
• Spartans of the West (1928)
—
The Birch Bark Roll
—
• Ernest Thompson Seton’s Boys (1902)
—
• How to Play Indian [= The Red Book, or How to Play Indian; Laws of the Seton Indians] (1903)
—
• The Birch Bark Roll of the Woodcraft Indians (1906)
—
• The American Boy Scout (1910)
—
• Boy Scouts of America (1910)
—
• The Book of Woodcraft and Indian Lore [= The Book of Woodcraft] (1912)
—
• Woodcraft Boys, Woodcraft Girls, How to Begin (1915)
—
• The Manual of the Woodcraft Indians (1915)
—
• The Woodcraft Manual for Girls (1916)
—
• The Woodcraft Manual for Boys (1917)
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Сказки
1932 Goldilocks and the Three Bears
—
1932 How Beowulf Slew the Grendel
—
1932 The Death of Keeward the Hare
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Документальные произведения
1911 Прерии Арктики / The Arctic Prairies
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Пьесы
1900 The Wild Animal Play
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Графические произведения
1901 Pictures of Wild Animals
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Монографии
1896 Studies in the Art Anatomy of Animals
—
1903 How to Play Indian [= The Red Book, or How to Play Indian; Laws of the Seton Indians]
—
1906 The Birch Bark Roll of the Woodcraft Indians
—
1909 Life-Histories of Northern Animals [= Animals; Animals Worth Knowing] [в двух томах]
—
1910 Boy Scouts of America
—
1910 The American Boy Scout
—
1912 The Book of Woodcraft and Indian Lore [= The Book of Woodcraft]
—
1915 Practical Fur Farming
—
1915 The Manual of the Woodcraft Indians
—
1916 The Woodcraft Manual for Girls
—
1917 The Woodcraft Manual for Boys
—
1918 Sign Talk
—
1928 Lives of Game Animals [в четырёх томах, 1925-1928]
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Интервью
1913 В гостях у Сетон-Томпсона и его зверушек
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Антологии
1932 Famous Animal Stories
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Прочие произведения
1888 The Pintail [рисунок с кратким текстом]
—
1888 The Western Meadow Lark [рисунок с кратким текстом]
—
1893 Not Caught Yet [рисунок с кратким текстом]
—
1894 The Strange Animals of Thibet [8 рисунков с кратким текстом]
—
1897 A Horned Cow Elk [рисунок с кратким текстом]
—
1897 Directive Coloration of Birds [= The Recognition Marks of Birds] [рисунок с кратким текстом]
—
1905 Familiar Sayings [рисунок с кратким текстом]
—
1905 Kalendar of the Seton Indians [рисунок с кратким текстом]
—
1936 The Gospel of the Redman [индейская «библия»] // Соавтор: Джулия М. Сетон
—
Эрнест Сетон-Томпсон. Неопубликованное
1882 Bill Bluejay (стихотворение, не опубликовано)
1883 How Wapoos Won His Rifle (стихотворение, не опубликовано)
1916 The Fire Test. An Indian play (пьеса, не опубликована)
сообщать о новых произведениях
сообщать о новых изданиях
Средние оценки посетителей (2449 оценок) | Все отзывы на произведения автора (20 отзывов) | Все издания автора (323 издания)
Экранизации (6 фильмов)
Примечание
________________________________________
Названия переводов из сборника «Индейские лесные предания и басни» / Пер. с англ. А. Печковского. — Москва: тип. К.Л. Меньшова, 1910. — 70, [1] с.; Беспл. прил. к журн. «Мирок» на 1910 г. пока не удалось установить.
Библиографы
________________________________________
• Составители библиографии — badger, Wind
• Куратор библиографии — Wind