Портфолио ученика что это такое
Как сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны
Почти во всех образовательных учреждениях портфолио школьника вот уже несколько лет – обязательная документация. Начиная с начальной школы, портфолио создается и постепенно наполняется новыми материалами. Для того, чтобы оформить портфолио, первокласснику понадобится помощь родителей, т.к. справиться ребенку самостоятельно будет очень не просто.
На самом деле занимаясь оформлением портфолио с 2013 года, я поняла, что и для родителей это нелегкая задача – разобраться в структуре, подобрать фотографии, составить тексты, а затем все это красиво оформить, это отнимает много времени и сил.
Но если разобрать портфолио до мелочей и понять суть его содержания, то можно сделать его совместно со своим школьником. Ребенок может сам подобрать понравившиеся ему фотографии, принять участие в составлении текстов о своей семье, своем городе, своих увлечениях и так далее.
Зачем нужно школьное портфолио
Не все родители согласны с тем, что портфолио необходимо, но современная система образования предъявляет конкретные требования к данной документации и нередко просит ее предъявить при переходе из школы в школу, при поступлении в ВУЗ и во многих других ситуациях.
Но нужно понимать, что нередко портфолио выступает залогом приёма ребенка в хорошую школу — чем аккуратнее и презентабельнее будет оформлен комплект документов, тем выше будет рейтинг ученика.
Кроме того, постоянный сбор материалов для папки с документами, помогает ребенку понять, какие перед ним открываются возможности, и становится для него дополнительной мотивацией к новым достижениям в различных видах деятельности, к развитию своих способностей.
Здесь важно донести до ученика, что его портфолио — это возможность увидеть его собственные изменения и рост в течение всего периода обучения в школе. Задачей портфолио не ставится соревнование с другими детьми, а только с самим собой — он должен стремиться быть лучше сегодня, чем вчера.
Как должно выглядеть портфолио школьника?
Самый удобный способ вести портфолио — купить папку с кольцами и файлами, поместить туда все оформленные листы и в процессе учебы уже под них собирать новую информацию.
Содержание этих листов будет состоять из фотографий, рассказов, грамот и дипломов – всех материалов, отражающих знания ученика, его наклонности, навыки, умения и интересы. В процессе обучения в папку добавляется информация об успеваемости, участии в различных мероприятиях, новых достижениях, фотографии досуга и путешествий, оригиналы и фото творческих работ и многое другое.
Содержание портфолио
Кратко о стандартных разделах школьного портфолио и чем их заполнять я упоминала здесь, сейчас хочу написать обо всем этом подробнее. Примеры листов приведены из портфолио «Космос».
1. Титульный лист На титульном листе чаще всего размещается фотография, указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, полное наименование школы и название города. В некоторых школах дополнительно просят указывать дату рождения ребенка и дату начала ведения портфолио. | |
2. Мой мир (раздел) Этот лист может также называться «Давайте знакомиться» или «Мой портрет». Лучше размещать на нем фотографию, как-то отражающую окружающий или внутренний мир ребенка. Например, на природе, где он любит бывать, за увлечением, которое очень нравится или просто красивую фотографию, которую он выберет сам. На этом же листе пишется девиз школьника. Например: «Я всё смогу! Я всё преодолею!», «Сквозь тернии – к звёздам!», «Гореть самому (самой) и зажигать других!», «Мой девиз — не унывать! Всё пройти и всё узнать!» или другой понравившийся вариант. Лист «Мой мир» открывает целый раздел портфолио куда входит такая информация, как сведения о ребенке, семье, увлечениях, друзьях и другое. | |
3. Личные данные Этот лист может также называться «Визитка» или «Обо мне». На нем указываются официальные данные — фотография, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, домашний адрес, телефон, наименование, адрес и контакты школы. Лист необязательный, поскольку в содержании портфолио эта информация обычно раскрывается в других разделах, но в некоторых школах его требуют. | |
4. Значение моего имени Не думаю, что содержание этого листа требует разъяснения – значение имени ребенка, его особенности. Информацию можно найти в интернете и взять из нее только то, что подходит. | |
5. Знак зодиака Аналогично четвертому пункту значение знака зодиака можно найти в Интернете или взять из книги. | |
6. Моя семья На листе часто размещается общая фотография семьи или коллаж из нескольких фотографий всех членов семьи. По желанию ребенку можно рассказать о своей семье – о ее традициях, совместной деятельности и досуге. Иногда сюда достаточно подобрать подходящее стихотворение или просто перечислить всех членов семьи. Нередко данный лист заменяется на «Семейное древо» или «Мою родословную». Подбираются фотографии и составляется краткая схема родства – мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. В расширенный вариант (редко) попадают дяди, тети, прабабушки, прадедушки. Лист может быть как с фотографиями, так и без них. | |
7. Режим дня Лист требуют далеко не во всех школах. Заполняется расписанием мероприятий на каждый день с указанием времени и занятия. | |
8. Мои друзья Друзьям посвящается 1-2 листа. Фотографии и рассказы о друзьях могут оформляться по-разному. Можно разместить общее фото друзей или фотографию каждого из них по отдельности. Также как и рассказ может быть общим и неконкретным (обо всех друзьях сразу) или персонально о каждом по 2-3 предложения. Второй вариант оформления обычно выглядит более интересно. | |
9. Мой город Здесь также можно оформить всего 1 лист с красивой фотографией и кратким текстом о городе или несколько листов с подробным рассказом и фотографиями достопримечательностей города и любимых в нем для школьника мест. | |
10. Мои увлечения Чем подробнее будет рассказ об увлечениях, тем интереснее будет наполнение этого подраздела школьного портфолио. Хорошо, если есть подходящие фотографии – их тоже предпочтительно использовать. | |
11. Моя учёба (раздел) Лист «Моя учёба» может отображаться как лист-разделитель с тематической картинкой, под который вкладываются остальные данные для этого раздела или на него размещается фото ученика за партой, у доски, а также текст – рассказ об учебе в школе или подходящее стихотворение. «Моя учёба» — еще один раздел портфолио, куда входят данные об успеваемости ребенка, результаты контрольных, тестов, зачетов, а также информация об учителях и любимых школьных предметах. | |
12. Безопасный маршрут от дома до школы Здесь указывается домашний адрес и адрес школы, а также вставляется маршрут. Последний можно нарисовать от руки или сделать скриншот с Яндекс Карт и вставить на лист в графическом редакторе. | |
13. Моя школа Полное наименование школы, фотография, год основания, контакты и ФИО директора – этого наполнения достаточно. Иногда сюда же размещается более подробная информация, по желанию – история школы, особенности, сколько в ней обучающихся и учителей. | |
14. Моя первая учительница Фотография и ФИО первой учительницы и 2-3 предложения о ней. В портфолио для средней школы к этому листу иногда добавляется список учителей и предметов, которые они ведут. | |
15. Мой класс Общее фото класса и подходящее стихотворение или рассказ – по желанию ребенка. Иногда дополняется листом «Список класса». | |
16. Мои любимые школьные предметы Текст от лица учащегося – какие предметы нравятся и почему. Здесь достаточно описать 2-3 предмета, рассказать, что именно нравится на уроках и какую пользу они приносят. | |
17. Расписание уроков Этот лист требуется не в каждой школе. Нет необходимости описывать его заполнение – это и так очевидно. | |
18. Моя успеваемость На листе дублируются данные из табеля успеваемости. В процессе учебы аналогичные листы добавляются. Таблица успеваемости состоит из колонок: предмет, оценки по четвертям, годовая оценка. | |
19. Моё творчество Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Под него можно расположить фотографии и оригиналы творческих работ (рисунки, поделки, стихи и рассказы собственного сочинения и др.). Этот подраздел пополняется очень часто, наряду с подразделом «Мои достижения». | |
20. Мои впечатления Лист аналогично 19 пункту выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда входят фотографии и рассказы школьника о досуге, путешествиях, экскурсиях и других мероприятиях. Иногда дополнительно делается лист «Мои путешествия». | |
21. Мои достижения Грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы и другие свидетельства достижений размещаются в «Моих достижениях». Можно заполнять его оригиналами или отсканировать их и оформить как дополнительные листы в стиле портфолио. | |
22. Участие в олимпиадах и конкурсах На листе заполняется таблица, имеющая столбцы с названиями: класс, дата, предмет, место/баллы, подпись классного руководителя. К этому листу дополнительно можно добавлять материалы с фотографиями. | |
23. Работы, которыми я горжусь Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда размещаются фотографии и оригиналы работ, которые учащийся считает лучшими. | |
24. Отзывы и пожелания Лист с тематической картинкой. Под него вкладывается линованный лист, предназначенный для написания отзывов педагогами, родителями, одноклассниками. | |
25. Содержание Может располагаться в самом начале или в самом конце папки с портфолио. |
Выше описаны основные листы, чаще всего использующиеся для оформления портфолио школьника согласно ФГОС. Однако листов в школьном портфолио может быть как меньше, так и больше. В каждой школе свои требования. В одной школе важно четко соблюдать определенную структуру портфолио и нельзя сделать и шага в сторону, в другой главным является полнота информации и индивидуальное самовыражение учеников.
И в том, и в другом случае портфолио может быть уникальным, т.к. многое зависит от оформления, наполнения и качества вложенных усилий. Вы можете приобрести один из готовых шаблонов портфолио для школьников и заполнить его самостоятельно. Небольшой мастер класс по созданию портфолио на основе шаблонов здесь.
Портфолио ученика – что это такое?
Портфолио ученика – что это такое?
Портфолио – модное слово, пришедшее в наш лексикон не так давно и употребляющееся до недавнего времени исключительно в сфере модельного бизнеса. Но… Время течет, все вокруг меняется. И вот уже сегодня все родители должны знать, что такое портфолио ученика.
Так что же это такое? Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы. Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные котрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т. п.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. Если ваш ребенок творческая или спортивная личность, которая не просто просиживает кресло, играя дни и ночи в компьютерные игры, а занимается действительно стоящим делом – ему будет что отразить в своем портфолио. А фиксироваться в нем будут абсолютно все достижения: участие в выставках, концертах, школьном театре и хоре; посещение элективных и факультативных курсов, а также учреждений дополнительного образования; различные практики: языковые, трудовые, педагогические; участие в олимпиадах и конкурсах, научных конференциях и учебных семинарах; спортивные достижения.
Итак, на первые 2 вопроса: что же такое портфолио ученика, и в чем его основной смысл мы ответили. Еще один немаловажный вопрос – цели и задачи его введения в концепцию общеобразовательных программ среднего образования? Они таковы:
— поддержать высокую учебную мотивацию школьников;
— формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— создать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников;
— поощрять активность и самостоятельность, расширить возможности обучения и самообучения.
Иными словами, основной целью и задачей внедрения портфолио ученика является формирование его активной жизненной позиции, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
Структуру портфолио определяет каждое учебное заведение самостоятельно. Тут нет строгих рамок. Обучающийся имеет право включать в портфолио помимо основных, дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказать как родители, так и классный руководитель. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. А в конце каждого года производится анализ и исчисление рейтинга личных достижений обучающегося на основе ранжирования результатов.
Растите талантливых, увлеченных детей! Они – наше будущее! Уместно здесь будет и современное выражение: «Мы не хотим быть овощами!» Немного резко, но зато в самую точку!
Статья на тему «Портфолио ученика»
Цифровой портфолио обучающегося
на ступени начального общего образования
Сейчас в школах от каждого ученика требуют портфолио, но для чего это надо ребенку, многие родители не понимают. На самом деле, в этом документе будет собрана максимально полезная информация о ребенке для учителя, который будет с ним работать, и продолжать развивать его творческий потенциал. Еще в дошкольном возрасте дети посещают развивающие центры, занимаются с репетиторами, и занимаются в кружках и секциях. К первому классу они уже имеют немалый багаж знаний и умений. Однако в силу особенностей темперамента, не каждый ребенок может смело заявить о себе в новом коллективе. Кто-то опасается насмешек, кто-то стесняется сообщить такую информацию учителю, а кто-то из-за рассеянности может «позабыть», что умеет красиво рисовать или обладает вокальным талантом. Составляя портфолио для своего ребенка, родители дают информацию учителю, который уже будет иметь представление, с кем и как он будет работать.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. Если ребенок творческая или спортивная личность, которая занимается действительно стоящим делом – ему будет что отразить в своем портфолио. А фиксироваться в нем будут абсолютно все достижения: участие в выставках, концертах, школьном театре и хоре; посещение элективных и факультативных курсов, а также учреждений дополнительного образования; различные практики: языковые, трудовые, педагогические; участие в олимпиадах и конкурсах, научных конференциях и учебных семинарах; спортивные достижения.
Значимость портфолио заключается и в том, что он, являясь формой организации работы с информационными материалами, позволяет упорядочить деятельность учащихся. Наряду с этим портфолио является одновременно и процессом систематизации результатов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов.
С 2011 года практически во всех общеобразовательных учреждениях оформление портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий;
• предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика.
Портфолио служит для решения следующих педагогических задач:
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• формировать умения: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• содействовать индивидуализации образования школьников;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
• формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде.
Портфолио оформляется по желанию ученика и его родителей.
2. Что такое «портфолио» ученика?
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах 20 века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.
Портфолио называют собрание документов, фотографий, образцов работ, иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности. Детское портфолио для школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении. Школа поясняет цель создания портфолио школьника начальных классов тем, что в процессе работы ребенок осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе в другую школу.
Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы. Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.
Иными словами, основной целью и задачей внедрения портфолио ученика является формирование его активной жизненной позиции, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей. Их помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказать как родители, так и классный руководитель. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. А в конце каждого года производится анализ и исчисление рейтинга личных достижений обучающегося на основе ранжирования результатов.
Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм контроля.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
— поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
— формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Таким образом, портфолио способствует более глубокому пониманию любого предмета. Без портфолио невозможно организовать процесс обучения, связанный с целенаправленным развитием рефлексии обучающихся.
Структура портфолио зависит от конкретных целей обучения, содержания образования, уровня развития учеников. Однако, очень важно, чтобы каждый материал, включенный в портфолио, сопровождался кратким рефлексивным комментарием ученика.
Согласно концепции Ивановой О.Е. и Осмоловской И.М., алгоритм запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно портфолио;
Определение вида портфолио: может быть задан преподавателем;
Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки;
Общее количество рубрик: из них часть обязательная, часть – по выбору;
Структуру портфолио определяет каждое учебное заведение самостоятельно. Тут нет строгих рамок. Обучающийся имеет право включать в портфолио помимо основных, дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
В документе «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» говорится о портфеле достижений как инструменте оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. Этот документ определяет основные разделы портфолио обучающегося.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
1.Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательной организации.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
– по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
– по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини исследований, записи решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
– по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и минипроектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
– по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
– по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
– по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителяпредметника, и в роли классного руководителя), иные учителяпредметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.
Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в ФГОС НОО.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Поскольку четких требований и нормативов по составлению портфолио нет, то структура может быть примерно следующей:
Общие данные о ребенке. В этот раздел обычно вносят статистические сведения о самом ребенке, его имени и фамилии, месте проживания. Сюда вносятся и данные о дате рождения ребенка, портретное фото размером 9х12 или 10х15 также можно разместить здесь. Для ребенка, только идущего в первый класс и не умеющего писать, раздел «Автобиография» можно пропустить. Начиная со 2 класса, при составлении портфолио, ребенок уже в состоянии написать краткий рассказ о себе.
Раздел «Обо мне». Сюда можно включить любую информацию о ребенке. В этот раздел можно внести данные и характере, темпераменте ребенка, описать особенности, достоинства и недостатки малыша. Сведения о семье, ее составе можно разместить в этом разделе, описать какие-нибудь семейные традиции. При желании можно составить генеалогическое дерево семьи.
Раздел «Мой мир». Сюда можно внести информацию об увлечениях, любимых игрушках ребенка, прочитанных книгах, его друзьях. Также здесь будет уместна информация о досуге малыша, о том, как он любить проводить время, какие места и развивающие мероприятия посетил. Чем они ему понравились и запомнились.
Раздел «Учеба» или «Успеваемость» хорош не только для учащихся 2-4 классов, но и для первоклассников. Помимо показателей динамики успеваемости по учебным предметам, можно отобразить и навыки ребенка в счете, чтении, письме.
Раздел «Достижения». Он может включать информацию, касающуюся школьных побед, будь то участи в олимпиадах, семинарах, тематических конкурсах и викторинах.
Раздел «Общественная деятельность». Включает информацию о внешкольной деятельности ребенка (награды, грамоты и похвальные листы за участие в спортивных городских соревнованиях, конкурсах по танцам, отличную учебу в музыкальной школе и прочее). Любые увлечения ребенка также можно отобразить в этом разделе (добавить поделки в натуральном виде или в виде фотографий).
Раздел «Отзывы, пожелания». Этот раздел заполняют не родители и не сам ученик. Его лучше оформить в виде специального конверта или файла, в которых одноклассники, друзья и педагоги будут вкладывать соответствующие разделу записи.
Портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.
Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.
На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе в бумажном варианте.
Что же понимать под электронным портфолио? Встречаются авторы, которые трактуют электронный портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе. В таком портфолио файлы распределены по разделам и связаны гиперссылками.
Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов учебной, проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях.
Содержание портфолио представлено в виде электронных продуктов и дифференцируется по определенным направлениям.
Механизмы формирования электронного портфолио должны корреспондироваться с ожиданиями педагогической общественности, с уровнем оснащенности техническими средствами образовательных учреждений, уровнем подготовленности учителей и школьников в области информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того необходимо соблюдать принцип эволюционного развития идеи электронного портфолио.
Рассмотрим более подробно предложения по составу электронного портфолио, организацию хранения и механизмы формирования электронных портфолио в интернете.
Согласно ООП НОО, составителем которой является Савинов Е.С. в портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:
-выборки детских работ;
— систематизированные материалы наблюдений;
— материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности,
Кроме вышеперечисленных материалов можно добавить отзывы, которые включают оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
Электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио:
Выборки работ. Данная часть электронного портфолио практически не имеет отличий от бумажного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио можно без труда перевести в электронный формат. Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии — достаточно отсканировать или сфотографировать на цифровую камеру рисунки и фотографии. Электронный документ с описанием творческой работы в дальнейшем может быть размещен на сайте в интернете известным способом. В том случае если работа представляет собой информационный продукт, созданный на каком-либо социальном сервисе, к примеру, лента времени, то создается ссылка.
Материалы наблюдений. Информационно-коммуникационные технологии должны широко применяться для формирования данного раздела цифрового портфолио. Исключительную важность приобретает использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
Материалы достижений в бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и пр. оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. В идеале эквивалентом является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). В начальной школе вполне возможно ограничиться сканированным оригиналом.
Отзывы. С точки зрения техники перевода документов — компонентов портфолио отзывов в электронный формат не возникает каких-либо новых особенностей. При включении в электронное портфолио отзывов в интернете могут быть задействованы известные механизмы (форумы, блоги). Чтобы избежать очевидных нарушений или возможного хулиганства школьников при заполнении отзывов, следует усиливать контроль за содержанием отзывов, применять меры предварительной регистрации составителей отзывов.
Гипертекстовое представление информации, которое возможно только в электронном портфолио, представляет особое средство представления информации. Гипертекст – основной способ представления данных в сети Интернет. Особое значение гипертекста для электронного портфолио заключается в следующем:
Позволяет организовать информацию по семантическому принципу, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.
Обеспечивает доступ к иерархически организованной информации. Иерархия достигается наличием ссылок на другие страницы.
Включает мультимедийные гиперссылки – средства динамического представления, структурирования информации (аудио- и видеозаписи, фотографии, иллюстрации, анимацию и т.д.) За счёт этого портфолио является единым целым.
Электронное портфолио может быть сетевым и несетевым. Несетевое электронное портфолио представляет собой систему папок на компьютере. Сетевое портфолио представляет собой сайт, или систему документов в сети. Главным плюсом веб-портфолио является возможность доступа к нему с любого компьютера, подключенного к Интернету.
Составление и ведение собственного портфолио позволяет ученику получить ряд полезных навыков связанных с систематизацией и представлением своих достижений. В дальнейшем эти навыки могут быть полезны при составлении резюме. Кроме того учёт своих достижений позволяет лучше понять собственные цели и пути их достижения. Для администрации школ, портфолио ученика это возможность оценки и стимулирования школьников. Возможность учета интересов ученика.
На сегодняшний день во многих школах ведение портфолио сводиться к ведению подшивки бумажных копий различных документов. При этом существуют специализированные программы и сервисы, которые позволяют автоматизировать процесс создания портфолио. Среди них можно выделить перспективные специализированные онлайн-сервисы, которые не только позволяют сохранять и создавать портфолио, но и предоставляют централизованный доступ для поиска талантливых учеников.