семнадцать мгновений весны борман актер

Что стало с актерами сериала “17 мгновений весны”

семнадцать мгновений весны борман актер

Мини-сериал «Семнадцать мгновений весны», потрясший умы и покоривший сердца советских зрителей, вышел на экраны 11 августа 1973 года. Вся страна наблюдала за отважным полковником Исаевым, находящимся в тылу врага, а песня Иосифа Кобзона о мгновениях стала настоящим хитом. Татьяне Лиозновой удалось создать фильм о разведчике, который нашел отклик в нескольких поколениях зрителей.

Спустя годы после премьеры анекдоты о Штирлице и фразы из сериала стали неотъемлемой частью жизни советских граждан. Что уж говорить про артистов, сыгравших в проекте? Они стали настоящими звездами и любимцами публики, обреченными на успех. Мы решили составить фото-список того, что стало с актерами и актрисами сериала «17 мгновений весны» (1973): тогда и сейчас.

Вячеслав Тихонов – Штирлиц

семнадцать мгновений весны борман актер

Многих отечественных зрителей интересует, что случилось с актерами «17 мгновений весны», и как роли, сыгранные в сериале, повлияли на их жизнь. Вячеслав Тихонов всю жизнь боролся с тем, что ассоциировался у общественной аудитории именно с Максом Отто фон Штирлицем. За свою долгую карьеру он успел создать множество ярких образов.

В последние несколько десятилетий Тихонов переживал по поводу заметной смены духовных ценностей у молодого поколения и даже отказался вести курс во ВГИКе. Актер редко снимался и не захотел принимать участие в проекте «Исаев», как он выразился: «чтобы не нарушать канонический образ героя». Последним фильмом с его участием стала биографическая картина Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Вячеслав Васильевич умер в 2009 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Элеонора Шашкова – жена Исаева

семнадцать мгновений весны борман актер

Элеоноре Петровне досталась в сериале небольшая, но очень весомая роль жены главного героя. О том, что ей предстоит сниматься в «Семнадцати мгновениях весны», актриса узнала за день до съемок. Шашкова еще не догадывалась, что сцену, в которой она снимется, будут считать одним из самых великих эпизодов в картине. Пронзительная музыка и ни единого слова – такой увидели большую любовь и жертвенность полковника Исаева. Актриса до сих пор продолжает играть в Театре имени Вахтангова, а в кино за ней навсегда закрепилось амплуа жены разведчика.

Леонид Броневой – Мюллер

семнадцать мгновений весны борман актер

Мы решили составить фото-рассказ о фильме «Семнадцать мгновений весны», актерах и ролях. Следующий человек в нашем списке — Леонид Броневой. «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» – эта фраза, произнесенная его персонажем, навсегда вошла в историю кинематографа и стала знаковой. В последние годы Броневой старался не сниматься в кино, потому что не считал по-настоящему качественными и сильными проектами современного киноискусства. Он полностью отдавался театру. Леонид Соломонович умер в 2017 году, не дожив всего несколько дней до своего 89-го дня рождения.

Лев Дуров – Клаус

семнадцать мгновений весны борман актер

В 2000-х Лев Константинович издал две книги воспоминаний – «Байки из Закулисья» и «Байки на бис». Дуров, несмотря на возраст и длительную болезнь, до последних дней играл в нескольких театрах и имел активную гражданскую позицию. Актер скончался в 2015 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Олег Табаков – Шелленберг

семнадцать мгновений весны борман актер

Карьеру Табакова можно без зазрений совести назвать блестящей – в его фильмографии огромное количество персонажей, ставших легендарными, а его голос ассоциируется у нескольких поколений зрителей с лучшими советскими мультфильмами. К сожалению, великий создатель «Табакерки» и выдающийся актер не дожил до 2020 года. В ноябре 2017 года Олег Павлович попал в больницу в связи с сепсисом, впал в кому и умер от сердечного приступа, не приходя в сознание, 12 марта 2018 года.

Леонид Куравлев – Айсман

семнадцать мгновений весны борман актер

Продолжает наш фото-список того, что стало с актерами и актрисами сериала «17 мгновений весны» (1973): тогда и сейчас, Леонид Куравлев. В октябре 2021 года знаменитый артист должен отпраздновать свое 85-летие. Изначально Татьяна Лиознова предложила Куравлеву сыграть в сериале Гитлера, но сейчас уже трудно представить его в данной роли. Фильмография актера состоит более чем из двухсот картин, включая такие знаковые фильмы, как «Вий», «Афоня» и «Самая обаятельная и привлекательная».

Через всю жизнь Куравлев трогательно пронес любовь к своей единственной супруге, Нине. Они познакомились на катке, когда были подростками, вырастили детей и внуков, отпраздновали золотую свадьбу, а после смерти жены в 2012 году, Леонид Вячеславович начал вести практически затворнический образ жизни. Лишь в 2015 году актер сделал исключение и снялся в картине «Весь этот джем», сыграв на одной площадке с Крисом Оуэном и Мартином Динглом Уоллом.

Ростислав Плятт – Пастор Шлаг

семнадцать мгновений весны борман актер

Многих поклонников советского мини-сериала интересует, как сложилась судьба актера, сыгравшего пастора Шлага. По сути, персонаж Плятта стал первым положительным образом священнослужителя в СССР, где, как известно, бога не было, и все верили в коммунизм. Образ скромного и понимающего священнослужителя в исполнении Ростислава Яновича очень запомнился и полюбился советским зрителям. Одной из последних знаковых ролей Плятта стал скрипичный мастер Амати в «Визите к минотавру». Актер скончался в 1989 году в возрасте 80 лет.

Юрий Визбор – Борман

семнадцать мгновений весны борман актер

Продолжает наш список великих людей, которые снялись в «Семнадцати мгновениях весны», и кто уже умер, Юрий Визбор. Его фильмография состоит всего из пятнадцати картин. Он всегда позиционировал себя прежде всего, как музыкант, а не актер, и его песни известны абсолютно каждому человеку, родившемуся на территории бывшего СССР. Юрий Иосифович был одним из самых ярких советских бардов, и в его честь названы различные фестивали авторской песни и премии. Визбор четыре раза был женат, а одна из его дочерей, Варвара Визбор, пошла по отцовским стопам и стала автором-исполнителем. Юрий Визбор скончался от онкологии в 1984 году

Лаврентий Масоха – Шольц

семнадцать мгновений весны борман актер

Чаще всего Лаврентию Емельяновичу доставались роли отрицательных героев. Сыгравший в сериале Шольца актер умер прямо во время съемок. Существует версия, что причиной смерти пожилого актера была ссора с режиссером и съемочной группой. По их мнению, Масоха провалил важную сцену, которую пришлось бы переснимать и тратить большое количество пленки. Лаврентий Емельянович решил снять стресс в ближайшем ресторане, однако на пороге заведения у него случился сердечный приступ.

Светлана Светличная – Габи Набель

семнадцать мгновений весны борман актер

Отечественным зрителям интересно, как живут сейчас актеры, сыгравшие в культовой картине Татьяны Лиозновой? Сыгравшая Габи Набель Светличная приняла участие в не менее популярном мини-сериале «Место встречи изменить нельзя», но затем ее кинокарьера несколько застопорилась.

В 2020 году Светлана Афанасьевна отметила свое 80-летие, и многие отмечают, что актриса совершенно не выглядит на свои годы. В конце 2020 года звезда «Бриллиантовой руки» была госпитализирована с инсультом. Одной из главных причин болезни можно назвать семейные ссоры актрисы с семьей, связанные с квартирным вопросом.

Ольга Сошникова – Барбара

семнадцать мгновений весны борман актер

Роль молодой немки, унтершарфюрера СС Барбары Крайн, стала самым ярким моментом в карьере Ольги Сошниковой. Во время съемок исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов предложил внести в сценарий дополнения и показать зрителям, что героиня Ольги влюблена в Штирлица. Сошникова блестяще справилась с поставленной задачей, но сделать большую карьеру в кино ей так и не удалось. Актрису приглашали в кино редко и в основном на эпизодические роли. Сошникова снялась всего в двадцати картинах, последняя из которых, «Спартак и Калашников» вышла на экраны в 2002 году.

Эмилия Мильтон – Фрау Заурих

семнадцать мгновений весны борман актер

Завершает наш фото-список того, что стало с актерами и актрисами сериала «17 мгновений весны» (1973): тогда и сейчас, Эмилия Мильтон. В проекте она сыграла фрау Заурих, потерявшую на войне сыновей. Эмилия Давыдовна была театральной актрисой и всю свою жизнь посвятила сцене. В кино она снималась редко, но каждый раз ей доставались значимые эпизодические роли.

Изначально ее героини и вовсе не было в сценарии «Семнадцати мгновений весны», однако режиссер Татьяна Лиознова решила, что в фильме должен быть образ, который смягчит в зрительском видении главного героя. Роль Эмилии Мильтон можно назвать блестящей импровизацией, покорившей зрительские сердца. Актриса умерла от инфаркта через пять лет после выхода сериала на экраны.

Источник

семнадцать мгновений весны борман актер

ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма-сказки Александра Роу кадр!

семнадцать мгновений весны борман актер

Актёрские байки: Евгений Евстигнеев

семнадцать мгновений весны борман актер

ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?

семнадцать мгновений весны борман актер

Журнал

10 интересных фактов о фильме «Семнадцать мгновений весны»

Режиссёр Татьяна Лиознова искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова. После прочтения она связалась с автором и оказалось, к нему уже обратился тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и попросил написать сценарий для экранизации. Сценарий был уже готов и даже передан в «Ленфильм», но Лиознова не отступила и добилась передачи сценария ей.

семнадцать мгновений весны борман актерwww.goodhouse.ru

Сценарий Татьяне Лиозновой понравился гораздо меньше, чем книга. Она взялась за переделку и попросила Семёнова добавить в сюжет мелодрамы и личной жизни разведчика. У писателя детективов это не было сильной стороной, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих… Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.

Вообще этот фильм стоил Лиозновой многих отношений. На неё был обижен и Иосиф Кобзон, который исполнил знаменитые «Мгновения» и «Песню о далёкой Родине». Лиознова просила певца петь в несвойственной ему манере, так как не хотела, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил.

В фильме использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных. Их обидело ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты.

Главным претендентом на роль Штирлица был Арчил Гомиашвили. У них с Татьяной Лиозновой был роман, да и Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру. Но худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что уехал в Тбилиси и роман вскоре закончился…
На роль главного киноразведчика страны пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет. В отличие от Вячеслава Тихонова. Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Но её покорило умение Тихонова выразительно молчать и играть взглядом, а пообщавшись она поняла, что лучшего Штирлица не будет.

Роль Мюллера сначала предложили Всеволоду Санаеву, но тот отказался «играть фашиста». Тогда утвердили Леонида Броневого, хотя Лиознова считала, что для шефа гестапо у актёра слишком доброе лицо. Леонид Куравлёв пробовался на роль Гитлера, но образ получился неубедительным. Тогда режиссёр завязала ему один глаз и попросила оставшимся «прожечь» присутствующих, с этим Куравлёв справился отлично и его утвердили на роль Айсмана. Радисткой Кэт режиссёр видела Екатерину Градову или Ирину Алфёрову, а так как Алфёрова не приехала на пробы — выбор стал очевиден. Олег Табаков был утвержден на роль Шеленберга, как оказалось, к большой радости потомков генерала. Они написали актёру, что образ получился один в один, и когда они хотят взглянуть на «дядю Вальтера», то смотрят «Семнадцать мгновений весны».

Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Вячеслава Тихонова, а работавшего на картине художника. Дело в том, что у актёра на тыльной стороне кисти был привет из молодости — большая чернильная татуировка «Слава». Гримом её скрыть не удавалось, а у разведчика не могло быть никаких татуировок. Если присмотреться, то можно отметить, что вообще на крупных планах у Тихонова чаще всего видна только одна рука. За Евгения Евстигнева шифровки в кадре тоже писал художник — у актёра был такой отвратительный почерк, что все буквы и цифры были похожи друг на друга.

Съёмки шли три года, и за это время съёмочная группа объехала массу городов в разных странах. Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарской границей — в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу.
Бывало так, что одну короткую сцену снимали в разных городах. Так профессор Плейшнер шел по немецкому городу Майнцу, затем смотрел на медвежат в Тбилиси, доходил до Цветочной улицы и выбрасывался из окна конспиративной квартиры уже в Риге… Сейчас около дома с «конспиративной квартирой» по улице Яуниела открыт отель «Юстас» с прилегающим рестораном «Алекс».

Съёмки убийства Клауса, которого играл Лев Дуров, пришлось проводить в Подмосковье не просто так. Актёра не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией! Лев Дуров отличался вспыльчивым характером и отменным чувством юмора и всё это продемонстрировал комиссии. Вопрос «Опишите советский флаг» показался ему настолько глупым, что он описал пиратский флаг Весёлый Роджер. Комиссия удивилась, но продолжила задавать вопросы. Дуров решил, что хуже уже не будет и в ответ нёс полную ерунду: называл Малаховку и Тамбов союзными республиками и говорил, что не знает ни одного члена Политбюро, так в нём не состоит.
Режиссёру оскорблённый расспросами актёр сказал, что у нее два выхода — брать другого актёра или убивать Клауса в советских лесах, а лично он больше ни на какую выездную комиссию не пойдет…

Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» сначала планировалась ещё пронзительней. Вячеслав Тихонов предложил показать разведчику не только жену, но и их ребёнка. Идея была хорошей, но режиссёр боялась, что ребёнок может отвлечь внимание зрителя, а ей хотелось бы показать силу женских чувств. Жену Штирлица рвалась сыграть Светлана Светличная. Она уже снималась в роли влюблённой Габи, и ей хотелось второй ролью подчеркнуть женский типаж, который нравится разведчику, но Лиознова не захотела снимать с роли Элеонору Шашкову.
На самом деле на съёмках этой сцены Тихонов и Шашкова не сидели друг напротив друга — их снимали по отдельности. Актриса была очарована партнёром и ей достаточно было просто видеть его в павильоне, чтобы её глаза выражали всё, что нужно… А Тихонов для того, чтобы сделать взгляд проникновенным, вспоминал таблицу умножения.

Существует легенда, что у Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который работал на советскую разведку, и до сих пор никто точно не знает по идейным или меркантильным соображениям. На самом деле Леман никак не мог быть прототипом — данные о нём были рассекречены гораздо позже, чем Юлиан Семёнов написал цикл о разведчике Максиме Исаеве.

Источник

Василия Ланового напугали на съемках «Семнадцать мгновений весны»

Борец-чемпион по прозвищу «Русский танк» произвел на актера сильное впечатление

Среди самых запомнившихся зрителям ролей, сыгранных Василием Лановым в кино, – генерал Карл Вольф из сериала «Семнадцать мгновений весны». Судя по воспоминаниям участников съемочной группы, в одной из сцен этого фильма артисту приготовили неприятный сюрприз, чтобы он по-настоящему пережил стрессовую ситуацию, в которую попадает его герой.

семнадцать мгновений весны борман актер

Фото: Геннадий Черкасов

Сниматься в роли обергруппенфюрера СС Василий Семёнович упорно не хотел. Возможно, причиной такого отторжения были детские воспоминания актера.

Приехав летом 1941-го погостить у дедушки с бабушкой, живших в селе под Одессой, 7-летний мальчишка уже через несколько дней после начала войны оказался на оккупированной гитлеровцами территории. За почти 4 года, проведенные «под немцем», ему пришлось испытать немало. Как рассказывал позднее сам Лановой, однажды германский солдат забавы ради дал из автомата две очереди над его головой. От испытанного сильнейшего стресса мальчик даже начал заикаться. Избавиться от этого приобретенного дефекта впоследствии удалось не сразу, помог совет опытного врача-логопеда: побольше петь народные протяжные песни.

Вот потому и не хотелось даже много лет спустя артисту изображать на съемочной площадке гитлеровца. Однако режиссер «Семнадцати мгновений…» Татьяна Лиознова проявила свойственную ей настойчивость. Василий Лановой вспоминал в одном из интервью:

По мнению многих, едвали не самым сильным у Ланового получился эпизод, когда его герой генерал Вольф возвращается в Берлин по срочному вызову высшего начальства, и на берлинском аэродроме его поджидают доверенные сотрудники Бормана, чтобы арестовать. Вольф выходит из самолета, и застывает на трапе, увидев эту «делегацию костоломов», которые сейчас его скрутят и запихнут в тюремный автофургон… Поза, взгляд Ланового, выражение лица в мизансцене очень выразительны.

Однако, как выяснилось, чтобы актеру легче было сыграть это, режиссер Лиознова и ее коллеги по съемочной группе решили ему помочь.

О секретной операции, затеянной против Василия Ланового корреспонденту «МК» в свое время рассказывала одна из участниц съемок сериала «Семнадцать мгновений весны», художник по костюмам Мариам Быховская.

Вполне соответствующим был и внешний вид чемпиона: внушительная комплекция, тяжелый подбородок, глубоко посаженные глаза-буравчики… В дополнение ко всем этим дарованным природой атрибутам спортсмену еще и шляпу такую а-ля мафиози-громила Быховская предложила надеть, а Татьяна Лиознова попросила Анатолия Ивановича придать лицу насупленный, угоржающий вид. В-общем, получился в итоге тот еще типаж! Полная погибель генералу Вольфу!

Василий Лановой про все эти приготовления ничего не знал. Актера специально до последнего момента держали в неведении, что за сцена и с кем будет разыграна на аэродроме. Так что на первом дубле когда артист по команде режиссера вышел из самолета, он невольно опешил и на несколько мгновений замер на верхней ступеньке трапа, увидев неподалеку группу таких угрожающих типов. При этом на лице его застыло напряженное выражение, в глазах явственно читался вопрос: что же будет дальше? Именно такой – максимально естественной реакции и хотела Лиознова. Второго дубля не потребовалось. Кадры на аэродроме стали одними из лучших в этой роли Василия Семёновича. Подобного мнения придерживался и сам исполнитель: «В этой сцене актер Лановой был наиболее точен, как мне кажется».

К слову сказать, некоторое время спустя после выхода сериала Василию Семёновичу стало известно, что сыгранного им нациста увидел на экране настоящий генерал Карл Вольф, доживавший в то время свой век в ФРГ.

Источник

«Семнадцать мгновений весны»: за кадром и после титров

семнадцать мгновений весны борман актер

Кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль «не осилил» Куравлев, зачем была нужна Фрау Заурих и что знает о Штирлице режиссер фильма Татьяна Лиознова — в материале проекта Weekend.

Штирлиц знал, что война закончилась, но не знал только, где.

К этому анекдоту из цикла двусмысленных шуток про знаменитого разведчика можно только добавить, что и война не знала, где «закончился» Штирлиц. Что было с ним после возвращения в Берлин? Фильм «17 мгновений весны» не до конца удовлетворяет наше любопытство, оставляя своего героя на обочине дороги за 45 дней до великой победы. И это далеко не единственное, чего вы могли не знать о легендарном фильме.

Ничего особенного

«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит», — так вспоминал о съемках фильма актер, исполняющий роль Мартина Бормана, Юрий Визбор.

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. «17 мгновений…» снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами.

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день – так произошло с Элеонорой Шашковой, сыгравшей жену Штирлица. О роли, которая навсегда закрепит за ней образ жены советского разведчика, она узнала меньше чем за сутки перед съемкой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.

семнадцать мгновений весны борман актер

Штирлиц – грузин

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко – в качестве «штирлицев» она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: «В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть». Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у Лиозновой тогда был роман и который в будущем прославится как Остап Бендер из фильма Гайдая.

Но у Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым – сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера. Также сложно представить и Леонида Куравлева в роли Гитлера – а ведь изначально именно на эту роль актера и пригласили.

семнадцать мгновений весны борман актер

Были даже пробы, репетиции, но в конце концов Куравлев отказался играть фюрера: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против», — рассказывал он.

Не совсем обычной можно назвать роль Мюллера: сложно было найти человека, еще более не похожего на Мюллера, чем Леонид Броневой, и об этом знала вся съемочная группа. Однако об этом не знал сам Броневой: «И слава Богу, что они мне ни разу не показали его (Мюллера) фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож – отказался бы от роли». Несмотря на то, что до этого Броневой ни разу не стоял перед камерой, с ролью он справился блестяще, и даже спустя десятки лет признается, что не против еще раз сыграть Мюллера.

На тему фильма у него есть даже любимый анекдот: «Штирлиц выстрелил, пуля отскочила. «Броневой», – понял Штирлиц».

Чего не было в сценарии

Как известно, фильм «17 мгновений весны» является экранизацией одноименного романа Юлиана Семенова. Однако Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика.

Для Лиозновой съемки «17 мгновений…» были не просто работой: в дни, когда ей попалась в руки книга Семенова, она как раз искала историю, которая сможет ее по-настоящему вдохновить. Образ разведчика Исаева, вынужденного находиться за сотни километров от родины в «логове» врага, впечатлил ее.

«Это и моя история», — рассказывала Татьяна Лиознова, вспоминая о том, как война забирала мужчин из ее семьи.

По словам режиссера, ей было интересно рассмотреть душу разведчика Исаева, понять, чем она наполнена. К книге Лиознова добавляет новых персонажей – молодую немку Габи и пожилую Фрау Заурих. «Зачем нужна была Фрау Заурих? Наверное, фильм мог быть и без нее…», — смеялась режиссер. Однако потом все же раскрыла секрет – эти герои раскрывают образ Штирлица, показывают его более человечным, живым. «Нужно было как-то нарастить «мир людей» вокруг Штирлица, не только среди мундиров». По сюжету фильма, Штирлиц вывозил пожилую Заурих на прогулки по лесу – именно с этого и начинается первая серия. «Это он кого вывозит? Он себя вывозит. Сам вырывается из этого ада погонов», — поясняет Лиознова.

семнадцать мгновений весны борман актер

В фильме Штирлиц получился действительно более «душевным», чем по задумке Семенова – свой вклад внес и исполнитель главной роли – Вячеслав Тихонов. Например, ему принадлежала идея того, чтобы молодая немка, унтершарфюрер СС Барбара Крайн была влюблена его. Уже во время съемок Тихонов попросил актрису Ольгу Сошникову немного по-другому, по-женски смотреть на Штирлица.

Не было в сценарии и одной из самых ярких и запоминающихся сцен фильма – сцены встречи Штирлица с женой в кафе «Слон». О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами – тайком, провожая взглядом, издалека, — Вячеславу Тихонову рассказал знакомый (под одной из версий – легендарный советский нелегал Конон Молодый). Тихонов был глубоко впечатлен рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены.

Почему жена без ребенка

Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучшив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не «заметит» женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой.

Сцена встречи в кафе «Слон» — одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица (ее играла Элеонора Шашкова) и человека, который ее приводит в кафе (в этой роли Евгений Лазарев). «Это потруднее, чем сыграть Штрилица, где все на него работает», — говорила Лиознова. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами (в случае с женой Штирлица) и спиной (в случае с героем Лазарева). Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в «живой» актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова – к тому же, что у него в тот день был первый за все время выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, и неизвестно, удалось бы ей также впечатляюще сыграть роль, глядя в неживую камеру, если бы в последний момент дверь кафе «Слон» не распахнулась, и туда не зашел бы Тихонов-Штирлиц.

семнадцать мгновений весны борман актер

Про Штирлица

Большую часть фильма актеру Вячеславу Тихонову, исполнявшему роль Штирица, приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность. Однако актер Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считает эту роль одной из сложнейших в фильме. «Кроме анализа и сопоставления ничего нет!», — говорил Дуров о Штирлице, подчеркивая отсутствие возможностей хоть как-то раскрыть характер героя. Благодаря едва заметным мелочам, вроде собаки, которая кладет Штирлицу голову в руки, или влюбленной в него немки, мы можем лишь догадываться о его мыслях, характере, настроении. У каждого героя в фильме есть свои «бзики» — именно так называла их Лиознова – то есть, простые, человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера. «Это дает правду жизни», — объясняла режиссер. У Штирлица такой «правды жизни» практически нет, потому что он человек «дважды закрытый – один раз профессией и второй раз – немецким мундиром». Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями, мог только актер с «большим внутренним содержанием», говорил Лев Дуров о Тихонове.

Рассказывают, что однажды Тихонов раскрыл секрет своего напряженного, думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения – именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как и на войне, все методы хороши.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *