саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Архитектура советской Казани: лестница в Ленинском саду

«Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах». Часть 1

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Потомственный казанский архитектор Сергей Саначин в ушедшем году выпустил книгу «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах». Издание, вышедшее ограниченным тиражом, содержит интереснейшие факты и уникальные иллюстрации знаковых архитектурных объектов столицы Татарстана времен СССР. Интернет-газета «Реальное время» с позволения автора публикует избранные главы издания.

Лестница в Ленинском садике (арх. Ф.П. Гаврилов, 1924 г.) – самое раннее из сохранившихся произведений архитектуры советского времени. Построена на добровольные пожертвования жителей силами красноармейцев и молодежи. В день похорон В.И. Ленина был объявлен конкурс на лучший проект памятника вождю. Примерно из 200 предложений, среди которых были колоссы наподобие Эйфелевой башни, был выбран проект ректора Архумаса (название в эти годы Казанского художественно-технического института). Широкая парадная лестница соединила нижний сквер имени т. Ленина с верхним Клиническим садом в единый Ленинский сад. Она выполняла роль пьедестала для бронзовой фигуры вождя (первоначально бюста), поставленной на гранитный постамент. Мотивация места была такова: здесь, на высоком холме собиралось революционно настроенное студенчество, в частности, члены Самаро-Симбирского землячества, в которое входил В. Ульянов. В день празднования 7-й годовщины Октября памятник (бюст) был торжественно открыт. А в день пятилетия образования ТАССР – 25 июня 1925 года – бюст заменен бронзовой фигурой (ск. Н.И. Шильников).

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Девятимаршевая лестница построена по принципу «асимметричное в симметричном»: глухие парапеты накрыты массивными карнизными плитами; в левой половине – наклонные, в правой – ступенчатые. Фронтальные стены украшены пролеткультовскими рельефами. Здесь и надписи «ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!», «МАРКС», «ЛЕНИН», и эмблема-штурвал научной организации труда (НОТ), окруженная словами «ВРЕМЯ», «СИСТЕМА», «ЭНЕРГИЯ», «НОТ», и орнаментальный ряд из звезд и серпа и молота.

«Вдохновителем» проекта, без сомнения, являлся еще долго сохранявшийся после Научно-промышленной выставки 1890 года, хотя и в несколько измененном виде, павильон Заусайлова, стоявший по южной границе Державинского сада – как бы напротив лестницы: та же постановка на перепаде рельефа, та же окаймляющая основной объем многомаршевая лестница с глухими ступенчатыми парапетами.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

В 1977 году памятник перенесен во двор школы № 4 в Школьном переулке. Лестница постепенно обветшала. Возобновлена в 1987 году по проекту С.П. Саначина и Р.А. Султанова.

В годы расцвета «Красного Востока» лестница ежелетно с фасада закрывалась мобильной пивной. В настоящее время обезображена.

Использованы иллюстрации из книги «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах»

Справка

Саначин С. «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах» (Казань, 2015)

Работа написана в виде очерка о наиболее заметных событиях в архитектурной жизни города Казани советского периода в диапазоне 1918-1991 гг. Представляет собой исследование, основанное на материалах, собранных в различных государственных хранилищах, частных собраниях, на материалах казанской и московской прессы тех лет, на очных беседах с некоторыми героями книги. Автором привлечены материалы Национального архива РТ, Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, Татарского отделения Союза архитекторов РФ, ГУП «Татинвестгражданпроект», Санкт-Петербургского Союза архитекторов, АО «Ленводоканалпроект», Российского государственного архива литературы и искусства, Музея Казанской государственной академии строительства и архитектуры, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ. По составу материала и характеру изложения адресована как архитекторам, так и широкому кругу читателей.

Саначин Сергей Павлович

Родился 10 октября 1948 года. Окончил в 1972 году Казанский инженерно-строительный институт по специальности «архитектура». Главный архитектор проектов Центра разработки генерального плана Казани.

Основные проекты, разработанные самостоятельно и в составе авторских коллективов:

Источник

Архитектура советской Казани: Дом госучреждений (он же – «Бегемот»)

«Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах». Часть 3

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Интернет-газета «Реальное время» продолжает публикацию избранных глав вышедшей в ушедшем году книги известного архитектора, разработчика Генерального плана Казани Сергея Саначина. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя краткую историю очередного знакового объекта столицы республики – дома «Бегемот».

В архитектурной истории города заметный след оставила недолго существовавшая проектная контора с программным названием «Казнадстрой» (размещалась на месте ДТК, на углу ул. Астрономической и Баумана). Не возбранялись любые, в зависимости от стиля здания, решения, лишь бы только наращивать площади, не отходя далеко от центра города. Руководил ею известный до революции строитель многоклассных учебных заведений, украшающих город и сейчас, М.С. Григорьев.

А на следующий год Архитектурный совет рекомендовал Сперанскому, представлявшему на утверждение архитектурное оформление дома №2 по ул. Чернышевской, доработать его «в духе существующей обработки по фасаду площади 1 Мая».

Северный угол многострадального от частых переделок классического Гостиного двора (на месте же разобранного после аварии восточного угла в 1959 году по изрядно помученному проекту А.Г. Бикчентаева будет выстроен 5-этажный жилой дом с загсом и продмагом) в конце XIX века был реконструирован при приспособлении его под Казанский городской музей. При этом получил выступающий портал с высоким трапециевидным куполом и эклектичную лепнину по фасаду. В реконструкцию 1929-1934 гг. музейный блок наращен, как говорили – «на две головы», а купол срезан. В угловых закруглениях новых пажей устроены глубокие лоджии, позднее превращенные в помещения. Помимо госучреждений, здесь разместили общежитие для 300 рабочих «Казнадстроя». Этим притушили назревавший скандал, поскольку обнаружилось, что на надстройку убиты все деньги из ФУБРа (Фонд улучшения быта рабочих), отпущенные различными предприятиями.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

После пожара 9 декабря 1987 года и в результате горячих споров надстройка была разобрана и произведена реконструкция фасада по состоянию на начало XX века по проекту С.А. Козловой (Мамлеевой).

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Справка

Саначин С. «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства в 1918-1991 годах» (Казань, 2015)

Работа написана в виде очерка о наиболее заметных событиях в архитектурной жизни города Казани советского периода в диапазоне 1918-1991 гг. Представляет собой исследование, основанное на материалах, собранных в различных государственных хранилищах, частных собраниях, на материалах казанской и московской прессы тех лет, на очных беседах с некоторыми героями книги. Автором привлечены материалы Национального архива РТ, Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, Татарского отделения Союза архитекторов РФ, ГУП «Татинвестгражданпроект», Санкт-Петербургского Союза архитекторов, АО «Ленводоканалпроект», Российского государственного архива литературы и искусства, Музея Казанской государственной академии строительства и архитектуры, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ. По составу материала и характеру изложения адресована как архитекторам, так и широкому кругу читателей.

Саначин Сергей Павлович

Родился 10 октября 1948 года. Окончил в 1972 году Казанский инженерно-строительный институт по специальности «архитектура». Главный архитектор проектов Центра разработки генерального плана Казани.

Основные проекты, разработанные самостоятельно и в составе авторских коллективов:

Источник

Саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Приглашаем вас в новогоднюю Школу Модернизма. Сочетание обучения, развлечения и бесценного опыта для всех поклонников искусства советской архитектуры и интеллектуального отдыха.
Подарите себе незабываемые зимние каникулы! Школа Модернизма с 3 по 5 января 2018.

Что получите за эти три дня:
— Незаменимый багаж знаний в виде лекций, тематических экскурсий и мастер-классов от ведущих специалистов в области архитектуры по всей России.
Показать полностью.
— Узнаете об историческом и современном Нижнем Новгороде не только по туристическим тропкам, но и через квесты, кино-экскурсии, самые стильные и культовые заведения.
— Возможность реализовать свой творческий потенциал.
— Общение и обмен опытом с единомышленниками.

Для кого: для студентов архитектурного факультета, для всех, кто интересуется модернизмом, искусством и просто любит общение с творческими людьми.

Вас ждут дискуссии, лекции, мастер классы, круглые столы с профессиональными экспертами:
— Михаил Солодилов (Тольятти)
— Станислав Кноп (СПб)
— Армен Арутюнов (Тбилиси/Самара)
— Марко Резидори (Италия)
— Николай Васильев (Москва)
— Ирина Маслова (Нижний Новгород)
— Дмитрий Шацков (Ульяновск)
— Мария Степанова (Тольятти)
— Константин Филоненко (Москва)

Программа:
1. Экскурсии по советскому городу
— Обзорная экскурсия по архитектуре исторической и современной
— Экскурсия по стрит-арту с посещением мастерских
— Экскурсия по Соцгороду ГАЗа, экспериментальный маршрут по архитектуре периферии
— Экскурсия по модернизму, конструктивизму и современной архитектуре
— Городские экспедиции – исследовательские маршруты, практика полевого анализа
— Осмотр достопримечательностей Кремля, визит в центр Современного Искусства Арсенал.
2. Практика внутри объектов
3. Лекции архитектурных критиков
4. Блок архитектурной фотографии
5. Блок защиты архитектурного наследия
6. Новогодний рейв в модернитском закрытом баре

Дорога и проживание:
— Организованная поездка туда и обратно на автобусе из вашего города (Казань, Ульяновск, Самара, Москва).
— Комфортное проживание в хостеле.
— Питание.

Стоимость: 5400-5500
Дата: 3-5 января 2018 года
Место: Россия, Нижний Новгород

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. запись закреплена
Эсперанто@Назарбай поделился ссылкой

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. запись закреплена
Leonid Ivanjv

Велоночи, велоэкскурсии, пикники, культурологические покатушки по историческим центру, местам силам и культурным кодам НиНО в сопровождении местных знатоков на велосипеде.
Показать полностью.

Нижний Новгород — важный культурный, экономический и промышленный центр России, крупный транспортный узел. Город является одним из крупнейших центров речного туризма в России. Историческая часть города богата достопримечательностями и является важным туристическим центром.

Дата возникновения: 1221 г.

Население: 1276560 чел.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. запись закреплена
ВелоВечер / 21.05 / ВелоКазань / KazanBIKE

Cтарт и финиш Казанской Велоночи в этом году состоится у Центра семьи «Казан» (Казань, ул. Сибгата Хакима, 4) в ночь с 21 на 22 мая.

Сбор с 22.00 (начало регистрации). Старт в 00.00

Что нужно взять с собой:
1. Велосипед и смартфон с наушниками (или радиоприемник) – главные атрибуты настоящего велоночника; любой гаджет с интернетом, чтобы слушать рассказы спикеров и отличную музыку, которую мы подобрали для вас.
2. Шлем, велозамок, насос и другие элементы городской велокультуры;
3. Теплую вещь и дождевик на случай, если наши с погодой планы расходятся;
4. И главное – доброе расположение духа и заряд энергии на всю ночь.
5. Если же вы готовы нам помочь и записались маршалом, медбратом или просто волонтером, вам следует подойти заранее.

Протяженность велопрогулки составит 28 километров, длительность 4 часа, на маршруте 9 остановок. Вот лишь некоторые из них: Кизический монастырь, стадион «Рубин» и парк «Крылья Советов, ДК Ленина, Петровские ворота.

Мы всегда рады участию семей и людей с детьми. И это отличительная особенность Казани – участие большого количества детей, молодежи. Но без сопровождения родителей лица до 18 лет участвовать в “Велоночи” не могут.

Нам важно также, чтобы все наши гости осознавали, что находятся на культурологической экскурсионной прогулке. Двигаться необходимо с медленной скоростью, которую мы в шутку называем “велошаг”. Это примерно 10 км в час, колонна следует за машиной велоподдержки.

Напомним, что в нынешней «Велоночи» планируют принять участие порядка 10 тыс. человек.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. запись закреплена
ВелоВечер / 21.05 / ВелоКазань / KazanBIKE

Хроники Казанской Авиационной Велоночи. По пути в #Соцгород

26 ноября 1980 года в Казани на пересечении Восстания- Декабристов потерпел крушение вертолёта Ка-27. Экипаж совершает экстренную посадку, и Ка-27 плюхается прямо на трамвайные пути, обрывая провода и цепляя лопастями трамвай.
Показать полностью.

Вертолет Ка-27 (по классификации НАТО «Хеликс-А») был разработан в 1970-е годы и предназначался для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок противника, которые следовали на глубине до 500 метров. Серийное производство машин началось в 1977 году на вертолетном заводе в башкирском городе Кумертау.

26 ноября 1980 года на заводском аэродроме в Кумертау были подготовлены к вылету 3 новых Ка-27 для их передачи в Североморск, в место постоянного базирования. Вертолеты должны были добраться до пункта назначения своим ходом.

Первой перевалочной площадкой должен был стать вертодром Казанского вертолетного завода. Однако по какой-то причине техники, которые заправляли вертолеты, дозаправили лишь головную машину. Два других вертолета дозаправлены не были и в баках находились лишь остатки топлива после заводских испытаний.

Источник

«Мало кто знает, что Казань была на волоске от своей гибели»

«Я ЕГО СЛЕПИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО. »

Аудитория в Институте археологии, где проходила презентация, была заполнена до отказа. Причем публика была разнообразна: начиная от ветеранов-архитекторов, заканчивая теми, кто просто интересуется историей города и не равнодушен к тому, что в нем происходит. 30 книг, которые автор — главный архитектор проектов центра разработки генерального плана Казани, градостроитель и краевед Сергей Саначин приготовил в качестве подарков пришедшим, разлетелись как горячие пирожки. Вполне возможно, что тираж будет допечатан, потому что на данный момент выпущено всего 300 экземпляров.

Книга действительно уникальная и состоит как бы из двух частей. В первой разбирается архитектура города по десятилетиям. То есть что появлялось, что разрушалось в городе в определенный промежуток времени. А вторая часть посвящена непосредственно самим архитекторам, многие из которых мало известны широкой общественности. «Книжек по казанской архитектуре выходило мало», — говорит автор. «Если что и появлялось, это были результаты диссертационных работ, ну, или исследования национальной татарской архитектуры. А полномасштабного взгляда на архитектуру советского периода, на тех, кто работал в то время, фактически не было. Мне хотелось написать книгу, которая окунула бы читателя в атмосферу этой жизни. Показать архитектурный процесс советского периода, насытить его большим количеством иллюстраций, рассказать историю хорошо известных в городе зданий и показать, как могла бы выглядеть Казань, если бы все запланированное властями воплотилось в жизнь. И наполнить эту жизнь архитекторами, которые создавали облик нашего города».

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Книжку Саначин посвятил отцу. Павел Алексеевич был плодовитым архитектором советской эпохи, который много сделал для развития города.

Книгу интересно как читать, так и листать, ибо она раскрывает секреты тех зданий, мимо которых многие ежедневно проезжают мимо. К примеру, как строился театр оперы и балета им. Джалиля: «Спроектировал его Исмагил Гайнутдинов. Специалисты знают эту историю, а вот жители Казани, думаю, нет. Архитектор начал проектировать театр в тот момент, когда здание уже было построено. Он откорректировал фасад, сделал скульптуры на тему торжества советской власти, создал боковые ниши, куда предложил поставить памятник Пушкину и Габдулле Тукаю. Внутренний интерьер был полностью его рук дела». Во время Второй мировой войны строительство было законсервировано и началось через несколько лет после победы.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

КРИТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПРОШЛОГО

За время презентации, которая длилась более полутора часов, Саначин успел рассказать об истории только до 60-х годов. На оставшийся период советской эпохи просто не хватило времени: «Все описание начинается с 20-х годов прошлого века. Но мало кто знает, что Казань была на волоске от своей гибели. Есть документально зафиксированный факт, где Владимир Ленин пишет Троцкому в момент, когда столица Татарстана была под белыми, что нельзя долго откладывать освобождение, что можно не щадить город. Что можно задействовать артиллерию для уничтожения противника». То есть было дано добро на то, чтобы любой ценой освободить Казань от белогвардейцев.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

А дальше — череда кризисных моментов. Гражданская война, неурожай, голод, наводнение 1926 года, когда Право- и Лево-Булачная улицы слились в единую реку. Было не до архитектуры, да и потребности в ней особо не было. Тогда строили облегченные поселки из деревянных домов. Понятно, что новая жизнь диктовала новые правила развития, но разрушения доминантного архитектурного ландшафта в те годы еще не было. Освобождались монастыри, выгонялись церковно-приходские школы. Но как таковых разрушений в 20-х не наблюдалось.

«В 30-е годы прошлого века начался вандализм по отношению к храмовой архитектуре. Образовался союз воинствующих безбожников, причем делали это все руками народа. От коллектива писались просьбы, что нужно уничтожить «эти божьи квартиры», купола передать в фонд тракторизации и т.п. Церкви занимали генетически ценные точки в Казани. И вместо них стали появляться многоэтажные дома», — рассказал автор. На месте грузинской церкви был построен дом наркомата связи на улице Карла Маркса, на месте Борисоглебской церкви создали клуб меховщиков, список огромный.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

КАЗАНЬ НЕ ХОТЕЛИ РАСШИРЯТЬ

Угроза сноса висела не только над храмами, но и над всеми строениями прошлого. Казань не хотели расширять, а новые дома были востребованы. По словам Саначина, власти называли свои действия критическим освоением наследия прошлого. В то время в Казань постепенно начал входить популярный в Москве конструктивизм. Правда, ненадолго. Однако Дом печати, 5-я городская больница, а также пожарная каланча на территории меховой фабрики и авиастроительного завода в Адмиралтейской слободе были возведены именно в этой стилистике: «Поскольку мест было все-таки мало, не так легко было сносить дома и освобождать территорию. И было принято решение правительством настраивать дополнительные этажи».

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Именно в 30-е годы впервые власти города задумались о генеральном планировании города. В книге есть упоминание того, что планировали построить в нашем городе, и слава Богу, далеко не всем планам суждено было осуществиться: «В конце 30-х был создан архитектурный совет. Власти решили, что архитектура ушла из сферы их внимания и что должна быть коллективная ответственность. На совет накладывалось функций больше, чем на главного архитектора».

В 40-е годы вновь было не до архитектуры. После войны было разработано много проектов, как увековечить память героев Великой Отечественной. Но было принято решение, что данные проекты уместнее реализовывать в местах героических сражений: «В 1954 году в Москве произошло историческое совещание с участием архитекторов, работников проектных институтов, где Никите Хрущеву показалось, что советское строительство ведется неэкономно и что нужно бороться с украшательством. Потом все это было закреплено постановлением ЦК КПСС и совета министров, и по всей стране началась борьба с архитектурными излишествами. Некоторые здания еле-еле проскочили мимо этого закона, в том числе достраивавшийся театр оперы и балета. По всему союзу стали срезать башенки, колонны, орнамент с облицовки. Подобные дома появились и в Казани, взять, к примеру, угол Декабристов и Гагарина. Или фонд союза художников на углу Большой Красной и Муштари. Такие дома называли «обдирками».

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Саначин много рассказывал про людей, судьба которых была связана с тем или иным зданием, и было интересно наблюдать, как история страны отражается в архитектуре, в настроении градостроительства. Получилось прямо как у Леонида Парфенова в «Намедни».

Источник

Саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

1998 – После реконструкции открылся Дворец спорта. Площади спортивного сооружения увеличились на 5000 кв. м, число посадочных мест доведено на 4 тысяч.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

5 февраля 2015 года при большом стечении народа свою книгу «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» презентовал известный архитектор и знаток Казани Сергей Саначин.

На презентации побывала Любовь Агеева.

На обложке – пояснение: «Иллюстрированное повествование на стыке истории и градостроительства». Сергей Саначин реализовал в этом издании и свои профессиональные знания (он много лет работал в институте «Казгражданпроект»), и поразительную осведомленность в истории Казани. У нас не так уж мало знатоков этой истории, но лишь нескольким из них можно довериться абсолютно. В том числе Сергею Павловичу.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Читайте очерк о нем в «Казанских историях» – Правильный «неформал»

Представляю, каково было изумление тех, кто до этого с ним не встречался, не читал его краеведческих материалов в СМИ. Столько новых фактов, новых подробностей об истории города… Например, я неделю назад потеряла много времени, чтобы узнать имя и отчество автора проекта здания Дома печати на улице Баумана, а тут – пожалуйста, не только имя и отчество, но и снимок, и вообще отдельный рассказ об этом знаковом объекте советской эпохи.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Дом печати на улице Баумана. 1935 год

Семен Самойлович Пэн, инженер-консультант Татиздата (Моспроект), как пишет Сергей Павлович, был ярким представителем казанского конструктивизма. И еще одна интересная подробность от Саначина – оказывается, Пэну принадлежит только проект оригинального сооружения, а проект архитектурного оформления был поручен его коллегам – архитекторам Татпроекта Н.А. Баталову, И.А. Валееву, И.Ф. Нейману и А.Э. Спориусу, а также преподавателю КИИКСа (Казанский институт Инженеров Коммунального Строительства – орфография автора книги) А.М. Густову, который разработал, в том числе, интерьер книжного магазина на первом этаже.

Удержусь от других примеров, хотя их много. Ведь с презентации я ушла с книгой, за что большое спасибо и Сергею Павловичу, и ее организаторам, конкретно – заместителю председателя республиканской организации ВОООПИик Фариде Забировой. Думаю, что мне придется заглянуть не в один материал об истории Казани в нашей газете, чтобы проверить, все ли факты соответствуют действительности. Ведь наши авторы часто пользуются открытыми источниками, и, готовя рукописи к печати, не все факты я могу перепроверить.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Сергей Павлович довольно подробно рассказал о книге, ее содержании, остановясь на нескольких персонах – коллегах-архитекторах, прежде всего, конечно, на своем отце – Павле Саначине и его товарищах, и на нескольких знаковых объектах, например, на истории создания зданий оперного театра, лестницы в Ленинском саду, Дома чекистов, Татарского обкома КПСС на площади Свободы. Вы найдете историю последнего объекта в «Казанских историях» – однажды Сергей Павлович любезно согласился поделиться результатами своих поисков с читателями нашей газеты.Площадь Свободы, она же – Театральная

Автор начал свое выступление с истории самой книги. Оказывается, идею подсказали ему московские журналисты, которые попросили написать материал о казанской архитектуре советского периода для цикла публикаций на эту тему в специализированном журнале. Задумывался своего рода путеводитель по городам России. Очерк появился потом в казанском журнале «Дизайн и новая архитектура (ДИНА)».

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Саначин предложил проект будущей книги в издательский план 1000-летнего юбилея Казани, но выбрали другие темы и других авторов. Так бы и умерла идея, если бы не поддержка сначала Сергея Петрова – моральная, а потом Ильзиры Ришатовны Кузьминой, руководителя Центра культурного наследия Татарстана (бывшее Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ) – материальная.

Как сообщается в аннотации, книга написана в виде очерка о наиболее заметных событиях в архитектурной жизни города Казани советского периода в диапазоне 1918-1991 годов. Это исследование, основанное на материалах, собранных в различных государственных хранилищах, частных собраниях, на материалах казанской и московской прессы тех лет, на очных беседах с некоторыми героями книги. Автором привлечены материалы Национального архива РТ, Управления архитектуры и градостроительства Исполкома Казани, Татарского отделения Союза архитекторов РФ, «Татинвестгражданпроекта», Санкт-Петербургского Союза архитекторов, Российского государственного архива литературы и искусства, Музея Казанской государственной академии строительства и архитектуры, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского КФУ.

Автор благодарит лично Ольгу Авксентьеву, Германа Бакулина, Татьяну Прокофьеву – за содействие и Ильзиру Кузьмину – за издание книги.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Книга начинается с Предуведомления. У других авторов это Предисловие. Сергей Павлович человек креативный, и за многие годы им столько написано, что он может уже выбирать не только темы, но и формы их представления широкой публики. А он надеется, что книга не останется раритетным изданием, хотя тираж ее очень мал – всего 300 экземпляров.

Эта книга написана на основе многолетних изысканий и привлечения большого массива документальных источников, она не компилятивна в принципе. Вместе с тем она не пособие по истории зодчества Казани советского периода. Автор по минимуму и только во второй части прибегает к заведенному у архитектуроведов детальному обзору характеристик объектов.

У этой книги другие две задачи. Во-первых, показать местные особенности архитектуры города ушедшего столетия, окунуться в ту уникальную обстановку, в которой она создавалась, вспомнить – а со многими познакомить – архитекторов того времени. Во-вторых – дать наравне с текстом обилие иллюстративного материала: проектов, строек, репортажей, портретов. Особенное внимание уделяется снимкам архитекторов, поскольку те, в отличие от писателей, ученых, политиков, предпринимателей, за малым исключением не известны казанцам.

У книги две части. В первой дается историческое изложение темы, построенное хронологически – по десятилетиям. Во второй заостряется внимание на нескольких конкретных объектах. Одни из которых претендуют на роль ключевых пунктов местного зодчества. Другие – скорее знаковые. Будущим исследователям местной архитектуры работа может оказаться полезной как хрестоматийный путеводитель.

Но взявшего в руки книгу хочу предупредить. Развитие архитектуры описываемого периода шло неровно. Наряду с длительными затишьями и застоями были безусловные всплески. Соответственно к последним – а это 30-е и 50-е годы – проявлено большее любопытство автора. Тем более что уже нет очевидцев, могущих пролить свет на атмосферу архитектурной жизни Казани отдаленных десятилетий, – с одной стороны. А с другой – именно о них есть уникальные свидетельства в архивных документах, сохраненных, к счастью, «железной» бюрократией советской поры. И отложившиеся в ценнейших материалах тогдашней малочисленной прессы, не ведавшей еще разгула современной журналистики. Но если читатель не найдет в книге какой-то известной ему фамилии или какого-то известного здания – например, кинотеатра «Победа», – ну что ж! Перед вами не справочник и не реестр.

Зато объектам, попавшим в книгу, уделено повышенное внимание

Перед Преуведомлением – посвящение: «30-летию памяти отца и 80-летию корпорации архитекторов Татарии/Татарстана посвящается».

На пятой странице – снимок из семейного альбома: П.А. Саначин с маленьким сыном у дома №6 на Крутом переулке, сделанный в 1953 году.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Об отце Сергей Павлович обещал написать отдельную книгу, здесь он рассказывает о его проектах не более чем об остальных, подчеркивая, что над многими из них Павел Алексеевич Саначин работал с другими архитекторами, чаще всего с Георгием Ивановичем Солдатовым. В книге они называются:

– жилые дома военного завода №230, потом «Электроприбор» по улице Дзержинского, №27 (1953), Мелькомбината по улице Декабристов, 183 (1952-1954), завода «Теплокотроль» по улице Павлюхина, 85 (1954); Татарского обкома КПСС по улице Горького, 21а (1952);

– комплекс зданий Казанского ветеринарного института им. Н. Баумана (Сибирский тракт, 1951-1956);

– комплекс Республиканской сельскохозяйственной и промышленной выставки (Оренбургский тракт, 8, 1954-1957);

– проект Дома Советов на площади Свободы (1953).

Административное здание «Казэнерго по улице Пушкина, 1/55 (1949) – это его совместная работа с архитектором Искандером Абдрахмановичем Валеевым.

Второе посвящение – дань уважения коллегам, в далеком 1934 году создавшим Татарский филиал Союза Советских Архитекторов СССР из 19 человек под председательством главного инженера Горкомхоза Г.П. Баранникова. Автор рассказывает и о других объединениях архитекторов, но об этом говорит особо. Одной из задач новой организации стало непосредственное влияние на качество проектных разработок – все они проходили процедуру коллективного обсуждения в Союзе.

Интересная деталь: при рассмотрении проектов зданий резолюцию на утверждение подписывал не Главный городской архитектор Д.М. Федоров, а Д.М. Федоров, председатель Архитектурного Совета (когда он проводил заседания).

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Творческая организация проводила также выставки, отчеты отдельных архитекторов, была организатором социалистического соревнования (как было без этого в те годы?) и даже занималась благотворительностью.

Сергей Павлович с болью говорил, что сегодняшний Союз архитекторов растерял все эти традиции. В Доме архитекторов на улице Горького не только текут крыши – здесь умерла жизнь. И яркое подтверждение этого – организация проигнорировала юбилей создания Татарского филиала Союза Советских Архитекторов СССР.

И последнее, о чем нельзя не сказать, представляя книгу Сергея Саначина. На обложке написано – «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани». Это так, но рамки повествования выходят далеко за рамки чисто архитектурных подробностей. Во многом это история Казани. Здесь можно найти, например, рассказ о том, как в городе уничтожались храмы, как из архитекторов делали «врагов народа», как в кабинетах чиновников придумывались «гениальные проекты», например, засыпки протоки «Булак».

Вы найдете фото памятника «Освобожденный труд» – рабочий на постаменте памятника императору Александру II у городского музея, увидите, каким был первый памятник Муллануру Вахитову, прочитаете первый список памятников казанского зодчества, стоящих на учете Музейного Отдела Глав Науки РСФСР, составленный под руководством В.В. Егерева.

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

саначин экскурс в архитектурную жизнь советской казани

Кстати, на презентации Сергей Павлович рассказал, откуда название большого здания бывшего Гостиного двора, где сейчас Национальный музей РТ. Оказывается, действительно, бегемот – из известной песенки. А процитировал ее на одном из совещаний Альфред Карлович Лепа, первый секретарь Татарского обкома ВКП(б), кстати, кандидат в члены Центрального комитета партии, расстрелянный как «враг народа» в мае 1938 года.

«Казанские истории» опубликовали с разрешения автора очерк Булата Султанбекова «Альфред Лепа. Расстрелян по сталинскому списку» из первой книги «Татарстан. ХХ век. Личности, события, документы» (Казань, Тарих, 2003). Альфред Лепа. Расстрелян по сталинскому списку

Приведу большую цитату из очерка Сергея Саначина «30-е годы». Она того стоит.

Но наступившие 30-е годы стали годами изощренного вандализма по отношению к храмовой архитектуре. Делалось это, естественно, «руками» народа. Повсеместно – в воинских частях, на фабриках, складах, обозах, в страхкассах, ЖАКТах – принимались вызовы, присоединялись к требованиям, рождались наказы закрыть или передать под культурные очаги эти «божьи крепости», а колокола передать в фонд тракторизации. Пролонгирующий требование ЦК ВКП(б) писк ТатЦИКа (1930 г.) в сторону местных органов с указанием в недельный срок вернуть церкви и мечети в пользование верующих заглушался песнями местного «Союза воинствующих безбожников»: «Долой, долой монахов, / раввинов и попов! / Мы на небо залезем, / разгоним всех богов», лозунгами их Всетатарского съезда и митинга на пл. Свободы (07.02.1930). Изощрялась и пресса. «Оставим богов без жилплощади!». «Сотни тысяч дефицитного металла висят без дела». «Минареты, аляповатые колокольни, тучные кирпичные тела церквей» обвинялись в том, что они. видны из окон мастерской. Собранное К.М. – тружеником «Красной Татарии» – в курилке обувной фабрики «Спартак» «подавляющее большинство голосов было подано за закрытие церквей. – Не забудьте, товарищи, мечети, – говорят татары. – И синагогу, – евреи. ». Были моменты, когда, как писала газета, «каждый день с церковных колоколен с глухим, надтреснутым звоном падали на землю колокола», эти – «сотни тысяч дефицитного металла, висящие без дела». Да что колокола, валили сами колокольни и храмы. Наиболее крепкие взрывал полк Латышских стрелков. На Вознесенской улице (ныне – ул. Островского) заработала мастерская по собиранию золота с позолот икон и иконостасов.

А что задумывалось взамен? Участок Владимирского собора планировался под Дом Промышленности, реализовавшийся в виде 3-го Дома Специалистов (ул. Московская, 23/24, арх. Вик.А. Дубровин). Дому же Промышленности передан участок церкви Николы Вешнякова (ул. Островского, 1/6). Территорию Федоровского монастыря передали Управлению милиции под постройку огромного жилого дома работников углрозыска, милиции и собачника. Но проект «не освоили», и на полвека здесь прописался базар, пока не уступил место Ленинскому мемориалу (ул. Пушкина, 86). Территорию Казанского Богородицкого женского монастыря отдали для будущей Кинофабрики «Востоккино» ив 1935 году на месте сегодняшних трех «хрущевок», но вдоль улицы Б. Красной был даже составлен проект общежития артистов. В 1932 году в монастыре начали сооружение съемочного павильона, постройку фотолаборатории, разобрали летний и зимний храмы. В звуковом ателье запроектировали. «Колхозник» стала Духосошественская церковь (ул. Т. Минуллина, 21). Здание церкви Московских Чудотворцев в том же году было куплено заводом №124 им. Серго Орджоникидзе (впоследствии №22 и КАПО им. С.П. Горбунова) под свои нужды. Церковь Лошкинской богадельни (ул. Япеева, 2) приспособлена под мастерские ФЗУ Швейторга. «Разгулялся» Клуб Меховщиков: сначала занял мечеть №11 (ул. Кызыл Татарстан, 20), а потом – место Екатерининско– Борисоглебской церкви (ул. Г. Тукая, 91).

Горькую участь храмов продолжали разделять памятники. 13 лет после декрета Совнаркома РСФСР о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, «просидел» в центре Казани один из лучших в истории города памятник министру юстиции при Александре I. Но в 1931 году «Советское правительство низложило Державина с литературного трона и швырнуло «отца русских поэтов», последнего дворянина Казани с пьедестала на мостовую», – писала та же «Красная Татария». Разбитый памятник увезли на переплавку в трампарк им. Н. Ершова, где он воплотился в образе бронзовых вкладышей для букс.

Но были и «везунчики». На волоске от своего исчезновения оказался и один из «охраняемых» государством памятников искусства – Памятник Содружества народов (в разное время именовавшийся еще и как Памятник убиенным воинам Ивана Грозного, Памятник победы над татарами, Памятник взятия Казани и т.д.).

Благодаря В.В. Егереву и его единомышленникам памятник выжил.

Еще более повезло Варваринской церкви и усадьбе Боратынских – снести их были не просто намерения, но уже изготовлены проекты для их заменителей. Храм, впрочем, уже не был церковью – участок использовался клубом и столовой трампарка. Но проект КИИКСа лопнул. Храм же И флигель СХИ уцелели.

Схожая история случилась с бывшей усадьбой Боратынских (ул. Горького, 25/28). Здесь тоже уже был изготовлен в 1938 году проект 5-этажного жилого дома профессорско-преподавательского состава КХТИ (арх. И.А. Валеев /илл. 2/). Дом был буквой «Г» в плане – вдоль улиц Комлева (ныне – ул. Муштари) и Б. Галактионовской (ныне – ул. Горького) /илл. 3,4/. На 1-м этаже должен был быть магазин Союзтекстильторга.

Однако и здесь все уцелело, стройка не началась. А КХТИ на следующий год построил собственный дом на улице Достоевского (№79 а, арх. И.Е. Чернядьев).

На волоске от исчезновения оказалась и Сенная мечеть. Здесь, на углу улиц Татарстан и Кирова Льнокомбинат затеял строительство огромного эклектичной наружности углового жилого дома, превышающего объемом противоположный «Татваленок» (арх. М.А. Доспехов, Вик.А. Дубровин, 1938).

Дом буквально упирался в мечеть. А на полное развитие должен был простираться далеко по ул. Кирова с перекрытием Сенной улицы (ныне – ул. Парижской Коммуны). В 1939 году даже приступили к строительству, но.

По облику жилого дома, реализованного в натуре (ул. Татарстан, 16), отчетливо видно, что это недострой чего-то.

Здесь можно заметить, что проект породил крупный конфликт между заказчиком и Главным городским архитектором. И.Е. Чернядьев настойчиво требовал не менее 6 этажей высоты дома. А проектанты по требованию Льнокомбината сделали всего 5 и 6-й декоративный. Дошло до жалобы заказчика в Совнарком ТАССР. Как бы то ни было, но на следующий год И.Е. Чернядьев уходит со своего поста.

На волоске повис и католический костел. На утвержденном генплане (арх. Вс.А. Дубровин) упомянутого ранее городка Казмединститута/, размахнувшегося на полквартала, видно, что и он подлежал сносу (ул. Толстого, 17/30).

В порыве превращения Казани в новый социалистический город готовы были смести почти все ее архитектурное наследие. От старого думали оставить только двух «немых свидетелей генеральной перестройки: лирическую башню Сююмбеки и упрямые географические термины – «55°47′ северной широты и 18°47′ восточной долготы», в виде колокольни Воскресенского собора. Пострадали даже названия садов: сад Черное Озеро стал садом им. Дзержинского, Державинский сад – садом им. Пугачева, Лецкой (или – Лядской) сад – садом Галактионовским, сад Андреевского – садом им. К. Цеткин. Попутно пострадал даже. Н.Э. Бауман: недавно названная его именем улица на некоторое время стала улицей Коминтерна.

Эти же годы великих репрессий не обошли стороной и казанских архитекторов. Уже 23 декабря 1930 года в своей квартире – в снесенном в начале XXI века доме №63 по Б. Красной – был арестован известный родоначальник казанского модерна, профессор по кафедре гражданской архитектуры КИИКСа, Герой труда за 25-летнюю службу по Наркомпросу, а в это время еще и архитектор завода №40 К.С. Олешкевич. Ему вменялась принадлежность к ТАИ (Татарская ассоциация инженеров), якобы связанной с разоблаченной и 8 декабря приговоренной в Москве к массовому расстрелу контрреволюционной организации «Союз инженерных организаций», она же – «промпартия» профессора Рамзина Л.К. и др. Обвинен Константин Савинович во вредительстве, выражавшемся в «затрате средств на ненужную отделку зданий» (это были карнизы, штукатурка цоколей, балконы, расшивка швов и т.п.) завода №40 (бывший Казенный пороховой завод) и в «неправильной подготовке кадров в КИИКСе с целью срыва подготовки этих кадров».

1 июня 1937 года был арестован и приговорен к 10 годам ИТР (исправительно-трудовых работ) как «участник к/р троцкистской террористической организации» доцент КИИКСа, строитель Дома Печати, бывший преподаватель Художественно-Технологического института, бывший главный инженер УНР №2 Татстройтреста и фабрики «Кинопленка-8», а затем главный архитектор мастерской Волгопромстроя И.А. Батанов. Иван Андреевич «прибрал к своим грязным лапам крупнейшие участки архитектурной работы», посмел разрешить переделку эскизнотехнического проекта Татарского оперного театра (от этого скандального проекта отказались все другие мастерские в Казани), составленного московскими архитекторами, задерживал выполнение и других проектов. Теперь уж не обошлось без хорошо знакомых «враг народа», «фашистский выродок», «троцкист», «японо-немецкий шпион». Его «приспешники, угодники и подхалимы» архитекторы (Н.А. Баталов, Грязев, А.И. Фомина, К.И. Могут) кто исчез, кто остался пребывать в страхе. «Гнилой либерализм по отношению к врагу народа» проявили А.М. Власов, И.А. Валеев, И.Я. Медведь, по ним «вынесено решение» – выговор. Вообще в области проектирования «пользуясь идиотской беспечностью руководителей, безнаказанно орудуют враги и жулики». Авторы приведенных цитат – их тоже нельзя забывать! – председатель ТОССА М.А. Поспехов и автор «Красной Татарии» (01.07.1937) И. Ефремов.

В том же году в обойме актива Горсовета был арестован и два с лишним года – пока с него не были сняты обвинения в антисоветской агитации – кочевал по казанским тюрьмам главный инженер Горкомхоза Казгорисполкома, «саботажник и вредитель» Григорий Петрович Баранников – первый председатель Татарского филиала Союза Советских Архитекторов, фактический создатель и лидер Архитектурного Совета Казани, куратор разработки проектов перепланировки Казани. На вечном крючке содержались в КИИКСе «нужные, к сожалению», ценные профи, «выходцы из чуждой среды» В.В. Егерев («будто бы наш человек», но «у него всегда ехидная улыбка») и П.Т. Сперанский, автор, между прочим, проекта нашумевших горсоветовских дач (ныне – санаторий «Ливадия»), ставших одним из поводов к аресту руководства города.

После снятия в 1939 году с поста Главного городского архитектора и устройства на работу в контору «Татпроект» в болезненном ожидании прихода за ним находился Д.М. Федоров. Директор конторы Узбек Гибадович Алпаров рассказывал автору этих строк, что, когда в мастерскую топали не в одиночку заказчики, Дмитрий Михайлович нередко прятался в стенные шкафы.

Сергея Павловича нельзя назвать бесстрастным исследователем. Порой он бывает резок в оценках. Однако для меня это человек, который при любых обстоятельства точен в фактуре.

В разговоре о казанской старине у нас много эмоциональных перехлестов, об истории порой говорится со своей личной колокольни, приговоры выносятся без особых доказательств.

Сергей Саначин в последнее время пошатнул в своих публикациях немало авторитетов и растиражированных исторических фактов. К «разрушителям мифов» очень часто относятся с предубеждением. Популярные истории потому и мифы, что живут столетиями.

Так вот Сергей Павлович не воспринимается таким разрушителем. Его точка зрения лишь расширяет угол нашего зрения, заставляя нас смотреть на историю не как на плоскость, а как на объем.

Краеведческая литература получила не просто пополнение. Мы имеем в книге Сергея Саначина надежный источник, важность которого сегодня трудно переоценить еще и потому, что начинается регистрация памятников культурного наследия советского периода нашей истории. Об этом сказала в своем выступлении на презентации Фарида Забирова.

Фото с презентации Михаила Соколова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *