сальери биография и моцарт
Антонио Сальери
Антонио Сальери (1750-1825) – итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог. Автор свыше 40 опер и множества инструментальных и вокально-инструментальных произведений. Считался одним из ярчайших композиторов и педагогов своего времени.
Учениками Сальери были такие знаменитости, как Бетховен, Шуберт, Лист и масса других известных музыкантов 19-го столетия. В Австрии в течение 36 лет занимал должность придворного капельмейстера – один из самых почетных музыкальных постов в Европе.
В биографии Сальери есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Антонио Сальери.
Биография Сальери
Антонио Сальери появился на свет 8 августа 1750 г. в небольшом итальянском городке Леньяго. Он рос и воспитывался в многодетной семье, не имеющей ничего общего с музыкой. Его отец, Антонио, был зажиточным торговцем, тогда как мать занималась воспитанием детей.
Детство и юность
Не смотря на то, что глава семейства не увлекался музыкой, он определил своего старшего сына Франческо обучаться игре на скрипке у известного виртуоза Джузеппе Тартини. Это привело к тому, что первым учителем Антонио-младшего стал его брат.
Антонио Сальери обладал прекрасным слухом и красивым голосом. Позднее он начал осваивать игру на клавесине у Джованни Мартини. Когда подростку было 13 лет скончалась его мать, а спустя год не стало и отца, который к моменту смерти полностью разорился.
В результате, об Антонио позаботились друзья отца – богатая и аристократическая семья Мочениго. Благодаря этому юноша продолжил заниматься музыкой, а также петь в церковном хоре. Позднее он изучал композицию в Падуе и Венеции.
В 1766 г. на талантливого Сальери обратил внимание Флориан Леопольд Гассман, работавший композитором при дворе Иосифа II. Это привело к тому, что возвращаясь в Вену, Гассман взял Антонио с собой. Мужчина делал все возможное, чтобы дать воспитаннику наилучшее образование.
Помимо уроков музыки и всего того, что было с ней связано, Гассман нанял для Сальери преподавателей немецкого, французского и латинского языков. Также юношу обучали этикету и хорошим манерам, необходимым для нахождения в высшем обществе.
Музыка
В Вене Антонио Сальери начал свою службу в 17-летнем возрасте, в качестве ассистента Гассмана. Спустя пару лет ему доверили должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра. Вместе с тем, покровитель познакомил своего воспитанника с разными артистами и деятелями культуры.
Одновременно с этим, Гассман брал с собой Антонио на аудиенции с императором. Таким образом, Сальери уже в молодости стал одним из приближенных правителя. К тому моменту биографии он уже имел репутацию одного из самых одаренных музыкантов.
В скором времени Антонио познакомился с Глюком, чьим творчеством сильно восхищался. Свою первую оперу – «Весталка» Сальери написал в 1768-1769 гг., однако до наших дней она не сохранилась.
Ранние оперы композитора были выдержаны в классической итальянской традиции, но когда в 1780-х годах Сальери воспринял традиции Глюка, его оперы обрели большую популярность. При этом к тому времени им уже были написаны такие известные произведения, как «Венецианская ярмарка», «Трактирщица» и «Армида».
Эти сочинения сделали Антонио Сальери знаменитым во всей Европе. Более того, когда он стал автором оперы «Освобожденный Иерусалим», она была представлена на сцене Санкт-Петербурга. В 1774 г. умер Гассман, вследствие чего молодому композитору «по наследству» перешло место придворного капельмейстера и должность композитора камерной музыки.
Для 24-летнего Сальери это был большой карьерный скачок. В последующие годы биографии он написал ряд знаменитых опер: «Данаиды» (1784), «Тарар» (1787) и «Фальстаф» (1799). Любопытно, что специально для открытия театра «Ла Скала» им была создана опера «Признанная Европа» (1786), которая до сих пор ставится на крупнейших сценах мира.
Помимо этого, Сальери творил с жанрах оркестровой, камерной и духовной музыки. Любопытно, что «Маленький реквиема», созданный в 1804 г., был впервые исполнен на его похоронах – такова была воля композитора.
Отдельного внимания заслуживает педагогическая деятельность Антонио Сальери. Он развил собственную систему подготовки учеников, с которыми у него были очень теплые и даже «отцовские» отношения. Его воспитанниками были Лист, Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт и другие известные личности.
Примечательно, что за годы творческой биографии Сальери воспитал порядка 60 композиторов и вокалистов. И все же, не смотря на значительные достижения в музыке, сегодня имя Антонио Сальери прежде всего ассоциируется со смертью великого Моцарта.
Моцарт и Сальери
Настоящим проклятием композитора стала легенда о его причастности к смерти Моцарта, которая обрела большую популярность, не смотря на постоянные опровержения. Во многих государствах, данный миф главным образом получил огласку вследствие драмы Александра Пушкина – «Моцарт и Сальери».
Тем не менее, никаких достоверных фактов о причастности Антонио к смерти Моцарта не существует. Более того, сохранились документы, в которых Сальери восторженно отзывался о «Волшебной флейте» Моцарта, а также дирижировал исполнением его работ.
Иллюстрация Врубеля к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
Существует даже музыкальное сочинение «На выздоровление Офелии», авторами которого выступили Моцарт и Сальери. И хотя они не являлись близкими друзьями, у Антонио не было абсолютно никакого мотива для убийства музыканта, поскольку при жизни он был значительно более популярен, чем Моцарт.
В результате, суд не нашел никаких доказательство виновности Антонио Сальери в отравлении им Моцарта. Таким образом, спустя около 200 лет Сальери был оправдан.
Личная жизнь
Женой композитора была девушка по имени Терезия. В этом счастливом браке у пары родились 7 сыновей и одна дочь – трое дочерей скончались еще в детстве. Терезия ушла из жизни на 18 лет раньше Антонио, который тосковал по ней до конца своих дней.
Смерть
Антонио Сальери умер 7 мая 1825 года в возрасте 74 лет. Проводить композитора в последний путь пришло множество людей. Примерно через полвека его останки были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.
Фото Сальери
Могила Антонио Сальери
Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.
В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.
Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.
В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.
В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.
Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.
Сальери скончался в клинике для душевнобольных, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта. В 1997 г. в Милане прошел суд над Сальери. Его оправдали, к сожалению посмертно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Антонио Сальери: Подлинная жизнь «убийцы Моцарта»
Имя Антонио Сальери благодаря стараниям некоторых деятелей искусства (в том числе А.С.Пушкина) стало почти синонимом «иуды», ибо вошло в историю как имя предателя и угрюмого убийцы, из зависти отравившего своего гениального коллегу Моцарта. Concepture пытается нарисовать реальный образ виднейшего композитора и педагога своего времени.
То, что имя Сальери стало ассоциироваться с завистью к таланту, можно назвать всего лишь досадным недоразумением, ведь речь идет о самом успешном и влиятельном композиторе своего времени, почитаемом учителе музыки, любимце венской публики. Однако это недоразумение загадочным образом выросло до масштабов такого живучего мифа, что фигура снедаемого тяжким пороком Сальери затмила реального Сальери – открытого, отзывчивого и веселого человека. Жизненный и творческий путь Сальери говорит о том, что посмертная слава композитора должна была стать совсем другой. В этой заметке мы приведем некоторые факты, касающиеся биографии и творчества композитора, которые помогут «оживить» настоящего Сальери и разрушить мрачный образ, созданный драматургией, беллетристикой и кинематографом XIX, XX и XXI веков.
Антонио Сальери, родившийся 18 августа 1750 года недалеко от Венеции, был обычным ребенком, в чьей внешности не угадывалось ничего демонического. Сохранилось такое описание юного Антонио: «Он был невелик ростом, ни толстый, ни тонкий, смуглый, с ярко-черными глазами и волосами. Одевался он модно, но избегал излишеств, очень любил конфеты и варенье, но при этом не любил вино и пил только воду. Он был щедр со всеми, очень религиозен и весел. Его хобби составляли литература и долгие прогулки в одиночестве, которые, возможно, помогали ему медитировать». Мальчик имел музыкальные способности, прекрасно пел, поэтому и был послан получать музыкальное образование, как и его брат. Антонио оказался необычайно усердным учеником и достиг больших успехов в освоении музыкального искусства. Уже в детстве Антонио Сальери узнал, что значит подарок судьбы, когда оставшись полным сиротой, познакомился с Гассманом, крупным композитором из Вены. Гассман был поражен талантом Антонио и забрал его с собой в Вену, чтобы завершить его образование. Так юный итальянец получил путевку в жизнь и разумно воспользовался ей, став ярчайшим представителем австрийской музыки.
Вторым покровителем молодого композитора, высоко оценившим его первые работы, стал непревзойденный мэтр Кристоф Виллибальд Глюк. Как видно, талант и трудолюбие Сальери буквально сразу открыли ему ворота в музыкальную элиту Австрии, а о большем нельзя было и мечтать. Мотив зависти в свете этих фактов теряет всяческую достоверность, ведь мастерство Сальери признал сам император Иосиф II. Итогом головокружительной карьеры Сальери стало его назначение придворным капельмейстером камерной музыки вместо умершего Гассмана. Так, в 24 года Сальери занимает один из самых важных музыкальных постов в Европе! Причем одним из тех, кто не принимает успех Сальери, является ни кто иной, как Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея Моцарта, которого Сальери якобы убьет в конце своей жизни. И связано это скорее с завистью со стороны Моцартов, ведь отцу до сих пор не удалось получить выгодную при дворе должность для себя или продвинуть своего сына. Австрийский музыковед Леопольд Кантнер пишет: «В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? К примеру, он пишет, что в глазах императора Сальери имел большой вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось».
Многие биографы обращают внимание на то, что Сальери был очень дружелюбным и открытым к общению человеком, имевшим множество друзей. Да и Моцарта, безусловно, он считал гением и всегда по-дружески вел себя с ним. Конечно, определенное соперничество существовало между всеми композиторами уровня Сальери и Моцарта, но оно не выходило за рамки сцены и тем более не могло дойти до убийства. Тем более заслуги Сальери перед австрийским обществом всегда поощрялись, удостаивались благодарности множества людей. Музыкальная и общественная деятельность Сальери давала вполне ожидаемый результат, что подтверждают полученные им титулы: член Шведской академии наук, почетный член Миланской консерватории, кавалер высшей награды Франции – ордена Почетного легиона, член Королевской Академии изящных искусств.
В пользу Сальери говорит и то, что он был набожным человеком, который думал не только о достижении материальных благ. Его можно смело назвать деятельным христианином, о чем свидетельствует множество фактов. Например, он устраивал благотворительные концерты, давал бесплатные уроки и занимался делами вдов и сирот музыкантов. Сальери оказывал материальную помощь одаренным детям, семьям своих учителей. К тому же Сальери не акцентировал на этом особого внимания, не относился болезненно к своей персоне, считал себя простым человеком со своими слабостями, о которых не стеснялся говорить. На одной из партитур Сальери написано его рукой: «Маленький Реквием, сочиненный мною, ничтожнейшим из созданий, Ант. Сальери». А в одном из последних писем он клятвенно заверял, что никогда не желал плохого Моцарту и что не подумал бы скрывать правду сейчас, перед лицом смерти.
Сальери оставил большое музыкальное наследие: 35 опер, множество месс, симфоний, кантат, концертов и других произведений. По количеству опер он опередил самого Моцарта, и нельзя сказать, что по качеству без всяких сомнений оперы австрийского вундеркинда выигрывают. Многие произведения Сальери не уступают по качеству лучшим в истории композиторам, поэтому и пользуются до сих пор успехом у публики. При этом Сальери вовсе не «поверял алгеброй гармонию», его работы отличаются новаторскими решениями, некоторые из которых перенял и Моцарт. Сухим математиком в музыке Сальери точно не был. Биографы упоминают, что вдохновение он искал на оживленных улицах, среди живого общения, а вовсе не сидел в кабинете за книгами.
Немаловажно, что на музыкальной арене Вены Сальери никогда не терпел поражение от Моцарта, а вот Моцарт довольно часто проигрывал подобные поединки. Так, своеобразный поединок между Сальери и Моцартом состоялся 7 февраля 1786 года в Шёнбруннском дворце, где в один вечер были представлены их небольшие комические музыкальные произведения. В итоге Сальери одержал безоговорочную победу над соперником, и рассудили композиторов вовсе не интриги, а искушенная венская публика. Нечто подобное происходило между ними и ранее, и опять победителем выходил Сальери: постановка его оперы «Пещера Трофонио» заставила отложить премьеру оперы Моцарта «Волшебная флейта».
В 1816 году вся Вена отмечала 50-летие творческой деятельности маэстро Сальери. Праздником руководил сам император, который наградил композитора золотой медалью. Сальери, который и в 66 лет сохранил удивительную работоспособность и плодотворность, представлял свои новые произведения, которые исполняли его прославленные в будущем ученики.
О педагогическом таланте Сальери свидетельствует ярчайшая плеяда композиторов, которых он воспитал и способности которых мог вовремя увидеть. Среди его учеников – известные ныне всему миру Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Ян Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Иозеф Вайгль, Петер фон Винтер и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт. Ученики Сальери всегда питали к нему самые лучшие чувства, ценили за то, что в кругу учеников учитель поощрял все самое «ясное и святое». Как писал Шуберт, Сальери «сумел подняться над неестественным бредом нашего времени». Творчество знаменитых учеников маэстро, впитавшее самое лучшее из творчества самого Сальери, тоже можно назвать огромным вкладом в мировую культуру.
XX век стал периодом возрождения интереса к творчеству Сальери. Многие театры вновь ввели его оперы в свой репертуар, а в Леньяго (в родном городе Сальери), открылся «Театр Сальери». Оказалось, что и сегодня музыка Сальери звучит современно и способна заинтересовать слушателя нашего времени. Конечно, легенда никуда не ушла, никакое опровержение скорее всего не сможет пересилить миф, настолько уж он оказался очаровательным.
P.S. В 1997 году Миланская консерватория инициировала процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. Заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также специалистов-медиков), суд вынес композитору оправдательный приговор «за отсутствием состава преступления».
Рекомендуем прочесть:
1) М.Брион – «Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта».
2) Б.С.Штейнпресс – «Антонио Сальери в легенде и действительности».
Имя: Антонио Сальери (Antonio Salieri)
Дата рождения: 18 августа 1750 года
Дата смерти: 7 мая 1825 года
Место рождения: Леньяго
Деятельность: австрийский композитор, дирижёр и педагог
Семейное положение: был женат
Встать, суд идет! В 1997 году в миланском Дворце юстиции состоялся необычный судебный процесс. Скамья подсудимых была пуста. Рассматривалось дело об обвинении итальянского и австрийского композитора, музыканта и педагога Антонио Сальери в отравлении австрийского композитора и исполнителя-виртуоза Вольфганга Амадея Моцарта.
Невысокий седой коренастый человек в черном плаще и широкополой шляпе медленно брел по улочкам Вены. Наконец, он дошел до дверей своего дома и достал ключ. Тут от стены отделилась тень и метнулась к нему, у его уха раздался громкий шепот:
— Маэстро, не пугайтесь! Я только хотел узнать, не дадите ли вы мне несколько уроков музыки.
Перед композитором стоял неуклюжий подросток в короткой курточке и потертых штанах. От волнения он мял в руках снятую шляпу. Маэстро вспомнил, что видел этого мальчишку в воскресенье в церкви и обратил внимание на его красивый голос. Бедная одежда и стоптанные башмаки говорили о том, что ученику нечем платить за обучение.
— Что ж, заходи, мой мальчик. Я как раз спешу на ужин. Потом ты сыграешь мне что-нибудь, и если это будет недурно, я стану учить тебя бесплатно. Как тебя зовут?
Антонио Сальери был не только выдающимся педагогом, но и великим благотворителем. В числе его учеников Франц Шуберт, Людвиг Бетховен, Ференц Лист, Игнац Мошелес и другие одаренные музыканты. Многих он обучал бесплатно по причине их бедности. Кроме того, Сальери заботился о вдовах и детях композиторов, которые влачили жалкое существование, создал пенсионный фонд.
Ради этого он устраивал благотворительные концерты, к которым привлекал известнейших музыкантов Европы (к слову, Моцарт этими концертами пренебрегал). Фонду вдов и сирот венских музыкантов Сальери завещал часть своего состояния.
Это сейчас статский советник Антонио Сальери был осыпан почестями: член Шведской Академии наук, почетный член Миланской консерватории. Наполеон сделал его иностранным членом Французской Академии, а позже Бурбоны наградили орденом Почетного легиона. Однако он прекрасно помнил свое детство, отмеченное голодом и скитаниями.
Детство, семья композитора
Антонио действительно пришлось много пережить. Его отец был венецианским торговцем колбасами, но разорился. Мальчику исполнилось всего 13, когда он потерял мать, а потом и отца. Сироту приютил друг семьи сеньор Мочениго, а затем придворный композитор Иосифа II Флориан Гассман, который и увез Сальери в Австрию.
С детства занимавшийся музыкой и пением в церковном хоре, Сальери не отличался особой гениальностью. При этом все учителя отмечали его безупречный слух, редкое трудолюбие и волшебный голос.
Музыкальная биография, карьера
Гассман относился к Сальери как к сыну. Он дал ему не только музыкальное, но и всестороннее общее образование. Впоследствии Антонио Сальери справедливо считался самым образованным музыкантом Европы. Современники характеризовали его в своих воспоминаниях как любезного, доброжелательного человека и интересного собеседника.
Хрупкая, очень красивая женщина задернула портьеры и зажгла свечи, чтобы ее супругу, лежащему на кровати, было комфортнее читать. Доктор велел Сальери соблюдать постельный режим, и тот воспользовался этим временем отдыха, чтобы между концертами побыть с семьей. Его любимая Терезия вышивала, сидя на стуле рядом с его постелью.
Две старшие дочери вязали в соседней комнате, а младшие возились на полу с куклами. Сын делал уроки за его письменным столом. Чуть позже Алоиз сел за фортепиано и играл вальс, а сестры радостно кружились.
Безусловно, Сальери и Моцарт знали друг друга. Они не дружили, но и не враждовали. Более того, Сальери старался поддержать талантливого композитора, многими (но далеко не всеми!) произведениями которого восхищался. Он исполнял некоторые симфонии Моцарта, помог ему включить в репертуар оперу «Свадьба Фигаро».
18 ноября 1791 года Моцарт дирижировал своей Маленькой Масонской Кантатой, а через пару дней вдруг почувствовал себя плохо и слег. Его мучения были ужасны: воспалились суставы рук и ног, он не мог ими даже пошевелить. По свидетельствам очевидцев, Вольфганг с детства страдал острой сердечной недостаточностью и неизлечимой в то время ревматической болезнью. Он и умер от приступа ревматической лихорадки.
И на эту роль кто-то (их имена истории неизвестны) выбрал беспомощного полупарализованного старика Антонио Сальери. Спустя годы с легкой руки Пушкина, написавшего «Маленькие трагедии», Римского-Корсакова, положившего ее на музыку, и Шеффера, по пьесе которого Форман снял фильм, в эту клевету поверят многие.
Слухи, распущенные через 30 лет после смерти Моцарта, дошли до Сальери. Несправедливое обвинение пошатнуло его и без того слабое здоровье. С композитором случился припадок, после чего его поместили в госпиталь для сумасшедших. Тяжелое физическое состояние усугубилось душевным расстройством. Страдания Антонио Сальери прекратились полтора года спустя вечером 7 мая 1825 года.