сахаров две жизни кинопоиск
Эксперимент и документ. Какими получились новые фильмы об Андрее Сахарове
«21 мая исполняется сто лет со дня рождения Андрея Сахарова» — согласно всякой логике эти слова должны красоваться на столичных (как минимум) билбордах и звучать в эфире федеральных каналов, так же, как напоминания об очередном Дне Победы. Сахаров — международная знаменитость такого уровня, какого СССР и его страна-правопреемник дали миру в прошлом веке не так много (а может и вовсе — не дали). «Отец водородной бомбы», лауреат Нобелевской премии мира, один из основателей русского правозащитного движения — Сахаров неслучайно говорил, что старается прожить жизнь, достойную своей невероятной судьбы. Биография Андрея Дмитриевича — сюжет головокружительный. В ней были работа в атмосфере строжайшей секретности, блестящая карьера, был «поворот» (как его называл сам Сахаров) — превращение гениального советского физика в диссидента, ссыльного, пережившего шесть голодовок. В конце жизни Сахаров стал не только народным депутатом в СССР, но и международной звездой, иконой для правозащитников всего мира.
Однако, судя по всему, Сахаров остается неугодной фигурой в современной России даже спустя три с лишним десятилетия после смерти. Выставка на Чистопрудном бульваре была отменена столичными властями, вместо нее — несколько мероприятий, организованных Сахаровским центром, который, напомним, признан в России иностранным агентом. В этом контексте по-своему даже удивительно, что к юбилею были сняты два фильма. Один — «Сахаров. Две жизни» сделали Роман Супер и Иван Проскуряков для нового сервиса KION, другой — «Дело Сахарова» Елены Якович — будет показан 21 мая на «Первом канале».
О намерении Супера, который вроде бы только что разбирался с биографией Эдуарда Успенского («Это Эдик»), снять фильм о Сахарове стало известно зимой. Съемки стартовали в феврале, картина была сделана в почти рекордные для такой темы сроки. Предыдущие фильмы Супера хоть и претендовали на некоторое художественное содержание, были сделаны в более или менее традиционной манере: говорящие головы, хроника, немного игровых вставок (Успенский предстал на экране куклой).
На сей раз техника еще более экспериментальная. «Две жизни» — это фактически игровой фильм, в котором в роли Сахарова старательно картавит актер Алексей Усольцев. Он рассказывает выбранные места из биографии в диалоге с закадровым голосом Чулпан Хаматовой, обозначенной в титрах как «Совесть». Эта смелая морально-этическая метафора задает и тон фильма — сюрреалистический фарс, герой которого большую часть времени не выпускает из рук авоську с кефиром и детскими сандаликами, а примерно в середине (там, где начинается «вторая» жизнь) казнит себя на электрическом стуле.
По всему складывается ощущение, что Супер здесь выступает ретранслятором сразу всех штампов, которые имеются в коллективном бессознательном в связи со словами «диссидент» и «интеллигент» (слова эти у нас принято рифмовать по поводу и без повода). На экране картавый, аутичный, некрасивый человек в толстых очках, который дрожащим голосом мямлит что-то про судьбы мира. Точка зрения эта вполне ясна, но дело в том, что Сахаров был публичной фигурой. Любой заинтересованный зритель легко убедится в том, что Сахаров мало того что был довольно высоким, так еще и обладал редкой ясностью мысли и речи. Был человеком, совершенно чуждым сентиментальной пошлости метаний, в которых два часа проводит герой «Двух жизней». И любое архивное видео с его участием превращает человека из фильма в какую-то непрошеную карикатуру. Такую, наверное, мог нарисовать кто-нибудь из участников Первого съезда народных депутатов, где выступление Сахарова изо всех сил пытались заглушить, закричать и затопать.
Вообще, говоря о Сахарове, необходимо отдавать себе отчет: всю жизнь он занимался вещами, фактически недоступными для понимания без специальной подготовки. Благодаря Хиросиме и Чернобылю мы все знаем, что атомная энергия — это жутковато, но вряд ли можем запросто представить те драйв и эйфорию, которые способно подарить ее подчинение. В этих переживаниях по определению нет ничего идеологического, это занятие, наполненное почти поэтической парадоксальностью. Набившее оскомину определение «отец водородной бомбы» на самом деле не говорит о роде и смысле этой деятельности ничего. Школьного курса физики для понимания природы термоядерных реакций все-таки недостаточно.
Как, впрочем, и природа всякой гениальности всегда элементарно больше, чем доступно самому зоркому глазу. Тем интереснее подольше вглядеться в такую фигуру. Именно этим и занималась несколько лет Елена Якович, собирая «Дело Сахарова» в России и за ее пределами. На фоне технических средств и дребезжащей экзальтации «Двух жизней» фильм Якович — произведение, сделанное традиционно, если не сказать ортодоксально. И тем мощнее оказывается эффект, который производит рассказанная вот так, спокойно, эта удивительная история.
Якович прослеживает не только биографию, но и родословную Сахарова, не гонится за уникальными или яркими деталями (что-то наверняка можно прочесть в Википедии), а задает контекст. Неординарная судьба обыкновенно зреет в неординарных обстоятельствах — вот и Сахаров происходит из рода, совместившего дворян и духовенство. Когда же начинается рассказ об этой самой судьбе, она уже не нуждается в каких-то выдумках, сама рвется на волю из внешне сухого документального стиля.
Самое любопытное, что собственно «поворот» в контексте скрупулезно рассказанной истории Сахарова выглядит совершенно логичным продолжением его работы и судьбы. От прибора для проверки сердечников для пуль — к «царь-бомбе», из Сарова — в Горький. Это непрерывное движение, которым движет бешеный азарт подчинения и последующей балансировки, гармонизации энергии природы. Эта энергия выше вульгарных представлений о правде, морали или совести. Разница между этими субстанциями та же, что между попытками объяснить «как надо» и сахаровским стремлением показать «как есть».
«Дело Сахарова», конечно, не исчерпывающее произведение. Значительная часть материала, очевидно, не вместилась в фильм, осталась за кадром, в подтексте. Наверное, к такой знаменательной дате можно было сделать дорогой сериал, более подробно изучающий судьбу героя. Однако с задачей напомнить, вернуть, сбить инерцию восприятия Андрея Сахарова и его дела фильм Якович справляется настолько, насколько это вообще возможно в современной ситуации. Тем удивительнее, что увидеть его можно при содействии главного инструмента государственной пропаганды — «Первого канала». Сахаров наверняка нашел бы этому парадоксу какое-то остроумное объяснение, мы же ограничимся рекомендацией ни в коем случае не проходить мимо.
Сахаров. Две жизни, 2021
Его имя носят проспект, университет и даже астероид. Об академике Сахарове знают во всём мире: кто-то как о создателе водородной бомбы, кто-то — как о выдающемся общественном деятеле и правозащитнике. Всю жизнь Андрей Сахаров жил меж двух огней — наукой и гуманизмом — и этот дуализм лёг в основу фильма. Картина покажет учёного таким, каким себя видел он сам, через его диалоги с Совестью.
«Гастарбайтер с запахом дерзкого цитруса»: показавшую голого мужа Макееву облили помоями
Знаменитый ведущий Первого канала оказался алкоголиком: «Пил на записях программ»
Тест: проверь свои экстрасенсорные способности за 20 вопросов
«Только сейчас заметил, что торчит»: оголившийся Панин неудачно прикрылся доской
Ради денег: Макеева засветила интимное видео с мужем
72-летняя Пугачева сделала новую пластику, несмотря на запреты врачей
Совпадение или закономерность? Актеры, сыгравшие Шерлока Холмса и супергероев в Marvel и DC
«Так выглядит женское отчаяние»: Бородину жестко высмеяли за фотошоп
Что будет с «Полем чудес»? Якубович заговорил об уходе с Первого канала
7 сериалов 2021 года, которые вы могли пропустить, а зря
8 ситуаций, когда персонажи «Великолепного века» очень похожи на героев «Игры престолов»
Изуродованная жена Аршавина напугала россиян словами о «прислужниках Люцифера»
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Устройство советского атомного ядра
Дмитрий Бутрин о фильме «Сахаров. Две жизни»
В день столетия Андрея Сахарова в онлайн-кинотеатре Kion вышел фильм Ивана Проскурякова и Романа Супера «Сахаров. Две жизни». Все происходящее в сдвоенном и донельзя искаженном пространстве фильма — это жизнь Андрея Сахарова, рассказанная им самим для тех, кто плохо знает, кто он был такой и кем он был для своих современников. Он рассказывает именно о себе, а не о своем времени. Время, страна возникают сами — отчасти их образ легко считать и тем, кто Сахарова не застал
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
С первых же секунд фильма «Сахаров. Две жизни» я думаю о тех, кто будет это смотреть не так, как это буду смотреть я: Роман Супер писал этот сценарий, и это совершенно очевидно, имея в виду не меня. Идея показать мне, для которого Андрей Сахаров есть человек из перестроечного, то есть детско-подросткового, телевизора, сыгранного актером, оживленного-воскрешенного — она приводит меня в недоумение совершенно такое же, как идея коллективных подвижных игр на воздухе. Сейчас так с энтузиазмом играют в возрасте 20–25 лет, мы в этом возрасте крутили бы пальцем у виска: хоровод? да ну вас всех в пионерскую организацию. А они другие. Алексей Усольцев в роли молодого, а затем и не очень молодого академика Сахарова поначалу напоминает в «Сахарове» гайдаевского Шурика, если бы не идеальное совпадение голоса, сахаровской картавины, но больше — интонации. Это хорошая, большая и убедительная работа на слух. «Сахаров» — по существу документальный моноспектакль одного актера, и в этом видео много от документального театра и мало от кинематографа. Это форма, которая мне незнакома, она не моя.
Но и голос за кадром Чулпан Хаматовой — тоже совсем не моего времени голос, хотя мы практически ровесники. Среди таких, как мы, не принято задавать (даже про себя) вопросы столь резким, едва не металлическим тоном. Мы более робки и, надеюсь, не так категоричны. Это голос из будущего, закадровые вопросы Сахарову современны, да даже и больше чем современны. В этом смысле примечательно, что спрашивающий ответа голос именно женский.
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION
Ответы же Сахарова в большей своей части строго документальны (и, следовательно, устарели). Это его воспоминания и интервью, воспроизведенные голосом Усольцева, положенные то на документальные кадры «технической» советской документалистики (от фильмов об испытаниях атомной бомбы до скрытых съемок КГБ в Нижнем), то на спецэффекты, то на стилизованные технофутуристические картинки в духе постсталинских журнальных обложек. Однако живой Сахаров не может отвечать живой Хаматовой — она (разумеется, не Чулпан, а ее закадровая героиня) через раз попросту не понимает его ответов, не говоря уже о том, что и не спрашивает половины того, что было бы важно рассказать ему.
Самые простые вопросы: как он вообще мог позволить себе, этот трижды Герой Социалистического Труда, создавать для «адского диктатора» (видимо, Иосифа Сталина? да скорее для Хрущева) водородные бомбы, почему не отказался, не остался теоретиком? Сахаров в фильме отговаривается будущей мировой войной, к которой Родина должна была быть готова, что-то блеет про то, что он, в сущности, не жил до 1966 года. Что его первая семья была полуреальностью, фантомом, как и он. Что к первой половине его жизни вообще нельзя подходить с теми же мерками, что ко второй,— с защитой прав человека, голодовками, Еленой Боннэр, Нобелевской премией мира, Съездом народных депутатов, смертью. Но ведь есть очевидный ответ, который никакому Сахарову не придет в голову произносить вслух, потому что нет смысла говорить «земля круглая», и так все знают. Советский крупный ученый жил внутри того, что тогда было большой физикой. А она предполагала Лаврентия Берию, кефир, закрытость и физику — только вместе. Нельзя было выбрать самому. Не было возможности и обдумать выбор — она появилась позже, ей Сахаров, к счастью для нас, и воспользовался. Чтобы этого не понимать, нужно быть очень современным, то есть свободным.
И ведь ответ точен документально: да, поначалу — только и именно в этом и было дело. Все началось с банального протеста против вопиющего нарушения техники безопасности. Вся дальнейшая всемирная слава Сахарова, «отца водородной бомбы», стоит на этом. Просто академик пошел дальше и быстро осознал, что весь СССР по большому счету и был этим самым нарушением техники безопасности — то есть проектом убийственным и самоубийственным. В этом смысле фильм политически точен именно с современных позиций. Нет никакой истории про коммунистические заблуждения Сахарова и романтику большой науки, которые сменились обращением героя в апостолы антисоветчины и репрессиями от рук бездушных слуг безымянного цезаря. Есть история про нарастающую макабричность советского проекта, ставшего к 1970-м идеально аморальным предприятием, в котором никому никого не жалко — кроме Андрея Дмитриевича, которому становится жаль по нарастающей все больше людей, живущих в этой аморальности.
«Моральная политика» Сахарова, движение защиты прав человека в СССР, собственно, и есть возвращение отдельных людей к человечности на фоне прогрессирующей дегуманизации государства и общества. Все истинно человеческое вообще обычно — нелепо, аутично и невозвышенно. Нечеловеческое, напротив, снаружи блистательно, логично и нарядно; внутри у него дрянь.
Для доказательства этого режиссеру Ивану Проскурякову часто приходится предпринимать в сценическом действии шаги, про которые я бы сказал: ему отказывает вкус, это пошлость, это комикс. Меня корежит с этого Андрея Сахарова с айфоном и авоськой, я бы закрыл глаза и слушал только голос. У вас в «Сахарове» все перевернуто с ног на голову, тут, кроме голоса, нет ничего настоящего, как я его помню и черта с два забуду.
Но у такой искусственности, лубочности есть оправдание, и я его принимаю. Оно не только в том, что должный зритель в «Сахарове» — не я, а воображаемая нами «молодежь», аудитория Юрия Дудя и стендап-комиков, которая иначе, в другой форме не сможет и не захочет понять, зачем выдающийся советский физик сообщил всем, что такое великий могучий Советский Союз на самом деле. Есть и более фундаментальное основание.
«Что нужно было делать именно вам?» — спрашивают у Сахарова о том, что предполагали его научные занятия в атомном проекте СССР в Сарове. «Лизать зад Зельдовичу»,— отвечает Сахаров. Академик Яков Зельдович здесь — совершенно случайная величина. Все это общий, фундаментальный принцип, что-то вроде устройства советского атомного ядра. И не только советского: именно это «молодежь» понимает не хуже, чем Сахаров 60 лет назад,— просто исходя из действующей модели социальной реальности. Однако мир, в котором все сводится к паритетному взвешиванию тысяч килотонн двух атомных арсеналов и начальственной заднице, грешно и недостойно изображать в реалистичной манере — именно из такой реальности и вырвался в итоге Андрей Сахаров.
«Сахаров» показывает, что пытался разрушить — именно разрушить, не нужно лукавства, не усовершенствовать — академик Сахаров, будучи советским человеком, ставший человеком антисоветским и тем самым в числе прочих предоставивший нам возможность быть несоветскими. Эта возможность есть и сейчас, иначе невозможен был бы фильм.
Ответы Сахарова на вопросы в этом фильме всегда лучше вопросов. Это вряд ли замысел режиссера. Но такой заслуживающий внимания дисбаланс требует от нас думать: что же будут спрашивать о нашем времени, с кого будут спрашивать, что им будут отвечать?
«Сахаров. Две жизни»: почему вам стоит посмотреть фильм о создателе водородной бомбы
Рассказывают сценарист Роман Супер и актер Алексей Усольцев.
21 мая, в день столетия Андрея Дмитриевича Сахарова, на платформе онлайн-кинотеатра KION от «МТС Медиа» состоится премьера фильма «Сахаров. Две жизни». Байопик покажет путь академика от одного из создателей первой советской водородной бомбы до правозащитника, известного почти во всем мире.
Картина поделена на две части – «две жизни», – которые соответствуют внутреннему состоянию главного героя.
Сахаров во второй части – это правозащитник и диссидент, это мужчина, который семь лет находился в ссылке, который стремился предотвратить гуманитарную катастрофу и считал, что опасность не только в самом оружии, но и в том, в чьих руках оно оказалось.
Физик, академик Андрей Дмитриевич Сахаров, 1989 г.
© Лев Шерстенников / East News
Режиссер Иван Проскуряков и сценарист Роман Супер ранее уже работали вместе над биографическими картинами об Эдуарде Успенском и Кирилле Толмацком. Автором идеи и генеральным продюсером стал Игорь Мишин – он работал над созданием фильма три года. В роли самого академика Андрея Сахарова мы увидим актера Алексея Усольцева, а за кадром услышим голос Чулпан Хаматовой.
Мы поговорили с Романом Супером и Алексеем Усольцевым, чтобы узнать подробности о фильме и съемках.
Почему именно сейчас и именно об Андрее Сахарове?
Супер: Лет 7–8 назад я оказался в Музее-квартире Сахарова в Москве. Пошел туда собирать хронику, информацию, потому что Леонид Геннадьевич Парфенов меня взял в подмастерье для производства фильма о советском ядерном проекте. Понятно, что Сахаров – это одна из ключевых персон в этой истории.
В этой квартире-музее меня, что называется, «торкнуло». Я примерно представлял себе, кто такой Сахаров, но подробности его биографии не знал. И чем больше узнавал, тем больше понимал, что это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени тоже.
«Это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени»
У Парфенова фильма тогда не случилось по каким-то причинам. Но даром ничего не происходит. Все, что я тогда подхватил и чем тогда проникся, совпало с желаниями продюсера Игоря Мишина из «МТС Медиа» сделать такое кино.
Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова
Отношение к личности Андрея Сахарова
Усольцев: У меня было сложившееся мнение о Сахарове – и оно трансформировалось в лучшую сторону. Я помню этот Съезд народных депутатов. Помню, как был маленький, а Андрея Дмитриевича показывали по телевизору все время. Он меня чудовищно раздражал – странный голос, странная манера выражаться. Я совершенно не мог понять, что он хочет сказать. Ну и потом, я был все-таки довольно юн. Я не понимал, что за человек, почему он против нашего Советского Союза, такого прекрасного и замечательного, в котором я расту. Так мне казалось.
9 июня 1989 г. Москва. Выступление академика Андрея Сахарова во время заключительного заседания Первого съезда народных депутатов СССР (на съезде был избран председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев (на втором плане)
© Борис Кавашкин / ТАСС
Когда я стал взрослее и, надеюсь, умнее (что совсем не факт), я как-то стал больше понимать про него. Но! Переворот случился как раз тогда, когда я стал читать сценарий. Там для меня открылись вещи, которые я не знал. Сахаров приобрел для меня статус супергероя – не в марвеловском варианте. Для меня он стал настоящим супергероем, который смог изменить судьбу.
«Для меня он стал настоящим супергероем, который смог судьбу изменить»
Например, я узнал, что он получал большие деньги за свои изобретения – и огромным поворотом для меня стало то, куда он их дел (накопленные деньги Андрей Сахаров пожертвовал Красному Кресту и онкологической больнице. – Прим. GQ). Потом несчастливая первая семейная история. Как актер, я человек жалостливый – меня такое подкупает.
Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова
Ну и сильный поступок – пойти против системы, иметь право, внутреннюю убежденность и сказать: «А я думаю вот так! И пожалуйста, выслушайте меня». У него хорошие идеи-то были, очень хорошие.
Супер: Когда я писал сценарий – «писал» можно взять отчасти в кавычки, потому что сценарий – это 99,9 % слова самого Сахарова, мною сконструированные в некую логичную последовательность. Так вот, когда я писал сценарий, я намеренно очень хотел отстраниться от собственных мнений, от самого себя.
Там нет моих слов, кроме тех, что вложены в уста Чулпан Хаматовой – такого условного интервьюера-совести, которая ведет разговор с Сахаровым. Да и то ее вопросы – это те, которыми терзал себя сам академик в своих текстовых воспоминаниях и старых архивных интервью. Так что в фильме моего мнения нет практически вообще.
Алексей Усольцев в роли Андрея Сахарова
Что касается моих личных взглядов, то я хорошо отдавал себе отчет в том, кто такой Сахаров, изучив всю его биографию еще тогда, когда мы с Парфеновым хотели делать кино. И у меня не было никаких сомнений, что, с точки зрения драматургии, это один из самых ценных персонажей, потому что он проживает две жизни. Собственно, так кино и называется.
Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»
Главный герой эволюционирует, потому что в начале фильма и в конце – это практически два разных персонажа в одном теле. Жизнь Сахарова – это целая огромная гора внутренних и внешних преодолений, конфликтов, врагов, друзей.
Это история большой любви, которая случилась у него в 49 лет (академик познакомился с Еленой Боннэр в 1970 году. – Прим. GQ). Сахаров – это история про преданность, это история про его самопожертвование. И – что для меня особенно ценно – это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их.
«Это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их»
В начале мы видим мужчину – он воспринимает Берию как политическую фигуру, которая делает нашу державу мощной. Этот герой думает, что любая цена допустима. В конце же фильма мы видим академика, для которого важны глаза двухлетней девочки, пострадавшей от испытаний водородной бомбы. И ничего важнее для него нет. В этом, конечно, великая эволюция гуманитарной мысли, которая случалась в голове у Сахарова.
Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»
Усольцев: Совершенно очевидно, что это эволюция. Он был абсолютно убежден в том, что он сделал, а потом он понял, что он сделал. И изменился – это вообще редкость. Мы часто понимаем, что мы делаем, но совершенно не меняемся. А его это изменило кардинально. Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?
«Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?»
Про роли в фильме
«Почему же именно Алексей Усольцев был выбран на главную роль?» – спрашиваем мы.
Актер только смеется в ответ: «Я не знаю – они почему-то решили, что я очень похож».
Но ему тут же возражает сценарист: «Это совсем не так! Мы решили, что ты совершенно не похож! И это хорошо. В том-то и магия, что ты совершенно не похож, но когда играешь Сахарова, ты – это он».
«В том-то и магия, что ты совершенно не похож, но когда играешь Сахарова, ты – это он»
Супер: Нас это подкупило с первой пробы, когда Леша сам себя снимал на айфон в этих круглых очках и читал монолог про аварию, случившуюся на объекте. Я посмотрел это и открыл рот.
Потом в фойе театра режиссер Ваня снял Лешу в более сентиментальной, интимной сцене, где Сахаров танцует с воображаемой Еленой Боннэр (вторая жена Андрея Сахарова. – Прим. GQ). Мы показали это видео продюсеру Игорю Мишину. Он прослезился, смотря этот танец. Леша был утвержден без каких-либо сомнений.
Усольцев: Я смотрел действительно много видео-, фотоматериалов, читал, пробовал какую-то характерность речевую. Но не знаю – получилось или не получилось. Это первая главная роль в кино – и сразу Сахаров. Спасибо Роме!
25 мая 1989 г. Академик Андрей Дмитриевич Сахаров, общественный деятель, народный депутат СССР, лауреат Нобелевской премии мира
© Дмитрий Донской / РИА Новости
Супер: Сначала я написал сценарий таким образом, что вторым героем был некий журналист сегодняшнего дня, которому было бы интересно залезть в голову Сахарову и узнать то, что реально может волновать журналиста в 2021 году. И вопросы формулировались очень корректно, не дерзко.
Но потом, прочитав сто тысяч раз этот сценарий с Игорем Мишиным, мы поняли, что человек все-таки не бывает на 100 % откровенным с журналистом, которого слышит и видит первый раз в жизни, и все равно будет юлить и делать так, чтобы понравиться себе в этом интервью. В общем, в этом всегда есть некоторая фальшь.
А когда человек может быть откровенным на 100 %? Ну наверное, когда разговаривает сам с собой, со своей совестью, которая его мучает, прижимает к стене, обзывается, которая не стесняется в выражениях – такой разговор «по чесноку». Тогда эта роль трансформировалась в совесть.
Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»
У меня не было сомнений, что это должна быть Чулпан. Из-за ее образа даже не как артиста, а как общественного деятеля, который делает много крутых вещей в нашей стране, мне очень хотелось, чтобы это была именно Чулпан. Ну и у нее прекрасный голос – а играть роль только лишь голосом, наверное, дико сложно.
Она появляется в кадре два раза – в конце первой части и в конце второй части фильма. Но мы только в конце понимаем, кто она такая, перед финальными титрами.
Как это все работает на площадке и в актерской интерпретации – я не знаю. Пусть Леша расскажет, каково ему было разговаривать с этим странным голосом, который прижимает его к стене.
Усольцев: (смеется) Чулпан сделала грандиозную вещь. Не видя ничего, она помогла нам всем, записав черновой вариант своих реплик на диктофон. И сделала это, по-моему, за полчаса – чрезвычайно быстро. Фантастика!
Потом Рома сидел на площадке и задавал эти вопросы вживую, по-настоящему, в микрофон, в реальном времени. Это тоже огромная-огромная работа – я первый раз с таким столкнулся. Рома был на площадке все эти бесконечные съемочные часы и помогал.
«Рома был на площадке все эти бесконечные съемочные часы и помогал»
Супер: Надо сказать, что этот прием, когда один из актеров играет только голосом и мы его реально не видим, придуман, к сожалению, не нами. Этот подход был использован, например, в фильме Спайка Джонса «Она». Я помню, что, когда посмотрел это кино, я настолько влюбился в эту придумку, что сказал себе: «Блин, надо это украсть обязательно и попробовать в каком-нибудь проекте – хотя бы чуть-чуть».
Сейчас выдалась возможность попробовать не чуть-чуть, а «в полный рост». И не просто попробовать – это еще и очень уместно, по-моему, в данной истории.
Один фильм – три вселенные
Супер: Первая вселенная – это документальная часть фильма, сценарий – то есть текст Сахарова. Они взяты из всех книг под редакцией Боннэр, трехтомника воспоминаний, книги великого Юрия Роста «Разговор Роста с Еленой Боннэр», книги Геннадия Горелика о Сахарове и еще книг пяти, которые написаны о Сахарове.
Вторая вселенная – это игровое кино. Это артисты – Алексей Усольцев и Чулпан Хаматова. История оживает и выходит за рамки документальной вселенной благодаря им.
Третья вселенная – это театральное пространство. Ну, условно театральное. Наши декорации весьма минималистичны, и эстетически, мне кажется, это театральная локация. Еще из театрального мира сам Леша. Для меня он прежде всего театральный артист с театральной школой, пришедший к нам не из русских сериалов, а из великого русского театра и принесший эту традицию в наш фильм.
Новые технологии – как старые кадры ожили на экране
«Оживить» архивные кадры позволила технология ARFX – это съемка с использованием LED-экранов с виртуальными фонами, которые помогает создавать игровой движок Unreal Engine. В отличие от использования, например, хромакея, тут актер при желании может видеть все, что происходит на этом экране.