сахаров две жизни лордфильм

«Сахаров. Две жизни»: почему вам стоит посмотреть фильм о создателе водородной бомбы

Рассказывают сценарист Роман Супер и актер Алексей Усольцев.

21 мая, в день столетия Андрея Дмитриевича Сахарова, на платформе онлайн-кинотеатра KION от «МТС Медиа» состоится премьера фильма «Сахаров. Две жизни». Байопик покажет путь академика от одного из создателей первой советской водородной бомбы до правозащитника, известного почти во всем мире.

Картина поделена на две части – «две жизни», – которые соответствуют внутреннему состоянию главного героя.

Сахаров во второй части – это правозащитник и диссидент, это мужчина, который семь лет находился в ссылке, который стремился предотвратить гуманитарную катастрофу и считал, что опасность не только в самом оружии, но и в том, в чьих руках оно оказалось.

Физик, академик Андрей Дмитриевич Сахаров, 1989 г.

© Лев Шерстенников / East News

Режиссер Иван Проскуряков и сценарист Роман Супер ранее уже работали вместе над биографическими картинами об Эдуарде Успенском и Кирилле Толмацком. Автором идеи и генеральным продюсером стал Игорь Мишин – он работал над созданием фильма три года. В роли самого академика Андрея Сахарова мы увидим актера Алексея Усольцева, а за кадром услышим голос Чулпан Хаматовой.

Мы поговорили с Романом Супером и Алексеем Усольцевым, чтобы узнать подробности о фильме и съемках.

Почему именно сейчас и именно об Андрее Сахарове?

Супер: Лет 7–8 назад я оказался в Музее-квартире Сахарова в Москве. Пошел туда собирать хронику, информацию, потому что Леонид Геннадьевич Парфенов меня взял в подмастерье для производства фильма о советском ядерном проекте. Понятно, что Сахаров – это одна из ключевых персон в этой истории.

В этой квартире-музее меня, что называется, «торкнуло». Я примерно представлял себе, кто такой Сахаров, но подробности его биографии не знал. И чем больше узнавал, тем больше понимал, что это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени тоже.

«Это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени»

У Парфенова фильма тогда не случилось по каким-то причинам. Но даром ничего не происходит. Все, что я тогда подхватил и чем тогда проникся, совпало с желаниями продюсера Игоря Мишина из «МТС Медиа» сделать такое кино.

Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова

Отношение к личности Андрея Сахарова

Усольцев: У меня было сложившееся мнение о Сахарове – и оно трансформировалось в лучшую сторону. Я помню этот Съезд народных депутатов. Помню, как был маленький, а Андрея Дмитриевича показывали по телевизору все время. Он меня чудовищно раздражал – странный голос, странная манера выражаться. Я совершенно не мог понять, что он хочет сказать. Ну и потом, я был все-таки довольно юн. Я не понимал, что за человек, почему он против нашего Советского Союза, такого прекрасного и замечательного, в котором я расту. Так мне казалось.

9 июня 1989 г. Москва. Выступление академика Андрея Сахарова во время заключительного заседания Первого съезда народных депутатов СССР (на съезде был избран председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев (на втором плане)

© Борис Кавашкин / ТАСС

Когда я стал взрослее и, надеюсь, умнее (что совсем не факт), я как-то стал больше понимать про него. Но! Переворот случился как раз тогда, когда я стал читать сценарий. Там для меня открылись вещи, которые я не знал. Сахаров приобрел для меня статус супергероя – не в марвеловском варианте. Для меня он стал настоящим супергероем, который смог изменить судьбу.

«Для меня он стал настоящим супергероем, который смог судьбу изменить»

Например, я узнал, что он получал большие деньги за свои изобретения – и огромным поворотом для меня стало то, куда он их дел (накопленные деньги Андрей Сахаров пожертвовал Красному Кресту и онкологической больнице. – Прим. GQ). Потом несчастливая первая семейная история. Как актер, я человек жалостливый – меня такое подкупает.

Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова

Ну и сильный поступок – пойти против системы, иметь право, внутреннюю убежденность и сказать: «А я думаю вот так! И пожалуйста, выслушайте меня». У него хорошие идеи-то были, очень хорошие.

Супер: Когда я писал сценарий – «писал» можно взять отчасти в кавычки, потому что сценарий – это 99,9 % слова самого Сахарова, мною сконструированные в некую логичную последовательность. Так вот, когда я писал сценарий, я намеренно очень хотел отстраниться от собственных мнений, от самого себя.

Там нет моих слов, кроме тех, что вложены в уста Чулпан Хаматовой – такого условного интервьюера-совести, которая ведет разговор с Сахаровым. Да и то ее вопросы – это те, которыми терзал себя сам академик в своих текстовых воспоминаниях и старых архивных интервью. Так что в фильме моего мнения нет практически вообще.

Алексей Усольцев в роли Андрея Сахарова

Что касается моих личных взглядов, то я хорошо отдавал себе отчет в том, кто такой Сахаров, изучив всю его биографию еще тогда, когда мы с Парфеновым хотели делать кино. И у меня не было никаких сомнений, что, с точки зрения драматургии, это один из самых ценных персонажей, потому что он проживает две жизни. Собственно, так кино и называется.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Главный герой эволюционирует, потому что в начале фильма и в конце – это практически два разных персонажа в одном теле. Жизнь Сахарова – это целая огромная гора внутренних и внешних преодолений, конфликтов, врагов, друзей.

Это история большой любви, которая случилась у него в 49 лет (академик познакомился с Еленой Боннэр в 1970 году. – Прим. GQ). Сахаров – это история про преданность, это история про его самопожертвование. И – что для меня особенно ценно – это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их.

«Это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их»

В начале мы видим мужчину – он воспринимает Берию как политическую фигуру, которая делает нашу державу мощной. Этот герой думает, что любая цена допустима. В конце же фильма мы видим академика, для которого важны глаза двухлетней девочки, пострадавшей от испытаний водородной бомбы. И ничего важнее для него нет. В этом, конечно, великая эволюция гуманитарной мысли, которая случалась в голове у Сахарова.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Усольцев: Совершенно очевидно, что это эволюция. Он был абсолютно убежден в том, что он сделал, а потом он понял, что он сделал. И изменился – это вообще редкость. Мы часто понимаем, что мы делаем, но совершенно не меняемся. А его это изменило кардинально. Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?

«Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?»

Про роли в фильме

«Почему же именно Алексей Усольцев был выбран на главную роль?» – спрашиваем мы.

Актер только смеется в ответ: «Я не знаю – они почему-то решили, что я очень похож».

Но ему тут же возражает сценарист: «Это совсем не так! Мы решили, что ты совершенно не похож! И это хорошо. В том-то и магия, что ты совершенно не похож, но когда играешь Сахарова, ты – это он».

«В том-то и магия, что ты совершенно не похож, но когда играешь Сахарова, ты – это он»

Супер: Нас это подкупило с первой пробы, когда Леша сам себя снимал на айфон в этих круглых очках и читал монолог про аварию, случившуюся на объекте. Я посмотрел это и открыл рот.

Потом в фойе театра режиссер Ваня снял Лешу в более сентиментальной, интимной сцене, где Сахаров танцует с воображаемой Еленой Боннэр (вторая жена Андрея Сахарова. – Прим. GQ). Мы показали это видео продюсеру Игорю Мишину. Он прослезился, смотря этот танец. Леша был утвержден без каких-либо сомнений.

Усольцев: Я смотрел действительно много видео-, фотоматериалов, читал, пробовал какую-то характерность речевую. Но не знаю – получилось или не получилось. Это первая главная роль в кино – и сразу Сахаров. Спасибо Роме!

25 мая 1989 г. Академик Андрей Дмитриевич Сахаров, общественный деятель, народный депутат СССР, лауреат Нобелевской премии мира

© Дмитрий Донской / РИА Новости

Супер: Сначала я написал сценарий таким образом, что вторым героем был некий журналист сегодняшнего дня, которому было бы интересно залезть в голову Сахарову и узнать то, что реально может волновать журналиста в 2021 году. И вопросы формулировались очень корректно, не дерзко.

Но потом, прочитав сто тысяч раз этот сценарий с Игорем Мишиным, мы поняли, что человек все-таки не бывает на 100 % откровенным с журналистом, которого слышит и видит первый раз в жизни, и все равно будет юлить и делать так, чтобы понравиться себе в этом интервью. В общем, в этом всегда есть некоторая фальшь.

А когда человек может быть откровенным на 100 %? Ну наверное, когда разговаривает сам с собой, со своей совестью, которая его мучает, прижимает к стене, обзывается, которая не стесняется в выражениях – такой разговор «по чесноку». Тогда эта роль трансформировалась в совесть.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

У меня не было сомнений, что это должна быть Чулпан. Из-за ее образа даже не как артиста, а как общественного деятеля, который делает много крутых вещей в нашей стране, мне очень хотелось, чтобы это была именно Чулпан. Ну и у нее прекрасный голос – а играть роль только лишь голосом, наверное, дико сложно.

Она появляется в кадре два раза – в конце первой части и в конце второй части фильма. Но мы только в конце понимаем, кто она такая, перед финальными титрами.

Как это все работает на площадке и в актерской интерпретации – я не знаю. Пусть Леша расскажет, каково ему было разговаривать с этим странным голосом, который прижимает его к стене.

Усольцев: (смеется) Чулпан сделала грандиозную вещь. Не видя ничего, она помогла нам всем, записав черновой вариант своих реплик на диктофон. И сделала это, по-моему, за полчаса – чрезвычайно быстро. Фантастика!

Потом Рома сидел на площадке и задавал эти вопросы вживую, по-настоящему, в микрофон, в реальном времени. Это тоже огромная-огромная работа – я первый раз с таким столкнулся. Рома был на площадке все эти бесконечные съемочные часы и помогал.

«Рома был на площадке все эти бесконечные съемочные часы и помогал»

Супер: Надо сказать, что этот прием, когда один из актеров играет только голосом и мы его реально не видим, придуман, к сожалению, не нами. Этот подход был использован, например, в фильме Спайка Джонса «Она». Я помню, что, когда посмотрел это кино, я настолько влюбился в эту придумку, что сказал себе: «Блин, надо это украсть обязательно и попробовать в каком-нибудь проекте – хотя бы чуть-чуть».

Сейчас выдалась возможность попробовать не чуть-чуть, а «в полный рост». И не просто попробовать – это еще и очень уместно, по-моему, в данной истории.

Один фильм – три вселенные

Супер: Первая вселенная – это документальная часть фильма, сценарий – то есть текст Сахарова. Они взяты из всех книг под редакцией Боннэр, трехтомника воспоминаний, книги великого Юрия Роста «Разговор Роста с Еленой Боннэр», книги Геннадия Горелика о Сахарове и еще книг пяти, которые написаны о Сахарове.

Вторая вселенная – это игровое кино. Это артисты – Алексей Усольцев и Чулпан Хаматова. История оживает и выходит за рамки документальной вселенной благодаря им.

Третья вселенная – это театральное пространство. Ну, условно театральное. Наши декорации весьма минималистичны, и эстетически, мне кажется, это театральная локация. Еще из театрального мира сам Леша. Для меня он прежде всего театральный артист с театральной школой, пришедший к нам не из русских сериалов, а из великого русского театра и принесший эту традицию в наш фильм.

Новые технологии – как старые кадры ожили на экране

«Оживить» архивные кадры позволила технология ARFX – это съемка с использованием LED-экранов с виртуальными фонами, которые помогает создавать игровой движок Unreal Engine. В отличие от использования, например, хромакея, тут актер при желании может видеть все, что происходит на этом экране.

Источник

Разрушитель ядра

Документально-игровой фильм «Сахаров. Две жизни»

К 100-летию со дня рождения Андрея Сахарова (1921–1989) для онлайн-кинотеатра KION режиссером Иваном Проскуряковым по сценарию Романа Супера снят документально-игровой фильм «Сахаров. Две жизни». Его посмотрел Андрей Плахов.

сахаров две жизни лордфильм сахаров две жизни лордфильм

Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION

Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION

Некогда популярное определение «документально-игровой» сегодня используется гораздо реже, поскольку эти два начала, лежащие в основе феномена кинематографа, в его новейшей практике постоянно проникают одно в другое и все к этому привыкли. Однако данный фильм, автором идеи которого стал продюсер Игорь Мишин, интересен тем, что прием «документальной игры» не закамуфлирован, а, наоборот, выведен наружу. Это напоминает эксперименты в области телетеатра, которые были модны еще на заре телевидения, или современный театр.док. В то же время создатели «Сахарова» активно используют новейшие технологии, такие как система дополненной реальности StageCraft, LED-экраны и виртуальные фоны. Неожиданность прежде всего в том, что эти технологии сопровождают не развлекательный продукт, а крайне серьезную и даже болезненную тему.

Это не парадная «юбилейная» биография ученого, а скорее ее деконструкция. Исполнитель главной роли Алексей Усольцев, хоть и старается имитировать картавый акцент Сахарова, не играет его в обычном смысле слова. Актер помещен в околотеатральное пространство-трансформер. С ним вступает в диалог невидимая собеседница, чей закадровый голос легко узнаваем: это Чулпан Хаматова в образе, который мы довольно скоро и без подсказки определим как Совесть академика. Она задает ему вопросы, часто неудобные, не самые приятные, а у него не остается иного выхода, как отвечать. Своего рода судебный процесс, он же сеанс психоанализа, но без судей и врачей.

сахаров две жизни лордфильм сахаров две жизни лордфильм

Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *