с каким недугом столкнулся и с бах в последние годы жизни
Иоганн Себастьян Бах
немецкий композитор, органист, музыкальный педагог
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach) родился 31 марта (в ряде источников дата его рождения указывается по юлианскому стилю – 21 марта) 1685 года в Эйзенахе (Германия), в музыкальной семье. Несколько поколений рода с самого начала 16 века были профессиональными музыкантами. Родители Баха рано умерли, и он был отдан на воспитание старшему брату, служившему органистом при церкви.
Брат обучил его основам музыки, выбирая в качестве материала в основном классические образцы. Но младший Бах знал, что у старшего под замком хранятся ноты современных модных композиторов. По ночам, при лунном свете он пробирался к заветному шкафу и переписывал себе драгоценную музыку. Каково же было его разочарование, когда старший брат, узнав о ночных вылазках, отобрал у него и оригинал, и копию. Бах-младший в слезах поклялся, что если ему нельзя играть эту музыку, он напишет другую – ещё лучше. И ведь написал.
С момента окончания своей учебы Бах сменил множество должностей. Он был придворным музыкантом в Веймаре, смотрителем органа в Арнштадте, органистом в Мюльхаузене. За это время он стал очень известен как виртуозный органист.
В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и прожил до конца жизни. Лейпцигский период стал вершиной творческого пути композитора, это годы создания самых монументальных его произведений, хотя и очень сложные годы в материальном плане. Он работал кантором в церкви святого Фомы и в школе при этой церкви, а также руководил студенческой «Музыкальной коллегией».
Под старость Бах почти ослеп. Музыку за него записывал его зять, под диктовку великого композитора. Приехавший в Лейпциг знаменитый офтальмолог Джон Тейлор сделал Баху две операции на глазах, но это не помогло. Последнее произведение, написанное Бахом называлось «Вот я предстаю перед Твоим троном».
В творческом наследии великого композитора можно найти практически все жанры эпохи позднего барокко, кроме оперы: это произведения для солистов и хора, органная и клавирная музыка, оркестровые композиции. Основным выразительным средством является полифония в сочетании с гармонией.
Последняя болезнь и смерть
Последняя болезнь и смерть
До самой весны 1749 года у Баха не было совершенно никаких признаков болезни, жертвой которой он стал в следующем году. Но в начале лета здоровье его внезапно настолько пошатнулось, что в Лейпциге появились уже претенденты на его должность. Всесильный министр дрезденского двора граф Генрих фон Брюль требовал эту должность для своего капельмейстера Готтлоба Харрера.
«8 июня 1749 года по распоряжению городского муниципалитета, большинство членов которого лично явилось в большой концертный зал „Трех лебедей“, капельмейстер его превосходительства тайного советника и премьер-министра графа фон Брюля Готтлоб Харрер с большим успехом играл на пробу с той целью, чтобы получить должность кантора в церкви св. Фомы, если капельмейстер и кантор господин Себастьян Бах скончается».
Однако Бах вновь выздоровел. Казалось, вернулась его былая сила и даже прежнее воинственное настроение. На этот раз он ввязался в распрю, в центре которой стоял один из лучших его учеников, фрейбергский кантор Иоганн Фридрих Долес.
Фрейбергский ректор Бидерман, который, по всей вероятности, ревниво относился к успехам своего кантора, яростно боролся против значительной роли музыки в академическом учебном плане. Он утверждал, что музыка оказывает плохое влияние на характер и приводил в пример Катона, Калигулу и Нерона. Известный критик Маттесон счел своей обязанностью защитить музыкальное искусство от «провозглашающего ошибочные учения преподавателя, мрачного мизантропа и безбожного пасквилянта». Бах увидел, что среди нового поколения имеются те же разногласия, что были в свое время у него с ректором Эрнести. Он обратился к Готлибу Шрётеру с просьбой защитить оклеветанное музыкальное искусство. Шрётер написал достойный ответ и послал его Баху, который так отозвался о нем:
«Рецензия Шрётера хорошо написана и соответствует моему мнению; скоро она будет опубликована в печати… Если появится еще несколько таких опровержений, в чем я уверен, то, несомненно, мы основательно прочистим грязные уши автора (Бидермана), чтобы они научились лучше воспринимать музыку».
Выражение «грязные уши», однако, не понравилось Маттесону, он даже упрекает за него Баха, считая, что оно: «Безвскусное, низкопробное выражение, недостойное капельмейстера, жалкий намек на слово „ректор“[1]». Статья Шрётера была опубликована в этом же году, но в измененной форме. Шрётер думал, что в этом виноват Бах, что в конце концов еще привело к неприятному конфликту между ними.
в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».
Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Бах, даже в последние дни своей жизни, когда только глаза позволяли ему, просматривал свои произведения для органа. Еще прежде, чем он полностью ослеп, он энергичной рукой переписал свои 15 хоральных прелюдий, но потом болезнь вернулась с новой силой. Во время болезни он очень дорожил обществом своей дочери Лизген и зятя Альтниколя, который записывал на бумагу последние мысли композитора: XVI и XVII прелюдии. В начале июля он продиктовал еще заключительную пьесу серии, XVIII прелюдию «Когда мы в самой тяжкой беде». Но потом он попросил Альтниколя изменить заголовок согласно тексту другого хорала, который поют на ту же мелодию (Припадаю к трону твоему), первую и последнюю строфу которого он даже тихонько продекламировал.
На середине двадцать шестого такта рукопись обрывается. 28 июля в состоянии больного, казалось, наступило неожиданное улучшение, но уже через несколько часов оно снова стало критическим.
во вторник, «в сумерках длинного летнего вечера он испустил свой последний вздох».
В лейпцигском Бюро регистрации смертей была сделана следующая запись:
«Иоганн Себастьян Бах, шестидесяти семи лет, капельмейстер и кантор церкви св. Фомы, был похоронен 30 июля 1750 года с катафалком».
«Spenersche Zeitung» от 3 августа писала:
«В прошлый вторник, 28 числа предыдущего месяца на шестьдесят шестом году жизни вследствие плохо удавшейся глазной операции, сделанной известным английским глазным врачом, скончался знаменитый музыкант господин Иоганн Себастьян Бах, придворный композитор короля польского и курфюрста саксонского, капельмейстер герцога саксонско-вейсенфельзского и анхалып-кётенского, музыкальной директор и кантор школы св. Фомы. О потере этого неслыханно талантливого и славного человека глубоко скорбит каждый настоящий знаток музыки».
В журнале «Полезные сообщения о работе ученых и прочих событиях в Лейпциге» была опубликована следующая заметка:
«28 июля в 8 часов вечера из мира живых ушел господин Иоганн Себастьян Бах, придворный композитор Его Величества короля польского и Его Высочества курфюрста саксонского, капельмейстер князя анхалып-кётенского и саксонско-вейсефельзского, музыкальный директор и кантор лейпцигской школы св. Фомы. Неудачная операция глаз похитила у нас этого достойного мужа, который своим необыкновенным искусством в музыке заслужил бессмертную славу и который оставил после себя сыновей, также приобретших известность на музыкальном поприще».
31 июля, в пятницу, Баха похоронили. Это был день крестного хода и, чтобы успеть на богослужение, учащимся нужно было пораньше проводить своего кантора на кладбище св. Иоганна. Могила была расположена у южной стены церкви. На могиле Баха не был поставлен надгробный камень и только более чем через сто лет после его смерти отметили мемориальной доской место, где он был похоронен:
В ЭТОЙ ЧАСТИ БЫВШЕГО КЛАДБИЩА СВЯТОГО ИОГАННА 31 ИЮЛЯ 1750 ГОДА ПОХОРОНЕН ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Позже, в 1894 году, когда были снесены стены старого кладбища, начались более тщательные поиски. В одном дубовом гробу нашли останки мужчины среднего, пропорционального телосложения. Скелет сохранился довольно хорошо; массивный череп, покатый лоб, глубоко посаженные глазницы и энергичный подбородок напоминали портреты Баха. Сравнения с портретами и научная экспертиза позволили предположить, что это останки великого композитора. Их поместили в скромный известняковый саркофаг с надписью
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Этот саркофаг был установлен под алтарем церкви.
Прах Баха уже почти пятьдесят лет покоился здесь по соседству с прахом известного немецкого поэта Геллера, когда 4 декабря 1943 года церковь св. Иоганна была разрушена прямым попаданием бомбы. Склеп, в котором стояли саркофаги Баха и Геллера, чудом уцелел. В 1950 году по случаю двухсотлетия со дня смерти Баха останки его перенесли туда, где он когда-то работал – в церковь св. Фомы и похоронили в усыпальнице, вделанной в галерею, ведущую на хоры церкви.
7 августа 1750 года происходило заседание лейпцигского муниципалитета; протокол содержит следующую запись:
«Кантор школы св. Фомы или, вернее, капельмейстер Бах умер.
Бургомистр Штиглиц: Школе нужен кантор, а не капельмейстер, но в музыке он должен разбираться».
На этом заседании не прозвучало ни слова признания или сожаления. Преемником Баха избрали Готлоба Харрера, протеже министра Брюля.
Великий Бах, который никогда не ленился
Увеличивать славу нашего города,
На которого смотрел весь мир и которого
Мы не можем никем заменить, увы! мертв.
Бах не оставил завещания, поэтому третья часть его наследства досталась его вдове, остальные две трети – девяти его детям. В описи его имущества перечислены следующие музыкальные инструменты:
1 фанерованный клавесин, который, по возможности, должен остаться в семье 80 тл. – кр.
1 то – же маленький 20 тл. – кр.
1 лютня-клавицимбал 30 тл. – кр.
1 скрипка Стейнера 8 тл. – кр.
1 скрипка похуже 2 тл. – кр.
1 скрипка пикколо 1 тл. 8 кр.
1 маленькая виолончель в тл. – кр.
1 виола да гамба 3 тл. – кр.
Всего: 371 тл. 16 кр.
По всей вероятности, число музыкальных инструментов, принадлежавших Баху, было гораздо больше, чем это указано в данном списке. Но еще при жизни он роздал многие свои инструменты детям. Например, Иоганн Христиан претендовал на два клавира, ссылаясь на то, что отец еще при жизни подарил их ему.
Полная стоимость всего наследства составила 1122 талера 16 крейцеров, что не представляло собой сколько-нибудь значительного состояния. Вдова Баха вскоре впала в большую нищету. 19 мая 1752 года городской муниципалитет выплатил ей 40 талеров за «несколько музыкальных пьес, учитывая ее стесненное положение». Немногим позже ее поместили в богадельню на Хейн-штрассе, где она и умерла 27 февраля 1760 года.
Читайте также
Болезнь, отставка и смерть
БОЛЕЗНЬ, ОПАЛА, СМЕРТЬ
7. БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ
Болезнь и смерть
Болезнь и смерть
Болезнь и смерть
БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ
Последняя болезнь и смерть
Бах: биография, личная жизнь и творчество композитора
Портрет Иоганна Себастьяна Баха: YouTube / Телеканал Культура
Иоганн Себастьян Бах, биография которого пестрит яркими фактами, прожил долгую и продуктивную жизнь, оставив в наследство потомкам прекрасную музыку. Как гений сочинял произведения, которые стали легендарными, каким было его детство и что скрывает история личной жизни композитора, расскажем в статье.
Биография Баха: детство, образование
Кто такой Бах? Масштабная фигура в мире музыки, противоречивая персона и настоящий революционер, человек, который имел смелость сочетать между собой несочетаемое — все это Иоганн Себастьян Бах. Биография композитора захватывающая и полна сюрпризов, что еще раз подтверждает исключительность личности гения.
Бах относится к роду музыкантов-универсалов, так как жанрово его произведения охватывают разные стили. Он искусно владел множеством инструментов, обладал абсолютным слухом и безупречным чувством такта, а также произвел переворот, скомбинировав традиции протестантского хорала с настроениями европейских музыкальных школ. Биография Баха — квинтэссенция взлетов и падений.
Умер известный казахстанский композитор и джазмен Яков Хан
Малая Родина Баха простиралась между живописными холмами Тюрингенского леса и Хайнигского национального парка, где расположился небольшой Эйзенах (Германия). Именно здесь 31 марта 1685 года в семье Иоганна Амброзиуса Баха родился ребенок. Мальчика назвали Иоганн Себастьян Бах, и он стал восьмым и самым младшим малышом в семье. Вот и ответ на вопрос, где родился Бах.
Фамилия Бах, музыка, сочинение песен и мелодий — все эти слова можно смело ставить в один ряд. Интересен тот факт, что почти пять поколений по отцовской линии были тесно связаны с музицированием:
Свадьба в стиле бохо: оформление зала и одежда
Не удивительно, что жизнь и творчество Баха были неразрывно связаны с мелодией. К сожалению, у ребенка было не самое простое детство:
На тот момент старший брат Иоганна — Иоганн Кристоф уже работал учителем музыки в небольшом соседствующем городке Ордруф. Он забрал несовершеннолетнего мальчика к себе и занялся его воспитанием:
Ибн Сина: биография и философия
Желание быть самостоятельным привело Себастьяна к волевому решению — в 15 лет он получил свою первую работу в провинциальном городке Люнебурге. На этом детство Баха было окончено и официально начался период юности:
Себастьян вынуждено поставил на учебе точку и отдался работе, не приминая случая он путешествовал по Целле, Любеку и Гамбургу.
Иоганн Себастьян Бах: творчество, чем известен
Многие поклонники и критики называют творчество Баха уникальным явлением в классической музыке. На чем играл Бах?
Брат Кристоф научил Себастьяна играть на клавире и органе. В этот же период жизни талантливый молодой парень самостоятельно стал изучать нотную грамоту и переписывать мировые музыкальные шедевры, раскладывая их на аккорды. С 1703 года есть ведомости, что Бах играл на скрипке, как и его отец.
Мейрамбек Беспаев: биография, творческий путь
Также Иоганн Себастьян Бах умел фантастически петь и в раннем детстве пел в церковном хоре.
Бах играет на органе: YouTube / Телеканал Культура
Проследим творческую прямую развития гениальной личности:
Жангир хан: биография правителя
В преклонном возрасте слава Баха померкла, так как в моду вошел классицизм. Но это никак не повлияло на почитаемость вклада композитора в классическую музыку и навсегда внесло его в мировой зал славы.
Иоганн Себастьян Бах: факты, личная жизнь, последние годы
Иоганн Себастьян Бах, портрет которого подтверждает, что мужчина имел средние внешние данные, все же пользовался популярностью у женщин. Доказательством тому служат яркие факты его личной жизни:
Моцарт: биография, личная жизнь и творчество композитора
Именно с Анной Бах состарился и в преклонном возрасте считал семью своей единственной радостью. До последних дней музыкант сочинял и играл, а Анна пела, устраивая потрясающие камерные концерты.
В последние пять лет жизни здоровье Себастьяна Баха пошатнулось, он практически полностью потерял зрение. Но продолжал творить, диктуя музыку своему зятю. Жажда вернуть четкость зрения привела композитора на операционный стол к врачу-экспериментатору Джону Тейлору. Но вмешательство прошло неудачно, и 28 июля 1750 года 65-летний музыкант скончался.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
10 интересных фактов о великом композиторе Иоганне Себастьяне Бахе (3 фото)
Сегодня мы поговорим больше не о его произведениях, а о его жизни. Какие из сыновей Баха стали знаменитыми композиторами, что мог сделать Иоганн Себастьян в порыве гнева и ради какого органиста он прошёл пешком 50 километров — эти и ещё семь интересных историй в нашем материале.
1. У Баха было восемь братьев и сестёр. Иоганн был самым младшим. Музыке его начал учить старший брат Иоганн Кристоф, когда Себастьяну было десять лет.
2. Мать Баха умерла, когда мальчику было девять лет, а через год умер отец. Воспитанием осиротевших детей занимался старший брат Иоганн Кристоф.
3. Первое произведение Бах написал в возрасте 15 лет. У него был уникальный слух: после прослушивания новой мелодии Иоганн тут же её запоминал и играл без ошибки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.
4. В юности Бах пел в церковном хоре. В последствии именно благодаря ему в хор стали брать не только мужчин, но и женщин. Интересно, что первой хористкой стала его жена.
5. И. С. Бах был женат дважды. Первая супруга — его кузина Мария Барбара. Союз подарил им семерых детей, трое из них умерли во младенчестве. Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил в последствии стали знаменитыми композиторами. Второй избранницей Иоганна Себастьяна стала певица Анна Магдалена. В браке с ней родилось 13 детей, однако семь из них умерли во младенчестве.
6. Современники отмечали, что немецкий композитор был достаточно вспыльчивым человеком. Если его выводили себя, он мог сломать инструмент, разорвать ноты и накричать на своих подчинённых.
7. Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Любимым же инструментом композитора был орган. Именно для него он написал большинство своих произведений.
8. А вот любимым композитором Иоганна Себастьяна был соотечественник Дитрих Букстехуде. Бах посещал его концерты, а однажды даже прошёл пешком 50 километров, чтобы успеть на выступление органиста и композитора.
9. Иоганн Себастьян Бах признан лучшим композитором в истории человечества по версии издания New York Times.
10. Бах был похоронен на кладбище при церкви Св. Иоанна. Интересно, что его могила была утеряна и обнаружили её случайно лишь в конце XIX века. Во время Второй мировой войны храм был разрушен, а останки композитора были перенесены в церковь Св. Фомы.
Его оперировал некий Д. Тейлор (John Taylor, 1703–1774). Он был старшим сыном Джона Тейлора, хирурга и аптекаря из Норвича. Родился 16 августа 1703 года. В 1722 году поступил на работу в качестве помощника аптекаря в Лондоне. Учился хирургии под руководством У. Чизелдена (William Cheselden) в госпитале св. Фомы, уделяя особое внимание заболеваниям глаз. Затем Тейлор некоторое время практиковал в Норвиче в качестве общего хирурга и окулиста, но, встретив значительное сопротивление врачебной корпорации, решил расширить сферу своей деятельности. В 1727 году он начал путешествие по стране, и до 1734 объехал большую часть Британских островов. Получил степень доктора медицины в Базеле в 1733 году и стал членом тамошней коллегии врачей. В 1734 году Тейлор получил степень доктора медицины в университетах Льежа и Кельна. В том же году совершил турне по Франции и Голландии и вернулся обратно в Лондон в ноябре 1735 года. В 1736 году он был назначен окулистом английского короля Георга II. Более 30 лет Тейлор продолжал свои офтальмологические «гастроли», имея в Лондоне штаб-квартиру, но посетив почти каждый суд в Европе!
Тейлор уверял, что слушал лекции Г. Бургаве и учился коучингу у выдающегося французского хирурга и анатома Жана Луи Пти (Jean Louis Petit, 1674–1750). Похоже, что лучше он от этого не стал. Современники характеризовали Тейлора как субъекта, который потрясающе умел «убалтывать» больных. Существует очень выразительное определение его: «в науке — ученый, в практике — шарлатан».Он был автором книги «История путешествий и приключений Шевалье Джона Тейлора, офтальмиатра» (Лондон, 1761). Себя он неизменно величал «шевалье» (кавалер). Помните «шевалье д,Артаньяна»? Ну прямо мушкетер! Если судить по тому, скольких пациентов Тейлор лишил глаз, то да. Тейлор путешествовал по Европе в карете, на которой были нарисованы красивые и выразительные… глаза! О его прибытии в город сообщалось заранее (он использовал громкий слоган «Возвращая зрение — возвращаю жизнь»), чтобы привлечь как можно больше доверчивых простофиль. Обычно он делал небольшой разрез в конъюнктиве глаза и накладывал повязку на семь дней. За это время он смывался из города, и его обман не успевали разоблачить. А под повязкой легче развивалась вторичная инфекция, которая тогда могла легко погубить глаз. Примечательно, что в качестве платы за лечение Тейлор принимал не только деньги, но и ценные вещи, например золотые часы. Писатель Сэмюэль Джонсон использовал пример Тейлора в качестве иллюстрации того, как «далеко в своей наглости может дойти невежество». Но Тейлор не смущался упреками и называл себя опытным «коучером» — хирургом, специализирующимся на удалении катаракты дроблением.
Надо признать, что кое-какие достижения у Тейлора все же были. Он был первым, кто описал кератоконус, да и в хирургическом подходе к косоглазию (посредством разреза глазодвигательной мышцы) он был впереди своего времени (R. Zegers, 2011). Пациенты во второй половине XVIII века при глазных операциях сидели в кресле в вертикальном положении и плотно прижимались помощником врача к спинке стула, ведь единственной анестезией были алкоголь и опиаты. А вот Д. Тейлор использовал шпатель, которым прижимал верхнее веко к костной стенке глазницы. Части назоресничного нерва или его ветвей «выключались», а именно эти нервы обеспечивали иннервацию роговицы, радужки и ресничного тела, поэтому манипуляция Тейлора все-таки ослабляла боль.
В течение последнего года жизни Баха зрение композитора стало настолько плохим, что он, после уговоров друзей, решился на операцию. На беду в тот момент и прикатил Тейлор в своей «глазной» карете. Первая операция Баха состоялась между 28 и 31 марта 1750 года, а вторая была выполнена в период с 5 по 7 апреля. Скорее всего, первая операция была стандартным «коучингом» — процедурой, которую Тейлор описал в своей книге о лечении катаракты и глаукомы (1736). При этой операции разрез размером около 4 мм производился на 3,5 мм кзади от лимба. Плоско-выпуклой иглой вскрывалась задняя капсула хрусталика, и движением иглы кпереди и вниз непрозрачный хрусталик смещался книзу в стекловидное тело. Понятно, что без какой-либо коррекции даже в случае удачи человек мог видеть очень плохо. Второй раз Бах был прооперирован из-за появления катаракты (?!). Возможно, что коучинг привел к смещению хрусталика кпереди, зрачковому блоку и вторичной глаукоме.
Что именно случилось во время операции, нам никогда не будет известно, но общий подход Тейлора после вмешательства включал кровопускание, слабительные, закапывание в глаз капель крови от убоя голубей (?!) и припудривание его сахарной пудрой или прокаленной солью. В случае серьезных воспалений Тейлор назначал большие дозы ртути. И это все происходило в доантисептическую эпоху. Конечно, много осложнений могло быть вызвано такими операциями: увеит или эндофтальмит, вторичная глаукома, кровоизлияние, отслойка сетчатки и даже (после 4–8 недель) симпатическая офтальмия.
Кстати говоря, неизвестно, прооперировал Тейлор один или оба глаза у Баха в обоих случаях. Он, возможно, взялся за вторую операцию потому, что результат был не совсем таким, как он хотел, или, возможно, он прооперировал второй глаз во время второй операции. По данным газеты Vossische Zeitung (1750 г., № 41), Бах был в состоянии видеть намного лучше после первой операции: «В числе других он оперировал — причем с наижелательнейшим успехом — и господина капельмейстера Баха, из-за [слишком] частого употребления зрения почти совершенно оного лишившегося, — какового неоценимого счастья многие тысячи людей сему всемирно знаменитому композитору от души желали и всячески господину Тейлору за то признательны… [Сообщение в „Берлинской привил. газете“. — Лейпциг, 1.IV. 1750 г.]». Но есть предположение, что на газету мог оказать влияние сам Тейлор.
Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии — «Vor deinen Thron tret ich hiermit» («Вот я предстаю перед Твоим троном»), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного «Искусства фуги».