с а миронова биография логопедия
С а миронова биография логопедия
Когда речевой сюжет или его фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: “Погладь Катю. Вот так погладь Катю. Пожалей… Скажи: не плачь, Катя!” (сравните с первым образцом речи). Таким образом, логопед одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
В ходе игры воспитатель или логопед должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте и особенности детей с общим недоразвитием речи, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
С а миронова биография логопедия
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.
Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Методика С.А. Мироновой
С.А. Миронова предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи (от простейшей ситуативной ее формы до контекстной) в процессе прохождения ряда разделов программы детского сада: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).
При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.
Вся коррекционная и обучающая работа разделена по кварталам:
Развитие элементарных математических представлений (счет в пределах шести, соотнесение числа с количеством предметов). Дети упражняются в доступной ситуативной речи.
В рисовании дети учатся передавать в рисунке простые геометрические формы: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат.
На занятиях по ручному труду (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети также овладевают простыми геометрическими формами, учатся их вырезать, конструировать.
Коррекционные задачи: обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью. При построении ответов дети опираются на конкретные вопросы логопеда и наглядный материал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: транспорт, птицы, домашние животные, почта. Зима.
Развитие математических представлений включает обучение счету до 9, сравнения в пределах 5, формирование пространственных представлений (левая, правая сторона тела, листа бумаги).
На занятиях по рисованию и ручному труду дети учатся изображать различные по степени сложности предметы (животные, птицы, узоры).
Коррекционные задачи: овладение сложными формами ситуативной речи. Значительное место занимает поэтапная работа над фразой: построение простой фразы, распространение фраз, конструирование вариантов фраз для выражения одной и той же мысли.
Уточняется правильный порядок слов в предложении, осуществляется переход к построению сложноподчиненных конструкций и составлению рассказов.
Постепенно использование наглядной опоры в ответах детей уменьшается. В этот период начинается развитие элементарной контекстной речи.
Дети задают такие вопросы, при построении ответов на которые они имеют лишь частичную опору на наглядный материал. Конкретные вопросы, относящиеся к последовательности выполняемой работы, способствуют развитию у детей логического мышления. Из отдельных ответов составляется целый логически построенный рассказ.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: дикие животные средней полосы, перелетные птицы, профессия. Весна.
Формирование математических представлений включает обучение сравнению в пределах 9-10, ответам на вопросы: Какой? Который? Сколько?
На занятиях по рисованию и ручному труду дети выполняют несложные рисунки и аппликации к сказкам, лепят животных из знакомых сказок, конструируют предметы.
Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной речью, переход к контекстной речи. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и вопросам логопеда, затем без помощи вопросов логопеда. Все меньше места отводится наглядной опоре. К концу третьего квартала дети самостоятельно составляют вопросы, относящиеся не только к происходящему действию в данный момент, но и к тому, что происходило или будет происходить. Используются новые формы занятий: беседа, анализ различных видов работ детей. Изучение тем охватывает как можно больше предметов. Дети дают полные разнообразные ответы.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Лето.
Формирование математических представлений включает изучение состава чисел 4-5, закрепляются навыки счета предметов обихода.
На занятиях по рисованию и ручному труду дети выполняют рисунки по замыслу и узоры в аппликации, лепят героев из сказок, конструируют из природного материала игрушки.
Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной и контекстной речью различных форм сложности. Дети учатся выразительно пересказывать прочитанный текст и сказки, составлять рассказы без помощи вопросов, рассказы по картине с элементами творчества, проводятся беседы обобщающего характера по знаниям, полученными детьми за год. Наглядный материал почти не используется.
Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.
Исходя из вышесказанного, можно подвести итог, методика С.А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е. Левиной).
Отказалась от эскорта, потеряла работу: печальная история советской Одри Хепбёрн
«Будешь моей манекенщицей!»
Судьба словно издевалась над девочкой: награждала ее талантами и тут же отбирала возможность ими воспользоваться. Лёку приняли в Вагановское училище, где на нее обратила внимание выдающаяся танцовщица и педагог Наталья Дудинская. Однако у юной балерины развился остеопороз, и о карьере на сцене пришлось забыть. У девочки были чудесный голос и идеальный слух, она знала наизусть многие оперные партии, но повредила голосовые связки — и мечта стать певицей тоже не сбылась.
Леокадия обожала рисовать и решила стать архитектором или художником. Начала готовиться к поступлению в архитектурный вуз, но и этой надежде не суждено было сбыться: девушка неожиданно ослепла на один глаз. «Передо мной словно вспыхнул огненный шар, и вся перспектива оказалась залита ярким светом, меняющим оттенки. Больше зрение так и не восстановилось», — рассказывала потом Леокадия.
Но однажды судьба все же решила проявить благосклонность. Как-то подруга попросила Лёку съездить с ней на экспериментально-техническую фабрику, где работали выпускники текстильного института. Там ее и заметил молодой модельер Вячеслав Зайцев. Подошел, всплеснул руками:
— Какая девочка! Ты чья?
— Мамина, — улыбнулась Лёка.
— А чем ты занимаешься?
— Да ничем.
— Прекрасно! Будешь у меня манекенщицей!
Не дав Лёке опомнится, Зайцев за руку потащил ее в кабинет к директору, где девушке оформили трудовую книжку. Так в феврале 1962 года Леокадия стала моделью.
Демонстратор одежды
Зарплата была смешная — 76 рублей — на 16 больше, чем у уборщиц. Но «мастерам чистоты» хотя бы выдавали ведра, швабры и тряпки, а манекенщицы, которых называли «демонстраторами одежды», покупали всё сами, например косметику. Работа была тяжелой: порой приходилось по 10 часов стоять с прямой спиной на каблуках, пока художники спорили, как доработать модель платья. Иногда девочки не выдерживали: падали в обморок прямо на показах.
Манекенщицам строго-настрого запрещали общаться с дизайнерами, которые приезжали в Союз показать свои коллекции. Поздороваться можно, а больше — ни-ни! Повсюду стояли «искусствоведы в штатском», которые следили за тем, чтобы девушки ни с кем не разговаривали. Сотрудники КГБ заставляли сдавать подарки: хорошо, если позволят оставить тушь или губную помаду, будет чем нарисовать себе лицо перед выходом на подиум.
«Мы ведь не за деньги работали, а за идею: всем своим видом, улыбкой, походкой от бедра убедить советских женщин, которые в то время были обделены абсолютно всем, что они могут быть яркими и красивыми», — так говорила Леокадия о своей работе. С Зайцевым они стали творческим дуэтом на многие годы. Где бы ни показывал модельер свою одежду — в московском Доме художника или захолустном ДК в провинции, рядом всегда была Миронова.
Звезда Советского Союза
Свою первую коллекцию Зайцев представил в 1963 году в спортивном комплексе «Крылья Советов». Присутствовали на шоу и иностранные журналисты. Представитель французского Paris Match на вопрос, какая из девушек была самой красивой, ответил: «Модель Зайцева». После этого снимки Вячеслава и Лёки начали печатать во всех журналах, а их самих позвали работать в главном доме моделей Союза на Кузнецком Мосту.
Лёка стала такой популярной, что потеснила известную на весь СССР Регину Збарскую. Портрет Мироновой в полный рост 21 год провисел в ювелирной секции ГУМа. На восьми из десяти витринных фотографий красовалась Лёка. Она встречала свои снимки в кабинах троллейбусов в Ленинабаде и в мелких торговых лавочках в Сухуми.
Большая любовь
Личная жизнь Мироновой не складывалась. Первый и единственный брак оказался неудачным: муж-телевизионщик ревновал ее ко всем, даже к матери. В конце концов поставил ультиматум: или я, или она! Лёка собрала вещи и уехала к Артемиде. Были и поклонники — режиссер-документалист Герман Фрадкин, брат Владимира Познера Павел. Но стоило мужчинам заговорить о создании семьи, как Леокадия исчезала из их жизни. Больше выходить замуж она не хотела.
Как-то на фестивале мод Лёка увидела юношу удивительной красоты. Потом она вспоминала, что он был чем-то похож на Брэда Питта и Сергея Есенина. Парень работал на мероприятии фотографом и всё время снимал Миронову. Они не были знакомы, но Леокадия, идя по подиуму, искала его глазами. Если видела, останавливалась и позировала. Пообщаться они не могли даже за кулисами: за моделями следили сотрудники КГБ. Фестиваль закончился, и фотограф уехал. Лёка грустила: мальчик запал ей в сердце.
А в 1970 году в командировке в Вильнюсе они снова встретились. Сначала не узнали друг друга. Лёка подумала: «Как он похож на парня, который меня фотографировал!» Ее новый знакомый Антанас: «Она совсем как та француженка, которую я снимал на фестивале!» Неделю они провели вместе: обнимались, гуляли, ходили по музеям. Когда Лёка вернулась в Москву, парень поехал за ней. Как-то Леокадия начала показывать ему журналы со своими снимками. «Так это была ты?» — только и спросил Антанас.
Разгорелся роман, который длился два года. Антанас был младше Леокадии на восемь лет, но им это не мешало. Литовец почти каждое утро улетал в Вильнюс на работу, а вечером возвращался к Лёке в Москву. Но на родине юноши, где буйно цвел национализм, выбор Антанаса не одобрили. Ему угрожали в лицо: «Будешь с этой русской встречаться — прибьем. Она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам сбежишь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим». Как-то даже напали с ножом: спасло парня лишь то, что он был в мотоциклетных перчатках.
Другим везло меньше. Художественный руководитель Вильнюсского дома моделей взял в жены москвичку, и однажды их на прогулке избили так, что девушка умерла. Зарезали еще одну русскую девушку, которую знала Лёка, — племянницу маминой подруги.
Сначала влюбленные пытались бороться. Лёка искала работу для возлюбленного, но скоро стало понятно: успешный фотограф с наградами, участник международных выставок Антанас в СССР может рассчитывать только на должность сотрудника мелкого фотоателье.
Леокадия решила пожертвовать своими чувствами ради карьеры любимого: сказала Антанасу, что не хочет его видеть, и попросила его больше не приезжать в Москву. Позже она узнала, что в Литве парень пытался покончить с собой. Еще много лет он слал ей телеграммы, но Лёка на них не отвечала. Ни одного мужчину она с тех пор близко к себе не подпускала.
«Ты пожалеешь, тебя уничтожат!»
А желающие имелись — Миронова была красавицей, на которую часто обращали внимание. Нередко ее звали сниматься обнаженной: в СССР для членов ЦК печатали специальные журналы по типу Playboy с советскими манекенщицами. На такие приглашения девушка отвечала категоричным отказом. Лишь однажды ее обманом заманили в студию. Поняв, что за фотосессия там планируется, Лёка в ярости устроила погром, а потом сбежала.
Мать попыталась защитить Леокадию: написала заявление в ЦК с просьбой оградить девушку от нападок. Вместо ответа домой к Артемиде Иустиновне отправили скорую психиатрическую помощь. Женщину попытались увезти в психушку, но им с дочерью удалось отбиться. Вымотанная преследованием, страдающая после расставания с любимым, Миронова ушла из Дома моделей. В заявлении указала, что ее вынудили это сделать, и, несмотря на угрозы, забрать бумагу отказалась.
Еще полтора года она была персоной нон-грата: все дома мод оказались для нее закрыты. Потом ей удалось устроиться в Дом моделей в Химках, где она и проработала следующие 20 лет. Улыбалась и держала спину, что бы ни случилось. Ведь, как говорит Миронова, как бы ни было грустно, какие бы кульбиты ни делала судьба, надо подниматься и идти вперед.
Фото: Getty images, Legion media, Вадим Тараканов/ТАСС, Юрий Венделин и Виктор Рудько/ТАСС
С а миронова биография логопедия
Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?» Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью логопед (или воспитатель) проси его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а логопед сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Олякачает Катю. Юля качает Катеньку».
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель или логопед дает качественную оценку действию («Я легко глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложи куклу спать».
Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. ЖалеюКатю. Обнимаю Катю. Катя не плачет. Смеется Катя!» Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, сделать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.