ростропович биография личная жизнь

Мстислав Ростропович

ростропович биография личная жизнь

Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями.

В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец.

В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Мстислав Ростропович в детстве

ростропович биография личная жизнь

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве.

Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.

В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра».

Мстислав Ростропович в Галина Вишневская

ростропович биография личная жизнь

ростропович биография личная жизнь

ростропович биография личная жизнь

ростропович биография личная жизнь

ростропович биография личная жизнь

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали А. И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.

В 1974 году получил выездную визу и выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году.

ростропович биография личная жизнь

С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

Во время августовского путча 1991 года и событий октября 1993 года выступал на стороне Президента России Б. Н. Ельцина, в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома.

В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения Ростроповичу посвятили около 60 композиторов, в том числе Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Оливье Мессиан, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий и, особенно, Бенджамин Бриттен.

В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).

Мстислав Ростропович

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.

Скончался в клинике Всесоюзного онкологического центра в Москве 27 апреля 2007 года.

Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя.

Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Семья Мстислава Ростроповича:

Дочь Елена (род. 22.06.1958), руководит медицинским фондом «Вишневская-Ростропович».

Источник

Биография Мстислава Ростроповича

ростропович биография личная жизнь

Всемирно известный виолончелист, дирижер Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку (Азербайджан), где его отец, виолончелист Леопольд Ростропович (1892-1942), тогда профессор Азербайджанской консерватории, выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. Мать, Софья Федотова, была пианисткой. Предки Ростроповича по отцу принадлежали к польским дворянам.

В четыре года Мстислав Ростропович сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда с родителями в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы имени Гнесиных. В 13-летнем возрасте Мстислав Ростропович исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели Камиля Сен-Санса в городе Славянске.

В 16 лет он поступил в Московскую государственную консерваторию, которую окончил в 1946 году.

Учился по классам виолончели у Семена Козолупова и композиции у Виссариона Шебалина. Под руководством композитора Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки.

В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947, 1950) и в Будапеште (1949), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Мстислава Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года — по странам Европы, а затем и по всему миру.

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. В 1968 году в Большом театре под управлением Ростроповича прошла премьера оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, в 1970 году в Большом театре под его руководством прошла опера «Война и мир» Сергея Прокофьева.

С 1947 года Мстислав Ростропович вел преподавательскую деятельность сначала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а затем в 1948-1974 годах — в Московской государственной консерватории. С 1960 года — профессор, с 1961 года возглавлял кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории, где в 1961-1966 годах был заведующим кафедрой виолончели.

В 1969 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская приютили у себя на даче писателя Александра Солженицына, чем спровоцировали гонения со стороны советских властей. В 1974 году семья была вынуждена временно уехать за границу. В 1978 году супругов лишили советского гражданства, которое им вернули спустя двенадцать лет — в январе 1990 года.

В 1977-1994 годах Мстислав Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне. В 1990 году он предпринял с оркестром турне по России.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как «Польский реквием» Кшиштофа Пендерецкого, «Новелетты» Витольда Лютославского и 6-я симфония Альфреда Шнитке, посвященные Ростроповичу, «Timbres, Espace, Mouvement» Анри Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам — Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

Источник

Мстислав Ростропович. История росчерка идиотского пера

Жизнь Мстислава Леопольдовича Ростроповича нельзя описать полноценно в одной статье, потому что, его личность была многогранна, память о нем остается жива у многих людей и в нашей стране и во всем мире, может быть только формат книги для этого подойдет. Судьба одарила его многими талантами и главным человеческим талантом – любить людей.

Моменты биографии я буду переплетать некоторыми историями из его жизни, коих великое множество.

Мстислав Ростропович родился в 27 марта 1927 в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать — пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец — ни у кого другого брать уроки он не хотел.

История-Музыкант шутил, что у него в детстве не было колыбели. Известная фотография Мстислава в футляре виолончели была сделана для эффектности, а стала пророчеством, определяя путь гения.

Мстислав рос непоседливым ребёнком (эта черта — энергичность и непоседливость — была свойственна Ростроповичу и во взрослом возрасте) и однажды вскарабкался на табуретку и встал на ней «ласточкой». После чего со всего размаху шлёпнулся на пол и сломал кости запястья правой — смычковой — руки.

Плачущего ребёнка отвезли в больницу и загипсовали руку. Однако врачи не смогли толком вправить кость, и она срослась неправильно, «ступенькой», и почти не двигалась. В больнице родителям Ростроповича дали список упражнений лечебной физкультуры и объяснили, что, при условии регулярных занятий, со временем кисть начнёт немного двигаться, но прежняя подвижность, необходимая для игры на инструменте, не вернётся. С тем Славу и выписали домой.

Все планы родителей на будущее Славика рухнули. Надежды на блестящую музыкальную карьеру не осталось в семье ни у кого… кроме самого пострадавшего. День за днём ребёнок, превозмогая боль в руке, часами трудился, выполняя предписанные упражнения, а если его пытались отвлечь от этого занятия, плакал вплоть до истерики. «Мне нужно заниматься! — кричал бедный малыш — Мне нужно заниматься, а она не двигается. » И он продолжал трудиться до тех пор, пока однажды рука не ухватила смычок.

Час за часом, день за днём терзал маленький Ростропович несчастную руку, кости которой так и остались на всю жизнь торчать «ступенькой» в месте перелома. Подвижность вернулась, но рука не могла удерживать виолончель обычным образом: инструмент необходимо было ставить на шпиль почти вертикально, а не под наклоном, как принято. При этом смычок Маэстро держал таким особенным образом и извлекал с его помощью настолько необыкновенные звуки, что другие музыканты, как ни пытались скопировать его манеру игры, неизменно отступались от этой задачи как от невыполнимой.

«Меня часто спрашивают, как добиться подобной манеры, — рассказывал позже Ростропович,— Только опоздали вы, ребята: для этого надо было не просто руку сломать, но и познакомиться с советской медициной!»

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы — мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Он хотел научиться, профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями», в этом же году семья осиротела отец умер от сердечного приступа в Оренбурге. Мстислав стал зарабатывать не только преподаванием в школе, но и мастеря рамки для фото и коптилки. Так в 15 лет он стал уже главой своей маленькой семьи. Именно тогда он воспитал в себе режим на всю жизнь. Сон не более пяти часов в сутки, никаких каникул и отпусков. Занятия на инструменте на рассвете и перед сном.

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях. Музыкант проработал здесь 26 лет — многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них — Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру — так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Со студенческих лет он дружил с великим композитором С.С.Прокофьевым, дружба завязалась когда Ростропович поставил себе цель выучить и исполнить сложнейшее произведение композитора Первый виолончельный концерт. Сергей Прокофьев умер в тот же день, что и Сталин, — 5 марта 1953 года.

— Сэр, вы хотите, чтобы я сказал вам гадость?

— Скажите, если вы считаете нужным, — в тон ему отвечал Слава.

— Вы на меня ужасно похожи!

И оба, счастливые, смеялись, как дети»

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение.

Выдающийся музыкант был человеком эмоциональным и страстным. В молодости, не обладая внешностью мачо, имел репутацию мужчины крайне влюбчивого. После его женитьбы сложили такую байку: «шелестел-шелестел, зарился-зарился, маялся-маялся, а подавился вишневой косточкой», намекая на громкие романы со знаменитыми балеринами Аллой Шелест, Майей Плисецкой и певицей Зарой Далухановой. Была у него и сильная, чистая любовь к осетинской певице Цецелии Джатиевой, которая рано умерла из-за врачебной ошибки, память о ней он чтил всю жизнь.

Про знакомства с Вишневской сам маэстро рассказывал так: «Я скучающе смотрел на лестницу и увидел две спускающиеся чудесные ножки, ждал, что появится фигура наверняка, не такая прекрасная, но смотрю и фигурка замечательная, ну лицо уж должно было подвести, но лицо было такое, что я остолбенел и тут я узнал, это была Вишневская. Вишневская упрашивала меня не смешить ее, уже появляются морщины, но я не уставал, и четырех дней стало достаточно, чтобы немедленно развернуть свою жизнь на 180 градусов».

Когда его спрашивали, что он сейчас думает о том, что он сделала Вишневской через 4 дня, он ответил: «Я жалею, что потерял эти четыре дня».

Они прожили вместе 52 года и потом, когда музыканту задали вопрос о рецепте такого долгого брака, он ответил: «Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь».

Вернувшись из Праги, он сразу же перевез Вишневскую в свою квартиру, где жила его сестра и мама. И вскоре вложился в кооператив, у них появился свой дом. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

История- Представительница загса в момент регистрации с Вишневской, оскорбилась внешним видом и фамилией Ростроповича предложив фамилию поменять.

Друг за другом родились дочки Оля и Елена, счастья стало полным. Девочек он обожал и страшно ревновал.

История- Чтобы оградить девочек от поклонников на даче, он посадил специальный колючий сорт шиповника. Брюки и платье выше колен он не допускал. Галине Павловне пришлось самой довязывать крючком платье привезенной на выпускной дочке, которое не соответствовало его правилу допустимости. Это платье Ольга будет любить и хранить всегда. Джинсы, которые он считал безобразными штанами, он облив бензином сжигал на веранде, под плачь своих девчонок.

Самым большим его другом и учителем был несомненно Дмитрий Дмитриевич Шостакович! Титаническая и глубоко трагическая фигура в мировом искусстве XX века. Хотя Ростропович и занимался в классе инструментовки у Шостаковича в бытность студентом Московской консерватории, хотя он и исполнял неоднократно в ансамбле с автором его виолончельную сонату, начало их сотрудничества можно с уверенностью датировать летом 1959 года, когда композитор задумал написать для него Концерт для виолончели с оркестром. То, что рассказывает об этих днях Мстислав Леопольдович сегодня, уже тиражировано в десятках интервью, расцвечено множеством подробностей в книгах, журнальных и газетных статьях, посвященных виолончелисту. И все же какие-то новые «вкусные» детали, а Слава – так он настоятельно просит себя называть – мастер на них, невольно обращают на себя внимание. «До сих пор не могу прийдти в себя, когда вспоминаю, как гениальный, боготворимый мною композитор скромно так, будто не рассчитывал на мое согласие, спросил не буду ли я возражать, если он напишет мне посвящение на титульном листе Концерта? Я? Возражать? Получив утвердительный ответ (я буквально заорал от восторга!), Дмитрий Дмитриевич вручил мне партитуру с посвящением и я несколько дней вел затворническую жизнь в «Европейской», где остановился по приезде в Ленинград. Через четыре дня, выучив концерт досконально, отправился вместе со своим постоянным партнером пианистом А. Дедюхиным на дачу к Шостаковичу в Комарово. И вот, когда Дмитрий Дмитриевич, увидев нас, бросился за пультом, – наступил мой звездный час. Я, знаете, с некоторой театральностью сказал: пульта не надо. И сыграл Концерт наизусть! Да не один раз!» Шостакович был покорен. Вскоре последовали премьеры – в Ленинграде с Мравинским, в Москве с Гауком. В течение года Ростропович объехал с виолончельным концертом Шостаковича Старый и Новый свет, выступая с такими дирижерами, как Юджин Орманди, Игорь Маркевич, гастролируя с оркестром Ленинградской филармонии под управлением Мравинского

«Когда мы со Славой поженились, он ввел меня в дом Дмитрия Дмитриевича — вспоминает Галина Вишневская в своей автобиографической книге «Галина» – С тех пор я постоянно бывала там, и тесная дружба между нашими семьями продолжалась вплоть до нашего отъезда из России». К сожалению, они не проводил в последний путь умершего в 1985 году Д.Д.Шостаковича, т.к. в это время были уже в эмиграции. И когда спустя 16 лет вернулись, сразу с аэропорта поехали к нему на кладбище, почтить память.

К 1960-м годам виолончелист, вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях — Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

История- Однажды утром Вишневская сказала Ростроповичу: – Слава, ты ночью, когда храпел, во втором такте так фальшивил!

В 1950-60-х годах Ростропович стал Лауреатом Ленинской и Сталинской премии и народным артистом СССР.

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову, уничтожали Осю Бродского, с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали…» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче в 1969г. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление».

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

История- Ростропович, лишенный работой, увлекся коллекционированием русского фарфора и икон. Начал ездить по деревням, по коллекционерам, в общем кинулся на поиски сокровищ. Пока он научился разбираться, была масса конфузов и обманов. Вишневская радовалась такому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимаю, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра. Так началась знаменитая коллекция, которую в последствии, выкупил на аукционе миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй. Одним росчерком по словам Ростроповича «идиотского пера Брежнева» была изменена его судьба!

На вопрос, почему они уезжают, Вишневская отвечала: «Нам ясно дали понять, что здесь мы никому не нужны, вот поэтому мы и уезжаем». Они уехали, потому что их уничтожали системно, а они не готовы были сломаться.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.

Гликман и Нельсон Шэнкс запечатлели виолончель «Дюпон» с его хозяином

История- Его очень любила английские королевы, однажды за ужином с королевой матерью он допустил бестактность, перепутав бокалы, выпивал из бокалы Елизаветы I, поняв ошибку, начал извиняться, на что королева сказала, что «это честь, для меня, что вы пьете из моего бокала», вот такие они королевы.

Указ Верховного Совета СССР о восстановлении гражданства, четой Ростропович- Вишневская был воспринят, как акт справедливости.

А в 1991 году он соврал семье, что уехал по делам в банк, а сам сорвался первым самолетом в Москву и помчался защищать Белый дом. «Я сел в такси, поехал в аэропорт, взял билет из Парижа в Москву. Провел с ополченцами весь день, считая, что даже если убьют, я сделал все, что мог, отдал последние силы Родине, своему дому».

После августовского путча семья стала чаще бывать в России, а спустя два года переехала в Петербург. Они вернулись через 16 лет эмиграции и увидели только кресты на могилах своих самых близких друзей. Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Д.И.Ойстраха, А.А.Дедюхина и др. самое светлое, что было в их жизни погасло. Теперь он свободно гастролировал в Москве и Ленинграде, стал одним из самых популярных исполнителей в стране.

История-Ростропович и Вишневская были заядлые собачники. У них всегда были пудели. А однажды поклонники из Канады преподнесли Мстиславу Леопольдовичу свою национальную гордость, породистого щенка ньюфаундленда. Ходят легенды, что для получения потомства толпами приезжали хозяева ньюфандлендов в гости к канадскому Кузе, и он стал прародителем всех московских представителей породы. Так и говорят, что во всех этих собаках «капля крови Ростроповича». Кузя был первым, кто отправился с маэстро в, как позднее оказалось, заграничную ссылку. По прилету четвероногого друга задержали в аэропорту, и Ростропович каждый день приезжал навещать его, пока, с помощью музыканта, пленника не удалось вызволить.

Для него писали музыку, самые великие композиторы XX века и он был ее первым исполнителем. Он первым играл в возрожденном Храме Христа Спасителя. Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Леопольдович Ростропович закончил свой земной путь 27 апреля 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Когда один журналист спросил его как он понимать изречение с Нагорной проповеди «Блаженны нищие духом..», на секунду подумав, он гениально ответил: «Что эти слова можно интерпретировать, как нищий дух- свободный от зла. ».

Спасибо ему за талант, горячее сердце которое разрушало границы стран и возвышало человеческое сознание, за абсолютную доброту духа…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *