ростропович и вишневская биография
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская: любовь с первого взгляда и на всю жизнь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ландыши, огурцы и светлый плащ
На ужине Ростропович заметил, что Галина неравнодушна к солёным огурцам. Виолончелист пробрался к ней в комнату с огромным букетом ландышей и дополнил их солёными огурцами. В записке, оставленной на столе, Ростропович написал: «Не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите».
А окончательно музыканту удалось покорить Вишневскую, когда он бросил на землю свой светлый плащ, чтобы она после дождя прошла по дорожке в Пражском саду. И она прошла, а он её завоевал.
Непростое решение
Когда Галина приехала к своему избраннику, оказалось, что дома только сестра и мама, сам он ушёл в магазин пару минут назад, сообщив, что сейчас придёт его жена. Мама Ростроповича как-то неловко села на стул, Вишневская – на чемодан, и они обе разревелись. А тут и Мстислав Леопольдович пришёл. В авоське шампанское, рыба. Новоявленный супруг: «Ну вот и познакомились!»
Любовь длиною в жизнь
Они прожили вместе 52 года, до смерти Ростроповича. Вырастили двоих дочерей, дружили с опальными Солженицыным и Бродским, были лишены советского гражданства, пережили скитания, колоссальный успех на мировой музыкальной сцене. Во время августовского путча 1991 году Мстислав Леопольдович был у Белого дома. Они вернулись из изгнания уже в новую Россию.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как сложились судьбы дочерей Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жесткие методы
В то далёкое время, когда росли Ольга и Елена Ростропович, даже невозможно было себе представить, что дети музыкантов не будут учиться в музыкальной школе. Поэтому обе дочери Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича в шестилетнем возрасте отправились учиться в Центральную музыкальную школу. Галина Павловна признается много лет спустя: все музыканты мучили там своих детей. Девочки возвращались с занятий примерно в 17-00, делали уроки, а после садились играть. Ни о каких прогулках речь вообще не шла. Они должны были жить и заниматься строго по расписанию.
Ольга Ростропович помнит, как не любила она музыкальные занятия, но снова и снова играла гаммы под присмотром бабушки Софии Николаевны, которая видела во внучке будущею пианистку. Ольга же мечтала стать балериной, но её никто не стал даже слушать. Она должна была, как и вся семья, служить музыке.
Вообще же сёстры Ростропович жили очень просто: за них всё решали родители. Главное, чему они учили своих девочек – стоять друг за друга горой, защищать свою семью от любых опасностей внешнего мира. Ольга неизменно вступалась за младшую и очень худенькую Елену, а однажды поколотила местного хулигана, мама которого отправилась к Ростроповичам выяснять отношения. Но Галина Вишневская, выслушав посетительницу, лишь обронила: «Побила, значит, было за что!»
В семье Олю и Лену держали в строгости. Они не имели права подавать реплики во время еды, а уж о том, чтобы на зов родителя не прийти или отреагировать лишь через время, не могло быть и речи. Нельзя было находиться перед отцом в расслабленной позе, закатывать глаза в ответ на очередную воспитательную беседу или недовольно кривить губы. Когда незадолго до Нового года девочки разбили вазу и попытались скрыть следы своего «преступления», их оставили без подарков. Ведь Дед Мороз не приходит к тем, кто врёт.
Оля и Лена очень часто ссорились между собой, даже дрались до вырванных волос. Поводом для ссоры могло стать выяснение, кто из них больше похож на маму, или же желание воспользоваться той или иной вещью, которая вдруг оказывалась нужна сестре.
Мстислав Ростропович был сторонником системы жесткого воспитания. Он без тени сожаления сжёг джинсы, которые привезла дочерям Галина Вишневская. Когда он увидел, что выпускное платье Ольги выше колена на целых два сантиметра, то закатил такой скандал, что Ольга даже хотела вовсе отказаться от участия в выпускном вечере. Правда, положение спасла мама, украсив наряд ажурной отделкой, на которую она пустила свою невероятно красивую шаль, связанную собственноручно.
Лена однажды надолго задержалась с прогулки, а когда пришла домой, Галина Вишневская без слов взяла и отрезала под корень шикарную косу младшей дочери. Папа усилил наказание: после провинности Лена весь год имела право носить только школьную форму. Так и проходила она весь год в платочке, под которым скрывала уродливую причёску, и в коричневом платье.
Продолжая дело родителей
Ни Ольге, ни Елене даже в голову не приходило бунтовать или сомневаться в правильности поступков родителей. Они знали, что будет только так, как они скажут, а потому не протестовали и не устраивали демаршей. В то же время в их доме бывало множество удивительных людей. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович дружили с талантливыми, если не сказать гениальными людьми: Александр Солженицын, Дмитрий Шостакович, академик медицины Иосиф Кассирский, легендарный спортсмен Валерий Брумель, художник Марк Шагал – уже после отъезда за границу.
Когда семья Ростроповичей вынужденно покинула Советский Союз, Ольге было 18 лет, Елене – 16. Галина Вишневская и её супруг уехали на самом деле без гроша в кармане и должны были много концертировать по всему миру, чтобы обеспечить нормальную жизнь себе и детям. А дочерей они сразу же определили в школу для девочек при действующем католическом монастыре Сант-Оливье в Лозанне.
Там они были под строжайшим присмотром монахинь, соблюдали режим дня и были скрыты за стеной школы от мирских соблазнов. Девчонки поначалу пребывали в шоке, а после привыкли к монашкам в чёрном и настоятельнице в остроугольном головном уборе. Оля и Лена были первыми представительницами СССР в этой школе, в основном там учились девочки из состоятельных семей Европы. Сестёр поселили на разных этажах, посадили за разные парты и столы в столовой и запретили говорить на русском языке. Зато спустя всего полгода обе свободно говорили на французском.
Но сёстры всё же время от времени покидали стены монастыря. Они смогли уговорить отца снять им комнату неподалёку, чтобы они имели возможность заниматься музыкой. Правда, в квартиру и назад в монастырь девушки ходили только в сопровождении монашек.
Спустя почти два года Ольгу и Елену родители забрали из школы и перевезли в Америку. Там они обе поступили в музыкальный университет Juilliard School. Сначала в Нью-Йорке девочки жили в католической Saint Mary’s Residence, а после прямо напротив университета Галина Вишневская сняла дочерям квартиру. И была за них почти спокойна: воспитание они обе получили строгое, но правильное.
Мстислав Ростропович умудрялся, находясь в Европе, контролировать дочерей. Задержаться на прогулке они не имели права, если не хотели получить от папы строжайший выговор. И они послушно приходили вовремя.
Когда Juilliard School была окончена, Елена тут же вышла замуж за Стефано Тартини, талантливого дизайнера, и уехала в Париж, а Ольга стала артисткой Columbia Artists Management, где играла на виолончели, как и отец. Но она не собиралась делать карьеру виолончелистки. Спустя время Ольга Ростропович оставила концертную деятельность и стала преподавателем. Отец, конечно, был столь раздосадован этим фактом, что три года не разговаривал со своей старшей дочерью. И простил её лишь накануне свадьбы, когда девушка выходила замуж за Олафа Герана-Гермеса, сына марокканского миллиардера. Этот брак, кстати сказать, просуществовал всего несколько лет.
В 2007 году не стало Мстислава Ростроповича, спустя пять лет ушла из жизни его жена Галина Вишневская. А дочери, Ольга и Елена, теперь продолжают их дело. Ольга возглавляет созданный Мстиславом Леопольдовичем Фонд помощи молодым музыкантам, который теперь носит его имя. Елена руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович», занимающийся вакцинацией детей по всему миру.
Ольга вышла замуж во второй раз, у неё прекрасный муж и двое сыновей, у Елены – четверо наследников, три сына и дочь. И обе сестры признаются: всем, что есть в их жизни, они обязаны, в первую очередь, своим родителям. Великим и любимым.
Считается, что любовь с первого взгляда не бывает долгой. Вспыхнула, погорела и погасла. Но история любви примадонны Галины Вишневской и гениального виолончелиста Мстислава Ростроповича убеждает, что настоящая любовь с первого взгляда все-таки существует и, освященная браком, может длиться всю жизнь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Когда корреспондент журнала «Ридерз Дайджест» спросил у Ростроповича: «Это правда, что вы женились на женщине через четыре дня после знакомства?», музыкант ответил: «Правда!» На следующий вопрос: «А что вы думаете по этому поводу теперь?» Ростропович ответил: «Думаю, что потерял четыре дня!»
Галина Вишневская и Мстислав Ростропович составили одну из самых выдающихся музыкальных пар в мировой истории. Каждый из них обладал невероятным по глубине талантом, а об истории их любви слагают легенды.
Весна 1955 года. Москва. Ресторан «Метрополь». Идет официальный прием в честь одной из иностранных делегаций. Приглашены самые именитые гости, в их числе примадонна Большого театра Галина Вишневская. Молодой виолончелист Мстислав Ростропович всегда скучал в обществе нудных чиновников и их разодетых спутниц. По своему обыкновению он собирался незаметно исчезнуть, но вдруг.
Сама она была из низов. Галину воспитывала бабушка: мать сбежала с очередным любовником, а отец пил по-черному. Бедность на грани нищеты, голод, ругань, пьяные драки, дворовое воспитание. Но трудности не сломали Галину, а наоборот, закалили ее характер. Ей еще не исполнилось и семнадцати, когда она вышла замуж за морского офицера Вишневского, но брак не удался.
Удивительные природные певческие способности позволили ей устроиться в областной ансамбль оперетты. Там-то она и встретила Марка Ильича Рубина, директора ансамбля, который влюбился в молодую талантливую певицу. Влюбился настолько, что даже разница в возрасте в двадцать два года его не останавливала.
Галина ответила на чувства и вышла за Рубина замуж, а в 1945 году у них родился сын. Но материнское счастье было недолгим. Через два месяца малыш внезапно умер. Восемнадцатилетняя Галина была вне себя от горя. Спасла лишь работа. Она полностью посвятила себя карьере, уже перестала верить в любовь, привыкла к вниманию мужчин-поклонников. Но на ее пути появился Ростропович и перевернул всю ее жизнь.
Мстислав Ростропович родился в семье известного виолончелиста, польского дворянина Леопольда Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой. Его дед Витольд Ганнибалович Ростропович был известным пианистом. От своих предков Мстислав унаследовал развитое воображение, безупречный вкус и влюбчивость.
Молодой музыкант искал в женщине не только красоту, но и ум, и талант. Он увлекался Майей Плисецкой, Зарой Долухановой, Аллой Шелест, а после их свадьбы с Вишневской в музыкальных кругах коллеги тут же пустили шутку: «Маялся-маялся, зарился-зарился, шелестел-шелестел, а подавился вишневой косточкой». Но он не обижался. Пусть говорят!
Их роман на фестивале «Пражская весна» развивался стремительно. Через четыре дня пара вернулась в Москву, и Ростропович поставил ультиматум: «Или ты переезжаешь жить ко мне, или между нами все кончено». Вишневская была в замешательстве. Решение пришло само собой. Когда ее муж вышел в магазин за продуктами, она быстро собрала чемодан и села в такси.
Первое время жили с матерью и сестрой Мстислава, уже потом своими концертами заработали на отдельную квартиру. Судьба подарила ей еще раз шанс испытать счастье материнства. Вишневская забеременела. Ростропович был счастлив. Каждый вечер читал сонеты Шекспира, чтобы приобщить будущего ребенка к прекрасному.
Когда пришло время рожать, он был на гастролях в Англии. По приезде домой Ростропович одарил любимую женщину дорогими подарками: роскошной шубой, французскими духами, дорогими тканями для концертных нарядов.
Супругам стали срывать график концертов, не давали гастролировать, записываться на радио. На отъезде из страны настояла Галина: другого выхода из ситуации она не видела. В 1974 году им выдали выездные визы, пара эмигрировала в США. Внезапно Ростропович и Вишневская оказались в политическом, творческом и финансовом вакууме.
Первой пришла в себя Галина. Не раскисать. Не опускать руки. Не впадать в панику. Они же звезды с мировыми именами! Сильный характер и жизненная хватка помогли Вишневской устроиться за рубежом.
А на родине меж тем гонения продолжались. В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Вишневскую и Ростроповича лишили гражданства, всех почетных званий и наград. Узнали об этом из новостей по телевизору. Путь на родину был отрезан.
Жизнь в эмиграции подарила Ростроповичам все то, что не смогла дать им родная страна: богатство, свободу, новые творческие проекты. На шестидесятилетие виолончелиста в Вашингтоне собрался цвет американской интеллигенции: светила музыкального мира, выдающиеся писатели, общественные деятели. Ростроповича назвали «музыкантом года».
В январе 1990 года Ростроповичу и Вишневской вернули российское гражданство, а спустя год музыканты вернулись в Москву. Наконец-то они дома! Страна рукоплескала, преклоняясь перед мужеством и талантом этой пары, на долю которой выпало столько испытаний.
Но мировая слава не изменила этих людей. Ни заносчивости, ни тем более «звездности», чванливости и напыщенности в них не замечали. Они по-прежнему оставались верны себе и друг другу. Мстислав Ростропович. Гениальный виолончелист, дирижер, меценат, правозащитник и при всем этом открытый, простой в общении человек.
Сколько раз он сбегал с помпезных официальных приемов, чтобы по просьбе педагогов прослушать детей в обычной музыкальной школе. Дети ведь. Всем крабам и трюфелям предпочитал водочку и соленый огурчик или грибочки с капустой. Так, по-простому, но главное, с душой! К нему можно было подойти, пожать руку и сфотографироваться. И он никогда не отказывал.
Его не стало рано утром 27 апреля 2007 года. До последней минуты и дочери, и Галина были рядом. Он ушел, не прощаясь с ними, до конца верил: вот станет получше. Покидать этот мир в его планы не входило.
Встреча через 5 лет
Эти годы она жила достойно, не спекулируя именем мужа, чем многие не погнушались бы, ради извлечения выгоды. Нет, она хранила свою любовь так же бережно, как и при жизни мужа, ни делом, ни словом не оскорбив и не унизив память о нем. О них говорят их земные дела. Известность не сделала их снобами. Богатство не вытравило из них человечности.
Всю свою жизнь они посвятили искусству, а их искусство было для всех, независимо от социального положения или степени зажиточности. Пусть эта замечательная пара, всю жизнь трепетно и нежно любившая друг друга встретится на небесах. И вновь будут вместе, и этим счастливы. Дай им Бог.
Семейные истории с Туттой Ларсен: Мстислав Ростропович и Галина Вишневская
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965 год.
Считается, что любовь с первого взгляда не бывает долгой. Вспыхнула, погорела и погасла. В пример часто приводят Ромео и Джульетту Шекспира – молодые, страстные, у них была такая умопомрачительная любовь. Но смени Монтекки и Капулетти гнев на милость и позволь им пожениться, долго бы влюбленные прожили вместе счастливо и мирно? Литературоведы, да и просто умудренные жизненным опытом люди отвечают, что нет, Ромео и Джульетта быстро бы остыли друг к другу.
Однако история может привести нам примеры, когда любовь с первого взгляда длилась всю жизнь. Она часто появляется в среде людей творческих, духовно развитых, готовых к самопожертвованию. Так и случилось у знаменитых музыкантов Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича.
Галине Вишневской было 28 лет. Она уже прославилась, считала себя примадонной, серьезной женщиной, умудренной годами. Однако встреча с Мстиславом Ростроповичем разбила этот строгий образ, за которым скрывалась нежная, трепетная девушка, так ждущая пламенной любви.
Их роман развивался как по нотам, так, словно мелодия их любви была уже написана кем-то свыше. Они познакомились на фестивале «Пражская весна». Вишневская вспоминала, что поначалу даже забыла его труднопроизносимое имя. Но потом оно уже не сходило с ее уст. Ростропович охапками покупал ей цветы, целовал ноги. Нескончаемые веселые истории Славы заставляли Галину смеяться. Рассказывают, как он предложил ей совершенно безрассудную выходку – во время прогулки перелезть через забор. Ростропович кинул ей под ноги свое пальто, чтобы Галина не испачкала туфли.
Через четыре дня фестиваля они поженились. Они оба мечтали, чтобы их брак был освящен церковью, но религия в те годы была официально запрещена, и венчаться удалось не сразу. Только перед отъездом за границу они смогли тайно обвенчаться в Саратове, в домовой церкви у епископа Пимена (Дмитрия Хмелевского). Он был любителем классической музыки и давним другом Ростроповича, в своей жизни сделавшим многое для духовного просвещения советской интеллигенции. Пимен долгие годы был духовным наставником для Мстислава, даже когда музыкант жил за границей. Не удивительно, что именно он поддержал Мстислава и Галину, разглядев в их отношениях истинную любовь, утешил их души, освятил их венчанием.
Мстислав это понимал и любил жену безумно. Он осыпал ее подарками, делал ошеломляющие сюрпризы и, самое важное, хотел, чтобы она всегда – всегда! – была с ним. Ростроповича угнетало, что приходится ездить на гастроли без Галины. Он даже писал письмо в Министерство культуры, чтобы оно официально разрешило Вишневской сопровождать его во всех поездках.
Ростропович и Вишневская прожили вместе 52 года, до самой смерти Мстислава. Их любовь не потухла, переросла в нечто большее и согревала супругов до старости. Она дарит надежду и другим людям, что настоящая любовь с первого взгляда все-таки существует и, освященная браком, может длиться всю жизнь.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вишневская и Ростропович.История любви. (Часть2)
Вишневская и Ростропович. История любви
История любви, брака, семьи певицы Галины Вишневской и виолончелиста Мстислава Ростроповича – легенда, ещё одна грань её бездонной личности. Они поженились буквально после нескольких дней знакомства. Целая жизнь вместе – с 1955 года. Они никогда не приносили жертв друг другу. Только оставаясь собой, они пережили всё. У знаменитой четы две дочери, Елена и Ольга.
Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. 1959 год. Фото: РИА Новости / Шоломович
«– Мел… Мтл… Извините, трудно выговорить ваше имя…
– А вы зовите меня просто Славой. Можно мне вас Галей звать?
– Хорошо, зовите Галей.
А я не привыкла к такому обращению, уже много лет меня зовут только Галиной Павловной. Не знаю, как и реагировать. Для всех моих знакомых мужчин я – прежде всего известная певица; все мои взаимоотношения с ними – цветы и комплименты после спектаклей, и меня они воспринимают такой, какой видят на сцене, кому аплодируют.
И это всё мужчины среднего возраста, молодёжи вокруг меня нет – те только ждут у входа в театр. К тому же, у меня солидный муж, много старше меня, и это уже наложило отпечаток на мою манеру вести себя. И вдруг – этот Слава обращается со мной, как с девчонкой!
А он и воспринял меня так. Из-за того, что он никогда меня не видел на сцене, я была для него не взбалмошной, капризной примадонной, а просто молодой женщиной, и со всей свойственной ему непосредственностью он кинулся за мной ухаживать. Ни мой жизненный опыт, ни моя восходящая слава его не интересовали. Это и странно мне было, но и впечатление произвело особое – непривычной для меня естественности и искренности.
…Репетиции, спектакли – и возле меня то появляется, то снова исчезает человек с каким-то бешеным мотором внутри, не успеваю разобраться, что со мной происходит, но иду ему навстречу…
Зашёл ко мне в комнату, сел за рояль, играет…
– Как жаль, у меня концерт за городом, и я не услышу вас сегодня в «Онегине» – наверное, вы чудная Татьяна…
И вдруг. Выскочил из-за рояля и опустился на колени! Я растерялась. Может, превратить всё в шутку?
– Простите, я ещё в Москве при нашей первой встрече заметил, что у вас очень красивые ноги, и мне хотелось их поцеловать. Я уйду – вам скоро в театр… До завтра!
Народная артистка РСФСР Г. Вишневская перед началом спектакля в артистической уборной. 1965 год. Фото: РИА Новости/ Владимир Акимов
В моей голове – полная неразбериха. В театре, конечно, от него цветы. Хоть я уже и избалована успехом, но как непохоже это на всё, что было до сих пор. А может быть, я теперь другая?
…Схватил меня за руку – и бегом на улицу. Никогда и ни с кем мне не было так легко и просто. Он мне рассказывал о своей матери, сестре, как будто мы знакомы уже очень давно. И какой молодой! – хоть мы и одногодки, а мне он кажется совсем мальчишкой. Сошли с дорожек, попали в густую чащу, впереди – высокая каменная ограда.
– Придётся возвращаться, Слава, искать дорогу.
– Зачем возвращаться? Полезем через стену.
– Как – «полезем через стену»? Я не могу… Мне неловко…
– Почему? Я вас сейчас подсажу, вы влезете на стену, потом сам перелезу и с той стороны вас поймаю.
Этого ещё недоставало! Но что делать? – лезу наверх… стараясь не терять величия и собственного достоинства, а он уже с другой стороны кричит мне:
– Прыгайте!
– Куда же прыгать – смотрите, какие вокруг лужи и грязь!
– Да, в самом деле, я и не заметил… Да ничего, я вам своё пальто подстелю!
И летит его пальто в лужу!
Не заметили, как подошло время ужина – надо возвращаться.
Бежим по улице:
– Смотрите, Слава, солёные огурцы! Жаль, что магазин закрыт.
– А вы любите солёные огурцы?
– Обожаю.
Прибежали в отель, сели за стол, делаем вид, будто только что внизу встретились, – ведь, не дай Бог, что-нибудь заметят: моральный облик советского человека опозорила, амуры завела, да ещё в первой заграничной поездке. Если узнают, больше за границу не выпустят. Появляется мой телохранитель, Александр Павлович Огнивцев, – действительно заспанный, как медведь из берлоги.
– Ну куда же ты делась, я тебя везде ищу. А ты что же меня не разбудил?
– Да я знаешь как тебе стучал! Мы вместе стучали, чуть дверь не сломали. Ну и горазд же ты спать!
Тут же стал рассказывать какие-то истории, анекдоты сыплются из него, как из рога изобилия. Никогда в своей жизни я столько не смеялась, как в тот вечер. Вдруг вскочил, куда-то побежал. Да что же это за человек? Всё в нём будто ходуном ходит…
Пришла к себе в комнату, открываю шкаф – взять ночные вещи – и… в страхе отскакиваю прочь: в шкафу, как белое привидение, стоит огромная хрустальная ваза, а в ней ландыши и солёные огурцы! Ну, когда же он успел?!
Звоню ему в комнату:
– Зачем вы это делаете?
– Вам понравилось? Я счастлив! Спокойной ночи…
Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать. Будучи в свои двадцать восемь лет умудрённой жизненным опытом женщиной, я всем сердцем почувствовала его молодой безудержный порыв, и все мои чувства, так долго бродившие во мне, не находя выхода, – уж коли я дала им волю, понеслись ему навстречу».
«Я знал, что ты меня поймёшь». Вишневская, Ростропович и власть
«Я не забочусь специально о красоте звука. Для меня голос – средство, инструмент прекрасный и самый совершенный, который должен воплотить в звуках и донести до слушателей мысли автора в слиянии с моими чувствами и моим мироощущением». Так писала Вишневская о своём мастерстве.
Оперная певица (сопрано) Галина Павловна Вишневская и виолончелист, дирижер, пианист Мстислав Леопольдович Ростропович в Московской консерватории имени П.И. Чайковского. 1961 год. Фото: РИА Новости / Шоломович
Встреча пары Вишневская-Ростропович и власти произошла во второй половине 50-х годов. Отказ подписать письмо против Пастернака. Наблюдение за тем, как происходит годами длящаяся травля одного из величайших композиторов планеты – Дмитрия Шостаковича. Стоит ли удивляться, что опальный Солженицын (к тому времени «оттепель» закончилась жестокими «заморозками») находит приют на даче пары в Жуковке? Через два месяца после его переезда к ним Солженицына исключают из Союза писателей. Открытое письмо 1969 года в защиту автора «Одного дня Ивана Денисовича» стало первым и основным «звоночком» властям, кто они такие – Ростропович и Вишневская. Но тут важен не сам текст письма, а то, как они решились на это. Уже всемирно известные исполнители, родители двоих детей, осознающие, какому риску подвергают себя, – какой между ними происходит диалог?
«– Оставь, не те теперь времена. Я знаю, что письмо не напечатают, и всё же какой-то круг людей узнает о нём от сотрудников редакций газет.
– Но ты берёшь на себя очень большую ответственность за судьбы многих близких тебе людей. Ведь это коснётся не только тебя, но и твоих близких друзей, твоей сестры-скрипачки, которую в любую минуту смогут выгнать из оркестра, а у неё муж и дети. Ты не можешь не думать, что ждёт их, а также меня. У меня театр, и я не хочу перечислять – чего лишусь… Всё, что я создавала в течение всей жизни, пойдёт прахом.
– Уж с сестрой-то ничего не случится, а с тобой мы можем фиктивно развестись, и тебя ничто не коснётся.
– Фиктивный развод? А где же ты собираешься жить и что ты скажешь детям?
– Жить мы будем вместе, а детям я объясню, они уже большие, и всё поймут.
– Но, как я понимаю, ты предлагаешь развод, чтобы именно внешне отделить себя от семьи, а тогда мы должны жить врозь. Ты что же, собираешься тайком лазить ко мне в окна по ночам? Ах, нет? Ну, конечно, это смешно. Тогда мы будем жить вместе, а я повешу себе на грудь объявление, что не сплю с тобой в одной постели и потому не отвечаю за твои поступки. Ты это мне предлагаешь? Ты хоть никому не рассказывай, не выставляй себя на посмешище.
– Но ты пойми, если я сейчас не вступлюсь, не вступится никто.
– Открыто не вступится никто в любом случае. Ты выступаешь против адской машины в одиночку и должен трезво и ясно видеть все последствия. Не забывай, где мы живём, здесь с любым могут сделать всё. Возвысить и уничтожить. Вон Сталина, который был в этой стране больше, чем Бог, выбросили из мавзолея, потом Хрущёва как ветром сдуло, будто он и не был десять лет главой государства. Первое, что с тобой сделают, это тихонько вышвырнут из Большого театра, что нетрудно: ты там приглашённый дирижёр. И, конечно, твоим заграничным поездкам можешь сказать «прощай!». Ты готов к этому?
– Перестань паниковать. Я уверен, что ничего не случится. Я должен это сделать, я много думал, и ты пойми…
– Я тебя очень хорошо понимаю, и уж ты-то прекрасно знаешь, что в результате во всём поддержу тебя и буду рядом с тобой. Но я отчетливо представляю, что нас ждёт, а представляешь ли ты – в этом я очень сомневаюсь. Я признаю всю твою правоту, хоть сама бы этого и не сделала, имея в виду все несчастья, что свалятся на нашу семью, о чём тебе сейчас говорила… Но ты – большая личность, ты великий артист, и если ты чувствуешь, что должен высказаться, ты это делай.
– Спасибо тебе. Я знал, что ты меня поймёшь».
В 1976 году Вишневская и Ростропович покидают СССР. Спустя четыре года их лишают советского гражданства. В архивах библиотек и сегодня можно спокойно найти и прочитать номер «Известий» от 16 марта 1978 года: «идейные перерожденцы», «порочили советский общественный строй», «ущерб престижу Союза ССР», «лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую»…
В новой России
Во время эмиграции профессиональная карьера Галины Вишневской развивалась невероятно. С каких всемирно известных сцен не лился её серебряный голос, сложно сказать. Но в 1990 году Вишневская и Ростропович возвращаются в Россию. И после её юбилейного вечера в Большом театре – театре, который Вишневская не могла простить за предательство все эти годы – певица скажет:
– Это – перелом жизни всей! Я счастлива, что это случилось. Я счастлива, что у меня освободилась душа. А это самое главное: душа освободилась от гнева, освободилась от чувства оскорбления человеческого достоинства, которое узлом стягивало мне грудь все восемнадцать лет…
На оперную сцену новой России Галина Павловна не вернулась. Она ухаживала за внуками, занималась созданием музея Шостаковича в Петербурге, а в 2002 году родился её главный «внук» – Центр оперного пения Галины Вишневской. В 2012 году ему исполнилось 10 лет.
В 2006 году Мстислав Ростропович заболевает… В следующем 2007 году вся Россия хоронила великого дирижёра, виолончелиста, деятеля культуры. А она хоронила мужа.
Вскоре СМИ получают ещё один крупный информационный повод: Вишневская продаёт свою коллекцию. Немногие знали до того момента, что у четы Ростропович-Вишневская есть огромная, богатейшая коллекция живописи (Серов, Репин, Брюллов, Иванов…), которую они собирали с любовью и страстью на аукционах в эмиграции. Мало кто обращает внимание, что это решение – продать коллекцию – они приняли с Ростроповичем ещё при его жизни, был подписан договор с аукционным домом Sotheby’s… И дело было не только в том, что «за коллекцией надо следить, а на это нужны деньги», как говорила тогда сама Вишневская. Дело в том, что несколько благотворительных фондов Ростроповича, которыми занимается их дочь Ольга, тоже нуждались в финансировании. Коллекцию купил олигарх Алишер Усманов. Все, у кого была такая возможность, могли посетить выставку в Константиновском дворце под Петербургом в 2008 году.
Церемония открытия памятника Мстиславу Ростроповичу работы скульптора Александра Рукавишникова на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков. На снимке: оперная певица, вдова М. Ростроповича Галина Вишневская (в центре) с дочерьми Ольгой Ростропович (слева) и Еленой Ростропович (справа).
Галина Вишневская – чистый человек. Чист её голос в аудиозаписях старых концертов. Чисты её руки, не замаранные никакими грязными подписями и выступлениями. И чисто её писательское перо. Книга воспоминаний «Галина» впервые вышла в свет за границей в 1984 году. В России её смогли прочитать только во времена перестройки. В прошлом году Галина Павловна отредактировала книгу и выпустила новым изданием, внеся туда всего лишь незначительные изменения. Обе версии мемуаров заканчиваются одинаково – двадцать шестым июля 1974 года, моментом отъезда из СССР. Моментом прощания.
«Наконец мы в самолёте, в своих креслах. Боже мой, почему так долго мы не двигаемся? С появлением каждого нового пассажира мне кажется, что пришли за нами, что прикажут сейчас нам выйти из самолёта. Что тогда будет?
Ведь нас встречает в Париже Слава, и пройдёт несколько часов, пока я смогу дать ему знать, что мы не вылетели… что нас вывели уже из самолёта… Привязанная ремнями к креслу, окаменев от страшного напряжения, я чувствую, что ещё несколько минут – и не выдержит сердце. Закрываю глаза и начинаю считать секунды, минуты… Наконец-то закрылись плотно двери… Но нет, ещё рано радоваться, их так же легко могут и раскрыть и вывести нас вон…
Но вот дрогнули шасси, и мы выруливаем на взлётную дорожку… Самолёт набирает скорость, быстрее, быстрее, быстрее… и наконец отрывается от земли…
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ!
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ…
– Мама! Мама! Что ты говоришь! Перестань плакать! Перестань, слышишь!
Только теперь я понимаю, что из глаз моих потоком льются слёзы. Ещё несколько минут тому назад у моих детей были такие счастливые лица, а сейчас в их глазах испуг и тревога. Я не хочу, чтоб они видели мои слёзы. Стараясь сдержать рыданья, приникнув лицом к окну, я смотрю, как широкой чёрной лентой бежит из-под ног моих моя земля… и я уношусь в небо всё выше, выше…
И чем дальше я отрываюсь от неё, тем причудливее меняет она цвет и очертания под пробивающимися к ней лучами солнца. И вдруг, словно омытая весенним ливнем, превращается она в ярко-изумрудный луг, покрывается какими-то фантастическими цветами… И мне кажется, что бежит по нему девочка в белом платьице в горошек, с красной ленточкой в волосах… Вот она оторвалась от земли и уже летит по воздуху, протянув ко мне руки: «Вернись. Верни-и-ись!»
Да ведь это же я – Галька-артистка! Господи, помоги, дай силы, спаси и помилуй!
– Проща-а-ай.
Детская фигурка становится всё меньше и меньше, превращается в совсем маленькую точку… потом исчезает. Очертания земли сливаются в бесформенную, бесцветную массу, и белые облака словно саваном закрывают её».
Источник: aif.ru
Рубрики: | музыка Известные люди Люди. Годы. Судьбы. |
Метки: вишневская_и_ростропович
Процитировано 1 раз
Понравилось: 14 пользователям