роль учительницы лидии михайловны в жизни мальчика

Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского) сочинение

Трудно оценить, насколько велика роль учительницы Лидии Михайловны в жизни ее ученика в произведении В. Распутина «Уроки французского». Повлияв на взгляды мальчика из бедной семьи, она привила ему любовь, милосердие, веру в людей, показала, что человек может быть добр к другому, несмотря ни на что.

С педагогической точки зрения, Лидия Михайловна своими действиями не только улучшила знания мальчика по предмету, с которым ему было трудно справляться, но и развила в нем интерес к языку до такой степени, что главный герой занимался французским языком самостоятельно.

В действиях учительницы не наблюдается никакой корысти, она просто пыталась помочь, улучшить знания мальчика по предмету. Это была ее первостепенная задача.

Учительница не могла пройти мимо, когда один из ее учеников, воспитывающийся в бедной семье, вынужденный жить далеко от матери, часто голодал. Она делилась с ним своими продуктами, предлагая ему поужинать с ней после занятий. Со своей стороны она дала мальчику ту материнскую любовь и заботу, которых ему так не хватало.

Лидия Михайловна вытащила героя с улицу, где он играл на деньги. Неизвестно что могло бы с ним произойти, когда в какой-нибудь день игра не заладилась. Игра на деньги между учительницей и ее учеником была связана с тем, чтобы ее одиннадцатилетнему мальчику было, на что купить необходимое молоко.

Лидия Михайловна старалась предотвратить голодное действо своего рано повзрослевшего ученика.

Показав нам героиню, как не просто учительницу, а как человека, способного к состраданию, к тому, чтобы полюбить своего ближнего, способного помочь, автор преподает нам урок доброты и неравнодушного отношения. Эти же качества Лидия Михайловна старается привить своему ученику.

Герой, научившийся доверять людям, скорее всего в будущем не оставит без помощи нуждающегося в ней. Он будет равняться на свою учительницу, относится к людям с пониманием и теплотой, как это делала она. На протяжении всего его пути в нем будут развиваться чувства ответственности, сострадания и порядочности, которые он, несомненно, перенял от своей учительницы. В своей жизни он встретит много людей, которые будут оценивать его, от общения с которыми он получит новые уроки и новые качестве. И фундаментом всему этому послужит именно то, что воспитала в нем Лидия Михайловна.

2 вариант

Образ Лидии Михайловны, молодой учительницы французского языка, занимает в произведении наиболее важное место. Вероятно, по убеждению Михаила Лермонтова, автора рассказа, наиболее часто именно с женскими образами связаны все человеческие представления о нравственности и жизненных ценностях. Самую значимую роль в спасении людей, судьба отводит представительницам прекрасного пола. В «Уроках французского» преподавательница помогает своему ученику, который несмотря на свой совсем юный возраст, уже успел познать нужду и лишения. Она помогает ему выжить физически и не потерять изначальной духовной чистоты. И учительницу совершенно не беспокоит последующее наказание за её оригинальную помощь. Данный увлекательный рассказ имеет автобиографическую основу. Лермонтов использовал образ своей настоящей учительницы, безвозмездно сделавшей для него много хорошего.

В данном рассказе перед читателями предстают: обычный сельский мальчишка, учительница районной школы, разнообразная детвора и родственники главного героя — простые люди, не лишённые человеческих недостатков. Жестокая жизнь, в дали от родного дома и любимой мамы, вынуждает регулярно недоедающего мальчика, играть в популярную азартную игру. Но чистая и честная мальчишеская душа главного героя произведения, никак не может смириться с несправедливостью и обманом, этими постоянными спутниками всех дворовых азартных игр. Поэтому старшие подростки начинают регулярно и беспощадно избивать его. Однажды, пред очередным уроком, Лидия Михайловна заметила следы побоев на лице мальчика и решила разобраться в ситуации. Поняв все сложившиеся обстоятельства, она решает во что бы то ни стало помочь несчастному мальчику.

Учительница приглашает главного героя к себе домой, позаниматься дополнительно французским языком, который очень труден для него из-за сложного произношения. Но не успеваемость волновала Лидию Михайловну. В действительности она хотела просто накормить голодающего ученика. Из-за своей глупой гордости мальчик наотрез отказывается ужинать у своей учительницы. А затем возмущенно возвращает ей посылку с продуктами, которые она пыталась выдать за запоздалые гостинцы высланные его мамой. Лидии Михайловне приходится смириться с гордой позицией мальчика. И учительница находит неординарное решение данной проблемы. Теперь они играют на деньги друг с другом. Мальчишка соглашается принимать честно выигранные деньги, тем более учительница сама предложила эту игру.

Сочинение

В рассказе Распутина «Уроки Французского» описаны взаимоотношения молодой учительницы Лидии Михайловны и одиннадцатилетнего мальчика, который постоянно играл на деньги. Этот ребенок учился неплохо и легко запоминал новые слова, но нужно было еще изучить и правильное произношение, что давалось ему с трудом. Молодая женщина не стала ругать подростка за его проступок. Поговорив с учеником Лидия Михайловна поняла, что не имея возможности нормально питаться он старается добыть деньги.

Так уж вышло, что деревенского мальчика его же мама отправила учиться в городскую школу. Ему хочется вернуться домой и повидать родные края, но там кроме начальной школы не было никаких других учебных заведений. Мать присылала ему еду, но одноклассники воровали ее. Учительница французского языка решила помочь мальчику, она решила отправить ему посылку с макаронами и прочей провизией. Приглашала к себе домой, чтобы поделиться с ним своим скромным обедом.

Гордый ученик сначала отказывался от ее помощи, поэтому Лидия Михайловна предложила пятикласснику поиграть с ней на деньги в «пристенок». Женщина нарочно проигрывала, чтобы мальчик мог получить немного денег и купить себе еду. Она не преследовала никаких корыстных целей, желая ему помочь исключительно по доброте душевной. Когда мальчик вырос он часто, вспоминал эту учительницу, поскольку она была для него единственным настоящим другом.

Преподавательница стала для подростка образцом милосердия, человечности, доброты, отзывчивости. Когда за азартной игрой их застал директор школы, который был человеком весьма жестким и воспринимающим все весьма поверхностно, учительница взяла вину на себя. Женщину уволили, но через некоторое время мальчик получил от нее посылку с продуктами. Помимо макарон там лежали яблоки, которые прежде он мог видеть только на картинке. Это тоже стало причиной восторга, поскольку он никогда не ел эти фрукты. Благодаря Лидии Михайловне этот ребенок научился доброте и милосердию. Эта молодая женщина играла главную роль в формировании качеств его характера. Позднее, став взрослым человеком он вспоминал о ней как о своем лучшем друге.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского)

Популярные сегодня темы

Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения

Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.

Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным

Источник

Роль учительницы (Уроки французского)

Валентин Распутин в своем произведении продемонстрировал, как педагог способен оказывать влияние на взгляды ученика. Роль учительницы «Уроки французского» в судьбе рассказчика по-настоящему велика. Она научила героя милосердию и доброте.

Учеба

Как педагог Лидия Михайловна сделала для главного героя все, чтобы он понял материал по предмету, с которым у него возникали трудности. Она не только «подтянула» мальчика, но и вызвала у него интерес к французскому языку, желание учить его и дальше, уже без ее помощи. Такая педагогическая способность уже является редкостью в школьной системе.

Лидия Михайловна совершенно бескорыстно, от всего сердца пыталась помочь мальчику, и ее занятия с ним были направлены не только на улучшение его знаний по предмету.

Спасение

Учительница пыталась помочь одиннадцатилетнему мальчику, который жил вдалеке от матери. Семья главного героя была бедна, мальчик часто голодал, и Лидия Михайловна это понимала и видела. Она не смогла пройти мимо беды персонажа. Поэтому героиня после каждого занятия предлагала мальчику поужинать с ней, она готова была поделиться с ним своими продуктами. Игра на деньги с главным героем никак не связана с желанием учительницы развлечься, таким образом она хотела, чтобы у мальчика были деньги, на которые он мог бы купить молоко, так необходимое для него. Роль учительницы в жизни мальчика «Уроки французского» в том, что она старалась предотвратить голодное детство ребенка, которому так рано пришлось повзрослеть.

Нравственные уроки

Помимо уроков французского Лидия Михайловна преподала главному герою и уроки доброты и неравнодушного отношения к другим людям. Она обращалась с рассказчиком не только как учительница, но и как простой человек, которому не все равно, как проходят будни голодающего мальчика.

Герой научился верить в людей, доверять им. Вероятнее всего, в будущем он так же будет помогать другим людям, как это делала Лидия Михайловна. Она воспитала в герое нравственные качества, которые способны помочь ему в жизни. Доброта может породить только доброту.

Рассказчик вспоминает свою классную руководительницу лишь добрым словом, он понимает, сколько всего она сделала для него.

Источник

Роль учительницы в жизни мальчика (рассказ Уроки французского)

Лидия Михайловна очень повлияла на жизнь главного героя, сыграла в его жизни большую роль, научила его многому нового. Учительница сделала многое для того, чтобы у мальчика возникало меньше трудностей в изучении и практике французского языка.

Кроме школьных занятий, она давала ему уроки в свободное от школы время, и главное, что она получала удовольствие от того, что она помогла мальчику и искренне рада этому.

При прочтении сразу возникнет вопрос: “Почему она помогала именно ему?”.

Ведь мальчик жил вдалеке от своей мамы и иногда голодал, потому что их семья была бедна. Лидия Михайловна прекрасно всё замечала и в какой-то момент ей стало жалко ученика, поэтому она искренне хотела ему помочь.

Кроме дополнительных занятий по французскому языку, учительница иногда угощала мальчика и звала его на ужин, чтоб он не голодал. Ради благополучия мальчика, она даже начала играть с ним на деньги, чтоб у него была возможность купить себе молока.

Кроме того, что Лидия Михайловна старалась помогать мальчику материально, она давала ему жизненные уроки на будущее, и после этого он начал развиваться духовно. Мальчик действительно стал добрее, у него появились положительные качества и желание помогать людям.

Также благодаря учителю, главный герой полюбил французский язык. Она помогла ему со всеми трудностями, которые появлялись на пути. Кроме этого, цель учительницы была научить мальчика так, чтоб он умел сам продолжать изучать язык. Это сыграло важную роль в жизни мальчика, потому что именно то, что дала ему Лидия Михайловна, повлияет на всю жизнь главного героя.

Благодаря учителю, в мире стало на одного хорошего человека больше. В будущем мальчик не раз будет вспоминать её уроки, равняться на них, делать выводы. Он много будет помогать людям, нуждающимся в помощи, причём без какой-либо корысти. К сожалению, помогая ученику, Лидия Михайловна пострадала сама. Но она успела изменить жизнь мальчика и направить его на правильный путь, это очень важно.

Определённо, роль учительницы в жизни главного героя велика. Таких людей очень мало, и ученику повезло встретить такого прекрасного человека, которому стала неравнодушна судьба бедного мальчика.

Вариант 2

Внимание к личности учителя во все времена уделялось достаточное внимание. Как в жизни, кино, так и в литературе. Автобиографический рассказ Валентина Распутина в произведении «Уроки французского начинается со слов: «Странно: почему мы… всякий раз чувствуем свою вину перед учителем? И не за то всякое, что было в школе…, а за то, что сталось с нами после». Любопытно, что подтолкнуло автора к таким словам, и какую роль в жизни автора сыграла его учитель французского Лидия Михайловна?

Семья главного героя жила бедно, часто бывало так, что в доме не было и куска хлеба. Лидия Михайловна знала о голодном детстве своего одиннадцатилетнего ученика и всячески старалась помочь не только как педагог, но и как добродушный человек. Неоднократно предлагала мальчику покушать после занятий, делилась с ним обедом, чтобы избежать голодного детства ребенка.

Всячески поддерживала мальчика даже перед директором. Тот факт, что ребенок играл на деньги с ребятами на улице, и осведомленность в этом учителя могли не лучшим образом отразиться на ее репутации. Но, тем не менее, Лидия Михайловна не отвернулась, не покинула мальчика в беде, а постаралась найти подход и переманить ученика играть на деньги с ней, чтобы предотвратить избиения ребенка, уличные игры на деньги и его голодное детство. Главный герой согласился принять материальную помощь учителя лишь при условии выигрыша в азартной игре. Лидии Михайловне ничего не оставалось, как принять условие ученика, чтобы уберечь его от голодных будней.

Как известно, все тайное становится явным. Тайные дела Лидии Михайловны стали известны директору, за что она и поплатилась своей должностью. Учителю ничего не остается, как уехать жить на Кубань. Даже факт такого поворота событий в жизни не остановил ее, она продолжала помогать ребенку, присылая ему продуктовые посылки. Так женщина изменила жизнь мальчика к лучшему – он не бросил школу, продолжил получать знания. И это, безусловно, результат бескорыстной помощи, душевности и теплоты Лидии Михайловны. А самое главное, что она предстала перед мальчиком как символ доброты и благородства.

И только повзрослев, Валентин Распутин смог по настоящему оценить поступок его учительницы по французскому языку, смог выбрать верную дорогу в жизни и вообще жить на этом свете. Возможно, не все в жизни складывалось успешно, все получалось, поэтому где-то в глубине души автора мучает совесть за проступки, от которых его так хотела уберечь Лидия Михайловна.

Валентин Распутин обосновано принял решение поделиться своей историей из жизни с нами. Показать бескорыстность, доброту, теплоту и трепет не родных по крови ему людей. Призвать быть добросердечнее, отзывчивее и благороднее.

Роль учительницы в жизни мальчика в рассказе Уроки французского

Несколько интересных сочинений

Одним из ключевых персонажей произведения является Победоносиков, представленный поэтом в образе крупного партийного функционера, главного руководителя управления согласований.

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.

При чтении рассказа возникают мысли о жизненных правилах. Их создали для облегчения существования людей. Но бывает то, что может возникнуть перебор с правилами. Таким образом, правило может стать важнее, чем сам человек.

Иван Иванович – человек с железной закалкой, обладающий «чином из четырнадцати овчин». Именно его вмешательство позволяет старушке-помещице вернуть дом в собственные владения. Он появляется в линии повествования только в третьей главе

Источник

Какую роль сыграла в жизни мальчика учительница французского языка?

Повесть В. Г. Распутина «Уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. Для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время.
Ведь именно так жили большинство людей. У мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. Измученная мать не может прокормить всю семью. Но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. Она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. Ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило.
На помощь главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает помощи от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей помочь мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,

В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательством доброты ученика стал этот его рассказ, посвященный учительнице.

Повесть В. Г. Распутина «Уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. Для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время.
Ведь именно так жили большинство людей. У мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. Измученная мать не может прокормить всю семью. Но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. Она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. Ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило.
На помощь главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает помощи от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей помочь мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,

В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательством доброты ученика стал этот его рассказ, посвященный учительнице.

В мире есть множество профессий, которыми можно овладеть, выучившись и набравшись опыта. Но есть и такие, в которых достичь совершенства можно только имея особое призвание. Одна из них — профессия учителя. Можно выучить программу, прочитать выдающиеся труды известных педагогов и воспитателей, проработать в школе много лет, но нельзя научиться любви и уважению к человеку, умению видеть в маленьких мальчиках и девочках самоценные и уникальные личности, научиться бережно и осторожно проникать в ранимый и светлый мир детской души. Именно таким учителем, учителем от Бога, была Лидия Михайловна — молодая, не очень красивая преподавательница французского языка. Она стоит перед сложным выбором: наказать ученика, пристрастившегося к запретной игре на деньги, или помочь способному и целеустремленному, но бедному мальчику продолжить учебу и не умереть при этом от голода. Первый путь легкий и простой, многим он покажется само собой разумеющимся. Однако для Лидии Михайловны вообще не существует подобного выбора. Она объективно оценивает способности и задатки всех своих учеников, глубоко проникает в их души и поэтому прекрасно понимает, что этот исхудавший от голода мальчик играл на деньги не ради наживы: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение. » — говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это — единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!

Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.

Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна — прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Она старается «не принимать себя всерьез, понимать, что. может научить совсем немногому*. Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников — одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.

Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стреми

Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна — прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Она старается «не принимать себя всерьез, понимать, что. может научить совсем немногому*. Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников — одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.

Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стреми

Источник

Конспект урока на тему «Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Тема урока: Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Учитель: Минаева А.Я.

Тип урока: комбинированный урок

Цель: раскрыть идейное содержание произведения В.Г. Распутина «Уроки французского», помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира, любовь и уважение к учителям.

Познавательные УУД: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные УУД: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, просмотр видеофрагмента.

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,

а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

(Михаил Аркадьевич Светлов)

I. Оргмомент. (1 стадия. Вызов).

Вступительное слово учителя.

Ребята, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

А кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

Ребята, кто в школе самый главный? А без кого не может существовать школа?

— Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь, а вам, возможно, понадобится моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать.

— С каким произведением вы знакомились на предыдущих уроках? Кто его автор?
(сегодня мы вновь обратимся к самому лучшему рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).

Учащийся : Этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери товарища-земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики.

Учитель : Вот, что писал В. Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: «Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора».

Валентин Григорьевич познакомился с ней, когда она уже многие годы отработала в школе, и его поразило, что в ее глазах не было жесткости, свойственной многим учителям. И человеком она была очень мудрым и добрым.

2 стадия. Осмысление содержания ( Этап целеполагания и планирования)

Кто является главным героем рассказа? ( деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре, так как учился в школе). Какого он возраста? (примерно пятиклассник ).

Упоминается ли имя мальчика в рассказе? ( нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа. ). Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое.

— Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика? (Учительница Лидия Михайловна)

О ком мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы. Выяснить, какую роль сыграла учительница в жизни мальчика ).

ТЕМА. Роль учительницы в судьбе мальчика. ( запись в тетради темы урока )

— Ребята, мы выяснили, что этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери товарища-земляка Распутина, а кто же стал прототипом учительницы французского языка?

Учащиеся ведут диалог с учительницей

Как вы думаете, Лидия Михайловна, что было в вас такого, что поразило воображение Валентина Григорьевича настолько, что через двадцать с лишним лет он написал рассказ?

— Он же писал рассказ, художественное произведение, а не очерк. Я учила Валю в 8—9-х классах, и классным руководителем его не была. У них была другая учительница, настоящий педагог, красивая, строгая. А мне достался класс настоящих разбойников. Меня, молоденькую «француженку» совсем не слушали. Чем их занять? Вот и придумала ставить пьесы Гоголя. А в класс Вали я ходила отдыхать. Потом моих разбойников слили с Валиным классом. В итоге коллектив оказался удивительным — такие дети талантливые, умные, самостоятельные. А поступки — прекрасные. Вы знаете, когда я получила их класс, так там из 26 учеников 16 были неуспевающими, а когда заканчивали — 6 человек с медалями!

Так это ваша заслуга, Лидия Михайловна!

— Что вы! Это дети такие!

Вы встречались с Валентином Григорьевичем после окончания школы?

— Года 3—4 назад, в Москве. У него очень славные жена и дочка. Вообще вся атмосфера в семье натуральна, без пафоса, без форса. Я еще тогда спросила: «Валя, что же ты на меня все свалил в своем рассказе и спрятался за моей спиной, нас ведь много, учителей, было? А он ответил: «А я больше всех помню вас».

— Это очень интересный для меня вопрос. Я переехала в Нижний Новгород, разговорилась с соседкой, тоже учительницей, правда, математики, не выдержала и похвалилась. И — никакой реакции. Может быть, потому что она — учительница математики? А когда я жила в Саранске — тогда обо мне знали, приглашали в школу. Я ведь много где работала — и в Камбодже, и в Алжире, во Франции. Часто встречала людей, которые читали книги Распутина. И все-таки те, кто меня близко знает, говорят — это не ты.

Какое самое главное отличие нынешних учеников от тех, среди которых был Валентин Распутин?

— Это отличие сельских ребят от городских. Городские — гораздо дальше от учителей. А сельские — они не избалованные, они были тоньше, восприимчивее, работали на отдачу. Я до сих пор сельских ребят люблю больше городских.

Что бы вы пожелали учителям?

— Величайшее мое почтение всем учителям. Потому что это такой труд — через пот. Нельзя провести урок хорошо, закинув нога за ногу. Это тяжелая работа. Кланяюсь всем и желаю добра. И Валентину Распутину — большой поклон за добрую память о нас, учителях. За то, что увидел в нас доброе, настоящее, вечное. Потому что его Лидия Михайловна — настоящая.

Ее не стало в 2011 году.

3.Обращение к эпиграфу урока:

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. ( Михаил Аркадьевич Светлов, русский поэт, драматург и журналист)

-Как вы понимаете эти слова?

— Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику? (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).

-Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? ( Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить ).

-Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? ( Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)

-Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок» ).

-Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней? ( Главный герой считал выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ помощи ).

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)

Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)

Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)

Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)

Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Почему она предложила Вале заниматься французским языком? (Заметив следы побоев на лице Вали и после рассказа Тишкина, что Валя играет на деньги, учительница выяснила, что Вале нужны деньги, он голодает. Лидия Михайловна придумала способ помочь.)

Как вел себя мальчик в гостях у Лидии Михайловны? (Валя был робким и стеснительным мальчиком, и поэтому каждый приход к учительнице домой превращался для него в пытку.)

Какие качества проявил мальчик, отказываясь от помощи Лидии Михайловны? (Чувство собственного достоинства не позволило ему принять помощь. Ему казалось унизительным принимать помощь от учительницы, злоупотреблять ее хорошим отношением.)

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником? (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна решила создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

Посмотрим эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е. Ташкова «Уроки французского».

Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в ситуации? (Директор проявил строгость и решительность. Его не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)

— Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? (« преступление», «растление», «совращение »)

Преступление – 1. Самовольно нарушить, отступить от чего-нибудь. 2. Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

Растление – растленный – безнравственный, морально разложившийся.

Совращение – совратить – побудить сделать ложный шаг, проступок, сбить с правильного пути.

— Действительно ли на ваш взгляд поступок учительницы «преступление»? (нет)

– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

В самом факте игры учительницы на деньги со своим учеником он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

• Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене? ( Примерный ответ. На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял — не тот человек. )

— Каким вы себе представляете директора школы?

( Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался »)

Директор должен был знать, как живут его ученики. Он в ответе за всех.

Зачитаем концовку рассказа: с.120

«И больше я её никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Какую роль играет послесловие? (Примерный ответ. Кратко рассказав о последующих событиях, автор завершает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)

Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

5. Работа в группах . (Работа с учебником) 1 ряд. Найдем и зачитаем описание Лидии Михайловны.
Выпишем из текста слова и выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну, наклеим стикеры на доску возле ее портрета.

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103)
Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости …, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»(с. 108)

«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться… (с.102) Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..»
«Лидия Михайловна … интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно… Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».(с.99) Лидия Михайловна представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных…
(с. 108)

интерес к азартным играм

– Какие черты характера учительницы вы увидели? (Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратность, красота и обаяние).

2 ряд . Найти и записать основные черты характера героя произведения, наклеить возле его портрета на доске.

Таблица. Черты характера главного героя рассказа

«Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал»

«К тому же еще я постоянно недоедал» «Мне все время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны»

«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие»

Ответственное отношение к учебе

Стремление к знаниям

Стойкость (преодоление голода, упорство в учебе и т.п)

Чувство собственного достоинства

Терпение, умение сдерживать боль

На основании таблицы делаем вывод и записываем его. Какими чертами характера обладает мальчик? Какие это качества?

Записываем: Мальчик обладает положительными чертами характера: ответственное отношение к учебе, стремление к знаниям, стойкость, чувство собств. достоинства и терпение.

— Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика.?

Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.

– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, отзывчивость, милосердие, любовь).

Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта.

Составление СИНКВЕЙНА учащимися.

1 строка – Кто? Что? Имя существительное (Лидия Михайловна)

2 строка – Какой? 2 прилагательных (Добрая, мудрая)

3 строка – Что делает? 3 глагола (Переживает, помогает, любит)

4 строка – Предложение из 4 слов. (Настоящая любовь к детям)

5 строка – Синоним к сущ. (Учитель)

Слова критиков: «Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты. Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

Я задумался (задумалась) над…

Я открыл (открыла) для себя…

Чему я хочу научиться?

Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

Чтение стихотворения учащимся.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

7. Выставление оценок. Домашнее задание.

Написать небольшое сообщение на тему « Учитель, которого я выбираю».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *