роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

Роль тьютора в системе организации жизненного пространства по­допечного ребенка

Роль тьютора в организации жизненного пространства ученика с особенностями развития включает в себя разнообразные аспекты школьной жизни, особенно первое время. По отношению непосредст­венно к самому ребенку тьютор формирует доверительные и эмоцио­нально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы стано­вится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой. Он обязан следитт за со­стоянием ребенка: помогает разрешить конфликтные ситуации, успока­ивает, воодушевляет и т. п.; если нужно отдохнуть — может вывести из класса в игровую комнату; в туалет и т. п. В первую очередь, тьютор уча­ствует в координации общей деятельности ученика, дозирует учебную нагрузку. В взаимодействии с педагогом класса тьютор договаривается с учителем о целях и задачах своей работы; о возможных трудностях (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного учени­ка, о возможных уходах с урока и возвращении; об особенностях харак­тера и специфике поведенческих проявлений ребенка. Важным являет­ся договоренность об эффективном выстраивании взаимодействия в тройке: ребенок—учитель—тьютор.

В отношении других детей в задачи тьютора входит следить за тем, что происходит в детском коллективе — о чем дети говорят, во что игра­ют, Объяснении детям, как общаться с их одноклассником. Если тема касается особенностей подопечного ребенка, то тьютору приходится от­вечает на их вопросы.

Так как ребенок с особенностями развития создает вокруг себя осо­бое пространство (включая еще и взрослого человека — тьютора), то его необходимо «вписать» в общее пространство. В классе ребенка необхо­димо посадить таким образом, чтобы он не был «на галерке», но и не за­нимал центральную часть, так как может отвлекать остальных учени­ков. Если тьютору необходимо сидеть рядом с учеником, то оптималь­ным будет место ученика в правом или левом ряду (если в классе три ряда парт), на второй или третьей парте. При этом за партой ребенок должен сидеть ближе к среднему ряду, а не к окну или к стене — это ме­сто для тьютора. Нередко ученика приходится выводить с урока по ря­ду объективных причин (туалет, усталость, неконтролируемое яркое эмоциональное состояние). Поэтому важно найти такое место, чтобы уход с урока и возвращение не сильно отвлекали остальных детей. Ра­бочее место должно быть помечено определенным образом (обычно, в начальной школе это делают с помощью цветных кружков или карти­нок). Возможно, у ребенка есть любимый персонаж или изображение любимого предмета. Наличие такой картинки поможет снизить тревогу или быть подспорьем во время обучения. Для слабослышащего или сла­бовидящего ученика необходимо подобрать место таким образом, чтобы он мог хорошо видеть и слышать учителя.

Учитывая индивидуальные особенности поведения ребенка, необхо­димо продумать маршрут и трудности, которые могут возникнуть во время пребывания ребенка в рекреации во время перемены, на улице (уроки физкультуры, прогулки во время продленки), в столовой, в спортзале, в раздевалке, на лестницах между этажами, в туалете. Так для ребенка с расстройствами аутистического спектра, возможно, пона­добится выделить отдельное время, когда он сможет бывать в туалете, вне зависимости от занятий и без других детей.

Само включение ребенка с особенностями развития в образователь­ный процесс в школе проводится при непосредственном участии тьюто­ра и в несколько этапов:

1. Знакомство тьютора с педагогом класса, под руководством которо­го будет учиться ребенок.

2. Знакомство тьютора с сопроводительными документами ребенка.

3. Знакомство с родителями и ребенком. Обсуждение того, что ребенок умеет, что может делать сам. Обязательное согласование с родителями мо­ментов, связанных с питанием и медицинской помощи ребенку в школе. Эти три этапа желательно осуществить до начала занятий в школе.

4. Совместно с учителем (по необходимости и с психологом) нужно:

• выбрать место в классе, где будет сидеть ребенок (иметь в виду, что оно может измениться); обсудить, где будет сидеть тьютор (рядом с уче­ником, поодаль);

• детально продумать маршрут сопровождения ребенка (например, где встретить ребенка — у дверей школы или после того, как ребенок пе­реоденется в раздевалке и попрощается с родителями; что ребенок и тьютор делают дальше — поднимаются в класс или идут сначала в туа­лет и т. д.)

• обсудить, какая необходима помощь ребенку: тьютор сам, по ситу­ации решает, что нужно, либо выполняет инструкции учителя; тьютор помогает ребенку только на уроке, или же и на переменах тоже и т. д.

5. Совместно с учителем, с психологом и, по необходимости, с други­ми специалистами консилиума (дефектологом, логопедом, социальным педагогом) не только в рамках психолого-педагогического сопровожде­ния — компонента ИОП составляется собственный план работы, но и проводятся регулярные обсуждения эффективности, успешности рабо­ты, корректировка тьюторской деятельности

6. Самостоятельно или совместно с учителем и, по необходимости, с психологом разрабатывает план развития самостоятельности подопеч­ного.

Одной из задач тьюторской деятельности является введение учени­ка с особенностями развития в детский коллектив.

Для ребенка с особенностями развития детский коллектив, в кото­ром он находится, является самым мощным ресурсом. Именно поэтому от того, как к ребенку будут относиться дети, во многом будет зависеть его душевное состояние. Задача тьютора — обеспечить спокойное вклю­чение ребенка в детский коллектив. При этом необходимо учитывать следующее:

1. Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной груп­пы, то желательна предварительная беседа с учениками при которой взрослый в мягкой и понятной форме ориентирует детей класса в особен­ностях включаемого ребенка, показывает как можно взаимодействовать с ним, что можно, а чего не стоит делать, как снизить возможные негатив­ные проявления (например, не заострять на них внимания и т. п.).

2. Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, он передвигается на коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать нужно спокойным голосом, без лишних подробностей.

Для детей начальной школы важна информация о том, как себя пра­вильно вести, поэтому рассказ об «особом» ребенке должен быть боль­ше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их од­ноклассника. Дети могут задать вопросы: А это не заразно? А почему он такой? Он что, дурак (глупый)? А у него это пройдет? Отвечать нужно также спокойным голосом и без лишней детализации. Полезно будет рассказать ребятам заранее, что новый ребенок может, какие у него есть положительные способности. Например, если ребенок мало говорит, но усидчив, о нем можно сказать: «Ваня умеет слушать», о подвижном ре­бенке сказать: «Рома может очень быстро бегать» и т. п. То есть дети в классе должны понимать, что, как и каждый из них, новый член их кол­лектива что-то умеет лучше, а что-то хуже.

3. Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет и возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Я помогаю Тане писать, ей самостоятельно писать пока трудно». Со временем, когда дети перезна­комятся друг с другом, острота вопросов о непохожести их однокласс­ника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему необычному другу.

Нередко дети, видя, что ребенок отличается от общей массы, и не стремятся с ним общаться, поэтому тьютору необходимо, особенно на первых порах, вовлекать детей в совместные игры, делая акцент на том, что дети могут помочь своему однокласснику, научить его (играть, гово­рить и т.п.) играть в их игры. Осознание детьми факта помощи их свер­стнику будет для них очень хорошим стимулом для возникновения об­щения, является важнейшим моментом в процессе развития самостоя­тельности ученика.

Источник

Кто такой тьютор и зачем он ребёнку на семейном образовании

Рассказываем о новой для отечественного образования фигуре. В этой статье вы узнаете, чем занимается тьютор и чем его роль отличается от других специалистов, работающих со школьниками. А также расскажем, как пройти программу тьюторского сопровождения не выходя из дома.

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

Кто такой тьютор

Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.

Чтобы яснее осознать роль и обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.

Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.

Чем тьютор отличается от коуча

Главное отличие: коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.

Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.

Чем тьютор отличается от психолога

Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.

Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.

Чем тьютор отличается от репетитора

Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.

Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.

Чем тьютор отличается от наставника

Задача наставника: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.

Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:

Инструменты и этапы работы тьютора

Далее мы разберём, чем занимается тьютор и как строятся его взаимоотношения с подопечными. Его работа предполагает несколько встреч и разные виды взаимодействий:

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

Когда школьнику необходим тьютор

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.

Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.

Участники программы:

Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.

Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. При необходимости родители могут запросить видеозапись встречи.

Темы индивидуальных встреч:

Источник

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

и учитель (учителя) класса

обсуждает с учителем:

цели и задачи своей работы;

возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

отвечает на вопросы родителей.

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;

«Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

следит за организацией рабочего пространства ученика;

соотносит задания учителя с возможностями ученика;

если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

Номер материала: ДБ-313165

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

В России ввели День отца

Время чтения: 1 минута

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе

роль тьютора в организации социальной жизни подопечного заключается в Надежда Муравцова
Включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе

«Включение тьютора в воспитательно – образовательный процесс в инклюзивной группе».

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть интеллектуальные проблемы, он может находиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора.

Тьютор

– это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т. д.

Тьютор общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в группе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых занятиях.

Тьютор помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор оговаривает занятия со своим подопечным со специалистами группы сопровождения – логопедом, психологом, дефектологом, инструктором ЛФК.

Цели и задачи в работе тьютора.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в группе: особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка с ОВЗ.

Включение в работу с педагогическим коллективом, родителями, детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

Роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ.

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом группы.

Тьютор и подопечный.

формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т. п.) и физическим (при необходимости помогает сходить в туалет);

координирует общую деятельность ребёнка.

Тьютор и воспитатель группы.

обсуждает с воспитателем:

цели и задачи своей работы;

возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного,

особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.

Тьютор и другие дети.

следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

объясняет детям, как общаться с их сверстниками;

если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития

и роль тьютора в этом процессе.

Ребенок с ОВЗ и воспитатель: Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции.

Для этого тьютор: привлекает внимание ребенка к воспитателю: «Смотри на …. (имя воспитателя, слушай…»; и т. п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор: Ребенок выполняет рекомендации тьютора.

следит за организацией рабочего пространства ребёнка;

соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;

если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя.

Ребенок с ОВЗ и другие дети: Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему.

Для этого тьютор: наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по столу просит у ребенка карандаш, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей: «Дай, пожалуйста, карандаш» – «Спасибо…».

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Участие в организации, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения по рекомендациям воспитателей и специалистов.

При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития.

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Если всё организовано правильно, то взаимодействие здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную группу. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную группу. Воспитатель ГБОУ детский сад №544. СЗАО города.

Эссе «Слово воспитателя» Эссе «Слово воспитателя» На современном этапе развития общества, казалось бы, не должно возникать проблем с воспитанием детей. Прилавки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *