роль церкви в общественной жизни руси кратко

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий

роль церкви в общественной жизни руси кратко роль церкви в общественной жизни руси кратко роль церкви в общественной жизни руси кратко роль церкви в общественной жизни руси кратко

роль церкви в общественной жизни руси кратко

Радонежский

Немалую роль в том, что именно Москва стала центром объединения русских земель, сыграл факт переезда митрополита Петра из Владимира в Москву. Отныне Москва стала религиозным центром Руси.

Со времен Дмитрия Донского (XIV век) церковь стала активно участвовать в политических делах, помогая московским князьям в их деле объединения Руси. Огромную роль в воспитании Дмитрия Донского и поддержке его политики сыграл митрополит Алексей, пользующийся огромным авторитетом на Руси. Еще большим авторитетом пользовался игумен Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, порядки в которой стали образцом для русских монастырей. Сергий Радонежский, обладая гигантским авторитетом, примирял князей, добивался их подчинения Дмитрию Донскому. Он же благословил Донского на Куликовскую битву. Огромным духовным авторитетом пользовался основатель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Кирилл Белозерский.

В XV веке русская православная церковь стала независимой (автокефальной) от византийской. Этот шаг еще более укрепил авторитет Москвы.

Источник

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

С принятием христианства возникла церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в русском обществе. Во главе русской церкви был митрополит. Митрополия делилась на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Митрополиты и епископы получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым (верховным, руководящим) духовенством появилось и черное — монахи, обживающие пустыни и монастыри. Возникло монастырское землевладение.

С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена золотоордынскими ханами в созданную ими систему управления. По ханским ярлыкам церковь обладала привилегиями и льготами. Она поддерживала власть, проповедуя смирение и покорность хану Золотой Орды. Вместе с тем, участвуя в процессе формирования национального самосознания, церковь постепенно становилась фактором единения земель и духовного сопротивления.

Крупной политической фигурой был митрополит Петр (1308-1326 гг.), с именем которого традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Алексей (1354-1378 гг.) неофициально возглавил правительство Москвы. Соединение в его руках светской и духовной власти способствовало объединению русских земель вокруг Москвы.

В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его стал Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), основатель Троицкого монастыря. В его обители был утвержден устав, согласно которому монахи отказывались от всякой личной собственности. Аскет, человек твердых религиозных убеждений, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля, который служил живым укором жадному и продажному высшему духовенству. Авторитет Сергия Радонежского способствовал подъему национального духа в период свержения монголо-татарского ига. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько монастырей (Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский на Клязьме), во всех этих обителях он поставил настоятелями своих учеников. Согласно жизнеописанию, Сергий Радонежский совершил множество чудес, исцеляя людей, которые приходили к нему из разных городов.

В середине ХV в. Московская митрополия стала автокефальной (самостоятельной), освободившись от влияния константинопольского патриарха. Первым русским автокефальным митрополитом стал рязанский епископ Иона (1390- 1461 гг.). Митрополичья кафедра приобретала национальное значение. Следствием этого была возросшая зависимость митрополита от великокняжеской светской власти.

Источник

3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

3 РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Русская церковь с момента своего создания стала рассматриваться как часть Вселенской константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Отчасти это обстоятельство имело место из-за желания Византии контролировать политику Киевского княжества. Но тем не менее русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, чем поставил точку в споре с греками.

И все же трудно не оценить влияния русской церкви на жизнь славян. Если посмотреть на произошедшие изменения, то они затрагивали все сферы: политику, экономику, культуру и духовную жизнь.

Церковь никогда не бедствовала с экономической точки зрения: князь жертвовал ей собственную десятину. Кроме того, появились новые хозяйствующие субъекты – монастыри. Свою продукцию они частично реализовывали на рынке, а частично запасали впрок.

Церковь богатела быстрее, чем великие князья, поскольку борьба за власть обходила ее стороной, разрушения материальных ценностей не было даже в позднейшие годы монголотатарского нашествия.

Христианская мораль внесла свои коррективы в политическую жизнь: отношения господства и подчинения стали рассматриваться как правильные и богоугодные, а церковь получала место гаранта и арбитра в политической реальности. Племенной сепаратизм и вольности пресекались как бесовские происки, кроме того, введение единобожия ставило под сомнение целесообразность родоплеменной организации и приоритета почитаемых местных богов. Одна вера и один правитель всей Руси – вот формула новой религии.

Нельзя не оценить вклад христианской церкви в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефодий из Болгарии придумали славянскую азбуку.

Среди населения киевского княжества увеличился процент грамотных.

Если князь Владимир Святославович не умел читать, то его сын Ярослав сам мог насладиться творчеством древнегреческих поэтов.

Для славян, живших по законам языческого мира, христианские нормы казались необычными: «не убий», «не укради» и формировали новый образец поведения.

Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяет одна религия, язык и духовные отцы.

Международный авторитет Киевского княжества возрос: с русскими князьями как с равными пожелали породниться королевские дома Европы. Дочери Ярослава Мудрого стали супругами французского, венгерского и норвежского королей. А сам он был женат на норвежской принцессе Ингигерд.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри.

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри. С кризисом рабовладельческого общества связана также эволюция христианской церкви в Римской империи. Христианство возникло как религия эксплуатируемых и угнетенных масс, но никогда не выступало против

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Роль католической церкви

Роль католической церкви Католическая церковь, опасаясь что “москвофильство” приведет к возвращению в православие униатской Галицкой Руси, приняла активное участие в борьбе с этим “москвофильством”. И с 70-х годов началась планомерная и продуманная борьба с

РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Одним из столпов колониального режима в Латинской Америке была церковь. Католическая религия являлась мощным средством воздействия на население. Под ее влиянием находилась по существу вся духовная жизнь колоний: церковь ведала учебными

Роль церкви в феодальной Европе.

Роль церкви в феодальной Европе. В феодальной анархии действовали и централизующие силы. Сами феодалы — прежде всего недостаточно сильные из них — нуждались в мощных централизованных орга­нах классового принуждения для того, чтобы довершить пора­бощение крестьянства

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

§ 6. Молящиеся у престола: общественная роль русской церкви

§ 6. Молящиеся у престола: общественная роль русской церкви 24 августа 1481 г. митрополит Геронтий отправился из Успенского собора в Симонов монастырь, оставив в кафедральном храме святительский посох. Так он протестовал против вмешательства Ивана III в сугубо внутренние

Источник

Роль церкви в Древнерусском государстве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Православная церковь: структура, направления деятельности, источники финансирования

В Древнерусском государстве церковь возглавлял Киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или киевским князем с последующим избранием на соборе епископов. В крупных городах всеми делами церкви заведовали епископы. Иерархи могли владеть землями, городами, селами. Церковь имела свои суд и законодательство, дававшее возможность вмешиваться во все стороны жизни своих прихожан.

Могущество церкви основывалось на ее быстро растущих материальных доходах. Владимир Святославович установил «десятину».

Опираясь на материальное богатство, церковь приобретала влияние на политическую и экономическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать гарантом межкняжеских соглашений, фиксировавшихся «крестным целованием», вмешивалась в переговоры, представители церкви нередко брали на себя роль послов.

Православная церковь использовала разные методы для проповеди своего вероучения и утверждения авторитета. Большую роль в этом играло возведение храмов, архитектурная форма и внутренняя роспись которых символизировали «земной» и «небесный» миры. С целью религиозного воздействия на людское сознание совершались богослужения и обряды. В церквах проходили молебны о выздоровлении, о победе над врагами, о спасении от стихийных бедствий, произносились проповеди и поучения. При помощи исповеди церковники проникали во внутренний мир прихожан, воздействовали на их поступки и выведывали сведения о замыслах против церкви, господствующего класса и общественного строя.

Несмотря на то, что в период феодальной раздробленности христианство уже охватило большую часть населения, даже среди знати проявлялись пренебрежение религией и неуважение к священнослужителям. В народе сопротивление христианству было еще больше.

Церковные руководители старались упрочить позиции церкви, она превратилась в источник христианизации других народов. Одновременно шло взаимопроникновение отдельных элементов религиозных идеологии и культа в результате широких взаимосвязей Киевской Руси.

Готовые работы на аналогичную тему

При Владимире церковь ведала некоторыми мирскими делами, соприкасающимися с государственными интересами. Церковь получила юрисдикцию над всеми христианами (семейные дела, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», вероотступничество, «оскорбление нравственных чувств»). Также под церковное попечение было поставлено особое общество, выделившееся из паствы – богадельные люди. В их состав вошли:

Роль церковного суда

В 1019 году на престол вступил Ярослав Мудрый. Церковь к этому времени уже, и Ярослав продолжает начатое отцом дело. В разработанном указе, он сохраняет дела, подсудные церкви и четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства с системой наказаний.

Дела духовные, не связанные с мирскими законами разбирались судом епископа судом без княжьего судьи. К ним относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как чародейство, волхование.

Дела «греховно-преступные» разбирались княжеским судом при участии церковного. Княжеский суд назначал приговор, а митрополит получал небольшую сумму на развитие церкви. К этому разряду причислялись дела об «умычке девиц, об оскорблении делом или словом, о самопроизвольном разводе мужа с женой вез вины последней, о нарушении супружеской верности».

Обычные противозаконные действия, совершенные как мирянами, так и церковными людьми, рассматривались судом церкви по княжеским законам. Князь оставлял за собой участие в суде над людьми церковного ведомства. Оно было выражено в том, что их тяжкие преступления разбирались на церковном суде при участии княжеского судьи, с которым первый делился пенями.

Влияние церкви на развитие Руси

Принятие монотеистической религии привело к укреплению княжеской власти и ликвидации «дофеодальной раздробленности». Христианство идеологически обосновывало власть киевских князей.

Утверждение христианства в качестве государственной религии оказало влияние на все сферы жизни. Ускорились изживание племенных различий и формирование древнерусской народности. Ликвидация местных культов способствовала этнической консолидации, хотя различия продолжали сохраняться и обнаружили себя в период феодальной раздробленности, когда отдельные части Руси обособились или попали под власть завоевателей.

Крещение Руси стало важным этапом в развитии культуры. Древнерусская культура обрела новые черты. Христианство принесло письменность, основанную на церковнославянском алфавите

Центрами древнерусского просвещения были монастыри, например, Киево-Печерский монастырь, основанный во второй половине XI века Святым Антонием и Святым Феодосием. Первым летописцем был Нестор. При епископских кафедрах и в монастырях были собраны библиотеки рукописных книг.

Однако с принятием христианства в области культуры связаны и некоторые негативные моменты. Устная словесность дохристианской Древней Руси времени была богата и разнообразна. Значительная ее часть оказалась утрачена, не попав на пергамент, в чем вина церковных кругов, отрицавших языческую культуру и боровшихся с ее проявлениями.

Принятие христианства стало стимулом для знакомства Руси с византийской культурой. Через Византию в Древнюю Русь начало проникать влияние мировой цивилизации, включая наследие античного мира и Ближнего Востока.

Крупные последствия крещение имело в области просвещения. При Владимире была предпринята попытка организации школ. Ученики были принудительно избраны из детей верхних слоев дворни.

Крещение оказало влияние на развитие агротехники в Киевской Руси. В земледелии значительно повысилась культура огородничества. Этому способствовал рост потребления овощей, стимулировавшийся многочисленными христианскими постами и требованиями монастырского жития.

Очевидно влияние христианства в сфере строительной техники. С каменным строительством в Киеве познакомились на примере церквей, строившихся греческими архитекторами по заказу князей. От них на Русь пришли технические приемы кладки, выведения купольных покрытий и сводов, использования колонн и т.д. Способ кладки древнейших церквей Киева и Новгорода – греческий. Первые светские каменные постройки, вероятно, также построены греческими архитекторами.

Так же принятие христианства оказало влияние на развитие ремесел. Византийская техника резьбы по камню заимствована для церковных целей. Греческая мозаика употреблялась для украшения церковных зданий. То же можно сказать о фресковой живописи.

Влияние крещения ярко выражено и в художественной области.

Крещение Руси ввело ее в семью христианских государств с их культурными достижениями. Культура обогатилась культура достижениями цивилизаций Ближнего Востока и Византии.

Русь много приобрела от союза с Византией, однако в дальнейшем ей приходилось постоянно оказывать сопротивление притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему влиянию.

Источник

Роль церкви в жизни Руси. Сергий Радонежский

Роль церкви в общественной жизни Руси.
Сергий Радонежский

Русская православная церковь сыграла важную роль в объединении Руси. Церковь во все времена оставалась единой, глава церкви — митрополит, был религиозным главой всех русских земель. Это способствовало объединению Руси, так как сохранялось духовное единство Руси. Иногда митрополиты и епископы мирили враждующих князей.

Митрополия делилась на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Митрополиты и епископы получали от князей различные подарки и земельные владения. Кроме белого (верховного, руководящего) духовенства стало распространяться и черное духовенство — монахи. А также появилось монастырское землевладение.

Ханы Золотой Орды включили церковь в созданную ими систему управления. Церковь обладала привилегиями, поддерживала власть, проповедуя смирение и покорность золотоордынским ханам.

Крупной политической фигурой был митрополит Петр (1308-1326 гг.), который переехал из Владимира в Москву. А митрополит Алексей (1354-1378 гг.), соединивший в своих руках светскую и духовную власть, способствовал объединению русских земель вокруг Москвы. Огромным духовным авторитетом пользовался основатель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Кирилл Белозерский. Еще большим авторитетом пользовался игумен Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры.

Сергий Радонежский

В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его стал Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), основатель Троицкого монастыря.

В егo oбители был утвержден устав, сoгласнo кoтoрoму мoнахи oтказывались oт всякoй личнoй сoбственнoсти. Аскет, челoвек твердых религиoзных убеждений, Сергий свoим благoчестивым пoведением утверждал нoвый тип церкoвнoгo деятеля, кoтoрый служил живым укoрoм жаднoму и прoдажнoму высшему духoвенству. Автoритет Сергия Радoнежскoгo спoсoбствoвал пoдъему нациoнальнoгo духа в периoд свержения мoнгoлo-татарскoгo ига.

роль церкви в общественной жизни руси кратко

Сергий Радонежский, обладая гигантским авторитетом, примирял князей, добивался их подчинения Дмитрию Донскому. Он же благословил Донского на Куликовскую битву.

В XV веке русская православная церковь стала независимой (автокефальной), освободившись от влияния константинопольского патриарха. Этот шаг еще более укрепил авторитет Москвы. Первым русским автокефальным митрополитом стал рязанский епископ Иона (1390- 1461 гг.). Митрополичья кафедра приобретала национальное значение.

Конспект урока по Истории России «Роль церкви в жизни Руси. Сергий Радонежский».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *