роль традиции в жизни общества

Роль традиции

Роль традиции в жизни общества

традиция социальный норма общество

В философской, социологической и юридической литературе пока еще нет единого общепризнанного мнения о роли традиций в жизни общества.

Одни исследователи считают традиции формами общественного сознания. Другие возражают против такого отождествления традиций с той или иной формой общественного сознания потому, что традиции имеют место в разносторонних отрасли человеческой деятельности, во всех формах общественного сознания: в политике, праве, философии, морали, науке, искусстве, религии, они также охватывают сферу производства. Одни авторы рассматривают традиции как категории общественной психологии, ее составные элемента. Другие считают, что традиции лишь частично входят в общественную психологию и только той стороной, которая захватывает область социальных чувств, привычек и черт социального характера. В целом же традиции относятся к духовной культуре общества. Традиции вырабатываются во всех формах общественного сознания, вплетаются в живую ткань как идеологической, так и психологической жизни общества, присутствуют во всех формах общественного сознания, каждая из которых непосредственно влияет на формирование и развитие традиций. Традиции, дополняя основные черты характера социальной группы людей, наций, классов, входя составной частью в психический склад этих общностей, являются частью целого общественного сознания. Как часть в структуре общественного сознания эти категории составляют некое целое и нуждаются как в комплексном, так и в дифференцированном рассмотрении. При уяснении понятия и сущности традиций мы исходим из того, что это довольно сложные и многогранные специфические общественные явления, представляющие собой совокупность норм, отражающих экономические, исторические, социальные и иные условия, связи и взаимоотношения людей в их общественной и личной жизни. Сложность эта усугубляется еще и тем, что ни одна из отраслей общественных наук не изучает традиции в полном объеме, во всех аспектах.

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции, в частности, такие основные функции:

Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций. Обряд посвящения в сан советского рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов. Здесь следует особо подчеркнуть необходимость развивать обрядность трудовых традиций общества потому, что в нашей литературе последним, по сравнению с бытовыми, внимания уделяется явно недостаточно. Популярная литература, периодическая печать, особенно молодежная, много отводят места новой свадебной обрядности, но при этом мало помещают материалов, отражающих обрядовое оформление социалистических трудовых традиций, раскрывающих их идейное содержание.

На содержание этих традиций влияют такие требования и принципы морального кодекса строителя коммунизма, как добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, нетерпимость к тунеядству, нечестности, стяжательству.

Особенно яркая художественная обрядность присуща и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

Источник

Место традиций в жизни современного человека

Содержание:

Введение

Что такое традиция и зачем она нам нужна?

В отсутствие живой традиции индивидуальные воли неизбежно будут уничтожать друг друга, бессмысленно разрушая сделанное другими. Пока жива традиция, эта борьба сведена к минимуму, отдельные воли помогают друг другу и опираются друг на друга. И каждый новый шаг на этом пути расширяет диапазон будущих достижений. И наоборот, когда традиции нет, потомки используют наследие предков просто как строительный материал для своих небольших частных проектов. В такие времена искусство сводится к примитивному «самовыражению», к излиянию минутных эмоций и животных инстинктов, которое глумливо облекается в высокие формы, унаследованные от прошлого; государство, построенное тысячелетними усилиями многих поколений, распадается на феодальные княжества; экономика целой страны превращается в добычу алчных негодяев, которые воруют и разрушают все, что могут.

Не каждый проект способен произвести такую спонтанную координацию воль, которая длилась бы веками, и любая попытка сделать это заставит людей пожертвовать собственным благополучием и даже жизнью. Если воля, выраженная в проекте, воспринимается людьми как нечто чуждое, внешнее, навязанное извне, как фантазия каких-то посторонних умов, это неизбежно вызовет сопротивление и разочарование, согласованности усилий достичь не удастся, и дело зайдет в тупик. Важна спонтанная, самопроизвольная координация воль, которая и порождает традицию. Этот проект должен родиться сам собой, он должен ощущаться людьми интуитивно, восприниматься как естественный движущий принцип их собственной воли, как источник силы и радости.

Традиции: их сущность и структура

Традиции и инновации в культуре

Культура, как и любой диалектически развивающийся процесс, имеет стабильную и развивающуюся (инновационную) стороны.

Стабильной стороной культуры является культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на то, что было создано предыдущими поколениями. В так называемых традиционных обществах люди, впитывая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-то изменения, то делают это в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция преобладает над творчеством. Творчество в данном случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъект культуры, которая выступает как определенный набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.д.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения в самих программах происходят крайне медленно. Такова в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Такая устойчивая культурная традиция при определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если некоторые общества отказываются от гипертрофированного традиционализма и развивают более динамичные типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Культура не может существовать без традиций.

Идеальное отношение к традиции

Заключение

В заключение своего эссе я хотел бы сказать, что традиции играют очень важную роль для современного общества. Мы живем, и каждый день выполняем определенные традиции наших предков, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Тем не менее, на подсознательном уровне они очень важны для нас, потому что это наше прошлое, прошлое наших предков, и мы должны чтить его.

Список литературы

роль традиции в жизни общества

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

роль традиции в жизни общества

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ роль традиции в жизни общества роль традиции в жизни общества

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Наследие народа или что такое традиции

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с определением традиция или обычай. История значения этих слов уходит корнями в глубокую древность. Конечно, со временем их суть и ценность существенно изменились. Однако некоторые ритуалы по-прежнему до сих пор являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Важно понимать, чем отличается традиция от обряда, чтобы до конца разобраться в их роли в жизни народа. Давайте вместе детально рассмотрим этот вопрос.

Понятие обычая

роль традиции в жизни общества

Под данным определением скрывается способ поведения человека в обществе. Он основывается на многовековых привычках, которые являются нормой в той или иной социальной группе. Каждый ее член считает свое поведение логичным. И если какие-то обычаи для стороннего человека покажутся странными, то участники данного общества не видят в этом ничего предосудительного.

В значение слова скрывается религиозный, культурный и правовой порядок, который порой носит принудительный характер. Когда речь заходит об обычаях, то подразумевается передача от старшего поколения к младшему многочисленных обрядов, ритуалов, торжественных мероприятий и правил поведения на похоронах или свадьбах.

Понятие традиции

роль традиции в жизни общества

Сохранение основ поведения и норм устройства общества – это традиции. Их также передают по «наследству». Основное отличие от обычаев заключается в национальной привязке. Например, к традициям относят народные костюмы. А вот если какая-то часть общества добавит к нему аксессуар, то речь пойдет об обычаях.

Выделяют семейные, народные традиции. Они могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное воздействие.

Виды традиций

Существует несколько основных направлений:

Основные отличия традиции от обычаев

роль традиции в жизни общества

Вторые, как правило, имеют отношение к определенной национальности или государству. Традиции тесно связаны с семьей, работой и т. д.

Например, с давних времен существует традиция весело праздновать Новый год. На протяжении многих веков люди провожают уходящий год и встречают новый. Обычно на этот праздник принято ставить в доме елку и украшать деревце. Причем у каждой нации существуют свои правила относительно данной процедуры.

Второе отличие заключается в уровне влияния. Иными словами, обычай – это привычка, человек повторяет ее на автомате. Особо не задумываясь о смысле и цели своих поступков. А вот традиция – это направленные мероприятия, сложные и многогранные. К обычаям можно отнести положение девушки в семье, ее обязанности и права. А традиция – это празднование именин или субботний поход в кинотеатр.

Укоренение в сознании людей. Со временем обычай перерастает в традицию. Первый обладает скромной историей, а вот истоки второй уходят корнями в древность. Например, обычай уважать старших, почитать родителей и заботиться о них, давно превратился в традицию.

Направление. Основное предназначение традиций – информирование людей. У обычаев цель немного иная. Они направлены на внесение практичности в жизнь каждого индивида. Например, ухоженный вид человека считается обычаем. А традиция, в свою очередь, информирует о том, что нужно следить за внешним видом и выглядеть опрятно.

Основная суть. В принципе эти два понятия очень близки. Можно смело утверждать, что традиция – это старинный обычай. Но если рассматривать их «под микроскопом», то легко отметить ряд различий. Белоснежное платье девушки на свадьбе – обычай, отмечать бракосочетание – традиция.

Воздействие на жизнь. Обычай связывает современное поколение с предками. Придерживаясь их, мы высказываем уважение к старшим. Традиция является зеркалом жизни нации и ее развития. С помощью обычаев человек учится, приобретая ценные знания и опыт. Используя традиции, мы приспосабливаемся к жизни в обществе. Например, у семьи существует традиция каждое воскресенье готовить утку. А вот рецепт и секреты приготовления блюда – это обычай.

Изменение во времени. Обычаи имеют склонность к трансформации, поскольку отталкиваются от текущих тенденций и не несут особого смысла. В древности они выступали в роли нравственного закона. Обычай зависит от мнения общественности, что хорошо, а что плохо. Традиции остаются неизменными на протяжении веков.

Примеры обычаев и традиций

роль традиции в жизни общества

Чтобы разобраться в данных определениях, стоит рассмотреть несколько наглядных примеров:

Современное отношение к культурным традициям

Многообразие традиций большинства стран порой поражает воображение. Что для определенной нации является обыденным поведением, в другом государстве примут как личное оскорбление. Традиция не зря считается одной из основ культурного наследия стран.

Поэтому при посещении экзотического места на карте, рекомендуется предварительно хорошенько ознакомиться с их «правилами поведения». В противном случае рискуете оказаться в неловкой ситуации или даже спровоцировать конфликт.

Религиозные традиции

роль традиции в жизни общества
Вероисповедание народа также имеет в основе ряд традиций, что делает ее духовным и культурным наследием. Религиозные традиции представляют собой набор устойчивых норм и приемов поклонения Всевышнему. Каждое вероисповедание бережно хранит и поддерживает каноны, формировавшиеся на протяжении многих тысячелетий.

Нередко в одной религии объединены несколько традиций, например, в христианстве мирно сосуществуют православие, католицизм и протестантство. На Востоке традиции направлены на обучение работе с телом и сознанием. Цель религии – просветление человека.

Христианские традиции включают посещение храмов, чтение молитв, хождение на исповедь и почитание церковных праздников. Самые известные религиозные «торжества»: Рождество, Пасха, Троица, Крещение.

Однако в век инновационных технологий не все традиции вероисповедания свято чтутся и выполняются. Причина кроется в том, что люди стали менее набожными. Никто в наши дни не станет за праздничным столом просить богов о богатом урожае.

Заключение

Обычай можно смело считать прародителем традиций. Его истоки лежат в первобытном обществе, когда не было письменности и для достижения поставленной старейшиной цели, люди придумывали определенный порядок действий, надеясь на удачный исход события. Постепенно обычаи плавно превращаются в традиции, которых мы неосознанно придерживаемся каждый день в повседневной жизни.

Посмотрите познавательный видеосюжет «Для чего нужны традиции?».

Источник

Традиция и ее роль в жизни общества

Место и роль традиций в системе социальных норм. Накопление ценностей духовной и материальной культуры и передача их от поколения к поколению. «Первичные», «вторичные» и негативные традиции. Виды социальных норм. Традиции в политической жизни общества.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления03.04.2013
Размер файла35,8 K

роль традиции в жизни общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию Уральский институт экономики управления и права

на тему: «Традиция и ее роль в жизни общества»

Выполнил: Кетова Кристина Андреевна

Проверил: Иванова Евгения Владимировна

Глава 1. Традиции как элемент культуры и социальная норма

1.1 Понятие традиции

1.2 Понимание сущности традиций

1.3 Место и роль традиций в системе социальных норм

1.4 «Первичные», «вторичные» и негативные традиции

Глава 2. Роль традиции

2.1 Роль традиции в жизни общества

2.2 Роль традиции в политической жизни общества

2.3 Ценность традиции

· Узнать какое место и роль занимают традиции в жизни общества

· Узнать, что такое традиция

· Узнать какое место и роль занимают традиции в системе социальных норм

· Осознать ценность традиций

Глава 1. Традиции как элемент культуры и социальная норма

1.2 Понимание сущности традиций

Для понимания сущности традиций важно:

· Одной из характеристик конкретной традиции является ее распространенность: бывают традиции местного значения, бывают традиции общенационального характера или даже межнационального. К примеру, традиция отмечать праздники есть у всех народов, у всех конфессий, у всех цивилизаций.

· Традиции повседневности, максимально приближенные к базисным потребностям человека, с течением времени меняются мало, традиции же, отражающие специфику общественно-исторической формации, отмирают в основном вместе с нею. При этом традиции и вытекают из образа жизни, и сами формируют его. Путем усвоения традиции каждое последующее поколение формирует свой образ жизни, сходный с образом жизни предыдущего. Следовательно, без преемственности не было бы и целостности, лежащей в основании таких понятий, как «человечество» и «история человечества».

· Как у любого объекта или явления, у традиции есть общее, единичное и особенное.

· Традиции могут определенным образом взаимодействовать: сочетаться и дополнять одна другую; противостоять и вытеснять одна другую; подвергаться процессу взаимной модификации и адаптации; порождать одна другую. В условиях миграции может происходить также и «обмен» традициями представителей различных сообществ, национальных, этнических, религиозных групп.

1.3 Место и роль традиций в системе социальных норм

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

Являясь генетически первичной формой упорядочения и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, традиция выступает основой для возникновения социокультурных норм. Однако в развитых социальных системах традиция сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то традицию можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализированных норм. Позицию между собственно нормой и собственно традицией могут занимать и фрагменты традиции, подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в традиции. Регулирование социальных систем главным образом на основе традиции или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения так называемых традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности традиции сужается. Традиция становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом «освобождения от гнета прошлого». Однако и в этих обществах роль традиций, как незаменимого механизма развития культуры сохраняется.

1.4 «Первичные», «вторичные» и негативные традиции

Существует несколько видов традиции. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид традиции можно назвать аутентичной, «первичной», нерефлексивной традиции. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы традиции пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипам. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной традиции доводит ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид традиции статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких традициях идет, как правило, речь, когда говорят о «консервативности», «косности», «неизменности» и т.д.

Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах традиции приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, традиция вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована традиция. Она может быть социализирована в деятельности как «потребителей», так и «творцов» культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды, как, например, авторская традиция, а также вырабатываются традиции работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, «вторичных», рефлексивных традициях.

Совокупность «первичных» и «вторичных» традиций конституирует понятие традиция в широком смысле слова. Оба эти вида традиции объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. «Вторичные» традиции способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц. В этом смысле возможность изменения традиции выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах.

Особым видом традиций являются так называемые негативные традиции, т.е. основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная традиция строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего «противника», а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться. Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся.

2.1 Роль традиции в жизни общества

традиция социальный норма общество

В философской, социологической и юридической литературе пока еще нет единого общепризнанного мнения о роли традиций в жизни общества.

Одни исследователи считают традиции формами общественного сознания. Другие возражают против такого отождествления традиций с той или иной формой общественного сознания потому, что традиции имеют место в разносторонних отрасли человеческой деятельности, во всех формах общественного сознания: в политике, праве, философии, морали, науке, искусстве, религии, они также охватывают сферу производства. Одни авторы рассматривают традиции как категории общественной психологии, ее составные элемента. Другие считают, что традиции лишь частично входят в общественную психологию и только той стороной, которая захватывает область социальных чувств, привычек и черт социального характера. В целом же традиции относятся к духовной культуре общества. Традиции вырабатываются во всех формах общественного сознания, вплетаются в живую ткань как идеологической, так и психологической жизни общества, присутствуют во всех формах общественного сознания, каждая из которых непосредственно влияет на формирование и развитие традиций. Традиции, дополняя основные черты характера социальной группы людей, наций, классов, входя составной частью в психический склад этих общностей, являются частью целого общественного сознания. Как часть в структуре общественного сознания эти категории составляют некое целое и нуждаются как в комплексном, так и в дифференцированном рассмотрении. При уяснении понятия и сущности традиций мы исходим из того, что это довольно сложные и многогранные специфические общественные явления, представляющие собой совокупность норм, отражающих экономические, исторические, социальные и иные условия, связи и взаимоотношения людей в их общественной и личной жизни. Сложность эта усугубляется еще и тем, что ни одна из отраслей общественных наук не изучает традиции в полном объеме, во всех аспектах.

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции, в частности, такие основные функции:

а) регулируют общественные отношения;

б) аккумулируют и передают опыт людей.

Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций. Обряд посвящения в сан советского рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов. Здесь следует особо подчеркнуть необходимость развивать обрядность трудовых традиций общества потому, что в нашей литературе последним, по сравнению с бытовыми, внимания уделяется явно недостаточно. Популярная литература, периодическая печать, особенно молодежная, много отводят места новой свадебной обрядности, но при этом мало помещают материалов, отражающих обрядовое оформление социалистических трудовых традиций, раскрывающих их идейное содержание.

На содержание этих традиций влияют такие требования и принципы морального кодекса строителя коммунизма, как добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, нетерпимость к тунеядству, нечестности, стяжательству.

Особенно яркая художественная обрядность присуща и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

2.2 Роль традиции в политической жизни общества

Супер этнос представляет собой исторически развивающийся симбиоз (безраздельное сосуществование) этнических стереотипов. Он складывается на основе комплементарности (взаимной дополняемости) этносов. Супер этнос развивается циклически, проходя ряд последовательных фаз [Гумилев, 1992, 20—21]. Каждый такой цикл продолжается около 1500 лет. Цикл включает подъем и спад активности этносов, входящих в супер этнос. В первой половине цикла (рост активности) создается система стереотипов поведения, соответствующая новым условиям жизни. Во второй половине цикла (спад активности) наблюдается распад старой системы стереотипов и начинается новый цикл, создающий новую систему стереотипов, в которой старые стереотипы занимают подчиненное положение, и т.д. В результате нескольких циклов происходит накопление форм адаптации к условиям среды, т.е. повышается коэффициент адаптации всех этносов, объединяющихся в супер этнос.

Таким образом, население, постоянно занимающее определенную территорию (регион ландшафта) Земли, в ходе истории периодически обновляет социокультурную систему своего взаимодействия, как с природой, так и с населением других (прежде всего соседних) территорий.

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева отличается от теорий культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера циклическим характером. В обоих вариантах все эти типы выстроены в линейную временную структуру, в рамках которой они последовательно сменяют друг друга. В итоге делается вывод об особом значении и перспективности славянского (у Данилевского) или русско-сибирского (у Шпенглера) культурно-исторического типа. Между тем западноевропейская, китайская, исламская, североамериканская и латиноамериканская этнические системы имеют не меньшее значение и не менее прогрессивны. Каждая из них может трансформироваться и увеличивать адаптивный потенциал в рамках своего ландшафтного региона до тех пор, пока будет существовать жизнь на Земле.

В процессе этногенеза возникают, транслируются и трансформируются не только стереотипы сознания и поведения, но и соответствующие им социальные институты, в том числе и политические.

Институты представляют собой форму объективации стереотипов.

Политическая подсистема в рамках системы социального действия выполняет функцию, поддержания определенного порядка совместной жизни людей, позволяющего им согласовывать свои индивидуальные и групповые действия и обеспечивать эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Политические традиции оказывают решающее воздействие на характер функционирования и трансформации институтов государства и гражданского общества. Политическая система любой страны может быть стабильной и эффективной лишь в том случае, если она создается и развивается в соответствии с политическими традициями этой страны, если она учитывает укоренившиеся в политическом сознании и поведении ее населения стереотипы. Все народы по-своему уникальны, уникальны и политические системы, создаваемые ими. Достаточно сравнить такие исторически связанные политические системы, как системы США и Великобритании [Страны мира. Факты и цифры. М., 2000. С. 35, 157], чтобы убедиться в правомерности данного утверждения.

Политические институты должны формироваться (и реформироваться) с учетом политических традиций народа, иначе последний не сможет их освоить и применить для решения проблем своей жизни, точно так же, как эти институты не смогут получить поддержку народа при проведении того или иного курса. Попытки заимствования форм государственного устройства у других народов, как правило, заканчиваются неудачно.

Не меньший интерес представляет анализ циклических процессов, наблюдаемых в различных странах после завершения процессов становления их политических систем, в период их стабильного функционирования и эволюционной трансформации. Американский историк Артур Шлезингер указывает на наличие маятниковых колебаний между консерватизмом и либерализмом в США, между ориентацией на частные и общественные интересы [Шлезингер, 42—45]. Он связывает эти циклы политической жизни США с динамикой поколений: в первый период самостоятельной жизни каждое поколение осваивает политические институты, во втором периоде оно занимает ключевые позиции в сфере власти и в то же время постепенно вытесняется из нее новым поколением, начинающим свой собственный цикл.

2.3 Ценность традиции

Процессы наследования в обществе современного типа отличаются следующими особенностями: Создание, восприятие и интерпретация письменного текста, что разбивает монолитное единство «прошлого» и создает множественность в его восприятии, возможность «выбирать прошлое. Социальное расслоение в обществе. В таком обществе трудно говорить о какой-то одной традиции всего общества. В социально дифференцированном обществе один и тот же индивид может входить в разные социальные группы и различным образом быть связанным с разным групповым прошлым, с разными традициями. Морис Хальбвакс полагал, что механизм сохранения прошлого в памяти состоит в том, что человек постоянно реконструирует его заново, исходя из опыта социальной группы, к которой он принадлежит.

Множественность традиций, одновременно существующих в обществе, подвижность и изменчивость элементов общественного наследия, отсутствие жесткой конструкции целого. Элементы разных традиций в деятельности субъектов приводятся в различные сочетания. Всякий элемент традиции, унаследованный даже из далекого прошлого, включается в новые системные связи и даже будучи сам по себе неизменен, несет в себе не только следы своего происхождения, но и своего движения сквозь время вплоть до сегодняшнего дня.

Сокращение времени жизни отдельных традиций, множественность линий преемственности, восстанавливаемых из будущего к прошлому, свобода выбора и оценки элементов наследия в действии передачи. Каждая социальная группа подвержена сильному влиянию систем идей, созданных в разные периоды национальной истории.

И для индивида, и для групп, составляющих общество, прошлое означает очень много совершенно разных вещей.

Обобщая эти особенности, Шацкий формулирует главную характеристику закономерностей наследования в обществе современного типа: опосредованность сознанием и деятельностью социальных групп как субъектов культурного действия.

Он предлагает различить среди всех существующих в литературе трактовок традиции три ракурса взгляда на традицию: как деятельность, в которой реализуется передача общественного наследования; как объект, составляющий содержание передаваемого общественного наследия; как субъект, принимающий прошлое в качестве ценности, прошлое как таковое или его конкретные формации и деятельно утверждающий эти ценности в историческом праксисе.

Основанием разворачивания понятия культурно-исторической традиции в современности выступает субъект.

Различим два типа субъективности: агент радикального обновления (субъект проектирования) и агент консервации и передачи(субъект традиции). Субъект проектирования: относится к прошлому как к условиям деятельности, то есть к такой совокупности существующего, которая может быть изменена посредством деятельности. Акт освобождения от «кошмара традиции» состоит в том, чтобы отнестись к условиям как «к чему-то неорганическому» (Маркс). Этим «актом свободы» формируется позиция субъекта деятельности в истории. Понимая условия своей жизни и деятельности как плод культурной работы предшествующих поколений, «мы относимся к ним как к чему-то неорганическому», то есть, отделяем от себя, превращаем в материал, податливый к оформлению извне. Субъект традиции: рассматривает результаты деятельности прошлых поколений как ценности. Ценности являются практическим идеалом субъекта. Он действует исходя из ценностей. Вместе с тем ценности есть также и условия становления субъективности, условия воспроизведения субъекта определеного типа.

Большой круг авторов связывает традицию с ценностным отношением к наследию. «Традицией… является не сам институт, а вера в его ценность» (М. Радин).

Традиции играют очень важную роль в жизни общества. Они являются факторами стабильности общества, чем больше традиций и чем четче они соблюдаются, тем характер сообщества выражен отчетливее, тем сообщество однороднее. Однако стабильность не должна превращаться в неизменность: это опасно для сообщества по многим причинам, и одной из них является геополитический фактор. Устойчивое в своей самобытности сообщество может нормально существовать веками, если у него не появятся агрессивные соседи. Эти соседи или пришельцы могут получить важные преимущества, часто смертельные для рассматриваемого традиционного сообщества, за счет некоей инновации, освоенной пришельцами ранее и совершенно незнакомой данному сообществу.

Так русские традиции объединяют Россию. Нигде нет таких традиции, только в нашей стране и это объединяет русских людей. Семейные же традиции объединяют семью. Для человека, не являющегося членом этой семьи, традиции этой семьи не будут играть никакой роли, возможно, они даже покажутся ему смешным. Но для члена той семьи он всегда будут дороги. Он постарается как можно дольше сохранить их, а если так случится, что он окажется вдали от семьи, то он будет часто вспоминать семейные традиции, потому что они будут напоминать ему о семье.

Связывая» человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, традиции открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого.

— Национальная социологическая энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *