роль науки в общественной жизни кратко

Роль науки в современном обществе

Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов. Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов.

В XXI веке человечество заняло почти все пространство земного шара. Мы живем в разных странах, на разных широтах, в разном местоположении, а следственно, у каждой страны свои особенности природных условий, климата. Многим странам постоянно угрожает опасность от природных стихий. К сожалению, ограниченность природных ресурсов все сильнее и сильнее дает о себе знать.

Поэтому особое значение приобретают такие науки, как география, геология, энергетика и почвоведение. Эти науки из разных отраслей знаний пытаются предостеречь общество от природных катастроф, найти альтернативные источники энергии и полезных ископаемых, в которых человечество нуждается ежедневно.

В современности благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. На мой взгляд, только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства лидируют в современной политико-экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.

Управление современным обществом без науки невозможно. На современном этапе развития наука изменяет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция роста численности занятых умственным трудом и уменьшения численности занятых неквалифицированным физическим трудом.

Наука воздействует на человека непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию детей, их формированию как образованной личности. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира, и сфера образования в Российской Федерации опирается на научно рекомендуемые методики.

Наука, осуществляя направленное воздействие на образовательный процесс и на изменение структуры образования, распространяется на все его компоненты: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства, результаты.

Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная политика в области образования и науки направлена на то, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов и бакалавров с высшим образованием. Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников, аспирантов, доцентов удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.

Науку принято рассматривать как высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Но этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, плоды которых могут стать опасными для людей?

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

студентка 251 группы специальности «Таможенное дело».

Источник

Роль науки в жизни общества

Наука, как основная форма человеческого познания, как совокупность истинных знаний об окружающем мире, как сфера социальной деятельности становится все более значимой и существенной частью общественной жизни. Научно-технические достижения оказывают огромное воздействие на повседневное существование человека, на все сферы его деятельности — экономическую, политическую, социальную, культурную.

Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала в предшествующие столетия. Радикально изменились и ее облик, и роль, выполняемая ею в общественной жизни.

Социальные функции науки существенно менялись с ее развитием. Говоря о взаимодействии современной науки с различными сферами жизни общества, можно выделить основные виды выполняемых ею социальных функций:

Культурно-мировоззренческая — одна из основных функций науки. Развитие научных знаний явилось основой формирования научной картины мира. Именно наука отвечает на вопросы первостепенной мировоззренческой значимости: о структуре материи и строении Вселенной, о возникновении и развитии жизни, о происхождении человека и организации жизни социума. Научные знания и представления становятся важнейшим компонентом образования, социализации личности, они превращаются в наиболее существенную часть культуры общества.

Функции науки как непосредственной производительной силы общества, то есть одной из основных сил, вовлекаемых человеком в процесс предметно-практической деятельности, в процесс преобразования окружающей действительности, являются в современной мире наиболее очевидными. Они получают наглядное выражение в беспрецедентных масштабах и темпах современного научно-технического прогресса, изменяющего все сферы человеческой жизнедеятельности. И это результаты развития науки именно XX в., поскольку вплоть до середины XIX в. случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и, конечно, не вели к осознанию и рациональному использованию результатов научных исследований.

В настоящее время наука выступает мощным катализатором процесса совершенствования средств, форм и методов производственной деятельности, изменения ресурсной базы производства, радикально меняет характер информационных, коммуникационных, управленческих процессов. Можно сказать, что наука выступает революционизирующей силой современного производства.

В свою очередь, значимость науки для производства становится важнейшим побуждающим моментом для развития самой науки.

В современном мире наука, непосредственно включаясь в процессы социального развития, выступает и в качестве социальной силы. Это проявляется, прежде всего, в том, в какой мере данные и методы науки используются в разработке планов и программ социального, экономического, политического развития. Социальная функция науки проявляется и в решении глобальных проблем современности: анализе экологических, демографических проблем, проблем войны и мира, выработке целей и средств для их разрешения.

Возрастающая роль науки в современном обществе обусловила придание ей особого статуса в современной культуре. Это, в свою очередь, породило различные оценки се значения для жизни и развития человечества.

Во взглядах на роль науки в современном мире нет единодушия. Для философского осознания значения науки характерны две диаметрально противоположные позиции, получившие название «сциентизм» и «антисциентизм» (отлат. БЫетю — наука).

Сциентизм основан на убеждении, согласно которому особенности познавательной деятельности, характерные для естественнонаучного познания, являются эталоном для любой формы познавательной активности. Так, например, если обыденное познание не удовлетворяет критериям научности, принятым в естествознании, то его необходимо «онаучить». С точки зрения сциентизма философия — лишь «начальная наука», а единственное назначение искусства — решать в образной форме «познавательные задачки». В социальной практике сциентизм — это стремление организовать жизнь общества и человека на научной основе. Сциентизм видит в науке лекарство от всех социальных бед.

Антисциентиш — это признание ограниченности возможностей науки. Антисциентизм указывает на невозможность с помощью науки понять человеческую индивидуальность, свободу, сущность творчества. Представители этого направления предлагают ограничить роль науки в жизни общества. Они указывают на пагубные последствия ничем неограниченного научно-технического прогресса и для культуры, которая формализируется, стандартизируется, теряет духовную глубину, и для природы, как среды обитания человека, которая активно разрушается.

Особый взгляд на взаимоотношения науки и общества был высказан американским методологом науки П. Фейерабендом, автором «анархистской теории познания». Он утверждал, что надо ограничить слепое поклонение авторитету науки — в этом Фсйсрабенд согласен с представителями антисциентизма, однако согласен вовсе не потому, что возможности науки ограничены в деле постижения сущности свободы, что наука мешает самовыражению личности. Дело в том, что надо радикально изменить понимание самой науки: в науке нет универсальных, обязательных для всех законов, наука — это такая же область самовыражения, как и искусство. Наука должна существовать в обществе наряду с мифом, искусством, идеологией, философией, религией. Надо отказаться в школьном образовании от признания науки эталоном духовной деятельности. Надо «отделить науку от государства», как некогда отделили религию. Наука не стоит над обществом, она часть человеческого мира, она неразрывно связана с человеческими страстями, целями, склонностями.

Разумеется, это одна из наиболее радикальных позиций современной философии науки. Однако важно, что оценки роли науки в современном обществе не являются однозначными, и с ростом влияния науки на все стороны общественной жизни проявляются как позитивные, так и негативные моменты этого влияния.

Источник

Роль науки в общественной жизни кратко

Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.2. Наука в жизни современного общества

Наука в жизни (кратко)

роль науки в общественной жизни кратко

Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.

роль науки в общественной жизни кратко

Наука подразделяется на следующие отрасли знания.

роль науки в общественной жизни кратко

Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.

роль науки в общественной жизни кратко

Наука в жизни современного общества (подробно)

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).

Наука и ее роль в современном мире

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.

◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.
◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).
◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:

Вместе с тем XX век дал миру предупреждение — наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота.

Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.

Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.

Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.

Наука и мораль. Ответственность ученых

Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.

Совместимы ли гений и злодейство? Этот вопрос задавался и раньше, но сегодня он приобретает особую актуальность в связи с псевдонаучными человеконенавистническими экспериментами, проводимыми в фашистских концлагерях, с попытками с помощью генной инженерии искусственным путем создать человека. Библейская мудрость гласит: «Во многом знании — много печали». Поэтому всегда следует помнить, что врачи могут спасать жизни, а могут проводить чудовищные эксперименты на людях. Наука — это только наш помощник, и она должна служить общественному благу.

Современная наука и технологии. Научно-техническая революция

Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека. Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).

Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в. наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.

То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека. Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма. Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.

Это конспект по математике на тему «Наука в жизни». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Какова роль науки в современном обществе?

ХХ век стал веком победившей научной революции. Научно-технический прогресс (НТП) ускорился во всех развитых странах. Во второй половине ХХ в. большое распространение получила автоматизация. К кон­цу ХХ в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря раз­витию науки и техники. Это имело несколько последствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали тре­бовать больших знаний, а также понимания новых технологичес­ких процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников ум­ственного труда, научных работников, т.е. людей, работа кото­рых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки ре­шать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения, как освоение космо­са, создание атомной энергетики, первые успехи в области робо­тотехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем, как голод, болезни и т. д.

И сегодня мы можем сказать, что наука в современном об­ществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жиз­ни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может слу­жить одним из основных показателей экономического, культур­ного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.

Роль науки в современном обществе неоспорима, она влияет на все сферы деятельности людей. Чем более развита страна, тем больше внимания она уделяет науке, направляя научные знания на улучшение жизни людей и технологический прогресс.

Очень познавательный и прикольный комментарий

В информационном обществе наука создаёт знания, которые довольно быстро находят применение в экономике. Я бы рассматривал науку как высокорисковую и высокоприбыльную отрасль экономики. Вкладывая в науку, можно много заработать, но не скоро, а можно быстро потерять миллиарды. Поэтому требуется, чтобы были «лишние» миллиарды. В итоге т.н. «богатые страны» могут позволить себе инвестировать в развитие науки более 2% своего ВВП, а т.н. «бедные» или развивающиеся страны вкладывают менее 1%. В случае очень бедных это даже не 0,1%. Это пробелы в таблице.

Можно спросить, когда же бедные страны, инвестирующие 1% своего маленького ВВП догонят богатые страны, инвестирующие 2%? Ясно, что это даже не задача об Ахилле и черепахе.

Источник

Социальные функции науки и её роль в обществе

Наука не может возникнуть вне общества, более того, её развитие в таких условиях невозможно. Однако и само общество, особенно, на достаточно высокой ступени своего развития не представляется без науки.

Наука – это общественное явление с множеством различных граней.

Материальные потребности производства влияют на вызревание всё новых и новых научных открытий. Кроме того, именно потребности производственного сектора оказывают влияние на курс исследований, а сама наука влияет на общественное развитие. Научные открытия на протяжении всей истории человечества оказывали огромное влияние на судьбы всего человечества.

Роль науки в обществе

Разные исторические периоды характеризуются разным влиянием науки на жизнь общества. Однако никто не мог даже помыслить о том, чтобы недооценить её истинное значение. С античных времён понимание того, что наука и научные открытия способствуют развитию общества, толкали учёных заниматься исследованиями в различных областях.

В античные времена наука существовала как результат разграничения умственного труда и физического.

Как самостоятельная форма общественного сознания наука оформилась в эпоху эллинизма, в момент, когда единая культура Античности стала объединяться в отдельно взятые виды и формы духовной деятельности. Формирование научных, не зависящих от философии или от религии форм знания напрямую отождествляют с деятельностью Аристотеля. Он стал первооткрывателем основ классификации различных знаний. Но в те времена, наука не оказывала серьёзного влияния на производственный процесс, а потому производство осуществлялось рабами, которые в своём ручном труде использовали исключительно эмпирические знания, выработанные веками. В эпоху феодализма фундаментально ничего не переменилось. В натуральном хозяйстве использовались ручные орудия труда. Эпоха Средневековья стала значимой в плане развития науки, хотя иногда это происходило в скрытой форме.

В области химии и химического мышления выражалось всё посредством законов алхимии.

С течением времени значительно возрастала роль науки в процессе производства. Производства расширялись и приобретали общественные очертания. Зарождающийся капитализм ставил новые задачи перед обществом. Проблемы, связанные с производством товаров могли решиться только с помощью научного знания. Производство приобретало такие масштабы, что без математики, механики и других наук уже было не обойтись.

Наука приобретала духовное содержание производительных сил. Научные открытия сразу же переносились на производство, в результате чего появлялись технические нововведения. С тех пор принято считать, что процесс производства непрерывно «онаучивается» тем самым порождая технический прогресс. Этот процесс имеет несколько путей своего осуществления. В первую очередь, создание теоретической базы для разработки и конструирования инструментов и машин для более совершенного производства. Однако, стоит отметить, что не только естественные науки активно развиваются и способствуют развитию общества, гуманитарные науки также создают вокруг себя интерес, а основы и законы духовной жизни являются предметом познания нематериального мира.

Наука развивается на фоне возрастающих потребностей производства и увеличения мирового рынка. При этом умственные функции общества, созревая, всё больше изолируются от субъекта труда и скапливаются в деятельности властвующего класса и быстро вырабатывающейся социальной группы интеллигенции. Здесь же происходит важное отслоение научной работы от процесса производства. Эта сфера становится подвластной учёным. В среде учёных появляется деление по специальностям.

Процесс специализации имеет прогрессивное значение, потому как создаёт нужные условия для более глубокого изучения той или иной области науки. Однако имеет и отрицательную позицию: узкая специализация ограничивает знания учёных, что по своей сути мешает эффективности научного творчества и расшатывает стабильное положение культуры.

Это время отмечено в истории, как период разрыва связи между гуманитарными науками и естественными, кроме того замечен разрыв между наукой и морально-этическим сознанием.

С момента зарождения и формирования капитализма и до настоящего времени тесная связь научного и материального производства становится всё глубже и глубже. Более того, эта взаимосвязь совершенствуется. В современном мире этот процесс заключается в автоматизации производства, а стремиться к созданию такой модели, которая частично или полностью заменит работу человеческого мозга. Умножая область овеществленного труда, наука даёт возможность с минимальной затратой труда живого достигать больших результатов в материальном производстве.

Создание богатства в обществе теперь практически не зависит от рабочего времени и трудовых затрат. Современные реалии диктуют такие правила, где общее состояние науки, степень развития технологий и применение этих технологий на производстве становятся основными факторами для создания общественных благ. Мощь производства повышается, только опираясь на законы управления экономикой, эта отрасль тоже является сферой изучения специальных наук.

Кибернетика как наука изначально представляла собой естественную науку, а впоследствии переродилась и общественную дисциплину – науку управления.

Социальное значение науки

Социальное значение основывается на:

Современная наука достаточно серьёзно облегчила жизнь и деятельность людей. Производительность труда выросла в десятки раз благодаря научным открытиям и изобретениям. Однако, сокровища научного познания на могут одновременно осчастливить всех людей.

Наука не имеет никакой силы, если она вне человеческого разума, кроме того она без человека не имеет и никакой цели. Очень важно создавать такие условия, чтобы способствовать развитию всех наук, тому, чтобы происходило их обогащение и практическая отдача. Более того, достижения наук должны быть в одинаковой степени адекватно восприняты человеком, потому как именно его социальное развитие лежит в основе социального прогресса.

Практически все открытия имеют две стороны медали: плодотворную и разрушительную. Ввиду этого могут нести как возможности, так и опасности. Здесь всё зависит от того, кем и в какой ситуации они будут применены.

Выдающийся учёный И. Кант сдержанно и критично высказывался и науке, и об учёных. Опираясь на исследования Ж.-Ж. Руссо, он утверждал, что прогресс, будь то социальный или научный, достаточно противоречив. Он с опаской относился к скоплению знаний без положительной или отрицательной оценки.

Исторически зафиксированы мысли учёных, которые многие века назад предсказывали разрушительную силу науки. По их мнению, не все открытия несут только блага человечеству и планете.

Только совсем недавно учёные стали задумываться над тем, что последствия открытий могут быть трагическими и драматическими. До недавнего времени любое научное открытие расценивалось как благо и было заранее оправдано. Ситуация в корне изменилась после Хиросимы. На поверхности показалась моральная проблематика научных открытий, которые могут нанести вред всему человечеству. Оказалось, что истина не существует вне добра, вне ценностных критериев. Человек, который духовно развит, глубоко может их рассмотреть. Появилось новое разумение истины, которая не просто достоверное знание, а нечто гораздо большее.

«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Д. Тойнби писал: «Зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается молохом, пожирающим всё большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора всё большей пошлины с жизни и счастья. Иначе говоря, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

Относительно такой ситуации логично вспомнить и слова А. Герцена, который говорил о том, что мы стоим на краю пропасти и видим, как она осыпается, и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей свободы.

Добавить можно только одно, следует разумно направлять это познание и быть ответственным за судьбы человека и человечества в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *