Полигамная женщина что это
Женская полигамия: скука, месть или зов природы?
Полигамных мужчин принято оправдывать природой, против которой «не попрешь», эволюцией, религией, историей, войнами и т.д. Так или иначе, по факту таких мужиков предлагается понять и простить, в худшем случае, предварительно огрев для профилактики сковородой.
К полигамным женщинам общество отнюдь не столь лояльно. По крайней мере, в российских реалиях «гулящих» баб во все времена осуждали всем селом, колхозом и скамейкой у подъезда, шипя им вслед название древнейшей профессии и жалея их детей, из которых «непонятно что вырастет». Между супружеским (материнским) долгом и любовником женщине предписывали выбирать первое, пророча в противном случае печальную участь Анны Карениной.
Но многих поклонниц разнузданного веселья не останавливает даже страх быть «использованной и брошенной» – тем более что бросаться под поезд от несчастной любви в современном мире вовсе не обязательно. Достаточно пойти на сайт знакомств, и через неделю от грустных воспоминаний не останется и следа.
У Анны успешная карьера и любящий муж в Ярославле. И еще один в Вологде. Уже многие годы она живет на две семьи, маскируя свои разъезды срочными командировками. Но героиня не может прятать мужчин друг от друга вечно. И однажды ее обман раскрывается. Сможет ли она сделать выбор? Смотрите сериал «Двойная сплошная» с 10 декабря в 19.20 на телеканале «МИР».
Порок или норма?
В то же время, как утверждают ученые Миссурийского университета, в основе социальных отношений более чем полусотни народов лежит классическая полиандрия (брачные отношения женщины с одним или двумя мужьями), уходящая корнями в матриархат. Такая форма сожительства встречается везде – от крайнего Севера до Южной Индии и Тибета. А в некоторых племенах отцами одного ребенка могут одновременно считаться несколько мужчин. Полиандрия официально узаконена в Тибете, Нигерии, Полинезии, некоторых районах Индии.
Однако, если не брать в расчет культурно-исторические традиции отдельных народов, женская полигамия (склонность к изменам и частой смене партнеров) имеет свои причины и обоснования.
Некоторые женщины, меняющие мужчин, как перчатки, подводят свой образ жизни под самые разнообразные теории – от феминизма и эмансипации (как они их понимают) до «поисков единственного». Дескать, все предыдущие оказались коллективным «козлом», но где-то в бескрайней куче мусора должен быть зарыт волшебный принц. Ищущий да обрящет, рассуждают они, и ищут этого принца до старости. Иногда «жемчужина», как ни странно, действительно находится, но чаще такие кладоискательницы остаются у разбитого корыта и жестоко раскаиваются ближе к пенсии в том, что капризно отвергли когда-то не самых плохих кандидатов, и не с кем теперь ходить «в гололед» в поликлинику.
Хотя бывают случаи, когда цели найти постоянного спутника женщина не ставит изначально – ей просто нравится получать от жизни новые ощущения или выгоду, и веселится она ровно столько, сколько позволяет здоровье, справедливо рассчитывая на то, что «стакан воды» в старости принесет и скорая помощь. А принесет ли его мужик, в которого можно вкладываться полвека – вопрос неоднозначный. По статистике, мужчины умирают раньше женщин, и вложения могут просто не окупиться. Кстати, подобный подход может быть и следствием строгого воспитания, в том числе, авторитарным отцом, не дававшим достаточно любви и поддержки. Недостающие эмоции, таким образом, «добираются» посредством многообразных связей.
Впрочем, истории в духе Карениной тоже не редкость. Женщина может жить с достойным и уважаемым человеком, испытывать к нему, скорее, родственные чувства, но отчаянно мечтать о неземной всепоглощающей страсти. И, как только кандидат на эту роль подвернется, пойти вразнос, мгновенно забыв и о долге, и о чувстве собственного достоинства.
Наконец, как утверждают ученые, сексуальное желание (а вместе с ним и склонность к случайным связям) увеличивается у женщин во время периода овуляции. В этом смысле, слабый пол точно уравнивается в правах с сильным, поскольку и тут «против природы не попрешь».
«Принцесса» и подкаблучник
Самые неприятные последствия женской полигамии приходится расхлебывать мужьям и постоянным партнерам. И полбеды, если мужик, что называется, «напросился сам», но иногда это происходит, казалось бы, без всякого повода. И вот уже ничего не подозревающий гражданин оказывается обладателем ветвистых рогов, а правда – если таковая вскрывается – поражает его, как гром среди ясного неба.
Распознать женскую измену не всегда просто, поясняет психиатр, психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин. Но такие общеизвестные признаки, как отсутствующий взгляд и снижение интереса к мужу (партнеру), безусловно, должны насторожить.
Со своей стороны, эксперт приводит еще ряд причин, по которым происходят женские измены. «Первая: женщине кажется, что она вышла замуж по ошибке, по молодости, она корит себя в этом, считая, что имеет моральное право на измену. Муж не соответствует ее представлениям об идеальном партнере, но она не уходит от него или из страха, или от неуверенности в своих силах. Такой подход можно назвать эгоистичным и незрелым: дама не готова вкладываться в отношения, себя считает безупречной, находится в детской позиции «принцессы», не способна к самокритике», – поясняет психотерапевт.
Вторая частая причина измен – потребность в сексуальном разнообразии. «Когда половая жизнь в браке приедается, начать поглядывать налево могут как мужчина, так и женщина. В отношениях при этом все может быть хорошо. Вариант действий в такой ситуации – проговаривать проблемы и пытаться разнообразить свою половую жизнь», – говорит врач.
Третья типичная ситуация – потеря интереса со стороны мужа, который перестает уделять женщине достаточно внимания. По каким причинам это происходит, вопрос отдельный. Мужчина может удариться в трудоголизм или подсесть на бутылку, но женщина чувствует себя обиженной и находит выход в измене из мести. «Одной из моих клиенток, оказавшейся в такой ситуации, муж предложил на выбор или развод, или терапию. Развода удалось избежать, но отдаленные последствия обиды и уязвленного самолюбия в дальнейшем еще могут проявиться», – считает Фомин. Но пережить измену могут не все, и иногда пары расходятся. Из той же оперы – вечноотсутствующий муж-«моряк», дождаться которого под силу далеко не каждой «морячке».
Иногда женщина изменяет для того, чтобы наказать мужика за его собственные похождения. «Метод сомнительный, поскольку лишь ухудшает положение вещей», – поясняет врач.
Ну и, наконец, довольно распространенная причина – слабохарактерный муж-подкаблучник, в браке с которым женщина не чувствует никаких обязательств. Ничто – включая чувство вины – её не ограничивает, и она вольной птицей летит навстречу новым страстям. Кстати, в предыдущие века народная мудрость учитывала эти нюансы и упреждала их напутствиями вроде «бей жену в младости, покой будет при старости» и «бей жен к обеду, к ужину опять, чтобы щи были горячи, каша маслена».
А вот «Домострой» регламентировал силовые методы исходя из соображений здравого смысла. Бить супругу рекомендовалось «плеткою вежливенько, за руки держа», «бережно» и без гнева. Запрещалось бить жену «по уху», «под сердце кулаком или пинком», колоть посохом, железными или деревянными предметами, поскольку возможные последствия – «слепота и глухота, вывихнутые руки и ноги, и перст, и главоболие, и зубная болезнь» явно лишали домовладение ценного «сотрудника». Но многие мужья все же в порыве страсти перегибали палку, и «вежливенькой» профилактикой дело не ограничивалось. В таких условиях пойти налево могла только очень отважная женщина, но большинство все же выбирали жизнь.
Женщины за многоженство Преимущества и недостатки полигамии
Многоженство в современном мире — одна из самых волнующих тем, причем для обоих полов. Споры в судах и парламентах, приложения для поиска второй жены и новости о скандальных браках заполняют первые полосы СМИ. Однако эти дискуссии идут главным образом в странах западного (или христианского) мира, которым эта практика исторически чужда. А как работает многоженство там, где оно включено в сбалансированную социально-экономическую систему? Какую пользу оно приносит мужчинам, женщинам и обществу в целом? Насколько справедлива критика полигамии с позиций защиты прав женщин? Об этом рассказывает Анна Зелькина, научный сотрудник Школы изучения стран Азии и Африки при Лондонском университете.
Понять многоженство
В отношении полигамии существует масса околонаучных теорий. Одна утверждает, что полигамия необходима, чтобы удовлетворить естественные биологические и психологические потребности мужчин, которые постоянно ищут новых сексуальных партнеров. Априори считается, что единственная форма полигамии — это многоженство, однако это не так. Существует еще и полиандрия, система семейных отношений, при которой у одной жены много мужей. В Тибете, например, женщина выходит замуж одновременно за всех братьев из одной семьи и становится их общей женой, а дети, рожденные в таком браке, признаются всеми братьями как родные.
Согласно другой точке зрения, институт многоженства отождествляется с ущемлением прав и свобод женщин. Поскольку полигамия распространена во многих мусульманских обществах, ее существование объясняется особенностями исламской идеологии, которая закрепляет зависимое положение женщины в семье и обществе. До сих пор многие западные исследователи и представители международных правозащитных и неправительственных организаций отождествляют полигамию с социальной несправедливостью и нарушением прав женщин. Однако эта связь не абсолютна: до недавнего времени в европейском обществе, официально не допускавшем многоженства, женщина была в полной зависимости от мужчин — сначала от отца, а потом от мужа, брата или взрослого сына — и не имела никаких имущественных и юридических прав.
Распространенность полигамии в Африке, как правило, объясняется «примитивностью» местных племен и воспринимается как одно из проявлений их «дикости». Отождествление в сознании европейца полигамии с доисторическим варварством восходит к работам этнографа середины XIX века Льюиса Моргана, публикации которого легли в основу знаменитой работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Первые путешественники, колонизаторы и миссионеры, оказавшиеся в Африке, отмечали, что полигамия — повсеместное явление, и считали ее искоренение частью своей «цивилизаторской» миссии. В результате вопрос многоженства приобрел идеологический, а затем острый политический характер и стал чуть ли не мерилом успеха модернизации и социально-политического развития в различных африканских странах. Попытки политиков завуалировать полигамию (чтобы повысить «рейтинг» своих стран) ведут не к исчезновению этого явления, а к его видоизменению, при этом, как правило, именно женщины оказываются в наиболее уязвимом положении. Длительное существование полигамии в традиционных обществах выработало механизмы поддержания равновесия не только между полами, но и между разными возрастными и статусными группами, а нарушение этого баланса часто приводит к тому, что страдают наименее защищенные члены общества — прежде всего женщины.
Во время своего путешествия по Танзании я впервые столкнулась с «неолитическими» племенами, у которых семейные отношения сохранились на уровне, отождествляемом с первобытно-общинным. В глобализирующемся мире последние островки культурной обособленности подвергаются быстрой эрозии и меняются буквально на глазах; традиции, существовавшие на протяжении тысяч поколений, видоизменяются и теряют свою устойчивость.
Ислам и скотоводы
Объединенная Республика Танзания состоит из двух обособленных географических и культурно-исторических территорий: континентальной части (бывшая Танганьика) и острова Занзибар. Хотя обе части признают общую конституцию, 99 процентов населения Занзибара исповедуют ислам, остров имеет свое законодательство, основанное на шариате. Вопросы семейного права рассматриваются в местных кадиятах (религиозных судах), которые в соответствии с исламскими законами признают полигамию. Разрешение иметь четырех жен оговорено в шариате условием, что мужчина должен материально обеспечивать всех жен и их детей одинаково, а также относиться к ним с равным вниманием. Несмотря на это требование и на то, что ислам был первой религиозной системой, давшей женщине право на развод и гарантировавший ее экономические права, в реальной жизни женщины в семье находятся в строгом подчинении мужчинам и фактически существуют вне секулярного законодательства республики.
В отличие от Занзибара точных данных о религиозной картине континентальной Танзании нет: с 1967 года правительство запретило вносить параграф о вероисповедании в переписи и опросники. В конце 1960-х примерно треть населения исповедовала ислам, треть — христианство и треть — традиционные африканские религии. С тех пор под воздействием христианских и мусульманских миссионеров ситуация, безусловно, изменилась, но чтобы понять, какова она сейчас, необходимо специальное исследование.
Проводить исследования в Танзании непросто прежде всего из-за исключительной этнолингвистической пестроты населения. Здесь проживает 125 разных этносов, говорящих на более чем ста языках четырех африканских лингвистических групп, не считая европейских переселенцев и китайской общины. Помимо этого на уклад жизни и семейные отношения танзанийцев влияют и условия их жизни.
Масаи — наиболее многочисленная этническая группа, проживающая на территории северной и центральной Танзании и южной Кении. Это одно из самых архаичных племен, сохранившее патриархальные отношения и традиционный образ жизни полукочевых скотоводов. На примере масаев можно понять, почему полигамная семья является наиболее оптимальным социально-экономическим институтом, необходимым для физического выживания каждого члена такого общества.
Масаи никогда не практиковали земледелие, а религия запрещает им убивать диких животных, поэтому основная их еда — молоко и кровь коров, по особым случаям — мясо коров или овец. Неудивительно, что благосостояние и статус каждого члена общества и всей семьи в целом зависит от количества коров; до сих пор коровы являются основным, если не единственным мерилом богатства и социального положения.
Многоженство вместо разводов
Масаи пасут свои стада полукочевым способом, преодолевая огромные расстояния и переходя с одних пастбищ на другие. Только те женщины, у которых умер муж и нет взрослых сыновей, занимаются выпасом коров; обычно это дело мужчин и мальчиков, причем мальчики начинают «ходить с коровами» с пятилетнего возраста. В примитивном обществе, которое постоянно находилось в борьбе с соседями за пастбища, количество «воинов» и «пастухов» определяли силу семьи: чем у человека больше жен, тем, как правило, больше у него детей, тем больше помощников и защитников интересов семьи. Поэтому помимо числа коров социальное положение взрослого мужчины определяется количеством жен и детей, которые могут сохранить и приумножить это богатство.
Многоженство обеспечивает экономическую и социальную защиту не только мужчинам, но и женщинам. Среди масаев существует четкая и жесткая социальная стратификация, где роль каждого члена общества зависит прежде всего от пола и возраста. Весь жизненный цикл жизни масаев связан с переходом из одного социального состояния в другое. Взросление и переход в категорию полноправного члена общества отмечается обрядом обрезания (для обоих полов). Незамужняя женщина находится на самой низкой ступени социального положения и становится полноправным членом общества только после замужества и рождения детей.
Ребенок масаи возле стада, принадлежащего его родителям
Фото: Tom Kirkwood / Reuters
Социализация мужчин и женщин проходит внутри их статусных и возрастных групп; мужчины редко бывают дома, и отношений между мужем и женой в том виде, в каком мы привыкли их понимать в западном обществе, не существует. Каждый выполняет свои функции, имеет свои обязанности и свои права. В условиях примитивного существования на долю женщины выпадает множество дел — от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому жены часто приветствуют, а иногда и инициируют появление второй или третьей жены, с которыми они могут разделить и обязанности, и досуг.
Брак у масаев, как и все остальные ритуалы, «скрепляется» коровами: во время свадьбы семья жениха передает семье невесты заранее оговоренное число коров, а семья невесты дарит жениху определенное число коров в качестве приданного. В отличие от многих азиатских обществ, где дочь воспринимается родителями как обуза (что до сих пор приводит к массовым убийствам новорожденных девочек, например, в Индии), масаи приветствуют рождение девочек: институт многоженства гарантирует, что если не все, то большинство женщин выйдут замуж, а их родители получат за дочь определенное число коров.
Масаи практически никогда не разводятся: мужчина должен содержать жену всю жизнь. Даже если женщину уличают в неверности, к разводу это, как правило не приводит. Чаще всего дело ограничивается штрафом (конечно, в виде коров), который должен выплатить либо человек, с которым женщина изменила, либо ее отец. Решение о разводе не может быть принято без совета старейшин, и даже если виновата жена, семья мужа должна вернуть коров, полученных от семьи жены во время свадьбы, что для большинства является неприемлемым условием. Легче взять новую жену, не разводясь со старой, чем проходить сложную и накладную процедуру развода.
Если же развод все-таки происходит, женщина оказывается практически вне закона: никто не возьмет ее снова в жены, дети, рожденные после развода, не будут принадлежать никакой семье и станут изгоями. Если мужчина и может в исключительных случаях оставить жену, то развод по инициативе жены у масаев невозможен — однажды выйдя замуж, женщина навсегда остается в семье мужа.
Ошибка миссионеров
Колонизация Африки сопровождалась активной миссионерской деятельностью, и полигамия стала краеугольным камнем при христианизации местных племен. Христианские церкви рассматривают полигамию как один из наиболее пагубных пороков и требуют от мужчин перед крещением выбрать одну жену и развестись с другими.
Существует немало историй, которые демонстрируют, насколько эти требования оказались неприемлемы не только для мужчин, но и для женщин. По рассказам миссионера, старейшина одного из племен, принявший христианство, решил строго следовать требованиям новой веры и обратился к своим пяти женам с предложением решить, какая из них останется с ним, а какие получат развод. Возмущенные таким предложением жены ушли от него, а сам старейшина, несмотря на свой бывший статус и богатство (он имел 800 коров), стал изгоем общества, всеми отверженным и презираемым.
Среди танзанийцев бытовало мнение, что христианские миссионеры «спасают душу, но губят общество». А первый танзанийский доктор теологии посвятил свою диссертацию совместимости африканской полигамии и христианской доктрины. Его проповеди были с энтузиазмом встречены новообращенными танзанийскими христианами, но далеко не все из них, крестившись, отказались от многоженства.
Женщины масаи выполняют обряд для повышения фертильности
Фото: Radu Sigheti / Reuters
Согласно последним статистическим данным, в Танзании 25 процентов женщин находится в полигамном браке, причем процент таких браков за последние 25 лет уменьшился всего на 2,5 процента. Семейное право до сих пор рассматривается в рамках «обычного» права, а закон о браке (Law of Marriage Act) в Танзании официально закрепляет институт многоженства.
Женщины защищают многоженство
О полигамии в Танзании идут жаркие споры. Некоторые активисты выступают против института полигамии как такового, приравнивая многоженство к дискриминации женщин и ссылаясь на то, что правительство Танзании ратифицировало в 1979 году Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, и требуют юридически запретить полигамию.
Другие, наоборот, считают, что надо принять полигамию как факт семейных отношений, но пересмотреть законодательство о семейной жизни и разводах, чтобы законодательно закрепить равные права всех жен в полигамной семье. Они указывают на то, что в традиционном праве развод не предусмотрен, а в условиях городской жизни многоженство теряет патриархальный характер и напоминает то, что происходит в западных обществах: мужчина заводит вторую жену, но обе они живут раздельной параллельной жизнью. Разница между такой второй женой и любовницей лишь в том, что муж открыто признает ее и ее детей, содержит их, не делая из этого тайну, но при этом жены и их дети не составляют единой семьи.
Интересно, что среди тех, кто поддерживает полигамию, немало женщин: они считают, что этот вид семьи отвечает их интересам в не меньшей степени, чем интересам мужчин. Возникает вопрос, почему они не видят в многоженстве ущемления своих прав? Обычное право защищало интересы женщин: предотвращало разводы, определяло экономическую ответственность мужчины за каждую из жен, распределяло ответственность за экономическую деятельность в семье между всеми женщинами поровну, определяло степень автономности и права каждой женщины в семье.
Семья масаи в Танзании
Любопытно, что среди аргументов в защиту полигамной семьи именно женщины приводят тот факт, что в условиях эпидемии СПИДа ликвидация многоженства может привести к более хаотичной смене сексуальных партнеров. Многочисленные табу, запрещающие половые отношения супругов в разные периоды жизни женщины (например, до и после рождения ребенка), могут толкнуть мужчину на поиски приключений вне семьи.
Танзания объединяет архаичные полукочевые племена и земледельческие общины, крупные города и районы, население которых практически полностью занято в обслуживании дорогостоящих отелей и курортов. В такой стране найти универсальный ответ на вопрос о том, какой тип семьи оптимален для общества и может гарантировать права женщин, невероятно трудно, а принятие законов, распространяющихся на всю страну, либо приведет к потере культурных особенностей, либо станет априори невыполнимым и оставит «дыры» для злоупотреблений. Поэтому и исследователям, и активистам, и политикам нужно понимать, что лежит в основе существования разных социальных институтов, в том числе и полигамии, и не спешить с заранее заготовленными шаблонами и рецептами «на все случаи жизни».
5 мифов о моногамии и полигамии
Стоит открыть и прочитать статью в интернете, касающуюся моногамии и полигамии, как в голове образуется жуткая каша из всего, что там намешано. К сожалению, люди, берущиеся писать подобные статьи, обычно даже не удосуживаются посмотреть хотя бы соответствующие определения, и просто начинают повторять популярные заблуждения. Итак, основные ошибки большинства авторов, которые затем плавно перетекают в головы людей и становятся распространенными мифами.
Миф 1. Моногамия – это один партнер на всю жизнь.
Они влюбились друг в друга с первого взгляда, жили долго и счастливо и умерли в один день. Обычно так заканчиваются все сказки. И именно такую ассоциацию вызывает термин «моногамия». На самом деле, моногамия – это создание устойчивого союза из двух партнёров на более-менее продолжительный промежуток времени. Грубо говоря, это просто создание пары. Наибольшее количество моногамов встречается среди гнездовых птиц. Взаимоотношения у них при этом могут быть очень различными. Одни виды сохраняют пары на весь период размножения, включающий в себя постройку гнезда, высиживание и выкармливание птенцов, другие только на период спаривания и яйцекладки. Пары чаще формируются на один сезон, реже на несколько лет, и совсем редко – на всю жизнь.
Полигамы – виды, образующие больше одной пары за один сезон.
Миф 2. Женщины моногамны, а мужчины полигамны.
В свете определения моногамии, которое мы уже выяснили, это утверждение выглядит очень комично. Получается, что женщины создают пары между собой, а мужчины с мужчинами занимаются беспорядочным сексом, либо живут в мужских гаремах. Вспомните об этом, когда вам заявят нечто подобное. Хорошее настроение на весь день гарантировано.
Конечно, говоря это, большинство представителей сильной половины имеют в виду нечто совсем другое. Моногамия здесь используется как синоним влечения к одному партнеру, а полигамия, соответственно, как синоним влечения к нескольким. Неверность в этой трактовке приписывается неодолимой мужской склонности к полигамии, хотя никакого отношения к ней она не имеет.
Измена – это кратковременная связь с другим партнером в моногамном либо полигамном союзе. Они встречаются как у людей, так и у животных.
Моногамия или полигамия – это стратегии размножения, они никак не регулируют наличие влечения к другим особям. Что я имею в виду? Дело в том, что в результате проведенных генетических исследований выяснилось, что у традиционно моногамных видов до 30% детенышей были рождены не от их официальных отцов. При гаремном способе размножения процент рожденных от основного самца детенышей и того меньше. У морского котика, например, который ревностно охраняет свою территорию и своих самок от набегов других самцов, всего 23% котят принадлежат ему самому. Дело в том, что вероломные жены морского котика периодически сбегают от него, чтобы спариться с другими самцами. А им для этого приходится ползти энное количество метров по суше – большой подвиг для тюленя.
Выходит, влечение к другим партнерам сохраняется у животных, независимо от того, моногамны они или нет. Это – необходимый эволюционный предохранитель, защищающий от вымирания вида в случае смерти либо несостоятельности первого партнера. То же самое можно отнести и к людям. Женщины точно так же, как и мужчины, испытывают периодически влечение и сексуальное желание к привлекательным представителям противоположного пола, безотносительно к тому, состоят ли они в браке или постоянных отношениях, любят своего избранника или не любят. Конечно, порядочные девушки очень редко в этом признаются, боясь показаться распущенными. Мужчины же свои сексуальные желания считают признаком мужской доблести и хорошей потенции, а потому трубят об этом на всех углах. Но влечение к другим партнерам, так же как и желание «новизны», одинаково для обоих полов, просто проявляется по-разному.
Миф 3. Мужчинам нужно распространять свои гены.
Действительно, мужчина производит миллионы сперматозоидов за один выброс семени и может зачинать детей хоть каждый день. Женщине же на рождение хотя бы одного ребенка потребуется, как минимум, год. Из всего этого обычно делается прикладной вывод – женщине достаточно одного мужчины, а мужчине нужно много женщин.
Однако подобные различия между самцами и самками имеются практически у всех видов животных, особенно у млекопитающих. Между тем, если вы любите передачу «В мире животных» или хорошо знали биологию в школе, то знаете, насколько сильно могут отличаться стратегии размножения у разных видов.
У полигамов, ведущих промискуитет, с разными партнерами спариваются представители обоих полов, несмотря на то, что рождает и выкармливает детенышей только самка, а самец в этом никак не задействован. За примерами далеко ходить не нужно – наши любимые домашние кошечки и собачки поступают именно так.
У некоторых животных царит настоящий матриархат. Их сообщества имеют в своем составе только самок, а самцы допускаются лишь во время течки, как, например, у гиен. Самцы пятнистой гиены изгоняются из стаи сразу по достижении половой зрелости и живут отдельно. Стая гиен состоит из доминирующей самки и нескольких самок с подрастающими детенышами. Соблюдается жесткая иерархия, в которой самцы занимают последнее место. В период течки самка гиены подзывает самца коротким отрывистым лаем, буквально приказывая ему совокупиться с ней. После акта совокупления она часто набрасывается на него настолько агрессивно, что ему приходится очень быстро уносить ноги.
Моногамы среди млекопитающих – обезьяны совы, степные полевки, лисицы, волки, слоны, антилопы и др. Часть из них остаются вместе на всю жизнь, некоторые только на несколько лет. У большинства моногамов самцы принимают участие в заботе о потомстве, а у некоторых, например, слонов и антилоп – нет.
Словом, стратегии размножения могут быть очень и очень различными, несмотря на то, что биологический способ репродукции у млекопитающих в основном схож: самец производит сперматозоиды и оплодотворяет самку, самка рождает детенышей и выкармливает потомство молоком. Поэтому судить о том, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, основываясь лишь на некоторых биологических различиях между ними, по меньшей мере, недальновидно, если не сказать, глупо.
Но, допустим, теория о распространении генов лучшим самцом верна именно для людей. Кто у нас главный альфа-самец в государстве? Президент страны. Получается, что в России, например, право на всех женщин репродуктивного возраста имел бы только действующий президент. Но, несмотря на то, что женщин, пожелавших родить от него, нашлось бы немало, Владимир Владимирович, к счастью, не пользуется своим «альфа-самцовым» правом. А то пришлось бы не своих детей воспитывать.
Гипотеза о «распространении генов» служит лишь для оправдания половой свободы мужчин и ограничения половой свободы женщин. Каждый мужчина надеется, что хоть он и гуляет, как и положено «настоящему мужику», его жена остается верной ему. Это самое обманчивое в мире впечатление. Ведь если большинство женатых мужчин изменяют, то с кем они это, собственно, делают? Не с мужчинами же. Хотя, конечно,встречается и такое.
Миф 4. Полигамия для людей естественна. Моногамия искусственно навязана государством.
Устройство общества с гаремным образом жизни означало бы участие в репродукции очень небольшого числа мужчин-«султанов» (остальных пришлось бы устранить искусственным путем), при значительном женском перевесе. Получается, что вся тяжесть поддержания жизни общества легла бы на плечи женщин, и так занятых рождением и воспитанием детей, и немногочисленных мужчин. В плане эффективного производства полигиния невыгодна: мало хороших работников. В плане рождаемости такое сообщество тоже не слишком продуктивно, поскольку полностью реализовать свой репродуктивный потенциал женщины не могут, так как заняты на производстве, к тому же сексуального внимания на каждую из них приходится меньше, а значит, и вероятность забеременеть снижается.
Если лишних мальчиков стали бы не устранять, а использовать для нужд «султанов» и гаремов, многократно повысилась бы конфликтогенность обстановки: бунты, кровавые стычки, кражи женщин. Решить эту проблему можно, если воспитывать часть мужчин, как Безупречных (воины-евнухи в одном известном сериале). При таком устройстве общества хорошо себя чувствовали бы только «султаны». Вы бы захотели так жить? А если не повезет? Согласились бы стать рабом-кастратом, чтобы привилегированная прослойка могла наслаждаться своими гаремами?
Одну женщину обеспечивают сразу несколько мужчин, а это значит, что работать ей не нужно, сексуального внимания достаточно, поэтому она может реализовать полностью свой репродуктивный потенциал. А это около 10-15 детей, если все беременности одноплодные, в случае рождения двоен и троен количество младенцев увеличивается до 20 или даже 30. Жизнь общества поддерживается без труда, так как в производстве заняты самые эффективные работники – мужчины, а бесполезных ртов в виде редко рожающих женщин нет.
В целом, такое устройство было бы выгодно для выживания, но не выгодно для интересов отдельных членов общества, поскольку мужчина вынужден делить жену с другими мужчинами, обеспечивать, возможно, не своих детей. А женщины поставлены в положение свиноматок или рабынь для сексуальных утех.
Групповой брак или полиамурное сообщество – это не моногамный вид совместной жизни, при котором в союз вступают одновременно более двух взрослых, одна из форм поливерности. Участники таких отношений считают друг друга равноправными партнёрами, ведут общее хозяйство, разделяют заботу о детях и т.п.
Для жизни общества групповой брак имеет некоторые преимущества и соответственно минусы. Рожденные в таком союзе детёныши не остается без отца, поскольку многие, если не все самцы в группе относятся к нему как к собственному. Сам же групповой брак приводит к близкородственному скрещиванию и через несколько поколений делает всех членов группы близкими по набору генов. В такой ситуации не столь важно, мое или твое потомство выжило, я или ты погиб преждевременно. Ведь если мы члены одной группы, то, значит, твои дети несут мои гены, а мои дети – твои. У общественных насекомых использование такого генетического фокуса зашло столь далеко, что за всех сестер размножается одна, а остальные – бесплодные.
В этой ситуации начинает действовать особая форма естественного отбора – групповой отбор. При такой форме отбора между собой соревнуются близкородственные группы в целом, а не особи по отдельности. Эволюционно важен успех именно группы, а не особи. Значит, отбор может подхватывать и закреплять такие приспособления и программы поведения, которые одной особи невыгодны, но выгодны группе.
Навязывается ли моногамия государством? Она скорее поддерживается государством, но не навязывается. Разве сейчас кто-то запрещает рожать детей вне брака, заниматься свингом, жить втроем или вчетвером? Такие практики зачастую осуждаются обществом, но никак не контролируются государством. Поэтому, если вам хочется жить в полигамном, полиаморном союзе или в групповом браке, то вы можете делать это спокойно и на законных основаниях. Поскольку нет никаких штрафов за не моногамные отношения.
Миф 5. Человек по своей природе моногамен.
Люди, утверждающие это, путают два понятия: «социальная моногамия» и «сексуальная моногамия». Видов, абсолютно верных друг другу, на Земле почти нет, можно по пальцам перечесть. Это значит, что даже животным порой сложно хранить верность и строить долгосрочный союз, что же тогда говорить о людях, раздираемых постоянными сомнениями и противоречиями?
Сексуальная жизнь человека намного сложней, чем у остальных видов, и зависит от воспитания, примера родителей, заложенных установок в детстве и отрочестве, культурной среды, уровня духовного развития, наличия или отсутствия моральных ценностей.
А моногамия или полигамия – это стратегии размножения, особенность каждого отдельного вида. Медведица не станет заводить себе гарем, а лев не будет жить всю жизнь с одной лишь львицей.
Потому нельзя назвать человека по природе моногамным или полигамным. За всю историю человечества, да и в наше время спокойно распространены все виды отношений. Различия идут от общества к обществу. Да, у нас больше распространена так называемая социальная моногамия, но многие предпочитают свободно любить нескольких людей одновременно.
Обращение к аналогиям из мира животных в данном случае является социальным запросом для оправдания отступления от общественных норм.
Я уже соскучился по толковым статьям на Пикабу.
Спасибо за приложенный труд.
а мужчины с мужчинами занимаются беспорядочным сексом, либо живут в мужских гаремах. Вспомните об этом, когда вам заявят нечто подобное.
Вот я вообще не удивлюсь, если про сторонников мифов номер 2 и 3 такая правда вскроется.))
При таком устройстве общества хорошо себя чувствовали бы только «султаны». Вы бы захотели так жить? А если не повезет? Согласились бы стать рабом-кастратом, чтобы привилегированная прослойка могла наслаждаться своими гаремами?
Собственно так жили раньше и считали многое нормой, тк рабы просто не воспринимали себя как хозяева. Достаточно правильно промыть мозги в паре поколений и всё, что-то станет новой нормой.
Что то я не понял, как моногамия из первого абзаца, где создаются пары, стала гомосексуализмом во втором абзаце?
И автора ничуть не смущает сравнение человека с животными) Во всём.
Из блога Ольги Арефьевой
Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец ее будущего ребенка обязан отработать в ее семье две недели до и после рождения ребенка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все четыре стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.
Многие молодые тибетки носят на шее специальное ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от ее любовника. Если монет в ожерелье мало – это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у нее очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться сразу из нескольких семей.
Несколько лет назад я ходила на курсы английского, на которых учились люди с разных концов света. На занятиях мы постоянно делали сообщения о традициях или культуре своих стран (что очень интересно, т.к. одно дело, когда читаешь об этом, и совсем другое, когда абориген сам рассказывает. Опять же вопрос задать можно). И был среди нас тибетский монах-расстрига. И рассказал он нам дивную историю о традиционных семейных отношениях.
Итак, Нджи доложил нам, что модель семьи, которая к нынешним временам уже отмерла, но в глухих деревнях местами еще держится, – многомужие. Женщина выходит замуж за всех братьев семьи, переезжая в их дом.
Если в доме есть маленькие братья, то они ждут поры совершеннолетия и тоже вступают с ней в брак. Невесту подбирают средного возраста, старшему, но под всех братьев (т.е. когда старший совсем уже стар, то в наличии еще имеется муж молоденький, что, как отметил Нджи, очень полезно для здоровья женщины). Чем больше в семье сыновей, тем привлекательнее для невест дом, т.к. большее количество добытчиков делают дом богаче.
За семью, в которой всего один или два сына, хорошую невесту не отдадут. Придётся довольствоваться либо сироткой, либо что осталось. Такая модель удобна тем, что оставляя наследство, не нужно делить хозяйство, т.е. с годами оно, по идее, должно расти и шириться.
На этом он закончил свою речь и просил задавать вопросы, если вдруг непонятно.. У китаянок к нему вопросов, разумеется, не было, а мы, переварив (точнее, НЕ переварив) услышанное, начали. Первым выступил француз:
– А как же решается проблема, когда кому спать с женой?
Нджи не понял вопроса.
Ему на разные лады разъяснили, он удивился:
– Здесь нет никакой проблемы, это решает жена.
– А другие что, ждут? Расписание что ли?
– Нет никакого расписания.. Кого она позовет, тот и идет.
Девушки оживились. Мы слыхали, что Тибет – Колыбель Цивилизации и Центр Мироздания, но теперь это приобретало реальные черты, действительно, как мудро все устроено.
– А если одного она все время не зовет и не зовет? – забеспокоился за далекого тибетского мужа француз.
– Значит, ему нужно постараться, чтобы заслужить ее внимание. Лучше работать, например.
Француз присвистнул. Он чувствовал, что тибетцы где-то что-то не понимают, и ему не терпелось привести ситуацию к понятному знаменателю. Попытавшись сделать еще несколько заходов, он, тем не менее, неизменно упирался в спокойное «она решает».
– А чьи, простите, считаются дети? – поднял руку венгр-молодожен.
– Как чьи? Всех, хотя в некоторых селах считалось – старшего брата.
– Их не различают по отцам?
– И тебе неинтересно знать, который из десяти сыновей твои?
– Ага, щас! – оживилась мужская часть класса.
– Это неважно. Эти дети принадлежат одному роду, и если кто-то из отцов погибнет, другие будут кормить всех детей как своих, а для матери и так не важно, кто отец ее ребенка, она будет заботиться обо всех одинаково, но чем больше мужчин кормят ее детей, тем лучше.
– А как на счет ревности? Братья не ревнуют, не ссорятся? – не унимался француз.
– Как они могут ревновать, если это их всех жена?
– Ну вот тебе совсем-совсем радостно было бы смотреть, как брат идет с твоей женой в спальню?!
– Так это и его жена тоже.
– То есть тебе дела нет?
– А если сосед косо посмотрит на твою жену, тебе тоже дела нет?
– А вот так! – и француз изобразил вызывающие, прямо-таки страстно-испепеляющий взгляд и помотал бровями.
– ААААА. – завопил класс, довольный, что ревность все-таки существует и, значит, если Шекспир покопался бы там повнимательнее, то все бы там нашлось. Все как у людей.
Но меня беспокоил другой вопрос:
– А что, если жене не хочется исполнять супружеские обязанности с каким-то из мужей?
Тут все девушки наперебой начали объяснять:
– А так вот и не захочется!
– Ну, не нравится один, хоть режь!
– Ну, совсем плохой, плохо работает, во!
– Ну, не может она с ним идти, со всеми без проблем, а с этим – ну никак!
Француз и венгр в один голос радостно:
– А это уже её проблемы.
Девицы загалдели, начался базар стенка на стенку, который клубился бы еще долго, но смолк в одно мгновенье, разбившись о тихий голос Нджи:
– Нет. Это как раз – его проблема. Его большая проблема.
Мы затихли. И он поведал нам грустную историю о том, что если с одним мужем жене не хочется спать или невзлюбит его так, что превозмочь уже никак, то начинается черная полоса в жизни мужчины.
Сначала, когда неприязнь еще не озвучена официально, он просто старается изо всех сил, чтобы заслужить ее расположение. Братья исподволь ему помогают. Если успехов никаких, то ему дается испытательный срок, и если и это не приводит к доброму результату, то в игру вступает последняя карта. Самая последняя: к женщине приходит Свекровь!
(Девчонки! Прежде, чем читать дальше, приготовьте салфетку, чтобы утереть скупую слезу, которая прольется над несовершенством мироздания): к женщине на поклон приходит свекровь. И, стоя на коленях, просит пожалеть ее сына и позволить ему остаться. Хотя бы еще на время. Она выслушает много обидных слов о своем сыне, которого она так плохо воспитала. Она будет просить и обещать, обещать и просить, лишь бы сыну было позволено остаться. Женщина, безгранично уважая возраст свекрови, может принять ее просьбу и оставить мужчину в доме.
В этом месте класс замер. Как изменился мир! Тишину нарушил француз, как наименее сочувствующий тибетской модели семьи:
– А что будет, если она скажет нет?
– Тогда ему нужно уйти. Пути у него два: в монастырь или в наемные работники – жить при каком-то доме и работать только за еду.
Случаи из практики 101
Случаи из практики 101
— Кто эти люди? – бесстрастно спросила я.
— Довольно необычно… Вы пришли потому что у вас возникли трудности с одним из партнеров?
— Попробуйте для начала рассказать, как вы пришли к этим отношениям.
— И вы можете сохранить ее в тайне.
— Нет, нет – вы правы! Я должна об этом рассказать – возможно, вы начнете лучше понимать меня… Все началось еще в далеком детстве, когда моя семья снимала квартиру в Екатеринбурге. В одном подъезде с нами жила девочка Вероника, моя ровесница. Мы очень дружили, ходили вместе в детский сад и в школу. Потом пришло время выбирать институт, и она отправилась покорять медицину, а я твердо решила стать педагогом. Обычно, после такого, дороги у людей расходятся, но мы продолжили дружить. Правда потом она все-таки уехала – сюда, в Санкт-Петербург. Здесь, в одной из частных клиник работала ее тетка – она и предложила помочь ей с трудоустройством.
— А вы остались на прежнем месте?
— Наверное, это был самый трудный период в вашей жизни?
— Вы пошли в полицию?
— И тут появилась Вероника?
— Должно быть, вы переживали что стесняете их?
— Переживала, но Вероника сказала, что все нормально и мне не стоит забивать себе голову. Они вдвоем целый месяц устраивали мне культурную программу, возили повсюду и делали все, чтобы я оправилась от пережитого. Выяснилось, что Славик работает всего полдня – у него была своя маленькая столярная мастерская, где он делал деревянные статуэтки на продажу. Все остальное время он занимался домашним хозяйством: стирал, мыл и готовил. Причем ему это действительно нравилось – особенно радовать нас своими кулинарными изысками.
— Мечта, а не мужчина?
— Прямо-таки семейный бюджет.
— Собственно говоря так ваши отношения и вышли на другой уровень?
— Я со стыда чуть под землю не провалилась, когда осознала, что наделала. Схватила вещи, начала метаться по квартире, пытаться найти сумку чтобы сбежать и не испортить все еще больше. А потом видела улыбающуюся Нику, стоящую в проходе. Я тут же бросилась к ней с извинениями и слезами, но она остановила мой бесконечный поток эмоций и заверила что все нормально, и она ничуть не расстроена. Ведь это же была я, а не кто-то там со стороны…
— А потом все повторилось…
— Вы должно быть счастливы?
— Вас смутило то, что возможно, для этого им придется зарегистрировать отношения и вы формально окажетесь в стороне?
— Вы ей об этом сказали?
— Конечно, но она как обычно – махнула рукой и попросила не переживать по этому поводу, типа залететь она всегда успеет. А Славик вообще обнял нас обеих и заявил, что ему все равно, лишь бы мы были счастливы.
— Да уж, непростая ситуация…