роль географических названий в нашей жизни
О чем могут рассказать географические названия?
Вы когда-нибудь задумывались: почему так, а не иначе называется населенный пункт, в котором Вы живете; река, в которой Вы любите купаться; гора, с которой Вы катаетесь зимой? Географические названия, или топонимы (от «topos» — «место» и «onoma» — «имя»), могут о многом рассказать. Наука, занимающаяся их изучением, называется топонимикой. Топонимы подразделяют на гидронимы (названия рек, озер и других водных объектов — от «gidros» — «вода»), оронимы (названия форм рельефа — от «oros»— «гора», «возвышение»), ойконимы (названия поселений — от «oikos» — «жилище», «поселение») и т. д.
Совокупность топонимов — топонимия — может многое поведать о прошлом и настоящем той или иной местности. По географическим названиям судят об обычаях и занятиях населения в прошлом, об особенностях заселения территории, о прошлых миграциях и межэтнических контактах, о географических особенностях территории.
Например, казахские названия рек чаще всего начинаются со слов «ак»— «белый» и «кара» — «черный». Но эти названия иногда имеют гораздо более глубокий смысл, чем цвет воды или берегов. Давая название водоему, древние кочевники учитывали, смогут ли они напоить скот в данном месте в определенное время года. Так, проточные речки «аксу» в сухое время года пересыхают, а «карасу» наполнены водой. Таким образом, в названиях Аксу, Акбулак, Карабутак и других характеризуется не цвет воды, а характер водного режима.
Некоторые названия характеризуют особенности речной долины. Например, Жарлы — «обрывистая», Ташла — «каменистая», Созды — «заболоченная», Теренсай — «глубокая», Кушак — «мелкопесочная». Характер течения можно определить по таким названиям, как Губерля — от тюркского «бурлящая», «клокочущая», Сухоречка — название говорит о том, что река пересыхает.
О качестве воды свидетельствуют такие гидронимы, как Ащи-Бляк — от казахского «ащы» — «соленый», «горький», «кислый» и «булак» — «родник», Ашисай — «горько-соленая», Тузлук — «рассольная», Акбулак («ак» — «белый», «булак» — «родник») — источник с хорошей водой.
По некоторым топонимам можно судить о современной или ранее произраставшей растительности данной местности. Так, в славянских названиях Елшанка, Елховка, Ольховка, Ольшанка так же как и в тюркских Ирикла, Зерикла, Зерекла, Зеркло присутствует название одного и того же дерева — ольхи. Другие «растительные» топонимы — Ракитянка, Вязовка, Ромашкино, Хмелевка, Дубки, Дубовый Куст, Сосновка, Березовка, Камышевка, Клубниковка, Шиели (вишневая), Мияли (осоковая), Терекла (тополевая). Изучая топонимы, можно предположить, что в прежние времена ареалы произрастания некоторых растений были иными.
Есть названия «животного» происхождения: реки Сорока, Воробьевка, Гусиха, Илек (с башкирского — «дикая коза», «косуля»), Чертылак (с тюркского — «щучья»), Донгуз (с тюркского — «кабанья»).
Statusname
Топонимика: важнейшая наука или ненужные исследования
Фото. Автор: Sergey Nivens / Shutterstock.com.
Топонимика ошибочно недооценивается в современном обществе, несмотря на факт возникновения данного термина уже в 60-х годах девятнадцатого столетия. Знания, получаемые путем исследования топонимов, могут быть полезны людям не только с точки зрения географии или истории, но и существенно помочь им в изучении культуры и даже родного языка. Именно этой разносторонней направленностью использования результатов и обусловлена необходимость уделить должное внимания топонимике как науке.
Используя в речи данное понятие сегодня, далеко не все понимают, что оно действительно означает и в чем истинная суть топонимических исследований.
Топонимика в нашей жизни
Топонимика по факту является неотъемлемой частью жизни современного человека. На каждом шагу он сталкивается с географическими названиями городов, улиц, рек, гор, озер, являющихся своеобразным историческим наследием. Подобные памятники культуры прежде всего являются отражением ценностей поколения, а также его духовной и материальной сущности. Более того, согласно последним исследованиям в области истории, именно благодаря сохранению географических названий в первозданном виде, ученым представляется возможность предположить в настоящем времени то, как выглядела конкретная местность десятки лет назад, какие народы здесь обитали и так далее.
Иными словами, топонимику можно считать памятью поколения, иллюстрирующую как образ жизни людей в прошлом, так и окружающий их мир (например, природу, расположение улиц). А без знания прошлого, как известно, не может быть будущего.
Что такое топонимика
Под термином топонимика подразумевается направление языкознания или лингвистики, связанное с изучением географических названий. Топонимические исследования предполагают:
Стоит отметить, что топонимика изучает не только географические названия, возникшие в прошлом, но и фиксирует современные топонимы для их дальнейшего предания будущей науке.
Учитывая разностороннюю направленность рассматриваемых исследований, топонимику можно по праву считать своеобразной смежной стороной базовых областей знаний. Речь идет о географии, истории и языкознании (или лингвистики).
Зачем нужна топонимика
Недостаточно просто знать, что именно подразумевается непосредственно под изучением топонимов, важно также понимать, для чего все это делается.
Основной целью существования данной науки является правильная организация жизни современного общества. Речь идет о четком соответствии одного географического названия конкретному месту. Это необходимо, прежде всего, для удобства людей. Вопросы исчезают сами собой, если на мгновение представить, как усложнилась бы жизнь человека, если хотя бы половина имеющихся географических названий исчезли или стали бы идентичны друг другу.
Помимо упрощения взаимодействия между членами социума, топонимика нужна для:
Топонимика как наука
Топонимика как наука не только занимается исследованием значения географических названий в прошлом и их фиксацией в настоящем, но и определением местонахождения уже несуществующих объектов (улиц, рек, городов и так далее). Топонимия конкретной области складывается из совокупности топонимов, расположенных на рассматриваемой территории.
Важно отметить, что среди топонимов также принята определенная классификация. В зависимости от типа географического объекта, его названия делятся на:
Как возникают названия
Общество издревле понимало важность географических названий. Именно поэтому до нашего времени сохранились многие топонимы, активно использующиеся современными учеными в различных отраслях науки.
Этимология названий
Этимология названий – очень обширный вопрос, суть которого заключается в определении особенностей жизни человека, проживающего во время возникновения конкретного топонима. Определив их, можно проследить закономерность в использовании схожего принципа формирования словосочетаний, применяющихся для идентификации географического объекта.
Люди никогда не пытались дать конкретному месту пустое или слишком сложное название. Каждое слово из сочетания топонимов имеет свой смысл. Например, благодаря некоторым названиям, ученым сегодня удается восстановить особенности расположения определенной местности, ее рельефа и так далее.
Учитывая то, что топонимы иллюстрируют развитие и мировоззрение людей отдельного поколения, логичным становится фактом непостоянности принципа, выбранного для составления названий географическим объектам. Так, согласно последним данным, в дореволюционное время популярны были топонимы, связанные с иллюстрацией принадлежности места конкретной организации или человеку (например, озеро Колхозное или Детдомовская заимка), чего в современном мире уже практически не встретить.
Исходя из этого, можно предположить, что географические названия возникают в соответствие с степенью развитости людей, а также их образом жизни и привычной социальной обстановкой.
Топонимика рядом с нами: примеры
Для формирования максимально четкого представления о сути топонимики, следует рассмотреть наиболее популярные примеры образования названий современных географических объектов:
Понимание происхождения названия конкретного географического объекта важно не только для определения его текущего или прошлого местонахождения, но и для восстановления социальной обстановки, людских взглядов на жизнь и исторических событий того периода. Именно поэтому топонимика как наука являлась, является и будет всегда являться неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Применение топонимики на уроках географии
Дата публикации: 10.09.2021 2021-09-10
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Скуратова, П. Н. Применение топонимики на уроках географии / П. Н. Скуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83999/ (дата обращения: 07.10.2021).
Топонимика имеет большое значение для географической науки. Первая и главная задача любых географических названий-дать название объекту, отличить его от других окружающих однородных объектов. Использование имен обеспечивает общение между людьми, позволяет идентифицировать объекты в устной речи или письменном общении, связывать с ними различные события. Эти функции названий (топонимов) также важны для географии как «пространственной» науки, которая широко использует географическую номенклатуру для увязки географических фактов и явлений, для их пространственной локализации.
Следует также отметить, что эти топонимы могут быть очень полезны в школе — при преподавании географии и при проведении внеклассной работы. Прежде всего, вам нужно четко представить, что географическая номенклатура — это топонимика, или географические названия. Краткое, убедительное и, самое главное, грамотное объяснение значения «трудного» названия иностранного языка или местного географического термина значительно облегчает его усвоение студентами. А выучить название означает знать, где на карте расположен указанный им объект, уметь правильно написать название и правильно его произнести.
При изучении географической номенклатуры в школе необходимо следить за тем, чтобы учащиеся усваивали правильное написание изучаемых названий и их произношение с правильным ударением. Необходимость выполнения этого требования очевидна-правильное написание географических названий является важной частью грамотности учащихся, а правильное произношение названий повышает культуру речи. Правила написания и произношения названия также включены в управление топонимикой. Очевидно, что знакомство с ними очень полезно учителю географии в целях повышения эффективности учебного процесса [30].
Образовательная и познавательная роль географических названий велика. Они отражают изменения на политической карте мира и историю географических знаний о Земле. Имена многих мореплавателей, путешественников и исследователей также записаны в названиях на географической карте
Многие названия четко характеризуют природные условия (строение земной поверхности, животный и растительный мир и т. д.), особенности населения, его хозяйственную деятельность. А благодаря тому, что названия часто сохраняются на протяжении веков и даже тысячелетий, они служат бесценным источником информации о географических условиях прошлого времени. Эти свойства названий могут быть широко использованы в краеведческой работе по изучению их местности.
Изучение географических названий также открывает большие возможности для установления широких междисциплинарных связей между географией и историей, а также с изучением русского и иностранных языков. Такие связи в первую очередь обеспечивают наиболее полное и всестороннее изучение самих названий, т. е. способствуют более глубокому изучению географической номенклатуры. Но кроме того, основываясь на таком интересном материале, как географические названия, они помогут более глубокому усвоению знаний по каждому из этих предметов [31].
Топонимика также является важным элементом краеведческой работы. Это служит отличным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего вашего региона путем поиска связей между географическими условиями местности и их отражением в географических названиях. Топонимика может занять ведущее место в работе географических кружков, школьных музеев, при работе с дежурной картой, при проведении географических викторин, игр и других внеклассных мероприятий [30].
Одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры является изучение происхождения и семантического значения географических названий. Географические названия являются обязательным элементом географии. Топонимика — это наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
Важное образовательное и воспитательное значение изучения топонимов отражено в проекте образовательного стандарта основного общего образования по географии. Согласно требованиям этого документа, основная нагрузка по реализации историко-экологического подхода к преподаванию регионального курса географии, топонимики ложится на географию вашего региона. Образовательный процесс включает в себя три основные функции: обучающую, воспитательную, развивающую. Работа с топонимами предоставляет большие возможности для их формирования на уроках географии и во внеклассной работе. Знакомясь с топонимами, студенты могут представить, насколько разнообразна и интересна наука топонимика, насколько увлекательна работа, связанная с разгадкой происхождения знакомых с детства названий. Как часто именно с удивительных историй о происхождении топонимов начинается увлечение будущего географа. В. А. Сухомлинский писал: «Школа становится истинным центром культуры только тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова» [24]. Родина для человека начинается с деревни, с города, где он родился, с тех ручьев и рек, для которых люди придумали столько замечательных, поэтических названий. Обращение учителя к таким именам не только расширит кругозор детей, углубит их знания, пробудит интерес к языку, но и воспитает патриотические чувства, любовь к родной земле, что особенно важно сегодня.
Изучение топонимики в курсе географии средней школы возможно практически на всех уроках. При изучении географии континентов и океанов в 7 классе мы можем говорить о географических названиях континентов, частей света, океанов, рек, водопадов, озер, горных вершин и крупных городов мира.
В курсе географии России в 8-х и 9-х классах можно изучать топонимику как России, так и ее региона. Особое внимание следует уделять географическим названиям, их истории и происхождению при изучении природы России в 8 классе.
Основной целью изучения топонимики в школьном курсе географии является использование топонимов в географическом краеведении. Топонимика — важнейший элемент краеведческой работы. Это служит отличным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего региона путем поиска связей между географическими условиями местности и их отражением в географических названиях. Топонимический материал представляет большой интерес для учащихся начальных классов: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Материал топонимики предоставляет широкие возможности для развития познавательного интереса студентов, а, следовательно, и их мышления [30].
Помимо положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е. М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и речевой культуры учащихся, поскольку правила написания и произношения географических названий также включены в руководство по топонимии [23].
Наиболее целесообразно начинать изучение топонимики вашей местности с уроков физической географии в 6-м классе. Изучение краеведческого материала в« Начальном курсе физической географии» играет важную роль. Начальный курс — это первый этап физико-географического образования студентов, азбука нового предмета географии. Знания о вашей области в этом курсе обеспечивают конкретность, доступность и наглядность.
Традиционно краеведческие знания в курсе географии 6-го класса распределялись по отдельным темам. Для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии можно впервые использовать топонимы — местные названия географических объектов (населенных пунктов, рек, озер, прудов и т. д.), которые наиболее близки, понятны и понятны учащемуся [32].
При знакомстве с физической картой вашего района на уроке рассматриваются вопросы географического расположения территории, здесь учитель также может ввести основные понятия и термины (топонимика, топоним, микротопоним), раскрывается роль географических названий в нашей жизни, особенности образования географических названий региона. Здесь учитель объясняет, что все топонимы делятся на следующие классы: — ойконимы — названия населенных пунктов; — гидронимы — названия рек; — оронимы — названия горных вершин; — годонимы — название улиц. Учитель знакомит учащихся с происхождением названия нашего областного центра. Для активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно привести легенду о происхождении названия города и его этимологии.
1. Аникина Т. Н. Юный географ. Топонимика // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1. — С. 2–4.
2. Жучкевич В. А. Топонимика и работа с географическими названиями. — География в школе, 1969, № 2, с.54–57.
3. Жучкевич В. А. Общая топонимика. 3 –е изд., перераб. Минск, Высшая школа,1980,288 с.
4. Марденский Н. А. Изучение топонимики.- География в школе, 1976, № 1, с.52–53.
5. Мгеладзе Д. С., Колесников Н. А. Слова топонимических происхождения (топонимы) в русском языке. Изд-во Тбилисского ун-та, 1965, 127 с.
Роль географических названий в нашей жизни
Туристу о географических названиях
Туризм и топонимика
Названия окружают нас. Без преувеличения можно сказать, что мы живем в мире географических названий. Без названий практически невозможна никакая деятельность: они фиксируют место нашего рождения, жительства, работы и отдыха. Нельзя представить себе даже самую небольшую поездку за город, чтобы не прибегнуть к названиям: вокзала, на котором мы сядем в поезд; станции, где сойдем; речки, в которой собираемся искупаться… А если предпринять большое, длительное путешествие, то количество названий, к которым нам придется обращаться, возрастет во много раз.
На Земле имеют свои названия материки и части света; государства и входящие в них области, провинции, штаты; города, поселки, села и деревни; горные страны, хребты, отроги и вершины; перевалы и ледники, крупнейшие реки и маленькие ручейки; обширнейшие пустыни, степи, тундры и небольшие урочища. Еще никто точно не подсчитал, сколько существует географических названий на всей Земле, но подсчеты в отдельных странах, областях, районах позволяют оценивать их общее количество сотнями миллионов.
Ученые давно обратили внимание на долговечность названий, многие из которых живут тысячелетиями. Вымирают народы, исчезают языки, а названия продолжают жить, хотя и не остаются неизменными: с течением времени изменяется их звучание, написание, а иногда и смысловое значение. И новые поколения пользуются названиями, зачастую не зная ни языка, на котором они когда-то были даны, ни их значения. Пытливый человеческий разум не может мириться с таким положением, и люди издавна стремятся понять окружающие их имена. Но без надлежащей подготовки далеко не во всех случаях удается раскрыть смысл названий, возникших в далеком прошлом, на чуждых, нередко уже мертвых языках. Результатом самодеятельного толкования названий обычно бывает их переосмысление, стремление объяснить непонятные имена из слов современного языка. И, как правило, тут же сочиняются легенды, предания, рассказы, повествующие об обстоятельствах появления таких названий. Приведем несколько примеров. В числе притоков Оки, в ее среднем течении, есть река Ряса, название которой в прошлом веке связывали со словом ряса — «верхняя одежда священника», а объясняли его тем, что некий священнослужитель, переправляясь через реку, умудрился утопить в ней свою одежду. Но при внимательном рассмотрении этого речного названия оказывается, что оно далеко не единственное — в бассейне Воронежа известны Московская Ряса, Ягодная Ряса, Гущина Ряса, Говейная Ряса, Становая Ряса и другие Рясы. Наивно было бы предполагать, что в каждой из этих рек кто-то утопил по рясе. Новейшие топонимические исследования и замечательный «Словарь народных географических терминов» Э. М. Мурзаева (на который мы еще много раз будем ссылаться) показывают неоспоримую связь этих названий с народным географическим термином ряса — «мокрое место, мочажина, топь».
Попутно заметим, что всевозможные «потери» — излюбленный сюжет народной этимологии: считается, что в реках Часа, Меча, Сумка, Ворскла были утоплены часы, меч, сумка, подзорная труба (скло — «стекло»), поэтому они и получили такие имена. При этом сочиняется соответствующая легенда — меч потерял не кто-нибудь, а Мамай, подзорную трубу Петр I и т. д.
Название подмосковной реки Яхрома, имеющей очень древнее дорусское происхождение, восходящее к II—I тыс. до н. э., связывали с переездом через нее жены князя Юрия Долгорукого, которая потерпела при этом аварию, повредила ногу и воскликнула: «Я хрома!» Эти слова якобы и стали названием реки. Подобные наивные домыслы в XVIII, XIX вв. и даже в первой половине XX в. нередко приводились авторами серьезных научных трудов, проникали и на страницы энциклопедий.
В наши дни географические названия являются предметом изучения специальной науки — топонимики, которая обеспечивает правильный, объективный подход к их происхождению и смысловому значению. Топонимика возникла в России довольно давно — первые научные топонимические исследования появились еще в начале прошлого века, но бурное развитие она получила лишь за последние 25—30 лет. За эти годы издано множество разнообразной топонимической литературы, топонимику стали изучать в институтах и университетах, в научных учреждениях появились топонимические подразделения, а слово «топонимика» стало известно широкому кругу читателей и даже школьникам.
Значение топонимики как науки не ограничивается объяснением смыслового содержания названий. Это ее очень важная задача, но далеко не единственная. Результаты топонимических исследований находят широчайшее применение в языкознании, географии, истории.
Географические названия прежде всего являются словами языка, поэтому входят в сферу интересов языкознания. Названия относятся к географическим объектам и зачастую содержат четкую их характеристику, отражая географические особенности местности, поэтому они представляют интерес и для географов.
Названия после своего возникновения живут веками и даже тысячелетиями, многие из них характеризуют не современные географические условия, а те, что существовали в прошлом. Кроме того, названия социальны — их дают представители тех или иных слоев населения в определенных исторических условиях. Поэтому изучение географических названий особенно важно в интересах истории.
Историзм названий широко используется и в языкознании, когда восстанавливается былой лексический состав языка, применявшиеся в прошлом словообразовательные средства, особенности произношения, и в исторической географии, которая изучает существовавшие некогда природные условия, особенности расселения и миграции народов, былую территориальную организацию хозяйства.
Важнейшее направление практического использования топонимики — передача географических названий на русский язык со всех других языков. Разнообразие существующих в мире языков, наличие во многих из них звуков, отсутствующих в русском языке, специфика применяемых систем письма делает эту задачу далеко не простой. С проблемой передачи названий постоянно сталкивается картография. Достаточно представить себе большой географический атлас мира, чтобы понять, что нет такого языка, такой страны, в названиях которой не были бы заинтересованы картографы. Большое разнообразие издаваемых в нашей стране атласов и карт обусловливает требование правильной и единообразной, строго нормированной передачи названий. Одно и то же название должно одинаково писаться и на карте для начальной школы, и в капитальном научно-справочном атласе. В Советском Союзе, как и во многих других странах, созданы специальные службы географических названий, издается инструктивная и справочная литература. Выработанные картографией нормы и правила передачи названий должны использоваться всеми ведомствами страны, и прежде всего издательствами. К сожалению, это требование выполняется еще не в полной мере.
В наши дни, когда политические, экономические, культурные связи между различными странами постоянно расширяются, задача стандартизации и нормализации передачи названий приобретает важное международное значение. Именно поэтому при Организации Объединенных Наций создан специальный совет экспертов по географическим названиям, в ведении которого находится разработка этих вопросов.
Еще одна обширная область применения топонимики — работа органов Советской власти и других административных органов по созданию наименований для новых населенных пунктов, железнодорожных станций, морских, речных портов и аэропортов, по замене все еще встречающихся неудачных (неправильных, неблагозвучных и т. п.) названий, по увековечению в названиях памяти о тех или иных лицах, событиях, организациях.
Но из всех приложений топонимики для нашей темы наибольший интерес представляет ее использование в интересах туризма. Попав в новое место, любознательные туристы и экскурсанты почти обязательно задают своему экскурсоводу вопрос: «А что значит название этого города (реки, озера, горы, хребта и т. д.)?» На этот вопрос следует дать четкий, обоснованный ответ. Главным в рассказе должно быть научное объяснение современного названия, поданное в занимательной, общедоступной форме. Это, безусловно, трудно, так как научная популяризация топонимики развита у нас еще слабо, но стремиться к такой подаче материала нужно.