Иллюстрации к книге рассказов Михаила Павловича Коршунова «Петькая и его, Петькина, жизнь», из серии «Книга за книгой». Издательство «Детская литература», Москва, 1976 г. Рисунки А. Слепкова.
Для младшего школьного возраста. Книга напечатана тиражом 750 000 экземпляров, цена 9 копеек.
Рассказ «Лихие ребята»
Семья по дорожке отправилась к пруду.
Рассказ «Петька и его, Петькина, жизнь»
На четвертый день Петька одолевал четвертую страницу.
Рассказ «Клетчатое чучело»
Рассказ «Рисунок с натуры»
Рассказ «Мухоморовы шляпы»
Рассказ «Будь здоров, Капусткин!»
Выходные данные на книгу
Задняя сторона обложки
Сканирование и обработка PRETICH.ru
· Опубликовал Pretich September 13 2014 · В Искусство · 0 Комментариев · 8752 Прочтений ·
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.
У него была сестра Женя, а у Жени был сынишка Гарька.
Женя предложила Леониду Аркадьевичу, чтобы взял Гарьку и отправился на лето пожить на город, в лес, в посёлок Черёмушки.
В Черёмушках у Жени небольшой домик, сложенный из сосновых брёвен, под деревянной, покрытой щепой крышей.
Сама Женя поехать в Черёмушки не могла: её проектная мастерская, где она работала архитектором, была занята выполнением срочного заказа и отпуска следовало ждать не раньше осени.
Гарьку тоже никуда нельзя было послать с детским садом: он только что переболел свинкой и теперь должен был выдержать три недели карантина.
— Всякие «только» потом. В основном вопрос решён. Правильно?
Перечить Жене бесполезно: нравом упряма и напориста.
— Как с продуктами? Устроитесь. В Черёмушках есть магазин. Из деревни станут носить молоко. А готовить будет Матрёна Ивановна, она живёт через три двора. Как приедете, зайдите к ней. Я послала письмо. Да и вообще среди людей не пропадёте.
Дома Леонид Аркадьевич уложил в чемодан свои восточные книги и словари, бутылку с чернилами, полотняные брюки, майку, галстук, запасные косточки-вкладыши, которые употребляются для того, чтобы не мялись концы воротничков у рубашек, круглые резинки для рукавов.
Леонид Аркадьевич жил отдельно от сестры, жил одиноко, занимался научной работой в университете и с детьми никогда ничего общего не имел.
Дети пугали его той заботой, которой, как ему казалось, они требовали. А тут предстояло прожить вместе с Гарькой с глазу на глаз почти два месяца.
В день отъезда все трое сошлись на вокзале.
Пока Гарька восседал верхом на одном из чемоданов и старательно сосал леденцовую конфету, гоняя языком от щеки к щеке, Женя негромко говорила брату:
— Ты, Леонид, его воспитывай, не стесняйся. Принимай меры, какие найдёшь нужными.
— Нет, конечно, не обязательно, но если расшалится и будет мешать работать… Да, кстати, в отношении твоей работы… Мне кажется, Леонид, что тебе пора хотя бы на время отпуска оставить в покое твоих арабов и персов.
К перрону подали пригородный поезд.
Женя обняла и поцеловала сына с карамелькой во рту, потом брата и заторопилась на работу.
Когда Женя отошла уже на порядочное расстояние, Гарька, одолев наконец свою нескончаемую карамель, проговорил со вздохом:
— У мамы в сумке остался. От дома в Черёмушках. Она просила напомнить.
— Я сам только вспомнил.
Женя ходит быстро, размашисто, и догнать её не просто.
Дядька и племянник закричали на весь перрон:
Женя оглянулась: то ли услышала крики, то ли хотела окончательно удостовериться, что уже отправила брата и сына в Черёмушки.
Леонид Аркадьевич и Гарька беспорядочно замахали руками:
Но вот ключ у Леонида Аркадьевича, и они с Гарькой, успокоенные и примирённые, сидят в вагоне друг против друга у окна.
Крикливый, петушиный гудок пригородного поезда.
Отстучали под колёсами сортировочные стрелки, проплыли водонапорные башни и угольные ямы, и поезд заскакал по рельсам лёгкими дачными вагончиками.
Леонид Аркадьевич и Гарька молчали, смотрели в окно.
Густой паровозный дым опадал низко на землю, и козы, привязанные к колышкам на лужайках и в рощах, отворачивались, мотали в неудовольствии головой. Ребята-пастухи приветственно подкидывали фуражки.
По шоссе, соревнуясь с поездом, мчалась полуторка.
Леонид Аркадьевич спохватился: Гарька ничего не жуёт.
— Я тоже не хочу. Ты, когда захочешь, скажи.
У Леонида Аркадьевича в кармане пиджака два яблока. Ими надеялся поддержать Гарьку, если тот неожиданно проголодается, пока они устроятся в Черёмушках с едой.
Гарьке о яблоках было известно. Ещё на вокзале он поинтересовался у дядьки, отчего это у его пиджака так оттопырен один карман.
На ближайшей станции Гарька сказал, увидев, как из шланга поливают платформу водой:
— Я тоже поливал из кишки улицу. А вы, дядя Лёня?
Леонид Аркадьевич пристально сквозь очки поглядел на платформу и ответил, что как будто никогда прежде не поливал из кишки улицу.
Леонид Аркадьевич сказал, что предпочитает есть без косточек, но понял, в чём дело: достал из кармана яблоко и протянул Гарьке.
Гарька взял яблоко, поблагодарил и начал грызть, побалтывая ногами.
Гарька напялил их, но ему не понравилось: было мутно видно, а он думал, что будет как в бинокль.
Гарька от безделья пересчитал в вагоне окна, прошёлся между скамейками, внимательно разглядывая пассажиров, успел два раза стукнуться обо что-то головой и в конце концов задремал, привалясь к старику.
На одной из остановок паровоз резко толкнул вагон.
Гарька проснулся, вздохнул и сказал:
— А почему вы яблоки едите без косточек?
Леонид Аркадьевич молча протянул Гарьке второе яблоко.
Солнце заволокла большая туча, и полил дождь.
Вначале заскользил по окну лёгкими косыми каплями, потом отяжелел, выпрямился и ударил по земле гулким частым проливнем.
Вспенились, потекли пузырчатые потоки, пригнулись деревья, легла на землю трава. Даль исчезла в мутном водяном вихре.
Поезд приближался к Черёмушкам, а ливень не стихал. Сквозь водяную завесу показались очертания платформы.
Леонид Аркадьевич и Гарька взяли чемоданы, попрощались со стариком и сошли с поезда. На платформе укрыться от дождя было негде.
Леонид Аркадьевич кивнул, и они припустились с платформы к ближайшим деревьям.
Гарька мчался во весь дух, легко, точно кузнечик, перемахивая через лужи.
Леонид Аркадьевич бежал, громко отдуваясь, высоко расплёскивая грязь, а когда перепрыгивал через лужи, то в чемодане у него что-то грюкало.
Выбрали осину и устроились под ней.
Запахло влажными листьями и подгнившими корневищами. Дождь шумел в листве дерева, осыпаясь на землю. Примял кустарники и цветы.
Вскоре из-за тучи проглянуло солнце и запалило лес тёплым светом.
Плеснули последние струи дождя. Деревья, трава, цветы начали пить чистую дождевую воду, вбирать в себя тёплый солнечный свет.
Главный герой рассказа Михаила Коршунова «Живая природа» — ученик Федот Кукушкин. Однажды в школе ребятам дали задание – нарисовать для стенгазеты рисунки, сделанные с натуры. Учительница посоветовала ученикам брать сюжеты из живой природы. Федот был весьма честолюбив, и он решил, что его рисунок будет самым большим и займет много места в стенгазете.
Когда Федот пришел домой, он позвал своего младшего брата Тоську и объяснил тому, что они сейчас будут вдвоем рисовать кошку. Делать рисунок Федот решил весьма оригинальным способом – вдвоем с братом они поймали кошку, положили ее на лист бумаги и стали обводить карандашом. Кошка вырывалась и царапалась, отчего ее контур на бумаге получался очень неровным. Вдобавок, еще и хвост не вошел на лист бумаги и пришлось подклеивать дополнительный листок.
Когда рисунок был готов, Тоська сказал, что получилась не кошка, а колбаса с рогами. Федоту рисунок тоже не понравился, но он решил, что раскрасит его рыжими полосками и все поймут, что это рисунок кошки. Готовый рисунок Федот положил сушиться под кровать, и на этом рисунке всю ночь спала кошка.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Коршунова «Живая природа» заключается в том, что не следует ставить амбиции и честолюбие во главу угла, от этого может пострадать дело. Для Федота важно было сделать рисунок максимально большим по размеру, а художественные качества рисунка его особо не волновали.
Рассказ Коршунова «Живая природа» учит ответственно относиться к выполнению поручений и не идти на поводу у своих амбиций.
Из рассказа «Живая природа» можно сделать вывод: для того, чтобы дело получилось хорошо, нужно ответственно и взвешенно подойти к нему. Нарисовать хороший рисунок — это непростое занятие. Надо сначала потренироваться, оценить что и как получается, и лишь потом нарисовать рисунок набело. Рисовать с натуры — это значит показать животное таким, каково оно в действительности, как рисующий видит его глазом. А прикладывать кошку к листу бумаги — это самодеятельность. Любое дело мастерства требует.
Какие пословицы подходят к рассказу Коршунова «Живая природа»?
Много — хорошо, а больше — лучше того. Мы и сами с усами. Каковы глаза, такова и природа. Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Леонид Аркадьевич Лавров работал в университете — занимался изучением стран Востока.
У него была сестра Женя, а у Жени был сынишка Гарька.
Женя предложила Леониду Аркадьевичу, чтобы взял Гарьку и отправился на лето пожить на город, в лес, в посёлок Черёмушки.
В Черёмушках у Жени небольшой домик, сложенный из сосновых брёвен, под деревянной, покрытой щепой крышей.
Сама Женя поехать в Черёмушки не могла: её проектная мастерская, где она работала архитектором, была занята выполнением срочного заказа и отпуска следовало ждать не раньше осени.
Гарьку тоже никуда нельзя было послать с детским садом: он только что переболел свинкой и теперь должен был выдержать три недели карантина.
— Ну хорошо, — сказал сестре Леонид Аркадьевич. — Отправляй. Только…
— Всякие «только» потом. В основном вопрос решён. Правильно?
— Ну правильно… ну решён, — уступил Леонид Аркадьевич и слабо махнул рукой.
Перечить Жене бесполезно: нравом упряма и напориста.
— Как с продуктами? Устроитесь. В Черёмушках есть магазин. Из деревни станут носить молоко. А готовить будет Матрёна Ивановна, она живёт через три двора. Как приедете, зайдите к ней. Я послала письмо. Да и вообще среди людей не пропадёте.
Дома Леонид Аркадьевич уложил в чемодан свои восточные книги и словари, бутылку с чернилами, полотняные брюки, майку, галстук, запасные косточки-вкладыши, которые употребляются для того, чтобы не мялись концы воротничков у рубашек, круглые резинки для рукавов.
Женя собрала Гарьке тоже чемодан, а в чемодане — бельё, тетрадь для рисования, краски, заводной волчок с сиреной, пара новеньких ботинок.
Леонид Аркадьевич жил отдельно от сестры, жил одиноко, занимался научной работой в университете и с детьми никогда ничего общего не имел.
Дети пугали его той заботой, которой, как ему казалось, они требовали. А тут предстояло прожить вместе с Гарькой с глазу на глаз почти два месяца.
В день отъезда все трое сошлись на вокзале.
Пока Гарька восседал верхом на одном из чемоданов и старательно сосал леденцовую конфету, гоняя языком от щеки к щеке, Женя негромко говорила брату:
— Ты, Леонид, его воспитывай, не стесняйся. Принимай меры, какие найдёшь нужными.
— Что, обязательно меры? — насторожился Леонид Аркадьевич, поглядывая искоса на Гарьку.
Сквозь ворот рубашки видны тоненькие ключицы, на худеньком затылке — ямка, куда уползла косица нестриженых волос, колени и локти по-детски острые. Ну какие к нему там меры!
— Нет, конечно, не обязательно, но если расшалится и будет мешать работать… Да, кстати, в отношении твоей работы… Мне кажется, Леонид, что тебе пора хотя бы на время отпуска оставить в покое твоих арабов и персов.
— Ну хорошо, хорошо, там видно будет, — примирительно ответил Леонид Аркадьевич, человек мягкий, вежливый, с застенчивыми близорукими глазами.
К перрону подали пригородный поезд.
Женя обняла и поцеловала сына с карамелькой во рту, потом брата и заторопилась на работу.
Когда Женя отошла уже на порядочное расстояние, Гарька, одолев наконец свою нескончаемую карамель, проговорил со вздохом:
— Что — ключ? — не понял Леонид Аркадьевич.
— У мамы в сумке остался. От дома в Черёмушках. Она просила напомнить.
— Так что ж ты прежде молчал! — с сокрушением воскликнул Леонид Аркадьевич и от волнения сдёрнул с себя очки.
— Я сам только вспомнил.
Женя ходит быстро, размашисто, и догнать её не просто.
Дядька и племянник закричали на весь перрон:
Женя оглянулась: то ли услышала крики, то ли хотела окончательно удостовериться, что уже отправила брата и сына в Черёмушки.
Леонид Аркадьевич и Гарька беспорядочно замахали руками:
Но вот ключ у Леонида Аркадьевича, и они с Гарькой, успокоенные и примирённые, сидят в вагоне друг против друга у окна.
Над головами в багажных сетках, тоже друг против друга, два чемодана — большой и маленький.
Крикливый, петушиный гудок пригородного поезда.
Толчок назад — состав скрипнул, сомкнулась сцепка. Толчок вперёд — состав болтнулся, лязгнул перекидными мостками и стронулся с места.
Отстучали под колёсами сортировочные стрелки, проплыли водонапорные башни и угольные ямы, и поезд заскакал по рельсам лёгкими дачными вагончиками.
Леонид Аркадьевич и Гарька молчали, смотрели в окно.
Густой паровозный дым опадал низко на землю, и козы, привязанные к колышкам на лужайках и в рощах, отворачивались, мотали в неудовольствии головой. Ребята-пастухи приветственно подкидывали фуражки.
По шоссе, соревнуясь с поездом, мчалась полуторка.
Леонид Аркадьевич спохватился: Гарька ничего не жуёт.
— Я тоже не хочу. Ты, когда захочешь, скажи.
У Леонида Аркадьевича в кармане пиджака два яблока. Ими надеялся поддержать Гарьку, если тот неожиданно проголодается, пока они устроятся в Черёмушках с едой.
Гарьке о яблоках было известно. Ещё на вокзале он поинтересовался у дядьки, отчего это у его пиджака так оттопырен один карман.
На ближайшей станции Гарька сказал, увидев, как из шланга поливают платформу водой:
— Я тоже поливал из кишки улицу. А вы, дядя Лёня?
Леонид Аркадьевич пристально сквозь очки поглядел на платформу и ответил, что как будто никогда прежде не поливал из кишки улицу.
— А яблоки вы как едите? — неожиданно спросил Гарька. — Я — вместе с косточками.
Леонид Аркадьевич сказал, что предпочитает есть без косточек, но понял, в чём дело: достал из кармана яблоко и протянул Гарьке.
Гарька взял яблоко, поблагодарил и начал грызть, побалтывая ногами.
Покончив с яблоком, перестал болтать ногами и завёл разговор со стариком соседом: попросил у старика примерить его очки, потому что они были в тяжёлой роговой оправе и имели гораздо более внушительный вид, чем очки Леонида Аркадьевича — маленькие, с тонкой металлической окантовкой.
Гарька напялил их, но ему не понравилось: было мутно видно, а он думал, что будет как в бинокль.
Гарька от безделья пересчитал в вагоне окна, прошёлся между скамейками, внимательно разглядывая пассажиров, успел два раза стукнуться обо что-то головой и в конце концов задремал, привалясь к старику.
На одной из остановок паровоз резко толкнул вагон.
Гарька проснулся, вздохнул и сказал:
— А почему вы яблоки едите без косточек?
Леонид Аркадьевич молча протянул Гарьке второе яблоко.
Солнце заволокла большая туча, и полил дождь.
Вначале заскользил по окну лёгкими косыми каплями, потом отяжелел, выпрямился и ударил по земле гулким частым проливнем.
Вспенились, потекли пузырчатые потоки, пригнулись деревья, легла на землю трава. Даль исчезла в мутном водяном вихре.
Поезд приближался к Черёмушкам, а ливень не стихал. Сквозь водяную завесу показались очертания платформы.
Леонид Аркадьевич и Гарька взяли чемоданы, попрощались со стариком и сошли с поезда. На платформе укрыться от дождя было негде.
— Побежали! — крикнул Гарька.
Леонид Аркадьевич кивнул, и они припустились с платформы к ближайшим деревьям.
Гарька мчался во весь дух, легко, точно кузнечик, перемахивая через лужи.
Леонид Аркадьевич бежал, громко отдуваясь, высоко расплёскивая грязь, а когда перепрыгивал через лужи, то в чемодане у него что-то грюкало.
«Наверно, древние греки», — решил Гарька. Он знал, что Леонид Аркадьевич вечно копается в старинных и очень увесистых книгах.
Отзыв о рассказе Коршунова «Петька и его, Петькина жизнь»
Главный герой рассказа Михаила Коршунова «Петька и его, Петькина жизнь» — школьник по имени Петька. Однажды он совершил плохой поступок – ударил своего одноклассника Женьку, который был гораздо слабее Петьки.
Петька ожидал, что его будут ругать учительница и директор, что вызовут в школу родителей, но директор школы поступил очень необычно. Он выдал Петьке тетрадку и велел написать в ней о том, как Петька дошел до такой жизни, что стал бить людей. Директор сказал, что надо написать не менее четырех страниц и дал на это сроку четыре дня.
Еще директор добавил, что через четыре дня будет проведено школьное собрание, на котором ученики будут обсуждать Петькино поведение.
Пришлось Петьке сидеть дома и составлять описание своей жизни. Дело продвигалось медленно, потому что писать надо было грамотно, а посоветоваться было не с кем. Поэтому Петька часто смотрел в учебник грамматики, чтобы узнать, как правильно пишется то или иное слово.
А еще Петьке было трудно оттого, что все эти дни мальчишки во дворе играли в футбол, в то время как он вынужден был сидеть за описанием своей жизни. Петька постоянно думал о том, что драка с Женькой длилась всего несколько секунд, а теперь из-за этой драки несколько дней сидит за писаниной. Писал Петька о разном. Он вспомнил, как отдыхал в деревне у дяди и помогал тому в работе. Еще он написал, как пытался приучить домашнего ежа не бегать ночами по дому.
Через четыре дня состоялось собрание. Петьку ругали и одноклассники, и пионервожатая, и учительница. И только в конце собрания выступил директор и сказал, что он прочитал описание Петькиной жизни и пришел к выводу, что в будущем с Петькой ничего такого случиться больше не должно.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Коршунова «Петька и его, Петькина жизнь» заключается в том, что важно осознавать свои ошибки. Петька ударил одноклассника и не думал, что сделал что-то плохое. Но поручение директора заставило его осознать то, что он поступил плохо.
Рассказ Коршунова «Петька и его, Петькина жизнь» учит думать о последствиях своих поступков, и не делать зла окружающим. Ударить одноклассника — это из рук вон выходящие событие. Тем более, что пострадавший гораздо слабее нападавшего. Если есть желание помахать кулаками — иди в спортивный зал, и по установленным правилам показывай свою силу. Школа — это место, где получают знания, а не дерутся. Главному герою рассказа не помешало бы научиться хорошим манерам, принятым в цивилизованном обществе.
В рассказе мне понравился директор школы, который придумал хороший способ, с помощью которого провинившийся ученик мог осознать свое неправильное поведение.
Какие пословицы подходят к рассказу Коршунова «Петька и его, Петькина жизнь»?
То и вина, что попался. Делая зло, на добро не надейся. Жизнь дана на добрые дела.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.