рифкат минниханов биография нургалиевич семья
Рифкат минниханов биография нургалиевич семья
Четверть века вместе
К тому, что «не получается», в семье Миннихановых все уже привыкли. И вернувшегося из очередной командировки мужа Раиса Минниханова может встретить весьма странным заявлением:
— Приехал? Тебя тут работы килограммов десять ждет. Я взвешивала.
— А так. Взяла авоську, положила в нее почту за два дня и взвесила.
За 25 лет семейной жизни Раиса Исмагиловна научилась превращать все в шутку. А раньше ворчала: что муж дома мало бывает, что детям внимания не уделяет, что даже когда рожала, он в командировке был.
В школе Рифкат Нургалиевич и в самом деле считался человеком очень серьезным и даже суховатым. И до восьмого класса никак не проявлял своей симпатии к Рае Сиразиевой: за косички не дергал, портфель ее не носил. Хотя сидели они за одной партой с первого класса: «Две пятилетки дружбы».
В Германии Миннихановы отслужили три с половиной года. Там родился старший сын Рамиль. Правда, Рамилем он стал только спустя месяц после рождения: ждали папу, который был в командировке.
— Многие об этом не знают, но я тогда научилась шить шубы. Не только мутоновые. Брала и норку, и песец, и лису. Помог немецкий опыт, ведь в Германии я семью обшивала и обвязывала.
К вопросу, кто в доме хозяин, мы вернулись, когда речь зашла о диссертации.
А ей спокойно ли, если муж постоянно вне семьи? Неужели не ревнует?
МИННИХАНОВ
Рифкат
Нургалиевич
Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения»
Деятельность: Директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения», заместитель руководителя рабочей группы
Биография
Рифкат Нургалиевич родился в д. Новый Арыш Рыбно-Слободского района ТАССР.
Окончил Казанское высшее военное инженерное училище (1977 г.).
С 1977 по 1982 гг. — служба в составе группы Советских войск в Германии.
С 1982 по 1989 гг. — служба в Казанском высшем военном инженерном училище.
С 1990 по 1992 гг. — преподаватель.
С 1992 по 1997 гг. — заместитель начальника УГАИ МВД РТ.
С 1997 по 2016 гг. — начальник Управления ГИБДД МВД по РТ — главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по РТ.
С ноября 2016 г. — директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения».
Доктор технических наук (2000 г.). Полковник полиции. Заслуженный сотрудник органов внутренних дел РТ. Победитель Республиканского общественного конкурса «Руководитель года-2004» в номинации «Лучший руководитель подразделения внутренних дел».
Награжден орденом «Мужества», медалями «За боевое содружество» (2006 г.), «За доблестный труд» (2010 г.), орденами «Дружбы» (2011 г.), «За заслуги перед РТ» (2013 г.), «Дуслык» (2016 г.), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 степени (2017 г.), медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2020 г.).
Минниханов Рифкат Нургалиевич
Начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан (Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Республики Татарстан). Полковник полиции. Брат президента республики Рустама Минниханова.
Образование
Карьера
Достижения
Семейное положение
Авария с участием сына Рифката Минниханова
31 марта 2014 года в ГИБДД официально подтвердили, что участником аварии 28 марта, в результате которой погиб 16-летний студент, был сын Рифката Минниханова Рамиль.
«Да, Рамиль Рифкатович был за рулем автомобиля. По предварительным данным, во избежание наезда на пешехода он принял левую сторону дороги и совершил наезд на другого пешехода», — отметил представитель Госавтоинспекции изданию gazeta.ru.
Ранее появилась информация об аварии, о ней сообщил сайт kzn.сarobka.ru. Сообщалось, что «. 28 марта 2014 года Минниханов Рамиль Рифкатович, находясь за рулем автомобиля Ленд Ровер, совершил наезд на пешехода напротив дома №186 по улице Бигаш в городе Альметьевск. «.
31 марта 2014 года отец водителя автомобиля Рифкат Минниханов дал комментарий изданию business-gazeta.ru:
«Идет следствие. Все будет по закону, а закон для всех один. Я выразил соболезнования родственникам погибшего как родитель, я сделал все возможное. Мой сын ехал ко мне, вез внучку. Я в это время отдыхал в Альметьевске в санатории «Ян». Он с 18 лет за рулем, у него трое детей, он постоянно их возит», — сказал Рифкат Минниханов.
Рифкат Минниханов – байкерам: «Я люблю этот вид транспорта – его любит мой братишка. »
В дружелюбный обмен любезностями превратился сегодня круглый стол байкеров и Госавтоинспекции с участием Рифката Минниханова. Встреча началась с печальной статистики ДТП, продолжилась признанием грешков с обеих сторон, а завершилась подписанием резолюции, составленной самой ГИБДД по РТ. Между тем сами байкеры пока не подали ни одного заявления в суд против незаконной, по их мнению, эвакуации мотоциклов, ограничиваясь лишь жалобами в соцсетях.
Встречи с ГИБДД байкеры ждали с нетерпением и регулярно осведомлялись о времени и месте ее проведения
РИФКАТ МИННИХАНОВ РЕШИЛ ПОМИРИТЬСЯ
Красивым финальным аккордом в затянувшемся противостоянии казанских байкеров и автоинспекторов должна была стать сегодняшняя встреча главы республиканской ГИБДД Рифката Минниханова с представителями мотосообщества. Как уже писал «БИЗНЕС Online», байкеры, недовольные, по их мнению, «беспредельным отношением» сотрудников ГИБДД после резонансной и смертельной аварии на Глушко, долго добивались встречи с главным автоинспектором республики. Успеха они добились не сразу. Сначала мотоциклистам в качестве оппонента предложили главу казанского отдела ГИБДД Игоря Новикова. Но встреча конструктивной не получилась, ни о чем конкретном стороны договориться не смогли, а давление со стороны ГИБДД, по мнению байкеров, продолжилось. Потому в бой и пошла тяжелая артиллерия в лице Минниханова.
За полчаса до встречи, назначенной сегодня на 9:30, в фойе управления республиканской ГИБДД на Оренбургском тракте уже толпилось с десяток журналистов, пестрили брендированные микрофоны столичных телеканалов, расставлялись камеры. Конференц-зал на пятом этаже здания явно не был рассчитан на такое число гостей. Впрочем, мест за круглым столом хватило бы для всех, если бы не ряд общественных деятелей или медийных лиц. Так, на центральном месте, куда логичнее было усадить самого Минниханова и лидеров байк-движения, восседал владелец казанского сайта KazanFirst Ярослав Муравьев, за все полтора часа так и не нарушивший молчания. Самих байкеров на встрече было совсем немного, не больше 10 человек. В зале также присутствовали полтора десятка журналистов, пять представителей общественных организаций и — в полном меньшинстве — 8 представителей Госавтоинспекции.
Рифкат Минниханов 25 минут говорил о безопасности дорожного движения и приводил статданные
Сотрудники ГИБДД так основательно подготовились к круглому столу, что еще до его начала раздали всем участникам проект резолюции. Ряд стандартных пунктов-предписаний увенчался призывом к участникам конфликта (если точнее, то только к мотоциклистам города) соблюдать правила дорожного движения РФ, уважительно относиться к участникам движения, выполнять требования законодательства о покое и тишине граждан, а еще не вносить изменений в конструкцию транспорта — довольно очевидный намек на те самые глушители, что не дают казанцам спокойно спать по ночам.
«ЕСЛИ ОНИ ГОЛОВОЙ НЕ ПОНИМАЮТ, ТО ПУСТЬ ХОТЯ БЫ ЧЕРЕЗ КАРМАН ПОЧУВСТВУЮТ»
Первым слово взял глава республиканской ГИБДД. 25-минутный спич Минниханова был наполнен статистикой и посвящен безопасности дорожного движения. Главный автоинспектор Татарстана подчеркнул, что за 6 месяцев этого года в республике произошло 69 ДТП с участием мототранспорта, в которых погибли 7 человек (авария на Глушко в отчет не вошла). Затем Минниханов продемонстрировал (перед каждым участником круглого стола был установлен монитор с презентацией) кадры с очередной аварии, в которую угодил один из сельских мотоциклистов, и выразительно заключил: виной всему стало алкогольное опьянение водителя.
После такого заупокойного вступления слово взяла некая инициативная группа граждан Казани, которая, по замыслу организаторов, по-видимому, должна была уравновесить собой байкеров, озвучивая те неприятные для них истины, которые раньше вынуждены были проговаривать сами представители ГИБДД. «Нам не дают спокойно спать. У нас в Казани есть закон о тишине. Там установлены рамки — с 10 вечера до 6 утра. Предлагаю вообще запретить передвижение мотоциклов и автомобилей без глушителей в черте города, — посоветовала жительница одного из домов по улице Салимжанова Ольга Хамидуллина, — для чего необходимо оснастить сотрудников ГИБДД портативными шумоизмерителями. На нарушителей накладывать штрафы. По закону — от 500 рублей до тысячи. Я предлагаю их увеличить. Пусть они, если головой не соображают, хотя бы через карман почувствуют, что этого делать нельзя».
«Глас народа», прозвучавший в стенах ГИБДД, словно подавал байкерам намек: вы либо играете по нашим правилам, либо не играете вообще.
«Я ЛЮБЛЮ ЭТО ВИД ТРАНСПОРТА, ПОТОМУ ЧТО ЕГО ЛЮБИТ МОЙ БРАТИШКА»
Представители мотосообщества Казани были не так многословны. Три байкера поочередно взяли слово, но общей позиции от них так и не прозвучало. Складывалось ощущение, что на встречу с Миннихановым они пришли совершенно неподготовленными, а некоторые и вовсе видели друг друга впервые в жизни, при том что мотоциклов в Казани по меркам мегаполиса на перечет. По статистике, на 380 тыс. зарегистрированных в столице республики автомобилей приходится лишь 1835 двухколесных транспортных средств.
Наиболее эмоционально выступил кандидат в мастера спорта по мотогонкам Сергей Галкин. Обращаясь к Минниханову, он постарался донести, что не все владельцы мотоциклов — гонщики, дебоширы, любители спиртных напитков. Он же поднял вопрос о пресловутой рулевой рейке, не существующей в конструкции мотоцикла, но ставшей причиной эвакуации одного из транспортных средств. На этот вопрос следовало бы ответить заместителю руководителя ГИБДД по РТ Радику Рамазанову, сидевшему по правую руку от шефа, поскольку именно он в автоинспекции курирует вопросы технического оснащения транспортных средств. Но Рамазанов ограничился короткой ироничной улыбкой.
В заключение Галкин призвал Минниханова освоить мастерство вождения двухколесным транспортом. Главный автоинспектор республики вежливо улыбнулся и ответил дипломатичным отказом.
«Я был велосипедистом, но после того, как меня шлем спас от травмы, перестал ездить, потому что в Казани нет условий для движения на велосипеде, нельзя сказать, чтобы были условия для мотоциклистов, к сожалению, — признал он. — Но я люблю этот вид транспорта, потому что его любят мой братишка (имеется в виду президент РТ Рустам Минниханов — прим. ред.) и остальные друзья. Ничего зазорного в этом не вижу».
«НЕ МОТОЦИКЛИСТЫ МЕШАЮТ ЛЮДЯМ СПАТЬ, А ГРУЗОВАЯ ТЕХНИКА»
Не пропустили встречу обиженных байкеров с инспекторами и представители казанского филиала «Ночных волков». Известный факт — в столице Татарстана это движение в глазах общей массы мотоциклистов имеет не лучшую репутацию. Как утверждают казанские мотоциклисты, во время так и не признанной операции по массовому аресту транспортных средств сотрудники ГИБДД якобы занесли членов московского движения в касту неприкасаемых и не штрафовали «Ночных волков». Символично, что и представитель их организации сел не рядом с остальными мотоциклистами, а поближе к Рифкату Нургалиевичу. Впрочем, в зачитанной по бумажке речи молодой человек призвал стороны урегулировать конфликт, а сотрудников Госавтоинспекции — не трогать добропорядочных мотоциклистов.
Куда более категоричен был Михаил Шутов, единственный из владельцев байков заявившийся на встречу в официальном костюме. «Многие сказали, что людей сейчас стало меньше и народ стал тише. Я вам признаюсь, те, кто не останавливался, ездил с грязными номерами, так же и ездят. Я живу в центре города, у меня открыты все окна, которые выходят на улицы Татарстан и Нариманова. И не мотоциклисты не дают спать, они пролетают буквально за секунду, мешается грузовая техника, от нее как раз много звука», — сказал он.
Михаил Шутов (слева): «Трогать законопослушных людей, которые останавливаются, соблюдают ваши законные требования, неправильно»
Впрочем, главная претензия Шутова состояла в якобы незаконных действиях сотрудников полиции. «Трогать законопослушных людей, которые останавливаются, соблюдают ваши законные требования, неправильно. Программа по мотоциклам не только в Татарстане действует, я пообщался с представителями разных регионов, самый злостный мотобан — в Тюмени», — добавил он.
Минниханову ничего не оставалось, кроме как признать — нарушения, бывает, допускают их и его сотрудники. «В любом случае беззаконие, если они творят, мы разбираемся, принимаем меры, есть и уголовные дела, и административные. Но в семье не без урода, всякие бывают», — миролюбиво ответил начальник управления ГИБДД, на чем встреча и завершилась. Но завершилась ли конфронтация сторон?
НЕОБЪЯВЛЕННАЯ МОТОВОЙНА
Обострение противостояния казанских байкеров и Минниханова началось после резонансного ДТП на улице Глушко, которое произошло в ночь на 13 июля. При столкновении на большой скорости с автомобилем LADA Kalina погибли мотоциклист и его пассажирка. После ДТП в Казани под предлогом неисправной тормозной системы или несуществующей рулевой рейки сотрудники ГИБДД в массовом порядке начали эвакуировать мотоциклы и ставить их на штрафстоянки. В среде байкеров заговорили о том, что Госавтоинспекция превышает свои полномочия, а приказ закрывать все мотоциклы на стоянку дал Минниханов.
Минниханов подчеркнул, что в том случае, если обиженные байкеры не согласны с действиями его подчиненных, они могут обжаловать их в суде. «Нас всегда ругают, что Госавтоинспекция Татарстана привлекает к ответственности, если ребенка перевозят на адаптере [ремня безопасности]. Но в суд-то на меня почему-то из водителей никто не подал. Значит, они где-то что-то не так делают? Мы к суду готовы, пусть подают», — заметил главный инспектор РТ.
«Для нас нет разницы, мотоцикл или автомобиль. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли? Что, нам делать больше нечего, только по байкерам работать?» — возмущался ранее главный инспектор республики
И действительно, в первый день массовой эвакуации мотоциклов, которую байкеры окрестили «облавой», сотовый телефон представителя ФАР по Казани Дмитрия Золотова разрывался от жалоб владельцев, лишившихся своих «железных коней». За утро байкеры получили с десяток протоколов об административных правонарушениях и лишились 6 мотоциклов. Юрист ФАР Владлен Копвиллем рекомендовал владельцам забирать свои мотоциклы со штрафстоянок и подавать иски в суд «в порядке административного судопроизводства на неправомерные действия сотрудников ГИБДД».
Один из пунктов подготовленной заранее резолюции круглого стола призывает мотоциклистов не вносить изменений в конструкцию транспорта — довольно очевидный намек на те самые глушители, что не дают казанцам спокойно спать по ночам
«ЛИБО БАЙКЕРЫ ЗАПУГАНЫ, ЛИБО НЕ ВЕРЯТ В ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫИГРАТЬ У ГИБДД»
Однако сегодня в разговоре с корреспондентом издания Копвиллем констатировал, что ни одно заявление в суд не было подано. «Жалобы байкеров ничем не закончились — они только говорили, а реально-то в суд никто не подал, — заметил юрист. — Только шум подняли информационный, а реальных действий от них нет никаких».
Причем судебные перспективы потерпевших байкеров юрист ФАР оценивал высоко. «Можно было подать в суд на неправомерные действия сотрудников ГИБДД и обжаловать их действия. Гаишники не правы, это абсолютно точно. Сам начальник ГИБДД Казани говорит, что нарушения были одни, но они не могут этого доказать, и поэтому наказывают байкеров за другое. Тем самым они прямо заявили о бессилии ГИБДД города. Понятно, что их действия незаконны, суд они [ГИБДД] бы проиграли. Но исков не было — либо байкеры запуганы, либо не верили в возможность выиграть у ГИБДД. Но я сколько ни судился с ними, всегда выигрывал. А когда я байкерам советовал, что надо делать, они высказали сомнения в моей компетентности, и в ответ я предложил им воспользоваться услугами более компетентных юристов».
Зато в сети были опубликованы обращения депутата Госдумы РФ (по федеральному списку), вице-президента общественной организации «МотоСправедливость» Дмитрия Ушакова к генпрокурору РФ Юрию Чайке и начальнику ГИБДД МВД РФ Виктору Нилову, в котором справедливоросс выражает свое возмущение «вопиющим нарушением прав» на почве того, что в Казани «массово забирают под заведомо ложным предлогом мотоциклы на штрафстоянку, угрожая лишить регистрации».
Жалобы байкеров на действия ГИБДД ничем не закончились, в суд никто не подал
Противостояние ГИБДД и байкеров находилось под пристальным прицелом соцсетей. На протяжении минувшей недели в группах соцсети «ВКонтакте» мотоциклисты предупреждали о том, где размещены временные посты ГИБДД, и жаловались на неправомерные, с их точки зрения, задержания «мотов».
Встречи с ГИБДД байкеры ждали с нетерпением и регулярно осведомлялись о времени и месте ее проведения. За час до начала в одном из мотопабликов было опубликовано извещение: «Сегодня в 9:30 состоится круглый стол с представителями мотодвижения Казани и руководством ГИБДД по РТ. Все неравнодушные могут подъехать на парковку центрального ГИБДД, Оренбургский тракт, 5. Особенно это касается пострадавших от неправомерных действий».
Справедливости ради отметим, что помимо потоков ненависти и проклятий в адрес ГИБДД появлялись и публикации в защиту инспекторов. «Сегодня была сдача экзамена в гаи на категорию «А». Никого не щемили, не давили. Сдали очень много человек (в том числе и Я). Ждите на улицах города через неделю. Ох буду наваливать», — охарактеризовал работу республиканской ГИБДД пользователь Василий Станиславович, одновременно предупреждая о пополнении рядов шумных мотоциклистов на дорогах города (орфография и пунктуация автора сохранены).
«Он приучил министров и правительство выполнять законы Российской Федерации»
Старшему брату президента Татарстана Рифкату Минниханову — 65
1 июня, в День защиты детей, исполняется 65 лет Рифкату Минниханову — директору ГБУ «Безопасность дорожного движения», бессменному в течение 20 лет главному госавтоинспектору Республики Татарстан, «крестному отцу» системы тотального слежения за нарушителями скоростного режима. О том, как Рифкат Минниханов стал «строителем» республиканской ГИБДД, когда и почему среди татарстанских водителей закрепилось за ним прозвище «старший брат» и как он «оцифровал» татарстанские дороги, — в материале «Реального времени».
В ГАИ пришел строитель
Послужной список Рифката Минниханова выглядит недлинным: военное училище, служба в ракетных войсках, руководящие должности в Казанском высшем военном командно-инженерном училище имени маршала М.Н. Чистякова, а с 1992 года — служба в ГАИ, где за неполных семь лет он дорос до должности начальника республиканского управления.
— С первых дней в ГАИ он очень энергично взялся за работу, — вспоминает бывший главбух Управления ГАИ МВД Республики Татарстан Валентина Гущина. — Подпись финансовых документов ему доверили сразу же. Закупки… С ним мне, как главному бухгалтеру, впервые стало комфортно и спокойно работать. А ведь это были «штормовые 90-е» — развал плановой системы, дефицит финансов, сплошные взаимозачеты, стихийный рынок со скачущими ежедневно ценами, призрачными обязательствами поставщиков, ужесточение налогового контроля.
— С приходом в 1992 году Рифката Минниханова в ГАИ Татарстана начался новый этап развития, — говорит Масхут Мифтахов, долгое время занимавший должность замначальника управления ГИБДД. — Нам повезло, мы получили умного, опытного, требовательного и кристально честного руководителя, главным приемом руководства которого был личный пример. В любых экстремальных ситуациях, а случались они нередко: непроходимые заносы на трассах, разбойные нападения на водителей, тяжелые ДТП, разливы бензина и сжиженного газа, он всегда был на месте, командовал, сам включался в работу.
При Минниханове в Госавтоинспекции началась эпоха больших строек. Самой крупной стало новое здание управления на Оренбургском тракте. Фото gibdd.tatarstan.ru
При Минниханове в Госавтоинспекции началась эпоха больших строек. Самой крупной стало новое здание управления на Оренбургском тракте. Кроме него в «эпоху Минниханова» были построены котельная, два жилых дома для сотрудников, несколько станций техосмотра, здания ГАИ в районах республики, контрольные посты милиции, детские картодромы.
Теплыми словами Минниханова вспоминает и депутат Госсовета Татарстана шестого созыва Рифнур Сулейманов:
— Уважаемый Рифкат Нургалиевич! Примите самые сердечные поздравления и наилучшие пожелания по случаю Вашего 65-летнего юбилея!
Будучи грамотным руководителем и чутким человеком, Вы к каждому делу подходите с потрясающим профессионализмом и творческим подходом, а Ваше умение эффективно решать самые сложные задачи снискало заслуженный авторитет. Широта вашей деятельности и успехи, достигнутые в разных сферах, вызывают огромное уважение.
Пусть Ваша инициативность, активная жизненная и гражданская позиция, неравнодушие и доброжелательность по отношению к людям и в дальнейшем помогают реализовывать самые смелые проекты!
Спасибо за неизменное внимание к родной республике и огромный вклад в ее развитие. Мы ценим установившиеся между нами партнерские и дружеские отношения и от всей души благодарим за многолетнее плодотворное сотрудничество.
Уважаемый Рифкат Нургалиевич, в день Вашего юбилея желаю Вам здоровья, благополучия, успехов во всех делах и добрых начинаниях! Пусть каждый новый день приносит радость, рядом всегда будут надежные люди, а в семье — любовь и согласие!
«Результаты этой работы проявятся в будущем»
Картодромы — часть отдельного направления работы Рифката Минниханова, который, вдобавок, родился в День защиты детей. Именно в его бытность главным гаишником Татарстана в республике началась планомерная работа по внедрению преподавания основ безопасности дорожного движения в детских образовательных учреждениях, развитию движения ЮИД — Юных инспекторов дорожного движения. Кстати, с 2002 года, когда российские юидовцы начали участвовать в международных соревнованиях, татарстанские команды ЮИД представляли Россию 11 раз и 7 раз становились призерами, а в 2010 и году в 2011 годах — чемпионами европейского конкурса.
С 2002 года, когда российские юидовцы начали участвовать в международных соревнованиях, татарстанские команды ЮИД представляли Россию 11 раз и 7 раз становились призерами, а в 2010 и в 2011 годах — чемпионами европейского конкурса. Фото Олега Тихонова
— На мой взгляд, самое главное, что сделал Минниханов, будучи начальником республиканской Госавтоинспекции, — он создал систему подготовки будущих грамотных участников дорожного движения, начиная с детсадов, — говорит председатель татарстанской организации Всероссийского общества автомобилистов Юрий Кулагин. — Это важнее всего, потому что результаты этой работы проявятся в будущем, это навсегда остается в голове. У нас отрядов ЮИД больше, чем в других регионах, а значит, у нас больше детей вовлечено в изучение правил дорожного движения. Сколько раз меня спрашивали коллеги из других регионов, я помогал с методическими материалами, а сделать так, как у нас, они не смогли — не хватило воли и желания у местных руководителей ГИБДД. Никто не повторил пока опыт Татарстана с развитием Детско-юношеских автошкол, а ведь именно так готовятся грамотные и законопослушные участники дорожного движения. Сколько нужно средств и знаний вложить в это все — ему удалось. А конкурсы водительского мастерства «Автоледи», «Автобабай», среди студентов — тоже с нас началось. Недооценивать их значение нельзя: мы видим — кто прошел эту систему, более культурно ведет себя на дороге.
«Конкурсы водительского мастерства «Автоледи», «Автобабай», среди студентов — недооценивать их значение нельзя: мы видим — кто прошел эту систему, более культурно ведет себя на дороге», отмечает Юрий Кулагин. Фото Максима Платонова
Всевидящее око
— Это человек с чувством нового, мобильный, энергичный, — дал Рифкату Минниханову экспресс-характеристику Марат Галеев. — Он — доктор технических наук, а это редкость для силовика и чиновника. То, что Татарстан одним из первых начал внедрять цифровые технологии в систему дорожного движения — его заслуга. И то, что в Казани нет сегодня больших пробок — это в том числе и результат проводившейся с его подачи цифровизации: автоматизированной системы регулирования скорости потоков, работы светофоров.
«Старший брат следит за тобой», — невесело перефразировали водители цитату из антиутопии Джорджа Оруэлла, когда Рифкат Минниханов стал активно внедрять на дорогах республики не только цифровые методы управления движением, но и автоматизированный контроль за его скоростью — фото- и видеофиксацию. Да, конечно, речь о том, что камеры, которые сразу стали вносить весомый вклад в доходную часть бюджета в виде штрафов, расставил на дорогах старший брат президента республики. Но и о том, что с этого момента нарушителям порядка на дорогах с каждым годом становилось все неуютнее.
Это достижение, вылившееся во внедрение «Автодории» и тотального слежения за скоростью на российских дорогах, до сих пор воспринимается неоднозначно, однако факт остается фактом: все началось с Татарстана и — никак не обойти — с Рифката Минниханова.
— Все, что связано с уменьшением в итоге количества жертв ДТП, — меры положительные, — говорит Юрий Кулагин. — Вначале камеры у многих вызывали нарекания, но потом стало ясно — это дисциплинирует водителей, и это хорошо. И я много езжу по России, имею возможность сравнивать с другими регионами и считаю: замечательно, что у нас в Татарстане по инициативе Рифката Нургалиевича первыми в России ввели видеоконтроль.
— По моему ощущению, с уходом Рифката Минниханова с поста начальника ГАИ порядка на дорогах у нас стало меньше, — считает представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Сейчас гаишники фактически плюнули на введенный при нем на многих дорогах запрет на левые повороты, и водители ездят как кому удобно. А для порядка жесткость все-таки нужна.
Достижение, вылившееся во внедрение «Автодории» и тотального слежения за скоростью на российских дорогах, до сих пор воспринимается неоднозначно, однако факт остается фактом: все началось с Татарстана и с Рифката Минниханова. Фото kazanreporter.ru
А что касается камер фотовидеофиксации, то, по мнению Хайруллина, тут ГИБДД Татарстана уже пора бы выходить на новый уровень:
— В Москве, куда я часто езжу, они фиксируют уже длинный список нарушений, а у нас, как и при начале их внедрения, работают в основном на полосу и скорость…
«Масштаб личности увидел, поднявшись на федеральный уровень»
Переход Рифката Минниханова с поста начальника республиканского управления ГИБДД, который он занимал два десятилетия, на должность директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» был ожидаемым. Масштаб денежных потоков, которые контролирует эта структура, соответствует масштабу личности: сюда стекаются средства, собираемые от весовой выдачи пропусков на период сезонного ограничения движения, здесь согласовывается размещение объектов в придорожной полосе автомобильных дорог общего пользования, выдаются техусловия на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов и так далее. По данным сервиса «Руспрофиль», ГБУ «БДД» являлась поставщиком в 94 государственных контрактах общей стоимостью 111,5 млн рублей и выступала заказчиком в 1 720 государственных контрактах более чем на 7,7 млрд.
Однако человек, близкий к Рифкату Минниханову, сказал автору этого материала в 2016 году, что главным для экс-начальника ГАИ при смене места работы стало нечто другое: «Он давно мечтал вплотную заняться внедрением новых технологий на дорогах так, чтобы текучка не мешала». Добиться от немногословного героя этого материала подтверждения или опровержения этой информации не удалось — остается поверить на слово информатору, тем более что косвенно это подтверждают те, кто с ним в этой области тесно сотрудничал.
«Он одним из первых в масштабе всей большой службы внедрял лучшие методы цифровизации. И если бы она в стране внедрялась такими темпами, как это делал Рифкат Нургалиевич, я думаю, мы бы сегодня имели совершенно другие доходы и совершенно другую экономику», — считает Айрат Фаррахов. Фото Максима Платонова
— Рифкат Нургалиевич — чрезвычайно талантливый человек, а талантливый человек талантлив во всем. Служба Госавтоинспекции, которую он возглавлял и где мне посчастливилось с ним сотрудничать, добилась больших результатов в рамках всей страны. Особенность его была в том, что ни для кого не делалось исключений, он чрезвычайно принципиальный человек, который приучил министров и правительство выполнять законы Российской Федерации, — после вполне ожидаемого «юбилейного» вступления с неожиданной стороны обрисовал Минниханова-старшего депутат Госдумы от Татарстана Айтрат Фаррахов. — Очень серьезно он навел порядок. А еще он одним из первых в масштабе всей большой службы внедрял лучшие методы цифровизации. И если бы она в стране внедрялась такими темпами, как это делал Рифкат Нургалиевич, я думаю, мы бы сегодня имели совершенно другие доходы и совершенно другую экономику.
Фаррахов подчеркнул, что масштаб личности Рифката Минниханова он понял, лишь поднявшись на федеральный уровень:
— Как оказалось, он имеет колоссальный авторитет не только в Министерстве внутренних дел Российской федерации, но и в экономике, в медицине, он активно интересовался внедрением цифровых технологий в этой области. И в социальной политике. Он очень активно интересуется всеми современными тенденциями!
И немного о личном
— То короткое время, когда мы вместе находились на отдыхе и не были обременены служебными обязанностями, меня всегда поражало его трепетное отношение к семье, — говорит Айрат Фаррахов. — К супруге, детям, внукам. Это было для меня всегда таким примером, он, в отличие от меня, успевал все. И еще важная черта — его отношение к ветеранам ведомства, забота, которая проявляется не по праздникам, а постоянно, и это очень ценно.
Слева направо: Нургали, Раис, Рустам и Рифкат Миннихановы. Фото из архива семьи Миннихановых
Свое особое отношение к семейным ценностям, как, впрочем, и другие свои заслуги, сам Рифкат Минниханов обсуждать не склонен. Но роль семьи в его жизни становится понятной, когда он говорит об отце, руководителе Сабинского леспромхоза:
— Отец — это уникальный человек, источник неистощимой энергии, трудяга сам и вдохновитель всех окружающих, заботливый муж, отец, дед, наполнявший дом теплом и светом. Настоящий мужчина, который посадил очень много деревьев, построил очень много домов, воспитал троих сыновей. По жизни он не столько требовал и контролировал, сколько создавал условия, поощряя интерес к знаниям, ответственное отношение к урокам и спорту. Денег на детей, на социальные нужды работников лесхоза не жалел никогда, верил, что это инвестиции в будущее поселка, в будущее лесного хозяйства.